Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Характеристика основных направлений воспитания. Виды воспитания

Страница 1

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному".

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое .

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента .

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране .

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию .

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям .

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций .

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека .

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника) .

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному" .

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города .

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов .

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека .

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения .

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира .

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы .

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние .

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В.И. Гинецинский) :

1. Социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе "Об образовании", в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества .

2. Институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития .

3. Социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов - на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, - на государственные органы, ассоциация педагогов - на развитие творческого потенциала педагогов .

4. Межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы .

5. Интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования .

воспитание личность обучение воспитательный

Виды воспитания классифицируются по разн. основаниям. Наиб. обобщен. класс-ция включ. в себя умственное, нравств., труд., физ. воспитание. В зависимости от различн. направлений восп. работы в ОУ выделяют гражданское, полит., интернац., нравств., эстетическ., трудов., физ., правов., экологич., экономич. воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьн., внешк., конфессиональн. (религиозн.), воспитание по месту жительства (общинное в американск. педагогике), воспитание в детских, юнош. орг-циях, воспитание в специальных ОУ:

Семейное восп. - это орг-ция жизнедеят-сти ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых 6-7 лет жизни ребенка формирует основы будущ. личности. Сем. восп. продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимн. понимания и уважения. Значит. роль играет профессион.я самореализация и матер. благополучие родителей, создающие условия для нормальн. развития ребенка.

предполагает включение ребенка в ряд обычных дом. обязанностей (уборка комнаты и пр.), постепен. усложнение заданий и видов деятельно-сти (спорт, музыка, чтение, работа в саду)

желательно ограничить внешние отриц. влияния.

Школьное восп . - это орг-ция учебн. деят-сти и жизни детей в условиях школы

важн. значение имеет личность учителя и позитивн. характер общения с учениками, образоват.-восп. и психологич. атмосфера занятий и отдыха

внеучебн. восп. работа - поддержание школьн. традиций и праздников, организация самоуправления.

Конфессион. восп . реализуется посредством религ. традиций и обрядов, приобщения к системе религ. ценностей и конфесс. культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божествен. происхождение ч­ка.

Воспитание по месту жит-ва - это организа-ция общественно полезн. деят--сти детей и молодежи в микрорайоне проживания (посадка деревьев, уборка территории, сбор макулатуры, оказании шефск. помощи одиноким старикам и инвалидам; кружковая работа, спорт. соревнования и праздники, организованные родителями и педагогами).

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание:

Авторитарн. восп . - тип воспитания, в рамках к-го опред. идеология принимается в качестве единствен. истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше соц. роль воспитателя как транслятора этой идеологии (учителя, священника, родителей, идеологических работников и т. п.), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данн. идеологии

воспитание осуществляется как оперирование природой ч-ка и манипулирование его действиями

доминируют такие восп. методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретн. условиях и к конкретн. воспитанникам), упражнение в должн. поведении с целью формирования привычн. поведения и др. Принуждение является осн. путем передачи соц. опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, наск. воспитанник имеет право сам определять или выбирать содержание прошл. опыта и ценностн. системы - семейн. ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этническ. группы, партии и т. п. В деят-сти воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Демократич. стиль воспит. характеризуется опред. распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положит. результаты и достижения, личностн. рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, к-е требуют дополнит. усилий, работы над собой или спец. занятий. Педагог требователен, но одновр. справедлив, во всяком случ. старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том ч. и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Либеральн. стиль (невмешательство) воспит. характеризуется отсутствием активн. участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важн. дела и проблемы фактически могут решаться без его активн. участия и руководства с его стор. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-л. работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, к-е назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом такой педагог отличается низкой требовательностью и слаб. ответственностью за рез-таты воспитания.

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Виды воспитания и их специфика в отеч. пед. традиции:

Воспитание мировоззрения . Мировоззрение предст. соб. целостн. систему научн., филос., соц.-полит., нравств., эстетич. взглядов и убеждений ч-ка, к-е определяют в его сознании общ. картину мира, а также направленность его деят-сти

формир-ние мировоззрения завис. от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от активн. практическ. деят-сти

важно положит. эмоц. состояние учащихся, воспитание воли, т.к. воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит ч-ка к обоснован. решениям, действиям и поступкам

практически-действенный компонент: учебно-труд. и обществен. деят-сть вовлекает уч-ся в шир. круг соц. отношений, вооружает разностор. информацией, опытом общения; перестраивает внутр. мир, развивает потребность активн. созидания как свойство личности

преемственность в обучении, взаимопроникающие связи между учебн. предметами - позволяют увидеть одно и то же явление с разн. точек зр., получить целостн. представление о нем

соц. и профес. позиции педагога: успех воспитания мировоззр. основывается во многом на доверии уч-ся к учителю, свободно и ответственно раскрывающего перед ними свои убеждения.

