Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Краткая история «Детей Марии. Художник Мария Елисеева: о том, как научиться помогать другим, и о пяти годах без Ильи Сегаловича

07.10.2016
Редактировать статью

Она была художницей, помогала сиротам и вышла замуж за начинающего программиста. Он же создал «Яндекс», но умер в расцвете сил. В эксклюзивном интервью сайт вдова Ильи Сегаловича Мария Елисеева рассказала, как они жили до попадания в список Forbes , почему Министерство образования боится еврейской Пасхи и зачем ее студия отправляет учителей из Беслана в Израиль.

Почти сразу после знакомства с Ильёй Сегаловичем вы вместе отправились на курсы английского языка. Зачем?
– Я познакомилась с американцем – клоуном Пэтчем Адамсом. Мне рассказали про клоуна, который считает, что можно лечить смехом, и для этого приезжает в детские больницы. Мне захотелось пригласить его в свою студию. Я взяла словарь и написала ему письмо, у меня был школьный пассивный английский. Он приехал, а потом позвал меня вместе творить клоунаду, и я поехала в Питер на поезде в клоунском вагоне. Это было невероятное ощущение праздника, детства, чуда. Тридцать клоунов, которые с тобой играют. Они не представление показывают, им интересен человек – и я, и больной ребёнок, и бабушка на улице, дворник, продавщица в магазине. Именно в Питере я впервые попала в детский дом. Это был 1991 год. Моего английского, конечно, не хватало для свободного общения, и я пошла на курсы.

А почему Илья пошёл на курсы английского?
– Он собирался уезжать. У Ильи была виза, по которой он мог уехать в Америку как беженец. Основанием было то, что его когда-то не приняли в МГУ. Он серьёзно подумывал о том, чтобы уехать. Не то чтобы он собрал чемоданы, но он к этому склонялся. И пошёл поучить английский.

Илья Сегалович рассказывал, что не поступил в МГУ, как и его одноклассник и будущий партнер по «Яндексу» Аркадий Волож, хотя у обоих были золотые медали за окончание физико-математической школы: «Мы тогда особо не знали, что мы евреи». Какое у него было отношение к своей национальности?
– У него мама русская, а отец еврей. Когда надо было получать паспорт в 16 лет, многие ему советовали написать «русский». Но он сказал: «Нет, я точно понял, что я Сегалович, я не собираюсь менять фамилию и притворяться, что во мне нет еврейской крови. Раз так, значит, пусть так и будет».

А был интерес к языку и культуре?
– Да, он учил иврит, наверное, в течение года. У него была любимая тетрадочка, по которой он и с нами пытался заниматься. Можно сказать, у нас были домашние курсы. У меня тоже есть еврейские корни, мой дедушка по маминой линии был евреем. Так что мы всей семьёй с удовольствием учили, особенно когда в Израиль ездили.

Но он встретил вас и не уехал?
– Получается так. К мысли об отъезде ещё возвращались, но до «Яндекса», а потом уже, конечно, речи об этом не было. «Яндекс» занимал его полностью. Нашей студии он помогал финансово, а с детьми заниматься хотел, но не всегда мог. Иногда он приезжал на несколько часов. Он старался быть на всех наших важных мероприятиях: на открытиях выставок, в поездках в детдома и больницы или в летнем лагере, когда у него был отпуск. А в ежедневной жизни это было невозможно, он был перегружен.

Некоторые удивляются: зачем человеку, входящему в список богатейших российских предпринимателей по версии Forbes, благотворительность?
– Ну, он же не сразу попал в список Forbes ! Когда мы поженились, то жили ввосьмером в крошечной двухкомнатной квартире в Кучино: три моих дочери, наша маленькая дочь Ася, приёмные дети… И ещё иногда американские волонтёры из команды Пэтча спали на полу.

В квартире отключали воду на все лето, и однажды отец Илюши, увидев, как я стираю гору детской одежды, сказал, что купит нам стиральную машинку. Это было просто счастье!А Илья ездил в детский дом еще в 1984 году, играл с детьми, помогал устраивать праздники. Потом уже мы вместе ездили в самые невероятные места. Однажды расписали стену в женской колонии.

А почему вы стали заниматься с детьми?
– Когда мне было лет десять, я попала в больницу на целый месяц. Рядом с моей палатой в холле лежала маленькая девочка и плакала. Оказалось, что она детдомовская, ей ставили горчичники, а потом бумагу сняли, а горчица осталась на коже, и ей было больно. Я попыталась найти взрослых из медперсонала, но не смогла, смыла горчицу сама. Девочку звали Оксана, ей было три года, и мы с ней очень подружились. И тогда в больнице я поняла, что хочу заниматься с детьми. У меня там возникла маленькая студия, где я рисовала с Оксаной и с другими маленькими детьми. Мама мне приносила карандаши и тетрадки, я ведь всегда рисовала, с самого детства.

Как появилась студия?
– После 9-го класса я ушла из школы и поступила театрально-художественное училище, там раз в четыре года был набор на отделение «художник по куклам», мне это было интересно. И тут я поняла, что встретила своих: я впервые почувствовала, что я не какая-то странная белая ворона. Я оказалась в своей среде, это был поворотный момент в моей жизни. После училища я сначала недолго работала в Балашихинском театре кукол. А потом оказалось, что студия, в которую я ходила в детстве, ищет преподавателя. И я туда пошла. Так началась моя студия «Дети Марии».

