Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Психологический аспект понятия «социальная роль». Основные характеристики социальных ролей подростков. Социальный статус подростка

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы.

Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведёт человек, т.е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек. Статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие. Роль - индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Статус - определённое положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон.

Понятие социальной роли принадлежит ряду социологических теорий, зародившихся в США. «Основным понятием социологии является понятие роли, - отмечал Т. Парсонс. - Я предпочитаю рассматривать это понятие как базисный термин» . Существует множество определений понятия социальной роли, мы же в своей работе будем придерживаться следующего его понимания. Социальная роль (франц. Role) - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных ролей в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т.д. .

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга. Несмотря на различные подходы, Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами. Позднее термин «социальная роль» прочно вошёл в содержание предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор.

Роль задаёт типовые образцы действия. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие. Социальная роль - это ожидание, предъявляемое обществом к личности. Если, например, мы считаем кого-то «прекрасным человеком», то мы склонны не замечать его нехорошие поступки, считая их «исключениями» или объясняя «стечением обстоятельств». Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль. И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

Роль - действия человека в рамках прав и обязанностей . Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (то, чего согласно "правилам игры" ждут от той или иной роли) и исполнения этой роли, игры (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Человек может внутренне сжиматься от страха, но социальная роль милиционера побуждает его подойти к разбушевавшимся хулиганам. Нам хочется спать, но социальная роль ученика требует, чтобы мы пришли в школу вовремя. Мы багровеем от злости, но социальная роль подчиненного запрещает нам дерзить начальнику. Мы терпеть не можем некоторых родственников, но сама социальная роль родственника заставляет нас навещать их хотя бы изредка .

Ролевые ожидания проявляются и в представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном обществе, когда оба супруга работают и одинаково зарабатывают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях. В Соединенных Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе - 4%, но 97% сиделок и 99% секретарей - женщины. Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых .

Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Собственно говоря, роль может быть полноценной только тогда, когда созданы соответствующие условия: есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть командиром без солдат, мужем без жены, учителем без учеников, сыном без отца, начальником без подчиненных, актером без зрителей и т.д. .

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление и даже набор норм в социальном опыте конкретного человека.

Социальная роль означает определенную модель поведения, которой должен придерживаться человек. Такая роль обуславливается его статусом, наличием обязанностей и прав.

В целом, социальная роль обозначает принадлежность человека к той или иной группе. Поэтому, взрослые люди и подростки относятся к разным социальным группам. Но и те и другие, могут иметь ряд общих обязанностей и их социальная роль может совпадать.

В чем различия между взрослым и подростком

Подрост ком считается человек до 18 лет. Когда он достигает этого возраста, человек считается совершеннолетним. То есть, он несет все обязанности взрослого и воспринимается как полноценный членом общества со всеми обязанностями.

Возраст 18 лет считается возрастом наступления полной дееспособности. Это юридический термин, который означает, что человек имеет право обладать и распоряжаться имуществом, отвечать перед законом за свои действия, он может создавать семью и обязан заботиться о ней.

До 18 лет человек не обладает полной дееспособностью, поскольку его имуществом распоряжаются его родители или опекуны, он не может выступать от своего имени в суде и так далее.

Какая социальная роль одна для взрослого и подростка

Несмотря на различия, можно выделить несколько социальных ролей, которые одинаково характерны для взрослых и подростков:

  • Обязанность соблюдать закон. Данная социальная роль касается и подростков и взрослых. Никто не вправе нарушать закон. Каждый нарушитель понесет наказание;
  • И взрослый и подросток одинакового обязаны заботиться о своих родителях, которые являются нетрудоспособными;
  • Еще одной социальной ролью, следует назвать необходимость обучения. Например, взрослый человек имеет право учиться, а подросток имеет такую обязанность.

В целом, социальные обязанности взрослых и подростков могут совпадать во многих других ситуациях. Это касается достижения одинаковых целей, взаимоотношений с близкими, исполнения своих обязательств. Поэтому, социальных ролей может быть бесконечное множество. если цели совпадают, то и социальная роль будет общей.

§ 3. социальный статус юношества

Основные понятия. Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. Но что значит «критический период»?

В биологии и психофизиологии критическими, или сензитив-ными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках этому отчасти соответствует понятие социальных переходов, поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, начало трудовой деятельности или вступление в брак): они нередко оформляются специальными ритуалами, «обрядами» перехода.

Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие - возрастных кризисов, с которым ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности. Дабы подчеркнуть, что эти состояния, какими бы сложными и болезненными они ни были, являются естественными, статистически нормальными и преходящими, их называют «нормативными жизненными кризисами», в отличие от «ненормативных жизненных кризисов» и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств (например, смерти родителей).

Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения-повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» жизни конкретный человек, наука сказать не может.

Переход от детства к зрелости. Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны, естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой-уникальная драма, каждая сцена которой- результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Повторяющиеся структурные свойства жизненных событий могут быть зафиксированы объективно. Но личная значимость, мера судьбоносности любого события зависит от множества конкретных причин.

Оценивая влияние тех или иных жизненных событий на личность, обыденное сознание склонно обращать внимание прежде всего на яркость, драматизм событий, его хронологическую близость к моменту предполагаемого изменения личности, круп-номасштабность (само слово «событие» подразумевает нечто значительное, не совсем обыденное) и относительное единство, цельность, благодаря которым оно выглядит простым и однократным. Но глубокие личностные изменения далеко не всегда вызываются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями.

Многие психологические сдвиги-результат скорее накопления множества мелких событий и впечатлений в течение определенного периода времени, чем одного большого события, причем нужно учитывать потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий. Например, для понимания сдвигов в образе «Я» подростка важны не только изменения в его телесном облике и психо-гормональные процессы, но и такое, казалось бы, внешнее, случайное событие, как перехода новую школу, вызывающий необходимость адаптации к новому коллективу, потребность увидеть себя глазами новых товарищей и т. д.

Наши жизненные обстоятельства, поступки, переживания и их осознание сплошь и рядом рассредоточены во времени. Кроме явного, известного окружающим поведения, каждый человек имеет тайный внутренний мир, где совершаются незримые, но очень важные скрытые события, скрытые не только от окружающих, но подчас и от самого человека.

Объективный процесс многомерности и многовариантности человеческого развития, включает в себя и онтогенез, и социализацию, к творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то «усреднить», сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа.

Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза- продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста-школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически это возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое «чувство взрослости»-главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет)-в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью Биологически этот период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как уже принадлежащее взрослости.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность-завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь 16-18 лет (некоторые правовые акты именуют их «подростками») имеет особый юридический статус и пользуется целым рядом льгот (сокращенный рабочий день, оплачиваемый как полный, запрещение сверхурочных и ночных работ и работы в выходные дни, отпуск продолжительностью в один календарный месяц и т. п.). Вместе с тем деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста-выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек со всеми вытекающими остуда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,- собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Юношеское самоопределение-исключительно важный этап формирования личности. Но пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. Отсюда-третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости.

В отличие от подростка, который в основном принадлежит еще миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще»: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем, к примеру, сама учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями.

Сегодняшней психологии очень близок польский учитель-гуманист Януш Корчак: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю-"могут", а не "хотят", а не "обязаны".

В "не знаю" для науки-первозданный хаос, рождение новых мыслей, все более близких истине. В "не знаю" для ума, неискушенного в научном мышлении,-мучительная пустота».1

Психологические аспекты социализации. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих обязанностей этого возраста отмечаются изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость- с рязвязностью, желание быть признанным и оцененным другими-с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами-с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование-с сухим мудрствованием».2

Разумеется, нужно учитывать, что это описание принадлежит психиатру, который профессионально склонен подчеркивать прежде всего болезненные черты, и распространяется оно на весь период полового созревания, включая «трудный» пубер-татный возраст. В юности некоторые из перечисленных трудностей уже смягчаются, ослабевают. Однако если сравнивать 15-18-летних юношей со взрослыми, данное описание в целом окажется верным, совпадающим с многочисленными автобиографическими, дневниковыми и художественными самоописаниями, в которых бесконечно варьируются мотивы внутренней противоречивости, скуки, одиночества, депрессии и т.п.

Хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей. «Порой хочется искренне ответить человеку - бац! - уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо все получается...» (Из рассказа 18-летнего юноши).

Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, «следует четко разграничивать напряженность, а нередко-и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения».3

Старшим часто кажутся иррациональными многие юношеские увлечения. Даже если их предмет вполне невинен и положителен, взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, странность («Ну, можно ли сходить с ума из-за каких-то марок или дисков?») и односторонность: увлекаясь чем-то одним, юноша зачастую запускает другие, более важные с точки зрения старших, дела.

