Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника : избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

Когда ребенок идет в первый класс , родители беспокоятся: какими будут его успехи в школе? Постепенно первоклассник привыкает к учебному процессу, родители успокаиваются, поскольку оценка результатов осуществляется только словесно: «молодец», «хорошо», «будь внимательней». Ругать ребенка за оценки нет нужды.

Следующий всплеск переживаний родителей начинается, когда ребенок переходит во второй класс и в дневнике появляются отметки.
— Я не поняла! — гневно кричит мама на сына — второклассника. — Почему сегодня «два»?
— Я ошибся, деля слова на слоги, — виновато отвечает мальчик.
— Ну ничего: отлуплю вечером — сразу разделишь слоги! — Гневно говорит мать и почти бежит к выходу, а сын, едва переставляя ноги, уныло плетется вслед за ней, ожидая наказания.

Но можно было поступить совсем иначе. Следовало спросить, за что ребенок получил такую оценку, что ему было непонятно на уроке, и успокоить: «Дома мы с тобой потренируемся в разделении слов на слоги, а завтра тебе на уроке будет интереснее, и чувствовать себя будешь увереннее». Родители часто забывают, что оценка — это показатель знаний и умений ребенка. Если ученик получил низкую оценку, то наказание ума ему не добавит, наоборот, наказывая, родители все дальше продвигаться в направлении тупиковых отношений с ребенком.

Существует еще один тип родителей — как эта мама:

— Я ничего не хочу слышать, — говорит она дочери, которая учится в четвертом классе, — мне нужны только отметки «4» и «5»!
У девочки от слов матери горько на сердце, страшно. Вот учительница объявляет, что диктант по русскому языку четвероклассница написала на тройку. Ребенок, боясь наказания, бросается к учительскому столу и становится колени:
— Пожалуйста! Не ставьте мне «3», меня мама дома убьет, если получу ниже «4».
Учительница, не зная, как поступить, застыла от этих слов. Имея доброе сердце, она сказала ученице, что позволит ей завтра переписать диктант. Девочка облегченно вздохнула. На следующий день она написала диктант снова на «3», но учительница, пожалев девочку, исправила ошибку синей пастой и поставила «4».
Ребенок не дотягивал до высоких результатов, и скоро начал «выплакивать» оценки по всем предметам. И здесь сложилась решающая для психики ситуация: изучать предмет или учиться вымаливать?
Маму вызвал школьный психолог. Он объяснил вредность ее поведения для формирования у ребенка интереса к обучению и посоветовал поработать с девочкой над теми темами, которые она не понимает. А если родители не могут сами компетентно объяснить, то психолог рекомендовал нанять репетитора, чтобы тот раскрыл «темные» стороны науки. Таким образом, проблема была решена: девочка устранила пробелы по всем предметам, и теперь, если она получает «2» или «3», мама спрашивает, где именно и что ей не понятно. Родители этой девочки теперь смотрят на оценки не как на конец света, а как на результат совместной работы ребенка, учителя и своей.

Каждый родитель понимает важность оценки и знаний ребенка по-своему. Вот одна мама говорит другой: «Почему ты не требуешь от своей дочери высоких баллов, ведь она знает больше моего сына, а оценки имеет ниже? Ее скромность никто не оценит в наше время». И слышит в ответ: «Я не собираюсь делать из дочери истеричку, для меня важнее, что останется в ее голове. В ситуации, когда учитель постоянно подгоняет, ей психологически трудно выложить все, что она знает. Если ее очень подгонять, а еще и кричать, она вообще может растеряться, закрыться в себе и ничего не рассказать. К сожалению, похвалой и поддержкой
со стороны учителей пока трудно заручиться. Твой сын может сказать: «Подождите, я еще не все рассказал» или «Не ставьте, пожалуйста, «3», я принесу реферат об озерах», а моя дочь из-за своего темперамента сделать этого не может».

