Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Развитие ребенка с 6 месяцев. Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц. Учимся понимать друг друга

За шестой месяц ребенок набирает в среднем 650 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес шестимесячного ребенка около 7100 - 7400 г, а рост - 66-70 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • начинает ползать,
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Тест развития ребенка в 6 месяцев

1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.

3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.

4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.

5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.

6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом “оживления”.

7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.

8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.

9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.

10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Сколько спит ребенок в 6 месяцев

Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть - прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

5 кормлений через 4 часа. Можно начать постепенно вводить прикорм, если вы не сделали это раньше. По рекомендациям ВОЗ прикорм желательно вводить не позднее 6 месяцев, поскольку в ином случае могут возникнуть как проблемы с жеванием, так и с обеспечением организма малыша витаминами и микроэлементами в необходимых количествах.

Режим и распорядок дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 6 месяцев

В 6 месяцев начинают прорезваться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

В 6 месяцев малыш уже сидит и его руки свободны для того, чтобы оперировать с самыми разными предметами. Поможем ему развивать мелкую моторику рук, это очень важно для последующего развития речи. Кроме музыкальных игрушек в этом возрасте малыш очень любит играть предметами, складывающимися друг в друга - формочки разной величины, матрешки, пирамидки. Начинаем играть в Ладушки. Сначала берите ручки малыша в свои и хлопайте, приговаривая: ладушки, ладушки, где были - у бабушки, что ели - кашку, что пили - бражку (молоко), попили-поели - кыш полетели, на головку сели (ручки на голову).

Подойдут малышу и музыкальные игры, имитирующие голоса животных при нажатии на кнопку.

День, когда ребёнку исполнилось 6 месяцев – это долгожданное событие для многих родителей и достаточно солидный возраст для грудничка. Малыш сильно вырос, он стал намного активнее и требует гораздо больше внимания со стороны родителей, чем раньше. Он вовсю использует новые навыки: активно переворачивается со спины на животик и обратно, крутится как юла, может свободно сидеть в детском стульчике или коляске. Хотя большинство детей в 6 месяцев ещё не в состоянии сесть без посторонней помощи, они активно капризничают и канючат, пока их не усадит мама или кто-нибудь из взрослых.

Обычно в этом возрасте появляются первые зубы у ребёнка и успевшие отвыкнуть от ночных концертов родители снова могут лишиться ночного покоя.

Что умеет ребёнок в 6 месяцев?

    Ползает на небольшие расстояния, может доползти по ровной поверхности до интересующего его предмета. Если оставить шестимесячного ребёнка на кроватке без бортиков, существует опасность, что он самостоятельно доберётся до края, упадёт и ударится головой.
  • Активно лопочет, в лепете можно услышать повторяющиеся звуки «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма» или «гу-гу-гу» – это первый признак того, что кроха скоро начнёт говорить. Некоторые дети в 6 месяцев понимают простые слова, такие как «пойдём» (если мама произносит это слово, когда берёт на руки), «нельзя», «кушать».
  • Перекладывает игрушку из руки в руку.
  • Отлично держит голову и контролирует её положение в любой позе.
  • Переворачивается с животика на спинку и обратно.

Проявляемые грудничком эмоции становятся разнообразнее. Если раньше его состояние менялось между «рад» и «плачу», то теперь появилась новая гамма эмоций: «недовольство», «удовлетворение», «печаль», «страх», «настороженность». Расширение используемых эмоций влечёт качественное изменение лепета. Теперь за издаваемыми малышом звуками могут стоять такие желания, как «возьмите меня на руки», «посмотрите на меня» или «это мне нравится».

Развитие в 6 месяцев

Основная физическая особенность ребёнка 6-ти месяцев – первые молочные зубы. Конечно, развитие каждого грудничка индивидуально и время, когда появляются первые зубы различно для разных детей. У кого-то первый зуб покажется только в год, а есть малыши, которые к шести месяцам уже могут похвастать парой передних резцов. Однако в среднем у большинства деток первые зубки прорезаются в возрасте 6 месяцев.

Иногда первый зуб обнаруживается незаметно. При кормлении ребёнка с ложечки внезапно раздаётся звякающий звук или во время кормления карапуз начинает исследовать новые возможности своего организма и кусает только что прорезавшимся острым зубиком мамину грудь. Но в большинстве случаев прорезывание первых зубов проходит болезненно для малыша, связано с плачем, сниженным настроением и бессонными ночами для самого карапуза и его родителей.

