Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Родительское собрание поощрение и наказание. Родительское собрание «поощрение и наказание ребёнка в семье» - презентация. Меня волнуют неудачи

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Ерновская основная общеобразовательная школа»

Зарайского района Московской области

Родительское собрание

Поощрение и наказание

детей в семье

подготовила

учитель начальных классов

Зайцева Варвара Ивановна

Зарайск 2012

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала - педагогический домкрат.

В. Кротов

Задачи собрания:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре бенка в семье.

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.

Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я дума ла, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители вело сипед купили!»

Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказы ваем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».

Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4.

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - уче ник третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители бы ли страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хо рошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Ес ли родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать пол ную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти все гда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме со брания.

Анкета для родителей.

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
  2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказа ния?
  3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
  6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье счи таете наказанием?
  7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказа ния своего ребенка или делаете в одиночку?
  8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?
  9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

3. Сочинение учащихся по теме собрания :

«Если бы я был вол шебником, я запретил бы наказывать детей...»

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех на казаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сего дняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами пе риодически страдают:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей час то ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плака ла, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по ли цу».

4.Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.

Меня хвалят, если...

Мне дарят подарки, если...

Мне дарят деньги, если...

Мне разрешают..., если...

5. Оформление памятки для родителей.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родитель ского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неурав новешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо ис пользуют по отношению к своему ребенку методы наказания и по ощрения.

Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной пробле мы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняш ним эпиграфом нашего собрания.

(Родители высказывают свое мнение по высказываниям, написан ным на доске).

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по дан ной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как клас сному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родите ли неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощ рением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учеб ной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод

воспитания, не всегда играет свою положительную роль в форми ровании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети...

Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.

Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнения ми родителей по предложенным ситуациям. В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это - метод вос питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка №1.

Как поощрять ребенка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку:
и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет
со своими игрушками.

Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготов ления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким ус пехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его при нимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ре бенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сен тября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки
внимания, проявленные к нему, независимо от суммы де нег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его же ланий, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только
подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликви ей в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного
изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учил ся и ми распоряжаться разумно.

Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, ка ким образом он распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком ивами.

Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализи руйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

IV. Рефлексия собрания .

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Литература по подготовке к собранию:

Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и реше ния./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивано вой, Е. И. Соколовой. М., 1999.

Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.



Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

Подготовка к собранию.

Анкеты родителей;

Анкеты учащихся;

Памятки родителям;

Ход собрания:

1). Классный руководитель.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

Знакомая ситуация многим.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

^ 2) Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить листок на 2 части и написать в одной слова, которыми вы поощряете, хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете(Родители выполняют предложенное задание в течение 3 минут). Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

3). Анализ анкет.

Анкета для родителей:

1. Наказываете ли вы своих детей?

2. Как наказываете?

З. За что наказываете?

4. За что поощряете?

5. Как поощряете?

б. Ваше отношение к физическим наказаниям.

Анкета для детей:

1. Наказывают ли вас?

2. Если да то, как наказывают?

З. За что наказывают?

4. Целуют ли вас родители?

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены.

Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Однако не следует и затягивать его. Нужно дождаться отца с работы, дать ему перевести дух и только тогда, рассказав о, проступке в присутствии ребенка, сообщить ему, как он будет наказан. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации.

Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Сын - естественно: ведь наказал отец, а дочь потому, что мать наказала, мать и простила. Наказали, поплакал, прочувствовал - теперь можно и утешить.

Ребенка наказали и утешили свои, родные люди. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Наказывая ребенка, помните: наказания раскрывают систему ценностей родителей. Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо. Он и так все поймет и примет как достойное лишь молчаливое одобрение, а лучше - родительскую гордость за него.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Одобряется преодоление робким страха, неуверенным - робости и нерешительности.

Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.

