Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Ребенок бьет себя по голове: причины, советы доктора. Самоповреждение

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Гульнара!

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. , это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора . Это тема нашей следующей статьи.

Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.

Что делать, если ребенок бьет себя

Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.

Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.

Второе: наполнение желаний кожного вектора.

Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:

  • Ласка
  • Логика
  • Дисциплина
  • Спорт

Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!

Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится . Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.

Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.

Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.

Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.

Как наказывать кожного ребенка?

Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.

Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.

Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания .
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь !

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Наверное, большинство из нас хоть один раз в жизни был свидетелем такой ситуации, когда ребенок до 4-х лет в некоторых случаях начинает сам себя бить или ударяться о стену или другие предметы. Со стороны, а особенно для мамы, это кажется не совсем адекватным поведением.

Во-первых, пугает сама ситуация происходящего, а во-вторых, ребенок может получить достаточно серьезные травмы, которые могут повлиять на его здоровье и дальнейшую жизнь.

Такая ситуация может быть проявлением психики ребенка или являться всего лишь симптомов какого-либо заболевания. К провоцирующим факторам такого поведения относятся внутренние переживания малыша, связанные с окружающим миром или с его личностью. Также возможно наличие внешнего раздражителя, который негативно действует на него, однако ребенок никак не может ему противостоять. Иногда встречается сочетание таких факторов, что впоследствии приводит к избиению самого себя. Подобные ситуации можно наблюдать, когда дети выпрашивают у родителей какую-нибудь покупку, доходят до того, что начинают биться об окружающие предметы. Некоторые начинают кусать себя или демонстрировать истерику на полу.

Когда малыш наносит себе различные удары, все эти действия являются всего лишь появлением огромной проблемы с психологическим здоровьем. Такая ситуация может возникать даже в семьях, где ребенка буквально носят на руках и оберегают своей любовью от жестокой реальности.

Когда ребенок бьет себя по лицу, рукам, ногам или же ударяется о мебель, в этот момент желательно понаблюдать за выражением его мимики. Конечно, в первые разы такого поведения мама будет шокирована и стараться всячески успокоить ребенка. Однако когда это будет происходить систематически, уже родители будут более спокойны и смогут обратить внимание на некоторые нюансы. Заметив их, можно в дальнейшем научиться предотвращать подобные истерики.

Для начала рассмотрим, чего же хочет добиться ребенок, избивая себя. Можно представить, что он хочет этим научиться манипулировать близкими людьми. Такие действия должны привести к получению желаемого, однако стоит единожды поддаться такой провокации, как малыш будет постоянно пользоваться таким приемом. В маленьком возрасте дети не умеют врать, а если пытаются это делать, то все равно не могут скрыть, и разоблачить иногда бывает достаточно легко. Для этого нужно понаблюдать, смотрит ли ребенок на реакцию мамы на его истерику. В данный момент лицо у него должно быть напряженно и сосредоточено.

Сначала он бьет себя, а затем сразу смотрит на маму. Еще одним вариантом избиения самого себя считается восприятие малыша себя как нехорошего человека. Это может происходить, если родители регулярно наказывают его, обзывают или ругают.

Маленькие дети очень доверчивы и быстро впитывают любую информацию. Поэтому, наслушавшись о том, какой он плохой, начинает себя бить. Когда ребенок бьет себя по голове, можно предположить, что он хочет сделать себе больно, только чтобы родители на него не сердились. В такой ситуации по выражению лица можно определить желания ребенка. Лицо должно выражать огорчение, а главное, что удары не прекращаются даже когда родители выходят из комнаты.

Следующей причиной такого поведения может быть проявление отчаяния. Такую реакцию можно наблюдать, когда ребенок не знает, что за ним наблюдают, и, если у него что-то не получается, начинает себя бить. Выражение лица в данной ситуации не показывает никаких эмоций, ведь у него на самом деле нет причин так поступать с собой.

