Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта. Тактильные ощущения в развитии ребенка

Марина Суздалева

Значение сенсорного развития ребенка сложно переоценить. Осязание – это один из наиболее обширных способов познания окружающего мира ребенка, поскольку тактильные клетки расположены по всему телу. С помощью тактильных ощущений малыш учится распознавать форму, находить различия между предметами, познавать новые ощущения.

Дети с самого маленького возраста уже могут чувствовать материнскую грудь, пытаются пальчиками ухватить руку взрослого, дотронуться ножками, губками к какому-либо предмету. Рука, пальцы ребенка играют важную роль в его развитии. Тактильные ощущения позволяют малышу познавать и сравнивать разные поверхности, которые окружают его. К примеру, сколько бы мы не пытались объяснить ребенку разницу между двумя сортами винограда, он все равно не усвоит эту информацию, пока самостоятельно не прикоснется пальчиками и не попробует их на вкус.

Развитие осязания в будущем поможет ребенку и в школьном обучении. Ведь известно, что в первом классе сложнее адаптироваться тем детям, которые в недостаточной степени владеют точностью и гибкостью восприятия. Да и в целом, занятия на сенсорное восприятие очень полезны для малыша не только с точки зрения его развития, но и психологического сближения с родителями.

Способы развития осязания

Для развития тактильных ощущений практически не требуется каких-то особенных затрат. Обратите внимание ребенка на то, что его окружает. Можно использовать природные материалы, которые имеют различную структуру, небольшие обрезы тканей, которые обладают разной структурой. Игрушки, которые окружают ребенка, могут быть сделанными из мягких и твердых материалов:

  • пушистые
  • резиновые
  • пластмассовые
  • деревянные
  • мягкие и т.п.

Чтобы задействовать максимальное количество тактильных клеток, можно использовать разные губки во время купания, смазывать кремом после банных процедур. Это сблизит вас с ребенком и принесет пользу развитию. Можете приобрести небольшой ребристый мячик, он отлично послужит вам в качестве массажера.

Игры для развития осязания

Существует большое количество игр для развития тактильных ощущений. Практически все материалы можно найти в своем окружении, просто нужно их правильно преподнести и скомпоновать. Далее приведены лишь некоторые игры с ребенком, которые вы с легкостью сможете выполнить в домашних условиях:

1. Игра «Сенсорный мешочек» для развития осязания

Предложите ребенку назвать предметы, спрятанные в мешочек. Игрушки, должны быть различной величины, формы и фактуры.

Пример игры «Сенсорный мешочек» приведен в этом видео:

2.

Если вы обладаете хотя бы азами шитья, можете сами сделать разные развивающие игрушки: книги, разные по цвету, фактуре, размеру; валики с бусинами или кистями на концах, из веревок разной толщины и др.

3. Знакомим с материалами

Можно помочь ребенку ориентироваться в материалах, из которых изготовлен тот или иной предмет. Дайте ребенку определить на ощупь, из чего сделана:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Как вариант, можно определять какие предметы на ощупь: гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.

4. Геометрические фигуры

Разложите перед ребенком геометрические фигуры. Выберите одну и предложите из мешка наощупь достать такую же.

5. для развития осязания

Сделайте прямоугольные пластинки, оклейте их различными материалами (к примеру, бархатом, наждачной бумагой, фольгой), затем завяжите ребенку глаза и предложите найти одинаковые. Как вариант, можно наполнить разными материалами и крупами надувные шарики (используйте воронку).

6. Тактильная дорожка для развития осязания

Можно сделать , на которой будут пришиты или приклеены разные материалы. Хорошо здесь подойдут пуговицы, ткани разной текстуры, массажный коврик и др. Предложите ребенку пройтись по такому коврику, во время этой игры он будет не только развивать осязание, но и координацию движений.

Существует еще один вариант дорожки, когда просто на пол выкладываются разные предметы:

  • галька
  • солома
  • песок
  • зернышки
  • деревянные дощечки
  • ткань с выраженной текстурой

Ребенку предлагается пройтись по такой дорожке, не сходя с нее. Перед этим занятием рекомендуют ножки облить теплой водой и вытереть насухо.

Такие занятия помогают также неосознанно . Конечно, не у всех есть возможность сделать такую дорожку у себя в квартире, поэтому лучше сделать ее на улице или во дворе. А можно просто почаще давать возможность ребенку ходить босиком по траве, песку или гальке.

7. Игры для дошкольников

Для детей дошкольного возраста можно применять такие игры:

  1. собрать с закрытыми глазами разобранных матрешек
  2. разобрать разные семена по отдельным кучкам

И, конечно, не забывайте о том, что объятия, прикосновения, массаж и поглаживания ребенка, ношение его на руках тоже относятся к сенсорному развитию. Вы сможете не только развивать его тактильные ощущения, но и укреплять вашу связь с малышом.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста

«Твердое-мягкое»

Цель : формировать знания о качестве предметов

Задачи :

Образовательные :

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

Закреплять умение различать и называть качества предметов : «мягкий» - « твердый » ;

Активизировать в речи детей слова «мнется» , «нельзя мять» ;

Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

Развивающие :

Продолжать развивать каналы восприятия : кинестетический, визуальный и аудиальный;

Обогащать тактильные ощущения детей ;

Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться;

Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

Материалы и оборудование : Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.

