Становление системы дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах Маргаритой Васильевной Ипполитовой и Людмилой Алексеевной Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.
В работах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой раскрывалась необходимость формирования у детей навыков самообслуживания, отмечалось, что развитие этих навыков способствует не только совершенствованию двигательной сферы, но и повышению самостоятельности, развитию самосознания личности. Основное место в педагогической работе с дошкольниками отводилось подготовке к школьному обучению. В связи с этим особое внимание уделялось подготовке ребенка к письму, начиная с посадки за столом, и, конечно же, развития графомоторных навыков и зрительно-пространственной ориентировки в листе бумаги. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия в игровой деятельности, по формированию временных и пространственных представлений. Раскрывались приемы работы по формированию и развитию речи, а также математических представлений.
В 80-х годах Елена Филипповна Архипова разработала методику специального образования детей с ДЦП, начиная с рождения.
М. В. Ипполитова и Л.А.Данилова не только внесли научный вклад в развитие системы специального дошкольного образования в нашей стране, но и провели большую организационную работу для открытия дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и совершенствования работы в них.
Эти учреждения были открыты в нашей стране в 70-х годах. Однако в Положении о специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривался ряд существенных ограничений по набору контингента, показывающих, что данные учреждения были предназначены лишь для детей с легкими, преимущественно физическими, недостатками. В связи с этим, первоначально предлагалось реализовать обычную программу воспитания детей, дополнив ее логопедическими и медицинскими мероприятиями.
Однако ученым и практикам было понятно, что в специальном учреждении должны быть специальные образовательные программы, и в 1986 году Н.В.Симонова подготовила проект Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста. Проект был разработан в соответствии с ведущей идеей программ специальных учреждений того времени - основу составляет массовая программа, частично скорректированная и дополненная в соответствии с особенностями контингента детей и задачами специального учреждения. В данной работе содержались ценные методические рекомендации, отражавшие специфику образовательного процесса с детьми с ДЦП дошкольного возраста, не утратившие своего значения и сейчас.
В тех городах, где широко развертывалась сеть специальных дошкольных учреждений, руководители образования выходили за рамки Положения с учетом реальных потребностей населения. В Санкт-Петербурге было расширено штатное расписание специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что позволило не только принимать всех детей с церебральным параличом, но и создавать особые условия для воспитания детей с выраженными недостатками физического и психического развития.
Организация образования в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Изменения в обществе привели к существенной перестройке общей педагогики и, следовательно, педагогики специальной. Одной из ведущих категорий в современной педагогике является целеполагание. Содержание и способы реализации образовательных программ должны соответствовать целям и задачам образовательного учреждения, а цель и задачи должны отражать социальные запросы.
Основной чертой современного специального образования является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
В специальном дошкольном учреждении предпосылки к социальной адаптации и интеграции должны формироваться в процессе всей деятельности, включая организацию окружающей среды, взаимоотношения детей между собой и с персоналом учреждения, взаимосвязь с родителями и, конечно, разработку и реализацию специальных образовательных программ.
Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возрасте у многих детей само развитие патологии еще не остановлено, так как в процессе физического роста ребенка у него могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществляется активное систематическое лечение детей, как в дошкольном учреждении, так и, по мере необходимости, в медицинских учреждениях.
При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы находятся в стадии формирования, идущего параллельно с дозреванием мозговых структур. В связи с этим существует возможность создания оптимальной компенсации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.
Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенсаторных навыков. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Целью образования в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Система обучения и воспитания базируется на следующих принципах:
Принцип компетентности.
Вся работа с ребенком должна проводиться профессионально грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют специальные педагоги и психологи. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят только методисты и инструкторы по лечебной физкультуре. Воспитатели проводят занятия по специальным программам, совместно с помощниками воспитателей формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки. Психологи уделяют особое внимание развитию личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением: персоналом учреждения и семьей.
Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь, он дает рекомендации остальным специалистам по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.
Принцип взаимодействия с родителями.
Родители являются полноправными участниками абилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребенка в учреждении.