Главными действиями мамы в такой ситуации должна быть не выжидательная тактика, а старание успокоить ребенка. Так, для начала нужно держать себя в руках и не повышать голос. Успокаивать следует тихим голосом, нашептывая на ушко. Ведь ребенок ждет криков и громких указаний, а здесь, наоборот, тихие доводы и убеждения. Такая реакция может удивить и затормозить истерическое состояние. Также не следует резко менять свои крики на нежность и упрашивания при каждом ударе об острый предмет, так ребенок поймет, что может манипулировать, и последующее развитие ситуации будет зависеть только от него. Для того чтобы уберечь его от ударов, можно легонько придерживать руки и параллельно проводить воспитательный разговор, убеждать, что его все любят и не стоит так себя вести. Если родители поймут по поведению ребенка, что он пытается такими избиениями манипулировать, тогда для выхода из такой ситуации нужно оставить его наедине и не обращать внимание. Ребенок поймет, что не может повлиять на родителей и прекратит истерику. В обычной жизни, в промежутках между такими сценами нужно уделять ребенку много внимания, окружить заботой и лаской, следует дать почувствовать ему, что он – самый важный человек для родителей.

Исходя из сложившейся ситуации, когда ребенок сам себя бьет, можно сделать вывод, что родители, которые наблюдают за своим ребенком и хотят, чтобы он вырос здоровым и полноценным, могут с легкостью определить причины такого поведения.

Малыш в таких ситуациях нуждается в помощи взрослых. Если со временем такие избиения не прекратятся, то следует обратиться к специалистам. Они должны поработать с психикой ребенка и помочь ему не закрыться в себе и избавиться от страхов и некоторых убеждений.

Для отвлечения и разрядки эмоционального напряжения можно увлечь малыша каким-либо занятием или записать в кружок. В дальнейшем, даже если прекратятся истерики, родителям нужно контролировать поведение и учить ребенка выходить из трудных ситуаций другими путями.

Самоповреждение – умышленное нанесение телесных повреждений самому себе, которое обусловлено внутренними психологическими проблемами и не связано с намерением совершить суицид.

МКБ-10 X84
MeSH D016728
DiseasesDB 30605 29126

Причины

Выделяют три вида самостоятельного истязания: серьезное, стереотипическое и умеренное.

Серьезное самоповреждение – это удаление органов или частей тела (глаз, ушей, конечностей, гениталий). Оно встречается очень редко и в большинстве случаев имеет определенный символический смысл. Его основными причинами являются:

  • шизофрения;
  • маниакальный синдром;
  • глубокая депрессия;
  • транссексуализм;
  • острая наркотическая или алкогольная интоксикация.

Стереотипическое самоповреждение – ритмичные монотонные действия, наносящие вред человеку (удары головой о стену, укусы). Оно характерно для людей с задержкой в развитии, аутизмом и синдромом Туретта.

Умеренное самоповреждение проявляется в виде поверхностного травмирования собственного тела (порезов, расцарапываний, вырывания волос). Им занимается около 4% населения. Основная часть из них – дети подросткового возраста (в большинстве случаев – девочки). Кроме того, склонность к самоповреждению наблюдается среди:

  • ветеранов войны;
  • заключенных;
  • гомосексуалистов;
  • воспитанников интернатов;
  • людей, подвергавшихся насилию в детстве.

Основные причины умеренного самоповреждения – различные эмоциональные проблемы: душевная боль, внутренняя пустота, чувство вины, желание привлечь к себе внимание. Кроме того, членовредительство может быть следствием приема психоактивных веществ или одним из проявлений психических дисфункций:

  • пограничного расстройства личности;
  • посттравматического синдрома;
  • депрессии;
  • биполярного аффективного расстройства;
  • расстройства пищевого поведения (анорексии, булимии) и так далее.

Патогенез

Существует три основных теории, которые объясняют, почему самоповреждение становится повторяющимся поведением:

  • серотониновая;
  • опиатная;
  • кортизоловая.

Согласно серотониновой теории у некоторых людей в организме вырабатывается недостаточный уровень серотонина, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. При нанесении аутоповреждений происходит активизация синтеза этого гормона, и у человека улучшается самочувствие.

Опиатная теория состоит в следующем. Травма запускает противоболевую систему головного мозга: начинают вырабатываться естественные обезболивающие вещества – опиаты. Они притупляют неприятные ощущения и вызывают эйфорию. В результате возникает зависимость, заставляющая человека повторять самоповреждение.

