Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Проблемы формирования основ древнеиндийской цивилизации. Какой библейский персонаж по легенде является прародителем славян. Мифы о двух братьях: Ромул и Рем

Зерванитский миф и борьбе двух космических близнецов.

Близнецы Ахура-Мазда и Ангра-Манью. Мифология Зороастризма Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих добро и свет, с одной стороны и тьму, исполненную зла, с другой. Два этих начала возникли из пустоты когда-то на заре мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же - демиург Ахура-Мазда т.е. «Господь Премудрый»). Темное начало олицетворяет Злой Дух Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем. Авеста умалчивает о происхождении Ахура-Мазды (Хормазда), но вместе с тем говорит о существовании его двойника-антагониста Ангра-Манью (Ахримана в поздней пехлевийской традиции). Зерваниты считали первопричиной всего сущего вечность Зервана Акарана, породившего Ахура-Мазду и Ахримана.

Согласно версии зерванитов, Ахура-Мазда и Ангра-Манью были братьями-близнецами, воплощавшими собой два полярно-противоположных принципа — созидания и разрушения. «Близнечную» часть зерванитского мифа следует признать самой древней, поскольку представления о двух близнецах-антагонистах мы встречаем в мифах различных народов на самых ранних этапах формирования общества. Существует целый ряд архаических мифов, в которых близнецы представляют собой угрозу для собственных родителей, но чаще всего агрессия одного близнеца направлена против другого, что находит отражение в позднейших дуалистических концепциях о борьбе братьев-антагонистов, воплощающих мифологему борьбы света и тьмы. В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (не только персидской, но и мифологий индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), между братьями с самого их рождения возникает соперничество. В близнечных мифах один из братьев связывается со всем хорошим и полезным, другой же - со всем злым и плохим. В Авестийском мифе Ахура-Мазда - создатель обоих миров, творец благих стихий, растений, животных и человека. Его противник близнец Ангра-Манью, не сумев создать ничего благого, породил скорпионов, пауков и прочих тварей. В мифологии американских индейцев ирокезов и гуронов добрый брат-близнец Иоскеха - творец солнца и всего полезного на земле, а его младший брат Тавискарон создатель скал, вредных животных, насекомых, шипов и колючек, он вызывает землетрясения и извержения вулканов. В мифе о рождении Ахура-Мазды и Ангра-Манью говорится о том, что Зерван обещал даровать власть над миром первенцу (им должен был стать Ахура-Мазда). Ахура-Мазда, благодаря своему всеведению, знавший об этом, поделился своим знанием с Ангра-Манью. Пожелав, во что бы то ни стало, родиться первым и обрести благодаря этому власть над миром, Ангра-Манью прорвал чрево Зервана, назвав себя Хормаздом. Зерван, увидев отвратительное обличье Ахримана, отверг его, но тот потребовал обещанной первенцу власти. Зерван не смог нарушить собственного слова и позволил Духу Зла править миром, ограничив срок его правления 9000 лет, но истечении которого должна навечно установиться добрая власть благословенного Хормазда. Согласно пехлевийским космогоническим текстам, Ахура-Мазда знал о намерениях злобного Ангра-Манью. он знал, что космическая битва неизбежна и потому сотворил духовные образы созданий, которые нужны ему были для победы в битве со злом. Три тысячи лет они оставались неподвижными и неосязаемыми телами. Апгра-Манью (по среднеперсидски - Ахриман) не знал о существовании Ахура-Мазды (Хормазда) и потому, как только он поднялся из бездны и вошел в область света, он попытался разрушить сияющее царство. Когда же он увидел Хормазда, чья храбрость и превосходство были гораздо большими, чем его собственные, он упал во тьму. Там он создал демонов и чудовищ, и вместе со своим войском вновь поднялся к пределам света. Хормазд предложил Злому духу мир, но тот отказался, тогда всеведущий Хормазд решил создать пространственно-временной предел для существования зла. Затем Ахура-Мазда прочитал 21 слово Ахунвара - самой священной молитвы зороастризма и показал Ахриману свою победу в конце времен, бессилие Злого духа и уничтожение его чудовищных порождений. Когда молитва была прочитана Богом-творцом, Дух Разрушения потерял силу на три тысячи лет, во время которых Ахура-Мазда создал свои творения в материальном облике. Среди материальных творений Хормазда последовательно появились небо, вода, земля, растения, животные и человек, и во всем этом был распределен огонь, который, согласно представлениям зороастрийцев, является физическим проявлением космического тела Хормазда. По прошествии трех тысяч космических лет Ахриман, набравшись сил, вновь совершает нападение на сотворенный мир. Он разбивает небесную сферу, пробивает землю, оскверняет воздух и растения, насылает болезни и смерть на первобыка Эвходата и первочеловека Гайомарта. Три тысячи лет проходит в смешении воли Бога и дьявола, в течение которых страдают от нападок бесов и болезней люди - потомки Гайомарта, звери - потомки Эвходата и растения, происходящие от Хаомы - Древа Всех Семян. Амеша-Спента (Бессмертные святые) и другие Язаты (Достойные поклонения), созданные Ахура-Маздой, ведут борьбу с силами зла в небе, на земле и на воде, в результате чего в мироздании устанавливается шаткое равновесие сил Света и Тьмы. Согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа Светлого воинства над исчадиями ада невозможна без активного участия в космической битве человека — высшего из созданий Хормазда. Для того, чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе трехтысячелетней Эпохи Смешения (добра и зла) в мир был послан Заратуштра.