Необходимо учитывать мнению родителей при определении стратегии абилитации ребенка, т. к. под влиянием противоречивых установок значимых для ребенка взрослых людей у него может возникнуть невроз. Для того, чтобы мнение родителей было адекватным, нужно привлекать родителей к обсуждению планов работы с ребенком, регулярно информировать их об успехах, обсуждать перспективы работы.
В учреждении должна быть единая политика взаимодействия с родителями. Администрация учреждения открыто сообщает родителям о наличии или отсутствии необходимой материальной базы для проведения абилитационного процесса, потребности в ее совершенствовании и реальных возможностях учреждения. Врачи информируют о современных, методах лечения и тех методах, которые применяются в учреждении. Психологи
систематически беседуют с родителями о результатах психологического тестирования и наблюдений, дают рекомендации по вопросам семейных взаимоотношений. Педагоги привлекают родителей к обсуждению и реализации педагогических программ.
Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получали максимум положительных эмоций по поводу своего ребенка.
Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.
Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.
Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.
Органические поражения центральной нервной системы, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и, как следствие, колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания.
Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка.
В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.
Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции для успешной социальной адаптации и интеграции.
Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, общительность, уверенность в своих силах.
Принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.
Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.
Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка значительно нарушенных функций, бесплодные попытки их развития часто приводят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению детей к определенным видам деятельности.
Большое значение для организации работы имеет оборудование учреждения. Должны быть предусмотрены отдельные помещения с соответствующим оборудованием для проведения лечебных процедур, занятий лечебной физкультурой, занятий специального педагога, логопеда и психолога.
Интерьер групповых комнат должен быть выдержан в умеренной цветовой гамме, без перегрузки отдельными деталями.
В группах с длительным, особенно с круглосуточным, пребыванием детей желательно приблизить обстановку к домашней. При расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть не достаточную координированность и устойчивость детей. В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов.
Для того чтобы дети меньше сидели на стульях, необходимо застелить полы ковровыми покрытиями и расположить на них различные подушечки, валики и т. п., желательно в виде черепашек, гусениц, пеньков и других игровых предметов.
Вся обстановка группы должна способствовать развитию ребенка. Для мышечной тренировки приспосабливаются мячи, кубы, валики разного размера и веса. В группе должны быть большие мягкие куклы, достаточно тяжелые, чтобы при манипуляции ими ребенок развивал мышечную силу. Помогают освоению ходьбы игры с кукольными колясками, большими машинами. Вдоль стен могут быть расположены тематические игровые уголки с элементами в виде ручек-скобок, за которые ребенок может держаться стоя. В игровых уголках средней - подготовительной групп должны быть наборы мелких предметов, например, желудей, пуговиц, пластиковых пузырьков с пробками и т. п., чтобы ребенок, манипулируя ими, развивал ручную моторику и осязание.
Для развития навыков самообслуживания требуется использование удобных моющих средств (например, жидкого мыла), наличие в учреждении теплой воды, оборудование туалетов ручками на стенах около унитазов.
Для детей, осваивающих самостоятельный прием пищи, нужна небьющаяся посуда. Желательно, чтобы покрытие столов было нескользким. Дети с гиперкинезами могут нуждаться в подкладывании под посуду мягких резиновых ковриков.
Во всех кабинетах и группах должны быть наборы бумажных салфеток и корзины для использованных салфеток, т.к. главное средство преодоления гиперсаливации - ощущение сухого подбородка.
Необходимо стремиться к тому, чтобы были условия для проведения водной терапии: бассейн, души, ванны, водные дорожки являются эффективными средствами физического развития детей.
Коррекционно-педагогический процесс включает 2 ступени:
I ступень - пропедевтическая - включает воспитание детей
в возрасте от 2 до 4 лет.
На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития и проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.
II ступень - основная - включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования, и формируется готовность к школьному обучению.
На протяжении всех лет с детьми проводятся занятия по лечебной физкультуре и логопедические в соответствии с диагнозом.
В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. (Объективно говоря, специальных программ, утвержденных и рекомендованных Министерством образования для этого типа учреждений, в нашей стране не было и раньше). В этой ситуации учреждение имеет право выбора программ из существующих и право собственного творчества. Можно выбрать программы из числа рекомендованных к применению в массовых или специальных садах и адаптировать их с учетом особенностей контингента детей.
