Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Учиться новому никогда не поздно. Учиться никогда не поздно, - кто сказал

В основном в пословицах и поговорках об учебе заключен положительный смысл. То же самое справедливо сказать и о известном изречении «учиться никогда не поздно». Мы посмотрим на процесс накопления знаний с разных сторон, подвергнем его детальному разбору.

Квинтилиан

Порой поговорка - это творчество народа. Так бывает, когда имя настоящего автора время не сохранило. Но в данном случае известно, кому мы обязаны тем сокровищем, которое совершенно не ценим.

Нам кажется, фраза да фраза, что ее хвалить или ею восхищаться. А пришла она к нам из глубокой древности. Вопрос о том, кто сказал: “Учиться никогда не поздно,” - предполагает конкретный ответ. Был такой в Древнем Риме мудрец Квинтилиан, ему-то мы и должны сказать спасибо.

О нем известно немного. О происхождении данные разнятся: одни говорят, что он был знатным, другие утверждают, что нет. Ясно одно - отец его был образованным человеком, поэтому послал его учиться в Рим, где в то время царствовал Нерон.

Да, мы не сказали, когда и где родился прославленный учитель красноречия.

Время и место рождения

Произошло сие событие в Испании около 35 года нашей эры, а завершил свой земной путь ритор примерно в 100 году нашей эры (некоторые источники указывают 95 год).

Личная жизнь его была несчастлива: он потерял жену, когда та еще была молодой, затем с течением времени потерял и двух сыновей. К концу жизни остался совершенно один тот, кто сказал: «Учиться никогда не поздно». Грустная история. Хотя общественная, социальная жизнь его была более или менее успешна.

Домиций Афр - наставник Квинтилиана

Квинтилиан поехал в Рим. Там он нашел наставника в лице Домиция Афра, за чьей манерой держаться и вести себя в суде Квинтилиан следил и, наверное, поначалу копировал.

Учитель нашего героя был классическим цицероновским оратором. Видимо, под его влиянием Квинтилиан полюбил труды самого Цицерона.

Дальнейшая судьба и фундаментальный труд

После смерти наставника Квинтилиан приехал в родную провинцию империи, чтобы там набраться опыта судебного оратора. Но он все равно вернулся в Рим в 68 году в качестве члена свиты императора Гальбы. Хотя наш герой не был к нему особенно близок. Это и спасло его после гибели цезаря.

Остальное излагаем пунктиром. В год четырех императоров Квинтилиан открыл свою школу красноречия. Высшей точкой развития его карьеры стало назначение консулом.

Однако известным на века он остался благодаря тому, что написал трактат «Об образовании оратора» - самый хорошо сохранившийся и полный курс ораторского мастерства, с многочисленными ссылками на литературные и исторические источники. Возможно, именно там и притаилась пословица «учиться никогда не поздно», которая в то время, конечно, афоризмом еще не стала.

Но точно установить источник нельзя, ибо замечательный труд был переведен на русский частично. На данный момент он есть только с дореволюционной орфографией. Не исключено, что в русский фраза «учиться никогда не поздно» попала из других языков, в которых существует более полный перевод античного классика. Но автор изречения точно Квинтилиан, в этом пункте пусть читатель не сомневается.

Современность поговорки

То ли реальность действительно циклична, то ли настоящая мудрость на самом деле не ржавеет. Но можно сказать, что поговорка чрезвычайно современна. Сейчас только утюг молчит о том, что нам надо постоянно развиваться, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

И представьте нас лет через 30, неужели мы бросим эту привычку расти? Это кажется невероятным. Вообще, когда от человека уже ничего общество не требует, а детей он уже вырастил, можно и отдохнуть. То есть выбросить из головы все эти идеи о постоянном развитии.

У современного социума это стало идеей фикс. Учеба - это не всегда нудный, тяжелый тягучий и скучный процесс. Учиться можно и с удовольствием, главное - ответить на вопрос: «Зачем?»

Познание как лекарство от болезни Альцгеймера

Сейчас у многих проблема с мотивацией. Можно хорошо понимать значение пословицы «учиться никогда не поздно», но так никогда ей и не последовать. Если читатель еще не понял смысла объекта исследования, то мы с готовностью откроем его сейчас.