Кортизол – гормон, который синтезируется в стрессовые моменты и запускает каскад реакций, способствующих защите организма от внешних агрессивных факторов. Но у части людей происходит наоборот – в проблемных ситуациях уровень кортизола снижается. Они сознательно причиняют себе боль, чтобы изменить гормональный фон и справиться с трудностями.

Психологические механизмы самоповреждения:

  • замещение боли – физический дискомфорт приводит к притуплению эмоциональных страданий;
  • усиление ощущений – боль помогает заполнить внутреннюю пустоту, а также доказывает пациенту, что он еще жив;
  • самонаказание – завышенные требования окружающих или реальные проступки заставляют человека наказывать себя.

Иногда с помощью нанесения повреждений подростки пытаются привлечь внимание родителей или друзей. Особенностью этой ситуации является демонстративность травм, в то время как в остальных случаях люди тщательно скрывают следы членовредительства.

Симптомы

Самоповреждение у подростков может проявляться в таких формах, как:

  • порезы кожи острыми предметами;
  • саморасцарапывание кожи;
  • ожоги;
  • препятствование заживлению ран;
  • ущемление частей тела;
  • вырывание волос;
  • ломание костей;
  • втыкание иголок.

Кроме того, многие специалисты относят к самоповреждению употребление токсических веществ, переедание и голодание.

Чаще всего травматизации поддаются руки, ноги и передняя часть туловища. Человек может использовать несколько способов нанесения повреждений. Поводом для членовредительства является любая ситуация, вызывающая тревогу или напряжение. Как правило, люди истязают себя в одиночестве. В редких случаях подростки делают это в небольших группах.

Основной признак самоповреждения кожи – наличие следов (порезов, гематом, шрамов, ожогов). Обычно человек скрывает их под одеждой или объясняет неосторожным поведением. Зачастую он носит с собой острые предметы.

Как правило, расстройство сопровождается другими симптомами, среди которых:

  • трудности с установлением межличностных связей;
  • склонность к рефлексии;
  • импульсивность, тревожность, поведенческая нестабильность;
  • недовольство жизнью и так далее.

Диагностика

Обнаружив у подростка признаки самоповреждения острыми предметами, необходимо проконсультироваться с психологом. В ходе беседы врач проведет опрос и установит причины аутоагрессивного поведения. При необходимости он направит пациента к психиатру для постановки клинического диагноза.

Кроме того, может потребоваться осмотр у , травматолога или терапевта для определения характера и тяжести повреждений.

Лечение

Как избавиться от склонности к самоповреждению? Прежде всего необходимо, чтобы пациент признал проблему, а также выяснил ее причины совместно с психологом. Зачастую подросток не может объяснить, почему он ранит себя. Узнать глубинные предпосылки аутоагрессивного поведения получается только с помощью психоанализа.

Алгоритм лечения самоповреждения подбирается индивидуально. Он может включать одно или несколько направлений психотерапии:

  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • диалектическую поведенческую терапию;
  • техники, целью которых является развитие внутренней осознанности.

Могут использоваться медикаменты – антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и так далее. Их прием должен обязательно контролироваться врачом.

Для того чтобы эффективно бороться с самоповреждением, пациенту необходимо корректировать свое поведение. Специалисты рекомендуют постепенно заменять привычку резать или царапать себя в тревожных ситуациях на менее травматичные действия. Например, надевать на запястье резинку и дергать за нее при возникновении желания нанести себе травму. Другие варианты замещения – крик, удары по боксерской груше, разрывание бумаги

Кроме того, пациенту следует отвлекаться от навязчивых мыслей с помощью физических упражнений, прогулок, танцев, занятий музыкой и так далее. Если человек страдает от внутренней опустошенности, в качестве усилителя ощущений можно использовать холодный душ.

Самоповреждение у подростков требует участия всей семьи. Необходимо поддерживать ребенка и обсуждать с ним его чувства.