аленькую вещь, как чайная ложка. Без труда меняет положение своего тела, переворачивается, крутится на месте, начинает понемногу ползать. Родителям следует быть осторожными, ведь совсем недавно ребёнок не мог самостоятельно выползти из ходунков или из коляски. Теперь же он активно изучает окружающее пространство и если какой-то интересный, но опасный предмет находится вне досягаемости, он постарается до него добраться.

Уход в 6 месяцев

Питание ребёнка в 6 месяцев кардинально меняется. Ему предстоит открыть для себя множество новых вкусов. Материнское молоко по-прежнему остаётся основной пищей, однако настала пора вводить прикорм для грудничка. Прежде чем начать прикорм ребёнка, проконсультируйтесь с педиатром, определите, какие продукты будете вводить и в каком порядке. Обычно это овощное пюре, различные каши. Не рекомендуется начинать прикорм с ягод, яркоокрашенных фруктов, а тем более цитрусовых – поскольку вероятность появления аллергических реакций на них выше всего. Не стоит спешить и пересаживать ребёнка «за общий стол» с взрослыми. Пока что для него под строгим запретом копчёное, жареное, жирное. Не стоит кормить малыша в 6 месяцев сладким: шоколад, конфеты и торты должны дождаться своей очереди.

Ведите дневник прикорма , записывайте туда все новые продукты, которые вы даёте попробовать малышу. Знакомство с новой едой следует начинать постепенно: до основного приёма предложите крохе попробовать пол чайной ложки нового блюда. Затем докормите его молоком. Если всё пройдёт успешно и не вызовет никаких отрицательных реакций – на следующий день вашему карапузу можно дать уже целую ложку. Главное – следить за реакцией детского организма: покраснения, сыпь на коже, боль в животике и понос – вот перечень отрицательных реакций. Если хоть что-нибудь из этого списка обнаруживается у вашего малыша – немедленно исключите из рациона новый продукт. По крайней мере 3 ближайших дня не давайте ребёнку пробовать ничего нового. Если же знакомство прошло успешно, через недельку можно расширить рацион малютки ещё на один продукт.

В остальном уход за ребёнком 6 месяцев мало отличается от того, что было в прошлом месяце. Ваш малыш по-прежнему нуждается в ежедневных прогулках на свежем воздухе , его следует купать каждый вечер, каждое утро умывать . При замене подгузника следите за гигиеной – содержите промежность в сухости и чистоте, применяйте средства по уходу за детской кожей – масло, крема, присыпки. Для того чтобы кожа малыша немного отдыхала, время от времени оставляйте его без подгузника на специальной клеёнчатой пелёнке или одеяльце.

Сон ребёнка в 6 месяцев составляет приблизительно 14 часов в сутки, днём малыш спит два раза по 2 часа, ночью около 10 часов. Время непрерывного ночного сна у шестимесячного ребёнка немного увеличилось – теперь он может проспать, не просыпаясь для питания, 7 часов подряд.

Чтобы ребёнок в 6 месяцев чувствовал себя хорошо, ему важно внимание взрослых. Надо выделять время и регулярно заниматься с малышом – играть в игры , поощрять к ползанию, делать массаж, разговаривать, вместе петь песни или проговаривать ритмические стишки . Благодаря постоянному общению с взрослыми, которые не подражают лепету ребёнка, а ласково, но внять разговаривают с ним, называют предметы и указывают на них, у крохи формируется пассивный запас слов и нарабатываются речевые навыки. Скоро он сможет осознанно повторять за вами и полноценно общаться, а пока нужно набраться терпения и помочь своему малышу.

Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?

Физиологическое развитие

Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.

Развитие самостоятельности и опрятности

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.

Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.

Мелкая моторика

Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.

Ползание

От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.

В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.

Учимся сидеть

Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.

Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.

Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.

Учимся стоять

Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.

Мышление

Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.

Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.

В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.

Речь

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.

В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.

Эстетическое развитие

Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.

В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.

Эмоциональное развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.

В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.

Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?

Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:

  • узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
  • настораживаться при появлении чужого человека;
  • учиться переворачиваться со спины на живот;
  • смеяться, лепетать;
  • реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
  • проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
  • при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.

Тревожные признаки

Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:

  • малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
  • полностью отсутствует лепет;
  • кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
  • нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
  • когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
  • если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
  • лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.

Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.

Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.

Вашему малышу 5 месяцев. Пройдет еще 4, наполненные событиями недели, и он пересечет заветную отметку в полгода. Наблюдая за развитием, обучением своего карапуза вы уже заметили, что он кардинально изменился. Это уже не тот неповоротливый несмышленыш, принесенный вами из роддома, а активный, умный, иногда даже хитрый маленький человек. Да, он еще не говорит, не ползает и даже не сидит, но его умения и психическое развитие шагнули далеко вперед.

Как выглядит 5-й месячный ребенок

Движения малыша осознанные и четкие, голос – громкий и эмоциональный, желания –понятные, режим дня – установлен. Еще немного, малыш поползет и сядет, произнесет первый раз осознанно «мама», поднимется на ноги и пойдет. Каждый ребенок делает это в свое время и со своей скоростью. Ваша задача — поддержать его в освоении необходимых навыков.

Каждый день вы будете наблюдать, как быстро ребенок учится новому, ежедневно достигает небольших, но вершин совершенства. Малыш на шестом месяце жизни выполняет одинаковые упражнения несколько раз подряд, тренируя мышцы и осознавая, как совершается то или иное движение. Из-за совершенствования нервной системы ребенок уже может осознавать свои действия и стремиться к новым навыкам.

Приятной особенностью этого периода становится наполнение дома лепетом и детским смехом. Малыш нуждается в общении и активно участвует в диалоге со взрослыми. Пройдет еще немного времени и вместо лепета начнут появляться первые слова.

Физиологические изменения

Тело малыша становится крепким и сильным. Кроха уже многое может, стремится двигаться и менять положение, переворачивается сам с живота на спину и обратно. Ребенок хватает игрушки, трясет ими, подносит к глазам и рту, стучит. Мышцы живота и спины становятся развитыми, скоро кроха сядет и радостно засмеется.

В зависимости от заложенных природой особенностей, темперамента, характера дети учатся садиться в разное время. Одни справляются с задачей в 5,5 месяцев, другие — уже перевалив за отметку в 6 месяцев. Как бы вам ни хотелось помочь карапузу, не стоит форсировать события. Вы можете предлагать упражнения на тренировку мышц, массажировать и привлекать его игрушками на новый уровень, но не заставляйте делать то, что он еще не может.

При недостаточном развитии мышц спины, нагрузка по удержанию тела ложится на позвоночник, который хрупок и легко поддается искривлению. Особенно это касается девочек. Все дело в формировании половой системы. Матка и яичники девочки находятся непосредственно в месте сгиба туловища и защищены от внешних факторов мышцами живота, придерживающими внутренние органы. Влияние раннего высаживания малышек на формирование бесплодия не доказано, но такие подозрения существуют. Конечно, если дочка самостоятельно сядет раньше 6-ти месяцев, достаточно развив мышцы, не стоит ее останавливать, но и не стоит принуждать.

На шестом месяце проявляется стремление перемещаться вслед за предметом. Чем сильнее это желание, тем быстрее карапуз поползет. Основой для будущего умения ползать становятся постоянные перевороты с живота на спину и обратно, подъем туловища вверх, лежа на животе. С каждым днем мышцы рук и ног становятся крепче, позволяя крохе подползать не поднимая живот, крутиться, отползать. Чтобы помочь освоить это умение предлагайте почаще тянуться за игрушками, стимулируйте желание изменить место нахождения.

К шести месяцам кроха вполне может постоять несколько минут, держась за опору. Развитие мышц ног и рук позволяют ему удерживать себя в вертикальном положении. Но не стоит слишком часто предлагать ему такое развлечение. Всему свое время. Сначала крохе нужно освоить умение сидеть или ползать, только после этого он может переходить на подъем в положение стоя.

Появление возможности стоять вертикально, когда родители держат за подмышки, появляется как следствие полного затухания врожденных рефлексов. Теперь малыш, находясь в таком положении, не перебирает ножками и не стремиться их согнуть, а выпрямляет полностью в коленях и бедрах.

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Вместе с появлением новых двигательных навыков и усилением ежедневной активности заметен прогресс в совершенствовании нервной системы. Карапуз уже откликается на имя, реагирует на присутствие незнакомых людей, пытается подражать речи. Если заниматься развитием речи, то уже в этот период малыш может достаточно хорошо повторять некоторые слоги и безошибочно произносить звуки.