Среди первых учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были ясли-сад № 93 Калининского р-на Санкт-Петербурга. На основании опыта работы коллектив сотрудников этого учреждения под руководством автора данного пособия разработал пакет программ, который был апробирован и опубликован в 1995 году в Международном университете семьи и ребенка имени Р. Валленберга в рамках Президентской программы «Дети России» («Дети-инвалиды»).
В соответствии с концепцией, изложенной ранее, развитие познавательной деятельности проводится по индивидуальным программам в течение всех лет пребывания ребенка в учреждении. Также в течение всего времени работы реализуются программы «Креативная терапия», «Музыка», «Знакомство с природой».
Кроме того, на I ступени педагогического процесса воспитатели проводят занятия по программам «Сказка» и «Игра», а на II ступени - по программам «Адаптация» и «Трудотерапия». Программы рассчитаны на одновременную работу с детьми, имеющими сохранный интеллект, задержку психического развития и снижение интеллекта в легкой степени.
Содержание перечисленных программ соответствует традиционным разделам дошкольного образования. Ознакомление с окружающим и развитие речи отражено, преимущественно, в программах «Адаптация» и «Знакомство с природой на прогулках». Формирование элементарных математических представлений и конструирование, в основном, представлены в программе «Развитие познавательной деятельности». Рисование, лепка, аппликация включены в программу «Креативная терапия». Трудовое воспитание реализуется в программе «Трудотерапия», а музыкальное - в программе «Музыка». Однако подход к реализации данных разделов специфичен с учетом особенностей детей и задач специального дошкольного учреждения.
Группы для детей со снижением интеллекта в средней степени организуются только на II ступени. В этих группах, помимо лечебной физкультуры, логопедии, занятий специального педагога проводятся занятия по программам «Сказка», «Креативная терапия», «Музыка», «Игра», «Адаптация». Все программы в этих группах имеют специфические особенности в содержании, методах и формах их реализации.
В целом все программы имеют общую основу, идейный стержень – формирование нравственной личности, свободной от комплексов неполноценности, способной раскрыть свой творческий потенциал и найти свое место в жизни, вопреки тем пробелам, которые возникают в связи с отклонениями в психофизическом развитии. Программы взаимно дополняют, но не дублируют друг друга, поэтому обязательным условием является их комплексная реализация.
Подведем итоги.
1. В настоящее время в России сложилась и функционирует система специальных дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эта учреждениях создаются условия для оптимального развития да школьников с церебральным параличом.
2. Опыт работы существующих специальных дошкольных учреждений показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношения опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно положительно влияет на личностное развитие детей.
3. Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей! должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.
4. В качестве ведущей идеи современного специального образования выступает направленность образовательного процессу на последующую социальную адаптацию и интеграцию детей.
Глава 8
Диагностика психического
- Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
- Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
- Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034»
Мы работаем в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» , которую посещают дети, имеющие различные нарушения в развитии. Больше всего детей с детским церебральным параличом (ДЦП) . Известно, что обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.
Наш опыт работы с этими детьми показывает, что в их социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем и дошкольном возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям. Выбор содержания и методов воспитания при этом определяется не только возрастом ребенка и решением задач его развития, но предусматривает разработку специальных мероприятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной сферы. Для решения этих задач мы разработали адаптивную образовательную программу в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленную на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель) .
Согласно программе, в работе с детьми используются разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности (НОД) .
Все формы НОД для детей с ДЦП включают в себя разные компоненты образовательных областей. Особое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие» , так как главным для детей с этим диагнозом является двигательная деятельность.
Развитие двигательной активности мы осуществляем поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.
Повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении в полном объеме сложных движений, необходимых для осуществления двигательного акта, а пониженный мышечный тонус не позволяет ребенку выполнять движения с нужной силой и соразмерностью.
Для нормализации мышечного тонуса можно использовать следующие приемы:
- контрастные ванночки – ванночки с горячей и холодной водой
Работа с глиной или тестом – способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности.
При развитии двигательных функций важно использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом) , тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж) , проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами) , температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры) . Не менее важное место отводится четкой речевой инструкции и сопровождению движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь ребенка.