Лебедь Леды. - Кастор и Поллукс (Полидевк). - Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы. - Разделенное бессмертие.

Лебедь Леды

Леда, супруга спартанского царя Тиндарея, обратила на себя внимание Зевса. Не желая возбуждать ревности Геры, Зевс под видом лебедя слетал с вершины Олимпа на свидание с красавицей Ледой.

Этот поэтический миф вдохновлял многих художников. Сохранилось много античных статуй и камей с изображением этого мифологического сюжета.

Из позднейших художников Корреджо, Паоло Веронезе и Тинторетто писали картины на эту же тему, но венецианские художники не отличались особенной исторической точностью в своих мифологических картинах.

Так, например, Тинторетто изобразил Леду в комнате. Находя, вероятно, не особенно удобным держать такую большую птицу, как лебедь, на свободе в комнате, Леда как бы приказывает своим служанкам запереть лебедя-Зевса в клетку для кур, в которой находятся уже другие птицы, а маленькая собака Леды ожесточенно лает на лебедя.

Кастор и Поллукс (Полидевк)

Братья Диоскуры (в переводе с древнегреческого это значит - сыновья Зевса ) - Кастор и Поллукс (по-древнегречески имя Поллукса - Полидевк ), сыновья Леды, родились из яйца, поскольку Зевс общался с Ледой в виде птицы - лебедя. Сохранилось античное скульптурное изображение Леды, показывающей яйцо с двумя близнецами своему мужу Тиндарею, царю Спарты.

Братья Диоскуры были близнецами, но, согласно античным мифам, Кастор был сыном Леды и Тиндарея - смертного, хотя и царя, а Поллукс (Полидевк), как сын Зевса и Леды, пользовался привилегией божественного бессмертия. Впрочем, их обоих собирательно называют сыновьями Зевса - Диоскурами.

Оба брата Диоскура принимали участие и отличились в знаменитом походе . Диоскур Поллукс (Полидевк) победил в кулачном бою жестокого царя бебриков - Амика, и с тех пор Поллукс считался покровителем всех атлетов и борцов. Диоскур Кастор победил и усмирил диких коней. Братья Диоскуры также победили и разбили попадавшихся им на дороге морских разбойников.

Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы

Оба брата Диоскура, прельстившись красотой двух дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы, похитили их.

Но красавицы Гилаейра и Феба были уже невестами двух мессенских героев - Идаса и Линкея. Между соперниками завязалась жестокая борьба. Пораженный стрелою противника, Кастор упал, к нему на помощь поспешил Поллукс (Полидевк), а Зевс, видя неравную борьбу, поразил своими громовыми стрелами Идаса и Линкея - дерзких юношей, вздумавших тягаться с его сыновьями - Диоскурами.

Разделенное бессмертие

Диоскур Поллукс (Полидевк), видя, что его брат Кастор превратился в безжизненный труп, стал умолять Зевса возвратить Поллукса к жизни, но повелитель богов ответил, что может только предложить Поллуксу на выбор следующее: или разделять жилище богов и быть вечно бессмертным, или вместе с братом-близнецом Кастором проводить полгода в мрачном царстве бога Плутона (в ), а полгода на Олимпе.

Поллукс тотчас же выбрал последнее, не желая расставаться с братом. Тронутый такою нежною дружбой, Зевс превратил братьев Диоскуров в созвездие Близнецов. Диоскуры также считались в античности олицетворением вечерней и утренней звезды.

Многие античные храмы были посвящены Диоскурам. В честь Диоскуров были учреждены игры. Сохранилось много монет с их изображениями, статуй и резных камней. На одной весьма ценной камее изображены головы обоих близнецов Диоскуров; на лбу каждого Диоскура блестит звезда.

В Мюнхенской пинакотеке находится прекрасная картина Рубенса, изображающая похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Она очень известна по многим воспроизведениям.

Античная группа, считающаяся одним из лучших скульптурных произведений древних веков, изображает Кастора и Поллукса во весь рост: один из братьев Диоскуров держит два факела - один горящий, другой потухший, как бы намекая этим, что Диоскуры проводят полгода в царстве теней, а полгода среди богов Олимпа.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Мифы о близнецах

Близнецы - это не только биологический, но и социальный факт или, точнее говоря, часть происходящих в обществе процессов, которые могут начаться задолго до физического зачатия (как, например, в случае продолжительного лечения от бесплодия или при наличии истории рождения близнецов в семье).