Присказка сводится к той простой истине, что узнавать новое, неизведанное не зазорно. Совсем неважно, сколько человеку лет. Пока он жив, он может учиться. Причем не всегда имеются в виду учебники, научные занудные книги. Учеба - это фактически познание нового, освоение занятий, специальностей. Мотивационная основа движения вперед может быть различна, начиная от банального безделья и скуки и заканчивая насущной необходимостью. Иногда человек учится, потому что ему «это надо для работы», а иногда - чтобы загружать голову.

Некоторые люди сейчас редко поднимают лицо от смартфона. Они фактически живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется.

На практике «отсутствие мозга» проявляет себя в виде разных видов слабоумия, из которых болезнь Альцгеймера - один из самых страшных случаев. Недавние исследования показали, что электронные гаджеты вредят не только взрослым, но и детям. Малыши, воспитанные с подобного рода «няньками», менее внимательны, хуже запоминают материал, легче отвлекаются.

Но вернемся к взрослым. Мы не говорим, что чтение книг - это панацея от старческого слабоумия, но оно точно может его отсрочить. Мелькающие картинки в интернете и на экране сводят человека с ума значительно быстрее. Книги желательно читать более или менее содержательные, чтобы была работа для мозга.

Человек с несколькими дипломами

Обыденный пример человека с несколькими высшими образованиями. На Западе он уважаем и, как правило, не бедствует, ибо там высшее образование - это очень дорогая штука.

В России образование воспринимается либо как блажь, либо как необходимость. То есть человека, получающего несколько дипломов, считают либо «ботаником», либо «страдальцем», которому нужна определенная квалификация для работы. Но в целом отношение такое, что человек, учащийся слишком долго, - беглец от ответственности, чуть ли не прожигатель жизни. Хотя нет, пожалуй, более тяжелого умственного труда, чем познание нового. А значит, студент и прожигатель жизнь - это два разных типа человека. Конечно, при условии, что студент действительно учится.

Пример Мэри Хобсон

Благодаря выпуску новостей об этой замечательной женщине знают не только переводчики. Хотя именно они вдохновляются ее примером. А история такая. Англичанка Мэри Хобсон начала изучать русский, когда ей было 56 лет. Ее потряс роман Л.Н. Толстого «Война и мир», но в то же время женщина подумала, что ведь она читала не оригинальный авторский текст, а лишь его переводной вариант. И после этого М. Хобсон стала учиться русскому.

Сначала «несерьезно», то есть несистематично, а потом поступила в Более того, русский язык не только стал полезным хобби, которое помогло избежать скуки, безделья и слабоумия. «Великий и могучий» оказался источником второго дыхания для англичанки: она перевела А.С. Грибоедова на английский, защитила диссертацию на тему его творчества. Ведь часто такое бывает, когда человек изучает что-то, сначала ему кажется, что это забава, а потом увлечение превращается в работу и становится смыслом его жизни.

Да, кстати, обсуждая поговорку «учиться никогда не поздно» и примеры ее применения, стоит сказать, что познание - это единственный способ раздвинуть грани возможного, пересмотреть отношение к себе, выбраться из депрессии и уныния. Если человек варится все время в собственном соку, то он более подвержен различным негативным состояниям: депрессиям, неврозам, сомнениям, сожалениям о прошлом.

Поэтому нужно постоянно открывать для себя новое, но не ради эфемерного внутреннего развития, а чтобы жизнь была насыщеннее и полнее.

Интересно, кто это установил временные рамки для духовного или другого развития? В последнее время я очень часто слышу фразу от старшего поколения, например: «Что ты? Какие танцы? Мне уже за пятьдесят!» И это при том, что женщина до сих пор грезит разучить заветные па.

Слово «ПОЗДНО!» заседает в умах даже у тех, кто едва разменял третий десяток. Почему поздно?

Дорогие мои, время, конечно, скоротечно и все такое. Но только вы устанавливаете правила игры! Подобное отношение к собственному возрасту, по большей части, навязывается обществом. Даже на работу сложно устроиться, если тебе за 45. Однако если вы действительно хотите, то можно добиться превосходных результатов.