Это еще раз доказывает, что для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не менее важное значение имеет сенсорное воспитание.
В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом, в первую очередь, развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.
Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка поступающей в головной мозг сенсорной информации осуществляется в форме мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.
И наконец, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи и способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
Поэтому в своей работе мы используем комплексные занятия. Ведь основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности. Предлагаем вам познакомиться с таким занятием.
Комплексная НОД
с детьми с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»
Тема: «Солнышко»
Цели:
- Развитие зрительного восприятия (цвет, форма)
- Развитие мышления (группировка предметов по форме)
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения отвечать на вопросы) .
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие навыков счета.
- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
Демонстрационный материал:
- круглое желтое солнышко (мягкая игрушка)
- большой мячик желтого цвета
Тучка с капельками.
Раздаточный материал:
- коробочки для складывания деталей
- для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов
- 10 счетных палочек (желтого цвета)
- две тарелочки разных цветов (зеленая и синяя)
Альбомные листы с нарисованным в центре желтым кругом (солнце) , желтые цветные карандаши.
Ход занятия
Радостно встречаю детей, называю каждого по имени, делаю комплименты.
Воспитатель. Какое у Василисы красивое платье! Как хорошо улыбается Кирилл. Сережа принес с собой красную машину. Здравствуй, Егор, ты пришел с мамой? И т.д.
Сюрпризный момент
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что так ярко светит к нам в окошко? Подхожу к окошку и беру солнышко-игрушку. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.
Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, большое, красивое. (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Читаю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т.д.
Воспитатель.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
Дидактическая игра «Круги – квадраты»
Показываю детям перемешанные круги и квадраты.
Воспитатель. Посмотрите, ребята! Солнышко решило спрятаться от нас. У вас на столе лежит коробочка, в которой много разных геометрических фигур. Давайте найдем фигуры, похожие на солнышко.
Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их в две кучки.
Воспитатель. Где солнышки? (Ответы детей)
Родители или воспитатель убирают в коробочку 5 квадратов и 4 круга. У детей осталось по одному кругу – круглое солнышко.
Дидактическая игра «Один – много»
У детей на столе две тарелочки разных цветов (зеленая, со счетными палочками и синяя - пустая)
Воспитатель. Ребята возьмите синюю тарелочку и положите в серединку желтый круг – это будет у нас солнышко.
Теперь возьмите одну счетную палочку-лучик и положите рядом с солнышком. Сколько лучиков вы положили?
(Спрашиваю у каждого ребенка, сколько лучиков он положил.)
Воспитатель. Правильно, один.
Воспитатель. Теперь давайте положим много счетных палочек-лучиков вокруг солнышка.
Дети с зеленой тарелочки перекладывают счетные палочки рядом с кружком, образуя солнышко.
Воспитатель. Сколько мы положили лучиков? Много.
Воспитатель. Сколько солнышек у вас получилось? Правильно, одно солнышко.
Спрашиваю у каждого ребенка, сколько солнышек у него получилось.
Воспитатель. А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю.
Забираю у каждого тарелочку с солнышком и кладу на стол. Предлагаю детям посмотреть, что стало.
Воспитатель. Сколько теперь солнышек лежит у меня на столе. Правильно, много. Как сразу светло стало в группе.
Подвижная игра «Солнышко покатилось»
Достаю большой желтый мяч и говорю, что солнышко хочет поиграть с ребятами. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.
Игра малой подвижности «Солнце и зонтик»
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и зонтик» . Я буду вам показывать то солнышко, то тучку. У солнышка есть лучи, поэтому солнышко мы будем изображать так – разведите руки в стороны. А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик – сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик. (Показываю и произношу по очереди солнышко и тучка.)
Рисование цветными карандашами «Лучи солнышка»
Воспитатель. А хотите, чтобы у вас дома, было свое солнышко? (Ответы детей)
Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.
Воспитатель. Давайте сядем за стол и нарисуем солнышку лучики.
