Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Патронаж 1 месяц. Что такое патронаж новорожденного. Отказ от патронажа новорожденного

Поликлиническая педиатрия: конспект лекций Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

1. Первый патронаж к новорожденному

Проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится по системам. Врожденные пороки развития, симптомы внутриутробной инфекции и гнойно-септических заболеваний, родовой травмы не должны остаться незамеченными.

Кожа новорожденного должна быть розовой, чистой и бархатистой. Изменение цвета кожных покровов (цианоз, иктерич-ность, землисто-серый оттенок и бледность) требуют специального обследования. Потница и опрелости указывают на дефекты ухода. Имеют значение тургор и эластичность кожи. При гнойничках на коже, гнойном отделяемом из пупочной ранки или гиперемии вокруг пупка необходимо направить ребенка в стационар для обследования и лечения.

Поза новорожденного может быть физиологической или патологической (поза «лягушки», «легавой собаки»). При физиологической позе преобладает тонус сгибателей рук и ног («эмбриональная» поза). Вынужденное положение указывает на патологию.

Голова новорожденного округлой формы. Иногда на ней может быть кефалогематома (поднадкостничное кровоизлияние в результате родовой травмы). Размеры большого родничка колеблются от 1 до 3 см по медианам. Малый родничок у большинства новорожденных закрыт. Выбухание родничка над уровнем костей черепа, страдальческое выражение лица свидетельствуют о повышении внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите, кровоизлиянии в мозг). Такой ребенок должен наблюдаться невропатологом.

При осмотре глаз зрачки должны быть симметричны, с живой реакцией на свет. Нистагм, симптом «заходящего солнца» обычно указывают на тяжелую патологию ЦНС и необходимость консультации у невропатолога. Недоразвитые и низкорасположенные ушные раковины могут сочетаться с врожденными пороками внутренних органов и глухотой. При осмотре зева обращают внимание на мягкое и твердое нёбо для выявления скрытой расщелины и арковидной конфигурации. Уздечка языка может быть укорочена, и, если это приводит к нарушению акта сосания, необходима ее хирургическая коррекция.

Грудная клетка активно участвует в акте дыхания, симметрична. Обращают внимание на частоту и характер дыхания, данные перкуссии и аускультации при обследовании легких и сердца. Следует помнить, что врожденные пороки сердца занимают первое место среди других врожденных пороков развития. Их первым проявлением может быть грубый шум, обнаруживаемый при ау-скультации впервые в периоде новорожденности. При аускультации хрипов в легких ребенку необходимо провести обследование в стационаре. Следует помнить, что перкуторные данные у новорожденного более достоверны, чем данные аускультации, так как из-за тонкой грудной клетки дыхание хорошо проводится с одной половины грудной клетки на другую, что мешает зафиксировать ослабленное дыхание.

Живот пальпируют против часовой стрелки. Край печени в норме может быть ниже реберной дуги на 1–2 см. При пальпации патологических образований следует направить ребенка на УЗИ органов брюшной полости.

Гениталии должны быть сформированы в соответствии с полом и возрастом ребенка.

Конечности. Ноги, согнутые в тазобедренных суставах под углом 90°, можно отвести до полного касания поверхности стола. При врожденном вывихе бедра будет слышен глухой щелчок. Параличи Эрба-Дюшена и Дежерин-Клюмпке свидетельствуют о родовом травматическом повреждении плечевого сплетения.

Нервную систему и психическое развитие оценивают при наблюдении за ребенком и общении с ним – по активности, взгляду, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Определяют сухожильные рефлексы, их симметричность, мышечный тонус.

Инструктаж

Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Рекомендации по уходу. Для здоровья новорожденного важна чистота. Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки. Температура воздуха поддерживается 20–22 °C.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин.

Купать ребенка можно утром или вечером. Лучшее время – вечером, перед последним кормлением, так как это улучшает ночной сон ребенка. Перед купанием в первые 2 недели ванночку надо ошпаривать кипятком. Новорожденного следует купать в кипяченой воде, пока не зажила пупочная ранка. Температура воды 37–38 °C. Воду наливают в ванночку, чтобы она покрывала дно. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства. Одной рукой поддерживают голову ребенка, а другой обмывают его.

Для обмывания удобно пользоваться индивидуальной мягкой губкой. Мыло используют 2 раза в неделю, только детское. После купания ребенка укладывают на ладонь лицом вниз, обхватив грудь, и ополаскивают водой из кувшина. Затем следует осушить кожу ребенка полотенцем, делая при этом промокательные движения. Особенно важно, чтобы сухими были кожные складки.

Их обрабатывают детским кремом, присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом. Каждая мама сама подбирает средства для ухода за кожей ребенка. Область пупочной ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором калия перманганата, или 5 %-ным раствором йода.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку. Грудная клетка остается свободной, что облегчает дыхание и служит профилактикой заболеваний легких. Для широкого пеленания между бедер прокладывают дополнительную пеленку, благодаря чему бедра остаются в состоянии разведения, что способствует вправлению головки бедра в вертлужную впадину и при врожденном вывихе бедра является консервативным лечением.

Прогулки на свежем воздухе следует начинать сразу после выписки из родильного дома. Первый раз продолжительность прогулки 5 мин при температуре не ниже – 10 °C. С целью адаптации к окружающей среде продолжительность прогулок увеличивают постепенно, ежедневно прибавляя по 5 мин. Прогулки противопоказаны при болезни ребенка. Их следует возобновлять после выздоровления, постепенно увеличивая продолжительность.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

Перед кормлением мать должна надеть косынку, вымыть руки с мылом и сцедить одну каплю молока. Наиболее часто затруднения при грудном вскармливании обусловлены неправильной формой сосков, их трещинами. Для улучшения формы следует аккуратно оттягивать соски в течение 2–3 мин 3–4 раза в день. Для лечения трещин могут быть использованы 1–5 %-ный линимент синтомицина, 0,2 %-ная фурацилиновая мазь, мазь календулы. После применения этих средств перед кормлением ребенка грудь следует тщательно обмыть теплой водой с детским мылом.

Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетону-рии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

Иногда происходит снижение или прекращение лактации у матери. Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70-100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5–6 дней; окситоцин 1,5–2 ед. (0,3–0,4 мл) внутримышечно 2–3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1–2 раза в день внутримышечно 5–6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипога-лактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопо-эза назначают витамины (A, B12 , B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1–2 г 3 раза в сутки внутрь 10–15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп). Если восстановить лактацию невозможно, то необходимо обеспечить ребенка донорским женским молоком. Пункты сбора женского молока созданы при молочных кухнях. Женщина-донор должна быть здоровой и чистоплотной.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

Воспитание. С самого начала между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов, формируется уникальная форма взаимоотношений – привязанность. Новорожденный ребенок обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определенные стимулы. Психическая структура личности новорожденного, индивидуальные особенности темперамента видны с первых дней жизни («трудный ребенок», «легкий ребенок»). Изменчивость поведения ребенка обусловлена изменениями его формирующегося сознания. Большую роль в воспитании маленького человека имеет грудное вскармливание. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, чувствует себя защищенным, нужным, желанным. В условиях положительного психического контакта дети растут более послушными.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни. У детей вырабатывается рефлекс на время, формируется динамический стереотип поведения, устанавливаются биологические ритмы, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит, активное поведение во время бодрствования. Дети, живущие по установленному ритму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивании, ношении на руках, пользовании пустышкой).

В дальнейшем такой ребенок легко привыкает к распорядку дня. Это приучает его к организованности и облегчает жизнь ему и родителям. Правильный режим дня не должен носить характер навязывания. Ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного развития, индивидуальному биологическому ритму, учитывая физическое состояние и индивидуальные психические особенности. Допускаются отклонения от режима на 30 мин или в крайнем случае на 1 ч.

Ведущим режимным фактором является кормление ребенка. Вскармливание по требованию проводится в периоде адаптации с целью установления оптимального режима кормления для матери и ребенка. Последующий переход к кормлению по режиму должен быть постепенным. Критерием правильно выбранного режима является состояние здоровья ребенка, прежде всего функции центральной нервной системы. В условиях нарушения адаптации ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным.

В соответствии с режимом кормления формируются другие режимы: сна и бодрствования, прогулок, закаливающих и гигиенических мероприятий.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Оформление документа

Информация о содержании первого патронажа к новорожденному регистрируется в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый патронаж к новорожденному». Запись производится по схеме: анамнез, данные объективного обследования, диагноз с указанием группы здоровья и группы риска, рекомендации по уходу, вскармливанию и воспитанию. Если ребенок относится ко II–V группам здоровья, то следует дать рекомендации по реабилитации в соответствии с группой риска или нозологической формой болезни.

Из книги Магия мозга и лабиринты жизни автора Наталья Петровна Бехтерева

Из книги Поликлиническая педиатрия автора М. В. Дроздова

5. Неонатальный период. Первый патронаж к новорожденному После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

6. Второй патронаж к новорожденному Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на

Из книги Как похудеть раз и навсегда. 11 шагов к стройной фигуре автора Владимир Иванович Миркин

7. Третий патронаж к новорожденному Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение

Из книги Мы и наши дети автора Л. А. Никитина

ЛЕКЦИЯ № 3. Неонатальный период. Патронажи к новорожденному После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение

Из книги Самый легкий способ бросить есть автора Наталья Никитина

2. Второй патронаж к новорожденному Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на

Из книги Практическое руководство по уходу за новорожденным автора Жанна Владимировна Царегерадская

3. Третий патронаж к новорожденному Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение

Из книги Помолодеть на 10 кг автора Владимир Иванович Миркин

Первый шаг Ниже приведены самоубеждения, направленные на преодоление инертности, психологического барьера, страха перед началом диетотерапии, помогающие пациентам заставить себя начать лечение и сделать первый шаг на пути к похудению.«Я совершенно изменил свое

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ Что говорить о первом часе жизни новорожденного? И он и мать в родильном доме: опытные врачи, акушерки, медицинские сестры, прекрасное оборудование, заботливый уход - все, что нужно для того, чтобы принять нового человека в жизнь и обеспечить матери

Из книги Худеем интересно. Рецепты вкусной и здоровой жизни автора Алексей Владимирович Ковальков

Шаг первый Сейчас у вас проблема веса. Возможно, лишних 10–20 килограммов, и вы несколько толще, чем хотели бы быть:-). Вы перепробовали различные диеты и программы, а также комплексы упражнений. Скорее всего, результаты вас разочаровали. Вам удавалось временами снижать вес,

Из книги Йога и сексуальные практики автора Ник Дуглас

Визиты к новорожденному и санитарно-гигиенические правила Если в доме есть грудной ребенок, то необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила с целью профилактики инфекционных-заболеваний. Эти правила особенно актуальны во время сезонных эпидемий

Из книги автора

Первый шаг Ниже приведены самоубеждения, направленные на преодоление инертности, психологического барьера, страха перед началом диетотерапии, помогающие пациентам заставить себя начать лечение и сделать первый шаг на пути к похудению.?«Я совершенно изменил свое

Из книги автора

Приложение 1 Что необходимо новорожденному? К моменту выписки из роддома родственники (главным образом счастливый отец) должны основательно подготовиться. В роддом встречать новорожденного и его маму надо явиться не только с цветами, но и иметь комплект детского белья:

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Первый раз Все когда-то бывает впервые. На Западе отношение к сексу становится все либеральнее, к первому половому акту относятся как к мелочи, однако это событие оказывает глубокое влияние на психику. Многие люди с трудом преодолевают чувство страха или вины после

Патронаж новорожденного — это тщательное наблюдение за ребенком на протяжении первых нескольких месяцев его жизни. Как правило, патронаж проводится достаточно активно и врач или медсестра самостоятельно посещают вас и вашего ребенка дома. После того, как вас выпишут из роддома, то справка о рождении ребенка будет передана в поликлинику, которая находится по месту жительства. Если же роды проходили дома или в другом роддоме, то женщина должна самостоятельно занести справку.