По телевизору периодически показывают весьма необычные для нашего восприятия случаи: 70-летних мужчин, которые вдруг стали отцами или 80-летних женщин, которые почему-то увлеклись камасутрой. Но знаете, у всех этих людей есть один общий знаменатель: они счастливы! И счастливы из-за того, что позволили себе заняться любимым делом. Как много мы порой откладываем «на потом»…

Разрешите себе получать удовольствие от этой жизни и радоваться новым открытиям!

Позвольте себе духовное развитие, и вы обретете истинную гармонию с собой.

Почему вы так недооцениваете свои способности и считаете, что уже поздно заниматься собственным делом или постигать основы фундаментальных наук?

Каждый человек сам определят для себя смысл жизни. И если вы ощущаете себя неполноценным и чувствуете, что ваша реальность превратилась в , то может действительно пора что-то изменить?

Некоторые боятся, что их не поймут… да кому какое дело на самом-то деле?! Поверьте, после первых охов и ахов, люди просто привыкнут к вашим новым увлечениям, и будут снисходительно помогать вам постигать азы иностранных языков или рукопашного боя.

Как, например, родственники одной моей 75летней (!!!) ученицы накупили ей кучу обучающих дисков китайского языка. Тогда я давала частные уроки английского и китайского языков. Кстати, она справлялась не хуже молодых. Конечно, по началу, ей было сложно, но свой мозг и память можно и нужно тренировать (если хочешь получить хороший результат). В итоге, она прекрасно понимала китайцев даже на рынке, а потом отправилась в путешествие по Европе.

Чем вы хуже?

Посмотрите на себя! Сколько бы вам лет сейчас не было, ваша жизнь только начинается! Даже обучение вождению автомобиля ограничивается нашими пресловутыми внутренними страхами Если вы читаете эту статью, то уже можете пользоваться всемирной паутиной, а значит легко вобьете в поисковой строке «автошкола цены «, тем самым сделав первый шаг к волнующим изменениям в своей жизни.

Займитесь собой, расширьте свой кругозор и вам откроются невиданные ранее возможности для самореализации. Той реализации, которая станет вашей дорогой к настоящему счастью!

Анастасия Волкова

дарья татаркова

Афоризм «учиться никогда не поздно» приписывают Квинтилиану - ритору Римской империи, жившему около двух тысяч лет назад. В наше время уже никого не удивляет, что прописные истины, понятные даже нашим предкам в далёком прошлом, всё ещё ставятся под сомнение. Человечество, определённо, идёт путем самосовершенствования, однако какие-то вещи, причём самые банальные, приходится проговаривать из раза в раз. Особенно остро этот вопрос стоит для женщин. Нам всё время пытаются навязать идею, что мы делаем что-то слишком поздно: поздно взялись за свой внешний вид, поздно задумались о детях, поздно нашли своё призвание. А ведь в конечном счете мы никому ничего не должны, кроме себя, и, значит, всё делаем вовремя.


В сентябре идея учебы начинает давить со всех сторон: детишки идут на каторгу в школу, студенты радуются освобождению от последней, учителя и преподаватели то разделяют радость от возвращения в стены учреждений, то жалуются в приватной беседе на то, как всё надоело. Каждый год мы спрашиваем себя, не записаться ли на курсы, не возобновить ли учебу в брошенном когда-то университете или, в конце концов, не пора ли сдать на права. Печально признавать, что ответ «уже поздно» или, в лучшем случае, «может быть, потом» звучит куда чаще, чем противоположный. Если речь заходит о «большом» образовании, которое неизбежно растянется на несколько лет, мы сразу начинаем считать: если я начну сейчас, то когда я закончу, мне будет 30; а что если у меня будут дети и я всего не успею, и так далее. Что же делать в, казалось бы, патовой ситуации?