Задумайтесь! Неужели вы, взрослые, учась в школе, всегда получали «пятерки»?
И неужели всегда, когда вы приносили «2», «3», «4», вас жестоко наказывали? Или причина скрывается именно в этом: вы учились не очень хорошо, у вас с детства остался комплекс «слабого ученика», и вы все несбыточные мечты хотите перевести на ребенка?

Любите своих детей! Может, хватит уже относиться к ним как к подопытным кроликам? Может, уже пора вспомнить, что они — маленькие личности со своим богатым внутренним миром? Дайте детям больше свободы, не давите авторитаризмом, больше общайтесь с ними, тогда они смогут в чем-то пойти вам навстречу. И не забывайте, что много хороших, талантливых люди не были отличниками. Главное — обучать и воспитывать так, чтобы у ребенка был «стержень» человечности и стремление к хорошему.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

С годами неприятные инциденты обычно стираются из памяти — и большинство взрослых людей вспоминает школу с теплотой и ностальгией. Некоторые родители, позабыв передряги собственных школьных лет, порой не замечают проблем детей-подростков, не воспринимают их всерьёз и оставляют отпрысков наедине со своими страхами. Однако трудности школьника могут быть следствием (или стать причиной) серьёзных психологических проблем. Накануне 1 сентября «Диалог» узнал у сегодняшних школьников и недавних выпускников, что их тревожило больше всего, и попросил психолога, аспиранта факультета психологии СПбГУ Станислава Гаркушу прокомментировать эти страхи.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок Огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire), 2005/Warner Bros. Pictures/Heyday Films/Patalex IV Productions Limited

Страх №1: Не сдать ЕГЭ

Дарья, выпускница 2016 года: «Я бы не сказала, что к ЕГЭ я готовилась круглосуточно – в течение года у меня было время и на друзей, и на молодого человека, и на сериалы. Но давление было огромным: и со стороны учителей, которые говорили, какой сложный будет экзамен, и со стороны мамы, которая вечно твердила, что нужен блестящий результат, чтобы поступить в желаемый вуз. Кстати, в итоге поступила туда на бюджет. Для меня самым тяжелым был апрель: помню, как заплакала, стоя у доски, из-за глупой шутки одноклассника, а потом минут 20 не могла взять себя в руки. Тогда поняла, что пора начинать пить успокоительные».

Комментарий психолога: «Для каждого ребенка «не сдать ЕГЭ» – не одно и то же. Для кого-то это значит не поступить на бюджет, – то есть, это ответственность за семейные деньги. А для кого-то это потеря престижа. Например, когда родители всем рассказывают про ребенка – «умного, хорошего, который поступит в такой-то вуз», и тому подобное. Так что невозможно дать один ответ, как с этим страхом бороться. Обязательно нужно разбираться, что ребёнок вкладывает в этот страх, почему для него это так важно – сдать ЕГЭ. Общую рекомендацию вроде «не давите на ребенка», конечно, дать можно, но родитель может считать, что он этого не делает, но при этом говорить: «Сдай ЕГЭ, я на тебя не давлю», – и тысячу раз это повторять. Во многих случаях есть реальная проблема – ребёнок чувствует себя плохо, у него повышенная тревожность, – тогда неплохо бы обратиться к психологу. Родитель может не замечать собственных действий, которые провоцируют ребёнка на повышенную тревогу».

Страх №2: Разочаровать родителей и учителей

Александра, выпускница 2017 года: «Было очень страшно разочаровать родителей, которые верили в меня, в то, что я могу хорошо учиться, а потом поступлю в престижный вуз. Я боялась подвести уважаемых учителей. У меня, например, была очень требовательная учительница по английскому. Но при этом она в нас действительно много вкладывала, много трудилась, занимаясь с нами, поэтому получить низкий балл по её предмету было не просто страшно – а стыдно».

