Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Особенности семейного воспитания детей с дцп. Формирование действий с предметами и подготовка руки к письму. Развитие эмоционально-положительных реакций

Становление системы дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах Маргаритой Васильевной Ипполитовой и Людмилой Алексеевной Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.

В работах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой раскрывалась необходимость формирования у детей навыков самообслуживания, отмечалось, что развитие этих навыков способствует не только совершенствованию двигательной сферы, но и повышению самостоятельности, развитию самосознания личности. Основное место в педагогической работе с дошкольниками отводилось подготовке к школьному обучению. В связи с этим особое внимание уделялось подготовке ребенка к письму, начиная с посадки за столом, и, конечно же, развития графомоторных навыков и зрительно-пространственной ориентировки в листе бумаги. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия в игровой деятельности, по формированию временных и пространственных представлений. Раскрывались приемы работы по формированию и развитию речи, а также математических представлений.

В 80-х годах Елена Филипповна Архипова разработала методику специального образования детей с ДЦП, начиная с рождения.

М. В. Ипполитова и Л.А.Данилова не только внесли научный вклад в развитие системы специального дошкольного образования в нашей стране, но и провели большую организационную работу для открытия дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и совершенствования работы в них.

Эти учреждения были открыты в нашей стране в 70-х годах. Однако в Положении о специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривался ряд существенных ограничений по набору контингента, показывающих, что данные учреждения были предназначены лишь для детей с легкими, преимущественно физическими, недостатками. В связи с этим, первоначально предлагалось реализовать обычную программу воспитания детей, дополнив ее логопедическими и медицинскими мероприятиями.

Однако ученым и практикам было понятно, что в специальном учреждении должны быть специальные образовательные программы, и в 1986 году Н.В.Симонова подготовила проект Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста. Проект был разработан в соответствии с ведущей идеей программ специальных учреждений того времени - основу составляет массовая программа, частично скорректированная и дополненная в соответствии с особенностями контингента детей и задачами специального учреждения. В данной работе содержались ценные методические рекомендации, отражавшие специфику образовательного процесса с детьми с ДЦП дошкольного возраста, не утратившие своего значения и сейчас.

В тех городах, где широко развертывалась сеть специальных дошкольных учреждений, руководители образования выходили за рамки Положения с учетом реальных потребностей населения. В Санкт-Петербурге было расширено штатное расписание специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что позволило не только принимать всех детей с церебральным параличом, но и создавать особые условия для воспитания детей с выраженными недостатками физического и психического развития.

Организация образования в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Изменения в обществе привели к существенной перестройке общей педагогики и, следовательно, педагогики специальной. Одной из ведущих категорий в современной педагогике является целеполагание. Содержание и способы реализации образовательных программ должны соответствовать целям и задачам образовательного учреждения, а цель и задачи должны отражать социальные запросы.

Основной чертой современного специального образования является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

В специальном дошкольном учреждении предпосылки к социальной адаптации и интеграции должны формироваться в процессе всей деятельности, включая организацию окружающей среды, взаимоотношения детей между собой и с персоналом учреждения, взаимосвязь с родителями и, конечно, разработку и реализацию специальных образовательных программ.

Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возрасте у многих детей само развитие патологии еще не остановлено, так как в процессе физического роста ребенка у него могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществляется активное систематическое лечение детей, как в дошкольном учреждении, так и, по мере необходимости, в медицинских учреждениях.

При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы находятся в стадии формирования, идущего параллельно с дозреванием мозговых структур. В связи с этим существует возможность создания оптимальной компенсации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.

Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенсаторных навыков. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

Целью образования в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Система обучения и воспитания базируется на следующих принципах:

Принцип компетентности.

Вся работа с ребенком должна проводиться профессионально грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют специальные педагоги и психологи. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят только методисты и инструкторы по лечебной физкультуре. Воспитатели проводят занятия по специальным программам, совместно с помощниками воспитателей формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки. Психологи уделяют особое внимание развитию личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением: персоналом учреждения и семьей.

Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь, он дает рекомендации остальным специалистам по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.

Принцип взаимодействия с родителями.

Родители являются полноправными участниками абилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребенка в учреждении.