Такие претензии часто безосновательны и психологически наивны. Говоря по правде, учителям и родителям невозможно угодить. Если подросток чем-то увлекается, его упрекают в односторонности. Если он ничем не увлекается, что характерно для большинства подростков, его упрекают в пассивности и равнодушии. Когда увлечения подростка изменчивы и краткосрочны, его обвиняют в поверхностности и легкомыслии, если же они устойчивы и глубоки, но не совпадают с родительскими представлениями о желательном и должном, его всячески стараются отвлечь или оторвать от них.

Не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка или мотоцикл. Но главное-не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для субъекта. Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности.

Главное психологическое приобретение ранней юности-открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир-только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога-«Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» ответила: «Я сама».

Психологи неоднократно, в разных странах и в разной социальной среде, предлагали детям разных возрастов дописать по своему разумению неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат более или менее одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события, старшие подростки и юноши-преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнует их больше, чем его внешний, «событийный» контекст.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «Проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил, как прекрасна его решетка»; «Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал»; 14-15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».

Открытие своего внутреннего мира-радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением,актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Группа ленинградских десятиклассников оценила, насколько определенные морально-психологические качества типичны для среднего юноши или девушки их возраста, а затем-для них самих.4 Образы собственного «Я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять Другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Ту же тенденцию Бьянка Заззо (1966) обнаружила у юных французов.5

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем человек старше и более развит, тем более он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи с окружающими людьми и единства с ними.

Не менее сложным является осознание своей собственной преемственности, устойчивости своей личности во времени.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным, явлением является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое не велика, все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.

У подростка положение меняется. Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени (эта тенденция продолжается и в старших возрастах: пожилые люди, говоря о времени, выбирают обычно метафоры, подчеркивающие его скорость: бегущий вор, скачущий всадник и т.д., юноши-статические образы: дорога, ведущая в гору, спокойный подъем, высокий утес).

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы.

Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.

Расширение временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное, объективное; ребенок может знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, и тем не менее они могут казаться ему одинаково далекими. То, что было 30-40 лет назад, для 12-летнего почти такая же «древность», как то, что происходило в начале нашей эры. Чтобы подросток действительно осознал и почувствовал историческое прошлое и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта.6 Временная перспектива чрезвычайно существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного «Я».

Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Чувство «остановки времени», согласно концепции американского ученого Э. Эриксона,-это как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Подросток может попеременно чувствовать себя то очень юным, даже совсем маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим. Вспомним лермонтовское: «Не правда ль, кто стар в осьмнадцать лет,/ Тот, верно, не видал людей и свет».7

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Лжеймс Марша в 1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1. «Неопределенная, размытая идентичное ть» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «До срочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может-считать своим.

4. «Достигнутая, зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Статусы идентичности-это как бы и этапы развития личности и вместе с тем типологические понятия. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

Чрезвычайно важный компонент самосознания-самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я», и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Короче, самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида «к себе». В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное (например, учебное или профессиональное) самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое-с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения-это «личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе».

Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Обследовав свыше 5 тыс. старшеклассников (15-18 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо»-«представляемое Я». С суждениями типа:

«Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать "маску" перед людьми»-юноши с низким самоуважением соглашались в б раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

Существенно различаются юношеские и девичьи ретроспективные описания «трудного возраста». Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появлении новых интересов, видов деятельности и т.п. Девичьи самоописания более субъективны и говорят, в основном, об испытываемых чувствах, чаще отрицательных.

Самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, произ-водны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

Еще труднее делать широкие обобщения относительно уровня активности, соревновательности, доминантности и послушности мальчиков и девочек. Многие психологи считают первые три качества более свойственными мальчикам, а четвертое-девочкам. Однако очень многое зависит от возраста, содержания деятельности и стиля воспитания. Мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и целевыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны.

Из сказанного вытекает необходимость индивидуализации воспитания и обучения, ломки привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов.

Главное психологическое приобретение юношеского возраста-это открытие своего внутреннего мира. Формирование новой временной перспективы сопряжено с известными психологическим трудностями. Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Подобная «остановка» времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно.