Гражд. воспит.:

осн. цель – формир-ние гражданственности как интегративн. качества личности (внутр. свобода и уважение к гос. власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собств. достоинства и дисциплинированность, правов. сознание и поведение, гармоничн. проявление патриот. чувств и культуры межнац. общения)

Патриотич. воспит.:

предполагает формир-ние у уч-ся знаний и представлений о достижениях страны в обл. науки, техники, культуры; изучение гос. символов РФ (герба, флага, гимна), а также фактическ. материала о защите отечества, о воинск. доблести и славе народов нашей страны

Формир-нию культурымежнац. общения способствует изучение иностр. языков, раскрывающих историю и культуру стран изучаем. языка.

Задачи формир-ния правов. культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правов. норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностн. смысл, стали руководством в повседневн. поведении.

Нравств. воспит .: целенаправл. и систематическ. воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формир-ния у них нравств. качеств, соответствующих требованиям обществен. морали. Содержание воспит. работы педагога – формир-ние отношений воспитанников: 1) к другим людям; 2) к себе; 3) к своему труду; 4) к природе.

Гуманность предст. соб. совокупность нравств.-психол. свойств личности, выражающих осознан. и сопереживаемое отношение к ч-ку как высш. ценности. Воспитание гуманности - ребенок должен б. включен в сопереживание, соучастие. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспит. силой, он может заменить длит. рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Изучение биографий ученых, их творч. деят-сти, жизнен. принципов, нравств. поступков стимулирует поведение и деят-сть воспитанников. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, соц. справедливости и несправедливости вводит уч-ся в сложн. мир чел. взаимоотн-ний, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечел. характер.

Воспит. бережного отношения к природе , нетерпимого отношения к нарушениям природоохр. норм и требований – цель формир-ния экологич. культуры; возможно при условии целенаправл. систематич. работы по формир-нию у уч-ся системы научн. знаний, направл-ных на познание процессов и рез-татов взаимодействия ч-ка, общества и природы, экологич. ценн. ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохр. деят-сти, УН по изучению и охране природы.

Труд. воспит. и проф. ориентация школьников:

Формир-ние у уч-ся положит. отношения к труду как высш. ценности в жизни, высоких соц. мотивов трудов. деят-сти;

Развитие познават. интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творч. труде;

Воспит. высоких моральн. качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

Вооружение уч-ся разнообразн. труд. УН, формир-ние основ культуры умств. и физ. труда.

Учебн. труд включ. в себя труд умств. и физ. Умств. труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. В процессе физ. труда создаются условия для проявления нравств. качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и рез-татам их деят-сти.

Общественно полезн. труд организуется в интересах членов всего коллектива и кажд. ребенка в отдельности - труд по самообслуживанию в шк. и дома (уборка класса, шк. территории, бытов. труд дома, уход за насаждениями и др.)

Формирование эстетич. культуры - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетич. знаний и вкусов, развития задатков и способностей в обл. искусства.

Воспитание физ. культуры : Содействие правильному физ. развитию учащихся, повышению их работоспособности > Развитие осн. двигательных качеств > Воспитание устойчив. интереса и потребности в систематическ. занятиях физ. культурой > Приобретение необходим. минимума знаний в области гигиены и медицины, физ. культуры и спорта

Виды воспитания и их характеристика (по Сильченковой Т.Н.)