Необходимо учитывать мнению родителей при определении стратегии абилитации ребенка, т. к. под влиянием противоречивых установок значимых для ребенка взрослых людей у него может возникнуть невроз. Для того, чтобы мнение родителей было адекватным, нужно привлекать родителей к обсуждению планов работы с ребенком, регулярно информировать их об успехах, обсуждать перспективы работы.

В учреждении должна быть единая политика взаимодействия с родителями. Администрация учреждения открыто сообщает родителям о наличии или отсутствии необходимой материальной базы для проведения абилитационного процесса, потребности в ее совершенствовании и реальных возможностях учреждения. Врачи информируют о современных, методах лечения и тех методах, которые применяются в учреждении. Психологи

систематически беседуют с родителями о результатах психологического тестирования и наблюдений, дают рекомендации по вопросам семейных взаимоотношений. Педагоги привлекают родителей к обсуждению и реализации педагогических программ.

Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получали максимум положительных эмоций по поводу своего ребенка.

Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.

Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.

Органические поражения центральной нервной системы, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и, как следствие, колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания.

Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка.

В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.

Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции для успешной социальной адаптации и интеграции.

Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, общительность, уверенность в своих силах.

Принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.

Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.

Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка значительно нарушенных функций, бесплодные попытки их развития часто приводят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению детей к определенным видам деятельности.

Большое значение для организации работы имеет оборудование учреждения. Должны быть предусмотрены отдельные помещения с соответствующим оборудованием для проведения лечебных процедур, занятий лечебной физкультурой, занятий специального педагога, логопеда и психолога.

Интерьер групповых комнат должен быть выдержан в умеренной цветовой гамме, без перегрузки отдельными деталями.

В группах с длительным, особенно с круглосуточным, пребыванием детей желательно приблизить обстановку к домашней. При расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть не достаточную координированность и устойчивость детей. В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов.

Для того чтобы дети меньше сидели на стульях, необходимо застелить полы ковровыми покрытиями и расположить на них различные подушечки, валики и т. п., желательно в виде черепашек, гусениц, пеньков и других игровых предметов.

Вся обстановка группы должна способствовать развитию ребенка. Для мышечной тренировки приспосабливаются мячи, кубы, валики разного размера и веса. В группе должны быть большие мягкие куклы, достаточно тяжелые, чтобы при манипуляции ими ребенок развивал мышечную силу. Помогают освоению ходьбы игры с кукольными колясками, большими машинами. Вдоль стен могут быть расположены тематические игровые уголки с элементами в виде ручек-скобок, за которые ребенок может держаться стоя. В игровых уголках средней - подготовительной групп должны быть наборы мелких предметов, например, желудей, пуговиц, пластиковых пузырьков с пробками и т. п., чтобы ребенок, манипулируя ими, развивал ручную моторику и осязание.

Для развития навыков самообслуживания требуется использование удобных моющих средств (например, жидкого мыла), наличие в учреждении теплой воды, оборудование туалетов ручками на стенах около унитазов.

Для детей, осваивающих самостоятельный прием пищи, нужна небьющаяся посуда. Желательно, чтобы покрытие столов было нескользким. Дети с гиперкинезами могут нуждаться в подкладывании под посуду мягких резиновых ковриков.

Во всех кабинетах и группах должны быть наборы бумажных салфеток и корзины для использованных салфеток, т.к. главное средство преодоления гиперсаливации - ощущение сухого подбородка.

Необходимо стремиться к тому, чтобы были условия для проведения водной терапии: бассейн, души, ванны, водные дорожки являются эффективными средствами физического развития детей.

Коррекционно-педагогический процесс включает 2 ступени:

I ступень - пропедевтическая - включает воспитание детей

в возрасте от 2 до 4 лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития и проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.

II ступень - основная - включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования, и формируется готовность к школьному обучению.

На протяжении всех лет с детьми проводятся занятия по лечебной физкультуре и логопедические в соответствии с диагнозом.

В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. (Объективно говоря, специальных программ, утвержденных и рекомендованных Министерством образования для этого типа учреждений, в нашей стране не было и раньше). В этой ситуации учреждение имеет право выбора программ из существующих и право собственного творчества. Можно выбрать программы из числа рекомендованных к применению в массовых или специальных садах и адаптировать их с учетом особенностей контингента детей.