Для стимулирования развития речи в этот период жизни необходимо, как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги, петь песенки. Между 5 и 6 месяцами формируется активное восприятие речи. Чем больше малыш услышит, тем лучше он будет понимать вас.

Разговаривая с крохой, стоит стараться использовать его имя, как можно чаще. Не стоит постоянно называть его зайчиком или котиком. Восприятие собственного имени – важный этап в формировании личности. Применение ласковых прозвищ возможно, но в несколько раз реже, чем собственного имени ребенка.

Малыш с удовольствием общается со знакомыми взрослыми, привлекает внимание разнообразными звуками, лепечет. Появляются новые эмоциональные проявления радости. Малыш может вскрикнуть при виде мамы или любимой игрушки. Расширение звуковых возможностей очень нравится ребенку и в период бодрствования он постоянно совершенствует этот навык.

С незнакомыми людьми кроха ведет себя настороженно. Базовые инстинкты самосохранения начинают работать. Он понимает интонацию, различает звучание, ассоциирует голос с человеком. Если еще 2 месяца назад кроху мог взять на руки любой человек, то на текущий момент это может закончиться плачем и попытками вернуться на руки к маме. Память малыша на лица пока еще кратковременная. Человек, которого малыш видел 2 недели назад становится чужим и незнакомым. Если бабушки и дедушки хотят играть и общаться с крохой, то им нужно позаботиться о частых визитах.

Нормальное развитие невозможно без спокойной атмосферы. Кроха нуждается в режиме дня, отсутствии переизбытка эмоций, постоянстве. До полугода стоит воздержаться от большого количества гостей, не брать кроху с собой на шумные мероприятия. При чрезмерной нервной нагрузке малыши становятся капризными, плохо спят и едят.

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Ногти малыша требуют еженедельного контроля. Стоит внимательно следить за их длиной, своевременно обрезать выступающие части. Делать это необходимо специальными ножницами с закругленными концами. Не рекомендуется использовать щипчики или предметы из взрослого маникюрного набора. У ребенка должны быть собственные ножницы, предназначенные только для обрезания ногтевых пластин. Не рекомендуется выполнять ими другие действия или использовать для другого человека.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.

Первый зуб

Дети, которые не обзавелись первыми зубами ранее, в возрасте 5-6 месяцев обязательно это сделают. У них появится повышенное слюноотделение и будет заметно разбухание десен. Реагируют малыши на этот процесс по-разному. Одни проходят его достаточно спокойно, практически незаметно. Другие становятся капризными, плохо спят и едят. Третьи переживают появление зубов очень тяжело. Среди наиболее часто встречаемых сложностей, сопровождающих появление зубов можно выделить:

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

Обычно самым сложным является процесс появления первых зубов, а дальше проявления будут менее интенсивными.

Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Появление зубов – самый непростой период для мамы и малыша. Полностью избавиться от неприятных проявлений вряд ли удастся. Это время нужно просто пережить.

Пищеварительная система

К пяти месяцам пищеварительная система карапуза уже полностью сформировалась. Позади остались кишечные колики, сопровождающие заселение ЖКТ полезной микрофлорой. Кроха уже не срыгивает или делает это очень редко. Организм готов к получению новой более разнообразной пищи.

Обычно на шестом месяце жизни здоровые детки, находящиеся на ГВ, начинают получать прикорм. Дети, употребляющие в пищу смесь, начинают знакомство с кашей. Постепенно увеличивается объем немолочной пищи и к 6-ти месяцам целесообразно заменить ею второе кормление.

Социальный контакт

Ребенок все больше нуждается в общении. Разговор и чтение книг становятся важным способом формирования звуковой базы карапуза, способствуют развитию восприятия речи, установлению контакта между ребенком и родителями.

В этот период стоит наполнять жизнь крохи разнообразными видами общения: диалог, телесный контакт, совместные танцы и пение. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее и лучше он заговорит.

Правила по уходу

Уход за ребенком на 6-м месяце жизни остается прежним. Как и раньше с утра необходимо проводить гимнастический комплекс, умывать, чистить ушную раковину и нос. В течение дня не забывайте следить за чистотой паховой области, производить очистку рук, ног, тела по мере загрязнения. Вечером каждый день необходимо купать кроху в ванночке или предлагать плавать в ванной со специальным кругом.

