Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Учебно-методический материал на тему: Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника. Роль детской игры в социализации современного дошкольника. Игра как средство социализации и коммуникации детей дошкольного возраста

Роль игры в социализации детей дошкольного возраста.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.

МБДОУ «детский сад №4 «Теремок».

Доклад

«Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.»

Подготовила: воспитатель

Зянкина Елена Фёдоровна

2016 год

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

Педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;

Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;

Педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.

Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ:

Навык соблюдать правила этикета;

Навык соблюдать правила безопасности;

Навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;

Навык соблюдения общих правил, договоренности;

Навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.

Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка:

Умение ребенка войти в детское общество:

Умение ребенка действовать совместно с другими;

Умение следовать и уступать общественным нормам;

Умение ребенка контролировать свои желания и др.

Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:

Интерес ребенка к себе;

Интерес к сверстникам;

Отношение ребенка к группе детского сада и др.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» . Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности.

И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации.

Рассмотрим, что такое:
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит..
Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени:

Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность;
Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований;
Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

1.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
2.В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.

Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья.

Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.

Содержание статьи:

Что представляет собой процесс социализации дошкольников?

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда младенец начинает отличать ухаживающих за ним людей от неодушевленных предметов, близких – от посторонних, тянет руки к заинтересовавшему его предмету, подает голос не просто из-за дискомфорта, а желая привлечь внимание, откликаясь на жесты и мимику родственников.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам не справится, не стоит.

Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Как уже было сказано, начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими.

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших.

Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности как части общества.

Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.

Именно в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д.

Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

В этот период актуализируются , помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации.

Роль семьи в социализации дошкольника

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.

Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Малыш, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности.

Развивающие центры, спортивные секции, клубы и, разумеется, детские сады, где ребенок проводит большую часть дня, призваны не просто дать определенные знания и обеспечить присмотр, но помочь детям плавно включиться в жизнь общества вне дома.

Основная нагрузка в этом плане ложится на детские сады, так как по количеству посещающих их детей и проводимому там времени они лидируют с огромным отрывом. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ближе к наступлению школьного возраста у детей развивается способность к выполнению социальной функции и возникает потребность в ней. Ребенок все больше стремится быть кем-то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в полезное для самого ребенка и общества русло. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь задавать вопросы, получать знания, наблюдать и рассуждать, и от воспитателя во многом зависит, насколько полным и позитивным окажется развитие детей в этом плане.

Роль сюжетно-ролевой игры

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например те же воспитатели, родители или родственники. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже взрослому человеку. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

Условия для успешной социализации дошкольника

Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Что в первую очередь следует выделить в качестве признаков успешной социализации?

  • Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми.
  • Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе.
  • Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

Возможные проблемы и их решение

Процесс социализации детей дошкольного возраста не может протекать без проблем, даже если дети относятся к относительно благополучным семьям. Это обусловлено тем, что растут они во взрослом мире с его трудностями и потрясениями, нехваткой денежных средств и времени у родителей, неумением взрослых вникнуть в тонкости детской психологии вообще и даже собственного ребенка в частности.

В числе наиболее распространенных проблем социализации детей дошкольного возраста можно назвать:

  • Несоответствие целей и желаний ребенка с целями и желаниями взрослых, занимающихся его воспитанием. Ребенок – что естественно – хочет играть и развлекаться, взрослые стремятся нацелить его на подготовку к взрослой жизни, поступлению в школу, достижению успехов в спорте, целевом обучении и т.д. Для разрешения этого конфликта важно соблюдать баланс между реальной пользой и психоинтеллектуальными возможностями, присущими детскому возрасту. Здесь не может быть четко проложенного пути, а требуется внимание и гибкость со стороны взрослых.
  • Недостаток внимания и активности. Это особенно присуще детям с ослабленным здоровьем, перенесшим или подвергающимся стрессу. В работе с такими детьми особенно важны терпение и чуткость, неутомимое и мягкое продвижение в сфере налаживания контакта и развития у ребенка интереса к миру и вхождению в общество.
  • Неумение определяться с желаниями и принимать решения. Это в большой мере проистекает из нехватки жизненного опыта, но бывает и обусловлено условиями воспитания детей. В садике и дома за них решают воспитатели (и образовательная программа), родители, иногда – старшие или просто более развитые и бойкие дети. И ребенку легко поддаться этому влиянию, потому что оно позволяет не сталкиваться с трудностями интеллектуального и этического характера. И даже поступая правильно по чужой команде, такой ребенок остается недостаточно зрелым эмоционально и психологически, так как дефицит работы ума и души негативно сказывается на его развитии как личности и члена общества. И очень важно быть внимательным и чутким к проявлениям эмоций детей, давать больше свободы их инициативе, не только учить данностям, но и развивать понимание причинных связей, мышление и активность.

