Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как упаковать круглый подарок — оригинальные идеи для любого случая

Зеленые своды Grünes Gewölbe

Как правильно сдуть и надуть надувной матрас без насоса Как сдуть детский круг для купания

Молитва о том чтобы человек говорили правду

Как избавиться от мужа и заставить его уйти из семьи Как избавится от мужа тирана навсегда

Сочинение на тему: Мои домашние обязанности Нравственные правила людей

Сурсил орто сандали размерная сетка

Линия брака на руке

Нам было хорошо, но… Как красиво уйти от парня

Резус-конфликт матери и плода: вероятность, когда возникает, чем опасен, что делать Чем грозит резус конфликт

Недизайнерский вязаный пуфик своими руками

Сценарии на день рождения, взрослые конкурсы для юбилея

Как украсить вязаную шапку своими руками, вышивка на шапке

Существует ли любовь с первого взгляда: мнение психологов Диспут бывает ли любовь с первого взгляда

Страшные истории и мистические истории Прохождение игры episode 1 кто убийца

Особенности правового положения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Решение № 2-1902/2013 М-2109/2013 2-35/2014(2-1902/2013;)~М-2109/2013 2-35/2014 от 10 января 2014 г.

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

с участием истца Наумова Б.Н.,

представителя ответчика Кирьяновой Н.Н.,

представителя третьего лица Рогожникова В.А.,

при секретаре Антаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску

Наумова Бориса Николаевича к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта принадлежности к статусу сироты и восстановлении в списках жилищного учета,

У с т а н о в и л:

Наумов Борис Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта его принадлежности к статусу сироты, возложении обязанности на Администрацию Чайковского муниципального района восстановить его в очереди нуждающихся в жилье сирот с 13 мая 1997 года, указывая, что с декабря 1978 года он, истец, является сиротой, так как отец совершил убийство матери и умер в местах лишения свободы. По решению исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истец был устроен в Чайковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывался до ДД.ММ.ГГГГ г., далее учился в ПТУ № в, с 1994 по 1996 г. проходил службу в Вооруженных Силах РФ, по окончании службы устроился на работу к индивидуальному предпринимателю, 13.05.1997 г. был поставлен на жилищный учет как нуждающийся в жилье сирота. До 2005 г. проживал в жилье, предоставленном индивидуальными предпринимателем. С 2006 г. живет в разных местах, в настоящее время живет в у знакомой, местом регистрации значится уже не существующий детский дом по адресу г.Чайковский Пермского края, ул.Горького 22.

Обратившись в Администрацию Чайковского муниципального района с целью узнать его номер в очереди в списке детей-сирот, ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что 09.02.2007 г. исключен из очереди как необоснованно поставленный из-за отсутствия статуса сироты. Доказать факт его принадлежности к статусу сироты и обязать Администрацию Чайковского муниципального района восстановить в очереди нуждающихся в жилье сирот для участия в проекте «Жилье для детей-сирот в Пермском крае» иначе чем через суд не представляется возможным.

В судебном заседании истец настаивал на иске, дал пояснения, изложенные в исковом заявлении, кроме того, указал, что сведениями об отце не располагает. Ему известно, что отец в 1979 году был осужден на 10 лет лишения свободы за убийство матери, освободился в 1989 году, вновь совершил убийство и снова был осужден на 10 лет лишения свободы. Так как отец был болен туберкулезом, то он, истец, предполагает, что он умер в местах лишения свободы, но документов, подтверждающих это, не имеет, где их запрашивать, не знает, связь с отцом он не поддерживал. Просит суд установить факт его принадлежности к статусу сироты, обязать ответчика восстановить его в очереди нуждающихся в жилье детей-сирот с момента постановки на учет 13.05.1997 г.

Представитель ответчика по доверенности Кирьянова Н.Н. не признала иск, пояснила, что до 01.01.2013 г. учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществлялся органами местного самоуправления. Из архивных документов следует, что имеется заявление Наумова Б.Н. от 1997г. г. в администрацию города Чайковского о принятии его на учет для получения жилья. 13.05.1997 г. Наумов Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на жилищный учет как ребенок-сирота. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 09.02.2007 г. Наумов Б.Н. исключен из списка детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю как необоснованно поставленный на учет из-за отсутствия статуса ребенка-сироты. 06.11.2012 г. Наумов Б.Н. обратился в администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении информации об очередности состояния в льготном списке на получение жилья. 07.11.2012 г. ему дан ответ об исключении из льготного списка в связи с отсутствием подтверждающих статус сироты документов. Истец имел возможность подготовиться к судебному заседанию и представить необходимые документы. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. №92-п органом исполнительной власти, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Следовательно, Администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району Рогожников В.А., возражая против иска, пояснил, что отсутствуют основания для восстановления истца в списках жилищного учета детей-сирот и лиц, приравненных к ним. Статусу ребенка-сироты истец не соответствует, поскольку сведений о том, что оба родителя умерли, нет. Отсутствует решение суда либо иные основания для признания истца лицом, оставшимся без попечения родителей. Истец был уведомлен о необходимости представлять доказательства того, что в несовершеннолетнем возрасте лишился попечения обоих родителей, но документов, подтверждающих, что отец его умер, не представил. В настоящее время установление факта принадлежности истца к статусу сироты либо признание его лицом, оставшимся без попечения родителей, не влечет юридических последствий, поскольку истец не может быть принят на жилищный учет в связи с превышением установленного возраста.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска, исходя из следующего.