Среди первых учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были ясли-сад № 93 Калининского р-на Санкт-Петербурга. На основании опыта работы коллектив сотрудников этого учреждения под руководством автора данного пособия разработал пакет программ, который был апробирован и опубликован в 1995 году в Международном университете семьи и ребенка имени Р. Валленберга в рамках Президентской программы «Дети России» («Дети-инвалиды»).

В соответствии с концепцией, изложенной ранее, развитие познавательной деятельности проводится по индивидуальным программам в течение всех лет пребывания ребенка в учреждении. Также в течение всего времени работы реализуются программы «Креативная терапия», «Музыка», «Знакомство с природой».

Кроме того, на I ступени педагогического процесса воспитатели проводят занятия по программам «Сказка» и «Игра», а на II ступени - по программам «Адаптация» и «Трудотерапия». Программы рассчитаны на одновременную работу с детьми, имеющими сохранный интеллект, задержку психического развития и снижение интеллекта в легкой степени.

Содержание перечисленных программ соответствует традиционным разделам дошкольного образования. Ознакомление с окружающим и развитие речи отражено, преимущественно, в программах «Адаптация» и «Знакомство с природой на прогулках». Формирование элементарных математических представлений и конструирование, в основном, представлены в программе «Развитие познавательной деятельности». Рисование, лепка, аппликация включены в программу «Креативная терапия». Трудовое воспитание реализуется в программе «Трудотерапия», а музыкальное - в программе «Музыка». Однако подход к реализации данных разделов специфичен с учетом особенностей детей и задач специального дошкольного учреждения.

Группы для детей со снижением интеллекта в средней степени организуются только на II ступени. В этих группах, помимо лечебной физкультуры, логопедии, занятий специального педагога проводятся занятия по программам «Сказка», «Креативная терапия», «Музыка», «Игра», «Адаптация». Все программы в этих группах имеют специфические особенности в содержании, методах и формах их реализации.

В целом все программы имеют общую основу, идейный стержень – формирование нравственной личности, свободной от комплексов неполноценности, способной раскрыть свой творческий потенциал и найти свое место в жизни, вопреки тем пробелам, которые возникают в связи с отклонениями в психофизическом развитии. Программы взаимно дополняют, но не дублируют друг друга, поэтому обязательным условием является их комплексная реализация.

Подведем итоги.

1. В настоящее время в России сложилась и функционирует система специальных дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эта учреждениях создаются условия для оптимального развития да школьников с церебральным параличом.

2. Опыт работы существующих специальных дошкольных учреждений показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношения опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно положительно влияет на личностное развитие детей.

3. Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей! должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.

4. В качестве ведущей идеи современного специального образования выступает направленность образовательного процессу на последующую социальную адаптацию и интеграцию детей.

Глава 8

Диагностика психического

  • Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
  • Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
  • Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034»

Мы работаем в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» , которую посещают дети, имеющие различные нарушения в развитии. Больше всего детей с детским церебральным параличом (ДЦП) . Известно, что обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

Наш опыт работы с этими детьми показывает, что в их социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем и дошкольном возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям. Выбор содержания и методов воспитания при этом определяется не только возрастом ребенка и решением задач его развития, но предусматривает разработку специальных мероприятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной сферы. Для решения этих задач мы разработали адаптивную образовательную программу в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленную на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель) .

Согласно программе, в работе с детьми используются разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности (НОД) .

Все формы НОД для детей с ДЦП включают в себя разные компоненты образовательных областей. Особое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие» , так как главным для детей с этим диагнозом является двигательная деятельность.

Развитие двигательной активности мы осуществляем поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении в полном объеме сложных движений, необходимых для осуществления двигательного акта, а пониженный мышечный тонус не позволяет ребенку выполнять движения с нужной силой и соразмерностью.

Для нормализации мышечного тонуса можно использовать следующие приемы:

  • контрастные ванночки – ванночки с горячей и холодной водой

Работа с глиной или тестом – способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности.