Светлана Рудь
Социализация. Важность игры в социализации дошкольников.

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников , и важностью игры в социализации .

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

Что же такое социализация ?

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального ) . Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога :

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка . Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка , где закладываются основы будущей личности

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму , в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших. Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия.

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях : забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

По словам Антона Семеновича Макаренко : «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений ».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А. Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры , должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры . Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры .

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

1. На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры .

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры . Появляется «ролевая речь» , обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры .

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры , интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.

Обращаясь к таким важным функциям семьи, как репродуктивная и воспитательная, заметим, что в ходе эволюционного развития общества воспитательная функция семьи отчасти была перемещена в другие институциональные среды (в частности, в образование). Вместе с тем именно в семье ребенок воспринимает способы поведения, соответствующие его возрасту и полу в конкретном обществе. Антропологические исследования свидетельствуют, что человеческая личность очень пластична. Из биологического сырья можно создать широкий спектр различных типов личностей. В процессе социализации мы учимся играть самые различные роли. Мальчики, например, учатся посредством идентификации себя со своими отцами, так они узнают, чем поведение мужчин отличается от поведения женщин в данном обществе.

Разумеется, в различных обществах нормы мужского и женского поведения различны. Так, антропологам и социологам удалось изучить общество, в котором сексуальные роли представляли собой полную противоположность тем, которые приняты в нашем обществе. Там именно мужчины сидели, праздно сплетничая и интригуя, украшая цветами свои волосы и гадая, какая женщина взглянет в их сторону, в то время как женщины работали и контролировали семейный кошелек . Но какими бы ни были нормы, мужчины и женщины будут вырастать, полагая, что те сексуальные роли, которые они усвоили, и есть «человеческая природа». Этот процесс, посредством которого общество встраивается в наши личности, показывает нам конкретные способы действия, мышления и чувствования, и является процессом социализации.

Процесс социализации очень сложен, и здесь мы остановимся лишь на той роли, которую играет в социализации ребенка его семья. Социализация начинается со дня появления ребенка на свет.

Например, до самого недавнего времени матерей убеждали кормить грудных детей, строго соблюдая интервалы между кормлениями. Большинство матерей из среднего класса соблюдали предписанный им строгий график кормления, в то время как матери из рабочего класса такой периодичности не соблюдали. Однако антропологические исследования показали, что кормление грудного ребенка «по требованию» способно помочь воспитанию более развитой личности и обычаи кормления качнулись в другую сторону.

Хотя фиксированный график кормления, возможно, и не оказывает решающего влияния на формирование личности, он представляет собой часть структуры «отсроченного вознаграждения », с которой приходилось сталкиваться детям из среднего класса. А когда они подрастали, им предлагалось пожертвовать возможностью немедленного получения удовольствий для того, чтобы выполнить домашнюю работу, сдать экзамены, которые обеспечивали получение ими лучшей работы в будущем.

Наблюдения за методами воспитания детей у различных социальных классов велись на протяжении длительного времени. Отдельные социологические исследования второй половины XX в. выявили некоторые из механизмов, участвующих в такой дифференциальной социализации, и помогли объяснить более агрессивную и суровую социализацию отцов из рабочего класса. Было установлено, что отцы, имеющие на работе очень незначительную самостоятельность, которыми управляют другие и которые сами не управляют никем, более агрессивны и суровы. Сыновья не так часто восхищались такими отцами или редко получали от них эмоциональную поддержку. Эти факторы в свою очередь связаны с профессиональными стремлениями. Мобильность максимальна там, где родители делят власть с другими членами семьи, сыновья идентифицируют себя с отцами, а отцы участвуют в эмоциональной жизни их мальчиков.

Свой вклад в социализацию вносят помимо семьи и другие организации, в частности образовательные учреждения, телевидение. Но семья продолжает при этом сохранять свою чрезвычайную важность, особенно на уровне первичной социализации. Дети, чья домашняя жизнь протекала далеко не безоблачно, с большей вероятностью окажутся замешаны в правонарушения и не смогут приспособиться к требованиям общества.

Что касается распределения ролей внутри семьи, то во многих обществах, например в средневековой Англии, положение мужчины определялось в значительной степени той семьей, из которой он происходил. Его статус был предопределен от рождения. В индустриальном же обществе специализация и разделение труда означают, что все больше рабочих мест заполняются теми, кто имеет специальные таланты и профессиональное обучение, статус обычно достигается. Но это не означает, что семья утрачивает свою важность, она продолжает выполнять поддерживающую социальную функцию.

  • См.: Mead М. Male and Female. N.Y., 1964.
  • См.: Klein]. Samples from English Culture. Vol. ILL.: Routledge & Kegan Paul, 1965.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...