Вид Характеристика
Конфессиональное (религиозное) воспитание воспитание в духе веры в сверхъестествен. мир и Бога, приобщения их к религиозн. традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушн. поведении, соблюдении религиозн. морали и заповедей, церковн. праздников
Авторитарное воспитание воспитание в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений
Демократическое воспитание воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства
Идейно-политическое воспитание формирование идейн. убеждений и мировоззренческ. позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деят-сти в обществе
Нравственное воспитание формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравств. чувств, совести, нравств. воли, навыков и привычек общественно ценного поведения
Эстетическое воспитание целенаправлен. процесс формирования творчески активн. личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическ., комическ., безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»
Экономическое воспитание организован. пед. деят-сть, направленная на формирование экономическ. сознания учащихся
Гражданское воспитание формирование молодого чел-ка как гражданина своей Родины, способного бороться за обеспечение морально-полит. единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильн. политики своего государства
Интернациональное воспитание целенаправл. деят-сть по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнац. общения, нетерпимости к проявлению нац. ограниченности и чванства
Патриотическое воспитание процесс формирования политически сознательн. чел-ка, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческ. свершениями своего народа
Правовое воспитание деят-сть по формированию уважения к закону, культуре, демократизму, активн. и сознат. соблюдения им норм нравственности и морали, высок. гражданск. ответствен-сти и активности, развития правов. грамотности и культуры, нравственно-правов. чувств
Экологическое воспитание формир-ние экологич. сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активн. природоохранн. деят-сти, помогающего понимать окр. действит-сть как среду обитания и как эстетическ. совершенство и ориентирующего на бережн. к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отриц. последствия промышл. освоения природн. богатств

На протяжении столетий не утихают споры по поводу необходимости воздействия воспитательного процесса на формирование личности. Воспитательная роль характеризуется по-разному, начиная от полного отрицания необходимости воздействия одного человека на другого и заканчивая признанием его единственным возможным способом правильной передачи опыта и информации детям.

Действительно, ни один из видов воспитания не может сформировать личность (этому мешают наследственность и социальная среда), однако его влияние на развитие человека доказано и оправдано.

Выбрать воспитательную модель непросто: она зависит от индивидуальных особенностей детей. В данной статье рассмотрим разнообразие подходов к воспитанию, его цели и основные методы.

Смысл воспитательного воздействия

В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что понятие воспитания рассматривается в двух направлениях:

  • Педагогическое воздействие с целью решения поставленных задач и целей в процессе обучения;
  • Общественное влияние (широкий смысл понятия), которое базируется на взаимодействии личности с обществом, вследствие чего его часто называют социальным.

Если в первом случае взаимодействие воспитатель и воспитанник осуществляется по подготовленному плану, то социальное воспитание является непрерывным и постоянно видоизменяющимся процессом. Меняются общественные взгляды – происходят изменения в процессе передачи накопленного опыта и знаний.

Оба направления базируются на видах воспитания, обладающих специфическим содержанием.

Каждый из этих видов имеет структуру, цели и методы воспитания. Но все они объединены общей целью: выявить и развить природные дарования каждого человека, учитывая его индивидуальные возможности.

Разновидности воспитания

Классификаций видов воспитания, каждая из которых базируется на определенном признаке, много.

Их различают по форме воздействия, содержательной структуре, воспитательному объекту, а также по форме доминирующих отношений.

Рассмотрим основные виды воспитания и их возможности в процессе развития личности.

Умственное воспитание призвано развивать возможности интеллекта, а также интерес к познанию нового.

Основы нравственного воздействия призваны научить соблюдать моральные правила общества.

С помощью трудового воздействия происходит воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе и оценке своей деятельности, накопление профессиональных навыков.

Эстетическое воспитание является фактором, благодаря которому развивается вкус и возможность воспринимать и оценивать прекрасное.

Развитие физических качеств позволяет сохранять здоровье, развивать волю и стремление к успеху.

Развитие гражданского долга является важной частью всей системы процесса воспитания. Формирование ответственности за будущее своей страны начинается с любви к семье, окружающим людям.

Современные условия жизни призывают больше внимания уделять экономическому развитию. Ребенок должен уметь ориентироваться в экономических реалиях в рамках семейных и профессиональных отношений, иметь понятие о формировании экономики страны.

Правовое воспитание призвано знакомить ребенка с правами и обязанностями гражданина, а также нормами ответственности за несоблюдение законов.

Семейное воспитание является основным видом воздействия взрослого на подрастающую личность. С его помощью происходит развитие всех перечисленных видов воспитательного воздействия. Именно семья закладывает основы формирования гармоничной личности, учит правилам выбора жизненного пути, нормам поведения.

Религиозное воспитание подразумевает развитие, основанное на догматах определенной конфессии. Основа религиозного видения мира заключается в наделении сущности бытия сакральным смыслом и требует выполнения определенных правил поведения в быту и обществе.