Все ребята молодцы, все старались. Теперь не только у нас в группе будет солнышко, но и у вас дома.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных расстройств, которые возникают вследствие органического поражения двигательных и речедвигательных центров головного мозга ребенка. В этих ситуациях нервная система полностью или частично отказывается контролировать функционирование мышц. Возникают эти нарушения во время внутриутробного развития плода. Часто они сопровождаются не только двигательными нарушениями, но и нарушениями речи и психики.
Двигательные нарушения проявляются в виде параличей, парезов и спастичными движениями. Происходит нарушение тонуса мышц, движения становиться ригидными и судорожными. Причина нарушения тонуса непосредственно связана с нарушениями двигательных рефлексов, что в свою очередь ведет к деформациям в костях, суставах и мышцах.
Психическое развитие детей с ДЦП происходит с задержками. Также диагностируется умственная отсталость в разной степени. Часто все эти нарушения сопровождаются изменениями слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения и т.д.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП. ОСОБЕННОСТИ
Коррекционная работа и воспитание ребенка с ДЦП предполагает комплексный подход. Сюда войдут медикаментозное лечение, физиотерапия и ортопедия, массажи, физкультура, уроки труда и т.д. Во время всех этих процедур делается акцент на развитие и коррекцию движений ребенка. Следует отметить, что особенность детей страдающих ДЦП является повышенная утомляемость. В ходе конкретной деятельности они очень быстро становятся вялыми, раздражительными, рассеянными, также начинают проявлять беспокойство и раздражение. Из-за существенных нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей проявляется повышенная чувствительность и болезненная реакция на замечания, тон голоса, негативное настроение и т.д. Она становятся обидчивыми и мнительными, их страхи могут спровоцировать недержание мочи и рвоту.
Развитие ребенка и его семья. Советы
Воспитание в семье ребенка с ДЦП часто происходит под чрезмерной опекой. Родители часто переживают и беспокоятся за своего ребенка. Они часто испытывают чувство вины, разочарование и даже депрессию из-за того, что не в силах изменить ситуацию. Но такая опека часто вредит ребенку и не дает ему почувствовать потребность в движении, деятельности и общении с окружающими. Также в следствии гиперопеки у ребенка снижается его самооценка, появляется замкнутость и неуверенность в себе.
Психологи рекомендуют родителям помогать детям с детским церебральным параличом стремиться к самостоятельным движениям насколько это возможно. Это огромное испытание для родителей видеть усталость и отчаяние детей, но они не должны терять веру в их силы и возможности. Родители в состоянии помочь себе и своему ребенку только осознав, что его нужно принимать таким какой он есть, со всеми его особенностями и недостатками развития.
Главная задача родителей заключается в том, что необходимо организовать работу с детьми так, чтобы их развитие происходило последовательно и регулярно, без скачков и перерывов. Таким образом, ребенок будет постепенно учиться владеть своими движениями, речью, эмоциями, интеллектом и так далее. То есть становиться намного более самостоятельным.
Часто бывает так, что при наличии определенного дефекта, другие психические и физические возможности ребенка достаточно сохранены. Здесь важно пытаться их активизировать, чтобы компенсировать сам дефект. Так, можно развивать творческие возможности и потенциал ребенка. Помогая ему учиться общаться с людьми, развивая остроумие и обаяние, постоянно расширяя круг интересов родители помогут своему ребенку успешно компенсировать его физические недостатки.
Лечебная физкультура для детей с ДЦП
Физическое воспитание детей с ДЦП является важной составляющей их развития и имеет свои vospitanie rebenka s dcpособенности. Оно направлено прежде всего на развитие и коррекцию нарушенных функций движений. Для детей разработаны специальные программы, которые включают специальные упражнения, стимулирующие моторное развитие и формирующие необходимые навыки, которые помогут ребенку адаптироваться в повседневной жизни. Занятия проводятся поэтапно, с постепенным усложнением и нагрузкой. Также во время занятий необходимо учитывать уровень интеллектуального развития ребенка и особенности его поведения.
Физическое воспитание детей проводится в большей степени с помощью игры. Подвижные игры стимулируют детей к движению, общению друг с другом, также учат их согласовывать свои движения. Благодаря таким занятия дети запоминают правильные двигательные ощущения, учатся правильному положению тела и конечностей, значительно снижается мышечный тонус, движения становятся менее резкими и насильственными.
