Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Музей как средство воспитания дошкольника. Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Путешествие в прошлое ложки

Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.

Этапы работы.

  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)

Чем они пользуются за столом?

Как вы думаете, когда появились первые ложки?

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4) .

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5) , добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6) , которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10) , или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Пословицы:

  • Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
  • Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.

Надежда Березовская

Прежде чем давать знания, надо научить думать,

Воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.

Актуальность проекта.

В условиях быстроменяющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка – дошкольника. В процессе экспериментирования, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы.

Проект познавательно – исследовательский.

Долгосрочный (сроки проведения: сентябрь – февраль).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Реализация проекта осуществляется через следующие образовательные области:

Познавательное развитие:

Дать представления об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, росписи, материалу).

Формировать умение выделять основные части и отличительные особенности ложки, углублять представления о свойствах и качествах столового прибора – ложки.

Развивать умение дифференцировать обобщающие понятия, выделять существенные признаки предметов и их отличительные особенности.

Формировать познавательный интерес к свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).

Речевое развитие:

Знакомство с книжной культурой.

Учить строить собственное высказывание.

Обогащать словарный запас детей.

Художественно – эстетическое развитие:

Учить передавать в рисунках образы предметов.

Обращать внимание на оформление разных видов творческих работ: коллекция, мини – музей, журнал, альбом.

Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Желаемые результаты:

Повышение познавательной активности детей;

Проявление интереса к предметам окружающего мира.

Развитие мыслительной активности и творческих способностей.

Итоги:

Создание мини – музея «Ложечка – красавица, детям очень нравится».

Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Что за ложка, просто диво».

Презентация мини – проекта.

Цель проекта:

Познакомить детей с историей изобретений, расширить кругозор посредством познавательно – исследовательской деятельности детей на примере истории возникновения ложки.

Задачи проекта:

Расширение и активизация словаря дошкольников,

Формирование у детей мотива познавательной деятельности,

Создать условия для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Поддерживать устойчивый интерес детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете – ложке.

Заинтересовать детей созданием мини – музея ложки.

Организация деятельности участников проекта:

Подготовительный этап:

Подбор и анализ информации по данной теме.

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о ложках.

Определение интересующих вопросов по теме исследовательской деятельности.

Основной этап:

Пополнение развивающей среды проекта.

Образовательная деятельность в режимных моментах (создание проблемных ситуаций, загадывание загадок на тему проекта, пословицы, поговорки, стихи, физминутки).

Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме проекта. Игра «Донеси картошку ложкой». Оформление творческих заданий, продуктивная деятельность. Разучивание ролей к показу инсценировки «Ложечка точеная – ручка золоченая».

Заключительный этап:

Подведение основного итога «История возникновения ложки».

Представление результатов проекта - создание «мини – музея ложки».

Рассказ детей о впечатлениях от участия в проекте.

Обсуждение темы следующего проекта.

Вопросы, направляющие проект:

Когда, где и как появилась ложка?

Где, кто и из чего изготавливает ложки?

Как изменилась ложка с древних времен и до наших дней?

Что такое ложка?

Какими бывают ложки?

Все ли ложки одинаковы?

Как называется мастер, который изготавливает ложки?

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, выделять материал, из которого изготавливаются предметы, четко выделять их назначение.

Научились различать виды росписи, узнали, что все ложки разные и у каждой своя неповторимая история возникновения. А благодаря использованным в ходе проекта стихотворениям, прибауткам, физкультминуткам и различным подвижным играм по данной тематике, дети усвоили материал легко в привычной, и доступной для них, игровой форме.

В дальнейшем мы будем продолжать пополнять коллекцию нашего мини – музея «Ложечка красавица» новыми экспонатами, творческими работами, поделками сделанными руками наших воспитанников, а также их родителями.

План работы по реализации познавательно – исследовательской проектной деятельности с детьми старшей группы.

Сентябрь – октябрь:

- «История возникновение ложки», «Ложки разные нужны, ложки разные важны» презентация, создание альбомов. Организация родителей в помощи составления мини-музея ложки.

Октябрь – ноябрь:

Беседа, презентация «Ложки особого назначения», «Ложкари – народные умельцы». Повторение пройденного материала.

Декабрь:

- «Процесс изготовления ложек, материал, свойства, необходимые инструменты». Повторение пройденного материала.