Анализ мифов

Близнецы появляются на свет во всех культурах и странах Земного шара, хотя в некоторых чаще, чем в других. В большинстве этих культур - если не в каждой из них - рассказы о близнецах являются неотъемлемой частью мифологии. Мифы о близнецах достаточно полно задокументированы и поэтому являются богатым источником информации о социальной роли явления "близнецовости". Итак, каким образом можно понимать тот или иной миф? Занимаясь решением этого вопроса, историки, философы, антропологи, этнографы и социологи разработали множество классификаций мифов и аналитических подходов к их интерпретации. Из обзора многочисленных попыток интерпретации и классификации мифов можно сделать два вывода: во-первых, мифы - это социально значимое явление, служащее единству и сплоченности общества; во-вторых, тема близнецов становится чуть ли не главной темой очень многих мифов, благодаря чему близнецы как таковые становятся явлением мировой значимости.

Мифы о близнецах

Один из самых известных мифов о близнецах появляется в Ветхом Завете. В Книге Бытия мы находим историю о Исаве и Иакове, сыновьях-близнецах Исаака и Ревекки. Когда Ревекка была излечена от бесплодия, она забеременела близнецами, которые бились друг с другом в ее утробе. Вопросив Господа, к чему ей это, Ревеккаполучила ответ: "Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему" (Бытие, 25:23-4).
Когда пришло время, Ревекка родила двух разнояйцовых близнецов: первого из них, красного и косматого, назвали Исавом; второго, который появился вслед за первым, держа его за пятку, - Иаковом. Когда мальчики выросли, Исав стал охотников, а Иаков - пастухом. Старший изображается физически сильным, смелым человеком, а младший - тихим и кротким. С возрастом это различие между ними закрепилось. Далее рассказчик повествует о том, как Исав во время великого голода продал своему младшему брату право первородства за миску чечевицы. Тогда Иаков с помощью матери обманывает ослепшего отца, приготовив ему любимое кушание и обернув руки и шею кожей козлят, чтобы быть похожим на заросшего волосами брата Исава. Таким образом Иаков не только лишил старшего брата права первородства, но и украл у него отцовское благословление.

В истории о Иакове и Исаве мы находим классический пример близнецового мифа, включающего два ключевых компонента. Первый - это идея единства противоположностей, и второй - идея фундаментальности. Судьбы Исава и Иакова сплетены друг с другом благодаря тому факту, что они - близнецы (единоство), но также и тому, что они - разнояйцовые близнецы (противоположность). Другие элементы истории Исава и Иакова - это представление о близнецовости как о непримиримом соперничестве братьев и о близнецах как представителях различных или противоположных стратегий жизни в обществе и, следовательно, различных возможностей организации общества, которые, вместе взятые, очерчивают направления дальнейшего социального развития. В данном случае Иаков - ученый и пастух, ведущий оседлый образ жизни, вытесняет Исава - охотника и кочевника.
При переходе от социального на личный уровень близнецы предстают перед нами как непримиримые соперники, чьи отношения закладываются еще в утробе матери. Еще одна пара библейских близнецов - Фарез и Зара - еще до появления на свет оспаривали друг у друга право родиться первым. Показано, что порядок роджения близнецов имеет важные, даже критические социальные последствия, и родители близнецов поэтому склонны предпочитать одного ребенка другому.

Как уже было сказано, история Иакова и Исава - классический пример идеи фундаментальности: иными словами, близнецовая тема является центральной во многих фундаментальных мифах. Вышеприведенная цитата из Книги Бытия говорит о том, что Ревекке предстоит стать матерью не просто двух сыновей, а двух наций. У Иакова было 12 сыновей, основателей племен Израилевых (каждый из них имел сестру-близнеца). Пожалуй, самый известный в западной культуре фундаментальный близнецовый миф - это история Ромула и Рэма, основателей Рима. Сыновья Марса и Реи Сильвии были брошены в реку Тибр по приказу их деда Амулиуса. Корзину с близнецами прибило к берегу, и они не утонули. Детей выкормила волчица и воспитал пастух. Когда они выросли, они отомстили Амулиусу и на том месте побережья, где им удалось спастись, в 753 г. до н.э. основали город Рим. В продолжение темы братоубийственного соперничества миф повествует нам о том, как в дальнейшем Рэм погибает от руки своего брата Ромула. Здесь прослеживается идея о том, что противопоставление двух разделенных половинок приводит скорее к конфликтам и разрушениям, чем к гармонии. Как мы дальше увидим, такое представление характерно в основном для западных культур.

