Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Отношение современной молодежи к своему образу жизни. Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева

Кафедра истории и гуманитарных наук

Контрольная работа по социологии

Отношение современной молодежи к семье и браку

                  Выполнил: студент гр. ИЭЗУ-01

                  Шнитова Ю. В.

                Проверил : Гаврин Д.А.

Красноярск, 2012 г.

Введение

Тема «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно. Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.

Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

  1. Семья как социальный институт общества

    1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения

Выявление содержательной стороны отношения современной молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых понятий, как «семья», «брак», «функции семьи», а также рассмотрения феномена «гражданского брака».

Существует много подходов к интерпретации термина «семья». Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» 1 . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» 2 .

В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально- психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

«Семья - это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений» 3 .

«Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятия, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка» 4 . Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Брак, на протяжении истории своего существования, прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать (Схема 1.1).

Схема 1.1 Типология брака

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей.

    1.2 Готовность молодых людей к семейной жизни

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи 5 .

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяется так же готовность молодежи к браку. Это система социально- психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.

5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную» 6 .

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка.

«Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности» 7 . Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

.

2. Отношение современной молодежи к семье и браку

Вопросы вступления в брак и создания семьи всегда актуальны среди молодежи. Семья – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Однако в современное время ценностное отношение к семье и браку меняется, особенно среди молодежи.

    2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений

В настоящее время одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях занимает проблема ценности семьи, поскольку именно она является главным агентом социализации подрастающего поколения, формируя первичные ценностные ориентации и установки молодежи, дает чувство единства, безопасности, обеспечивает эмоциональную и материальную поддержку членам семьи.

«Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением» 8 . По сути, ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.

Семейные ценности молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:

Социально-структурные ориентации и планы;

Планы и ориентации на определенный образ жизни в семье;

Деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов, в том числе, семье.

Они являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

«Семейно-брачные ценности личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов» 9 . Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.

Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.

Две трети девушек считают, что будущий партнер по браку должен быть более обеспечен, чем они сами, другие считают, что по материальному статусу они должны быть равны. Мнения юношей по этому вопросу более дифференцированы. Большая часть их считает, что материальный уровень партнеров не имеет значения для брачно-семейных отношений или он должен быть равным.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления молодежи о семье вариативны и в большей степени связаны с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой ее направленностью.

В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется необходимостью осмысления полученного социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

    1. Влияние родителей на отношение молодежи к семье

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.

Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу.

«Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи» 10
и т.д.................

Молодежь и религия

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Все мы знаем, что так начинается самое главное писание христианства – Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализировать отношение современной молодежи к религии на примере христианства и частично затронем и другие верования.

Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именно современная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

В последнее время часто проводились исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические - воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих - особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.

Как показывают исследования религиозность выросла. Но это все исследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуем проанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родители которые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Не делай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь, благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мы интересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру, пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверку советской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.

Но та ли это религиозность которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов.

Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считают неверующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание – торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взгляд она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.

А на самом деле……

Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ли кого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того что придумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продают билетики в хорошую загробную жизнь, а это есть – эгоизм, пусть и в несколько иной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо было преклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел. И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо. Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не для того что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.

Русяева А. А., Вербицкий А. С., Шмырина Л. Л.

