Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как сплотить классный коллектив. Работа в дружном коллективе: правила сплочения сотрудников

В статье объясняется, как влиться в новый коллектив и каким образом необходимо анализировать информацию о компании, чтобы разобраться во всех процессах, а также с чего начать работу в новом коллективе , как оценить потенциал компании, заключенный в ее сотрудниках.

Чтобы осуществлять эффективное управление коллективом, особенно если предстоит работа в новом коллективе, Генеральному Директору следует разобраться во всех процессах, протекающих в компании. Анализируйте всю доступную информацию, а не только официальную документацию. Необходимо понять, что предыдущему руководителю мешало эффективно управлять коллективом, а коллективу - добиваться лучших результатов. При планировании дальнейшего развития важно оценить потенциал компании, заключенный в ее сотрудниках.

Способ мышления может изменить структуру и анатомию мозга в нужном вам направлении, не зависимо от различных факторов. Это доказал Эстанислао Бахрах, который разработал комплекс упражнений, выполняя которые, вы прокачаете свои мыслительные способности.

Все упражнения доступны в нашей статье. Вам больше не придется ждать вдохновения или благоприятной возможности - вы научитесь работать продуктивно и придумывать новые идеи в любой ситуации.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Совет 1. Работа в новом коллективе: вникните в тонкости рабочих процессов и коммуникаций

Первое время постарайтесь читать как можно больше рабочих документов. Это позволит понять, кто и за что отвечает в действительности (реальное положение дел не всегда соответствует утвержденным инструкциям). Чтобы разобраться, как построен бизнес в моей организации, я, только вступив в должность, изучил много документов. Например, знакомился с записанными в регламентах функциями подразделений и соотносил их с задачами, которые стоят перед отделами в повседневной работе; выяснял, как сотрудники и подразделения взаимодействуют; изучал все актуальные на тот момент приказы, распоряжения, положения.

Однажды разработанный документ - не догма на многие годы, он рано или поздно устаревает. Например, утвержден порядок взаимодействия, но на практике давно все делают по-другому. Вносить коррективы с учетом текущей ситуации уместно уже на первых этапах работы по мере знакомства с документацией.

Рассказывает практик

Аркадий Карев, Вице-президент по вертикальным рынкам группы «Борлас», Москва

Часто владельцы компании ждут от наемного топ-менеджера кардинальных и быстрых шагов по улучшению ситуации. Цена ошибки высока, а вероятность ее совершить - еще выше, если новый руководитель в коллективе принимает решения, не до конца представляя себе, как все устроено в компании. Поэтому лучше с самого начала не бояться задавать «глупые» вопросы. По-настоящему войти в курс дела, ориентируясь только на официальные бумаги, невозможно, поэтому стоит непосредственно у подчиненных уточнять, как на самом деле выстроен каждый процесс (как принято). Именно так я поступал, когда перешел из представительства американской корпорации Oracle в «Борлас». Этот переход прошел для меня безболезненно.

Совет 2. Как влиться в новый коллектив

Лично познакомьтесь с управляющей командой и рядовыми сотрудниками. Недостаточно быть официально представленным коллективу. Я знакомился с заместителями и руководителями подразделений уже в процессе работы, назначая в своем кабинете встречи один на один. В текущей деятельности всегда найдется повод пообщаться с каждым топ-менеджером, и таким образом по мере решения возникающих проблем можно охватить вниманием все подразделения. Нелишним будет просмотреть личные дела ключевых топ-менеджеров.

Как влиться в новый коллектив? Лично знакомиться полезно и с рядовыми сотрудниками, поскольку «снизу» все проблемы видны намного отчетливее. Разумеется, встретиться с каждым не всегда возможно. Здесь подойдет стратегия «незапланированных знакомств», главное - не упускать повода пообщаться. Поначалу люди могут опасаться быть откровенными с новым Генеральным Директором: не будут жаловаться или критиковать что-то. Все зависит от Ваших личных качеств, дипломатии и манеры поведения. Ведь можно пройти мимо охранника с угрюмым лицом, показывая, какой ты важный начальник, а можно улыбнуться, поздороваться и спросить о семье, детях, о том, как сотрудник провел выходные, то есть просто поговорить, показав, что ты обыкновенный открытый человек. Тогда и подчиненные будут с вами откровеннее.