Патронаж новорожденного должен проводиться для всех детей без исключения. Стоит отметить, что сегодня есть большое количество частных клиник, которые также могут предложить патронажные услуги высокого качества. Несомненно все мамы хотят поскорее вернуться с ребенком домой. Когда это наконец-то случается, то женщины начинают нервничать, что они могут что-то делать не так и довольно часто просто не могут успокоить плачущего ребенка. Для того, чтобы молодые мамы могли набираться опыта и не совершали ошибки и было принято решении о применении специальной системы патронажа.

Кто проводит патронаж новорожденного

Патронаж новорожденного, как правило, проводит врач педиатр или же медсестра. Отвечают эти люди за разные задачи. Например, врач осматривает ребенка и оценивает его состояние здоровья. Если есть необходимость, то назначает лечение. За первый месяц жизни ребенка, врач должен посетить и осмотреть его три раза. При наличии проблем со здоровьем, количество визитов нужно увеличить.

Медсестра должна же в свою очередь рассказать молодой маме о том, как правильно кормить ребенка, купать, прогуливаться и закаливать. Кроме того она помогает скорректировать правильный рацион мамы и ласт всю необходимую информацию о приемах в поликлинике (расписания, номер телефона и так далее). За первый месяц жизни медсестра должна приходить к нему в среднем 3-5 раз.

Как именно проходит патронажный осмотр

Впервые медсестра и врач должны посетить ребенка через несколько дней после прибытия из роддома домой. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то его необходимо осмотреть еще и в день выписки. В случае, если выписывать ребенка собираются в выходной день, то его должен осмотреть дежурный врач поликлиники для того, чтобы убедиться что с ним все в порядке.

Как правило, на следующий день после выписки к вам придет медсестра и расскажет все, что вам надо знать в первое время. На протяжении следующих десяти дней она будет приходить к вам еще три раза. Врач на протяжении месяца, с условием, что ребенок здоровый, будет осматривать его раз в неделю.

Как правильно подготовиться к патронажу

Основной задачей патронажа новорожденного ребенка есть оценка бытовых условий жизни и конечно же состояния здоровья самого малыша. Поэтому желательно перед приходом врача убраться в доме. Заранее нужно подготовить выписку из роддома, сертификат на прививки и список вопросов, которые вы бы хотели задать специалисту. Некоторые из врачей могут относиться к патронажу более, чем формально, а поэтому не нужно стесняться задавать вопросы и настаивать на том, чтобы вашего малыша тщательно осмотрели.

Также нужно для осмотра заранее приготовить пеленку и место, где можно будет осмотреть ребенка. Также вам понадобятся ватные палочки, перекись водорода, сменный памперс и блокнот, где бы вы могли записать важные для вас ответы на вопросы и расписание приема врачом в поликлинике.

Что осматривает врач при патронаже новорожденного

Во время осмотра особое внимание обращается на цвет кожи ребенка, ведь ребенок может страдать желтушкой. Которая проявилась уже после выписки из роддома. Кроме того врач обратит внимание на мышечный тонус, оценит рефлексы малыша. Важным моментом есть осмотр головы ребенка и состояние родничков. Также врач осмотрит пупочную ранку и расскажет вам в подробностях как нужно за ней ухаживать, а некоторые врачи или медсестры могут и показать весь этот процесс.

Не забывают во время патронажа и о женщине. Нужно обязательно осмотреть состояние молочных желез и дать все рекомендации по кормлению, которые бы помогли избежать развития лактостаза и мастита.

ПАТРОНАЖ (франц. patronage покровительство) - форма организованной профилактической работы, осуществляемая в домашних условиях нек-рыми лечебно-профилактическими учреждениями (женскими консультациями, поликлиниками, диспансерами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и др.).

Наиболее распространен П. в учреждениях охраны материнства и детства (см.). Его целью является охрана здоровья беременных женщин, матерей и детей. П. определенной категории психически больных предусматривает долечивание их в условиях семьи, производственно-трудового коллектива (колхоза) под постоянным контролем леч. учреждения, а П. инф. больных и реконвалесцентов - предупреждение рецидивов, осложнений и распространения инф. болезни.

П. в специализированных диспансерах (онкологических, туберкулезных, наркологических и др.) имеет целью контролировать соблюдение больными рекомендованного режима.

Особой формой П. является оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным, инвалидам войны и труда; он осуществляется об-вами Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

История

В дореволюционной России П. детей был впервые организован при детских консультациях в Москве, Петербурге, Киеве и нек-рых других крупных городах, но он не мог оказать существенного влияния на улучшение здоровья детей, т. к. сеть детских консультаций была незначительной (см. Консультация). П. беременных в СССР в ограниченных размерах впервые начал проводиться в 20-х гг. После издания Наркомздравом СССР в 1933 г. «Инструкции о работе консультаций для женщин» он стал обязательным элементом работы женских консультаций.