Почему сейчас в вашей студии в основном дети из специальных школ?
– Я никогда не занималась с детьми из интернатов, которых принято относить к «норме»: у них много возможностей, они ходят в массовую школу, посещают студии, по крайней мере, в Москве. А когда ребёнок с отклонениями в развитии остаётся «без попечения родителей», он попадает в специальные интернаты.

Я не буду называть диагнозы, я не врач, но есть интернаты для детей с умственной отсталостью, а есть для детей с задержкой психического развития. Эти дети, как правило, признаны недееспособными. Они не могут, к примеру, долго рисовать натюрморт – в следующий раз они вряд ли вспомнят, что они его рисовали, – но они могут, например, вполне успешно слепить котёнка или раскрасить подсвечник. Им важно любое, хотя бы небольшое развитие на каждом занятии. В этих группах очень разные дети, но поскольку шанс на их развитие есть, и он отличен от нуля, мне кажется, жаль его упустить.

Я помню реакцию Сегаловича на «закон Димы Яковлева»: «Они в бешенстве решили искалечить чужих детей, с которыми жизнь и так обошлась очень жестоко». Как на вашу студию повлиял этот закон?
– Очень плохо повлиял. Перестали существовать программы, связанные с заграницей, и не только наши. Например, в одном интернате, с которым мы работаем уже много лет, была программа поездок ребят в Швецию. Шведы брали детей на 24 дня своего отпуска, их поддерживал Фонд Третьяка, и, по-моему, королева или государство им давали небольшой грант, семьи были небогатые. После принятия этого закона дети больше не ездят в Швецию, потому что проживание в семьях иностранцев запрещено.Другую программу мы придумали с моей итальянской подругой. Мы оформляли официальные приглашения для детей, итальянские родители получали от администрации своего города подтверждение «с золотой печатью», что они нормальные люди и что им можно доверить детей. Это тоже прекратилось. У нас была запланирована поездка, детей ждали в семьях, но мы смогли взять только выпускников. Родители, которые ждали маленьких, плакали, они ведь уже относились к ним как к родным. Это было душераздирающе. Ещё мы каждый год ездим на Шекспировский фестиваль. Вторая часть этой поездки была в Лондоне, где семьи – кстати, русские семьи – брали детей. И теперь это тоже нельзя. Это очень обидно, мы же хотим, чтобы дети социализировались, чтобы у них появлялись бытовые навыки. Если бы у нас здесь было полно семей, которые брали детей из психоневрологического интерната хотя бы на неделю, если не на 24 дня, как шведы, было бы тоже здорово. Но их очень мало.

А денег студии хватает?
– У меня есть деньги благодаря Илюше, у меня остались акции «Яндекса». В студии «Дети Марии» я трачу личные деньги на зарубежные поездки. Например, мы возим воспитателей из интернатов в разные страны, они возвращаются с новыми идеями для занятий с детьми. Очень полезны были поездки для учителей из Беслана в Израиль, где есть опыт реабилитации жертв терактов. Вообще в Израиле нас всегда радушно принимают, один раз даже израильское министерство образования помогло всё организовать. Однажды хотели детей привезти – не получилось. Департамент образования не отпустил, там сказали: «Вы что, хотите их на еврейскую пасху повезти?» Это были весенние каникулы.

Как появилась программа с детьми Беслана и как она сейчас работает?
– Мы решили поехать и сделать то, что умеем: расписывать стены и проводить с детьми клоунские мастер-классы. В первый год нам сказали, что сейчас траур и надо подождать. А потом всё наладилось, нас там полюбили. Мы приехали с выпускниками интернатов, для которых невероятная удача – сделать что-то важное и значимое. Получилось хорошо для всех: для наших выпускников, для учителей и для детей, к которым мы привезли иностранных клоунов и других невероятно интересных людей. Потом мы стали брать бесланских детей в свои лагеря, где есть дети с психоневрологическими диагнозами, и постепенно они из жертв превратились в помощников. Бывшие заложники, а теперь наши волонтёры – Вика Кацоева и Камболат Баев – узнали, что в деревне в горах есть психоневрологический интернат, и договорились, что мы туда приедем. Мы привезли клоунов, шашлык. Были большой стол и большой концерт, дети показывали, что они умеют, клоуны с ними играли. Это Вика и Камболат придумали и сделали сами, а это для меня самое дорогое.

Многие ваши выпускники приходят работать с детьми, становятся волонтёрами. Вы себе ставили такую цель?
– Есть такая мечта. Но я сама себе и всем сотрудникам напоминаю, что не надо взращивать в себе какие-то ожидания. Правильно ничего не ожидать, иначе будут разочарование и выгорание. Когда такое вдруг случается, как с Викой и Камболатом, – это подарок! Чаще всего получается само собой: люди начинают замечать, что происходит вокруг, и пытаются сделать жизнь лучше.