Греческая мифология богата историями о рождении близнецов и их божественной природе. В большинстве известных греческих мифов понятия "близнецы" и "близнецовость" имеют многочисленные символические значения. Самые известные из близнецов - братья Диоскуры, но не следует забывать, что и у Геркулеса, например, был брат-близнец Ификлес. Благодаря Фрейду и его глубокому знанию греческой мифологии, мифы стали центральной частью психоанализа и далее проникли в современную западную культуру. Однако гораздо менее известно, какую огромную часть проникших в психоанализ мифов составляют истории о близнецах. Например, в центральном для психоанализа мифе результатом связи Эдипа с его матерью Иокастой стало рождение близнецов Этеокла и Полиника. Еще один пример: в относительно малоизвестной версии мифа о Нарциссе у главного героя была сестра-близнец, в которую он имел несчастье влюбиться. После ее гибели, чтобы утешиться, Нарцисс бесконечно смотрелся в зеркало водной глади, но видел там не свое отражение, а лицо возлюбленной.

Одна из самых интересных характеристик греческих мифов о близнецах заключается в том, что рождение близнецов объясняется в них так же, как во многих других культурах по всему Земному шару, - двойным отцовством. Один близнец изображается рожденным от простого смертного, а другой - от божественного отца. Этот мотив появляется в одной из версий истории о самых известных в греческой мифологии близнецах - Касторе и Полидевке, или Диоскурах, известных также под латинскими именами Кастор и Поллукс. Различные генеалогические и политические коллизии тех времен породили несколько версий вокруг центральной темы. Так, согласно одной из них, от связи бога Зевса и смертной женщины Леды родились два близнеца-героя (скорее всего, однояйцовых). По другой версии, у Зевса и Леды родились две пары близнецов: Кастор и Клитемнестра (будущая жена Агамемнона, которая убила его по возвращении с Троянской войны) и Поллукс и Елена (в дальнейшем - Елена Троянская). В некоторых вариантах эти четверо изображаются "четверняшками". В варианте с двойным отцовством Леда беременеет и от Зевса, обратившегося лебедем, и от свеого смертного мужа Тиндарея, спартанского царя. В этом случае Зевс становится отцом Поллукса и Елены, а Тиндарей - Кастора и Клитемнестры. Кроме того, Диоскуров (от греческого слова Dioskouroi - "сыновья Зевса") иногда называют Тиндаридами по имени их смертного отца.
Истории о дальнейшей судьбе Диоскуров также неоднозначны. В целом в этих историях подчеркивается их героический статус: они воины, предводительствующие спартанцами в битве, умелые всадники, спасители, хранители мореплавателей. Практически во всех версиях мифа Диоскуры изображаются очень близкими людьми, но в некоторых мифах между ними проводится разделение, подобное тому, которое существовало между Исавом и Иаковом. Здесь Кастор описывается как человек воинственный, агрессивный и безрассудный, а Поллукс - как тихий домосед. Несмотря на это различие (или, возможно, благодаря ему) такие истории особенно подчеркивают единство Диоскуров. Таким образом, убийство смертного Кастора (причиной которого обычно выступает его гордыня) заставляет бессмертного Поллукса просить Зевса позволить ему разделить судьбу брата; другими словами, ради того, чтобы не разлучаться с братом, Поллукс готов пожертвовать своим бессмертием. Зевс дает свое согласие. Согласно одной версии, воссоединившимся близнецам разрешается проводить один день на небесах и другой - в Аиде; по другой версии, один день они живут на земле, и другой - на Олимпе. Далее легенда рассказывает о том, как Зевс в их честь создает созвездие Близнецов. В целом греческие божественные мифы повествуют о том, что отцом одного из близнецов является смертный муж их матери, а другого - бог или дух. Кроме того, близнецы (или, по крайней мере, один из них) изображаются так или иначе выдающимися людьми. Очевидно, что, несмотря на разные версии их происхождения, Диоскурам поклоняются как божествам.

Элемент божественности является также центральной частью ведической мифологии - мифологии ведических, или арийских, народов - предшественников индоиранской цивилизации. В одном из древнейших памятников ведической культуры - Ригведе - мы встречаем братьев-близнецов Ашвинов. Как и у Диоскуров, их происхождение не совсем ясно. Ашвинов называют "сыновьями бога", но рассказывается также и о том, что у них два разных отца: один из близнецов - сын Неба, а другой рожден от простого смертного. Их родителей называют также по-разному: Небо, Солнце, Небеса, Океан или два великих Царя. Однако мнения о личности их сестры совершенно единодушны. Ее имя Сурья, что означает "дочь Солнца". Как и близнецы-герои греческих мифов, Ашвины изображаются божественными воинами, умелыми всадниками и искусными целителями: они врачуют болезни богов, исправляют работу природы, излечивают от бесплодия. В противоположность соперничеству Иакова и Исава и братоубийству Ромула и Рэма, Ашвины представют перед нами как неразлучные спутники, глубоко любящие братья. Их гармоничная способность координировать усилия в совместном благородном труде является достойным образцом для подражания. Их сравнивают, например, со счастливой супружеской парой, парой рогов или копыт у животного, двумя зоркими глазами, двумя сладко шепчущими губами или с двумя сливающимися потоками.