Предварительная работа :

Знакомство с соленым тестом.

- Игра : «Чудесный мешочек»

Рисование на песке

Обследование мягких и твёрдых предметов

Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

Ход непрерывно-образовательной деятельности

Воспитатель входит в группу в красивом наряде .

Организация детей : стоя на ковре

Мотивация

Воспитатель : Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей ) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?

Игра «Разбудим мишку»

Мишка просыпается, (дети потягиваются)

К детям собирается.

Вымыл ножки, (поглаживание ног)

Застегнул сапожки

И коленочки потер,

Как учил его бобер, (массируют колени)

Вымыл носик, (поглаживание носа)

Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны )

Воспитатель : Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда) .

Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу )

Мишка : Здравствуйте!

Воспитатель : Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются) .

Воспитатель : Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

Мишка : Я из леса в гости к вам спешил.

Рюкзак красивый захватил,

Белочки просили передать :

Не скучать, всем поиграть.

(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

Воспитатель : Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

Организация детей : дети стоят за столами, поставленными буквой «П»

(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)

Воспитатель : Что это?

Дети : Тесто.

Воспитатель : Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?

Дети : Тесто надо взять в руки и помять.

Воспитатель : Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?

Дети : Да, мнётся.

Воспитатель : Значит тесто, какое?

Дети : Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа) .

Воспитатель : Что из теста можно делать?

Дети : Пирожки, булочки

Воспитатель : Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.

Воспитатель : Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей ) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?

Настя : Один.

Воспитатель : А у тебя, Дима, сколько?

Дима : Один.

Воспитатель : Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе ? (много)

Воспитатель : А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

Дети : Твёрдые.

Воспитатель : Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук : тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко : тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое) . А камешек, какой? (твердый )

Воспитатель : Теперь положите камешки обратно в контейнер.

Мишка : Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы .

(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

Воспитатель : Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе . Он спрашивает : что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

Дидактическая игра «Разные коврики»

Организация детей : стоя на ковре

Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям : На каком коврике ты стоишь : на твердом или мягком ? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

Воспитатель : Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?

Дети обнаруживают корзинку.

Организация детей : стоя вокруг стола

Дидактическая игра : «Тактильная корзинка» .

Воспитатель : Да, в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения : орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)

Воспитатель : Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?

Дидактическая игра : «Разложи правильно» .

Воспитатель : Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке?(Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка) . Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте, мы с вами разложим правильно по кармашкам : орешки - Белочке, ягоду – Мишке.

Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.

Продуктивная деятельность : «Рисование орешков на манке»

Организация детей : стоя за столами

Воспитатель : Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

Рефлексия

Воспитатель : Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

Мишка : Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

Дети : Да.

Мишка : А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки : твердая или мягкая )

РАЗДЕЛ II . Тактильно - двигательное восприятие.

ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».

Задачи:

    обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

    развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;

    совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;

    воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию : для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».

Ход занятия.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Здороваемся ладошками».

Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу ). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Разминка.

Самомассаж ладоней.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Самомассаж ладоней и пальцев.

Исходное положение:

Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)

Самомассаж кончиков пальцев.

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.

Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.

Встреча братьев.

Исходное положение:

Руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук

Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. Затем Указательный палец левой руки встречается с «братьями» правой. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Косичка .

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикольно указательным и большим пальцами одной руки

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Основная часть.

Психолог : «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно всё будет получаться».

Игры с тактильными дощечками .

Материал: тактильные дощечки.

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

    Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).

    Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый , как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

    Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.

    Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)

    Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.

    Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.

Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

    Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).

    Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).

    Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).

    Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).

    Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).

    Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).

    Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).

    Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).

    Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).

    Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).

    Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).



Упражнение «Что в мешочках?».
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).

Весёлая переменка .

Упражнение-игра «Дождь в лесу » (музыкотерапия)

релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Волшебный мешочек» .

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.

Возможный набор предметов для детей.

Бусинка - стекло, ключ - металл, карандаш - дерево.

Клубок ниток - шерсть; пузырек - стекло, ластик - резина.

Колпачок от ручки - пластик; камешек - камень; мелок - мел и т.д.

Упражнение - игра «Угадай, что внутри» .
1.
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др., можно наполнить геометрическими фигурами из набора «Учусь считать». Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

2. В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Не доставая предмет из мешочка, сравнивает его с теми, что лежат на подносе и находит такой, который нащупал в мешочке.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий , железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый , колючий.

Холодный, мокрый , тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный , зеленый, голубой.

Завершающая часть.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?

Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?

Над чем надо поработать?

Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки». (См. занятие 1)

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания . Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) – это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученыес помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ – неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.



В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» – «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» – «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

Брить или не брить?

Жизнь – череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий – больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.



Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки – мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, – телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов – дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту – женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем человеке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия – такие как приласкать или погладить животное – понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо – лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....