Наиболее тонкая и действенная похвала для всех - признание заслуг и успеха ребенка. Признание порождает доверие. Свидетельство признания успехов - заслуженное уважение. Ребенок тонко чувствует отношение к себе. Уважение ободряет его, порождает уверенность в себе, решительность. Оно усиливает чувство самоценности и достоинства, укрепляет отношения между родителями и детьми, чувство ответственности и самостоятельность ребенка.

^ 4). Заключительный этап родительского собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (через 5 минут каждая группа знакомит своими советами всех родителей).

Если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С.Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

^ Памятки родителям.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Поощрения и наказания

(Родительское собрание)

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Не спеши карать – спеши миловать.

Русские народные пословицы

Форма проведения – обмен мнениями.

Цель: формирование у родителей культурыпоощрения и наказания

Задачи:

    Образовательные : познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

    Воспитательные : формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

    Информационные : выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

    Специальные : оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Вопросы к собранию:

    Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье.

    Какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье?

    Какова их эффективность?

Участники родительского собрания : учитель, родители учащихся, социальный педагог, психолог.

I. Подготовка к родительскому собранию

    Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого- педагогической литературы.

    Подготовка анкет для родителей.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их представлений о возможном применении различных методов поощрения и наказания ребёнка.

Анализ и обобщение результатов анкетирования родителей.

Подготовка демонстрационной таблицы «Поощрения и наказания» с

результатами анкетирования родителей.

    Подготовка анкет для учащихся.

    Проведение анкетирования учащихся с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания ребёнка.

Анализ и обобщение результатов анкетирования учащихся.

Подготовка демонстрационной таблицы «Как поощряют и наказывают учащихся в семьях» с результатами анкетирования учащихся.

    Подготовка материалов для родителей о стилях типах поведения родителей с ребёнком.

    Продумывание и подготовка приглашений на родительское собрание, времени и даты собрания.

    Подготовка памятки для родителей.

    Подготовка рабочих мест для участников собрания: информационные материалы, бумага для записей, ручки, карандаши.

    Подготовка выставки книг о поощрениях и наказаниях.

    Подготовка ситуаций для анализа.

    Подготовка упражнений для тренинга.

    Подготовка высказываний учителя о поощрениях и наказаниях ребёнка.

    Диагностика уровня тревожности у детей.

    Подготовка проекта решения родительского собрания.

II. Проведение родительского собрания

    Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель. Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

К родительскому собранию мы провели диагностику уровня личной тревожности. (Приложение 1.)

Результаты теста показали, что у_____% наших с вами детей тревожность высокая, у_____% - умеренная, у_____% - низкая. В общем, это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили тревожность при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает, правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.

Столько книг, фильмов, телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья – потёмки», «Мой ребёнок, мне и решать как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространённая и всё – таки сложная. Начнём с сути понятий.

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление .

Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.

Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.

Можно выделить следующие виды наказаний :

* словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

* физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

*наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

*наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);

*наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).

Разберём каждый вид наказаний в отдельности.

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.

Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям.

В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединённых Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство; от 1 до 2 млн людей в детстве подвергаются насилию и даже угрозе применения оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73 %) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям в возрасте от 3 до 17 лет: били, пугали детей оружием или ножом, наказывая ребёнка. Всё чаще такие случаи становятся темой репортажей и в нашей стране.

Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности.

Психологами был проведён эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми наблюдали непосредственно в семьях трёх типов:

в семьях, где по отношению хотя бы к одному ребёнку проявляли жестокость;

в семьях, в которых родители относились к ребёнку равнодушно или занимали позицию полного его отвержения (например, очень плохо кормили);

в семьях, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).

Образовательный уровень и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. В семьях, где родители занимали позицию отстранённости, дети чаще конфликтовали с родителями, братьями и сёстрами, чем дети в контрольной группе. Дети, с которыми были жестоки, вели себя плохо по отношению к родителям, у них чаще наблюдалась агрессия по отношению к другим детям.

Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

агрессия родителей приводит к агрессии детей;

дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;

наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;

повышается уровень тревожности ребёнка.

Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться)?

Организуется дискуссия, обмен опытом.

Рассмотрим следующий наказания – наказание словом . Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из - за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

«Ты – высказывания» - такие фразы,где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

«Я – высказывание» лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты – высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате», «Как ты посмел уйти в гости без моего согласия») в своей речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»).

Следующий вид наказаний – наказание изоляцией. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность.

Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».

Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.

при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;

ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;

будьте справедливы к детям;

не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;

прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).

Чтобы решение проблемы сдвинулось с мёртвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого–либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нём соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? Например, вы знаете, что ваш ребёнок очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребёнка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если ты сегодня пришёл пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь».

В таком толковании заложены приёмы поощрения – это совместное действие, сочувствие, подарок – и результат поощрения – желание сделать что–то.

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и получил пятёрку!»

Действенная похвала должна быть конкретной . Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании). Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребёнка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному.

Ещё один момент – похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.

Часто родители, желая воспитать ребёнка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путём сравнения результатов его действий с результатами других. Например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на «пять». Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребёнок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.

Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем – то, чего ребёнок хочет или в чём нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости то склонностей и предпочтений сына или дочки.

    Тренинг для родителей

Упражнение «Виды поощрения».

Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. д.).

(После обсуждения принимаются некоторые идеи.)

Упражнение «Правильно ли?»

Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!»

(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)

2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».

(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»

(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)

4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»

(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»).

2. Результаты социологического опроса учеников и их родителей

Родителям предлагается сравнить обобщенные результаты предварительного анкетирования детей и родителей и выявить проблемы.

3.Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Надеюсь, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов. (Приложение 2).

4.Обсуждение проекта решения родительского собрания

(Обсуждается и принимается решение родительского собрания)

Проект решения родительского собрания

2.Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.

Родительское собрание «Поощрения и наказания »

Приложение 1 .

Вопросы

Почти

никогда

Иногда

Часто

Почти

всегда

1. Я спокоен

2. Мне хочется докопаться до сути

3. Я разъярён

4. Я падаю духом

6. Я испытываю любопытство

7. Мне хочется стукнуть кулаком

8. Я стараюсь получать хорошие оценки

9. Я раскован

10. Мне интересно

11. Я рассержен

12. Я прилагаю много сил

13. Меня волнуют неудачи

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать

16. Я стараюсь

17. Я чувствую себя неудачником

18. Я чувствую себя исследователем

19. Мне хочется что-нибудь сломать

20. Я не справляюсь с заданием

21. Я взвинчен

22. Я энергичен

23. Я взбешён

24. Я горжусь собой

25. Я чувствую себя свободно

26. У меня хорошо работает голова

27. Я раздражён

28. Я решаю самые трудные задачи

29. Мне не хватает уверенности

30. Мне скучно

31. Мне хочется что-нибудь сломать

32. Я стараюсь не получить двойку

33. Я уравновешен

34. Мне нравится думать

35. Я чувствую себя обманутым

36. Я хочу показать свои способности

37. Я боюсь

38. Я чувствую уныние

39. Меня многое приводит в ярость

40. Я хочу быть среди лучших

Приложение 1 . Диагностика школьной тревожности

Ключ

Шкала

Пункты

Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 33, 37

Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Оценка результатов

ПА – шкала познавательной активности

МД – мотивация достижения

Т – шкала тревожности

Г – шкала гнева

Формула : ПА + МД + (- Т) + (- Г)

Нормативные показания

Тревожность

Девочки

Мальчики

Высокая

27 – 40

24 – 40

Средняя

20 – 26

17 – 23

Низкая

10 – 19

10 - 18

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 3 . Анкета для родителей № 1

1 . Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной ?

а) да; б) нет.

2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;

б) как к родительской обязанности;

в) не задумывался(- ась) над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;

б) как к важному методу;

в) как к нежелательному методу семейного воспитания.