Комментарий психолога: «Могут быть различные случаи. Одна ситуация – опять же, бюджет. Понятное дело, что сейчас образование у нас в стране бывает довольно дорогим, и, если ребёнок учится не так, как нужно для поступления в университет, он может брать на себя дополнительную ответственность за семью, за семейный бюджет. Другой случай, когда ребёнка могут представлять как, скажем, продолжателя династии. Но в целом, если ребёнка не принимают в семье таким, какой он есть, накладывают свои амбиции, не учитывая желаний ребёнка, то могут возникать подобные страхи. И в целом рекомендации будут те же самые – разбирать каждый случай отдельно, и, если возможно, обращаться к психологу и стараться поддерживать ребёнка, принимать его. Сдал он какой-то экзамен, не сдал – это далеко не показатель того, какой ребёнок, – хороший или плохой».

Страх №3: Получить плохую оценку

Элина, выпускница 2017 года: «С 1 класса я хотела получить золотую медаль. Нам говорили, что для этого нужно за два последних года по каждому предмету иметь хотя бы половину пятёрок, но я боялась, что закон изменят, и я со своими четвёрками не получу медаль. Для меня бы это было трагедией всей жизни на тот момент, я шла к этой цели все 11 лет учёбы, и не могла пустить всё на самотёк, мне надо было быть полностью уверенной в результате. Поэтому я даже четвёрок старалась не получать, а уж о тройках даже думать боялась. Вообще в 11 классе я срывалась от перенапряжения, несколько раз даже плакала».

Комментарий психолога: «Кого-то бьют дома из-за плохих оценок. Кого-то не бьют, но говорят: «Как же так? Ты нас разочаровал». Может, у кого-то очень сильная школа или такой класс, в котором практически все отличники, и получить четвёрку – значит стать хуже других. Бывают, опять же, ситуации, когда ребёнку дома твердят, что он должен быть идеальным во всём. Это может привести к неврозу и срывам. Другое дело, что ребёнок может просто расстроиться из-за тройки. В принципе, расстраиваться – это нормальная реакция, её тоже нужно принимать: ребёнок расстроился, подумал над произошедшим, – это не значит, что нужно бежать к психологу или любому другому специалисту, даже говорить «не расстраивайся». Почему нет? Расстроился – сделал выводы, в следующий раз поступил иначе. Также бывают случаи, когда родители отдают ребёнка в школу в маленьком возрасте, и на фоне более взрослых детей он ещё «не тянет». Это может привести к тому, что, сравнивая себя и других одноклассников, ребёнок будет понимать, что он местами слабее – ему сложнее удерживать внимание, контролировать эмоции, у него может начать развиваться негативное восприятие себя. И в связи с этим абсолютно нормально развивающийся ребёнок может показывать плохие результаты, просто потому что занятия ему не по возрасту. Основная рекомендация – быть мудрым родителем, постараться понять, что именно ребёнок вкладывает в оценку, что это для него значит, и уже отталкиваться от этого, а не от собственных притязаний на ребёнка. «Ты обязан быть отличником» – зачем?»

Страх №4: Строгие или злые учителя

Олеся, выпускница 2016 года: «У меня в школе была учительница, которую боялись все, особенно младшие классы. Она всегда много кричала, её легко можно было вывести из себя, при этом на своих уроках она была очень требовательная – не сделать домашнее задание было равноценно самоубийству. С возрастом мы поняли, что это – её стиль работы, что на выходе мы получаем от неё действительно очень много знаний. Да и со старшеклассниками она общалась уже на равных, так что в 11 классе от былого ужаса, кажется, ничего и не осталось».

Комментарий психолога: «Страх в таком случае может возникнуть как от банального: учитель проявляет агрессию к ребёнку, он к нему несправедлив, так и в связи с более сложными ситуациями – ребёнок мог пострадать от человека, который внешне напоминает учителя. Может быть, какие-то манеры вызывают ассоциации и, в связи с этим, появляется необъяснимый для него страх. Опять же, в любой ситуации важно разбирать конкретный случай. Может быть, этот учитель терроризирует весь класс. Но не обязательно сразу клеймить преподавателя. Нужно разбираться».