Прогноз

Возможные последствия самоповреждения в подростковом возрасте:

  • закрепление поведенческой схемы, в основе которой лежит использование аутоагрессии вместо конструктивных решений в сложных жизненных ситуациях;
  • инфицирование ран;
  • формирование шрамов и увечий;
  • нанесение повреждений, несущих угрозу для жизни.

Грамотная позволяет скорректировать поведение и устранить склонность к самоповреждению.

Профилактика

Профилактика самоповреждения заключается в своевременном решении психологических проблем и лечении расстройств поведения.

Иногда случается так, что маленький ребенок до трех лет в напряженных ситуациях начинает наносить себе удары или биться головой о стену или пол. Это вызывает у мамы настоящий шок. Если учесть, что эти удары бывают совсем нешуточные, у любого родителя возникают вполне логичные вопросы, которые можно разделить на три условные категории:

  • Причина такого поведения . Почему он так делает? Что в семье провоцирует у ребенка такое поведение? Виноваты ли родители в чем-нибудь?
  • Хочу, чтобы этого не было . Как сделать так, чтобы ребенок не наносил себе удары?
  • Как правильно реагировать маме на такое поведение малыша?

Надо сказать, что не существует однозначного ответа ни на один из этих вопросов. Потому что поведение ребенка, который бьет себя – это всего лишь симптом. Это как головная боль – симптом дисбаланса в организме, причины которого могут быть у каждого человека свои.

И все же можно выделить некоторые общие детские особенности, которые провоцируют такое поведение у ребенка по отношению к себе:

  • Ребенок по типу личности, скорее всего, является интровертом, то есть, склонен к внутренней ориентации и сосредоточению на себе;
  • В жизни ребенка имеется какой-то раздражитель, никак не связанный с ситуацией, когда малыш наносит себе удары. Этот раздражитель ребенок в силу своего возраста не понимает и плохо осознает, но, тем не менее, он его наблюдает и чувствует. Это может быть стрессовая ситуация, сильный испуг в прошлом, сложные обстоятельства в семье, когда все очень взвинчены и напряжены, тяжелая болезнь малыша или члена семьи;
  • Ребенок из категории трудных. У таких детей в силу каких-то особенностей характера и темперамента реакции на внешние обстоятельства очень ярко выражены. Иногда эти реакции проявляются тем, что он начинает бить себя по голове, не умея по-другому выразить свои чувства, чтобы мама сама догадалась, что ему надо и как сделать так, чтобы он перестал это делать. Тогда как обычный ребенок подошел бы и попросил у мамы заинтересовавшую его вещь.

Различное сочетание этих трех особенностей дают разнообразие ситуаций и глубину реакции ребенка, когда он начинает себя бить. Кто-то валяется на полу магазина и легонько ударяется головой о пол, добиваясь, чтобы мама купила ему машинку. Кто-то до крови кусает себя за руку, когда мама возмутилась детской проделке.

Когда ребенок бьет себя – это поведение всего лишь верхушка айсберга, под которой находится глыба льда неосознаваемой психологической напряженности. Такое поведение может проявляться даже если ребенка в семье очень любят, не ругают, не называют плохими словами.

Если мама будет в каждом случае внимательно наблюдать за выражением лица своего малыша, который бьет себя, то она сможет заметить, что в некоторых ситуациях он это делает по-разному. Естественно все происходит быстро и спонтанно так, что различия в детском поведении мама понимает не сразу. Но если это происходит регулярно, то различия становятся очевидными. Рассмотрим самые основные.

Таким поведением ребенок может манипулировать родителями

Действительно манипуляциям ребенок учится с младенчества. И иногда он намеренно наносит себе удары, чтобы вызвать желаемую для себя реакцию со стороны родителей. Обычно это замена негативной реакции взрослого на вспышку нежности в сторону ребенка.

Как же понять манипулирует ли малыш в случае, когда бьется головой об стену или пол? В возрасте двух-трех лет ребенок еще не в состоянии изощренно лгать и притворяться, поэтому «вычислить» его будет просто. Два основных момента, на которые маме следует обратить внимание:

  • ребенок наблюдает за мамой, явно или, пряча глаза, но обязательно смотрит, как она реагирует на его поведение;
  • выражение лица у него притворное, напряженное;
  • ребенок чередует свои действия: наносит себе удары и после этого смотрит на реакцию мамы.