Главная трудность юношеской рефлексии состоит в правильном совмещении того, что А.С.Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива-это непосредственная сегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива-долгосрочные жизненные планы, личные и общественные.

С точки зрения психологии появление вопроса о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен каким-то делом, он обычно не спрашивает, имеет ли это дело смысл. Рефлексия, критическая переоценка ценностей психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с Другими людьми. И именно потому, что вопрос этот по сути своей практический, удовлетворительный ответ на него может дать только деятельность.

Каждый день и каждый час, даже не замечая того, человек стоит перед выбором, который может подтвердить, а может и перечеркнуть его жизнь. «Открытие Я»-не одномоментное и пожизненное приобретение, а целая серия последовательных открытий, каждое из которых невозможно без предыдущих и вместе с тем вносит в них коррективы.

Мера свободы есть также и мера ответственности, а дело, начатое одним, продолжают другие.

Примечания

1 КорчакЯ. Как любить детей. Минск, 1980. С. 6.

2 Л и ч ко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. С. 17-18.

3 И с а е в Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.,1979. С. 154.

4 См.: Кон И.О., Лосенков В.А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования// Проблемы общения и воспитания. Вып. 2/ Отв. ред. М.Х.Титма. Тарту, 1974.

5 ZazzoB. Psychologie differentieellee de I"adolescence. Paris, 1966. P. 63-123.

6 О формах «врастания» исторического прошлого в личный опыт ребенка см. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

7 Лермонтов М.Ю. Сашка// Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. М., 1958. С. 388.

8 Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Princeton, 1965.

Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они - «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVIII - XIX вв.

Это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из-под опеки родителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша...

Статус относится к индивидуальному рангу, ценности или престижу в группе, организации или обществе. Статус отражает иерархическую структуру группы и создает вертикальную дифференциацию, так же как роли разделяют разные занятия.

Это еще один путь уменьшить неопределенность и прояснить, что же от нас ожидается.

Характеристики статуса.

Так же как и роли и нормы, статус существует и внутри и снаружи организационной среды. На самом широком уровне анализа мы называем его общественным...

Хочу заметить, что никому, никакой сущности нет дела до грязной энергии. Энергия созидания наполнена светом чистого сознания, не запятнанного сомнениями, гневом и другими негативными проявлениями грязной/темной энергии.

Поэтому, как только человек задумывает хорошее дело, к нему, как мухи, со...

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых...

Впечатления

Обычно наше восприятие другого человека базируется на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснять разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о нем. В эксперименте.

Проведенном Эшем (Asch, 1946), человек, объективно охарактеризованный как «толковый, умелый, трудолюбивый, решитель­ный, практичный и благоразумный», был представлен одним испытуе­мым как слишком холодный...

В зависимости от развитости, опосредствованием эмоциональной содержательностью и наличием ценностей совместной деятельности по выживанию можно определиться с расслоениями, напластованиями групп в силу иерархического закона по ценностно-интерпретационной структуре общества и эмоциональной окраске культурно- исторических наслоений.

Эмоции, с точки зрения культурно-психологического подхода, можно рассматривать как высшие психические функции сознания, обладающие всеми соответствующими...

Гораздо важнее и первичнее наладить материальную безопасность и стабильность, просто иметь приличную рабочую занятость и добыть в обществе если не успеха и уважения, то хотя бы не осуждения и отвержения. Однако именно «вторичные», не витальные потребности определяют социальный рост.

А речь будет идти именно об этом «излишестве». В контексте «хлеба и зрелищ» - это «зрелище»! Это хвост, без которого вполне можно прожить. Но зато как! можно жить с хвостом (с павлиньим, например), особенно если...

Необходимо понять, как человек взаимодействует с социумом в частности и с мирозданием, в общем. Для этого мы взяли за основу «социальную модель Дойча», то есть на поставленные задачи взглянули с точки зрения каббалистической теории.

Вопрос 1: Являются ли люди просто умными животными или же социальное взаимодействие, постоянная необходимость сотрудничать друг с другом формирует в них особые, не присущие животным психические свойства?

Ни то, ни другое, ни третье. То есть, являются ли люди...


Трудно придумать более дьявольское наказание (если бы такое наказание было физически возможно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали...

Тема: «Мои социальные роли»

Цель: дать представление о разных социальных ролях, дать представление о роли как о проводнике в социум (роли желательные, приемлемые, отвергаемые (неприемлемые).