Январь:

- «Вятские, смоленские, ложки деревенские». Презентация, составление альбома. Повторение пройденного материала.

Февраль:

Проведение экскурсии в «мини – музей ложки». Выставка экспонатов мини – музея. Открытое занятие, с целью показа освоенных детьми знаний в ходе проекта.

Публикации по теме:

«История возникновения города Орла в стихах и картинках» Это авторское методическое пособие в виде презентации, знакомит детей с историей возникновения родного города. Существует несколько исторических.

Конспект интегрированной НОД в разновозрастной группе, средний и старший дошкольный возраст (образовательные области: познавательное развитие,речевое.

Беседа «История возникновения Кубани» Беседа: «История возникновения Кубани» МАДОУ детский сад№3 Воспитатель Огиенко Татьяна Сергеевна Беседа: «История возникновения Кубани».

Информационно-исследовательский нравственно-патриотический проект «История России в лицах» Авторы проекта Егорова Наталья Васильевна и Бадмаринчинова Лилия Ильсуровна Одной из важнейших задач нашего времени является воспитание.

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, Юниор» Малой академии наук учащихся Кубани 2012 -2013 учебный год

Многоликая ложка

Выполнена

Зубаревой Полиной

ученицей 3-«А» класса

Лобас Антоном

учеником 3–«А» класса

МБОУ СОШ № 5

Каневского района

Научный руководитель

Моргун Л.Ю.

учитель начальных

классов МБОУ СОШ № 5

ст. Стародеревянковская, 2012

Титульный лист

    Введение…………………………………………………………………………………….3

    Основная часть

    1. История деревянной ложки……………………………………………………………4

      Технология изготовления ложки……………………………………………………...5

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения………………….6

      Результативность работы……………………………………………………………..6

      Обряд приёма пищи на Руси…………………………………………………………..7

      Деревянная ложка в традиционной культуре………………………………………..7

      Ложка в устном народном творчестве ………………………………………………8

      Ложка - музыкальный инструмент……………………………………………………8

    Анкетирование одноклассников и родителей…………………………………………..9

    Заключение………………………………………………………………………………..10

    Список литературы……………………………………………………………………….11

    Приложения……………………………………………………………………………I-VII

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Введение.

Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья. В любой части земного шара нет ничего более близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи. И они, как люди, рождаются и умирают, переезжают из дома в дом. Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история.

Будь то суп или картошка
для обеда нужна… ложка.

Ложки знают давно и почти все народы. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна.

Простой люд на Руси пользовался деревянными ложками. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. Кроме того, деревянная ложка губы не обжигала. Ложки обычно ассоциируются у нас с приемом пищи. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным! Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева - и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой. А ведь раньше наши предки, славяне, да и многие другие народы пользовались деревянными ложками по их прямому назначению, и блюда от этого становились вкуснее и ароматнее. Поговорим об истории ложки – простой, но такой символичной. Слово ложка одно и предмет-то по идее один и тот же мы представляем. А почему же она многоликая. Что это за лица? И мы сможем найти ответ на этот вопрос.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Основная часть

    1. История ложки

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Самые первые ложки делали еще за 3000 лет до н. э. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости, и древесина. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси - древесина.

(Приложение 1. Интервью с заведующей школьным музеем Нефёдовой С.П.)

Что такое ложка?

Ложка - это своего рода сосуд, чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. «Черпай жизнь полной ложкой» - говорит народная мудрость. Когда ложка появились, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна. Происхождение слова ложка теряется во тьме веков. Корень слова общеславянский. Некоторые лингвисты считают, что происходит оно от слова «луг», «лужок». Другие предполагают, что в основе названия глагол «лизать», «елозить», или греческий глагол, означающий «глотать». Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

(Приложение 1. Интервью с библиотекарем Нартовой Е.Е.)

Ложка в словарях.

Ложка – орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, шевырка, едалка. (В. Даль. «Толковый словарь русского языка. Современная версия».)

Ложка – предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (Словарь Ожегова).

Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу (кашу, кисель и пр.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).

Ложка - в настоящее время общеупотребительный столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку (Материал из Википедии).