При развитии двигательных функций важно использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом) , тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж) , проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами) , температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры) . Не менее важное место отводится четкой речевой инструкции и сопровождению движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь ребенка.

Это еще раз доказывает, что для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не менее важное значение имеет сенсорное воспитание.

В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом, в первую очередь, развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.

Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка поступающей в головной мозг сенсорной информации осуществляется в форме мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.

И наконец, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи и способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

Поэтому в своей работе мы используем комплексные занятия. Ведь основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности. Предлагаем вам познакомиться с таким занятием.

Комплексная НОД

с детьми с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»

Тема: «Солнышко»

Цели:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма)
  2. Развитие мышления (группировка предметов по форме)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения отвечать на вопросы) .
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие навыков счета.
  6. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

Демонстрационный материал:

  • круглое желтое солнышко (мягкая игрушка)
  • большой мячик желтого цвета

Тучка с капельками.

Раздаточный материал:

  • коробочки для складывания деталей
  • для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов
  • 10 счетных палочек (желтого цвета)
  • две тарелочки разных цветов (зеленая и синяя)

Альбомные листы с нарисованным в центре желтым кругом (солнце) , желтые цветные карандаши.

Ход занятия

Радостно встречаю детей, называю каждого по имени, делаю комплименты.

Воспитатель. Какое у Василисы красивое платье! Как хорошо улыбается Кирилл. Сережа принес с собой красную машину. Здравствуй, Егор, ты пришел с мамой? И т.д.

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что так ярко светит к нам в окошко? Подхожу к окошку и беру солнышко-игрушку. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.

Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, большое, красивое. (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Читаю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т.д.

Воспитатель.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дидактическая игра «Круги – квадраты»

Показываю детям перемешанные круги и квадраты.

Воспитатель. Посмотрите, ребята! Солнышко решило спрятаться от нас. У вас на столе лежит коробочка, в которой много разных геометрических фигур. Давайте найдем фигуры, похожие на солнышко.

Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их в две кучки.

Воспитатель. Где солнышки? (Ответы детей)

Родители или воспитатель убирают в коробочку 5 квадратов и 4 круга. У детей осталось по одному кругу – круглое солнышко.

Дидактическая игра «Один – много»

У детей на столе две тарелочки разных цветов (зеленая, со счетными палочками и синяя - пустая)

Воспитатель. Ребята возьмите синюю тарелочку и положите в серединку желтый круг – это будет у нас солнышко.

Теперь возьмите одну счетную палочку-лучик и положите рядом с солнышком. Сколько лучиков вы положили?

(Спрашиваю у каждого ребенка, сколько лучиков он положил.)

Воспитатель. Правильно, один.

Воспитатель. Теперь давайте положим много счетных палочек-лучиков вокруг солнышка.

Дети с зеленой тарелочки перекладывают счетные палочки рядом с кружком, образуя солнышко.

Воспитатель. Сколько мы положили лучиков? Много.

Воспитатель. Сколько солнышек у вас получилось? Правильно, одно солнышко.

Спрашиваю у каждого ребенка, сколько солнышек у него получилось.

Воспитатель. А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю.

Забираю у каждого тарелочку с солнышком и кладу на стол. Предлагаю детям посмотреть, что стало.

Воспитатель. Сколько теперь солнышек лежит у меня на столе. Правильно, много. Как сразу светло стало в группе.

Подвижная игра «Солнышко покатилось»

Достаю большой желтый мяч и говорю, что солнышко хочет поиграть с ребятами. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.

Игра малой подвижности «Солнце и зонтик»

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и зонтик» . Я буду вам показывать то солнышко, то тучку. У солнышка есть лучи, поэтому солнышко мы будем изображать так – разведите руки в стороны. А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик – сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик. (Показываю и произношу по очереди солнышко и тучка.)

Рисование цветными карандашами «Лучи солнышка»

Воспитатель. А хотите, чтобы у вас дома, было свое солнышко? (Ответы детей)

Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.

Воспитатель. Давайте сядем за стол и нарисуем солнышку лучики.