Многие ученые прослеживают черты сходства между греко-римской, индоиранской мифологией и мифологией некоторых североевропейских (особенно балтийских) народностей. Для нас также важно выделить общие черты, присутствующие в лингвистических и культурных традициях различных народов. Как мы видели, ведические божественные близнецы являются сыновьями Неба или бога Грома и братьями дочери Солнца. Они имеют двух разных отцов: один из них - простой смертный, а другой имеет небесное, божественное происхождение. Небесная природа близнецов - центральная тема как ведических, так и европейских мифов. Близнецы связываются с богами света, или с утренней и вечерней звездой, или даже с целым созвездием Близнецов. Кроме той своей общей черты, что они являются спасителями, особенно покровителями мореплавателей, божественные индоевропейские близнецы часто связываются с лошадьми; утверждается, что лошади, принадлежащие божественным близнецам, отражают их характерные черты. У ученых меньше согласия в трактовке трех других способностей, присущих всем близнецам, - оказывать помощь в битвах, врачевать болезни и увеличивать плодородие; кроме того, все они ассоциируются с лебедями и водными потоками. Тем не менее, в целом нет никакого сомнения, что корпус мифов, касающихся божественных близнецов, является общим для индоевропейских народов.

Перед тем как обратиться к божественным близнецам Северной и Южной Америки, отвлечемся на описание дискуссий, которые ведутся учеными по поводу общеамериканских мифов о близнецах. Заметив, что близнецы во многих частях света связываются с атмосферными явлениями, ученые исследовали мифы о близнецах, обнаруженные у народов, проживающих на территории от Перу до Канады. Бразильский миф повествует о том, как проходящий странник соблазнил женщину, и она родила двух близнецов - одного от соблазнителя и второго - от законного мужа. Поскольку у этих близнецов разные отцы, они обладают разными, даже противоположными чертами характера. В Канаде есть похожий миф о двух сестрах, ищущих себе супругов, каждую из которых соблазнил незнакомый мужчина, и от этой связи у каждой родился сын. Проводятся параллели между двоюродными братьями из этого мифа и бразильскими близнецами, потому что ни те, ни другие не являются в полном смысле близнецами (у них разные отцы). В обоих случаях дальнейшая судьба этих детей ведет их по пути разрыва братской связи между ними. Этот разрыв между людьми, которые поначалу представлялись близнецами или подобными близнецам, является основной характеристикой всех мифов Северной и Южной Америки.
Кроме того, по свидетельству ученых, во всей Америке существует верование, что близнецы получаются из-за внутреннего расщепления телесных жидкостей, которые в дальнейшем затвердевают и становятся ребенком. Незадолго до рождения они вступают друг с другом в борьбу, часто с нежелательными последствиями для здоровья матери. Поэтому многоплодная беременность связывается с трудными, если не сказать опасными, родами.

В других странах Северной и Южной Америки также существует множество мифов о божественных братьях-близнецах. В мифах индейцев апапокува из Южной Бразилии, например, изображается пара божественных близнецов, один из которых считается сыном Верховного божества - "Нашего Великого Отца", а другой - сыном божества более низкого ранга - "Нашего Отца, Знатока всех вещей". Эти божества обитают в разных местах: старший - на небесах, а младший со своей матерью - на востоке. В других южноамериканских племенах близнецы считаются воплощениями Солнца и Луны. Это разделение имеет отношение к более глобальному разделению, прослеживающемуся среди всех божественных близнецов Америки: старший из них обычно высупает как герой, умный и одаренный человек, а младший - как шаман и/или дурачок, лентяй. Младший близнец здесь является Луной, а старший, который каждый месяц заново возрождает к жизни своего брата, - Солнцем. В культуре майя мифы о рождении и приключениях героев-близнецов обычно завершаются их вознесением в небесные сферы, где они превращаются в Солнце и Луну.

Североамериканские индейцы навайо и зуни верят, что от Солнца родились божественные близнецы, совершившие героические подвиги в борьбе с могущественными силами зла, угрожающими человечеству. В мифах племени хопи, обитающего в Аризоне, рассказывается, как божественный близнец в процессе сотворения мира сначала создал животных, а затем вылепил из глины людей, оживив их с помощью ритуального песнопения. Индейцы мохаве верят, что все близнецы приходят с неба: они обитают на небесах и время от времени решают спуститься на землю. Несмотря на положение о бессмертии близнецов, это племя не считает, что близнецы рождаются от какого-то сверхестественного существа. Мохаве полагают, что на небесах однополые близнецы были братьями или сестрами, а разнополые - супругами. Очень много усилий уделяется тому, чтобы заставить близнецов как можно дольше задержаться на земле. Мохаве считают, что близнецы способны вызывать дождь; аналогичным образом индейцы племени юма верят, что близнецы посланы с неба, чтобы принести на землю дождь и плодородие. Североамериканское племя тетонов считает, что близнецы приходят на землю из "страны близнецов" и являются сверхчеловеческими существами.