Не всегда нужно что-то услышать, чтобы заподозрить неладное: если в коридорах и на лестницах Вы встречаете сотрудников с довольными лицами, значит, все в порядке, а если лица нахмуренные, возможно, не все благополучно.

  • Конфликты между сотрудниками: почему они возникают и как их решить

Рассказав о предстоящих переменах, Вы предотвратите слухи и отчасти разрядите нервозную обстановку, характерную для ситуации смены руководства. Сотрудники боятся (часто не без основания) массовых сокращений, изменений условий и оплаты труда. Неизвестность создает еще большее напряжение и порождает слухи. Чтобы успокоить людей и вернуть их в обычный рабочий режим, покажите им, что не собираетесь рубить сплеча, что все Ваши решения будут тщательно взвешиваться. Расскажите об этом на общем собрании, поделитесь конкретными планами (для начала теми, которые не вызовут еще большего беспокойства).

Стоит учитывать, что официальная структура компании (зафиксированная в регламентах) может не отражать неофициального распределения обязанностей: кто с кем тесно общается, с кем проще решать вопросы и т. д. С первых дней стоит собирать информацию о структуре компании, черпая ее в приватных беседах с работниками разного уровня. Обычно я не вызываю к себе в кабинет, а стараюсь сам выйти к людям и на их рабочем месте пообщаться между делом.

Совет 4. Выстройте систему управления

Важнейшая задача нового руководителя в коллективе - сделать компанию и коллектив управляемыми. Для этого создайте подконтрольную вам вертикаль распределения задач и функций: каждый сотрудник должен четко понимать, что ему делать.

Организовав работу своих заместителей и делегировав им управление, Генеральный Директор избавит себя от необходимости контролировать всех сотрудников (у меня, например, их триста человек). Если в управляющей команде Вы не найдете единомышленников, стоит задуматься о новых назначениях. Для Генерального Директора принципиально важно, чтобы заместители разделяли его идеи и их не приходилось все время в чем-то убеждать. Каждый из членов управляющей команды должен быть проводником новой концепции развития компании, которую предложили Вы. Чтобы отвечать за все предприятие, Генеральный Директор должен поручать решение различных вопросов надежным сотрудникам, поэтому он имеет право самостоятельно определить круг людей, с которыми будет работать в одной упряжке.

Сегодня 70% моих заместителей - новые сотрудники. Я пошел на замену команды, потому что хочу быть уверен в своих людях. Придя в компанию, я столкнулся с тем, что ряд направлений дублировали друг друга, при этом не было лиц, ответственных за каждую отдельную задачу. Старая структура не позволила бы решать новые задачи, поэтому я разработал новую структуру: четко разделил направления и поставил задачи, назначил руководителей каждого направления (которые сегодня напрямую подчиняются мне). Конечно, при этом потребовалось произвести кадровые перестановки, назначения и увольнения.

Полезно также наблюдать за работой рядовых специалистов, чтобы понять, насколько их навыки соответствуют Вашей концепции, умеют ли они оперативно реагировать на поставленные задачи. Делайте ставку на сотрудников, которые готовы к нововведениям. От них больше толку, чем от тех, кто руководствуется принципом «от сих до сих», а новые задачи принимает в штыки. Люди проявляют себя везде: на работе, в столовой, на спортивных мероприятиях. Чтобы составить мнение о сотрудниках, необязательно устраивать специальные мероприятия (например, тренинги командообразования - заставлять весь коллектив лазать по деревьям или перетягивать канат). Просто наблюдайте за людьми в рабочих ситуациях. У нас, например, много удаленных объектов (автозаправочных станций), и, выезжая с рабочей группой для проверок, я всегда обращаю внимание, как трудятся специалисты, и делаю выводы.

  • Тимбилдинг. Как сплотить коллектив: практические советы

5. Поддерживайте традиции

В любом коллективе складываются определенные традиции (часто неофициальные), связанные не с рабочими вопросами, а, например, с проведением праздников, офисным бытом и т. д. Изменение привычного уклада жизни обычно воспринимается сотрудниками болезненно, поэтому на первых порах от подобных мер лучше воздержаться. Даже если Вы хотите что-либо улучшить, сначала выясните позицию сотрудников: ненужные улучшения никого не осчастливят и авторитета Вам не прибавят. Это касается и корпоративных праздников. Думаю, не стоит кардинально менять привычные для людей устои, традиции лучше поддерживать, при желании привнося что-то новое. Помните: персонал очень ценит стабильность. И если от изменений в трудовом процессе уйти нельзя, то сохранить стабильность в быту вполне можно.