В первую очередь - перестать считать. Цифры - это всего лишь цифры. Их придумали люди для упрощения своих дел, это не мрачные молчаливые судьи нашим удачам и неудачам. Цифра сама по себе ничего не значит, кроме собственно количества некоторых условных единиц. Все ярлыки, что навешивает общество, все ассоциации, что сложились исторически, - это все продукты культуры, которые мы имеем полное право не учитывать. В наших силах просто перестать думать о том, что значит в обществе «20», «30», «40», «50» и так далее - и начать думать, что же это означает для нас.

В конечном счёте мы никому ничего не должны, кроме себя, а значит,
всё делаем вовремя

Бытует мнение, что мозг с течением времени становится уже не тот: куда нам до бессоновской , если после 20 память ухудшается , становится тяжелее запоминать и легче забывать. Ученые также говорят, что у современного поколения из-за обилия информации в моментальном широком доступе ухудшилась оперативная память. Соответственно, чтобы хоть что-нибудь запомнить, теперь нужно приложить куда больше усилий, чем когда-то требовалось от наших бабушек. Сразу оговоримся: не делайте поспешных выводов - всё устроено гораздо сложнее, чем кажется, а в некоторых вещах память работает с возрастом только лучше.

Журналист Малкольм Гладуэлл продвигает идею о том, что чтобы достичь мастерства в какой-либо области, необходимо 10 000 часов на ее освоение. Таким образом, за свою жизнь можно получить, грубо говоря, не меньше семи профессий - и вот наглядная тому иллюстрация . Семь профессий на одного! Такой подход отлично перекликается с другой очевидной тенденцией мобильности. Молодые люди по всему миру стремятся не к пожизненной работе на большую фирму, а, наоборот - к раскрытию своих способностей, не боятся переездов ради работы и внешней «нестабильности».


Вопреки тому, что нам вбивают с детства, жизнь - это не прямая. В лучшем случае это кривая, а чаще всего - сумасшедший удав, бьющийся в конвульсиях. Очень важно также решить, что «успех» значит лично для вас. Нужно перестать сравнивать себя с ровесниками (или, не дай бог, теми, кто младше) и честно себе ответить - чего вы хотите. Желание учиться - не оттягивать выход во взрослую жизнь, а именно получать желанное знание - наше право и даже привилегия. Женщины по всему миру выигрывают от возможности получить образование. В странах Африки, например, Судане или Эфиопии, активистки активно борются за права девушек, и в частности, их право на школьное образование. Это даст им возможность обеспечить себя в будущем, а значит, и избежать вынужденного брака и последующего насилия в семье - печальная, но широко распространенная практика даже в наше время.

102-летняя Ма Шиушиэн в Китае пошла в школу, чтобы получить образование, на которое у неё не было времени в молодости - ей нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Теперь у неё наконец-то есть время на то, чем бы ей действительно хотелось заниматься. Такими историями полнится интернет и местные газеты даже в не самых благополучных странах, потому что желание развиваться ограничено не рамками нашего возраста, а исключительно желанием становиться лучше, умнее и быстрее.


С высоты возраста многие вещи воспринимаются куда легче, а значит, и многими делами заниматься проще. Вспомните, как в школе проваленная контрольная казалась концом света - всем этим страхам хочется теперь рассмеяться в лицо. Преимущества образования в зрелости очевидны. Во-первых, скорее всего, вы можете сами обеспечить его финансово. Во-вторых, ко всему процессу наконец-то можно подойти спокойно, без истерик и без восприятия происходящего как садистской обязаловки. Ну и, в-третьих, наконец-то можно выучить то, что действительно хочется, а не то, что выбрали за вас мама/папа/бабушка или же банальное непонимание, что вообще вам интересно в жизни.

Идея, что большинство вещей нужно делать быстрее, пока время не ушло, во многом устарела. Биологически мы можем заниматься всем подряд до самой смерти. Пожилым людям также показаны физические нагрузки, как и молодым - с поправкой на возрастные особенности. Люди всех возрастов одинаково нуждаются в социализации и интеллектуально стимулирующем общении. Всё то же - про учебу. Даже при условии, что с возрастом память будет ухудшаться, чем больше она используется, тем крепче она становится. В итоге между желанием чему-то научиться и его реализацией как всегда стоит одно - отговорки. Проведите мысленный эксперимент , будто вы вернулись из собственного будущего: если ваши сожаления о недополученном вполне реальны, почему бы не сделать с этим что-то прямо сейчас?