Дарья Рыжкова

«Я сама научила своего ребенка
понимать английскую речь, мой малыш уже говорит английскими предложениями». Наверняка для многих мам это фраза из области фантастики. Английский язык всегда
был и до сих пор остается пределом мечтаний. Как лингвист и педагог я знаю, что
это на самом деле непросто. А как мама чувствую, что делать это совершенно
необходимо. Я сама с детства говорю по-английски (спасибо за это моей маме!) и
своих детей я тоже воспитываю двуязычными. Каждый день я наблюдаю за чудом
становления нового языка и не перестаю удивляться тому, насколько талантливы все
малыши. Моей дочери Николетте 6 лет, а сыну Жану 1,5 года. Дочь я начала учить
английскому в 1г.3 мес., и в 3 года она уже говорила полноценными
предложениями, а в 4 года могла свободно общаться по-английски. Скажу честно,
мне это было нетрудно, за спиной стажировки и большой опыт преподавания. Но
меня никогда не покидала мысль, что это не должно быть достоянием избранных,
методика должна быть доступна каждой маме!

Каковы же секреты обучения малыша
английскому языку? Во-первых, это – любовь. Любовь к малышу и желание дать ему
всё самое лучшее. Ведь именно она дает маме идеи и силы. А что касается
методики, то она в следующем: английский язык должен преподноситься ребенку,
как родной – через эмоции и яркие образы. Малыша ни в коем случае нельзя учить
с переводом на родной язык – это создает барьер и не дает ему полностью
погрузиться в новую реальность! Нужно погружение, да. Но оно не должно быть
агрессивным. Погружать в язык нужно мягко, постепенно, давая ребенку время
адаптироваться. У мягкого погружения есть и еще одно преимущество: получая
дозированное количество материала, малыш все очень быстро раскладывает по полочкам
в своей головке и начинает этим пользоваться.

Есть еще один секрет: свою речь
мама должна строить особым образом. Для
малыша не так важно мамино мурлыкающее произношение (или его отсутствие 🙂
Гораздо важнее то, как построены ее фразы. Если вы хотите обыграть какую-то
ситуацию на английском языке, помните, что в ней обязательно должны быть
ключевые слова, на которые вы будете нанизывать новые, подкрепляя их жестами и
мимикой.

Я называю это принципом «бусин
на нитке». Приведу короткий пример: “A cat. It’s a cat.
Nice, nice cat. Stroke, stroke the cat”. Приходите к нам в профиль в Instagram @my_english_baby и
посмотрите, как моя дочь проводит этот коротенький урок для брата 🙂 Так вот, если
вы начали говорить о кошке, то подкрепите свой урок яркими картинками и слайдами
– пусть малыш услышит фразы “a fluffy cat,
a big cat, a small cat”. Не стремитесь сразу
сказать ребенку, как называются по-английски другие животные! Пусть он узнает
только одно слово – cat
– но зато оно обрастет необходимыми «спутниками»: big, small, fluffy
– без которых будет просто пылиться в копилке вашего малыша.

В моем курсе английского для
малышей реализованы все эти принципы, поэтому мамы очень быстро видят
результат. Я очень рекомендую его всем мамам, которые горят желанием учить
своего малыша и постепенно наращивать свои собственные знания. Я создала его
специально для вас – чтобы и вы могли самостоятельно дать своему ребенку чудо
второго языка! Заниматься по курсу легко и приятно, даже если у вас пока
недостаточно знаний. Его можно попробовать, можно посмотреть, как по нему
занимаются мамы, каких успехов достигли малыши. Всё это на моем сайте

Мария Елисеева – художник и мама пятерых дочерей. В 90-х создала одну из первых НКО в России «Дети Марии» - центр помощи и адаптации для детей сирот и детей с особыми нуждами. В 1991 году Мария познакомилась с легендарным доктором-клоуном Патчем Адамсом и вместе со своим супругом Ильей Сегаловичем (прим. ред. сооснователь и технический директор Яндекса. Умер в 2013 году) в команде с Патчем много лет помогает тяжело больным детям и навещает их в интернатах и больницах.

Мария Максимова поговорила с Марией Елисеевой о том, как научиться помогать другим, несмотря на личные трудности, о том, каково художнику быть организатором благотворительной студии, и о пяти годах без Ильи Сегаловича.

Artifex: Вы – художник. Как пришли к тому, что открыли одну из первых НКО в России?

Это получилось стихийно. У меня не было идеи создавать общественную организацию. Просто я познакомилась с детьми одного из московских интернатов. Мы подружились и рисовали сначала в интернате, а потом в театре-студии «Подвал» у Юли Шевелевой. Но получилось, что интернат сам решал, когда детей отпустить на занятия, а когда нет.

Для интерната я была «никем», «странной Марией», которая непонятно на каких основаниях куда-то возит детей. Стало ясно, что создание официальной организации даст возможность установить нормальные отношения с интернатом – заключить с нами договор, чтобы брать ребят в Студию и даже домой на выходные.

Когда мы были в театре-студии «Подвал», Юля Шевелева и Амир Тагиев нам очень помогали. Всегда ребят подкармливали. В то время у меня настолько не было денег, что едва хватало на совсем простую еду: картошку, капусту и иногда, может быть, курицу.