Ложка – один из предметов столового прибора для зачерпывания жидкой, полужидкой пищи (Словарь русского языка академии наук СССР. Том 2)

Первое упоминание о деревянных ложках (или как их тогда называли "лжицах") на Руси встречается в “Повести временных лет” и относится к 996 году, хотя есть все основания говорить, что использовали их на Руси с древнейших времён. 1

      Технология изготовления ложки

Технология производства ложек была довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю – вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Примечательно, что ручки у русских ложек были короткими, так как во время приёма пищи, их держали всей пятерней. (Приложение1. Интервью с учителем Моргун Л.Ю.)

Что означает выражение «Бить баклуши?

Делали ложки из разных пород деревьев. Первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши 2 (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда и пошло выражение "бить баклуши" 2 , которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. В Интернет сети найдена старейшая книга «Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек» 1899 г. выпуска. 3 В издании в литературно-художественном стиле описана история деревянной ложки, все этапы народного промысла по изготовлению: выбор и срубка леса, распилка леса, выделка баклуш, сушка ложек, их очистка, окраска, разрисовка. (Приложение 4 рис.2)

____________________________________________________

1 «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

2

3 АУКЦИОН. Про книги.

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения (Приложение 2)

В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например: разливная ложка; межеумок - простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); боская - продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая.

      Результативность работы: схема видов ложек (Приложение 3).

Деревянные декоративные ложки с росписью появились в 17 веке и получили название по месту появления этого вида искусства – Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские, Вятские, Смоленские, Нижегородские, Архангельские. Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачили, те, кто покрывал расписную посуду лаком. (Приложение 4 рисунки 1,3,4)

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. 4 Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5

___________________________

4 Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5 Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

      Обряд приёма пищи на Руси (Приложение 5 Интервью с бабушкой)

Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

      Ложка в традиционной русской культуре (Приложение 5 Интернет)

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Еще мы посмотрели информацию через сеть Интернет и узнали, что ложка столовая глубокая состоит из 3 частей: черпало, держало и соединяющая перемычка.

Ложка была верным другом солдату во время войны.

Ю.М.Погорельского « Сказ о солдатской ложке» Верст больших и трудных тыщи Прошагал солдат в войну, И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

__________________________

5 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

Доставал ее, когда Краткий отдых был у роты, А еще была еда. В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет!

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам". Когда-то смеялись над русскими: они, мол, черпак за голенищем носят. Тем не менее кусочек родного дерева помогал человеку в дороге-пути, легче переносились невзгоды… 6

      Ложка в устном народном творчестве (Приложение 6. Загадки, пословицы, афоризмы)

      Ложка – музыкальный инструмент

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Чем суп "хлебать", тем и музыку играть! Ну и как же не вспомнить игру на ложках! Большое разнообразие самобытных музыкальных инструментов имеет русский народ. 7 Но особой популярности удостоились деревянные ложки. О ложке как музыкальном инструменте более подробные сведения появляются в конце XVIII века. Ложки при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.

Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Ее используют, по сей день, так как это прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа.

6 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

7 Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    Анкетирование одноклассников и родителей (Приложение 7)

Анкета для родителей и детей

    Где вы впервые увидели деревянную ложку?

    Есть ли у вас дома деревянная ложка?

    Деревянная ложка – это сувенир или столовая принадлежность?

    Как и где можно использовать деревянную ложку?

Результаты анкетирования

(опрошено 58 человек, 43 ребёнка и 15 взрослых)

В результате анкетирования детей и родителей мы выяснили, что сегодня деревянная ложка есть у каждой хозяйки, однако используется больше в качестве сувенира(30ч.- 52%) или при помешивании блюд (17 ч.- 29%), чем при принятии пищи (11ч.-19%). Очень мало информации получают от старшего поколения (9ч.- 15%), в музеях (12ч.-21%), дома (14ч.- 24%) телевизор, Интернет (23ч.-40%). Все опрошенные владеют информацией о деревянной ложке, имеют представление о внешнем виде, способах ее использования.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Заключение.

В результате нашего исследования следует сделать вывод, ложка существовала всегда. Ложка называется ложкой от слова ладошка, как первобытному человеку ложкой служила ладонь. Мастер, который вырезал деревянные ложки назывался ложкарь. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад были уже известны. В основном на Руси деревянной ложкой пользовалось крестьянство ввиду дешевизны и доступности материала.

Мы в обычной деревянной ложке увидели необычное - её многоликость. Деревянная ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли... Она хороша и на столе, и в гадании, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.