Материалами дела установлены следующие факты:

Родителями Наумова Бориса Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО3 (л.д.4)

Мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6)

Отец ФИО2 осужден приговором Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ к 10 годам лишения свободы (л.д.35)

На основании решения исполкома Совета народных депутатов Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ по путевке Пермского Облоно от ДД.ММ.ГГГГ Наумов Б.Н. направлен в Чайковский детский дом (л.д.5,7), где находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

16.04.1997 г. Наумов Б.Н. обратился с заявлением в администрацию г.Чайковского о постановке на жилищный учет как воспитанник детского дома после службы в Армии (л.д.20)

Актом проверки жилищных условий заявителя установлено, что он проживает в подсобном помещении электрика Дома детства в г.Чайковском, ул.Горького 22, там же зарегистрирован и в настоящее время. (л.д.21, 12)

На основании этих документов ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 21 года Наумов Б.Н. был поставлен на жилищный учет детей-сирот и лиц, приравненных к ним.

Протоколом заседания комиссии по пересмотру личных дел детей-сирот от 09.02.2007 г. выявлено необоснованное принятие истца на жилищный учет в связи с отсутствием необходимого статуса, что послужило основанием для исключения его из списка детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю (л.д.23-24)

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Администрацию Чайковского района о состоянии льготной очереди (л.д.25), 07.11.2012 г. ему дан ответ об исключении из списков детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю как необоснованно поставленного на учет в связи с отсутствием статуса. (л.д.9)

Истец был поставлен на жилищный учет в 1997 году, в период действия Жилищного кодекса РСФСР.

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении иска Наумова Бориса Николаевича к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта принадлежности к статусу сироты и восстановлении в списках жилищного учета детей-сирот и лиц, приравненных к ним.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Суд:

Чайковский городской суд (Пермский край)

Истцы:

Наумов Б.Н.

Ответчики:

администрация Чайковского муниципального района

Судьи дела:

Кириллова Татьяна Александровна (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением

Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

(Сусликов В. Н., Шкилева Н. Л.) («Гражданское право», 2011, N 4)

О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ <*>

В. Н. СУСЛИКОВ, Н. Л. ШКИЛЕВА

——————————— <*> Suslikov V. N., Shkileva N. L. On legal status of orphaned children and children left without parental support.

Сусликов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой гражданского права Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Шкилева Наталья Леонидовна, аспирантка кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета.

В статье рассматриваются субъективные и объективные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится анализ действующего законодательства, вносятся предложения по совершенствованию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства.

The article considers subjective and objective rights of orphaned children and children left without parental support, analyses the current legislation, and introduces proposals with regard to improvement of rights of orphaned children and children left without parental support.

Key words: orphaned children, children left without parental support, Ombudsman for Children, agencies of tutorship and guardianship.

В рамках преемственности развития доктрины римского и германского права с давних пор делаются попытки упорядочить разнообразие субъективных прав путем образования различных категорий. В соответствии с доктриной субъективные права разграничиваются по объекту, в зависимости от которого у субъекта появляются властные полномочия над лицами, объединениями лиц, целевым имуществом, вещами, обособленным имуществом, нематериальными благами. При этом проявляются отличительные признаки вещных прав, обязательственных прав (прав требования), семейных и наследственных прав на обособленное имущество, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и т. д. Вместе с тем в отношении отдельных субъектов, например детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает вопрос о реализации их личных неимущественных прав. При этом для таких субъектов по крайней мере часть личных прав следует выделить в понятие «правовое благо». Вместе с тем мы можем в определенных случаях наблюдать исчезновение объекта прав при сохранении самого субъекта. Представляется, что такая ситуация возникает как раз в случае, когда несовершеннолетний субъект права внезапно становится сиротой в результате смерти обоих родителей или единственного родителя. В результате смерти родителей (единственного родителя) для несовершеннолетнего ребенка исчезает такой объект его прав, как родители (единственный родитель), при этом сам несовершеннолетний ребенок продолжает сохранять свои субъективные права. Отметим, что если в случае сиротства несовершеннолетнего ребенка наблюдается реальное, физическое исчезновение объекта его прав, то в случае оставления несовершеннолетнего субъекта без попечения родителей ситуация складывается более сложная. В этом случае несовершеннолетний также лишается такого объекта своих прав, как родители, однако причины этого могут быть различные, и сами родители (единственный родитель) ребенка могут продолжать объективно существовать в реальной жизни либо сохраняется предположение, что эти лица существуют в реальной жизни. Причины утраты такого объекта прав несовершеннолетнего, как родители, в случае оставления его без попечения целесообразно классифицировать по воле самих родителей (единственного родителя). Утрата несовершеннолетним родителей (единственного родителя) как объекта его прав может происходить как помимо воли родителей (единственного родителя), так и по их воле. Деление субъективных прав в рамках доктрины по субъекту приводит к выделению диаметрально противоположных друг другу прав: принадлежащие субъекту права и бессубъектные права. На способе определения субъекта основана следующая дистинкция: либо субъект определен непосредственно и просто (в большинстве случаев), либо определение субъекта связано со свойствами некоего объекта, например в случае с субъективными вещными правами (в частности, правом несовершеннолетнего на алименты), либо когда субъект права определен альтернативно. Один из первых разработчиков теоретического обоснования бессубъектных прав — Э. Зеккель — отмечал, что «без бессубъектного права не может обойтись подлинное учение гражданского права» <1>. В качестве примера бессубъектности прав можно привести права опекуна еще не родившегося ребенка в отношении имущества, которое должно этому ребенку достаться. Право требования в случае смерти также является однозначно бессубъектным, так как наследодатель посредством завещания о назначении наследника создает обязанность, не предоставляя другому лицу (т. е. субъекту права) права на исполнение. ——————————— <1> Zekkel E. Die Gestaltungsrechte des burgerlichen Rechts // Festgabe der Juristischen Gesellschaft zu Berlin zu Ehren von Dr. Richard Koch. Berlin, 1903. S. 205 — 253.