Дети, брак, работа, ипотека - все эти удобные отговорки даже придуманы не нами. Всегда можно распланировать всё в соответствии со своими приоритетами, если обучение один из них. Если вы действительно хотите учиться или даже получить новую профессию, не стоит всего перечисленного, и главное - не бойтесь нового. В наших руках сломать устоявшиеся представления о том, что всем, кто старше, дорога в «молодые» профессии закрыта. Только собственным примером мы сможем изменить сложившуюся парадигму.

Ср. Ах, если говорить серьезно, Учиться никогда не поздно. Григорович. Домашняя история. Ср. Never too old to learn. Ср. On n est jamais trop vieux pour apprendre. См. Век живи, век учись. См. лучше поздно, чем никогда …

НИКОГДА, нареч. Ни в какое время; ни при каких условиях. Учиться никогда не поздно. «От невинных удовольствий я никогда не прочь.» Гоголь. «Никогда, никогда коммунары не будут рабами.» песня. «Горе никогда не убивает.» Л.Толстой. ❖ Как никогда… … Толковый словарь Ушакова

ПОЗДНО, позднее и позже, нареч. 1. (сравн. не употр.), в сочетании с нареч. В конце того времени, поры, к рые названы наречием (без него о позднем вечере). П. вечером. П. ночью. П. осенью. Лёг спать п. 2. После обычного, установленного или… … Толковый словарь Ожегова

Лучше поздно, чѣмъ никогда. Ср. Здѣсь имъ очень, очень довольны... Ленѣ говорили, qu’il est très bien vu! Что жъ, лучше поздно, чѣмъ никогда. Боборыкинъ. Поумнѣлъ. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это нѣсколько? «Ну, mieux tard que jamais. Лѣсковъ …

Ср. Здесь им очень, очень довольны... Лене говорили, qu il est très bien vu! Что ж, лучше поздно, чем никогда. Боборыкин. Поумнел. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это несколько? Ну, mieux tard que jamais . Лесков. Обойденные. 3, 2. Ср. В то время … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

- (ок. 35 ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: век живи, век учись. Мельников. На горах. 1, 4. Ср. Послушайте ж меня, тогда поймете... Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком. Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Вѣкъ живи, вѣкъ учись (а умрешь дуракомъ). Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: вѣкъ живи, вѣкъ учись. Мельниковъ. На горахъ. 1, 4. Ср. Послушайте жъ меня, тогда поймете... Вотъ оно и выходитъ на то, что вѣкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См. Учиться никогда не поздно … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Компьютер и Интернет. Учиться никогда не поздно / 2-е изд. , Спира, Ирина И.. Вам кажется, что компьютер – это сложное устройство, которым невозможно научиться пользоваться? А Интернет – и вовсе изобретение для молодежи, и людям старшего поколения он совершенно ни к…
  • Ноутбук: учиться никогда не поздно / 3-е изд. , Спира, Ирина И.. Неправильно думать, что ноутбук - изобретение для молодежи и людям старшего поколения он совершенно ни к чему. Переносной компьютер - это не роскошь, а надежный и верный помощник человека! И…

Сесть за парту в зрелом возрасте, когда твои дети уже поступили в вуз, — это похоже на жизненный оксюморон в духе фильма «Большая перемена». Тем не менее сегодня более 60 бобруйчан получают общее среднее образование в СШ № 4, посещая занятия по вечерам. Звонок для них звучит ровно в 16.30, а уроки проходят по учебным программам общеобразовательной школы. Правда, оканчивают здесь не 11, а 12 классов.

Вечерние школы существовали еще до революции, когда жизненные обстоятельства заставляли рабочих и крестьян грызть гранит науки после трудового дня. Что же приводит нынешних учеников в «вечерку»? Мотивация теперь другая — необходимость получить не столько знания, сколько аттестат об общем среднем образовании. Истории каждого из школьников, среди которых есть и 16-летние подростки, и 40-летние дамы, уникальны по-своему.