И вот театр «Подвал» выделил нам комнатку. Там у них пинг-понг был, а мы вокруг этого стола усаживались и рисовали. Юля рассказала мне о том, что есть фонды КАФ (тогда только появился в России - Charities Aid Foundation) дает гранты общественным организациям. Мы первый грант получили на краски. И я поняла – это реальная возможность делать что-то более масштабное. Конечно, мы могли сами купить обычную акварель, но, например, масляные краски и этюдники были нам абсолютно не по карману. У меня в то время было трое детей, а зарплата у меня, руководителя ИЗО студии, была совсем мизерная. На занятиях мы всегда пили чай с ребятами из интерната. И покупали рулеты с вареньем. Помню, они стоили шесть рублей. Сейчас, наверное, таких даже нет. А тогда это было наше основное лакомство.

Устав моей первой организации помогла мне написать Оля Алексеева. Она в то время только начинала работать в КАФе (Charities Aid Foundation), который только что появился в России. Потом Ольга стала директором российского КАФа. К сожалению, ее уже нет, она умерла несколько лет назад.

Мария Максимова: Когда вы достаточно бедно жили, где брали ресурс, волю, силы, чтобы помогать другим?

Я не единственная в этом смысле. К нам часто приходят малообеспеченные люди с желанием помочь. Вот история из начала двухтысячных. Оказалось, что в домах ребёнка, особенно в Подмосковье, нет памперсов. Потому что нет такой графы в бюджете. Мы поняли, что надо попытаться что-то изменить. Наш Илья (прим. ред. супруг Марии Елисеевой) помог открыть страничку в интернете, которая называлась «Сухая попа». Мы вместе с другими общественными организациями стали собирать памперсы в разных местах Москвы. Иногда какая-нибудь бабушка-пенсионерка, приносила маленькую упаковку памперсов. Что ею двигало? Зачем она тратила значительные для нее деньги на детей, которых она даже не знала?

Мне было проще – я с этими детьми познакомилась и уже не могла выйти из этого круга. Потому что они чудесные, они откликаются на дружбу, тянутся общаться, хотят и могут учиться. И если ты встал на этот путь, то обратного, скорее всего, нет.

Лет 15 назад, после поездки со мной в Дом малютки, моя мама мне сказала: «Я тебе помогу всем, что угодно, но я не могу туда приезжать. Я не могу спать после того, как вижу детей, которые лежат мокрые на этих клеенках. А я не могу ничего с этим сделать. И не понимаю, как ты можешь туда ездить?»

Сейчас мама каждую пятницу в нашей студии пишет с выпускниками диктанты и радуется любым, даже самым скромным успехам своих учеников.



Думаю, нужно максимально включать людей, которые ищут и думают «А может все-таки да?» Привлекать таких людей не только возможностью принести на Новый год игрушки, а попыткой прикоснуться и помочь другому миру. Приглашать со своими детьми. Чтобы была двухсторонняя социализация.

Artifex: А как нужно людям объяснять, рассказывать, чтобы это желание помогать чаще включалось?

Можно, конечно, пытаться сделать это искусственным образом. Но, скорей всего, это не принесет результата, если человек ещё не готов.

Наверное, если человеку как-то очень плохо, тревожно, то что ты ему позитивного и хорошего о жизни ни показывай и не рассказывай, у него будет ощущение – все неправда. Что люди, которые занимаются помощью другим нечестные. Что фонды воруют или наживаются. Наверное, сами надевают на себя и своих детей эти подгузники. Конечно, у людей, которые только недавно к этому прикоснулись, может быть много разочарований или шоковых впечатлений. Но примеров, как это получается хорошо, гораздо больше. Человеку, чтобы в это поверить, необходим собственный положительный опыт. Никто не сможет доказать, что все по-настоящему, если внутри у другого какая-то боль, страх или обида, связанная с предыдущим опытом.

Думаю, нужно максимально поддерживать людей, которые ищут возможность помогать и думают «а если все-таки да?» Надо привлекать таких людей не только возможностью принести на Новый год игрушки, а попыткой наладить человеческое общение. Ходить в детский дом со своими детьми, чтобы была двухсторонняя социализация. Сейчас у нас появился новый проект, который очень хотелось бы успеть сделать... Это создание пространства, где два непересекающихся мира могут встретиться. Мир ребят из детских домов и психоневрологических интернатов и мир обычных семей с детьми. Это будет независимое пространство, где будет много интересных и творческих общих занятий и интерактивных лекций для той и другой группы...

Мария Максимова: Как лично вам удается людей привлекать в благотворительность?

Мои друзья, друзья моих детей, те взрослые, которые попадают в нашу компанию, тоже начинают участвовать в жизни наших организаций. Кто-то приезжает как волонтер, проводит мастер-классы, а кто-то привозит своих детей. Это, так называемые, «круги по воде». Как раз то, что нам нужно. Люди увидели, что мы делаем, пообщались с детьми, и вот произошла «химическая реакция». И пусть это будет пока не самый тесный контакт – всё равно уже здорово. Это вектор в правильную сторону!

(к нам в комнату забегает мальчик лет 5, просит Марию помочь найти велосипед)

Этот мальчишка – сын нашей выросшей девочки из детского дома, с которой мы знакомы больше 20 лет. У нее психиатрическое заболевание, она очень талантливая и творческая, но, увы, как мама недееспособна. И его взяли к себе мои друзья.

Деньги на самом деле не нужны, если хочешь что-нибудь конкретное сделать. Необходимо участие людей, которые хотят что-то неправильное поправить в этом мире.