Задачи:

показать спектр ролей личности;

предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к ре­альным;

смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

дать детям возможность испытать незнакомые чув­ства, воспринять новые мысли и идеи;

дать обратную связь.

формирование границ в сложных межличностных си­туациях;

осознание мотивов индивидуального поведения; формирование навыка эмпатии.

Ход занятия

1. Вводная часть

Ведущий. Есть мнение, что человек представля­ет собой набор ролей. В каждый момент мы не толь­ко можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и посте­пенно исчезают из репертуара. Одни из них посто­янно общаются между собой, другие ведут уединен­ный образ жизни.

Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски мо­гут принимать множество различных форм. На­пример, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Лома она приобретает новый облик.

Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно счи­тать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определен­ной щели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые ока­зываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохра­няет человека, с другой - является окном в его сложный внутренний мир.

2. Основная часть

Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частно­сти подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следу­ющие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

Выяснить - когда, зачем и в каких ситуациях чело­век надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

Игра «Маски, которые мы надеваем»

Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель - продавец, ученик - учитель, родитель - ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску. Затем дети меняют­ся местами, и второй участник становится маской пер­вого, то есть происходит вынесение вовне (называ­ние) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка.

Если в начале игры детям сложно справиться с зада­нием, ведущий должен на примере одной из пар разыг­рать упражнение.

Обсуждение

Ведущий. В повседневной жизни человеку прихо­дится сталкиваться с проблемами, например, ког­да он совершает какой-либо проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осо­знать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой чело­век.

Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях - между ребен­ком и родителями, между ребенком и учителем, меж­ду ребенком и сверстниками. Цель смены ролей -добиться понимания чужой точки зрения и тем са­мым изменить свое поведение или отношение.

Игра на смену ролей

Разбить участников группы на пары. Задать темы конфликтных ситуаций, например: встреча с контроле­ром в транспорте при безбилетном проезде; вернулся домой с дискотеки наутро; взял без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом высказанных мнений). Проиграть ситуацию, в которой попытаться принять точку зрения другого, принять ответственность за со­деянный поступок и не дать себя унизить, когда бе­решь на себя вину.

Обсуждение позиций конфликтующих сторон

Обсудить, как полученные знания можно применить в похожих ситуациях в реальной жизни.

3. Заключительная часть

Выводы

В конфликтных ситуациях бывает трудно контроли­ровать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного досто­инства.

Смена ролей помогает понять точку зрения дру­гого.

Занятие 7

Тема: Мои социальные роли

Цели : познакомить детей с социальными ролями, способствовать успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.

Оборудование : карточки «Я как все…», «Я не как все…», с перечислением социальных позиций «сын», «дочь», «учащийся», «мальчик», «девочка», листы бумаги с изображением неба (солнце и два облака), фломастеры, цветные карандаши, два мяча разного цвета, живой или искусственный цветок, магнитофон.

Ход занятия:

1.Вводная часть. Актуализация знаний о собственной индивидуальности.

После приветствия дети по кругу предают цветок и произносят свое имя. При этом они называют присущие им качества, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Ольга – осторожная, ленивая, гордая; Вадим – вежливый, добрый, интересующийся). Перечисленные качества записываются на доске (листе бумаги). По окончании упражнения ведущий, опираясь на сделанные записи, побуждает участников сделать выводы о том, что люди отличаются друг от друга по своим внешним и внутренним свойствам и качествам, которые проявляются в своеобразии психики и личности человека.

1.Основная часть . Беседа о взаимодействии человека с окружающим миром.

Ведущий: говорит о том, человек существо социальное, он живет среди людей, с которыми строит свои отношения. Есть «Я», вокруг меня находится самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум. Следующая сфера взаимодействия - это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги, одноклассники, учителя, те люди, взаимодействие с которыми для меня достаточно значимо. Следующий уровень - это те люди, которые не оказывают особого влияния на мою судьбу, обычно мы не знаем их лично. Это продавец в магазине, кондуктор в транс­ порте, врач, учащиеся школы... Самый дальний уровень - это те люди, о суще­ ствовании которых мы редко задумываемся, например одинокий старый ры бак с берегов Австралии... Можно представить это в виде наглядной схемы, состоящей из 4 концентрических окружностей, в центре - «Я», а вокруг - со­ циальные сферы.

Рисунок «Я и мой мир вокруг меня»

Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

Возьмите лист бумаги.. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Те­перь в центре нарисуйте себя».