Работа в новом коллективе : как справиться с потерей ключевых сотрудников

Виталий Сотников, Генеральный Директор ОАО «Управляющая компания «Алемар», Москва

Начинать работу в новом коллективе Генеральному Директору нужно со знакомства с сотрудниками. Именно сотрудники обеспечивают деятельность компании, и степень их лояльности влияет на будущую успешность или неуспешность нового директора. У меня сначала не было личного кабинета, и я общался с подчиненными либо прямо на рабочем месте сотрудника, либо в переговорных. После первого знакомства с людьми в московском офисе пришлось вылететь в новосибирский филиал компании и познакомиться с его работой и сотрудниками.

Первое время работы нового Генерального Директора характеризуется нестабильностью: сотрудники еще не знают нового руководителя ни как человека, ни как Генерального Директора, не знают, что он принесет с собой в компанию, что ждет компанию в будущем, какие цели и задачи будут стоять перед ней теперь. Из-за этого возможны кадровые изменения - некоторых людей в этот период неопределенности очень легко переманить. В моем случае так и произошло: я вышел на работу 9 января 2007 года, а примерно через три недели компанию покинул первый заместитель Генерального Директора, уведя за собой пятерых ключевых сотрудников. Управляющие компании, как правило, невелики по численности; в московском офисе у нас было на тот момент около 15 человек, и уход пятерых ключевых сотрудников нанес существенный урон.

Как я поступил? Единственно возможным в такой ситуации способом - закрыл своей грудью все возникшие бреши, сам взялся за работу, и свою, и зама, и некоторых сотрудников. Если Генеральный Директор - опытный человек, то он сумеет не дать направлению умереть даже в отсутствие ключевого сотрудника и при невозможности заменить его кем-то. Однако один в поле не воин. Поэтому я благодарен тем оставшимся сотрудникам, которые помогли мне и взвалили на свои плечи дополнительный объем работы.

Далее я занялся стабилизацией кадрового состава: в первую очередь - перераспределением ряда обязанностей между старыми сотрудниками, затем - поиском новых. В том, кого повысить, как перераспределить функции, мне пришлось разбираться самому. Делал я это, оценивая отношение сотрудников к работе. Часто с первых дней видно, кто хочет не просто работать, как раньше говорили, с восьми до пяти, а дать компании что-то новое, свое, сделать ее лучше вне зависимости от обязанностей и затраченного времени, а кто подходит к работе формально.

Еще не все эти процессы завершены, поэтому говорить об окончательных результатах сложно, но могу привести пример. Вслед за первым заместителем ушел начальник отдела по связям с агентской сетью, основной задачей которого была организация каналов продаж. Кем его оперативно заменить? Я обратил внимание на двух сотрудников другого отдела, которые занимались продажами и по роду своей деятельности были связаны с агентами. Эти люди не участвовали в планировании, их обязанности ограничивались вполне определенной текущей деятельностью. Один из них показал себя аккуратным, ответственным, за время работы он научился разным приемам продаж, и видно было, что человеку становится тесно в рамках его функциональных обязанностей. Его я передвинул на более высокую позицию, тем самым стимулируя его развитие, лояльность к компании и к новому Генеральному Директору.

Еще одна важная задача, которую мне как новому Генеральному Директору предстоит решить, - смена представлений сотрудников о методах деятельности, переориентация их на работу по новым схемам, без чего невозможно добиться поставленных акционерами целей. Достижения у меня уже есть. Метод, применяемый для решения этой задачи, очень прост - это правильный подход к вопросам мотивации и развития сотрудников. Нужно дать понять каждому сотруднику, что2 он должен делать и что может получить при новых обязанностях, новой структуре, новых целях. И каждый сам должен решить, готов ли он к переменам. А чтобы процесс перестройки сознания коллектива шел быстрее и продуктивнее, я начал беседы о новых принципах работы с человеком, занимающим высокую должность в компании и имеющим абсолютный авторитет в коллективе. Выявить такого человека совсем не сложно, и делается это буквально в первые два-три дня работы на новом месте: если я задаю вопросы и чаще всего ответить на них может определенный специалист, то этот сотрудник, как правило, является признанным авторитетом и в профессиональном плане, и в личностном. Надеюсь, я смог привлечь на свою сторону этого сотрудника, и теперь он помогает мне в распространении новых идей в коллективе.