Свободное воспитание призвано предоставить ребенку максимальную свободу выбора в развитии. Считается, что нельзя вмешиваться в процесс самоопределения воспитанника, его можно только направлять и демонстрировать собственным примером возможные пути.

Социальное воспитание стоит на одной ступени по степени важности с семейным, так как его цель – продолжить основы развития, заложенные в семье в специальных педагогических учреждениях.

Как видим, цели всех видов воспитания призваны содействовать всестороннему и гармоничному развитию подрастающей личности. Многие из них эффективно «работают» в совокупности.

Методология и ее влияние на процесс воспитания

Правильно выбранный метод позволяет добиться максимальных успехов в процессе воспитания. Именно поэтому методологические основы воспитания являются базой, на которой строятся все модели и виды этого процесса.

Методы определяют способы влияния на сознание личности. Различают прямое и косвенное воздействие.

Первый путь слишком прямолинейный и не всегда имеет должного воздействия, так как возможны проявления негативизма и отторжения со стороны воспитанника. Косвенное воздействие позволяет с помощью искусственно созданных ситуаций воздействовать на сознание ребенка опосредованно.

Также различают вербальное воздействие, цель которого оказывать воздействие с помощью слова, и не вербальное, базирующееся на жестах, интонации, мимике и т. д.

Методология воспитательного процесса построена на совокупности методов и приемов, так как нет совершенного метода, который подходил бы каждому воспитаннику. Учитывая этот факт, воспитатель в процессе работы может и должен совершенствовать и дополнять используемые методы в зависимости от целей, которые он преследует, а также индивидуальных особенностей детей. Те изменения, которые вносит каждый конкретный педагог в процессе работы, называются приемами.

Приемы являются частью метода, поэтому их использование оправдано в разных методологических сферах. Так, один и тот же прием может использоваться в разных методах и, наоборот, несколько приемов находят применение в одном методе.

Методологические основы воспитания базируются на выборе оптимального решения, с помощью которого происходит развитие личности.

Основу методов воспитания составляют факторы, которые обязательно нужно учитывать:

  • Целеполагание и задачи;
  • Содержание процесса;
  • Возрастные критерии, опыт социального развития, сформированность нравственных качеств;
  • Индивидуальные особенности детей;
  • Степень сформированности коллектива;
  • Материальные, физические, гигиенические возможности;
  • Средства воспитательного воздействия;
  • Педагогическое мастерство;
  • Ожидаемый результат.

Систематизация методов

Выделяют несколько классификаций методов воспитания. Мы остановимся на самой распространенной, которая рассматривает воспитательный процесс с точки зрения интегрирования трех методологических сторон: цели, содержания и средств поощрения или наказания.

Исходя из этой классификации, выделяют 4 группы методов:

  • Развитие сознания (рассказ, лекция, диспут, объяснения);
  • Организация практической деятельности и развитие поведенческого опыта (упражнения, педагогические ситуации, требование);
  • Стимулирование в совокупности с мотивацией (поощрение, соревнование, наказание);
  • Контроль и оценка, развитие самоконтроля и самооценки.

Нельзя обойти стороной и классификацию методов, которая базируется на системном и структурном подходе. В этой классификации выделяют такие группы методов:

  • Основанные на осознанном отношении к выполняемым видам деятельности;
  • Базирующиеся на развитии мировоззренческих взглядов и убеждений;
  • Способствующие выработке мотивации, развитии навыков практической деятельности;
  • Помогающие освоить навыки общения и взаимодействия;
  • Обучающие правильному поведению, проявлению личностных качеств.

Ни одна из классификаций (а мы уже упоминали, что их достаточно много) не только не противоречат, но и дополняют, обогащают друг друга.

Важные моменты убеждений

Каждый метод важен и нужен по-своему. Однако следует выделить несколько основополагающих моментов, на которых базируется весь воспитательный процесс.

Основной метод воспитания – убеждение, с помощью которого происходит воздействие на сознание, эмоции и чувства воспитанника.

Убеждение является способом доказательства определенной идеи, которое базируется на цепочке последовательных доказательств. Этот способ воздействия интеллектуальный, так как он оперирует знаниями и опытом воспитанника, призывает к критическому осмыслению предоставленной информации, позволяет давать ей оценку.