Мария Максимова: Есть мнение, что художнику сложно заниматься организационной деятельностью. Даже лучше, если художник всегда «голодный» и в творческих муках. Как вы - художник, тащите на себе столько и, прежде всего, моральной нагрузки?

Немного грустное объяснение, но я все-таки скажу. В моем понимании профессии я так и не стала настоящей художницей. Потому что, уже втянувшись во все это, я поняла, что не могу продолжать заниматься искусством, отрешившись от всего этого. Не могу. Но мне очень приятно с детьми вместе что-то делать – рисовать, заниматься мозаикой. Я нахожу в этих занятиях возможность осуществить и свои творческие идеи.

И, честно говоря, я гораздо больше мама, чем все остальное. Я далеко не идеальный директор и руководитель. Может быть, на каком-то этапе нам надо было бы перестать быть клоунско-художественной семейкой и более жестко начать создавать профессиональную организацию, умело привлекать средства, но мы остались семейкой.

У меня есть примеры, когда мы вообще без участия денег делали большие акции, поездки, росписи больниц, клоунские выступления. Например, одна авиакомпания нам дала билеты в Новосибирск, мои друзья поселили нас в реабилитационном центре, другие друзья нас кормили. Нам даже подарили билеты на шоу Вячеслава Полунина. Мы были на спектакле, познакомились с ним. Оказалось, что у нас общий друг – Патч Адамс. То есть гораздо важнее денег участие людей, которые хотят что-то неправильное поправить в этом мире.



Мария Максимова: А как вы относитесь к моде на благотворительность? К той категории людей, которые особенно любят рассказать, что помогают. Пиарятся на этом, проще говоря.

Отрицательно я к ним не отношусь. Не стоит все валить в одну кучу. Бывают разные люди, разные ситуации, разные благотворительные фонды. Но в большинстве своем, даже если фонды привлекаются знаменитостей, даже если активно об этом рассказывается, даже если кто-то этим хвастается, то все равно они делают дело! Конечно, мне больше нравятся те, кто скромнее, кто вкладывает в дело больше человечности, где пиар не на первом месте.

Смотря кого считать. Кто-то жил год, кто-то два, кто-то десять. А кто-то всего пару месяцев. Многие жили вообще без каких-либо документов. Например, выпускники интернатов получили свое жилье, но выяснялось, что там надо делать ремонт. Или все было очень далеко. Иногда 18 летнему ребенку было на новом месте ужасно одиноко, и он не мог жить там один. Например, один мальчик получил в Московской области квартиру, и ему после учебы, после встречи с друзьями вечером туда было просто не добраться. И он пару раз в неделю просился к нам ночевать. Считать его? Да, постепенно он адаптируется. Многим мы помогаем устраиваться поуютнее. Но некоторые выпускники так и не могут пока жить в своих квартирах.

Если говорить о тех, кто жил у меня какое-то значительное время, то около 20 человек. Это за много лет, конечно. Мне это нравится. И я себя чувствую с ними ДОМА. Просто безумно повезло, что у меня есть на это средства.

Мария Максимова: Мы встретились с вами на открытии выставки фонда – White Room Foundation, который недавно открыли ваши дочери. Как оцениваете их перспективы в современной арт-индустрии?

Если ты хочешь сделать, делай то, что ты считаешь важным здесь и сейчас. Без особых ожиданий. Просто надо делать. Это образ жизни. Я очень рада, что идея White Room Foundation объединяет и вдохновляет моих детей. Они хотят, чтобы у молодых художников была возможность развиваться, осуществлять интересные проекты с помощью фонда. Открывать молодых художников и помогать им – прекрасная цель.

Мария Максимова: Вы с вашим супругом Ильей Сегаловичем для многих были примером супружеской пары. Вы - художница, занимающаяся благотворительностью, он – бизнесмен и ваш главный союзник. Пять лет назад 27 июля Илья Сегалович скончался от онкологии. В жизни многих из нас случаются трагические вещи, когда мы теряем своих любимых, самых близких, родных. И в такой момент многие просто не знают, на что опираться теперь. Как вы справляетесь?

Я думаю с таким полностью справиться невозможно. Меня поддерживали и поддерживают моя семья и друзья, мои ребята из студии. Моя родная сестра, когда заболел Илья, пришла работать в наш новый фонд Пеликан, который помогает выпускникам. Она координирует все программы, находит сотрудников и волонтеров, а ребята её просто обожают, это для меня главный подарок и огромная поддержка.

Когда я говорю «мои ребята», я говорю про своих приемных детей и подопечных студии, которые после смерти Ильи пришли и сказали: «Можно мы с тобой пока поживем» . Я не представляю без них своей жизни.

Мои дочери просто невероятные! Как-то об этом говорить неловко, мне бы не хотелось, чтобы в этом был элемент хвастовства. У нас с ними удивительная близость, они меня даже стали называть «сестра-мама». Я состою из них, и каждая из них – часть меня. Но я до сих пор очень скучаю по Илье. Рано очень... (Мария заплакала)

Мария Максимова: Если кто-то из наших читателей захочет помочь вашей студии, стать волонтерам - как действовать? И какая помощь особенно вам нужна?