В будущем, мы хотим выяснить:

    Какие ложки в других странах мира?

    Есть ли заводы в Краснодарском крае, выпускающие ложки?

    От чего ложку назвали красной?

    Что означают напутственные слова от предков «Живите на красную ложку»?

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Список литературы

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- Москва ЭКСМО, 2002 г. с. 373

    Словарь русского языка. –Москва: Изд-во «Русский язык», 1983, Том II, с. 197.

    Диск Золотая коллекция. Энциклопедии и словари. Словарь Ожегова.

    «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

    Интернет-реурсы: - С ложкой через века. Из истории русской ложки.

http://ru.wikipedia.org/wiki Баклуша

    http://www.aboutbooks.ru/auction/16/?id=3496 АУКЦИОН. Про книги.Селивановский И.П. Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек. М.: изд. К.И. Тихомиров, 1899.

    Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

    Русское народное прикладное искусство К.Маёрова К. Дубинская М. «Русский язык» 1990, с.25

    Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    http://smoz.ru/mp3/ - кадриль Ложки

Цель: Формировать устойчивый познавательный инетерс детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-ложке.

Задачи:

  1. Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу) .
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать логическое мышление, память, воображение.
  4. Совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивать эстетический вкус.
  5. Расширять словарный запас детей (части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись) .
  6. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Тип: Познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о сервировки стола и столовых приборов;
  • Чтение сказок: «Жихорка» , «Три медведя» ;
  • Рассматривание иллюстраций о видах ложек.
  • Образоватльная деятельность по теме: «Украшение ложки хохломской росписью»

Материал: презентация, набор ложек, камни, ракушки, пластелин, вырезанная форма ложки из картона.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и садятся на стульчики

Педагог: Ребята я загадаю вам загадку, а вы отгадаете и узнаете о чём сегодня мы с вами будем говорить на занятии.

Две сестры: одна большая,
Кашу манную мешает,
Ну, а младшая сестрёнка
Чай помешиввает звонко.

Дети: Ложки.

Педагог: Молодцы, отгадали правильно, это ложки! Сегодня мы с вами узнаем как появились ложки. А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ложка-труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки
Слово овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите, чо у меня в руке? (камень) . Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Воспитатель даёт каждому ребёнку камень.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удобно было есть людям с помощью камня?

Дети: неудобно потому что он холодный и неудобно из него есть.

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки. Как вы думаете из них тоже удобно было есть людям?

Дети: Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды и края неровные, острые и не хватает ручки.

Воспитатель: В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называется хаси.

Показ с воспитателем ложек-палочек.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как появились ложки на Руси?

Дети: Да, хотим.

Показ презентации: «Изготовление ложек на Руси» .

Воспитатель: На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.

Воспитатель обращается к детям:

Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День Рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День Рождения бывает только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке.

Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?

Давайте произнесём волшебные слова: раз, два, три-вот и в музее мы! Закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют движения и оказываются в «музее» , где на столах лежит большое количество разных ложек.

Дети рассматривают «Музей ложек» трогают их руками, сравнивают по форме, размеру, величине.

Проводится дидактическая игра: «Какая ложка»

Дидактическая игра. «Какой, какие, какая?

Если ложка сделана:

из дерева, какая она (деревянная)
из металла, какая она (металическая)
из фарфора, какая она (фарфоровая)
из пластмассы, какая она (пластмассовая)

из серебра, какая она (серебряная)
из золота, какая она (золотая) .

Проводится подвижная игра: «Посуда»

Педагог: Я вам предлагаю поиграть, игра называется «Посуда» .

Вот большой стеклянный чайник- (надули животики: одна рука на поясе,

очень важный, как начальник, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые блюдца- (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос- (ложатся на ковёр, вытягиваются)

Он посуду нам принёс.

На столах лежат загатовки картонных ложек и пласилин для украшения.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте ребята, мы с вами на День Рождения ложку нарядим, оживим их лица: из синего пластилина- глазки, из красного-ротики, украсим их узором.

Дети самостоятельно украшают ложки пластилином.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей, оценивают работы своих друзей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Воспитатель подводит итог занятия.

Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии?

Дети рассказывают впечатления о проведённом занятии.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чебурашка» , корпус №3 «Якорёк» Воспитатель Чемерилова Оксана Владимировна г.Чайковский, 2015г.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....