Все ребята молодцы, все старались. Теперь не только у нас в группе будет солнышко, но и у вас дома.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных расстройств, которые возникают вследствие органического поражения двигательных и речедвигательных центров головного мозга ребенка. В этих ситуациях нервная система полностью или частично отказывается контролировать функционирование мышц. Возникают эти нарушения во время внутриутробного развития плода. Часто они сопровождаются не только двигательными нарушениями, но и нарушениями речи и психики.

Двигательные нарушения проявляются в виде параличей, парезов и спастичными движениями. Происходит нарушение тонуса мышц, движения становиться ригидными и судорожными. Причина нарушения тонуса непосредственно связана с нарушениями двигательных рефлексов, что в свою очередь ведет к деформациям в костях, суставах и мышцах.

Психическое развитие детей с ДЦП происходит с задержками. Также диагностируется умственная отсталость в разной степени. Часто все эти нарушения сопровождаются изменениями слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения и т.д.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП. ОСОБЕННОСТИ

Коррекционная работа и воспитание ребенка с ДЦП предполагает комплексный подход. Сюда войдут медикаментозное лечение, физиотерапия и ортопедия, массажи, физкультура, уроки труда и т.д. Во время всех этих процедур делается акцент на развитие и коррекцию движений ребенка. Следует отметить, что особенность детей страдающих ДЦП является повышенная утомляемость. В ходе конкретной деятельности они очень быстро становятся вялыми, раздражительными, рассеянными, также начинают проявлять беспокойство и раздражение. Из-за существенных нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей проявляется повышенная чувствительность и болезненная реакция на замечания, тон голоса, негативное настроение и т.д. Она становятся обидчивыми и мнительными, их страхи могут спровоцировать недержание мочи и рвоту.

Развитие ребенка и его семья. Советы

Воспитание в семье ребенка с ДЦП часто происходит под чрезмерной опекой. Родители часто переживают и беспокоятся за своего ребенка. Они часто испытывают чувство вины, разочарование и даже депрессию из-за того, что не в силах изменить ситуацию. Но такая опека часто вредит ребенку и не дает ему почувствовать потребность в движении, деятельности и общении с окружающими. Также в следствии гиперопеки у ребенка снижается его самооценка, появляется замкнутость и неуверенность в себе.

Психологи рекомендуют родителям помогать детям с детским церебральным параличом стремиться к самостоятельным движениям насколько это возможно. Это огромное испытание для родителей видеть усталость и отчаяние детей, но они не должны терять веру в их силы и возможности. Родители в состоянии помочь себе и своему ребенку только осознав, что его нужно принимать таким какой он есть, со всеми его особенностями и недостатками развития.

Главная задача родителей заключается в том, что необходимо организовать работу с детьми так, чтобы их развитие происходило последовательно и регулярно, без скачков и перерывов. Таким образом, ребенок будет постепенно учиться владеть своими движениями, речью, эмоциями, интеллектом и так далее. То есть становиться намного более самостоятельным.

Часто бывает так, что при наличии определенного дефекта, другие психические и физические возможности ребенка достаточно сохранены. Здесь важно пытаться их активизировать, чтобы компенсировать сам дефект. Так, можно развивать творческие возможности и потенциал ребенка. Помогая ему учиться общаться с людьми, развивая остроумие и обаяние, постоянно расширяя круг интересов родители помогут своему ребенку успешно компенсировать его физические недостатки.

Лечебная физкультура для детей с ДЦП

Физическое воспитание детей с ДЦП является важной составляющей их развития и имеет свои vospitanie rebenka s dcpособенности. Оно направлено прежде всего на развитие и коррекцию нарушенных функций движений. Для детей разработаны специальные программы, которые включают специальные упражнения, стимулирующие моторное развитие и формирующие необходимые навыки, которые помогут ребенку адаптироваться в повседневной жизни. Занятия проводятся поэтапно, с постепенным усложнением и нагрузкой. Также во время занятий необходимо учитывать уровень интеллектуального развития ребенка и особенности его поведения.

Физическое воспитание детей проводится в большей степени с помощью игры. Подвижные игры стимулируют детей к движению, общению друг с другом, также учат их согласовывать свои движения. Благодаря таким занятия дети запоминают правильные двигательные ощущения, учатся правильному положению тела и конечностей, значительно снижается мышечный тонус, движения становятся менее резкими и насильственными.