Близнецы в мифах коренных обитателей Америки также являются культовыми персонажами. В североамериканском племени ирокезов существуют культовые герои Флинт и Саплинг, которые, подобно Фарезу и Заре, в утробе матери оспаривают друг у друга право первородства. Флинт - отрицательный персонаж, которого вскоре после рождения выбрасывают из жилища, но брат спасает его. Во взрослом возрасте этим близнецам приписывается увеличение размеров Земли и создание на ней разнообразных вещей, но в конце они ссорятся, и злой близнец Флинт погибает от рук своего брата. Близнецы племени пуэбло, сыновья Солнца и Падающей Воды, также выступают как культовые персонажи: они прославились благодаря своим подвигам, изобретениям, способностям к охоте и как боги войны. В южноамериканской мифологии близнецы также славятся своим вкладом в развитие человечества. В племени бакаири считается, что близнецы похитили у Красного Грифа Солнце и Луну и установили ход небесных светил, подарили человечеству сон, похитив веки у Ящерицы, отделили небо от земли, украли у лисицы огонь, взяли у Великого Змея воду и наполнили ей реки, создали бакаири и другие племена и т.д. Согласно мифологии других племен, божественные близнецы подарили людям огонь и полезные для человека орудия труда.

Итак, близнецы выступают в мифах и положительными, и отрицательными героями, сотрудничающими и соперничающими, счастливыми и несчастными, смертными и божественными. Во многих культурах имеются многочисленные мифы о близнецах, функция которых - интерпретация реальности, утверждение законов человеческих отношений, попытка дать ответы на зачастую нерешаемые вопросы бытия.

Это наиболее древние, архаичные взгляды на необычно, по мнению окружающих, родившихся детей. Социум приписывал этому участие животных и/или даже родство с ними. Божественным братьям-близнецам ведической и индуистской мифологии — Ашвинам (что означает «обладающие конями» или «рождённые от коня») в «Ригведе» посвящено 54 гимна, а изображались они изначально в виде двух коней или двух птиц (позднее — летящими по небу на запряженной колеснице).

Аналогичные близнецы, связанные с конями, есть и в других традиционных культурах. В Древней Греции — это Диоскуры (Кастор и Поллукс), в балтийской мифологии — «дети бога» (или «сыновья бога»), у англо-саксов — предводители и родоначальники племен Hengist и Horsa и т. д. Догоны (и не только они) полагают, что у каждого человека есть свой близнец — животное.

Суданские племена динка полагают, что родоначальник их является близнецом тотемного животного. У китайцев Нюйва и Фу Син — близнецы-змеи — создатели мира. У японцев мир создавали тоже брат и сестра, бывшие близнецами, но девочка, когда подросла, стала богиней смерти, превратившись в чудовище, и народ стал бояться всех близнецов.

Близнецы-братья

Первоначально это были соперники, одному из которых приписывались исключительно хорошие качества и благорасположенность к людям, другому, напротив — все дурные. Так, у ирокезов творец солнца и всего полезного на земле — Иоскеха, а его брат Тавискарон — создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, и именно ему приписывается вызывание первого землетрясения.

У Геракла был брат-близнец Ификл, но — увы — когда Гера наслала на героя безумие, силач убил его вместе со своими детьми. И у Прометея был таковой. Звали его Эпиметей. Но если имя похитителя огня у богов означает «глядящий вперед», то имя братца переводится как «глядящий назад», «крепкий задним умом». И потому не по злобе, а по глупости он приносил людям беды.
Фото: ru.wikipedia.org

Позднее братьев-близнецов стали воспринимать как союзников, отвечающих за разные сферы жизни. Североамериканское племя индейцев зуни почитает Возлюбленных близнецов как культурных героев, которые разделили землян на фратрии — людей зимы и людей лета, и которые всячески помогали тем и другим: вывели из пещеры к солнцу, дали орудия труда, лечили и частенько то заменяли друг друга в своих гуманитарных функциях.

Разнополые близнецы

Во многих древних культурах существовал миф о близнецах — брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак. В Египте, например, это Осирис и Исида, в Индии — Яма и Ями. У чукчей брат и сестра сражаются с великанами-людоедами и побеждают их, причем особую доблесть проявляет девочка. Причем нередко идея брака брата и сестры, по мифам, осуществлялась еще в материнском чреве. Из-за этого требовалось совершить очистительный обряд с новорожденными. Ухаживания братьев-близнецов за своей сестрой (дочерью солнца) описаны во многих сегментах индоевропейской мифологии. В ряде мифов Солнце и Луна — близнецы, вступающие в брак.

Близнецы-андрогины

Целый ряд мифов представляет близнецов в одном двуполом облике — андрогине. В дагомейской традиции это демиурги Маву (часть, воплощающая ночь, луну, радость) и Лиза (олицетворяющая день, солнце, труд). Египетские Гор и Сет порой изображались в виде общей фигуры, которая, однако, имела два лица. В древнегреческих орфических мифах и суждениях Платона об Атлантиде также присутствует андрогинный мотив.