«Муж пока не в курсе, что я хожу в школу»

Сусанна Кубальская переехала в Бобруйск вместе с семьей из Ашхабада. 29-летняя мама двоих детей говорит, что в Туркменистане даже русские девочки выходят замуж очень рано, она стала женой в 17 лет. К этому времени девушка успела окончить 9 классов и была уверена, что этого для счастья в жизни вполне достаточно. Приехав в Беларусь, семья столкнулась с проблемой трудоустройства: Сусанне хоть и удалось найти место помощницы воспитателя в одном из детских садов, но хочется добиться чего-то большего.

— Учиться очень тяжело, — признается женщина, которая после работы спешит в школу, а затем мчится домой — готовить поздний ужин семье и учить уроки. — Я занимаюсь только с этого года, всего пару месяцев, но муж уже выражает недовольство.

Зато дети относятся к маминым вечерним занятиям в школе с пониманием. Старшая дочь, которая учится в 6 классе, даже помогает Сусанне с математикой и английским.

— Конечно, не обходится без шуток. Дочка может спросить: «Мама, а ты уроки сделала? Давай проверю домашнее задание!».

Сама Сусанна, которой нравится работать с детьми, не исключает, что продолжит свое образование и в будущем станет педагогом.

Схожая мечта и у 40-летней Анжелы Иваровской, которая в свое время получила среднее специальное образование, выучившись на швею, а потом ушла работать нянечкой в детский сад. Женщина убеждена, что в жизни нужно что-то менять, и теперь, когда дочь поступила в университет, самое время подумать о собственном образовании.

— Хочу попробовать себя в другом качестве. Возможно, стану педагогом.

Женщина признается, что о своем эксперименте никому не рассказывала — учебный год еще только начался, да и успехами пока хвастаться не приходится. Особенно тяжело дается математика, но Анжела убеждена: учиться никогда не поздно.

— Муж пока не в курсе, что я хожу в школу, — смеется она.

Максиму Чижонку 33 года, после школы он отучился на обувщика, а потом пошел работать на стройку. Женился, родилась дочь — стало не до науки.

— Сейчас работаю монтажником, но мои 9 классов начальство не устраивают, — признается мужчина. — Поэтому и пошел в вечерний класс школы.

После ее окончания Максим планирует остаться в строительстве, хотя и не прочь попробовать себя в сельском хозяйстве — работа на земле мужчине по душе. А еще он мечтает освоить профессию краснодеревщика.

— Хочется работать с деревяшками, но пока не знаю, что из этого получится, — улыбается мужчина.

У 17-летнего Ильи Белякова, на первый взгляд, нет вообще никаких интересов в жизни — учиться он не хочет, работать не стремится. За прогулы и неуспеваемость был отчислен из двух колледжей, обратно в родную школу парня не взяли, поэтому пришлось идти в «вечерку». До ее окончания армия Илье не грозит, а после службы он рассчитывает устроиться на работу в автомастерскую, к родственнику. Во время разговора Илья не перестает что-то рисовать в школьной тетради, которая, как выясняется, от корки до корки заполнена всевозможными набросками, выполненными шариковой ручкой. Вызвать подростка на откровенный разговор непросто, но при слове «граффити» глаза у парня загораются — выясняется, что он дружит со многими любителями настенной живописи. Сам в руки баллон с краской никогда не брал, рисунки свои даже друзьям не показывает.

— У меня подруга учится в «пятнашке» (Бобруйский государственный колледж имени Ларина. — Прим. авт. ), много интересного рассказывает, — наконец выдавливает из себя подросток. Становится ясно, что попасть в это учебное заведение для Ильи — предел мечтаний.

«Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде»

— Возраст для тех, кто приходит в школу, не имеет значения, — рассказывает директор СШ № 4 Валентина Алимбочкова . — Это и выпускники 9-х классов, которых отчислили из колледжей, и девочки, которые готовятся стать мамами и переводятся к нам из обычных школ, и взрослые самостоятельные люди, у которых уже есть семьи. Нередко учиться приходят женщины, которые рано вышли замуж, подрастили детей и теперь решили наверстать упущенное. Приходят сами, а потом еще и мужей приводят, которым не хочется отставать от жен.