Наряду с проведением необходимого лечения для больных детскими церебральными параличами не менее важно правильное воспитание детей с ДЦП. Нужно учитывать, что у 70-80% этих больных имеются нарушения психики . Умственную неполноценность следует расценивать не как что-то статическое, постоянное, а как положение, которое в принципе можно изменить, для этого нужно проводить соответствующее воспитание детей с ДЦП и лечебные меры.

При наличии выраженной умственной отсталости больных необходимо помещать в дома инвалидов. Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью должны заниматься в специальных детских садах и школах. При сохранности интеллекта или небольшой задержке умственного развития больные могут посещать общие школы или (лучше) специализированные детские сады и школы интернаты, где создаются необходимые условия для учебно-воспитательной работа. Эти условия определяют своеобразие методического подхода к воспитанию :

Воспитание детей с ДЦП. Методический подход

Воспитание детей с ДЦП должно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. создание малых групп, с учетом уровня развития;
  2. для каждой группы составляется план на одну неделю, с разработкой индивидуального плана активации каждого ребенка;
  3. следует сокращать продолжительность занятий, чтобы не перегружать способность к сосредоточению;
  4. необходимы более частые упражнения для закрепления знаний и специальное время для повторения;
  5. время отдыха должно быть более длительным, чем у здоровых детей;
  6. важный элемент воспитания – выработка гигиенических навыков и обучение определенным социальным обязанностям;
  7. особое внимание необходимо уделять развитию моторики и речи с участием и ;
  8. в связи с повышенной отвлекаемостью необходимо более жестко руководить игрой, раскрыть возможности организации ее, активизировать игры.

Задачи в первый год жизни

Воспитание детей с ДЦП имеет свои особенности, особенно в первый год жизни таких детей:

1) воспитание привычки к контакту и потребности в нем – обращение к ребенку, привлечение его внимания к окружающим предметам;

2) развитие зрительного восприятия и сосредоточения с применением световых раздражений, а также показа предметов с простыми и четкими формами (мяч, погремушка);

3) развитие слухового восприятия и сосредоточения с применением голоса, колокольчика тамбурина и др. Использование звуков разного направления тональности, последовательности, Побуждение ребенка к извлечению звуков («ладушки», погремушка и т.п.);

4) развитие движений губ – сосание, жевание (постепенный переход на твердое питание), побуждение ребенка дуть, выдувать воздух;

5) тренировка осязания – соприкосновение с разнообразными предметами, на первых порах путем коррегирования движения руки ребенка;

6) упражнения для рук – стимуляция хватания («дай ручку»), «ладушки», удары руками, катание мяча, игры с кубиками, с водой, бросание, игры пальчиками т.д.;

7) тренировка общей моторики – переход от спонтанных движений к заданному ритму под пение, бубен и т. д., ползание, кувыркание, вставание, ходьба за ручку. Особое значение имеет выполнение ритмичных гимнастических упражнений;

8) обучение простейшим движениям;

9) стимуляция участия в воспроизведении ритма, звуков, мелодий;

10) побуждение называния определенным словом своих желаний и предметов путем неоднократного повторения;

11) развитие эмоциональных реакций – радости, доверия, хорошего самочувствия и т.д. Путем демонстрации эмоций, рассказов, соответствующих игр и подкрепления реакции ребенка;

12) в процессе воспитания следует избегать запугивания и изнеженности. Не все особенности поведения ребенка связаны с его умственной отсталостью;

13) наряду с целенаправленными воспитательными воздействиями необходимо представлять ребенку возможность самостоятельной игры и занятий.

Следует облегчать процесс социальной адаптации таких детей путем улучшения межличностных отношений.

Привлечение родителей к процессу воспитания детей с дцп может стать более действенным, если их постоянно информировать о текущих педагогических задачах и часть учебных заданий переносить домой.

И для него, и для родителей мир — одно большое препятствие. Кроме проблем с реабилитацией и бытовых сложностей ежедневно приходится сталкиваться с черствостью окружающих и осуждающими взглядами. Дескать, такие дети создают неудобство и портят картину мира своей внешностью и громоздкими колясками.