В соответствии с доктриной субъективные права классифицируются и по содержанию, если не принимать во внимание противопоставление «lex communis» (закон для всех) и привилегий. При этом противопоставляются абсолютные и относительные права. Понятие субъективного права имеет свои особенности в рамках семейного права. Общетеоретическое понимание субъективного права конкретизируется как в Семейном кодексе Российской Федерации (далее — СК РФ), так и в работах специалистов в семейном праве. СК РФ регламентирует, в частности, вступление в брак, расторжение брака, права несовершеннолетних детей, их родителей, усыновителей, приемных семей, делая акцент прежде всего на правах. В рамках общей теории правовой статус субъекта определяется объемом субъективных прав и обязанностей. О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский определяли субъективное право как охраняемые государством вид и объем возможного поведения <2>. С. И. Архипов указывал, что субъект права, т. е. обладатель субъективного права, находясь в центре правовой системы, рассматривается «как правовая воля, как совокупность (центр) правовых связей, отношений, как носитель правового сознания, как правовой деятель» <3>. Юридическая энциклопедия трактует субъективное право как «меру возможного поведения (мера свободы) лица, состоящего в правоотношении, дающую возможность самостоятельно совершать определенные действия и требовать определенного поведения от обязанных лиц» <4>. Вместе с тем специфика семейных правоотношений заключается в том, что некоторые действия третьих лиц могут прямо повлиять на правовой статус такого субъекта, как ребенок. В частности, на правовой статус ребенка (точнее, на объем его прав) могут повлиять такие действия, как расторжение брака и фактическое прекращение брачных отношений, признание брака недействительным, оспаривание брачного происхождения ребенка или отцовства, появление отца, объявленного умершим, и восстановление им родительских прав и т. п. Кроме того, некоторые специалисты, например А. М. Нечаева, предлагают различать также «право» и «правомочие» <5>. В частности, возникает вопрос, является ли защита прав и интересов детей правом или правомочием, принадлежащим родителям или другим лицам. ——————————— <2> Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 223. <3> Архипов С. И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право. 2005. N 7. С. 21. <4> Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 1053. <5> Нечаева А. М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.

В рамках общей теории права содержание прав и обязанностей раскрывается в действиях, составляющих их существо, т. е. в поведении самого обладателя субъективным правом, в возможности требовать соответствующего поведения — совершения определенных действий или, наоборот, воздержания от них, возможности прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для реализации этой возможности <6>. Однако применять общетеоретические положения к субъектам семейных правоотношений необходимо с учетом наличия такого обладателя субъективного права, как ребенок. Ясно, что такой субъект (до определенного возраста) физически и юридически не может требовать соответствующего поведения от обязанных лиц (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, государственных учреждений, приемной семьи и т. д.). ——————————— <6> Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. М., 1996.

В первые годы жизни ребенка все его субъективные права передаются (делегируется) другим субъектам семейных правоотношений (родителям, усыновителям, опекунам и иным лицам). Более того, ребенок в определенной степени расширяет правоспособность других субъектов семейных правоотношений. Например, мать ребенка (второго) на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» получает право на материнский капитал и может распорядиться своим правом на этот капитал по своему усмотрению в рамках возможностей, установленных законом. На наш взгляд, именно в рамках семейного права при наличии специального субъекта — ребенка можно говорить о делегированной правоспособности. В рамках такой правоспособности специальный субъект — ребенок делегирует свои права другим участникам семейных правоотношений. При этом объем делегированной правоспособности изменяется в зависимости от возраста ребенка. В первые годы жизни ребенка объем делегированной правоспособности максимальный и постепенно снижается с увеличением возраста ребенка. Практически объем делегированной правоспособности исчезает при достижении ребенком возраста совершеннолетия или в момент эмансипации. Таким образом, правоспособность ребенка не отчуждается, что невозможно, а на время делегируется уполномоченным лицам, прежде всего родителям. Однако в случае сиротства ребенка или оставления его без попечения родителей его правоспособность делегируется другим лицам, например органу опеки и попечительства, опекуну (попечителю), государственному учреждению, приемной семье, патронатному воспитателю и т. п. Кроме того, специальный субъект семейных правоотношений — ребенок расширяет правоспособность других субъектов за счет прав, предоставленных нормами не только национального, но и международного права. Лица, которым делегируются права несовершеннолетнего, должны принять на себя субъективные обязанности. В соответствии с доктриной субъективная юридическая обязанность состоит в должном поведении, соответствующем субъективному праву. Термин «обязанность» непосредственно входит в текст СК РФ (раздел III СК РФ — «Права и обязанности супругов», раздел IV СК РФ — «Права и обязанности родителей и детей»). Кроме того, СК РФ устанавливает и алиментные обязанности (п. 1 ст. 80 — обязанность по содержанию несовершеннолетних детей, ст. 111 — обязанность сообщить о перемене места жительства лица, обязанного уплачивать алименты, и т. д.). Понятие «обязанность» используется в том разделе СК РФ, где говорится о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. СК РФ прямо возлагает на лиц, не являющихся непосредственными субъектами семейных правоотношений (любые граждане, должностные лица, учреждения), обязанность информировать органы опеки и попечительства о детях, лишившихся попечения родителей (ст. 122). Органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней обследовать условия жизни ребенка и принять меры к его устройству. Обязанности возлагаются на опекуна (попечителя) в отношении подопечного, регламентируются обязанности органа опеки и попечительства помогать приемной семье и т. д. Вместе с тем, в каком бы контексте ни фигурировало в СК РФ понятие обязанности, оно по своим параметрам и по своей сути полностью совпадает с доктринальным определением этого термина. В то же время необходимо учитывать теснейшую связь обязанностей с субъективным правом и субъективных прав с обязанностями. Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята в июне 1990 г., с 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР) наложила на Российскую Федерацию как правопреемника СССР определенные обязательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 2, 19). Кроме того, Конституция Российской Федерации инкорпорирует в национальную правовую систему нормы международного права и отдает приоритет таким нормам перед нормами национального законодательства. Вместе с тем проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства. Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и защиту <7>. В Декларации прав ребенка установлено: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» <8>. ——————————— <7> Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря. <8> Декларация прав ребенка, провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // URL: http:// www. un. org/ russian/ documen/ declarat/ childdec. htm.