Таким поведением ребенок может сам себя наказывать

В природе человека заложено с самого глубокого детства делать все, что хочет его родитель. На эту тему существует большое количество информации и материала. Поэтому не буду подробно останавливаться на этом, скажу лишь, что механизм этот действует буквально. Говорит мама сыну: «Ты такой же непутевый, как твой отец», в подсознание ребенка идет информация: «Будь таким, как твой отец!» Или говорит отец дочери: «Тебе еще рано дружить с мальчиками», девочке идет сигнал: «Дружи с взрослыми мужчинами».

Аналогично этот механизм действует, когда мама ругает или корит своего маленького ребенка за его поведение. Детская психика воспринимает это буквально – наказывает себя с высоты своего возраста и понимания. Особенно если учесть, что в возрасте двух-трех лет («кризис трехлеток») ребенок еще только начинает психологически отделять себя от матери. Он не понимает, какие изменения в психике у него происходят, и еще не осознает себя в новом качестве личности, отделенной от матери. Для него пока ее огорчение – это и его огорчение, ее злость и его тоже. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок готов сделать все, лишь бы мама не сердилась. Любого рода комментарии недовольства (не обязательно с повышенным голосом или раздражением) с ее стороны могут спровоцировать ребенка на то, чтобы наносить себе удары.

Мы сами можем наблюдать этот механизм в том, когда поругавшись с кем-то, якобы случайно режем себе ножом палец. Таким образом, как бы наказывая себя за несдержанность.

Этот вид детской реакции можно также определить по выражению лица ребенка:

  • видно, что ребенок искренне сильно огорчен;
  • если мама выходит из комнаты или отворачивается, он не прекращает наносить себе удары.

Таким поведением ребенок может проявлять свое отчаяние

Это, пожалуй, самый сложный для понимания мамы вид реакции ребенка, когда он бьет сам себя. Например, мама наблюдает со стороны за тем, как играет ребенок. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти игрушку или находится в каком-либо другом затруднении. Вместо того чтобы обратиться за помощью к взрослому, начинает бить себя рукой по лицу. При этом ребенок:

  • выражение лица у него нейтральное или недоуменное.

Таким образом, внимательно наблюдая за своим малышом, мама может примерно определить, отчего ребенок бьет себя. Малыш, склонный к таким действиям, может действовать в двух любых или во всех вариантах одновременно. То есть он одновременно может испытывать отчаяние и стремиться оказать давление на взрослого. И маме следует в каждом случае действовать не по какому-то шаблону, а стараться найти тот уникальный ключик, который подойдет к ее малышу, чтобы ослабить его внутреннее напряжение.

Маме важно всегда помнить, что поведение ребенка это лакмусовая бумажка по которой можно определить общую психологическую обстановку в семье среди всех ее членов. Ребенок проявляет не только свое психологическое настроение, но и настроение родителей в данный момент.

Из этого вытекает самый главный способ, который сможет изменить поведение ребенка по отношению к себе. «Лечить» психологическую обстановку в семье!

Если же обстоятельства таковы, что это невозможно. Не всегда в силах родителей предоставить ребенку идеальную, гармоничную и счастливую психологическую атмосферу. Мама должна понимать, что ребенок просто так себя проявляет через нанесение себе вреда в силу возраста. Со временем ребенок перестанет бить себя, но склонность к этому, скорее всего, останется на всю жизнь. Только удары, он будет наносить себе не по телу, а в уме. Что может приводить к пониженной самооценке личности.

И, тем не менее, маме не стоит успокаиваться и ждать, когда ребенок перестанет бить себя самопроизвольно. Если мама будет думать, что ребенка не стоит поправлять, когда он себя неверно ведет, или комментировать его плохое поведение, то ребенку это не поможет. Каждый малыш нуждается в том, чтобы ему указывали на границы, в которых он может действовать. Вопрос только в том, как это делать? Вот только некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание. Мама может сузить или расширить предлагаемые варианты, по своему усмотрению, общаясь непосредственно со своим малышом.