По ее словам, среди учеников есть те, кто возвращается из мест лишения свободы, встал на путь исправления и пытается найти свое место в жизни. Посещают школу и люди с серьезными заболеваниями, из-за которых в свое время поставили крест на образовании.

Отдельная категория — подростки, которые по различным причинам оказались на задворках жизни. От многих из них, чего греха таить, общеобразовательные школы и колледжи избавились с огромным облегчением. Валентина Ивановна демонстрирует справку о неоконченном среднем специальном образовании одного из своих подопечных, где самой высокой оценкой по десятибалльной системе является двойка, а напротив многих предметов проставлены живописные нули. Это означает, что оценить уровень знаний учащегося не представлялось возможным из-за их полного отсутствия.

— Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде, — уверена директор школы, которая добавляет, что порядка 40% учеников «вечерки» приходится отчислять из-за неуспеваемости или же за прогулы.

Вечерние классы в СШ № 4 были созданы в 2013 году, когда в процессе оптимизации закрылись две бобруйские школы вечерней формы обучения — №№ 7 и 8. Их учеников — порядка 200 человек — объединили и отправили получать общее среднее образование в довоенном двухэтажном особняке на улице Карла Маркса. Днем здесь не смолкают детские голоса, так как учебное заведение в первую очередь является общеобразовательной школой. А по вечерам за парты садятся взрослые — три полноценных класса. Подростки — рядом с солидными женщинами и мужчинами. Такое соседство никого не смущает и 17-летним ученикам идет даже на пользу.

— На их выкрутасы никто внимания не обращает — вокруг же взрослые люди. Поэтому подростки приходят в школу и добросовестно работают на уроках, — рассказывает Валентина Алимбочкова. — В вечерней форме обучения для них есть свои плюсы.

«Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут?»

Различные школьные дисциплины для тех, кто учится по вечерам, в СШ № 4 преподают 9 педагогов с высшим образованием. Среди них — 3 молодых специалиста. Хрупкая Елена Дейчик , больше похожая на подростка, с начала учебного года ведет в 10 классе «вечерки» историю. Вчерашняя выпускница говорит, что в обычных классах ей не хватило «часов», поэтому добирать их пришлось в вечерней школе. Первые занятия, по словам учителя, были настоящей пыткой: как себя вести с людьми и чему их учить, если они чуть ли не вдвое старше?

— Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут? — вспоминает Елена и признается, что самое трудное — заинтересовать великовозрастных учеников, которым из-за житейских проблем часто не до учебы. Поэтому приходится внедрять новые формы подачи информации.

— Планируем вот смотреть на уроках фильмы исторической тематики — сейчас как раз проходим Гражданскую войну, — делится планами учитель.

— Так поставьте им «Свадьбу в Малиновке», — не могу удержаться от шутки. Класс взрывается хохотом: сорокалетние школьники прекрасно осведомлены, о чем идет речь. Подростки же недоуменно пожимают плечами — у них совсем другие кинематографические предпочтения. Многие из них, конечно же, не слыхали и о культовом фильме «Большая перемена», где истории таких же учеников вечерней школы рассказаны с юмором и долей романтики. Однако на любовные приключения бобруйчан, севших за парты в зрелом возрасте, все же тянет.


— Однажды мужчина отпрашивается у меня с урока — говорит, нужно срочно заглянуть в соседний класс, где преподает наша Елена Николаевна, — вспоминает Валентина Ивановна. — Спрашиваю: а что вы там забыли? «Ой, так там же девки!». Думаю, какие девки? Там женщины достаточно взрослые. А ему, оказывается, учительница приглянулась.

Впрочем, до служебных романов в классах вечернего обучения за три года дело ни разу не дошло. А вот одна семейная пара среди самих школьников все же сложилась.

— Они выпустились в прошлом году. Оба молодые совсем, на занятиях и познакомились. Сейчас у них все хорошо, уже есть ребенок, — рассказывает директор школы. О судьбах своих выпускников-«вечерников» Валентина Алимбочкова знает немного: тестирование часть из них проходит и продолжает обучение, а некоторым и школьного аттестата вполне достаточно и для себя, и для работодателей.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...