Сейчас мне кажется, что я в компании уже лет сто - приходится много трудиться, все глубже погружаясь в дело, лучше узнавая коллектив, все больше постигая специфику нового места работы. Людей так быстро, как документы, не изучишь. Необходимо время, чтобы всех узнать, заручиться поддержкой каждого. Чтобы сотрудники стали доверять мне как новому руководителю компании, чтобы поверили в меня и наше общее будущее, требуется совместно провести много успешных дел.

Самое тяжелое в работе нового руководителя в коллективе - когда тебя не понимают

Николай Ганза, Исполнительный директор ОАО «Ковдорский ГОК», Ковдор (Мурманская область)

На начальном этапе руководства Ковдорским горно-обогатительным комбинатом я разрабатывал детальную стратегическую программу развития предприятия. Это позволило определить перспективы, прирост сырьевой базы, сделать экономические расчеты. Второй задачей стала реализация маркетинговой политики, поиск партнеров, рынков сбыта продукции Ковдорского ГОКа. Впоследствии эти программы стали составной частью стратегии развития всего холдинга «Еврохим».

Везде, где бы я ни работал, моя задача заключалась в том, чтобы оставить после себя команду во главе с директором, которая действовала бы еще лучше. Я никогда не приводил свою команду. Возглавив Ковдорский горно-обогатительный комбинат, я не сменил ни одного заместителя. Наоборот, сознательно дал им больше прав, чтобы у меня появилось время сосредоточить все усилия на будущем комбината. На мой взгляд, благодаря этому мы имеем хорошие результаты сейчас и перспективы на будущее. Авторитарный способ управления в сегодняшних условиях обречен на провал. Директивность должна проявляться только в одном - когда решение принято и должно быть выполнено.

Конечно, на первых порах я ощущал настороженность коллектива. Новое назначение всегда становится сложным испытанием и для тебя, и для сотрудников. Сопротивление чувствовалось в среднем звене управленческого персонала: люди не знали, чего ожидать от нового руководителя, что он будет делать, понимает ли ситуацию. Мне очень помогли главные инженеры предприятия - люди неординарные и уважаемые на комбинате. Много встречался с начальниками подразделений Ковдорского ГОКа. Вместе с ними, надевая спецовку, сапоги, обошел все цеха и подразделения предприятия. После знакомства с коллективом я понял, что люди - специалисты и профессионалы, все на своих местах, а проблемы комбината необходимо решать комплексно: модернизировать действующее производство, вкладывать инвестиции и т. д.

Самое тяжелое в работе в новом коллективе для руководителя - когда тебя не понимают. Но жизнь научила меня, что нужно воплощать идеи так, чтобы они становились общими. Когда так получается - это высший пилотаж в управлении. Если же я вижу, что люди меня не понимают, то снова надеваю сапоги и иду в цеха или самостоятельно делаю расчеты, а затем привлекаю сотрудников к анализу существующего положения, стараюсь превратить их в своих соратников. Бывает, что не все складывается, и тогда приходится подключать «тяжелую артиллерию» - административный ресурс. Но если получается - воздается сторицей: помимо результатов работы приходит понимание ситуации окружающими. Все сегодняшние изменения на комбинате - результат продуктивных споров и компромиссов. В итоге удается реализовать то, что еще вчера казалось невозможным.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю и воспитателю.

* Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя и воспитателя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.

* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

* Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

* На уроках и во время самоподготовки практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию.

* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

*Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

*Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:

Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;

У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, воспитатель может использовать следующие приемы:

1. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса

Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны.

2. Создание правил класса.

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил.

3. Создание «Дневника класса»

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы воспитатель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.

4. Совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают воспитателя и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.

5. Проведение «Дней класса»

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.

«День рождения» (сплочение группы, снятие негативного отношение к друг другу.)

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения.)

Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

«Выдуй шарик из тарелки» (повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.)

Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.

«Отгадай!» (игра на внимание)

Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.

«Не звени тарелками»

Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки».

Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину.

Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.

«Зигзаг на доске»

Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний.

Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске.

Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.