  • Снизить громкость голоса и экспрессию . Мама может провести эксперимент и корить ребенка шепотом или на ушко. Такое поведение может на какой-то период так удивить малыша, что он будет не так сильно фиксироваться на себе и забывать бить себя.
  • Не изменять резко свое поведение с ругани на нежность . Если мама отчитывает ребенка за его поведение не стоит бросаться на ребенка с поцелуями, как только он нанес себе первый удар по голове. Таким поведением мама лишь закрепляет у ребенка стереотип поведения.
  • Физически не давать ребенку бить себя . Мама мягко удерживает ребенка, когда он бьет себя и обязательно комментирует это следующими фразами: «Не надо так делать. Мама тебя очень любит».
  • Не манипулировать в ответ на его манипуляции . В этом случае маме нужно точно понимать, что сейчас ребенок бьет себя именно с целью давления не родителей, чтобы они исполнили его желание. Он не наказывает себя и не находится в отчаянии. Тогда мама временно прекращает всякое общение с ребенком, может даже оставить его одного в комнате, давая, таким образом, ему понять, что нанося себе удары, ребенок все равно не сможет добиться желаемого.
  • Говорить чаще ребенку слова любви, уделяя внимание такому моменту . «Даже если мама сердится, она все равно очень любит своего малыша».

А самое главное, даже если ребенок перестанет со временем наносить себе удары, маме не стоит забывать о том, что ребенок делал это. Когда он будет подрастать, маме надо приложить все усилия, чтобы научить его абстрагироваться от стрессовых ситуаций и не переносить их на себя. Не навешивать на себя чувство вины. Дать ему стержень внутреннего самоощущения цельной личности, который будет поддерживать его по жизни.

Столкнулись с неординарной проблемой, когда ребенок бьет себя по голове? Что делать в этом случае, и какие могут быть причины такого поведения малыша? Попробуем разобраться в возможных мотивах такого поступка, а также поделимся советами специалистов о том, как справиться с такой проблемой.

Аутоагрессия

В психологии и психотерапии такое поведение человека обозначается термином "аутоагрессия". Проявляется это состояние в разных формах: в словесной (порицание самого себя), в физической (удары, порезы, укусы). Причины появления такой патологии бывают разные, во многом они зависят от возраста человека. Многие исследователи считают, что аутоагрессия - это своеобразная защитная реакция на какой-либо раздражитель. Такое состояние у детей от 2 до 16 лет встречается достаточно часто. Оставлять без внимания агрессию ребенка, направленную на самого себя, ни в коем случае нельзя, так как это может привести к развитию серьезных нервозных состояний или психическому расстройству. Ниже рассмотрим самые распространенные причины, по которым ребенок бьет себя по голове.

Недостаток внимания

Одной из распространенных причин детской аутоагрессии является недостаток внимания взрослых. Нередко такая ситуация наблюдается в семьях, в которых появился второй ребенок. Когда все внимание взрослых сосредоточено на младшем братике (сестричке), старший малыш остро страдает от недостатка общения со взрослыми. Тогда ребенок бьет себя по голове с целью привлечения внимания. Причем такое поведение отмечается как у малышей дошкольного возраста, так и у подростков. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, взрослым необходимо уделять больше внимания ребенку, проявлять заботу и любовь.

Неблагоприятная ситуация в семье

Следующей распространенной причиной такого поведения ребенка является неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Частые ссоры родителей, физическое несомненно, нарушают неокрепшую психику ребенка. Малыш попросту теряется, не понимает, что происходит, и не может найти решение сложившейся проблемы. В такой обстановке вырастает, как принято называть в обществе, который постоянно капризничает, дерется, проявляет агрессию как к себе, так и к окружающим людям. В данной ситуации психологическое состояние малыша зависит только от дальнейшего поведения взрослых, их решений касательно сложившейся в семье ситуации.

Возрастные кризисы

Исследователями замечено, что в определенные возрастные периоды чаще фиксируются случаи, когда ребенок бьет себя по голове. 1 год - это этап, когда малыш начинает воспринимать себя вне организма мамы; понимать, что он может сделать что-либо самостоятельно. Если же взрослые пытаются ограничить его свободу, некоторые малыши проявляют свое несогласие именно в виде аутоагрессии.