Наряду с проведением необходимого лечения для больных детскими церебральными параличами не менее важно правильное воспитание детей с ДЦП. Нужно учитывать, что у 70-80% этих больных имеются нарушения психики . Умственную неполноценность следует расценивать не как что-то статическое, постоянное, а как положение, которое в принципе можно изменить, для этого нужно проводить соответствующее воспитание детей с ДЦП и лечебные меры.
При наличии выраженной умственной отсталости больных необходимо помещать в дома инвалидов. Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью должны заниматься в специальных детских садах и школах. При сохранности интеллекта или небольшой задержке умственного развития больные могут посещать общие школы или (лучше) специализированные детские сады и школы интернаты, где создаются необходимые условия для учебно-воспитательной работа. Эти условия определяют своеобразие методического подхода к воспитанию :
Воспитание детей с ДЦП. Методический подход
Воспитание детей с ДЦП должно придерживаться следующих рекомендаций:
- создание малых групп, с учетом уровня развития;
- для каждой группы составляется план на одну неделю, с разработкой индивидуального плана активации каждого ребенка;
- следует сокращать продолжительность занятий, чтобы не перегружать способность к сосредоточению;
- необходимы более частые упражнения для закрепления знаний и специальное время для повторения;
- время отдыха должно быть более длительным, чем у здоровых детей;
- важный элемент воспитания – выработка гигиенических навыков и обучение определенным социальным обязанностям;
- особое внимание необходимо уделять развитию моторики и речи с участием и ;
- в связи с повышенной отвлекаемостью необходимо более жестко руководить игрой, раскрыть возможности организации ее, активизировать игры.
Задачи в первый год жизни
Воспитание детей с ДЦП имеет свои особенности, особенно в первый год жизни таких детей:
1) воспитание привычки к контакту и потребности в нем – обращение к ребенку, привлечение его внимания к окружающим предметам;
2) развитие зрительного восприятия и сосредоточения с применением световых раздражений, а также показа предметов с простыми и четкими формами (мяч, погремушка);
3) развитие слухового восприятия и сосредоточения с применением голоса, колокольчика тамбурина и др. Использование звуков разного направления тональности, последовательности, Побуждение ребенка к извлечению звуков («ладушки», погремушка и т.п.);
4) развитие движений губ – сосание, жевание (постепенный переход на твердое питание), побуждение ребенка дуть, выдувать воздух;
5) тренировка осязания – соприкосновение с разнообразными предметами, на первых порах путем коррегирования движения руки ребенка;
6) упражнения для рук – стимуляция хватания («дай ручку»), «ладушки», удары руками, катание мяча, игры с кубиками, с водой, бросание, игры пальчиками т.д.;
7) тренировка общей моторики – переход от спонтанных движений к заданному ритму под пение, бубен и т. д., ползание, кувыркание, вставание, ходьба за ручку. Особое значение имеет выполнение ритмичных гимнастических упражнений;
8) обучение простейшим движениям;
9) стимуляция участия в воспроизведении ритма, звуков, мелодий;
10) побуждение называния определенным словом своих желаний и предметов путем неоднократного повторения;
11) развитие эмоциональных реакций – радости, доверия, хорошего самочувствия и т.д. Путем демонстрации эмоций, рассказов, соответствующих игр и подкрепления реакции ребенка;
12) в процессе воспитания следует избегать запугивания и изнеженности. Не все особенности поведения ребенка связаны с его умственной отсталостью;
13) наряду с целенаправленными воспитательными воздействиями необходимо представлять ребенку возможность самостоятельной игры и занятий.
Следует облегчать процесс социальной адаптации таких детей путем улучшения межличностных отношений.
Привлечение родителей к процессу воспитания детей с дцп может стать более действенным, если их постоянно информировать о текущих педагогических задачах и часть учебных заданий переносить домой.
И для него, и для родителей мир — одно большое препятствие. Кроме проблем с реабилитацией и бытовых сложностей ежедневно приходится сталкиваться с черствостью окружающих и осуждающими взглядами. Дескать, такие дети создают неудобство и портят картину мира своей внешностью и громоздкими колясками.