«Позывные»

Ход игры: Ведущий дает каждому играющему бумажку, на которой написано название города или растения, крик какого-либо животного или просто гласная буква и т.п. Одно и то же название получают пять человек-одни, скажем, Москва, другие пять человек- Одесса, третьи-Казань и т.п. Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название.

По сигналу ведущего каждый негромко выкрикивает полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто назвал то же самое, чтобы побыстрее соединиться с ним в одну группу. Когда вся группа в сборе, поднятием рук дают об этом знать ведущему и считаются победителями. Игру можно повторить, но с другими названиями.

«Близнецы»

Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся на сцене (в комнате, в зале, у трех столов, на каждом разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п.

Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждого две свободные руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.

Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.

«Быстро найди»

Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой.

Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры.

Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко.

Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.

«Через стекло»

Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

«Счет»

Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд

«Крокодил»

Ход игры: группа разбивается на две команды. Каждая команда по очереди загадывает какое – либо слово – понятие и на ушко сообщает его члену другой команды. Он не может сказать словами, что это за слово, может лишь изобразить его жестами и мимикой. Группа может задавать вопросы, но ответы его невербальны.

«Счет без троек»

«Чемодан»

У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Выберите и проведите наиболее понравившийся вам вариант.

(1) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя.

(2) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле кого – нибудь и называет положительное качество, которое хотел бы взять у него для себя.

С. В. Горнова, ГБОУ СКОШИ №73, Москва

Классный час-игра «Правила жизни в коллективе», 5 класс

Цели и задачи: определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе.

Оборудование : нарисованные плакаты или оформленная классная доска: «Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан), «Познай самого себя» (надпись на Дельфийском храме).

Приглашенные.

В качестве приглашенных могут выступать родители учащихся, школьный педагог-психолог, социальный педагог или старшая вожатая. Из числа приглашенных может быть и ведущий, а классный руководитель в этом случае будет осуществлять роль педагога - организатора.

Подготовительный этап.

За несколько дней до классного часа можно предложить учащимся сформировать несколько микрогрупп, т. е. «сообщество обитателей планеты». Микрогруппы формируются по принципу «Парад планет»: название, население, правила взаимоотношений, события, решение конфликтов.

Ход классного часа

Игровая ситуация: «Учимся общаться».

В исполнении группы учащихся звучит песня Александра Дольского «Мне звезда упала на ладошку...».

Ведущая . Добрый день всем, я рада видеть и приветствую всех вас на нашей игре «Планета друзей».

Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения - активатора. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки... А теперь выполните первое задание: придумайте название и население планеты.

Каждая команда представляет название и население своей планеты.

Ведущая . Моя задача — дать вам возможность доказать, что вы достойные представители своих планет. Но прежде определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Эти правила должны вам помочь дружно выполнить задание.

Каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете.

Ведущая . Вы знаете, мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, что происходит на вашей планете.

Команды рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на их планете.

Ведущая . А во т событие на планете Земля. Но прежде чем я вам расскажу о нем, выполните четвертое задание: сформулируйте основные правила разрешения конфликтов на вашей планете.

Каждая команда называет эти правила.

Ведущая. А теперь я расскажу о событии, происшедшем на планете Земля. (Учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг?..»)

А ВДРУГ?..

С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро- быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.

Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.

Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет... Только вот что сказать? Больше недели, как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?». А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..

А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!».

Алеша сбавил, было, шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.

Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.

Она пошла тише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он дог нал ее возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?». Алешка посмотрит-посмотрит и... А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились...

За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка, пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.

В большом доме был магазин «Одежда», Таня подошла к витрине и принялась разглядывать манекены.

Алешка подошел и встал рядом... Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась... «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Алешка и, чтобы опередить Таню, проговорил:

А-а, это ты, Шиба... Здравствуй...

Привет, Вергишеев, — бросила она.

Ведущая: Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?

Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.

Ведущая : Вы начали действовать и поступили правильно, но и действовать надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего», — писал М. Горький. А знаменитый герой Сервантеса Дон-Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорил ему: «Напряги свою память, и да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу, встревожится или смутится, услышав мое имя?». Этого Дон-Кихоту мало, он просит запомнить, стояла или сидела Дульсинея, не повторяла ли она дважды или триады свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую или же из упрямой в приветливую, поднимала ли руку, чтобы поправить прическу, хотя бы та была у нее в полном порядке. «Наблюдай за всеми действиями ее, движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства», — напутствовал Дон-Кихот оруженосца.