Наблюдение за инф. больными и контактировавшими осуществлялось еще в далеком прошлом. Оно носило характер поверхностного медосмотра и являлось частью примитивных противоэпидемических мероприятий. Более глубокое содержание в это понятие было вложено в период широкого проведения общегосударственных мер по борьбе с инф. болезнями в СССР в 1917-1935 гг. Начиная с 50-х гг., обязательным стало наблюдение за реконвалесцентами после перенесенных инф. болезней. Однако роль П. инф. больных постепенно сократилась и к началу 70-х гг, он был заменен диспансерным наблюдением за инф. больными и реконвалесцентами, которое осуществляют кабинеты инфекционных заболеваний (см.) поликлиник. В начале 20-х гг. в СССР вместе с созданием сети противотуберкулезных диспансеров (см. Диспансер) была разработана система П. туберкулезных больных.

П. психически больных впервые возник в 16 в. в г. Гееле (Бельгия) и во второй половине 19 в. в виде колоний посемейного призрения распространился почти во всех странах Западной Европы. В России П. психически больных впервые был организован H. Н. Баженовым в 1886 г. в Рязанской психиатрической б-це («у ворот больницы»); он заключался в расселении больных в близлежащих к психиатрической б-це местностях, что обеспечивало оказание им регулярной медпомощи и возможность в случае необходимости своевременного помещения обратно в б-цу. Однако просуществовал он недолго и под давлением консервативных членов земской управы был вскоре закрыт. В 1892 г. H. Н. Баженов вновь создает П. в селе Семеновском под Москвой. В 1893 г. П. психически больных был организован в Екатеринославской, в 1898 г.- в Нижнегородской (в г. Балахне - по инициативе П. П. Кащенко) и в Воронежской губерниях и получил всеобщее признание не только в качестве средства разгрузки психиатрических б-ц, но и как мера, имеющая определенное терапевтическое значение для больных, длительное пребывание к-рых в психиатрических б-цах приводит к развитию так наз. больничного слабоумия.

В годы первой мировой, а затем гражданской войны П. психически больных почти повсеместно прекратил свое существование. Позднее в ряде мест он был восстановлен. В 1954 г. были регламентированы основные организационные формы П. и обязанности психиатрических (психоневрологических) учреждений и семей или колхозов в отношении патронируемых больных, установлена сумма вознаграждения за патронирование психически больных.

По мере развития советского здравоохранения, создания мощной базы леч.-проф. учреждений особо широкое развитие приобрел П. беременных женщин, матерей и детей. В городах, рабочих поселках П. беременных женщин, матерей, детей осуществляется детскими, женскими консультациями и поликлиниками, а в сельской местности - центральными районными, районными и участковыми б-цами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами. Его проводят врачи, фельдшера, медсестры, акушерки (на фельдшерско-акушерских пунктах, как правило, одним лицом - фельдшером или акушеркой) гл. обр. по участковому принципу.

Более совершенные организационные формы разработаны и для П. психически больных, к-рый осуществляется психоневрологическими диспансерами (внеболь-ничный П.) и психиатричеокими (психоневрологическими) б-цами (больничный П.). П. одиноких и престарелых больных, инвалидов войны и труда возложен на патронажных медсестер об-в Красного Креста и Красного Полумееяца.

П. в социалистических странах организуется по аналогичному принципу. В капиталистических странах П. проводится в ограниченных размерах, имеет преимущественно сан.-просвет, характер, осуществляется государственной мед. службой или благотворительными и частно-капиталистическими организациями (страховыми компаниями).

Патронаж беременных

Патронаж беременных имеет целью обеспечить благоприятное течение беременности, родов и рождение здорового ребенка. Он способствует соблюдению правил личной гигиены беременной женщиной, улучшению сан.-гиг. условий в быту, проведению оздоровительных и профилактических мероприятий в семье. П. является частью диспансерного метода наблюдения (см. Диспансеризация), проводится планово, а в случае возникновения осложнений в течении беременности осуществляется также и вне плана. Патронажную работу выполняют участковые акушерки женских консультаций, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры детских поликлиник под руководством и контролем врача.

Первое посещение беременной женщины на дому акушерка проводит в начале беременности, при этом она выясняет условия труда и жизни беременной, дает советы по улучшению гиг. обстановки дома, исходя из конкретных условий, выясняет состояние здоровья окружающих и взаимоотношения в семье, проводит беседы о личной гигиене, режиме труда и отдыха, рациональном питании, разъясняет советское законодательство по охране прав и здоровья женщин (в случае необходимости акушерка обращается к юристу женской консультации, к-рый оказывает практическую помощь в решении вопросов, волнующих женщину). Все советы и рекомендации акушерка вносит в тетрадь работы на дому патронажной медсестры (патронажный лист) для последующей проверки их выполнения. При повторных посещениях акушерка измеряет АД у беременной женщины, выслушивает сердцебиение плода, определяет его положение, дает советы о ношении бандажа, о подготовке молочных желез к кормлению ребенка и др. В случае жалоб, выявления осложнений или при подозрении на осложнение беременности (отеки, повышение АД, неправильное положение плода и др.) она приглашает беременную в женскую консультацию или сообщает об этом врачу, к-рый решает вопрос о возможности лечения беременной на дому или необходимости ее госпитализации. В последнем случае акушерка контролирует своевременность поступления женщины в стационар и продолжает активное наблюдение после выписки ее домой. Успех патронажной работы во многом зависит от умения установить и поддерживать с беременной женщиной оптимальный психологический, этический и деловой контакт.

Патронажные посещения проводятся и в тех случаях, когда беременная по каким-либо причинам не посещает консультацию с целью проверки состояния своего здоровья (беременная женщина должна посещать консультацию в первой половине беременности 1 раз в месяц, с 21-й нед. - один раз в 3 нед.; с 32-й нед.- 1 раз в 2 нед., с 37-й нед. до конца беременности - каждую неделю), а также если женщина пропускает занятия по физиопсихо-профилактической подготовке к родам в консультации. Акушерка выясняет причину пропуска и назначает другой день занятий. В нек-рых случаях (дальность расстояния до женской консультации, многодетность) акушерка проводит индивидуальные занятия на дому, обращая особое внимание на необходимость воспитания у беременной положительных эмоций и уверенности в благоприятном завершении родов для нее и ребенка. Желательно на занятия по подготовке к родам приглашать мужей, где они могут ознакомиться с физиологией беременности и родов и значением физиопсихопрофи л актической подготовки для благоприятного течения беременности и родов. Особое значение П. имеет в сельской местности, где акушерка не только посещает беременных, но и активно их выявляет.