Следующий кризисный период наступает в 3 года. В этом возрасте малыш активно демонстрирует собственное мнение, даже если сам понимает, что оно ошибочное. Именно в этот период чаще всего проявляется негативное поведение ребенка, которое представляет собой протест малыша против вмешательства взрослых в его пространство и ограничения самостоятельности.

Ну и, пожалуй, наиболее сложный и длительный кризисный период - подростковый. Если в таком возрасте ребенок проявляет аутоагрессию, то следует незамедлительно разобраться в причинах такого поведения, поговорить с подростком, а при необходимости - обратиться за профессиональной помощью к врачу.

Манипуляция

Ребенок бьет себя по голове? Причины такого поведения могут скрываться в эгоцентризме. Таким способом малыш может пытаться получить то, что ему хочется. Чаще всего так поступают дошкольники или младшие школьники. Ребенок, осознав, что для взрослых является важным мнение окружающих, начинает капризничать прямо в магазине, требуя купить ему игрушку. Родители, оказавшись в такой ситуации, чаще всего идут на поводу у малыша, так как место не располагает к длительной беседе с ребенком, а тем более к наказанию непослушного крохи. Но, получив однажды таким способом желаемое, малыш только еще чаще станет манипулировать взрослыми. В подобной ситуации ни в коем случае нельзя выполнять требования ребенка - нужно четко обозначить грани дозволенного и строго их соблюдать.

Психическое заболевание

В редких случаях причиной такого поведения ребенка является неврологическое или психическое заболевание. Диагностировать патологическое состояние может только специалист, проведя необходимые диагностические исследования. Заподозрить болезнь можно в том случае, если близкие взрослые малыша не могут найти причин такого поведения ребенка, а также при внезапных приступах аутоагрессии. Например, карапуз играл в кубики, при этом смеялся, не был чем-то обеспокоен или огорчен, но внезапно начал бить себя по голове, после чего вновь приступил к веселой игре. Особенно важно обратить внимание на капризы ребенка в раннем возрасте - когда кроха еще не может объяснить, почему он это делает и что его беспокоит.

В первую очередь для решения такой проблемы взрослым необходимо разобраться в причинах подобного поведения малыша. Для этого необходимо определенный период понаблюдать, при каких обстоятельствах ребенок бьет себя по голове. Если причина найдена - ее следует незамедлительно устранить. Например, если малыш проявляет такую реакцию на наказание, недостаток внимания взрослых, возникшие трудности в школе, то следует поддержать кроху, поговорить с ним о его переживаниях и страхах. Важно не столько содержание, сколько доверительная атмосфера, доброжелательный настрой беседы взрослого с малышом. Ребенок должен почувствовать искреннюю поддержку и понимание со стороны взрослого.

Эффективным средством борьбы с детской аутоагрессией является увлечение спортом. Например, мальчикам можно предложить записаться в футбольную секцию, а девочкам может понравиться гимнастика или современные танцы. Такой досуг не только уменьшит тревожность и агрессию, но и поможет детям повысить уверенность в собственных силах и реализовать свой потенциал и способности.

Если родителям не удается справиться с проблемой следует обратиться за помощью к неврологу и психологу. Так, первый специалист предложит успокаивающие фитопрепараты. Такие лекарства не только не навредят здоровью малыша, но и при правильной дозировке обогатят организм ребенка полезными элементами и витаминами.

Психологи все чаще в подобных случаях применяют арт-терапию, иппотерапию и лечение с помощью животных. Первый метод представляет собой выражение негативных эмоций, агрессии через художественное творчество.

Иппотерапия дословно обозначает С помощью данного метода достигается снижение напряженности, зажатости не только психологической, но и физической.

Схожей методикой является энимал-терапия, основанная на общении малыша с разными животными, чаще всего кошками, кроликами, декоративными собаками.

Таким образом, мы рассказали, что можно предпринять, если проявляет аутоагрессию. Так, основной задачей взрослых является своевременное выявление патологического состояния и оказание посильной помощи крохе, которая проявляется в заботе, внимании, поддержке малыша в сложной для него ситуации.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...