Обсуждение

Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что - наименее? Есть ли разделяющая граница между то­ бой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Возможная модификация упражнения. Отметьте на своем рисунке зна­ ком «плюс» положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодейство­ вать) и знаком «минус» - отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

Человек живет не один, а совместно с другими людьми, чтобы выжил его род. Человеку трудно жить одному, даже Робинзон пользовался изде­ лиями других людей - ружьем, ножом и был рад встрече с Пятницей.

Нужно определить границы своего «Я» в обществе, что я могу назвать своим? Во-первых, это имя, половая принадлежность, внешность. Это не очень зависит от нас: внешность дана нам от природы, имя дали родители, к ним мы привыкли с детства. Взрослея, мы начинаем осознавать их, мы уже можем выработать к ним свое отношение, и это дает возможность подумать, хотим мы в них что-то изменить или нет. Какими мы хотим, чтобы нас видели дру­ гие?

Роли и социальные институты - тот социум, который окружает мое про­ странство. М ы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось, чтобы нас видели. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль - проводник в социум, который позволяет более есте­ ственно входить в среду, обеспечивает успешную активность и взаимодействие. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представ­ления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от других. Если ожидания от роли у участников взаимодействия не совпада­ ют, то это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овла­дение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбира­ ем, зависит от наших целей в жизни.

Роль узнаваема, когда мы говорим о роли, мы говорим об узнаваемом, о чем-то общем. Роль предполагает актуализацию в человеке определенных ка­ честв. В то же время мы привносим в ее исполнение что-то личное, остаемся сами собой. Можно представить роль в виде каркаса, стандартной рамки, в которые мы должны вписаться, и в то же время мы заполняем ее чем-то своим. Рассказывая о том, что роль предполагает определенные границы, рамки, в которые необходимо «вписаться», можно использовать для иллюстрации на­ глядный материал, например бумагу различных форм и размеров - эллипс, узкая полоска бумаги, звезда, обыграть эту форму: как я заполняю это простран­ ство? Как я это делаю? Насколько я учитываю ту форму, в которой сейчас дей­ ствую? С какой ролью я связываю эту форму? Насколько комфортно я чув­ ствую себя в этой роли?

Упражнение «Парные роли»

Участники становятся в круг.

«Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас да­вайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то
свою роль и бросает мяч другому человеку и т. д.». После этого упражнения можно провести разыгрыва­ ние сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например клоун-зритель, продавец-покупатель, и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.

Удалось ли отгадать какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать ро

ли? Затем сценки разыгрывают другие участники.

Модификация упражнения. Участники делятся на две подгруппы - ис­ полнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количес тво. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны" быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключе вую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавца с покупателем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.

Ведущий: каждый человек, в зависимости от ситуации, выступает в разных социальных ролях. Знаете ли вы, какие социальные роли выполняет каждый из вас дома, в школе, среди сверстников? (Ответы детей).

Затем дети рассказывают об особенностях поведения в зависимости от социальной роли:

Я – сын

Я – дочь

Я – ученик

Я – мальчик

Я – девочка

Я – среди сверстников.

Ведущий: задумывались ли вы о своем положении в группе сверстников? Хорошо ли вам среди них?

Позитивно или негативно влияет группа на твое поведение?

А как ты влияешь на группу людей (сверстников и взрослых), в которой вращаешься постоянно? (Ответы детей).

Упражнение «Я – уникальный».

Ведущий передает два мяча в разные стороны от себя. Участник, получивший первый мяч, продолжает высказывание «Я как все…», при этом он выбирает одну из социальных позиций, обозначенных на карточках («сын», «ученик» и т.д.) Участник, получивший второй мяч, выполняет аналогичные действия, продолжая высказывания «Я не как все…». В какой-то момент мячи встречаются в руках одного участника. Ему предлагается выбрать, с какой фразы он начнет говорить.

Подводя итоги упражнения, ведущий делает вывод о том, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, присущие только отдельной личности.

Упражнение «Автопортрет»

Каждому участнику предлагается на рисунке, где изображены облака и солнце, на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом – имя, которым ему хотелось бы называться. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет, а на 2-3 лучах солнца написать качества, присущие участнику и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации.

Задание выполняется под музыку.

Завершение занятия

Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

· Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

· Что тебе понравилось?

· Что не понравилось?

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...