В процессе П. участковая акушерка проводит сан.-просвет, беседы и рекомендует или выдает во временное пользование женщинам соответствующую популярную литературу (брошюры, листовки, памятки). Участковая медсестра детской поликлиники посещает на дому будущую мать по получении сведений о беременности из женской консультации и в конце беременности. Педиатр проводит дородовой П, только среди беременных с неблагоприятным течением беременности или с отягощенным акушерским анамнезом. Родильница, не посетившая консультацию через 2-3 нед. после родов, также подлежит П.

Патронаж детей

Патронаж детей - систематическое, непрерывное, активное наблюдение за развитием детей раннего возраста (до 3 лет) и за ослабленными детьми, независимо от возраста. Его проводят врачи-педиатры и участковые медсестры, начиная с дородового П. Патронажная медсестра педиатрического участка детской поликлиники должна осуществить дородовой П. в течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации. Второй раз медсестра посещает на дому будущую мать на 32-й нед. беременности. Она проверяет, как подготовлена семья к появлению ребенка, есть ли все необходимое для ухода и воспитания грудного ребенка, проводит беседу об особенностях поведения и развития новорожденного. После выписки из родильного дома врач-педиатр и медсестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2-3 дня. Если в семье родился первый ребенок, это желательно сделать в первый день. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца после рождения. Участковый врач-педиатр на первом месяце жизни ребенка посещает его на дому 3-4 раза. Особое внимание при этом обращается на активность сосания, состояние пупочной ранки, кожных покровов, слизистых оболочек и др. Большую помощь участковому вра-чу-педиатру при первом посещении ребенка оказывает подробная история развития ребенка (см.), составленная в родильном доме.

Желательно, чтобы первичный П. проводил врач-педиатр совместно с медсестрой, к-рая обрабатывает пупочную ранку новорожденного (если это необходимо), выполняет другие назначения врача, получает указания по наблюдению за ребенком в дальнейшем. Матерям объясняют правила кормления ребенка грудью, туалета новорожденного, пеленания, купания, дают рекомендации, касающиеся режима, ухода за новорожденным, начала прогулок и др. Врач-педиатр на основании осмотра ребенка оценивает функц, состояние его органов и систем, особенно нервной системы, выявляет имеющиеся аномалии развития. Все полученные данные фиксируются в истории развития ребенка. Участковая медсестра свою работу фиксирует в тетради работы на дому - патронажном листе. При последующих посещениях медсестра отмечает в патронажном листе выполнение советов матерью и вносит новые предложения и рекомендации. Участковый врач-педиатр периодически проверяет записи медсестры и выполнение рекомендаций матерью.

Близнецы, недоношенные, дети, родившиеся с большим весом тела, с внутричерепной травмой, а также у матерей, страдавших патологией беременности и родов, относятся к группе риска и должны находиться под особым наблюдением врача.

Дети первого и второго года жизни наблюдаются по системе активного П. В возрасте 1 мес. ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема детей раннего возраста день. В дальнейшем здоровых детей наблюдают участковый врач-педиатр и патронажная медсестра 1 раз в месяц до 1 года жизни. Во время этих посещений следят за динамикой веса тела, роста, окружности груди, головы, становлением нервно-психического развития ребенка. С учетом полученных данных и состояния ребенка врач-педиатр дает рекомендации по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и др. В истории развития ребенка делаются записи о проведенных профилактических прививках, о перенесенных инфекционных и других болезнях.

В возрасте до 3 мес. детей должен осмотреть хирург с целью выявления врожденных заболеваний, гл. обр. дисплазии тазобедренного сустава.

В конце первого года жизни врач-педиатр составляет эпикриз, в к-ром дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития, отражает характер вскармливания, данные о перенесенных заболеваниях, сведе-дения о специфической профилактике рахита, проведении массажа и гимнастики, намечает план наблюдения, а если нужно, и оздоровления на втором году жизни.

Участковый врач-педиатр и патронажная медсестра наблюдают ребенка второго года жизни 1 раз в квартал с проведением антропометрических измерений. Один раз в год ребенка с профилактической целью осматривает жгоматолог. Ребенку 1 раз в год делают анализ крови, мочи, кала на яйца глистов. Врач-педиатр дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка в возрасте двух лет, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие.

На третьем году жизни ребенка врач-педиатр осматривает его с профилактической целью 1 раз в 6 мес., одновременно проводятся антропометрические измерения. Патронажная медсестра наблюдает ребенка 1 раз в квартал. Один раз в год ребенка осматривают офтальмолог и стоматолог, кроме того, ему делают анализы крови, мочи, кала. Основное внимание на втором и третьем году жизни ребенка уделяется организации режима, проведению закаливающих мероприятий, гимнастике в соответствии с возрастом, рациональному питанию.

В конце третьего года жизни ребенка врач подводит итоги: оценивает состояние здоровья, динамику его физического и нервно-психического развития за этот период, составляет план оздоровления и лечения (по показаниям).