И у Тацита в «Германии» содержится упоминание о земнородном боге Туисто, чье имя переводится как «двойное (двуполое) существо», На него же указывают африканские обряды, связанные с культом близнецов, в которых левая и правая части тела и головы раскрашиваются в разные цвета, светлый темный, что символизирует светлое и темное время. * * *

Это, конечно же, не все мифологические близнецы: у хеттов и греков, например, встречаются сюжеты, участниками которых являются по тридцать братьев-близнецов, женившихся на тридцати сестрах-близнецах. Но дело ведь не в перечислении, а в том, чтобы показать,

История рождения двух братьев Рема и Ромула (Remus и Romulus) – основателей Рима – окружена мифами, и сегодня историки разбираются: на самом ли деле существовали означенные исторические персонажи, и так ли начиналась история о Вечном городе? Далее мы кратко расскажем ту самую легенду о Ромуле и Реме!

Знаменитая легенда

Согласно легенде, мальчики родились у Реи Сильвии, жрицы храма Весты . Задолго до этих событий, дед близнецов, царь Нумитор, благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата.

Заручившись поддержкой недобросовестных советников Нумитора, Амулий решил свергнуть брата с престола и занять его место. Это и случилось поздней ночью: подкупленная стража открыла ворота дворца и повстанцы захватили царя Нумитора.

Помимо этого, был схвачен и убит сын царя. Амулий быстро разделался со всеми неугодными ему придворными и занял престол.

Оставалась еще племянница Амулия, дочь Нумитора – Рея Сильвия. Со временем она могла бы выйти замуж и родить детей, которые имели бы возможность претендовать на трон. Этого Амулий допустить не мог.

Судьба Реи Сильвии была определена сразу – ее отправили жрицей в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей, им суждено было на роду оставаться вечными девственницами. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.

Однажды отправившись за водой, Рея Сильвия встретила в одной из пещер мужчину – им оказался Марс – отец Ромула и Рема. Не всегда Марс был богом войны – изначально он считался у древних римлян и этрусков богом плодородия.

Благодаря чуду Рея Сильвия родила спустя время близнецов, крепких мальчиков.

Услыхав об этом, Амулий пришел в ярость. Он только-только укрепился во власти, и тут возникла новая угроза в лице предполагаемых наследников. Амулий приказал доставить всех троих – мать и ее детей – во дворец, а затем вывезти их к Тибру и избавиться.

Мать Ромула и Рема – Рею Сильвию – столкнули в воду , по легенде она не утонула, а стала женой речного бога (по другой версии Рея Сильвия была заточена в темницу, где и провела остаток своих дней).

Младенцев, которым было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.

Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.

Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.

В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго . Однажды детские голоса услыхал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции.

У пастуха и его супруги было свое дитя, но ребенок умер в младенчестве, а после долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес . Вернувшись к пещере, супружеская пара забрала близнецов и стала отныне воспитывать их как своих собственных. Одного из мальчиков нарекли Ромулом, другого – Ремом.

Мальчики росли крепкими и смышлеными детьми, быстро завоевав доверие местных жителей. Постепенно они создали свою команду, которая в случае необходимости защищала родные места, а порой и не гнушалась нападать на соседние деревни.

О самой величественной достопримечательности , истории строительства сооружения узнаете на страницах нашего сайта!

Путешествуя по красивейшему городу, вам обязательно пригодиться карта метро Рима – ищите ее .

Обзор самых комфортабельных отелей Рима в центре найдете в следующем материале: .

История их возвращения

Такая жизнь продолжалась до тех пор, пока один из братьев – Рем – не попал в плен. Схватившие Рема пастухи, как оказалось, служили никому иному, как свергнутому некогда царю Нумитору.

Бывший правитель Альба-Лонги остался жив , но жизнь его была отнюдь не сладкой. Но у него была земля, небольшое стадо и пастухи в услужении. Они-то и привели к Нумитору однажды захваченного в плен Рема.

Расспросив юношу и сопоставив факты, Нумитор догадался, что видит перед собой собственного внука, одного из пропавших сыновей его дочери Реи Сильвии.

Тем временем Ромул с отрядом отправился выручать брата. Ворвавшись в город, они проникли в царский дворец и убили Амулия. Нумитору была возвращена власть, и жители Альба-Лонги вздохнули с облегчением – уж больно жестоким правителем оказался Амулий.

Спустя несколько лет Нумитор посоветовал внукам основать собственный город и расширять его по мере возможностей.

Основание Рима

Вечный город был основан 21 апреля 753 года до н.э. Правда, связано это было с весьма печальными событиями.

Перед тем, как основать город, братья никак не могли договориться – на каком из семи холмов он будет находиться. Рем предлагал Аветинский, а Ромул – Палатинский, связывая его с событиями из их собственной жизни. Выбор склонился в пользу Палатинского.

Постепенно на холме стали появляться первые постройки – будущий Вечный город. Встал вопрос: чьим именем будет он назван?