По правде сказать, нам всегда нужны волонтеры, которые готовы с детьми готовить, вместе что-то делать, социализировать их, общаться и дружить. Приходить, пусть разово, пусть раз в полгода, но с чем-то интересным. Провести какой-нибудь, например, вечер японской кухни или французской культуры. Рассказать, например, о достопримечательностях страны, в которой они побывали, вместе почитать хорошие стихи, показать пару репродукций любимых картин. Это очень нужно и важно. Чем больше людей сможет влиться в этот процесс, тем лучше. Ничего нет важнее в помощи, чем личное участие. Конечно, когда нужно глаза или зубы или позвоночник лечить детям из интерната – тут средства нужны. Но ведь, если постараться, почти всегда можно найти фонды и добрых людей, кто и такие проблемы решить помогут.

Есть наш сайт – студия Дети Марии (прим.ред. активная ссылка указана в шапке интервью) . Также есть социальные сети у студии. Пишите, звоните, приходите – мы всем будем рады.

Короткий блиц «Хит-лист Марии Елисеевой»

Если одна картина, то...

Я обожаю ван Гога. Весь ван Гог.

Если один фильм, то...

Если с младшей дочкой Элей, то «Римские каникулы». Если без Эли, то я очень люблю «Корабль дураков». (прим. ред. Реж. Стэнли Крамер)

Если одна книга, то...

«Мастер и Маргарита».

Сейчас я читаю замечательный «Ковчег детей» Владимира Липовецкого. Выделить одну самую важную мне трудно.

Если бы у меня была волшебная палочка, то...

Я бы отменила все войны везде в мире. Немедленно и навсегда.

В чем смысл жизни?

В том, чтобы человек сам чувствовал, что хоть чуть-чуть на плюс пошло то, что от тебя зависело.

Художественный центр «Дети Марии» уже почти двадцать лет успешно работает с детьми из коррекционных школ-интернатов и детских домов-интернатов для детей с умственной отсталостью. Координатор программ центра Юлия Лосева - о том, как арт-терапия меняет жизнь особых детей и почему даже успешным организациям нужно заниматься развитием и учиться менять себя.

«Главное, чтобы ребенку нравилось творить»

Центр создала художница Мария Елисеева . В 1993 году она начала работать с группой детей из интерната. Организации тогда ещё не было. Были Мария, несколько её друзей и дети. Потом они поняли, что нужно регистрировать организацию, и в 1997 году был создан «Художественный центр „Дети Марии“». Правой рукой, главным помощником и первоначально единственным нашим донором был муж Марии, один из основателей компании «Яндекс» , который, к нашему прискорбию, умер в 2013 году.

Постепенно всё это выросло в довольно большую организацию. Сейчас у нас в течение года занимаются около 200 детей из шести-семи интернатов, с которыми мы сотрудничаем. Это и коррекционные школы-интернаты, и детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью.

За эти годы многие наши воспитанники подросли, и некоторые из них попали во взрослые психоневрологические интернаты (ПНИ). Мы по возможности стараемся отслеживать их судьбу, поддерживать с ними связь и возить их на занятия.

- Каковы основные направления работы центра?

Мария – художник, поэтому все началось с живописи. Но довольно быстро появилась керамика, потом рукоделие (лоскутное шитье, валяние, гобелен и другие виды), а также музыка (дети разучивают простые мелодии на фортепиано, на гитаре, поют). Кроме того, дети учатся готовить. Получается, что в среднем ребёнок попадает к нам на занятие раз в неделю.

Мы пытаемся расширять спектр занятий для ребят. Например, на даче у Марии построена мастерская - это была их с Ильей мечта. Там проводит занятия гончар, который учит детей работать на гончарном кругу, и сейчас ребята регулярно ездят туда и занимаются. В московской студии у нас нет технической возможности сделать это. А там они выполняют работы, которые требуют большого пространства, - мозаику, например. Это здорово и интересно. Это какие-то совсем новые ощущения и новые возможности для детей чему-то научиться. У нас нет цели вырастить из них профессиональных художников. Ведь к нам приезжает много тяжелобольных детей с задержкой в развитии, и мы не ждём от них каких-то особенных результатов. Главное, чтобы ребёнку нравилось творить, чтобы он занимался этим с удовольствием, и не так важно, как у него получается.

Но если у ребёнка открываются способности и он хочет профессионально этим овладеть, чего-то достичь, мы всячески этому способствуем – помогаем найти учебное заведение, оплачиваем образование в колледже.

Ещё у нас существует большая программа – организация зимнего и летнего лагеря для детей. В лагере гораздо больше разных видов художественных занятий, кроме того мы ставим спектакли, занимаемся спортом.

Несколько лет назад мы начали программу с Первой школой города Беслана. С 2007 года мы ездим туда раз в год, наши сотрудники и волонтёры проводят мастер-классы для всей школы, мы вместе с ребятами расписывали стены. А несколько раз мы привозили оттуда детей в наш летний или зимний лагерь. Дети, которые приезжали к нам в 2007, в этом году окончили школу и уже второй год ездят к нам в лагерь как волонтёры.

«Закон Димы Яковлева» и Шекспировский фестиваль

- Ваш центр занимается еще и обучением детей иностранным языкам. Расскажите, пожалуйста, об этом.