Пермский государственный национально-исследовательский университет,

Пермь, Россия

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительные никакие внешние блага не могут доставить удовольствия даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что люди, прежде всего, спрашивают друг друга о здоровье и желают его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуре, - это реализация комплекса единой научно-обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой особое значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания. Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личностного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирование здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Среди студентов механико-математического факультета Пермского государственного национально-исследовательского университета было проведено анкетирование на тему «Здоровый образ жизни студента и его отношение к своему образу жизни». В анкетировании приняло участие 256 человек, из них 166 юношей и 90 девушек. Это студенты 1-3 курсов, в возрасте от 17 до 23 лет, которые должны посещать обязательные занятия по физической культуре. Анкетирование было анонимным для получения более достоверной информации. Вопросы были разнообразными, но все, так или иначе, касались здорового образа жизни. Из предлагаемых составляющих здорового образа жизни наибольшее количество юношей, а именно 40 % выбрали за основу занятия физической культурой и спортом. Чуть менее, а именно 37 % считают, что необходимо не курить и не употреблять спиртные напитки, чтобы вести здоровый образ жизни. 18 % юношей считают наиболее важными составляющими активный образ жизни и соблюдение режима дня. И всего 5 % юношей указали закаливание и правильное питание как главные аспекты здорового образа жизни. У девушек немного иная картина ответов: 48% девушек считают, что не курить и не употреблять спиртные напитки – это главные составляющие здорового образа жизни, 26 % выделяют такой аспект как активный образ жизни. Чуть меньше, а именно, 24 % опрошенных предполагают, что достаточно соблюдать режим дня и заниматься физической культурой и спортом. И всего 2 % девушек, считают, что нужно всего лишь пребывать в прекрасном настроении и никогда не унывать.


Правильный режим дня – это целесообразное распределение времени на сон, рациональное питание, режим труда и отдыха и др. Большинство опрашиваемых юношей, а именно 70 % спят в среднем около 8 часов в сутки, 26 % спят менее 8 часов и 4 % спят более 8 часов в сутки. Но при этом во время сессии 93 % юношей спят менее 8 часов и только 7 % спят как обычно. Девушки же в свою очередь больше времени тратят на сон: 85 % спят около 8 часов в сутки, 9 % спят более 8 часов и только 6 % тратят на сон менее 8 часов. Что касается сна во время сессии, то также увеличивается процент недосыпающих, а именно 75 % спят менее 8 часов, остальные 25 % стараются спать не менее 8 часов.

Многие исследования показывают, что здоровое питание благоприятно сказывается на самочувствии и внешнем виде человека. Наши студенты к питанию относятся несколько пренебрежительно. Самой популярной едой на завтрак у юношей являются горячие напитки (чай, кофе) и бутерброд, таких оказалось 58 %. Только 32 % предпочитают на завтрак горячее (каша, яичница, омлет). 18 % не завтракают совсем и только 3 % едят на завтрак суп и второе. У девушек 44 % едят на завтрак горячую пищу (кашу, омлет, яичницу), 28 % ограничиваются напитками и бутербродом, 15 % не завтракают совсем, 13 % предпочитают на завтрак фрукт или стакан сока. Как известно, студенты проводят в стенах университета большую часть дня, и соответственно, во время учебы необходимо чем-то питаться. Большая часть юношей и девушек, а именно 45 % и 55 % соответственно приобретают кондитерские изделия, выпечку, чай, сок и минеральную воду, всего 35 % юношей и 30 % девушек питаются в буфетах и столовых салатами и горячими блюдами. 20 % юношей и 15 % девушек не питаются совсем, либо ограничиваются фруктами.

Сниженная физическая активность является фактором риска развития многих заболеваний. Известно, что регулярные физические упражнения умеренной интенсивности дают силу и энергию, помогают справиться со стрессом, нормализуют сон и т.д. Среди опрошенных студентов 65% юношей и 60 % девушек регулярно посещают занятия по физической культуре в университете, 23 % юношей и 32 % девушек посещают занятия время от времени, 12 % юношей и 7 % девушек являются злостными прогульщиками. Немного огорчили ответы про то, для чего студенты посещают занятия по физической культуре. Так 70 % юношей и 75 % девушек посещают занятия ради получения зачета. Такие причины как «нравится» и «желание поддержать себя в форме выбрали» 30 % юношей и 20 % девушек, а вот то, что это «полезно посещать занятия» выбрали всего 5 % девушек. Также 55 % юношей и 40 % девушек будут заниматься физической культурой и спортом самостоятельно после окончания университета.