4 . Наказывали ли вас в вашей семье?

а) да, регулярно;

б) иногда, если этого заслуживал (- а);

в) почти никогда.

5 . Как вы поощряете своего ребёнка?

а) материально;

б) морально;

в) сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

а) покупка одежды;

б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка;

в) денежное поощрение;

г) словесные формы поощрения;

д) объятия, поцелуи и т. д.

7 . Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

а) физическое наказание;

б) исключение общения с ребёнком;

в) лишение ребёнка чего – то.

8 . Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

а) потерей контакта с ребёнком;

б) проблемами с психикой ребёнка;

в) агрессивностью и озлоблением ребёнка;

г) изменением нравственной сферы личности ребёнка.

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 2 . Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2 . Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3 . Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!

(памятка родителям)

Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим любимым людям.

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя то физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жёсткое обращение с ребёнком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

Страх;

возмущение, протест;

обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации;

разрушение «нравственных тормозов»;

стремление к обману, изворотливость;

потерю способности к здравому рассуждению;

ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

агрессивное поведение;

снижение самооценки;

ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развити я. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка и его родителей, когда ребёнок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

Принимайтерешение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

Постарайтесьпредупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.

Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.

Подумайте, в чём трудности ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаю успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!!!

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Список использованной литературы:

    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: 1995.

    Виттингтон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. – М.: 1993.

    Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.

    Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me ! – 99». - М.: 1999.

    Корчак Я. Как любить ребёнка. 1990.

    Кэмпбелл Р . Как на самом деле любить детей.- М: 1990.

    Макаренко А. С. Книга для родителей. Л., 1981.

    Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: 1995.

    Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского . - М.: 1992.

    Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И . Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993.

    Фурутан А . Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992.

12 .......... Всеобщая декларация прав человека.

13 декларация прав ребёнка.

14 Конвенция о правах ребёнка.

15 Конституция Российской Федерации.

16 Семейный кодекс Российской Федерации.

17 Закон Российской Федерации «Об образовании».

18 Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

19. Родительские собрания: внеклассная работа: 1 – 4 классы / Ярёменко Е. О., Лобачёва Е. К.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.

20. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1. / Под ред. Степанова Е.Н. – М.: «Т Ц Сфера»,2003.

21. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. Яценко И. Ф. – М.: ВАКО, 2008.

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 3 . Анкета для родителей № 2

    Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?

(Требование, убеждение, наказание, поощрение.)

    Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку?

(Да, нет, иногда.)

    Какие виды поощрения вы используете в воспитании?

(Похвала, одобрение, подарки.)

    Наказываете ли вы ребёнка физически.

(Да, нет, иногда.)

    Положительно ли влияет на ребёнка избранная мера наказания?

(Да, нет, иногда.)

    Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами своими секретами?

(Да, нет, иногда.)

    Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка?

(Да, нет, иногда.)

    Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?

(Да, нет, не знаю.)

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 4 . Анкета для детей № 1

1. Если ты провинился, как наказывают тебя дома?

(Ругают, бьют, не разрешают гулять и т. д.)

2. Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители?

(Хвалят, называют ласковыми словами, делают подарок,

не обращают внимания.)

3. Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам?

(Да, нет, иногда.)

4. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя отругали?

(Да, нет, иногда.)

5. Хочется ли тебе сделать что-то ещё лучше, если тебя за это хвалят?

(Да, нет, иногда.)

    Делишься ли ты своими секретами с родителями?

(Да, нет, иногда.)

Анкета для детей № 2

1. Мама со мной ласкова…

2. Папа со мной ласков…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

3. Мама на меня кричит…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

4. Папа на меня кричит…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

5. Мама может меня шлёпнуть, ударить…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

6. Папа может меня шлёпнуть, ударить…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 3 . Анкета для родителей № 3

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

Варианты ответов:

а) полностью согласен (согласна);

б) трудно сказать;

в) совершенно не согласен (не согласна).

    Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.

    Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.

    Ребёнка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.

    Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.

    Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.

    Как бы я ни был (-а) рассержен (-а) и возбужден (-а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребёнка.

    Бить ребёнка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки всё, что о нём думаешь, можно.

    В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребёнка.

    Если я неправ (-а), то я могу искренне попросить прощения у ребёнка.

10. В своей жизни я никогда не ударил (-а) ребёнка.

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск

Родительское собрание

"Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"
Цель собрания:

Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:


  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

Листы бумаги А4 разного цвета (4 цвета).

Карточки тех же цветов (для каждого участника).

Плакаты с высказываниями.

Карточки с практическими заданиями.

Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей.

Класс оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания.

Стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в класс каждый участник получает карточку какого-либо цвета, садится за стол, на котором лежат листы А4того же цвета. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
Ход собрания

1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Выполнение практического задания по группам:

Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения.

Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.


3. Анализ анкетирования детей

Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями

Например: лечь спать на час позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения
Приложение 5
Как поощрять ребенка в семье


  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами

  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка


  • Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

  • Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно - сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

  • Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

  • Важно помнить, что смысл наказания - сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

  • Нужно объяснить ребенку смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.


Родительское собрание

ПООЩРЕНИЕ

И НАКАЗАНИЕ

как методы семейного воспитания


  • Нужно ли наказывать детей?
  • Когда и как это делать?
  • Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  • За что можно хвалить ребёнка?

  • одобрение,
  • похвала,
  • поощрение …

но и отрицательных:

  • порицание,
  • запрет,
  • наказание.

Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.


Разные взгляды на использование

поощрений и наказаний

в воспитании детей:

  • Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять;
  • Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка;
  • Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем;
  • А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

За что мы поощряем ребенка?

За учебу;

За домашнюю работу;

За хорошие поступки;

За выполнение поручений;

За то, что похвалил учитель.


Как можно поощрить ребенка?

Добрым словом;

Подарком;

Деньгами;

Разрешением запретного для этого возраста.


Из высказываний детей:

«Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения».

«Мне дарят подарки, если я сделал доброе дело».

«Мне дарят деньги, если я получил пятерку».

«Мне разрешают долго играть в компьютер, много гулять, если я сделал уроки».


А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

Не следует хвалить за то, что дано от природы;

за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

больше двух раз за одно и то же;

из жалости;

из-за желания понравиться.


Как правильно хвалить ребенка?

Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!


« Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это! »

Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.

психиатр и психотерапевт В. Леви.


Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей младшего школьного возраста»

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети младшего школьного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
  • Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушкам.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка младшего школьного возраста»

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  • Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Несколько советов о поощрениях:

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.

Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят .



К сожалению, бывает так:

Если ребенок ведет себя хорошо,

то родители не обращают

на него внимания,

а если плохо – то наказывают.


За что наказываем ребенка?

За плохую учебу;

За невыполненную

За проступки.


Как можно наказать ребенка?

Строго поговорить;

Ударить;

Что-то запретить (мультфильмы, сладкое, гулять, ..);

Поставить в угол (чтобы подумал над своим поведением).



Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.


Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей младшего школьного возраста»

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребенку младшего школьного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям этого возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка . Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным.

С этой целью, оно должно:

  • Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
  • Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
  • Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

Правила наказания детей.

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

Наказание должно быть соразмерно проступку.

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.

При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Не наказания должен бояться ребенок, не гнева,

а Вашего огорчения.

Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку, желание исправить её.


Родители, помните!

Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.

После наказания проступок должен быть «предан забвению».

Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.


  • Вывод: надежный способ наказания–поговорить и убедить, что он не прав.

Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель –

благо ребенка .

И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.


Самый надежный способ воспитания – это убеждение.


Для этого

разговаривайте со своим ребенком, ищите примеры подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его в неправоте. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.


ПОМНИТЕ!!!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!


Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.


Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...