По школьной программе наши ребята вообще не изучают иностранные языки, потому что в коррекционных школах не предусмотрен такой предмет. А у многих есть большая мотивация к изучению языка – они иногда бывают за границей, контактируют с иностранцами, им хочется говорить. И у некоторых есть хорошие способности. Сейчас у нас два основных языка – английский и итальянский, потому что у нас есть программы поездок в Италию и Англию. Занятия ведут волонтёры, индивидуально или в маленьких группах, чаще всего приезжая в сам интернат.

К сожалению, сейчас, после принятия так называемого «закона Димы Яковлева», всё труднее стало вывозить детей за границу, даже в образовательные поездки. Этот закон ударил не только по усыновлению - детей-сирот вообще запрещено вывозить за границу, если они там будут проживать в семье. А раньше наши дети в течение месяца летом жили в итальянских семьях. Число этих семей с каждым годом увеличивалось. Это был колоссальный опыт для детей, и, как ни удивительно, это почему-то было очень привлекательно для итальянцев, они даже создали свою общественную организацию «Друзья „Детей Марии“», вместе с нами и педагогами интерната очень тщательно подбирали, какому ребенку какая семья больше подойдёт. Они не какие-то богатые люди – итальянская провинция, самые обычные семьи со средним достатком, но они готовы были прилагать усилия, чтобы занимать, развивать и развлекать ребенка, заботиться о нём. Ребята, когда приезжали оттуда, конечно, болтали по-итальянски, потом перезванивались с семьями, переписывались.

Но теперь детей в Италию вывозить не разрешили. Поэтому последние два года мы ездим туда только с выпускниками интерната, которые уже достигли совершеннолетия.

Тогда же, когда был принят «закон Димы Яковлева», было выпущено постановление о том, что никаких программ с проживанием в семьях быть не должно. Только лагерь или отель. В Англию мы так и возим детей – на Шекспировский фестиваль. Наши дети в течение года репетируют спектакль, что-нибудь из Шекспира, а в апреле едут в Стратфорд-на-Эйвоне, где в день рождения драматурга проводится фестиваль театральных коллективов со всего мира. Мы уже пять лет ездим, играем спектакль на фестивале и проводим несколько дней, осматривая местные музеи и даже рисуя в городе на пленере. Там мы живем в отеле, и эти выезды Департамент соцзащиты нам разрешает. Это тоже потрясающий опыт для детей – и побывать в Англии, и поучаствовать в фестивале, это расширяет горизонты сознания ребят, их представление о мире.

У 4-го интерната, с которым мы сотрудничаем, была программа поездок в Швецию при поддержке Фонда Владислава Третьяка, и нескольких детей шведы усыновили. Причём даже не ставилась такая цель – усыновление. Просто дети имели возможность летом пожить в семье в Швеции, многие несколько лет подряд ездили в одну и ту же семью, по-настоящему сроднились с принимающими семьями.

Мы участвовали в этой программе – два года подряд проводили для принимающих семей семинары с участием психолога. Эта программа тоже прекратила свое существование после принятия «закона Димы Яковлева», и даже Третьяк ничего не смог сделать.

«Нам нужны серьезные преобразования»

Ваша организация участвовала в программе британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF) «Точки роста», направленной на профессиональное развитие и финансовое укрепление НКО в России. Какие задачи вы ставили перед собой, придя в программу?

Когда CAF предложил такой грант на развитие, мы поняли, что нам многое нужно, но, оказывается, нет ничего труднее, чем менять самих себя.

Мы решили, что нам точно нужно сделать новый сайт . Тот сайт, который у нас был, несколько лет назад сделал нам волонтёр. Конечно, прекрасно, что у нас есть такие волонтёры, и мы им очень благодарны. Но дизайна на сайте не было как такового, технически и морально он устарел, и мы в итоге сделали новый портал. Там, в том числе, есть интернет-магазин , в котором мы предлагаем наши сувениры – как сами детские работы (картины, керамические поделки), так и разную печатную продукцию с рисунками ребят (открытки, магниты, календари), которую мы давно успешно делаем и продаём. Мы этим занимаемся еще с 1990-х годов, и раньше в основном сувениры продавались на ярмарках или просто дарились разным нашим друзьям и донорам. Но мы понимаем, что аудитория у нашей продукции может быть гораздо шире, чем на ярмарке, и надеемся, что через интернет-магазин значительно увеличатся наши известность и доходы.

То есть, новый сайт мы сделали практически с нуля – он теперь на другой платформе, с другим дизайном, с улучшенной структурой.

- Хотели бы вы вновь принять участие в такого рода программе?

Нам нужны более серьезные преобразования, потому что сайт – это оболочка и отражение, а нужна реорганизация. Мы запланировали, что будем привлекать специалистов для консультаций, чтобы кто-то со стороны посмотрел на нашу ситуацию и подсказал, как улучшить административную структуру.

Дело в том, что у нас сейчас две организации с одной Марией во главе. Так получилось, что «Дети Марии» имеют юридическую форму общественной организации, а это накладывало довольно большие ограничения на то, что мы можем делать. И в какой-то момент CAF нам посоветовал открыть благотворительный фонд. Тогда мы зарегистрировали вторую организацию – благотворительный фонд «Пеликан». В «Пеликане» у нас появились социальные педагоги, которые осуществляют индивидуальное сопровождение детей и выпускников, и мы хотим расширить это направление работы. Но сложно структурировать деятельность в одной организации, а в двух тем более… Поэтому мы нуждаемся в совете со стороны.