Снова заспорили братья, но решили так – каждый из них сядет на своем холме и будет считать пролетавших коршунов: у кого коршунов будет больше, тот и будет считаться выигравшим спор. Так и поступили. Рем на Аветинском холме насчитал шесть коршунов, Ромул – на Палатинском – двенадцать. Братья было заспорили о нечестных подсчетах, но их спор прекратили те, кто пришел вместе с ними. Выходило, что основателем Рима мог считаться Ромул, и он будет строиться на Палатинском холме.

Ромул провел широкую линию на земле, словно очерчивая границы (померии) будущего города, и возвестил, что ни один горожанин без его разрешения не переступит границу. Рем заявил, что границу эту перейдет даже младенец, и в шутку перепрыгнул несколько раз через линию. Ромул пришел в ярость и в запале убил собственного брата – Рема, сказав при этом: «Так я поступлю с каждым, кто нарушит мой приказ».

Ромул дал городу собственное имя (Ромул – «Roma», город Ромула) . Был проведен длинный ритуал рождения нового города: Ромул и его соратники по очереди перепрыгнули через огонь, чтобы доказать, что их помыслы чисты; затем была вырыта яма, куда все по очереди бросили по комку земли, принесенной из Альба-Лонги. Этим они показывали, что связь с родной землей остается у каждого, и что Рим отныне будет также считаться их родным городом.

Так как Romulus считался основателем Рима, отныне он нес огромную ответственность за Рим и за всех его жителей.

Понемногу Рим разрастался, со временем появились постройки не только на Палатинском, но и соседних Аветинском и Капитолийском.

Правление

Romulus-правитель был озабочен тем, как увеличить население города. Так как основную массу жителей на момент основания составляли мужчины (притом, далеко не лучшие категории населения – беглые рабы, каторжники, бродяги), соседние поселения не спешили породниться с ними.

Поэтому правитель пошел на хитрость: во время городского праздника римляне просто захватили понравившихся женщин (в историю сей факт вошел как «похищение сабинянок»). Одна из сабинянок, Герсилия, стала женой самому основателю Рима, родив ему сына Авилия и дочь Приму.

Скандал тогда разгорелся нешуточный, вплоть до военных угроз со стороны соседних территорий. Долгая кровопролитная война, право за обладание лучшими землями , претензии на власть… Наконец, племена римлян и сабинян решили примириться.

Заключили меж собой соглашение два сильных правителя – Ромул и Тит Таций, правившие впоследствии вместе в течение шести лет (после смерти Тация в одном из походов Ромул стал единоправным царем). Сабиняне поселились на одном из семи холмов – Капитолийском.

Romulus становится первым, кто ввел новую систему правления – сенат . Свое многочисленное войско он делит на легионы, а из остального населения Рима выбирает лучших из лучших, дабы составить из них городской совет. Он называет их «отцами», потому что они заботятся не только о собственных сыновьях, но и о других жителях Рима.

Потомки будут называть их – патриции. Это будущие сенаторы, призванные решать основные вопросы жизнеобеспечения Рима.

Царь поделил жителей на патрициев и плебеев, задав тем самым задачи каждому из них – патриции решают вопросы насущные, плебеи занимаются земледелием и скотоводством. Однако каждый плебей был защищен законодательно, и каждый бедняк мог выбрать себе патрона – защитника (именно отсюда берет начало понятие патроната).

При Ромуле появляются свои праздники и обычаи. Убийство собственного брата (а Ромула долгие годы мучили угрызения совести за содеянное) послужило толчком к созданию Ромулом праздника Лемурий – в честь усопших.

Похищение сабинянок дает начало римскому обычаю похищать невесту перед свадьбой. А в честь женщин-сабинянок, которые примирили представителей двух племен – римлян и сабинян – Ромул установил праздник Матроналий.

Правил Romulus около 38 лет . Но во время одного из походов Ромул исчез. Случилось это при странных обстоятельствах: по свидетельству Плутарха, на месте сражения вдруг возникла странная туча, появлению которой сопутствовали ветры и вихри. Народ в панике бежал с поля боя, но после того, как туча рассеялась, Ромула не нашли – ни живым, ни мертвым.

Римская мифология приписывала Ромулу чуть ли не вознесение на небо. Но часть историков склоняется к версии, что в результате заговора в Сенате Ромул был убит своими же соратниками.

Но в 2007 году, при раскопках на Палатинском холме , была обнаружена пещера, где якобы и жили мальчики, пока их вскармливала волчица.

Вход в пещеру оказался настолько труднопроходим , что сначала исследования проводились при помощи небольшой видеокамеры.

Визуальные исследования показали наличие декоративной отделки на стенах пещеры, элементов мозаики и лепки.

Была выдвинута версия, что эта пещера служила убежищем и пристанищем для опальных близнецов, местом, где их выкармливала волчица.

Позднее народ Рима сделал из этого места святилище и поклонялся священной волчице.

Благодаря заботам Ромула, его руководству, Рим превратился из небольшого поселения на Палатинском холме в величественный город, который пронес свою славу через века – от древних времен до сегодняшних дней.

Вконтакте

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....