Для того чтобы этот метод работал эффективно, необходимо соблюдать ряд требований:

  • Содержание убеждений и их форма соответствуют возрастному уровню развития детей;
  • Они учитывают индивидуальные особенности воспитанников;
  • Убеждения являются логичными и последовательными.

Работая с данным методом, воспитатель должен демонстрировать хорошие познания в рассматриваемом вопросе, быть убедительным, вызывая убеждениями ответную эмоциональную реакцию учащихся.

Структура метода состоит из 3 частей:

  • Тезис;
  • Доводы;
  • Демонстрация с подведением итогов.

Тезис – та идея или мысль, правдивость которой требует доказательства.

Доводы (аргументы) – последовательные действия, которые доказывают истинность суждения.

Демонстрация – подкрепление доказательств жизненными примерами. Последняя часть обязательно требует подведение итогов, логических выводов, подтверждающих истинность проведенной работы.

Остановимся на доказательной базе, которая строится по логическим законам:

  • Правило тождества выражает определенность и тождественность рассматриваемого понятия для самих воспитанников;
  • Правило противоречий утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в рамках одной рассматриваемой проблемы;
  • Правило исключения третьего компонента гласит о том, что при взаимоисключении двух противоположных понятий, третье не дано;
  • Правило обоснования базируется на истинности тех идей, с помощью которых происходит доказательство нужного тезиса.

Убеждение может использоваться наряду с такими методами, как внушение и заражение.

Особенности мотивации и стимулирования

В воспитательной работе большое значение имеют методы поощрения и мотивации, так как с их помощью ребенок приходит к осознанию правильности выбора и понимает необходимость дальнейшего развития.

С этой позиции выделяют такие методы, как оценка педагога, поощрение, мнение общественности, наказание.

Оценка педагога – важный критерий мотивации детей, особенно младшего возраста. Так как авторитет взрослых очень важен для малышей, положительное оценивание их достижений педагогом является стимулом для дальнейшего развития. В случае негативных отзывов ухудшается не только продуктивность работы воспитанников, но и их эмоциональное состояние, вплоть до появления отрицания всей совместной деятельности.

К тому же положительные эмоции являются важной предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Если педагог все время негативно высказывается об интеллектуальных успехах ребенка, малыша покидает надежда стать успешным. Мысль о том, что он никогда не сможет продуктивно обучаться, прочно закрепляется в сознании и не позволяет ребенку правильно развиваться в дальнейшем.

Одним из критериев успешности для воспитанника является вид поощрения, который выражается в положительной оценке его деятельности.

Без этого педагогического воздействие воспитательный процесс не может быть успешным. Поощрение помогает закрепить положительные навыки. Его действие базируется на вызове положительных эмоций, которые являются двигателем любого развития.

Существует несколько видов поощрений:

  • Одобрение;
  • Награждение;
  • Похвала;
  • Благодарность.

Наказание такой же важный компонент мотивации, как и поощрение. Оно призвано вызвать чувство вины за совершенные негативные поступки и стимулировать к исправлению.

Однако способы наказания обязаны быть гуманными, без оскорбления чувств собственного достоинства воспитанника. Их обязанность – мотивировать на дальнейшую работу, а не «убивать» желание сотрудничать.

Рассмотрим основные способы наказаний:

  • Выполнение дополнительных обязанностей;
  • Лишение или ограничение прав на выполнение какого-либо вида деятельности;
  • Моральное порицание.

Подведем итоги

Все виды воспитания базируются на определенных методах, использование которых является обязательным. Учитывая большое разнообразие данных средств, применять их можно и нужно в совокупности, учитывая особенности детского коллектива и отдельно взятых воспитанников. Ведь только в этом случае процесс развития и воспитания подрастающего поколения будет успешным.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос­питательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо­собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

Развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель­ного и образовательного процессов;

Формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

Стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

А также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты круго­зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова­ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного пове­дения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

Разумное использование свободного времени и развитие нравственных ка­честв личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дис­циплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения че­ловеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отноше­ния к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и до­стоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновре­менно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; раз­личных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в шко­ле, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение техно­логиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инже­нера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе­ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по­стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Кри­тика способности суждения. М. 1994.)

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литера­турные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлека­тельное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студен­тов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче­ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз­личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха­рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюде­ние элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное пита­ние, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответствен­ного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда­нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие эко­номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование де­ловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно­шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно­шение к тем, кто преступает последние.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...