Мини-игры на развитие коммуникативных навыков

Учитель. В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы «читать» людей, настраиваясь на коммуникативную волну. Как это делать? Вот несколько нехитрых правил:

. Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.

. Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.

. Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

. Называйте его по имени и так, как он хочет сам.

. Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

. Говорите комплименты.

. Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.

Учитель . Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле? А правила, существующие на ваших планетах? Давайте подумаем, почему же предлагаемые образцы жизни не всегда достигаются на Земле?

А теперь напишите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно назвать «Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.

Игровые группы и отдельные учащиеся называют правила, которые необходимо соблюдать в общении и взаимодействии одноклассников.

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет...».

Идет обсуждение стихотворения.

Подведение итогов классного часа.

В ходе классного часа (ролевой игры) могут быть созданы «своды» или правила жизнедеятельности классного коллектива. Свод правил жизнедеятельности в классном сообществе ведущий или классный руководитель еще раз зачитывает перед ребятами и предлагает оформить их для классного уголка или классной газеты.

В заключительном диалоге с учащимися учитель обсуждает проблемы: «Что мы сегодня сделали на классном часе?», «Чему мы сегодня научились?», «Чего достигли?».

Сотрудничать - значит продуктивно вместе работать и достигать общих целей, помогать друг другу, поддерживать. Но мы не всегда к этому готовы. Мы вообще большие индивидуалисты*. Россияне любят строить высокие заборы (в прямом и переносном смысле), не доверяют партнерам и не слышат коллег («не» - одно из самых частотных слов в нашей речи**). На работе это проявляется в том, что мы небрежны по отношению друг к другу: не передаем вовремя информацию, забываем отвечать на письма, планируя, не учитываем интересы коллег... В целом уровень сотрудничества у нас крайне низкий. И оттого на работе мы бываем несчастны: потребность в деловом общении остается неудовлетворенной, мы не можем опереться на коллег, поскольку сами не готовы их поддерживать. А между тем, следуя основным принципам сотрудничества, можно стать гораздо счастливее.

Увидеть других. Часто мы убеждены в том, что делаем самую значимую в коллективе работу и имеем право действовать так, как нам удобно. А удобно нам общаться формально - ведь мы очень заняты! Но работа в коллективе не бывает эффективной, если сотрудники не уважают чувства и интересы друг друга, не ценят вклад каждого в общий результат. Поэтому важно не игнорировать просьбы и вопросы тех, с кем мы работаем (ведь им необходим ответ). Делайте над собой усилие и старайтесь отвечать коллегам. А в трудной ситуации берите на себя часть их обязанностей.

Чаще разговаривать... за столом . Где возникают доверительные отношения? Прежде всего - за столом. Обеденным - когда мы вместе перекусываем, пьем кофе и говорим о разном. За столом переговоров - когда стараемся понять интересы сторон и в их рамках находим общее решение. За столом совещаний, где публично высказываем свою позицию и выслушиваем предложения других. Конечно, и встречи после работы помогают устанавливать доверительные отношения, хотя необходимо иметь в виду, что такое сближение не меняет дистанции в рабочих отношениях.

Установить ясные правила и соблюдать их. Например, договориться, что мы делимся информацией. Или что во время общего разговора не смотрим в смартфон. Могут быть и менее очевидные пункты, например такие: «никогда не садитесь на мой стол» или «не повышайте на меня голос». Даже странные правила прак-тичны и отлично работают.

Согласовывать интересы. Конфликты существуют всегда, и разрешать их конструктивно не значит идти на уступки. Лучше искать решение, которое полезно всем. А для этого необходимо открыто выражать свои интересы и чувства. Легко ли коллеге догадаться о вашей давней обиде, если вы не сообщите ему (ей) об этом?

Понимать свои интересы. На работе нередко мы действуем импульсивно, повинуясь сильным эмоциям. Не спешите, берите паузу, чтобы проанализировать: а что вы, собственно, хотите? Порвать все отношения с деловыми партнерами? Разобраться в том, что произошло, и попытаться сотрудничать дальше? Или вы предпочтете получить компенсацию за усилия, потраченные впустую, и расстаться? В каждой ситуации возможна своя тактика, которая в наибольшей степени отвечает вашим интересам.