Страх№5: Выходить к доске

Дмитрий, 10-классник: «Мне всегда было страшно выходить к доске. Возникал ужас от того, что я могу начать тупить, учитель будет злиться, а одноклассники смеяться. На русском языке наша учительница почти каждый урок вызывает кого-нибудь к доске писать словосочетания на орфографию. И вот у неё страшно сделать глупую ошибку: она начнет говорить, что мы повторяли это правило уже сто раз, а я не запомнил. А классе в шестом я не мог у доски умножить 6 на 7. Просто забыл, сколько это будет».

Комментарий психолога: «Возможно, у ребёнка есть дефекты речи, которых он стесняется. Эти проблемы может решить психолог, индивидуально. Помимо психолога он, например, может пойти на курсы ораторского искусства. Или страх может быть связан с неприятием в классе: когда он выходит к доске, слышит насмешки и шутки, негативные высказывания со стороны одноклассников или учителей. Опять же, нужно постараться максимально уйти от поиска простого ответа. Да, можно попробовать применять простые техники: например, технику управления своими эмоциями, но далеко не факт, что это поможет решить проблему. Допустим, мы купировали страх выходить к доске, но может остаться целый ворох нерешённых проблем, которые останутся без внимания. Поэтому нужно каждый отдельный случай разбирать очень внимательно, и, уже исходя из этого, предпринимать определённые шаги».

Страх №6: Быть изгоем

Елизавета, 11-классница: «В средней школе у меня было мало друзей, мы вообще, кроме как внутри небольшой компании, почти ни с кем не общались. В какой-то момент я поняла, что хочу дружить и с другими ребятами, и стала отдаляться от старой компании, чтобы влиться в класс. Ещё помню, что иногда я забывала постирать одежду, и бывали ситуации, когда все нормальные вещи были грязными, и я не хотела идти в школу в чём-то другом. Боялась, что на меня будут косо смотреть, смеяться надо мной. У меня ещё и школа такая – девочки на понтах в брендовых платьях».

Комментарий психолога: «Для подростка очень значима референтная группа, к которой он принадлежит. Основная сфера деятельности для него – это межличностное общение, и, в связи с этим, важными становятся вопросы взаимодействия со сверстниками. Но, опять же, далеко не у всех: некоторые отлично себя чувствуют наедине с собой. Но в целом, если говорить о подростках, это самая важная сфера деятельности. Таковы этапы развития, вхождения человека в общую жизнь. Поэтому естественен страх не влиться в коллектив, быть от него отчуждённым».

Страх №7: «Спалиться» со шпаргалкой

Егор, 10-классник: «Пугает, что учитель заметит шпору, поставит тебе плохую оценку, а потом ещё и доверять не будет, начнет уделять тебе больше внимания на тестах. На одном из зачётов я решил ничего не учить, и попробовать чудо современной техники – микронаушник. Это такая крохотная бусинка, её кидаешь на барабанную перепонку, а потом специальным магнитом вытаскиваешь. Но половину того, что мне диктовал друг, я не слышал, были постоянные проблемы со связью, он не понимал, чего я от него хочу. В итоге – тройка. Выучить всё гораздо надёжней».

Комментарий психолога: «За рубежом, как мне известно, шпаргалки считаются постыдными, и за них грозят довольно серьёзные санкции. Если мы говорим про российскую действительность, то очень часто применение шпаргалок является иногда не просто не постыдным, а чуть ли не престижным. Это «высший» уровень: ты смог обмануть учителя. Почему применяют – тоже возможны варианты. Один из них – лень. Многие говорят, что смысла нет учить предмет: он не пригодится – и так себя оправдывают. Но, в целом, тут ещё вопрос в культуре. У нас, к сожалению, сложилась определённая культура списывания, которая иногда даже поощряется со стороны сверстников. Но для кого-то шпаргалка может служить и подспорьем, дающим уверенность: если его поймают с ней, он, даже зная ответ, не сможет ответить».