Патронаж больных туберкулезом

Особенностью П. больных туберкулезом является проведение профилактической, лечебной и воспитательной работы в очагах туберкулезной инфекции не только на дому, но также на производствах, в учреждениях и детских коллективах. П. осуществляется средним медперсоналом противотуберкулезного диспансера регулярно в течение длительного времени в связи с тем, что больной туберкулезом считается заразным на протяжении 2 лет после прекращения им бацилло-выделения. Работа в очаге проводится по плану, составленному врачом в зависимости от степени опасности очага, занесенному в карту участковой сестры (патронажную карту). Основная цель П. - оздоровление очага - достигается как осуществлением общих гиг. мероприятий (мытье и обеззараживание предметов, окружающих больного, р-рами хлорамина и хлорной извести, содержание помещений в чистоте, их регулярное проветривание) , так и привитием больному правил личной гигиены, правильного поведения дома, на1 работе, на улице. Важное значение П. состоит в контроле за осуществлением назначений врача относительно режима и лечения и выполнением предписанных лечебных мероприятий, а также в обучении членов семьи больного правилам предосторожности и профилактики, особенно лиц, ухаживающих за тяжелым бациллярным больным. Большая работа в порядке П. проводится по наблюдению и систематическому обследованию членов семьи, постоянно контактирующих с больным, особенно детей. Сразу же после выявления у больного открытой формы туберкулеза члены семьи берутся на учет противотуберкулезного диспансера, данные их обследования, сведения о противотуберкулезных прививках, сделанных детям, заносятся в патронажную карту. Важным элементом П. является проведение сан.-просвет, работы с больным и членами его семьи.

П. на производстве предусматривает учет и лечение больных туберкулезом, работающих на данном предприятии, регулярные профилактические осмотры лиц, особенно находящихся в непосредственном контакте с больными туберкулезом. В порядке П. осуществляют также охрану интересов больного на производстве, решают вопрос о его трудоустройстве, следят за соблюдением инструкций, согласно к-рым не допукаются к работе в пищевых и коммунальных предприятиях, детских дошкольных, школьных и других учреждениях больные туберкулезом с активным бацилловыде-лением.

Патронаж психически больных

Патронаж психически больных предназначен для больных, к-рым дальнейшее пребывание в закрытых леч. учреждениях не показано, но в силу психической несостоятельности они не могут включиться полностью в обычную жизнь. Целью П. является долечивание психически больных во внебольничных условиях.

В связи с появлением нейролептических средств и интенсивным развитием социально-реабилитационного направления в психиатрии (см. Реабилитация) П., особенно в сельской местности, придают большое значение как организационной форме внебольничной психиатрической помощи, предоставляющей наиболее благоприятные возможности вовлечения больных в разнообразные трудовые процессы в условиях здоровой окружающей среды. П. организуется при психоневрологических и психиатрических учреждениях и может осуществляться в семье больного, в чужих семьях отдельными лицами и производственно-трудовыми коллективами (колхозами).

Выбор колхозов и семей, в к-рые могут быть помещены больные, направление их на П. и снятие с П. производится патронажной комиссией, состоящей из гл. врача психоневрологического или психиатрического учреждения, врача, осуществляющего функции заведующего П., и лечащего врача.

Договаривающиеся стороны заключают патронажный договор (соглашение), предусматривающий вза^ имные обязательства психоневрологического или психиатрического учреждения и патронирующих лиц или колхоза в отношении больных, помещаемых на П.

Помещению на П. не подлежат беспокойные больные, опасные для себя и окружающих, склонные к бродяжничеству, или же слабые, неопрятные больные, а также страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями или заразными болезнями (туберкулез, сифилис и т. д.). Запрещается перевод на П. больных, находящихся на принудительном лечении.

Наблюдение за больными, патронируемыми в семьях, их лечение и содержание осуществляется путем регулярного посещения (не реже одного раза в 3 мес.) на дому участковыми психиатрами и средним медперсоналом психоневрол, диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов. В сельской местности, где на колхозный П. помещаются иногда значительные группы больных, для наблюдения за ними, осуществления мероприятий по социально-трудовой реадаптации психиатрическим учреждением, как правило, психиатрической б-цей, выделяется специальный медперсонал.

Больной находится на П. до изменения его психического состояния; при ухудшении состояния его переводят в соответствующее стационарное леч. учреждение, а при улучшении он может быть снят с П.

Библиография: Белова А. П. Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города, JI., 1978; Бойцова О. С. Организация амбулаторнополиклинической помощи детям, М., 1978; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Дорошенко К. Г., JI e х-те р А. М. и П ь я н ы х А. М. Кабинет инфекционных заболеваний и противоэпидемическая работа на врачебном участке, Томск, 1976; E p e н к о в В. А. Медицинский работник и больной, с. 60, Кишинев, 1976; Методические указания по работе врача кабинета инфекционных заболеваний, сост. А. Ф. Подлевский, JI., 1971; Новгородцев Г. А., Д e м-ченков.а Г. 3. и Полонский М. JI. Диспансеризация населения в СССР, с. 100 и др., М., 1979; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 15, Киев, 1976; Реформатский H. Н. Семейное призрение душевнобольных в России и за границей, Спб., 1907; Серебрякова 3. Н. Организация психиатрического патронажа и перспективы его развития в СССР, М., 1965, библиогр.; Справочник по акушерству и гинекологии, под ред. JI. С. Персианинова и И. В. Ильина, с. 8, М., 1978.

И. В. Шаткин; В. П. Бисярина (пед.), Г. С. Клочкова (фтиз.), В. В. Кочемасова (ак.), 3. Н. Серебрякова (психиат.).

В первый месяц жизни новорождённого для осмотра и оценки состояния здоровья и развития крохи приходят врач и медсестра. Это и есть активный патронаж, о котором пойдёт речь в нашей статье.

Кто проводит патронаж

Патронаж (от франц. слова «patronage» - наблюдение, покровительство) впервые появился в начале прошлого века в Великобритании и проводили его бесплатно женщины-санитарные инспектора. Сразу нужно оговориться, что у нас в стране патронаж тоже бесплатный для всех новорождённых без исключения. При этом регистрация и никакой роли не играют. Конечно, у семьи ребёнка всегда есть выбор между муниципальной поликлиникой и частными медицинскими центрами.