Конвенция о правах ребенка (ст. 3) устанавливает: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». В Декларации и Плане действий для создания мира, пригодного для жизни детей <9>, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, установлено: «Дети — прежде всего. Во всей деятельности, касающейся детей, первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка», а также: «Родители, семьи, законные опекуны и другие люди, берущие на себя заботу о детях, играют главную роль и несут ответственность за благополучие детей…» Таким образом, декларируется особое внимание к обеспечению прав и законных интересов детей. ——————————— <9> Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», приняты Резолюцией S-27/2 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г. (раздел 1 Декларации) // URL: http:// www. un. org/ russian/ documen/ gadocs/ 26spec/ docs/ worldchild. htm.

А. Е. Тарасова справедливо отмечает, что, несмотря на то что «проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах» <10>. В самом деле мы можем наблюдать огромный разрыв между содержанием Конституции РФ, международных актов, к которым Россия присоединилась, и реальными возможностями людей по их реализации. Конкретно в отношении несовершеннолетних мы можем сослаться на мнение Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, высказанное им еще в 2004 г.: «…сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятые ими в конце 2004 года нормативные акты не учитывают интересы детей и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной ст. 38 Конституции РФ защите государством семьи, материнства и детства» <11>. ——————————— <10> Тарасова А. Е. Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях // СПС «КонсультантПлюс», 2008. <11> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 г. // URL: http:// sovetpam-filova. ru/ text/ 770/?parent=49.

Именно с 2004 г. началось фактическое устранение Российской Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, рассматривая проблему в комплексе, мы можем констатировать, что деятельность работников различных государственных и муниципальных органов и учреждений по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается формальным подходом к выполнению своих обязанностей, равнодушием и бездействием. Такое положение приводит к многочисленным нарушениям прав и законных интересов таких детей, чья судьба находится именно в руках таких органов и учреждений. Систематическое толкование положения о равенстве всех перед законом и судом в сочетании с положениями, содержащимися в ст. 46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту, позволяет сделать вывод, что этот принцип целиком распространяется как на публично-правовые отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на частноправовые отношения, связанные с пребыванием ребенка у лиц, замещающих родителей. Этот принцип в сочетании с положением о праве каждого на судебную защиту распространяется и на ребенка, однако, как было показано нами выше, ребенок, ставший сиротой или оставшийся без попечения родителей, становится субъектом права, у которого нет объекта. Соответственно возникает вопрос: кто будет осуществлять право такого ребенка на судебную защиту? Представляется, что такие полномочия должны быть предоставлены институту Уполномоченного по правам ребенка как в Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Однако вопрос о судебной защите детей, и особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует фактического радикального изменения законодательства и создания специальной ювенальной юстиции. А. М. Рабец предлагает передать органу опеки и попечительства в дополнение к праву на иск об отмене усыновления еще и право на иск об отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, а также о расторжении с приемными родителями договора о передаче ребенка в приемную семью <12>. ——————————— <12> Рабец А. М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Монография. М., 2008.

Вместе с тем такая позиция представляется не совсем корректной. В самом деле орган опеки и попечительства является активным участником процесса устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке усыновления, назначения опеки, передачи ребенка в приемную семью, поэтому, на наш взгляд, должен сам нести определенную долю ответственности при отмене усыновления по вине усыновителей, при отстранении опекуна и при изъятии ребенка из приемной семьи или у патронатного воспитателя. Следовательно, если отменяется усыновление, отстраняется опекун, расторгается договор с приемной семьей или патронатным воспитателем, орган опеки и попечительства сам должен быть ответчиком по делу и соответственно не может предъявлять иски против самого себя. Такая функция, на наш взгляд, также должна быть возложена на институт Уполномоченного по правам ребенка. В соответствии с принципом приоритета семейного воспитания дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обрести нового объекта своих прав прежде всего в виде опекунов, усыновителей или в виде приемной семьи. Кроме того, по возможности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть сохранена привычная среда обитания, для них должна быть обеспечена преемственность соответствующего этноса, культуры, языка, религии. Однако такое положение не всегда может отвечать интересам ребенка. В частности, усыновление ребенка на территории того же населенного пункта может привести к нарушению тайны усыновления. Кроме того, иногда просто необходимо вырвать ребенка из привычной среды обитания и поместить его в совершенно другую среду. С этой точки зрения возникает проблема усыновления ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, иностранными гражданами и отъезда ребенка на постоянное место жительство за границу. Проанализированные в данной статье вопросы позволяют сделать следующие выводы: 1. В случае сиротства несовершеннолетнего ребенка наблюдается реальное, физическое исчезновение объекта его прав — родителей. 2. При оставлении ребенка без попечения его родители продолжают объективно существовать в реальной жизни, однако ребенок утрачивает их как объект своих прав. 3. В рамках семейного права при наличии специального субъекта — ребенка можно говорить о делегированной правоспособности, при этом специальный субъект — ребенок делегирует свои права другим участникам семейных правоотношений и объем делегированной правоспособности изменяется в зависимости от возраста ребенка. 4. Механизмы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации подвергаются деградации при устранении Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

——————————————————————

И.А. НЕСМЕЯНОВА,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений

Статья посвящена жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Предлагается несколько иной, отличающийся от действующего, подход к определению правового положения указанной категории граждан, и государственной помощи при предоставлении жилых помещений. Определены цели, которые должны быть достигнуты в результате оказания государственной помощи лицам этой категории.