Но искалеченное болезнью тело и другие особенности детей с ДЦП — не причина отказываться от активной жизни и общения. И то, и другое дается таким деткам ценой огромных усилий. Как можно поддержать их, и как научить своего ребенка адекватно и по-человечески относиться к тем, кто не похож на него?

Рано или поздно ваш ребенок увидит малыша в инвалидной коляске. И спросит, что с ним, и почему рождаются дети с ДЦП. Вы знаете, как правильно ответить на эти вопросы?

Почему у этого мальчика такие странные ручки и ножки?

У него Детский церебральный паралич или просто ДЦП. Это такая болезнь, которая не дает управлять своим телом. Вот ты можешь бегать со своими друзьями, играть в мяч, рисовать, разговаривать - тебе все это легко сделать, ты ведь даже не замечаешь, сколько разных движений совершаешь за день. А его могут не слушаться руки и ноги. Поэтому некоторые дети с ДЦП ходят неправильно и на согнутых ножках. А еще бывает и так, что они не могут сами держать голову, сидеть и плохо говорят.

А они сами не стесняются того, что они такие?

Стесняются. Поэтому дети с ДЦП очень робкие, мало разговаривают и боятся просто первыми поздороваться. Но бывает по-разному. Есть ребята, которые передвигаются на колясках и очень плохо говорят. Им приходится сложнее всех. А есть дети, у которых тоже ДЦП, но они могут сами есть, ходить, играть и вообще ничем не от тебя не отличаться.

Я не заражусь от них?

Нет, конечно! ДЦП у таких ребят с самого рождения, а не потому что они пообщались с другими детьми с ДЦП и заразились или «гуляли без шапки», а «их родители пили и курили». Дети с ДЦП не заразные. Просто им сложнее, чем тебе ходить, бегать и даже держать карандаш в руке.

Почему у него такое выражение лица? Он что — «дурачок»? Умственно отсталый?

Нет, совсем он не «дурачок». Он все хорошо понимает и слышит, просто ему сложно показать это тебе, так как лицо его тоже может не слушаться. А то, что он плохо говорит, не значит, что он глупый или «умственно отсталый». Ты ведь когда-то тоже не умел говорить, но все понимал. А ему гораздо труднее, чем тебе научиться хорошо говорить. То есть этот мальчик может, к примеру, так же ловко считать математические примеры, как и ты, но ему будет чуть сложнее произнести ответ вслух.

А он мог бы учиться со мной в одной школе или ходить в «художку»?

Да, конечно. Ему было бы даже на пользу учиться вместе с тобой. Ребята с ДЦП могут после школы, поступить в институт, а потом пойти на работу. Часто такие дети бывают очень талантливыми. И если они будут заниматься, то у них получатся великолепные стихи и рисунки. А у кого-то даже получается здорово танцевать.

Кадр из фильма «Желание жить» 2013

Я могу подружиться с этим мальчиком?

Конечно! Он будет очень рад дружбе с тобой. Но запомни несколько простых правил:

  • Говори чуть медленнее и громче. Так он тебя лучше поймет.
  • Не бросайся сразу помогать. Если ты видишь, что ребенок с ДЦП долго и медленно открывает свой рюкзак, а ты можешь помочь открыть ему этот рюкзак за секунду, не спеши. Он может справиться и сам, потому что делает это каждый день. Помогай тогда, когда тебя об этом попросят.
  • Не трогай коляску без разрешения. Если ребенок с ДЦП передвигается все время на коляске, то она для него, как часть его тела. Тебе же не понравится, если кто-то схватит тебя на руки и куда-то потащит.

А помочь ему я как-то могу?

Самая лучшая помощь - это твоя дружба. Часто над ребятами с ДЦП смеются и обижают их. Поэтому твое внимание и отношение к ним, не как к больным, а как к обыкновенным мальчикам и девочкам, очень важно для них.

Кадр из фильма «Желание жить» 2013

Если мне нужно кому-то рассказать про него, как назвать ДЦП?

Ты так и говоришь «Петя с ДЦП» или «Петя с инвалидностью». Но не «Петя-инвалид» или «Петя-ДЦПэшник». Ведь эта болезнь - это не он сам, она просто у него есть.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...