Но искалеченное болезнью тело и другие особенности детей с ДЦП — не причина отказываться от активной жизни и общения. И то, и другое дается таким деткам ценой огромных усилий. Как можно поддержать их, и как научить своего ребенка адекватно и по-человечески относиться к тем, кто не похож на него?
Рано или поздно ваш ребенок увидит малыша в инвалидной коляске. И спросит, что с ним, и почему рождаются дети с ДЦП. Вы знаете, как правильно ответить на эти вопросы?
Почему у этого мальчика такие странные ручки и ножки?
У него Детский церебральный паралич или просто ДЦП. Это такая болезнь, которая не дает управлять своим телом. Вот ты можешь бегать со своими друзьями, играть в мяч, рисовать, разговаривать - тебе все это легко сделать, ты ведь даже не замечаешь, сколько разных движений совершаешь за день. А его могут не слушаться руки и ноги. Поэтому некоторые дети с ДЦП ходят неправильно и на согнутых ножках. А еще бывает и так, что они не могут сами держать голову, сидеть и плохо говорят.
А они сами не стесняются того, что они такие?
Стесняются. Поэтому дети с ДЦП очень робкие, мало разговаривают и боятся просто первыми поздороваться. Но бывает по-разному. Есть ребята, которые передвигаются на колясках и очень плохо говорят. Им приходится сложнее всех. А есть дети, у которых тоже ДЦП, но они могут сами есть, ходить, играть и вообще ничем не от тебя не отличаться.
Я не заражусь от них?
Нет, конечно! ДЦП у таких ребят с самого рождения, а не потому что они пообщались с другими детьми с ДЦП и заразились или «гуляли без шапки», а «их родители пили и курили». Дети с ДЦП не заразные. Просто им сложнее, чем тебе ходить, бегать и даже держать карандаш в руке.
Почему у него такое выражение лица? Он что — «дурачок»? Умственно отсталый?
Нет, совсем он не «дурачок». Он все хорошо понимает и слышит, просто ему сложно показать это тебе, так как лицо его тоже может не слушаться. А то, что он плохо говорит, не значит, что он глупый или «умственно отсталый». Ты ведь когда-то тоже не умел говорить, но все понимал. А ему гораздо труднее, чем тебе научиться хорошо говорить. То есть этот мальчик может, к примеру, так же ловко считать математические примеры, как и ты, но ему будет чуть сложнее произнести ответ вслух.
А он мог бы учиться со мной в одной школе или ходить в «художку»?
Да, конечно. Ему было бы даже на пользу учиться вместе с тобой. Ребята с ДЦП могут после школы, поступить в институт, а потом пойти на работу. Часто такие дети бывают очень талантливыми. И если они будут заниматься, то у них получатся великолепные стихи и рисунки. А у кого-то даже получается здорово танцевать.
Кадр из фильма «Желание жить» 2013
Я могу подружиться с этим мальчиком?
Конечно! Он будет очень рад дружбе с тобой. Но запомни несколько простых правил:
- Говори чуть медленнее и громче. Так он тебя лучше поймет.
- Не бросайся сразу помогать. Если ты видишь, что ребенок с ДЦП долго и медленно открывает свой рюкзак, а ты можешь помочь открыть ему этот рюкзак за секунду, не спеши. Он может справиться и сам, потому что делает это каждый день. Помогай тогда, когда тебя об этом попросят.
- Не трогай коляску без разрешения. Если ребенок с ДЦП передвигается все время на коляске, то она для него, как часть его тела. Тебе же не понравится, если кто-то схватит тебя на руки и куда-то потащит.
А помочь ему я как-то могу?
Самая лучшая помощь - это твоя дружба. Часто над ребятами с ДЦП смеются и обижают их. Поэтому твое внимание и отношение к ним, не как к больным, а как к обыкновенным мальчикам и девочкам, очень важно для них.
Кадр из фильма «Желание жить» 2013
Если мне нужно кому-то рассказать про него, как назвать ДЦП?
Ты так и говоришь «Петя с ДЦП» или «Петя с инвалидностью». Но не «Петя-инвалид» или «Петя-ДЦПэшник». Ведь эта болезнь - это не он сам, она просто у него есть.