Ключевые слова: жилищные права, социальная защита, несовершеннолетний, государственная защита, государственная помощь, дети-сироты, правовой статус детей, дополнительные гарантии.

Housing rights for orphans and children without custody and other persons from their number, and its dependence of statue of minor and their position.

Nesmeianova I.A.

The article is for Housing rights for orphans and children without custody and other persons from their number. The different from existing method is proposed for evaluation of legal statue of aforementioned category of citizen. The aims are established, that must be achieved as a result of governments help.

Keywords: housing rights, social protection, minor, state protection, state aid, orphans, legal status of child, additional safeguards.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством посредством определения правового положения (статуса) личности.

Правовой статус ребенка отличается от правового статуса взрослого человека ограниченной дееспособностью, пониженной социальной защитой, диспозитивным характером официальных представителей, необходимостью установления повышенных правовых гарантий.

Повышенными правовыми гарантиями в первую очередь должны пользоваться несовершеннолетние, имеющие особый правовой статус - статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Установление этого статуса в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) должно происходить «в установленном законом порядке». Например, прекращение статуса члена семьи будет подтверждено документально оформленным юридическим фактом: свидетельством о расторжении брака, решением суда о лишении родительских прав. Этим законом установлены две категории детей, статус которых позволяет им пользоваться дополнительными гарантиями по социальной поддержке.

Первая категория - дети-сироты. Согласно определению, это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К физической смерти приравнено установление судом факта смерти, а также объявление лица умершим, что предусматривает наличие соответствующих документов:

Свидетельство о смерти;

Решение суда об установлении факта смерти лица;

Решение суда об объявлении умершим.

Вторая категория - дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласно определению, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Однако перечень обстоятельств, приведенный в законе, в результате которых полагается считать ребенка приобретшим указанный статус, представляется неверным, так как объединяет причины, в результате которых ребенок может приобрести статус (а может и не приобрести) и следствие, то есть установленный законом порядок приобретения статуса. Рассмотрим конкретно данное положение.

Можно согласиться, что статус приобретен в установленном законом порядке «в следующих, перечисленных в законе, случаях, и может быть подтвержден указанными документами:

1) отсутствие родителей или родители неизвестны (если ребенок найден или подкинут) - в запись акта о его рождении сведения о родителях не вносятся, а сведения о ребенке вносятся по заявлению лиц, имеющих полномочия заявителей. Найденный ребенок подлежит устройству.

2) лишение родителей родительских прав - вступившее в законную силу решение суда о лишении родителя родительских прав. Ребенок в этом случае подлежит изъятию у родителей и устройству.

Практически полное прекращение правовой связи ребенка с родителем может наступить только в двух случаях - при лишении родительских прав родителя и передаче ребенка на усыновление. Поэтому совсем нельзя согласиться с ситуацией, по мнению А.М. Нечаевой, когда нотариус заверяет отказ гражданина от своих родительских прав. Ст. 17 Конституции РФ гласит, что основные права и свободы неотчуждаемы. Гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства юридически ничтожны. Таким образом, и отказ от родительских прав, как отказ от личного неимущественного права, ничтожен.

3) ограничение родителей в родительских правах - вступившее в законную силу решение суда об ограничении родителя в родительских правах. Статья 73 СК РФ допускает ограничение в двух случаях:

а) в качестве меры предупреждения, как превентивная мера, на срок до 6 месяцев, и применяется в отношении родителя, не в должной степени осуществляющего свои обязанности в отношении ребенка. При этом, несмотря на виновное поведение родителя, оснований для лишения его родительских прав не имеется. Ребенок подлежит отобранию у нерадивого родителя и устройству. Если в течение 6 месяцев родитель не изменил своего поведения и не обратился с иском об отмене в ограничении родительских прав, то орган опеки и попечительства по истечении этого срока обязан предъявить иск о лишении родителя родительских прав;

б) в качестве меры обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка. Допускается для защиты ребенка, если оставление его с родителем опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителя не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Факт виновного поведения родителя отсутствует, так как родитель хочет осуществлять родительские права, но не может по состоянию здоровья. При этом правовая связь между ребенком и родителем полностью не прерывается. Сроков для ограничения родителя в родительских правах закон не устанавливает. Предлагается считать, что в этом случае ребенок приобретает статус «ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Родителям, родительские права которых ограничены, могут быть разрешены:

Контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния (например, при психическом заболевании родителя);

Проживание с ребенком при участии других лиц, осуществляющих функции опекуна-попечителя ребенка (например, при наличии у родителя тяжелого хронического заболевания, тяжелого стечения обстоятельств). Какое хроническое заболевание может служить основанием для ограничения родительских прав, закон не конкретизирует, хотя необходимость такой конкретизации назрела.

4) признание родителей безвестно отсутствующими - вступившее в законную силу решение суда о признании родителя безвестно отсутствующим.

5) признание родителей недееспособными - вступившее в законную силу решение суда о признании родителя недееспособным. Согласно ч. 2 ст. 285 ГПК РФ решение суда является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. В случае, если медицинское учреждение считает невозможным проживание ребенка совместно с недееспособным родителем, ребенок подлежит устройству. Однако по достижении совершеннолетия у ребенка возникают обязанности в отношении недееспособного родителя (ст. 87 СК РФ) .

Нельзя согласиться, что дети имеют статус «лиц, оставшихся без попечения родителей», в следующих, перечисленных Законе № 159-ФЗ, случаях:

1) признание родителей ограниченно дееспособными - вступившее в законную силу решение суда об ограничении родителя в дееспособности. Согласно ч. 1 ст. 285 ГПК РФ решение суда является основанием для назначения ему попечителя органом опеки и попечительства. Ограничений в правах родителя законом не установлено (ч. 1 ст. 30 ГК РФ), следовательно, присвоение ребенку таких родителей статуса «оставшийся без попечения родителей «представляется неправомерным, поскольку родители не утрачивают каких-либо прав в отношении своего ребенка, проживают совместно с ним, осуществляя родительские функции в полном объеме.