Хорошо постепенно отучать кроху от постоянного ношения подгузника. Одевать его можно на ночной сон и прогулку на улице. Дома, желательно, держать его в трусиках. Раннее отучение от подгузников позволит вам проще приучить карапуза к горшку. Малыш не привыкнет к постоянному впитыванию мочи и кала, будет понимать разницу между сухими и мокрыми штанишками. Все это позволит быстро показать преимущество использования горшка и необходимость сообщать вам о желании пописать.

Купание и гигиена

Купание малыша на 6-м месяце жизни остается ежедневной процедурой. По-прежнему использование мыла не требуется. При желании или назначении врача можно использовать отвары трав, но не стоит усердствовать. Любые травы при неправильном использовании имеют побочные действия, следует относиться к ним разумно.

Купание ребенка по продолжительности составляет 15-20 минут и заключается в полном омовении и протирании всего тела. Для умывания личика хорошо использовать ватные тампоны. Смочите в отдельно стоящей воде ватный диск. Протрите лицо карапуза в направлении от носа к ушам.

Внимательно следует отнестись к очищению пальчиков. Нужно не только ополоснуть ладошку, но и протереть кожу между пальчиками.

Паховая область требует отдельного внимания. Обязательно нужно мыть все складочки. При мытье девочки не стоит разводить половые губы и тереть область влагалища. Эта зона очень нежная и умеет самоочищаться. Достаточно просто промыть водой.

Вода при купании в ванночке должна быть около 37 градусов, при плавании в ванной — около 27. Разница температуры при разных видах купания обусловлена целью. В ванночке вы расслабляете малыша, моете, при купании в ванной стимулируете движение мышц.

После любого вида купания следует дополнительно ополаскивать малыша чистой водой не из ванночки или ванной. Ее стоит подготовить до купания, чтобы она была немного прохладней воды, в которой купался карапуз.

Питание

Между 5 и 6 месяцами жизни всем детям начинают вводить прикорм. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, продолжают увеличивать количество получаемого фруктового пюре и сока, а крошки, находящиеся на ГВ, во второе утреннее кормление начинают получать дополнительные продукты.

Во второе кормление в первую неделю 6-го месяца жизни кроха получает для знакомства сок. Обычно родители предпочтение отдают яблочному соку. Если реакции не наблюдается, то в течение первой недели количество предлагаемого сока увеличивается до чайной ложки. Через неделю можно предложить другой вид сока. К 5,5 месяцам можно предложить крохе познакомиться с фруктовым пюре.

Таблица возраста для введения новых продуктов в зависимости от вида вскармливания

Прикорм Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес 5 мес
Фруктовое пюре 4 мес 5,5 мес
Овощное пюре 4,5 мес 5,5 мес
Каша 4,5 -5 мес 5,5-6 мес
Мясное пюре 6 мес 6 мес
Творог 6 мес 6 мес

Таблица разрешенных продуктов детям до 6 месяцев

Вводя прикорм малышу, можно готовить еду самостоятельно или покупать уже готовые продукты. При использовании баночного и коробочного питания стоит внимательно изучить упаковку на возрастную оценку. Для разного возраста пища проходит разную степень обработки, поэтому не стоит выбирать для 5-го месячного малыша кашу, на которой стоит отметка от 7-ми месяцев.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка достигает 10-11 часов и большинство детей не просыпаются для перекуса. Днем малыш спит 2 раза. Дневной сон обычно длится 2-3 часа и совпадает с прогулкой.

В период активного прорезывания зубов ночной и дневной сон могут становиться прерывистыми. Стоит проконсультироваться с педиатром о применении обезболивающих средств для сохранения привычного режима.

Закаливание

Закаливание ребенка на 6-м месяце жизни остается прежним. Воздушные и солнечные ванные необходимо проводить ежедневно по несколько раз. Обтирание водой комнатной температуры можно совершать утром и вечером после пробуждения.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия. Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Игрушки для развития

На шестом месяце жизни, кроме погремушек и гирлянд можно предложить карапузу новые виды игрушек. Возросшие двигательные навыки позволяют играть:

  • Пирамидкой. Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра. В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
  • Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
  • Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
  • Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
  • Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
  • Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц

У многих родителей к 5-ти месяцам жизни ребенка появляется вопрос необходимости ежемесячного посещения педиатра. При отсутствии проблем с развитием и поведениям, некоторые взрослые считают это необязательным. Это не правильное суждение. В первый год жизни организм малыша проходит сложный этап становления, требующий постоянного контроля со стороны специалистов. Обязательно необходим контроль гармоничного развития, установления нормальной работы всех систем, зарождения и формирования основных навыков. Не всегда родители вовремя могут заметить некоторые отклонения от нормы и выбрать правильную последовательность действий.