Данная система была создана для того, чтобы помогать мамам правильно ухаживать за своими детьми. Ведь даже у мам со стажем подчас возникают серьезные вопросы. Патронаж проводят участковый педиатр и медсестра. Их полномочия четко разделены: врач оценивает состояние здоровья малыша, если необходимо, назначает лечение. Врач должен посетить малыша 3 раза. Причем, в случае, если кроха родился недоношенным или чем-то болен, то число посещений доктора должно быть больше вне зависимости от того, вызывали его или нет.

Во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Медсестра может давать советы по уходу за ребёнком, рассказать о методах закаливания, о том, как и сколько надо гулять с ребёнком и как его купать. В случае если ребёнок на грудном вскармливании, медсестра расскажет о гигиеническом уходе за грудью и сосками, подскажет, и т.д. Медицинская сестра посещает ребенка не менее 3-5 раз.

График патронажного осмотра новорождённого

Первый визит медика ожидайте уже через 1-2 дня после приезда из роддома.

Если ребёнок родился не совсем здоровым или находится в группе риска по развитию какой-либо патологии, то осматривают малыша в день выписки. Важно отметить, что, если выписка приходится на выходные или праздничные дни, то врач ребёнка все равно осмотрит, только это будет дежурный педиатр поликлиники.

Первичный патронаж

Лучше всего, если мама заранее составит список наболевших вопросов, подготовит выписку из роддома, прививочный сертификат. К сожалению, некоторые медработники могут быть не совсем внимательными, поэтому лучше обо всем позаботиться самой и настойчиво задавать вопросы.

Необходимо заранее подготовить пелёнку, ватные палочки и вату, сменный подгузник, выбрать место для осмотра, чтобы было удобно и вам и медику. И еще - так как во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Во время визита медсестра или педиатр осмотрят малыша:

  • оценят состояние ;
  • проведут пальпацию животика;
  • оценят состояние кожи, проверят наличие , пеленочного дерматита, гнойничков и дадут советы по уходу;
  • обратят особое внимание на цвет кожи (наличие физиологической желтухи);
  • немаловажным показателем является мышечный тонус и поза новорожденного;
  • осмотрят головку крохи (состояние родничков, форма головы, наличие гематом);
  • оценят симметрию глаз, цвет белков, реакцию на свет;
  • для исключения дисплазии тазобедренного сустава врач разведет ножки малыша и исследует область суставов;
  • у мальчиков оценивается наличие яичек в мошонке;
  • в зависимости от того, кормят ли кроху грудью или он искусственник, расскажут о правилах вскармливания;
  • оценят общее состояние здоровья ребенка;
  • с ваших слов выяснят семейный анамнез, уточнят о прививках в роддоме и течении беременности и родов;
  • дадут сведения о работе поликлинике, ведь в ней непременно есть день недели, в который осматривают только грудничков.

Оценка психоэмоционального состояния ребёнка

Врач внимательно понаблюдает за крохой и расспросит маму. В норме малыш должен:

  • положительно реагировать, когда его ласково гладят;
  • улыбаться как самопроизвольно, так и в ответ на голос мамы и ее прикосновение;
  • успокаиваться, когда его берут на руки;
  • уметь фиксировать взгляд на короткий промежуток во время кормления.

Осмотр матери

Вам следует знать, что врач может и даже должен оценить состояние здоровья матери, осмотреть ее молочные железы, порекомендовать мероприятия по профилактике мастита и лактостаза и дать рекомендации по технике грудного вскармливания.

Врач и медсестра обязаны узнать не только о физическом, но и о психосоматическом состоянии здоровья мамы, характере питания, режиме дня, о возможности полноценного сна и отдыха, соблюдении личной гигиены.

Медсестры должны рассказать мамам о том, что им надо ежедневно принимать душ, менять , мыть руки перед пеленанием крохи, перед его кормлением и т.д.

Маме нужно разнообразно питаться, иметь возможность отдыхать днем и высыпаться.

Обучение матери

Это целиком прерогатива медицинской сестры. Она расскажет о правильном питании для улучшения лактации, режиме и распорядке дня. Сейчас очень распространен метод психоэмоционального общения с ребенком. Медсестра должна владеть его навыками и обучать этому мать крохи. Она же рассказывает об уровне потребностей малыша и о возможном общении с ним, причем настаивать на том, что вербальное общение необходимо.

Кроха должен как можно чаще слышать голоса родителей, даже если они не сидят дома с малышом, а учатся или работают. Надо искать возможность пообщаться с крохой, спеть ему колыбельную. А если малыш находится на искусственном вскармливании, все равно необходимо во время кормления брать его на руки. Эти несложные манипуляции позволят вам наладить эмоциональную связь с малышом.

Отделение новорожденных родильного дома должно иметь тесную связь с детской поликлиникой. О выписке новорожденного из родильного дома сообщают телефонограммой в детскую поликлинику. Эти учреждения должны взаимно сообщать как о случаях инфекционных заболеваний и родовых травм в родильном доме, так и о случаях заболевания выписанных новорожденных в первые недели.

Ребенок в первые месяцы жизни нуждается в систематическом наблюдении. Участковый врач и участковая медицинская сестра должны посетить ребенка в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Они осматривают новорожденного, знакомятся с бытовыми условиями, дают подробные советы по уходу за ребенком и его вскармливанию.

В последующем на протяжении 1-го месяца жизни врач и сестра посещают ребенка 1 раз в 7-10 дней. При заболевании малыша его посещают ежедневно или через день в зависимости от состояния, при необходимости ребенка помещают в стационар.