Ни для кого не секрет, что активный образ жизни необходим для поддержания жизненного тонуса организма. Так 27 % юношей и 34 % девушек стараются совершать ежедневные пешие прогулки и проводить активно выходные дни, 46 % юношей и 58 % девушек совершают прогулки время от времени и выходные проводят по настроению, и 27 % юношей и 8 % девушек не гуляют совсем и выходные предпочитают проводить за книгой, компьютером или телевизором.

Что касается вредных привычек, то среди юношей 29 % курят ежедневно, 15 % пару раз в неделю, 12 % иногда балуются и 54 % не курят совсем. Среди девушек 16 % курят постоянно, 38 % иногда балуются, а 46 % не курят совсем. Из спиртных напитков самым популярным у юношей является пиво – 65 %, 22 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски), 10 % употребляют вино, шампанское и 3 % никогда не употребляли спиртных напитков. У девушек 73 % предпочитают вино и шампанское, 20 % употребляют пиво, 6 % предпочитают более крепкие напитки (водка, коньяк, виски) и только 1 % никогда не употреблял спиртных напитков. Практически все студенты не злоупотребляют спиртными напитками и стараются употреблять их только по праздникам.

Таким образом, почти все студенты четко представляют себе, что такое здоровый образ жизни, для чего он необходим, но при этом мало кто его полностью соблюдает. Причины не соблюдения самые разнообразные: нехватка времени, средств, лень, наличие вредных привычек. Но практически все, так или иначе, имеют отношение к физической культуре и спорту.

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам.

Современная Россия - это достаточно специфическая страна, в которой произошла резкая смена основного вектора развития. Не секрет, что больше всего перемены в политической и социальной областях влияют на тех, кто еще не успел определиться в жизни, в ком еще нет твердого стержня, заложенного воспитанием и образованием, то есть на самых молодых.

Проблемы современной молодежи очень сильно отличаются от тех, которые были в этом же возрасте у их родителей. Причем отличаются во всех аспектах - и в моральном, и в социальном, и в экономическом. Разительные отличия их жизни от жизни предыдущего поколения зачастую сделало невозможным конструктивный диалог и уж тем более обмен опытом между поколениями - слишком уж разный этот опыт.

Моральные проблемы современной молодежи, по мнению психологов, обусловлены двумя основными трудностями: ленью и отсутствием цели. Многие родители, сами пройдя через тяжелые времена безденежья и «первоначального накопления капитала», стремятся сделать так, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И это у них получается - подрастающее поколение действительно не нуждается ни в чем - ни в деньгах, ни в семье, ни в любви. Уже к окончанию школы у большинства из них есть все, о чем можно мечтать (особенно это касается детей из мегаполисов - в провинции финансового благополучия достичь труднее), и им остается только бездумно Мораль как таковая их мало интересует - у них в голове совсем другие вещи, они попросту о ней не задумываются. А родители, всю жизнь посвятившие тому, чтобы их ребенок был лучше всех, с ужасом понимают, что упустили главное - не научили его любить, уважать и ценить друзей, родителей, близких.

Современной молодежи обусловлены, прежде всего, тем, что общество, которое на сегодняшний день является ставит перед ребятами одну задачу - иметь как можно больше денег. Но при этом все, что происходит вокруг, учит подрастающее поколение исключительно тому, что деньги не нужно зарабатывать - есть масса других способов для их получения, намного более легких и простых. Поэтому в глазах молодежи которые имели значимость для их предков, утрачивают свою ценность. Школа, образование, семья и даже государство - ничего не стоят, ведь смысл жизни вовсе не в них. Такие проблемы молодежи в современном обществе неминуемо ведут к постепенной деградации социальных и утрате связи поколений и примитивному существованию, лишенному духовной составляющей.

Финансовые проблемы современной молодежи обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этой области. Уровень стипендий и зарплат для начинающих специалистов на сегодняшний день таков, что говорить о сколь-нибудь достойном существовании не приходится. Одновременно с этим и последующее трудоустройство представляется весьма проблематичным из-за того, что высшее образование уже давно выпускает специалистов с переизбытком, и вакансий для них по специальности нет. При этом одновременно в городах с развитой промышленностью существует явный дефицит профессионалов рабочих специальностей, но желающих занять эти места среди молодежи нет.