Современная медицина позволяет своевременно заметить и устранить большое количество нежелательных проявлений, поэтому стоит не пренебрегать необходимостью ежемесячного посещения педиатра и обязательно проходить узких специалистов. Обязательным является контроль невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и ортопеда.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.

Полгода – один из важнейших этапов в физическом и эмоциональном взрослении малыша. Ребенок в 6 месяцев начинает более осознанно манипулировать игрушками, пытается общаться с окружающими людьми. Кроха пробует свой первый прикорм и даже формирует вкусовые предпочтения.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

Физические показатели младенца зависят от многих факторов, включая наследственность и пол, поэтому они представлены в широких пределах. Рост ребенка в 6 месяцев:

  • мальчики – от 63 до 71,9 см;
  • девочки – от 61,2 до 70,3 см.

Допустимый вес ребенка в 6 месяцев:

  • мальчики – 6,4-9,8 кг;
  • девочки – 5,7-9,3 кг.

Питание ребенка в 6 месяцев

Чтобы рост и масса тела малютки находились в пределах указанных выше норм, он должен полноценно и регулярно кушать. Основное питание малыша в 6 месяцев пока составляет грудное молоко или адаптированная смесь, но ближе к концу первого полугодия жизни необходимо вводить прикорм. Педиатры разрешают как базовую, так и педагогическую методику. В первом случае новые блюда предлагаются крохе по расписанию и в ограниченном количестве. Второй вариант – ребенок самостоятельно пробует крошечные порции блюд с «взрослого» стола, к которым у него возникает пищевой интерес.

Материнское молоко остается главным в рационе полугодовалого младенца, но в обед ему можно предложить новое блюдо. Прикорм малыша в 6 месяцев с нормальной массой тела следует начинать с . Для их приготовления лучше подходят гипоаллергенные продукты, растущие в регионе проживания ребенка:

  • кабачок;
  • светлая тыква;
  • брокколи;
  • патиссон;
  • цветная капуста.

Пюре делается только из одного овоща и воды. Нельзя добавлять соль, сахар или масло, это слишком интенсивная нагрузка на пищеварительную систему крохи. При переносимости можно разнообразить меню ребенка в 6 месяцев . Их лучше вводить спустя 10-15 дней после пробы овощей. Подойдут простые однокомпонентные пюре из таких плодов:

  • персик;
  • яблоко;
  • банан;
  • груша;
  • слива;
  • абрикос.
  • кукурузу;
  • гречиху;

Прикорм начинается с пробы, чтобы отследить реакцию крохи на новый продукт. В первый раз желательно дать малютке 0,5-1 ч. ложку блюда. Постепенно можно наращивать порцию до максимальной границы. Суточные нормы прикорма для 6 месяцев:


  • овощное пюре – 10-120 г;
  • каша – 10-150 г;
  • фруктовое пюре – 5-60 г.

Меню ребенка на ИВ в 6 месяцев

Дети, получающие адаптированную смесь, лучше приспособлены к перевариванию новых продуктов. детей 6 месяцев продолжается, но не является основным компонентом рациона малыша. Молочные смеси включены в меню в количестве 400-500 мл. Остальной объем пищи – прикорм. Его разнообразие и порции зависят от того, сколько весит ребенок в 6 месяцев, к каким продуктам у него выражен пищевой интерес, есть ли аллергические реакции на определенные блюда. Приблизительные рекомендации по объему прикорма в сутки:

  • овощное пюре – 150 г;
  • каши – 160 г;
  • фруктовые соки и пюре – по 60 г;
  • творог – 40 г;
  • мясное пюре – до 30 г;
  • желток – 0,25 шт. (не каждый день);
  • цельное молоко – до 200 мл (в блюда при переносимости);
  • галетное печенье, сухари – 3 г (на пробу);
  • сливочное, растительное масло – до 3 г (в блюда).