Страх №8: Мама или учитель увидят с сигаретой

Евгений, 11-классник: «Я сейчас не курю, но, как и все, пробовал. В школе страшно, что увидят учителя, поведут к директору, хотя я даже не знаю, что мне за это будет. Естественно, пугало, что узнает мама, будет ругать. Но в итоге в какой-то момент она узнала, и просто провела «воспитательную беседу».

Комментарий психолога: «Для каждого ребёнка курение – это не одно и то же. Кто-то начинает курить из-за влияния референтной группы, как многие говорят, – «улица научила курить». Если ты куришь, то ты часть этой группы, ты молодец. Для кого-то это может быть желанием быть похожим на папу или маму. Для кого-то это – аспект взрослости, который придаёт уверенности. Для кого-то это просто любопытство. Если родитель узнаёт, что его ребёнок курит, ему стоит воздержаться от давления, агрессии, и, тем более, физического насилия. Нужно постараться поговорить с ребёнком. Но, опять же, если родитель сам курит и при этом говорит, что курить – нехорошо, то эффекта может и не быть. Важны и возраст ребёнка, и особенности отношений между ребёнком и родителем».

Что делать с другими страхами?

Комментарий психолога: «Далеко не всегда взгляд родителя может быть объективным. Поэтому нужно быть мудрым: поддерживать ребёнка, принимать его таким, какой он есть. Это не значит, что нужно поощрять девиантное поведение и отклонения, но, тем не менее, вне зависимости от поступков, нужно любить и поддерживать ребёнка. Не нужно давить на него, пытаясь добиться успехов, которых он сам достичь не может. Стоит подумать, чего вы хотите от ребёнка и почему: зачастую за счёт сыновей и дочерей родители пытаются воплотить собственные амбиции. В этом случае нужно понять, что ребёнок — не вы и не ваша собственность, у него должна быть своя жизнь и свой выбор. Не стоит сразу клеймить учителя и винить его в проблемах ребёнка – нужно разбираться. Вообще во всех страхах стоит разбираться, потому что каждый школьник – уникальная личность, а значит, даже самая, на первый взгляд, незначительная проблема может таить в себе совершенно непредсказуемую причину».

Пусть ребенок научится не бояться плохих оценок. © Shutterstock

Твой ребенок - не самый плохой ученик в классе, но плохие оценки часто портят ему и тебе настроение. Очень важно научить школьника не бояться плохих оценок.

В будущем это поможет ребенку проще относиться к своим неудачам и не считать их вселенской катастрофой.

Учеба в школе - это познание жизни

Для начала объясни ребенку, что смысл учебы не заключается в удачах и неудачах. Важно в школьные годы научиться приобретать полезные жизненные навыки. Расскажи, что в школе важно научиться понимать окружающих, налаживать отношения. Но, конечно, знания тоже очень важны.

Чтоб научить ребенка не бояться плохих оценок и ошибок, расскажи ему, что обучение - длительный, медленный процесс, продолжающийся всю жизнь.

И если все время думать об оценках, то времени на учебу не хватит. Да и многие великие открытия не обошлись без длительных испытаний, многочисленных ошибок и неудач.

Не запугивай школьника плохими оценками

Понятно, что если мама постоянно приговаривает: "Учи, а то получишь двойку!", ребенок просто патологически будет бояться получить плохую оценку. Как следствие, боязнь отвечать на уроке.

© Shutterstock А когда ребенок робеет и переживает, он однозначно не способен адекватно воспринимать информацию.

И показать знания тоже толком не может, даже если они и есть.