Советы классным руководителям, как сплотить класс?

Итак, приходит молодой специалист в школу, без опыта работы (педагогическую практику не считаем) и ему (ей) дают классное руководство. Многие конечно могут и отказаться, но я хочу таким людям сказать, что вы многое теряете, не в плане денежного эквивалента, и не в плане нагрузок, а то, что вы упускаете возможность стать КЛАССНОЙ МАМОЙ (ПАПОЙ)!

Лично у меня не возникал вопрос брать или не брать классное руководство. Когда мне предложили стать классной руководительницей 5В класса, я даже и, не задумываясь, согласилась, хотя и не знала детей. Но столкнулась с проблемой отношение в классе.

И в первую очередь поставила для себя цель: сплотить классный коллектив, подружить всех и каждого друг с другом, и самой подружиться с ними.

Долго думала, как мне быть, пересмотрела много материалов в интернете, в книжках, прослушала ни один вебинар. Но теория больно хорошо написана, но если в классе 25 и более человек, то трудно руководствоваться лишь одной теорией, потому что все дети разные. Действовать надо наверняка.


Используя различные тесты и методики, классным руководителям легко можно узнать темперамент детей, выявить явного лидера в классе, найти замкнутого ученика, увидеть, кто с кем дружит, и посмотреть, на сколько класс сплочен и т. д. и т.п. Но без практики не обойтись.

В наше время если каждого ученика не задействовать в каких- то обязанностях, то он не научиться брать на себя ответственность. Не научиться уважать себя и других. Поэтому важно учителю выбрать актив класса и там уже каждого задействовать, дать каждому обязанность. Самая большая ошибка учителей, я думаю, когда они не дают возможность раскрыться ученику. Надо в каждого ученика поверить, тогда и он сможет многого добиться.

Следующий мой шаг был, это рассадка. Для того чтобы, мальчики и девочки уважали друг друга, я рассадила их в пару, с учетом их зрения и знаний конечно же.

Как доказано из опытов, когда цветок ухаживают, и каждый день ему говорят, что он самый красивый и лучший, он расцветает все больше и больше, а если говорить, что он не красивый и не ухаживать за ним, рано или поздно он погибнет. Точно также и с классным коллективом, если каждый раз говорить им что они дружные и лучшие рано или поздно они такими и станут. И я в это верю!

И когда мы создавали классный уголок, у нас вопроса даже не возникало, как мы назовем его. Мы назвали ДРУЖНЫЙ КЛАСС 5В.

Чтобы закреплять весь начальный этот эффект очень важно с классом часто встречаться вне стен школы. Я понимаю, что мы молодые специалисты, у кого-то есть семьи и дети, в том числе и у меня есть, но важно находить время и для своего класса, и для семьи тоже.

Самый большой результат сплочения я увидела, когда мы впервые вышли с классом в сосновую рощу. Там мы с детьми сделали пикник, играли в футбол, смеялись и просто веселились. Они были все такие радостные и довольные, что даже домой не хотели идти и это значит о чем –то говорит?! В следующий раз уже ходили со всем классом на городской конкурс «Веселая эстафета», хотя от класса надо было выбрать команду из 8 лишь человек, но у остальных была не маловажная роль поддерживать свой класс, школу. Все болели за своих друзей, кричали дружно в один голос кричалки, махали плакатами. И мы были первыми. А после мы пошли гулять по бульвару. Довольные, счастливые, веселые и дружные. Очень важно в школьных мероприятиях, конкурсах задействовать весь класс, чтоб у каждого была роль или речь, хоть и маленькая. Знаете, для них это очень важно быть на сцене или быть частью команды.

Остается неделя и первая четверть закончится, я предлагаю вам, молодые педагоги сходить с классом куда-то и отметить окончание этой первой четверти. Лично мы собираемся в ледовый дворец, и дети с нетерпением ждут нашего совместного выхода.

Я вижу изменения в своем классе, в отношениях у детей, чувствуется, то, что дети с каждым днем все больше и больше начинают друг друга ценить, уважать. Я вижу, то, что они начинают дружить и это только начало, у нас много интересного впереди, поэтому я верю, что по окончанию 11 класса они будут приходить ко мне всем составом и очень часто. Дай то Бог!

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...