Режим ребенка в 6 месяцев

С полугода количество непрерывного, ночного и дневного сна малыша меняется. Режим ребенка в полгода становится ближе к взрослому расписанию. Кроха еще регулярно просыпается для кормлений, но делает это реже. При нормальном развитии, здоровье и стабильном эмоциональном состоянии малыш в 6 месяцев ночью может отдыхать без пробуждений около 7 часов подряд.

Сколько должен спать ребенок в полгода?

Общая продолжительность сна малыша в рассматриваемом возрасте – около 12-14 часов. Более половины этого времени приходится на ночное время (до 10 часов). Дневной сон ребенка в полгода составляет 3-4 часа:

  • утром, после кормления – 40-60 минут;
  • в обед – примерно 2 часа;
  • вечером – около 60 минут.

Ребенок в 6 месяцев плохо спит

Нарушения сна и беспокойство часто встречаются в описываемый период, особенно после 19-20 часов. Ребенок в 6 месяцев плохо спит ночью из-за . На данном этапе развития растут нижние резцы, которые становятся причиной зуда десен, болезненности и отечности мягких тканей во рту. Другие факторы, провоцирующие ухудшение сна у полугодовалых младенцев:

  • слишком продолжительное бодрствование;
  • много новых впечатлений и эмоций;
  • стресс;
  • отсутствие усталости;
  • активная деятельность, игры перед отходом ко сну;
  • особенности биологических ритмов;
  • сепарационная тревожность (страх разлуки с мамой);
  • новые условия для сна (другая комната, кроватка);
  • вздутие живота;
  • повышение температуры тела;
  • любые нарушения здоровья.

Полгода – знаменательная дата в жизни крохи. К этому моменту малыш обретает множество новых физических и эмоциональных навыков, делает первые попытки общения, учится управлять своим телом. Когда исполняется полгода ребенку, родителям необходимо приобрести развивающие игрушки, уделять малютке больше времени для совместных развлечений. Дополнительно нужно позаботиться о безопасности в помещениях, кроха уже может перемещаться самостоятельно.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полугодовалый младенец свободно переворачивается со спины на живот и обратно, многие дети любят крутиться, как юла. Есть перечень базовых навыков, что должен уметь малыш в 6 месяцев:

  • сидеть с поддержкой;
  • держать голову и контролировать ее положение;
  • лежать на животе с опорой на руки;
  • недолго стоять с поддержкой под мышки;
  • раскрывать рот при виде ложки;
  • снимать пищу губами;
  • поддерживать руками грудь во время сосания;
  • есть негустую еду с ложки;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • делать попытки ползать (любым способом).

Что должен уметь ребенок в полгода в эмоциональном плане:

  • подражать взрослым;
  • долго следить за игрушкой, взаимодействовать с ней;
  • узнавать людей;
  • проявлять эмоции (смеяться, хмуриться, пугаться);
  • реагировать на слова и музыку;
  • произносить повторяющиеся слоги;
  • выражать желания с помощью звуков;
  • иметь предпочтения (любимая игрушка, мультик, человек).

Родители должны учитывать, что каждый малыш уникален в своем развитии. Некоторые дети начинают сидеть, ползать и выполнять другие ожидаемые действия в 6 месяцев, другие – немного позже, некоторые крохи пропускают определенные этапы, сразу переходя к более сложным задачам. Важно позволять ребенку взрослеть в соответствии с его личным ритмом, не заставлять ничего делать «через силу».

Как развивать малыша в 6 месяцев?

В воспитании полугодовалого крохи должны принимать участие и мама, и папа. Когда исполняется 6 месяцев ребенку, он понимает разницу между «своими» и «чужими» людьми, радуется вниманию от членов семьи и ведет себя настороженно при посторонних. Для правильного взросления чада следует уделять время совершенствованию и физических, и эмоциональных, и социальных навыков. Развитие малыша в 6 месяцев предполагает:

  • соответствующие возрасту игрушки;
  • развивающие развлечения;
  • использование современных технологий (игры на гаджетах, мультфильмы);
  • выполнение гимнастики.

К первому полугодию кроха уже хорошо осваивает хватательный рефлекс, но мелкая моторика нуждается в совершенствовании. Подходящие игрушки для детей 6 месяцев:

  • погремушка;
  • большие мягкие кубики;
  • крупные паззлы из пены;
  • стаканчики;
  • музыкальные, интерактивные игрушки;
  • большие машинки;
  • матрешки;
  • крупные шарики, мячики;
  • мягкие игрушки;
  • пластиковые наборы посуды;
  • надувные, мягкие книжки с яркими картинками;
  • лабиринты;
  • пищалки;
  • спирали с шариками;
  • мягкие мешочки с разными наполнителями;
  • липучки и другие.