Хорошо, если учитель чуткий и понимает, что школьник скромный и робкий.

А если нет? Тогда - сплошные двойки. Получается замкнутый круг.

Так что не ругай школьника за плохие оценки, лучше расспроси, что нового ребенок узнал в школе. В процессе беседы обязательно выяснится, почему он получил плохую оценку.

Как поступать, если ребенок принес «двойку», и как правильно мотивировать на хорошую учебу. Рекомендации психолога .

Марина, нужно ли объяснять ребенку про систему школьных оценок, что «пять» — это хорошо, а «два» — плохо?

Если в школе существует система оценок, и особенно если она принята в начальной школе, то о ней, безусловно, нужно говорить с ребенком. Объясните ему, в каких случаях и за что можно получить ту или иную оценку. Важно, чтобы у ребенка не сформировалась такая негативная связь: «если у меня плохие оценки, значит я – плохой».

В традиционной российской школе оценка – это публичный акт. То, на какие отметки учится тот или иной ребенок, знает весь класс, а то и вся школа. И очень часто, особенно в младшей школе, оценки являются мерилом личности ребенка в целом, когда ярлыки типа «троечник» или «отличник» свидетельствуют о способностях ребенка в принципе. Они же являются фильтром в процессе адаптации ребенка как в коллективе сверстников, так и в учительском сообществе. И эта призма является основной в школьной среде. То, что у ребенка скорость восприятия материала ниже, чем у других, к примеру, или в силу своего холерического темперамента ему трудно сосредоточиться на задаче – все эти нюансы будут учтены в самую последнюю очередь.

Зачастую школа не учитывает и динамические процессы в развитии ученика. В начале года ребенок мог показывать далеко не лучшие результаты, зато к концу четверти его успеваемость стала выше, однако общий балл при выведении четвертной отметки не учтет этот прогресс – начальные низкие оценки, тем более в большом количестве, обесценят конечные высокие отметки.

Поэтому ребенок, конечно, должен знать, что ему необходимо стремиться получать хорошие оценки, чтобы быть успешным в будущем. Но плохие оценки при этом не должны трактоваться как незнание, безалаберность и лентяйство.

Ребенок получил «двойку». Стоит ли наказать?

Не нужно этого делать. Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Если есть плохая оценка, значит, нужно больше стараться, чтобы улучшить результат. Наказывая ребенка за плохую оценку, например, лишая прогулок, игры или общения с друзьями, его мотивация будет негативной. Она формирует либо страх, либо нигилизм. В случае страха ребенок будет бояться проявлять инициативу. Это может реализовываться так: например, у одной задачи может быть несколько решений, но даже если они есть у вашего ребенка, он будет молчать или использовать единственно допустимый ответ, потому что будет бояться ошибиться. В случае нигилизма возникает агрессия и отвращение к учебе, ребенок будет мыслить так: «если у меня плохая оценка, значит, я буду поступать плохо во всем».

Дайте ребенку понять, что плохая оценка – это лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Это как в спорте, где проигрыш или пропущенный гол – не провал, а очередная тренировка и шаг к новому достижению, победе. Именно таким должно быть отношение у ребенка к отметкам учителя.

Если за каждой плохой оценкой следует ее разбор, причем в коннотации положительного исхода, то избежать их удастся быстрее. Потому что ребенок, принесший двойку, будет знать, что сможет объяснить родителю, почему такое произошло, за что двойка, в каком месте он недопонял материал. У школьника будет чувство безопасности, а не страха. Задача родителей и учителей обеспечить такое безопасное пространство для ученика и в первую очередь ученика начальной школы.

Ребенок боится получить плохую оценку, сильно нервничает перед контрольными? Что делать?

Если ребенок боится плохих оценок, скорее всего, здесь свою «роль» уже сыграли родители, которые «нагрузили» ребенка своими ожиданиями и негласными требованиями.