2) нахождение родителей в лечебных учреждениях. Нахождение в лечебных учреждениях бывает как длительным, так и кратковременным. Тяжелая длительная болезнь родителя может служить основанием для решения суда об ограничении родителя в родительских правах. По нашему мнению, нахождение родителей в лечебных учреждениях не дает несовершеннолетнему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как оснований для прекращения семейных отношений здесь нет. Представляется нелогичным введение данного положения в федеральное законодательство. Читая буквально данную статью закона, надо признать, что ребенок одинокой матери, попавшей в больницу, например, в связи с язвой желудка, приобретает статус оставшегося без попечения родителей. Следовательно, на него распространяются все дополнительные гарантии, предусмотренные данным законом: предоставление вне очереди отдельного жилого помещения, особые льготы при поступлении в ВУЗы и так далее.

3) отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Нахождение родителя в местах лишения свободы может служить основанием для решения суда о лишении родителя родительских прав, во-первых, если он совершил преступление против жизни или здоровья ребенка или супруга, и, во-вторых, если он не содержит своего ребенка, что предусмотрено ст.69 СК РФ. Статус оставшегося без попечения родителей ребенок приобретет в этом случае только после лишения родителей (или одинокого родителя) родительских прав. Каких-либо оснований для прекращения семейных отношений здесь не усматривается.

4) нахождение родителей в местах содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений может служить основанием для решения суда о лишении родителя в родительских правах по причине отсутствия предоставления содержания ребенку, однако, на взгляд автора, как и в предыдущем пункте, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не дает.

5) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов может служить, в зависимости от причин, основанием для решения суда об ограничении родителя в родительских правах, или о лишении родителя родительских прав, однако, на взгляд автора, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не дает, так как статус, согласно Закону № 159-ФЗ (ст.1), как и в предыдущих случаях, должен определяться «в установленном законом порядке». Каких-либо оснований для прекращения семейных отношений здесь не усматривается. В данном случае в статье закона налицо замена причины следствием: уклоняются ли родители от воспитания ребенка, или воспитывают ребенка сообразно своим представлениям, защищают ли права и интересы ребенка, или представляют интересы ребенка несколько иначе, может определить только суд. В случае уклонения родителей от защиты прав и интересов ребенка (в законодательстве нет расшифровки, какие действия родителей подразумеваются), видимо, разумнее защитить интересы ребенка путем активного вмешательства органов опеки и попечительства, что предусмотрено ч. 2 ст. 64 СК РФ.

6) отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений может служить основанием для решения суда о лишении родителя родительских прав, однако, на взгляд автора, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не дает. Отказ родителей может быть обусловлен разными причинами (например, плохое состояние здоровья ребенка, боязнь одинокой молодой матери ухода за ребенком после выписки из роддома и др.). Отказавшись взять ребенка из учреждения, впоследствии родители могут передумать, забрав ребенка или отозвав свое заявление, поскольку родительских прав они не лишены, а ч.2 ст.17 Конституции РФ не допускает отчуждение основных прав и свобод человека, к которым относятся в том числе и родительские права.

Таким образом, указанные предположения закона о ситуациях, вследствие которых ребенок в будущем может стать ребенком, оставшимся без попечения родителей, есть только предположения, а не факты, доказанные «в установленном законом порядке».

Другого мнения придерживается Л.Ю.Михеева. СПС КонсультантПлюс предложил ей прокомментировать ледующую ситуацию: «Мать при рождении ребенка дала согласие на усыновление его любыми гражданами. Как закрепить жилую площадь (муниципальную) за ребенком? Как рассматривать этот вопрос, если мать оставила ребенка в родильном доме и ушла, не оставив заявления? Возможно ли применение в данном случае положений ст. 20 ГК РФ?» Л.Ю. Михеева так ответила на эти вопросы: «Необходимо разъяснить значение оставляемых матерями в родильных домах заявлений. Действующее законодательство предусматривает возможность подачи только одного заявления. Этот документ называется “согласие родителя на усыновление ребенка”. Выданное матерью согласие на усыновление ее ребенка само по себе не является основанием для признание ребенка оставшимся без попечения родителей. Не исключено, что такое согласие мать подписала, но затем ребенка забрала и фактически осуществляет заботу о нем, оставлять ребенка не собирается. Основанием для того, чтобы считать ребенка оставшимся без попечения родителей, в подобных случаях является факт отказа родителей взять своего ребенка из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (п. 1 ст. 121 СК РФ)».

Подводя итог сказанному, правильнее было бы ввести в оборот относительно новое родовое понятие «несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной защите» (ранее имевшееся в Законе г. Москвы от 04.06.1997 № 16 (в настоящее время утратил силу)), и выделить не две, как установлено действующим законодательством, а три категории таких несовершеннолетних: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, нуждающиеся во временной помощи. Для первых двух категорий целесообразно сохранить существующие льготы и гарантии, для третьей - предусмотреть виды временной помощи до определения правового состояния ребенка. Например, в случае болезни родителя (необязательно помещенного в стационар) или задержания по подозрению в совершении преступления, это может быть временное устройство в приют или школу-интернат (не сиротское учреждение) на полное государственное обеспечение. В случае, если госпитализированный в медицинское учреждение одинокий родитель умер, то ребенок приобретет статус ребенка-сироты и, соответственно, весь комплекс мер по социальной поддержке, предусмотренный законодательством.