Также многие проблемы современной молодежи вызваны и тем информационным полем, в котором они живут. Интернет и телевидение не ставят перед собой нового поколения, главная их цель - развлечение. Причем большая часть этих развлечений бездумны и лишены какого-либо смысла. Это является еще одним фактором, провоцирующим деградацию Иными словами, вся окружающая действительность, под влиянием которой формируется юная личность, направленно воздействует на нее не созидающе, а разрушающе, что и ведет к возникновению целого ряда проблем и трудностей.

Улыбина Анна Александровна,

МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»,

с. Сеяха, Ямальский район

Вначале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Невозможно себе представить развитие и формирование культуры российского общества, да и мира в целом, без христианства.

Молодежь… Почему именно молодежь рассматривается столь пристально? Да потому что именно современная молодежь является носителем культуры, в том числе и религиозной. Старшее поколение коренным образом отличается от молодых не только возрастом, но и взглядами на жизнь, отношением к людям, религии и многим другим. На сегодняшний день молодёжь России - это почти треть населения нашей страны. К категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Рассмотреть и понять отношение верующей и неверующей молодежи к религии, можно лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. Повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов - это одна сторона, и развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей - другая.

Начиная со второй половины XX века стали проводиться исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.) всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

Ретроспектива экономического кризиса 1998 года в России позволяет делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 году вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. Кризис августа 1998 года и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие (религиозные или атеистические) воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям .

В XXI веке религиозная ситуация не претерпела сильных изменений, наблюдаются рост религиозности от самых маленьких до взрослых. Большая часть молодых людей заявляют о вере в Бога, идет ослабление позиции сознательного безверия, т.е. молодые люди не верят ни в какие сверхъестественные силы. Но все же религиозное мировоззрение у большей части молодых верующих, особенно тех, кто следует своеобразной «моде» (к примеру, стало «модным» посещать храм, носить крестик, поставить святым свечку в церкви, прилюдно перекрестится и т.д.) к внешней, показной религиозности, отличается нечеткостью и размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

На основании различных исследований можно сказать, что религиозность молодых людей значительно выросла. А что же исследования, которые мы с вами не проводили и в которых не участвовали?

Давайте сами попробуем разобраться и проанализировать сложившуюся ситуацию. У нас у всех есть родители, бабушки и дедушки, которые регулярно посещают церковь и соблюдают церковные обряды; практически у всех дома есть иконы, а в бумажниках и кошельках лежат всевозможные молитвы и обереги. С самого детства мы слышим от старших: «Не делай так, а то Боженька накажет». Неоднократно нам повторяли, что надо ходить в церковь, что надо чтить и жить по законам Божьим. Может поэтому в церкви можно увидеть столько молодёжи? Насильно никого не заставляют молиться, в церковь идут добровольно. Библия не была настольной книгой, но как-то само собой появляется интерес к ней. Появляется желание посетить службу, пообщаться с глубоко верующими людьми. Многое переняла молодежь у старшего поколения - значит ей это надо!

Молодёжь сохраняет веру в Бога, религию, которую пронёс русский народ через множество больших испытаний. Веру, которая выдержала период гонения, эру советского атеизма, период перестройки, когда молодое поколение было похоже на медведя-шатуна.

Но та ли это религиозность, которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения; чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиною в жизнь, как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же в молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов .

Отношение молодого поколения к религии перестало быть чем-то таинственным, высоко духовным, всё переросло в обыденное, никто уже не воспринимает религию как что-то сокровенное. Свободно говорим и пишем, а ведь это сокровенное - только МОЁ И БОГА…

В годы тяжелых испытаний тысячи солдат, идя в бой, тихо…молились…просили Бога о спасении и защите своих близких…

На уроках по окружающему миру и литературному чтению (4 класс) дети знакомятся с периодом почитания языческих богов, которых пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Богов почитали, с ними советовались, шли за помощью, искали защиты, находили облегчение, а сейчас….