Не только организационное консультирование стоит денег. Важна юридическая сторона: как правильно все прописать, составить документы. Тут без специалистов не обойтись.

Вообще, это очень правильно, что CAF дает деньги на развитие, потому что деньги на программы для детей найти проще. Когда говоришь, что мы хотим, например, провести зимний лагерь, на это средства найти не так сложно, поскольку это всем людям понятно – и простому обывателю, и любому донору.

А вот что касается необходимости средств на новый сайт, тем более на административные преобразования в организации, то это зачастую воспринимается неоднозначно, и найти на это деньги непросто. Поэтому руководители CAF – большие молодцы, они озабочены развитием наших НКО и находят на это средства. И, конечно, мы благодарны банку JP Morgan, который готов финансировать такую программу.

Сами бы мы опять искали какую-то волонтёрскую помощь. А когда эти средства есть, появляется возможность привлечь гораздо более квалифицированных специалистов, есть возможность выбора.

«Нельзя сказать, что с финансированием всё хорошо, потому что мы не знаем, что будет завтра»

- Есть ли у вас проблемы с финансированием и со спонсорами?

Мы успешно справляемся и надеемся, что так будет и впредь, но этого удаётся добиться ценой довольно больших усилий, поиска, и останавливаться нам нельзя. Нет такого, чтобы мы могли сидеть сложа руки с уверенностью, что у нас уже есть средства на будущее. Мы всё время ищем, привлекаем новых людей. Ситуация в стране сейчас тревожная, и нельзя ни на что рассчитывать. Нельзя рассчитывать на одного донора, даже на одну группу доноров. Непонятно, кто из них вообще здесь останется, если политическая ситуация станет более напряжённой. Все слишком непредсказуемо.

Мы пытаемся получать средства от государства – подаём заявки на гранты в Комитет общественных связей Москвы, Тверская управа нам иногда средства даёт. Но с государством всё тоже непредсказуемо. Совершенно не знаешь, какой завтра выйдет закон, и как он изменит ситуацию.

В основном, привычка тратить деньги на благотворительность есть у иностранных корпораций. Но в условиях эмбарго и ухудшения международных отношений, есть вероятность, что многие компании уйдут из России. В том числе уйдут их благотворительные программы.

Из российских компаний не так много, кто готов к постоянному сотрудничеству. И, как правило, российские компании выделяют не такие большие деньги. У нас просто ещё не успела сложиться культура благотворительности.

Поэтому сказать сегодня, что у нас все хорошо с финансированием, невозможно, поскольку мы не знаем, что будет завтра.

«Мы сразу говорим, что мы вне политики»

- Как вы взаимодействуете с государственными структурами?

Мы не один раз получали гранты от Комитета общественных связей Москвы и, надеемся, будем ещё получать.

Кроме того, мы сотрудничаем с местной управой Тверского района Москвы. У нас от них помещение в безвозмездное пользование для досуговой работы с населением. Иногда с их стороны бывает финансирование наших мероприятий, но сейчас оно сильно сократилось. Года три назад это было регулярно, а сейчас эпизодически.

Но любое сотрудничество с государством – это палка о двух концах. Конечно, мы понимаем, что бесплатное помещение в центре Москвы – это очень много, но за это мы должны иногда принимать участие в некоторых мероприятиях по просьбе управы. В политических акциях мы наотрез отказываемся участвовать, хотя и об этом иногда нас просят. Например, недавно просили подписать подписные листы за каких-то депутатов перед выборами в Мосгордуму. Но мы от такого отказываемся и сразу говорим, что мы вне политики.

А вот если выставка художественных работ или Масленица в парке - это мы пожалуйста, с удовольствием примем участие.

Какие советы по профессиональному развитию вы бы дали вашим коллегам из других НКО, занимающихся сиротской проблематикой? От чего бы предостерегли? На чем бы предложили сделать упор?

Я пришла к выводу, что все программы, нацеленные на дальнейшее развитие, занимают гораздо больше времени, чем кажется первоначально. Оказывается, сайт делается не за три месяца, а намного дольше. И интернет-магазин тоже. На это нужно больше времени и сил, чем кажется сначала. Поэтому мой совет – рассчитывать свои силы. Хотя их трудно рассчитать, пока ты в это не ввяжешься. Видимо, главное всё-таки – не бояться меняться.

Это интервью - в серии бесед с представителями НКО, получивших поддержку по программе «Точки роста».

«Точки роста» — комплексная программа CAF , которая существует с 2009 года и направлена на поддержку организационного развития НКО. В 2012-2015 году она реализуется при софинансировании ЕС, Фонда Ч.С. Мотта и JP Morgan Philanthropy Foundation. Некоммерческие организации участвуют в образовательных семинарах, пользуются консультационной поддержкой специалистов CAF Россия и получают финансирование на реализацию своих проектов. Главное условие программы заключается в том, что НКО не могут тратить полученные средства на работу с конечными благополучателями: все деньги нужно использовать на собственное развитие и укрепление, чтобы стать устойчивее и в будущем иметь возможность лучше и эффективнее помогать своим целевым группам.

В 2013-2014 гг. в рамках программы «Точки роста» свои концепции организационного развития и достижения финансовой устойчивости, разработанные в рамках программы, воплощали в жизнь 22 НКО из разных регионов.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....