В целом требует отдельного рассмотрения вопрос, входит ли понятие «дети-сироты «как составная часть в понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей «или это две равноправные категории, к которым можно отнести детей, лишенных родительской семьи или родительского попечения. Если «дети, оставшиеся без попечения родителей»- не родовое понятие, то почему законодатель отнес к этой категории детей, родители которых объявлены умершими? Объявление родителей умершими не позволяет считать детей оставшимися без попечения родителей, как это указано в ст.1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, так как они относятся к категории «дети-сироты».

Вопрос определения статуса ребенка имеет большое значение для всех последующих действий уполномоченных на охрану прав детей лиц. От того, насколько правильно определен статус, зависят вопросы устройства ребенка, охрана его личных и имущественных прав, объем и направленность предусмотренной помощи и многое другое. Со статусом, а также формой устройства ребенка связано и решение жилищного вопроса.

Предметом особой заботы государства являются жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи и сиротские учреждения. Они урегулированы действующим законодательством, Так, в ч. 1 ст. 148 и ч. 1 ст. 155.3 СК РФ указано, что дети имеют право на сохранение права собственности или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Как правильно воспринимать данное положение, о каких детях идет речь при предоставлении жилья: о не имеющих жилого помещения или о не имеющих закрепленного жилого помещения?

Можно предвидеть возражения оппонентов, напоминающих указание Закона № 159-ФЗ о том, что жилыми помещениями обеспечиваются только дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения. На это можно возразить, что закрепленное жилое помещение имеют абсолютное большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет его лишь у подкинутых и найденных детей, к тому же отсутствует в законодательстве определение самого понятия «закрепленное жилое помещение». Можно лишь найти упоминание о том, каким способом может быть закреплено жилое помещение (например, п.2.1. Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП, где говорится, что при направлении ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаче его в приемную семью, опекуну или попечителю орган опеки и попечительства в городе Москве распорядительным документом закрепляет право ребенка на жилое помещение путем: 2.1.1. Сохранения за ребенком жилого помещения по месту жительства до помещения его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, к опекуну или попечителю; 2.1.2. Предоставления ребенку жилого помещения по окончании его пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у опекуна или попечителя).

При изучении данного положения возникает множество вопросов, один из них - будет ли сохранено жилое помещение за ребенком в течение времени нахождения в учреждении, в приемной семье, у опекуна или попечителя, как это предусмотрено ч. 1 ст. 30 ЖК РФ и ст. 71 ЖК РФ, и кто будет отвечать за его сохранность.

Является ли регистрация по месту жительства закреплением жилого помещения, если отсутствует распорядительный документ о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним? Можно ли утверждать, что ребенок имеет жилое помещение, если оно за ним не закреплено распорядительным документом? И нужно ли само закрепление, если жилое помещение находится у ребенка в собственности или пользовании на предусмотренных законом основаниях, что подтверждается регистрацией по месту жительства. Данные вопросы нуждаются в конкретизации и законодательном урегулировании.

Третья категория - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно определению этого понятия, данному в ст.1 Закона № 159-ФЗ, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Вопрос предоставления жилого помещения или возвращения на закрепленную жилую площадь рассматривается по достижении ребенком совершеннолетия, так как до этого момента он, согласно ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 148 СК РФ, имеет право на проживание со своими законными представителями.

Учитывая, что родительские права и обязанности прекращаются по достижении ребенком 18 лет, обязанности детей, достигших совершеннолетия, приобретают совершенно другой характер: теперь они должны заботиться о нетрудоспособных родителях (в том числе недееспособных, ограниченных в родительских правах по состоянию здоровья, находящихся в лечебных учреждениях).

Поэтому дополнительные гарантии необходимо дифференцировать.

Если рассматривать вопрос о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то рассматривать его только в отношении тех детей, которые выбывали из жилого помещения (что теоретически и предусмотрено действующим законодательством), находясь в сиротском учреждении, или, находясь на семейной форме воспитания, проживали по адресу опекуна (попечителя), приемных родителей, и т.п. Подтверждением данному факту может служить регистрация ребенка по месту пребывания по адресу места жительства попечителя или приемного родителя. Семейным кодексом РФ (ч. 3 ст. 71 СК РФ) рассматривается вопрос невозможности совместного проживания ребенка исключительно с родителями, лишенными родительских прав. Какие-либо другие категории родителей (ограниченные в родительских правах, недееспособные, находящиеся в местах лишения свободы, болеющие и другие) законом даже не рассматриваются. Статья указывает, что невозможность совместного проживания устанавливается судом. Причем если судом признана невозможность совместного проживания ребенка (не достигшего 18 лет) и родителя, лишенного родительских прав, то родитель подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).

Из этого можно сделать следующие выводы:

1) ЖК РФ и СК РФ предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Не имеющих (никогда не имевших /подкинутых, найденных/ или утративших вследствие предоставления другим гражданам) жилого помещения;

2) ЖК РФ и СК РФ предусматривает гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение:

За всеми детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей путем сохранения жилых помещений;

При лишении родителей родительских прав закон рассматривает два варианта:

а) при выбытии ребенка из жилого помещения (на семейную форму воспитания или в сиротское учреждение) жилое помещение за ним сохраняется до его совершеннолетия;

б) при отсутствии выбытия ребенка из жилого помещения в случае устройства ребенка на семейную форму воспитания (место жительства опекуна-попечителя определяется на время исполнения обязанностей по месту жительства ребенка) по иску законного представителя судом определяется, возможно ли совместное проживание ребенка в одном жилом помещении с родителем, лишенным родительских прав. Если совместное проживание признано невозможным, то суд решает вопрос о выселении родителя без предоставления другого жилого помещения. Согласно законодательству города Москвы (ч. 10 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61) родителю предоставляется другое жилое помещение по нормам общежития. Если законный представитель не обращается в суд с иском о невозможности совместного проживания ребенка с родителем, лишенным родительских прав, то подразумевается, что совместное проживание возможно.