Молодые люди начинают вести себя благочестиво лишь в критические моменты (или, как говорят, «когда петух клюнет») и считают себя глубоко верующими, при этом в повседневной жизни не соблюдают церковных канонов. И парадоксально то, что люди, считающие себя неверующими, с радостью отмечают такие церковные праздники, как пасха и рождество, ждут и задолго до наступления готовятся к ним. А в это время так называемые глубоко верующие пьют, наркоманят, сквернословят, иным словом ведут аморальный образ жизни.

Начиная с начальной школы, молодежь замечает в религии, а именно в христианстве, прежде всего, «красоту»: красивые одежды священнослужителей, храмы, купола, звон колоколов, горение свечей, крестик на шее. Молодёжь старше выбирает уже другое -венчание, красивый обряд, который сегодня становится все более и более популярным. Ведь это торжественный обряд под церковные песнопения и звон колоколов, и обряд «на удачу», который якобы «делает брак крепче». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания .

Религия вышла на новую ступень, становится частью некой новой культуры. Но самое интересное, что мы не вспоминаем вековые устои и не восстанавливаем утраченное, а просто заимствуем из западных традиций. Например, не понятно, почему по российским просторам с размахом отмечают День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика, хотя большая часть молодежи не знает истории этих западных праздников и совершенно не задумывается об их изначальном христианском смысле; духовенство же называет эти праздники «кощунственными».

Религия играет значительную роль в жизни современной молодежи: естественные желания и воображения, проявление субъективных переживаний. Но, несмотря на то, что возрастает потребность в религиозности у молодых людей, можно отметить низкий уровень знания содержания религии, не систематический, а скорее стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Парадоксально - ХОЧУ ВЕРИТЬ, НО ПОЗНАВАТЬ НЕ ТОРОПЛЮСЬ И НЕ СТРЕМЛЮСЬ. Вот тут и надо помочь, подтолкнуть молодежь к познанию, переосмыслению себя, окружающих, мира…

Сейчас роль и значение религии в жизни людей и общества стремительно возрастает. Огромное внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Государство задумалось о том, что надо как можно больше внимания уделить духовному воспитанию молодых. Идет восстановление храмов, монастырей, открываются семинарии, проходят встречи священнослужителей с молодыми, по телевидению транслируют служения, передачи, которые помогают разобраться в тех или иных вопросах.

Как следствие незнания религии, у молодежи формируется неверное мнение о том, что в рай можно попасть, если «заслужить» или «получить» пропуск в загробную жизнь сейчас (в этой жизни), а это эгоизм, пусть и в несколько иной форме.

Бог может и есть, не отрицаю, но ему не надо преклонения и постоянного внимания со стороны людей. В Библии говорится, что он любит людей, он принял мучения за них, и он хотел бы, чтобы люди жили хорошо. И в наших руках быть добрыми, щедрыми, честными, справедливыми, толерантными, любящими и т.д. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию… И нам решать: ПРИНЯТЬ или НЕ ПРИНИМАТЬ БОГА в СВОЁ СЕРДЦЕ…

Молодые! Именно в их руках сделать наш Мир значительно лучше, чище; не забывать, вернее, руководствоваться заповедями Библии…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь.

Одна - здоровье близких охраняет,
Вторая - Мир от бед оберегает,
Стараясь небо голубым сберечь...
Пусть третья всех ушедших вспомнит,
Кто нам так близок стал, увы, далёк.
Четвертая - теплом согреет души,
Перенеся туда свой огонёк.

У пятой свечки не простая роль:
Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,
Иметь игрушки и цветные книжки.

Ну и последняя свеча осталась.

Её поставив, Богу помолюсь

Чтоб жили долго, улыбаясь.

Михаил Наими

Список литературы

    Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М.: Флинта, 2000. - 386 с.

    Грановская Р. М. Психология веры/ Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2004. - 376 с.

    Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренессанс, 1991. - 168 с.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...