В конце 1-го месяца жизни мать с ребенком должна посетить поликлинику, где малыша взвешивают и проводят антропометрические измерения. В это же время мать получает советы о введении витаминов и организации прогулок. При подозрении на недостаточное образование молока у матери (гипо-галактия) проводят контрольное кормление, т. е. взвешивают ребенка до и после кормления.

Систематический и полноценный патронаж новорожденных является одним из основных мероприятий, способствующих снижению детской заболеваемости и смертности.

Гигиена новорожденного в домашних условиях

Для ребенка в квартире или комнате нужно выделить отдельный уголок, использовав для этого самую светлую часть помещения. Комнату по возможности необходимо освободить от лишних вещей и предметов. Окно рекомендуется занавешивать только в верхней трети легкой занавеской. Подоконник не следует заставлять цветами и другими предметами.

Комнату, в которой находится ребенок, нужно содержать в чистоте. Пол, окна, двери, мебель следует ежедневно протирать влажной тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветривать несколько раз в день. Летом окна должны быть открыты весь день и по возможности всю ночь. Чтобы не залетали мухи и комары, окна затягивают марлей или сеткой. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку вначале в отсутствие ребенка, а затем и в его присутствии.

В комнате, где находится ребенок, нельзя курить, а также стирать и сушить белье. Надо решительно бороться с мухами - переносчиками микробов.

Ребенок должен спать в отдельной кроватке с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Кроватку рекомендуется выкрасить светлой масляной краской, чтобы можно было ее время от времени мыть и ежедневно протирать. Не следует пользоваться коляской как первой кроваткой ребенка, так как вместе с ней с улицы вносится пыль и, кроме того, она пропускает мало воздуха.

В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочалы, морской травы или сена. Нельзя делать матрацы для детей из пуха или пера, так как это вызывает потливость. Матрац покрывают клеенкой, которую привязывают тесьмой к углам кровати. Поверх клеенки стелят простынку, которую загибают под матрац со всех сторон. Под головку кладут плоскую небольшую подушку. Большие подушки вредны, так как способствуют искривлению позвоночника. Не следует завешивать кровать пологом или занавеской, так как это нарушает вентиляцию воздуха и, кроме того, ребенок в той или иной мере лишается столь необходимого ему света.

Постельные принадлежности следует ежедневно проветривать на воздухе, а клеенку мыть с мылом.

Для новорожденного необходим следующий набор белья:

6 распашонок с разрезом сзади, 6 кофточек с длинными рукавами, 15 подгузников (60Х60 см), 12 легких и 6 теплых пеленок, 3 одеяла (байковое, тканевое, ватное), 2-3 косынки, подкладная клеенка.

Грязное детское белье следует хранить отдельно от белья взрослых в ведре или баке с крышкой и стирать его также отдельно от белья взрослых. Загрязненное белье вначале замачивают, отстирывают запачканные места мылом (употреблять стиральные порошки не желательно), затем кипятят я несколько раз прополаскивают. Белье лучше сушить на воздухе, а затем гладить горячим утюгом с двух сторон для уничтожения микробов. Выстиранное и выглаженное белье следует хранить в специальном шкафу или ящике отдельно от белья взрослых.

Новорожденного купают ежедневно в кипяченой воде, остуженной до 37 °С, с последующим обливанием водой с температурой на 1 °С ниже, чем в ванночке. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть не ниже 22 °С. Лучшее время для купания - вечернее, перед кормлением. Ванночка, в которой купают малыша, не должна употребляться для других целей, хранить ее нужно в чистом месте, накрыв чистой простыней. Заранее должны быть приготовлены необходимые для купания предметы: кувшин для обливания, чашка с кипяченой водой для обмывания лица, вата или мягкая рукавичка из байки для намыливания, растительное масло или крем («Детский», «Малыш», «Красная шапочка»), тальк, термометр, мыло «Детское» или шампунь «Малыш». Тело ребенка лучше мыть ваткой или мягкой тряпочкой, а не губкой, так как она не всегда хорошо промывается. Отдельно складывают чистое белье, распашонки, пеленки, простыни.

После каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания следует подмывать ребенка теплой водой (36 °С). Подмывают влажной ваткой или струёй воды из умывальника спереди назад (от половых органов к заднему проходу), с тем чтобы не занести частицы испражнений и микробы в половые органы.

Ногти на руках и ногах осторожно обрезают один раз в 7-10 дней маленькими ножницами.

Для ухода за новорожденным дома необходимо иметь следующие предметы: банку с широким горлом и притертой пробкой для хранения стерильных салфеток, бинты, вату, пузырек со стерильным растительным маслом, термометр для измерения температуры воды в ванночке, резиновый баллон для клизмы в чистой банке, тазик для подмывания, ножницы и др.

Ребенок 1-го месяца жизни отличается очень большой восприимчивостью к инфекциям, поэтому нужно тщательно оберегать его от них. Микробы, которые имеются у здорового взрослого человека, могут вызвать тяжелое заболевание у новорожденного, поэтому не следует целовать ребенка в лицо и руки, нужно оберегать его от общения со взрослыми, для прогулок выбирать малолюдные места.

Пустышка представляет собой большую опасность как распространитель инфекций и, кроме того, вредит здоровью (нарушается нормальное развитие десен и зубов). Здоровый ребенок при правильном вскармливании и хорошем уходе может обойтись без пустышки. Если родителями сделана уступка ребенку и он пользуется пустышкой, то необходимо иметь их несколько штук, обязательно кипятить и хранить в стерильном закрытом стакане или банке.

Ухаживающие за ребенком должны соблюдать личную гигиену: следить за чистотой одежды, тела, особенно рук, ногтей, волосы повязывать косынкой.

Правильно организованный уход за ребенком - одно из главных условий сохранения его здоровья.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...