Представляется, что в случае, если орган опеки и попечительства в силу своих полномочий (ч. 2 ст. 64 СК РФ) также не встает на защиту интересов ребенка, то права ребенка не нарушаются. Интересно, что в ч. 2 ст. 91 ЖК РФ говорится лишь о детях, то есть лицах до 18 лет. Вопрос о невозможности совместного проживания с детьми после совершеннолетия закон не рассматривает.

3) ЖК РФ не рассматривает вопросы обеспечения жилыми помещениями детей, которые были вселены и зарегистрированы опекунами (попечителями) на свою жилую площадь не в качестве подопечных (временно, по месту пребывания на время исполнения обязанностей опекуна (попечителя)), а в качестве члена семьи (постоянно по месту жительства).

Исходя из того, что в случае утраты попечения родителей государство берет на себя ответственность по замещению родительских функций, существующее в настоящее время понятие «дополнительные гарантии «предлагается заменить конкретным и соответствующим по своему содержанию понятием «государственная помощь». Государственную помощь можно структурировать на компенсации и льготы.

Предлагается дифференцировать государственную помощь в зависимости от статуса (статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, к которым относятся и дети-сироты) и категории, к которой относится ребенок. В целях упорядочения оказания государственной помощи детей, оставшихся без попечения родителей, предлагается считать детьми, нуждающимися в государственной защите, с внесением соответствующих изменений в федеральное законодательство. Не включать в их число детей, опекуны или попечители которым назначены по заявлению родителей на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Для детей, остающихся без попечения родителей постоянно, предлагается сохранить существующие льготы и гарантии в области образования, здравоохранения, проезда на общественном транспорте и др. При этом должна достигаться цель возместить утрату попечения родителей, предоставить данной категории детей равные возможности с их сверстниками.

Детям, нуждающимся в постоянной помощи государства, предлагается оказывать помощь в объеме, компенсирующем утрату попечения родителей. Для детей, оставшихся без попечения родителей временно, предлагается предусмотреть виды временной помощи до определения правового состояния ребенка.

Таким образом, детям, нуждающимся во временной помощи государства, предлагается оказывать помощь, направленную на обеспечение жизнедеятельности ребенка на время отсутствия попечения родителей.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1332. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КУНГУРСКОГО РАЙОНА) 39.93 KB
Объектом исследования данной курсовой служат дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько десятков миллионов. На территории города Кунгура и Кунгурского муниципального района на сегодняшний день насчитывается порядка 700 детей.
17990. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 75.15 KB
Сформулировать проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье; рассмотреть статус органов опеки и попечительства; изучить права и обязанности опекунов и попечителей изучить судебное и внесудебное разрешение споров, связанных реализацией права опеки и попечительства, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей...
18610. Опека и попечительство над детьми, как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 88 KB
Общественные отношения, возникающие в связи с содержанием, воспитанием и обеспечением общего и профессионального образования детей, оставшихся без попечения родителей, в детских деревнях семейного типа и домах юношества. К отношениям, не урегулированным Законом
11471. Опека и попечительство над детьми как одна из форм устройства детей оставшихся без попечения родителей 89.11 KB
Государство уделяет больше внимания семейным формам воспитания детей, потому что именно семейное воспитание ребенка, тепло и уют домашнего очага дают ему возможность почувствовать себя полноценным членом общества. Детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях
1256. Проектирование программ по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения 400.09 KB
Теоретические аспекты проектирования программ по Социальной адаптации детей оставшихся без попечения родителей в условиях интерантного учреждения. Проблемное поле детей оставшихся без попечения родителей как основа для разработки проектирования программы по социальной адаптации. Особенности социальной адаптации детей оставшихся без попечения родителей как технология социальной работы
12991. Системы социального сопровождения ВИЧ-инфицированных детей-сирот 104.67 KB
Исследовать особенности социального сопровождения ВИЧ-инфицированных на основе опыта специалистов СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», СПб ГБУЗ «Специализированный дом ребенка № 16 (психоневрологический)» и Общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века» и дать рекомендации по улучшению системы социального сопровождения.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
5015. Влияние развода родителей на детей подросткового возраста 37.86 KB
По данным статистики за последние годы резко возрастает число детей которые воспитываются в неполных семьях где в подавляющем большинстве воспитателем является мать. Этот кризис сопровождается постоянными конфликтами происходящими на глазах у детей. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. появилось на...
14052. Установление отцовства. Правовое регулирование установления происхождения детей 15.95 KB
Рождение ребенка это важное событие в жизни любого человека. Для установления происхождения ребенка от матери материнство не имеет значения рожден ею ребенок в браке или нет. Поэтому заявление в орган записи актов гражданского состояния о регистрации рождения вправе подать как мать ребенка рожденного в браке так и мать ребенка рожденного вне брака одинокая мать. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц после появления ребенка на свет.
17647. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЦП 41.36 KB
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени

Вам также будет интересно:

Золотая рыбка из макаронных изделий На любой праздник
Тем более, что основных составляющих для этого занятия на любой кухне просто масса! А если...
Галстук - это не украшение, а атрибут зависимости
Стилисты, составляющие рекомендации по формированию базового мужского гардероба, в один...
Какой нужен уход после карбонового пилинга
Лазерный карбоновый пилинг изначально был разработан в Азии, а в настоящее время стал одним...
Тату графика – простота в сложных линиях Графические эскизы тату
Тату в стиле графика действительно необычны, поэтому их и принято отделять от других...
Лапка для сатиновых строчек
При покупке новой швейной машинки в коробочке инструментов и принадлежностей вы всегда...