Развлечь кроху в полгода очень просто, ему понравятся даже бытовые вещи – кастрюля с крышкой, шуршащий пакет, одежда с большими пуговицами. Если на 6 месяцев ребенку подарили много развивающих игрушек, родители должны помогать малышу их освоить. Можно вместе собирать и разбирать пирамидку, матрешку, паззл. Главное – комментировать понятными словами свои движения и действия малютки, называя его по имени («Даша надела, сняла колечко»). Во время таких игр важно показывать крохе, как правильно двигать руками, что делать с предметами.

Особое место в развитии маленьких детей занимают потешки. Они не только веселят, но и учат ребенка понимать слова, чувствовать ритм, устанавливать связь между ними и последующими действиями. Потешки для малышей 6 месяцев можно практиковать с самого утра, дополняя их зарядкой и умыванием:

  1. Мы проснулись. Мы проснулись. Сладко-сладко потянулись, маме с папой улыбнулись.
  2. Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся? Потягуши-потягушечки, от носочков до макушечки. Мы тянемся, потянемся, маленькими не останемся. Вот как быстро мы растем, вот как ножками пойдем.
  3. Щечки мыли. Носик мыли. А глазки – забыли.
  4. Ты мне ручки подавай, да с кроватки вставай. Умываться пойдем. Где водичка? Найдем!
  5. Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся, маме улыбаемся.

Потешки для мелкой моторики:

  1. Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем борщ варил, с этим братцем в лес ходил, с этим братцем кашку ел, с этим братцем песни пел (загибать пальчики).
  2. Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать. Крепкие и дружные, все такие нужные. Пальчики быстрые, ловкие и чистые. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик – вздремнул, этот пальчик – уснул. Это пальчик не спит, убежать норовит.
  3. Пальчик толстый и большой в сад за вишнями пошел. Указательный с порога указал ему дорогу. Пальчик средний – самый меткий, он сбивает вишни с ветки. Безымянный собирает, вишней ведра наполняет. А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Когда исполняется 6 месяцев ребенку, он умеет искренне смеяться, поэтому ему обязательно нужно читать забавные, развлекательные потешки:

  1. Два пожарника бежали (погладить одну и вторую щечку малыша), и на кнопочку нажали (коснуться носика): бип!
  2. Солнышко, солнце, выгляни в оконце. Посвети немножко, дам тебе горошка.
  3. Дождик, капай веселей. Капай, капай, не жалей. Только нас не намочи, ты в окошечко стучи.
  4. Смотрит солнышко в окошко, светит Маше (имя ребенка) в комнату. Мы захлопали в ладошки, очень рады солнышку.
  5. Что за ножки, что за ножки? Это ножки нашей крошки. Ни собачке, ни кошке не дадим такие ножки. Эти ножки, наши ножки будут бегать по дорожке.

Детей развлекают и самые простые игры, например, «ку-ку», и старые потешки, которые тоже способствуют развитию моторики и ориентации в пространстве:

  • сорока-ворона;
  • по кочкам;
  • вышел зайчик погулять;
  • ехали медведи и другие.

Мультики для малышей 6 месяцев

Не все современные педиатры советуют приобщать ребенка к гаджетам, телевизору или компьютера в таком раннем возрасте. Развитие ребенка в полгода полноценно происходит и без мультфильмов, большинство специалистов утверждают, что никакой ценности в них нет. Если родители решили показывать крохе развлекательные передачи, их просмотр должен длиться не более 10 минут в сутки. В 6-7 месяцев ребенку можно показывать следующие мультики:

  • Смешарики;
  • Деревяшки;
  • Tiny Love;
  • Лунтик;
  • Умняша;
  • Baby Einstein и другие.

Упражнения способствуют нормальному формированию опорно-двигательной системы и укрепляют мышцы. Чтобы малыш 6 месяцев правильно развивался, нужно регулярно делать простую гимнастику:

  1. «Парение» с опорой на руки на животе.
  2. Ползание с помощью.
  3. Сгибание и разгибание ножек (по одной и вместе).
  4. «Летящая лодочка» с поддержкой (ручки отводятся в стороны).

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...