Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Правовое воспитание примеры. Правосознание и правовое воспитание

Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Формы и методы правового воспитания

Формы правового воспитания

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода "юридический всеобуч");

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методы правового воспитания

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа 19 столетия Р. Иеринга из его работы "Борьба за право", выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:

"...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.

Сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо дело идет об идеальной цели - утверждении самой личности и ее правового чувства.

Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше время важность правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности.
Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.

Правовое воспитание: понятие, формы и цели

Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: "Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца". Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.
Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

  • " пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;
  • " издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
  • " устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
  • " правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
  • " профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
  • " наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
  • " влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
  • " влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:

  • " достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  • " повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • " создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Другими словами под содержанием правового воспитания понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость.
Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических занятиях, на которых школьники и студенты проводят сравнительно-сопоставительный анализ документов, делают выводы о сходстве и различии концептуальных основ.
Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор педагогических и психологических ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций (задач) молодые люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

"…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…."

(Джон Локк, британский философ (1632 - 1704 г.г.), из работы "О гражданском управлении" (1690)). Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.
Правовое воспитание призвано искоренить правовой нигилизм и правовой идеализм, сложившиеся стереотипы и повысить уровень правовой культуры. Потому, что только в этом случае возможно создание правового государства и гражданского общества, в условиях которых реально полное осуществление всех прав и свобод личности.

Основные элементы механизма правового воспитания

Основные элементы механизма правового воспитания - это способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой ликбез, пропаганда права средствами массовой ниформации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
На сегодняшний день сложилась система правового образования, включающая не только деятельность высших юридических учебных заведений, преподавание основ государства и права в учреждениях среднего образования, правовых дисциплин в высших учебных заведениях не юридического профиля.
Система мероприятий правового образования включает в себя работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами, как на коммерческой, так и бюджетной основе. К формам воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, "круглые столы" специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические телевизионные передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезный недостаток нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков "молодого юриста" и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменения форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение прав, возможностей граждан (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономики.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и правовому воспитанию.
Важным моментом правового воспитания является правовое просвещение. Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Таким образом, можно говорить о значительной роли образовательных учреждений всех уровней в правовом воспитании и в плане возможностей и в плане обязанностей. В связи с этим при проведении модернизации образовательной системы любого уровня необходимо уделять должное внимание правовому компоненту воспитания полноценной личности.

Правовая культура

Правовая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.
В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Правовой нигилизм и цинизм молодежи

Правовая культура общества предполагает определенный уровень знания населением в целом и отдельными гражданами действующего законодательства, их законопослушное поведение в форме соблюдения и исполнения норм права.
Системный кризис российского общества сказался на правовом и политическом сознании россиян. Происходит трансформация сознания людей, меняются их убеждения, ценности, установки.
Важно отметить, что эффективность политического правового сознания зависит, прежде всего, от конкретной исторической ситуации. Демократическая правовая система для сегодняшней России - это идеал. При низком уровне правового сознания, правовом нигилизме граждан даже самые смелые реформы, даже самое современное законодательство может ожидать неуспех.
Особую озабоченность вызывает распространение таких явлений в молодежной среде. С целью повышения юридических знаний сегодня во многих школах существуют специализированные юридические классы. В стране существует огромное количество юридических вузов. Кроме этого, средства массовой информации активно занимаются правовым просвещением. Существует множество общественных организаций, занимающихся предоставлением юридических услуг населению и правовым просвещением.
Повышению уровня правовой культуры способствует активное участие молодежи в политической жизни общества. Так как право - это эффективный и гибкий инструмент политики. И как выражение государственной воли, опирающейся на принудительную силу государства, право всегда имеет и политическое содержание, и выступает одной из форм политики. При этом правовое и политическое сознание тесно взаимодействуют.
Однако, несмотря на это, уровень правосознания и в целом правовой культуры молодежи остается достаточно низким. Его обуславливает, прежде всего, экономический кризис, в котором находится наша страна. Отчуждение живущих в нищете людей является одним из важнейших факторов развития правового нигилизма.
Проводимые социологические исследования в области правовой культуры нынешних школьников и студентов первых - третьих курсов позволяют наряду с положительными выводами сделать заключение о достаточно частом проявлении правовой антикультуры. Самые очевидные из них: правовая безграмотность, правовой нигилизм и правовой цинизм.
Правовая безграмотность
выражается в незнании (или очень плохом знании) норм права, хотя вполне может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичные высказывания для этой категории школьников: "Зачем порядочным, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо".
Правовой нигилизм выражается в неверии в регулирующую силу права, разочаровании в его социальной роли. Типичное высказывание здесь. "Законы пишутся для честных людей, а те, кто "делает" бизнес, политику, спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым нормам".
Правовой цинизм - наиболее опасное проявление антикультуры. К сожалению, в школьной среде, особенно среди старшеклассников, можно услышать фразу: "Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить".
Поэтому основная задача, стоящая перед современной школой и ВУЗом, - помочь преодолеть подобное отношение, сформировать высокий уровень правовой культуры молодежи.
Таким образом, в настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по-прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими. Многие из этих прав пока не подкреплены гарантиями реальной государственной, и, в первую очередь, судебной защиты, ответственностью за их нарушения.
И, тем не менее, осознание важности и ценности личности, ее прав и свобод в современной действительности является огромным шагом России на пути к демократическому государству. Именно правовое воспитание как система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм, способствует становлению демократического государства.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуально сегодня в России. И от того как она будет решаться зависит станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования . Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться . Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных фактов.

Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный. Управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи правового воспитания:

1. Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения.

2. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства

3. Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике

4. Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями

5. Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Особенности правовоспитательного процесса:

1. Его исходной базой выступает система правовых норм

2. До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты.

3. Он опирается на возможность государственного принуждения

4. Его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей

5. Осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов

6. Осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих право воспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.

Элементы системы правового воспитания:

1. Субъекты (воспитатели)

2. Объекты (воспитуемые)

3. Право воспитательные мероприятия (формы, средства, методы)

Виды правовоспитательных форм:

1. Профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля)

2. Правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные консультации т.д.)

3. Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.)

Виды правовоспитательных средств: материальные (нпа, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Методы правового воспитания: убеждение; поощрение; принуждение.

60. Основные правовые семьи (романо-германская, англо-саксонская, семья религиозного права, семья традиционного права).

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции, (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например, гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.

Помимо указанных семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь Верховный суд Англии. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выделяют: а) прецедентное право; б) право справедливости; в) статутное право. Право справедливости представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и восполняли пробелы в общем праве и вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное право - это право парламентского происхождения (т.е. законодательство);

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства.

Славянская правовая семья стала выделяться в качестве самостоятельной только в самое последнее время.

Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

Самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI -XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации;

Особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма, корпоративности;

Тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;

Будучи прямым наследником Византийской империи, славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее - рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Особенности мусульманского права состоят в следующем:

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет посты, которые мусульманин должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий, которые должны служить образцами для мусульман. Третий источник - Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями. Четвертый источник – Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе - индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии и др.

Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы - касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них - отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права - идея примирения сторон, заинтересованных лиц

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных право-воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «право-воспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».

Итак, определив понятия «право воспитание» и «право обучение», мы переходим к результатам реализации данных процессов. Правосознание, как понятие более обширное, часто фигурирующее наряду с понятием «правовая культура», более употребляемо в научной литературе. Даже в обиходе обыватели употребляют его для обозначения отношения человека к правовой действительности, закону в общем смысле - чаще в негативной форме: «отсутствие правосознания, сознание права на нуле, не осознает как нужно поступать по закону» и пр. Ключевым здесь является сознание, осознание - т.е. процессы внутренние, саморегуляция, своеобразные социальные стереотипы поведения личности. Сознание формируется через деятельность человека (принцип единства сознания и деятельности), определяет предварительную мысленную модель действий. По отношению к праву сознание выражается в активной вовлеченности человека в правовую действительность: реализация им гражданских прав, исполнение обязанностей.

Правосознание является социальным продуктом. Общество является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует. Правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений, и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Принято выделять в структуре правосознание две взаимосвязанные части: правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Поясним: Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее - укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание (не замечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать не совершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно право воспитанный тридцатилетний человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....