Не нужно делать из ребенка продолжение собственной успешности! Станьте товарищем своему чаду! В каждом оценивании нужна поддержка, забота, ребенок должен знать, что у него есть безопасное место и это место – его семья.

Если ребенок переживает перед контрольной, расскажите историю о себе, о том, как вы шли на контрольные работы, как сдавали экзамены, о том, что вам тоже было порой страшно и волнительно, как и ему сейчас. И очень часто контрольные заканчивались благополучно, потому что знаний было достаточно, точно так же, как и у вашего ребенка. Но когда вы получали не очень хорошую оценку, у вас всегда был шанс ее исправить. И этот шанс есть и у ребенка. Эта идентификация в данном случае важна, она обеспечивает поддержку вашему ученику.

В том, что ребенок постоянно боится получить плохую оценку, нет ничего хорошего. Психика ребенка, которому угрожает плохая оценка, в родительском и учительском неприятии будет включать защитные механизмы. И это нормальная психическая функция. Однако защита будет сама по себе не лучшая. Один вариант – это бесконечное чувство вины за плохую отметку и недовольство собой, что в результате способно привести к идентичности неполноценного человека. Второй вариант – это выработка такого качества, как лукавство, замалчивание, в простонародье называемое враньем. Чтобы избежать наказания (конечно, при условии, что его наказывают за плохие оценки), ребенок будет врать. Есть и третий вариант. Чтобы доказать, что он хороший, школьник, получив плохую оценку, вступит на рельсы перфекционизма и будет заниматься только уроками. Результат может быть впечатляющим при условии, что у ребенка развито сильное Эго и что он способен противостоять неудачам. Но в младшей школе, которая закладывает в ребенка знания о себе с помощью оценок, это не характерно. К тому же все три варианта объединены общим чувством – чувством страха, который во взрослой жизни перерастает в фоновую тревогу и становится одной из составляющих невротических состояний. У кого-то это практически не заметно, а кто-то, кому не повезло с учителем в детстве, будет весьма чувствителен к тревожному воздействию на психику.

Нужно ли хвалить за «пятерки»?

Хвалить за пятерки, безусловно, нужно. Но не переусердствуйте с комментариями «ты самый лучший», «ты все знаешь» и т.п. Не создавайте культ «пятерки», когда «пятерка» — это хорошо, а все остальное – ниже планки и не заслуживает похвалы, тогда «плохая» оценка не станет для ребенка трагедией.

Если ребенок получает отличные оценки, это повод для гордости, прежде всего, родителей. Именно они могут повлиять на развитие так называемого синдрома отличника. Детский перфекционизм – очень тяжелый невроз для ребенка, но попадает в него ребенок при прямом содействии взрослого. Как правило, такой ребенок изначально нагружен большими родительскими ожиданиями. Единственный способ их оправдать – быть хорошим во всем, стать отличником, побеждать даже не в своей игре. Если этого не происходит, то ребенок чувствует себя недостойным и ненужным родителям.

Прежде всего, дайте понять ребенку, что вы хвалите его не за оценки, которые он получает, а за то, что он стремится к знаниям, проявляет интерес к изучению чего-либо. И нет никакой беды в том, что в какой-то момент ребенок проявляет меньшее любопытство к предмету и не получает за него отличные отметки.

Ребенок считает, что преподаватель был несправедлив с ним и занизил оценку. Как поступить?

Разберите ситуацию, выясните, почему учитель поставил такую оценку. Когда вы обсуждаете с ребенком его оценки, вы демонстрируете ему свою поддержку. Но важно также и не уронить авторитет учителя в глазах ребенка. Поэтому стоит встать не в позицию родителя вашего ребенка, а в позицию преподавателя. Потому что часто из позиции родителя у нас возникает одно желание – защитить ребенка. Если действительно есть несправедливость в отметке, то тогда стоит обсуждать это с педагогом.

На фото: картина Решетникова Ф.П. «Опять двойка»

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...