Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Требования к использованию методов и приемов воспитания. Классификация методов воспитания

Методы и приемы воспитания
Введение 3
1. Понятие методов и приемов воспитания 4
2. Классификация методов воспитания 7
3. Особенности методов самовоспитания 11
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Содержание воспитания является основным культурным средством педагогического воздействия на личностный опыт воспитанника. Но его освоение воспитанником осуществляется в процессе его деятельности, организуемой педагогом, т. е. в процессе осуществления педагогического взаимодействия. Различные способы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.
В качестве основных способов организации педагогического взаимодействия в педагогике рассматривают методы и приемы воспитания.
Методы и приемы воспитания - это способы педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающие преимущественную реализацию целей и задач воспитания через освоение воспитанником содержания воспитания.
Методы и приемы воспитания проектируются как способы педагогического взаимодействия, позволяющие воспитаннику эффективно усвоить и освоить определенное содержание воспитания. Эффективная реализация определенных целей воспитания требует также создания определенных комплексов методов и приемов воспитания, которые существуют как технологии воспитания.
Цель работы - рассмотреть методы и приемы воспитания, различные подходы к их классификации.
1. Понятие методов и приемов воспитания
Методы воспитания представляют собой основные способы педагогического взаимодействия в воспитательном процессе.
Методы воспитания - это способы педагогического взаимодействия, соотносимые с определенными видами деятельности либо воспитателя, либо воспитанника и обеспечивающие реализацию задач воспитания через освоение воспитанниками определенного содержания воспитания.
А.Н. Леонтьев задачу определяет как цель, данную в определенных условиях. Задачи воспитания, реализуемые в рамках метода воспитания, описывают продукт педагогического взаимодействия, условия организации которого задаются определенным содержанием воспитания и определенными видами деятельности педагога и воспитанника. Этот продукт должен быть получен по завершению того вида деятельности, с которым соотносится метод воспитания, а значит, может быть диагностируем [цит.по 9].
В качестве «определенного содержания воспитания», освоение которого должно произойти в воспитательном взаимодействии, выступает какой-либо компонент или сочетание компонентов содержания воспитания. «Определенное содержание воспитания» соотносится с основными группами методов, выделяемых в классификациях методов воспитания. Например, методы формирования сознания (в классификациях Ю.К. Бабанского и И.Г. Щукиной) предполагают освоение знаний об общезначимых ценностях, а также знаний о действительности, позволяющих обосновать общезначимость рассматриваемых ценностей.
Со отнесённость определенных видов деятельности воспитателя или воспитанников с методами воспитания отражается названиями методов. Однако часто остается неясным, чья деятельность лежит в основании определения названия метода. Например, название методов «требование», «одобрение», «похвала» определяется деятельностью педагога, такие названия, как «упражнение», «соревнование», «познавательная игра» - деятельностью воспитанников, а название методов «рассказ», «диспут» могут отражать как деятельность педагога, так и деятельность воспитанника.
Приемы воспитания - это способы педагогического взаимодействия, которые применяются для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию какого-либо метода воспитания. Основу приемов воспитания образуют действия педагогов, направленные на стимулирование деятельности обучающихся, составляющей основу определенного метода воспитания.
Прием воспитания - способ педагогического взаимодействия, обеспечивающий возникновение у воспитанников состояния, необходимого для эффективной организации определенного метода воспитания. Например, такие приемы, как понимание, доверие, побуждение, сочувствие и т.п., способствуют возникновению у воспитанников откровенности, открытости, активности и т. п. Эти состояния повышают эффективность организации таких методов, как беседа, дискуссия и т.п.
Приемы воспитания существуют как самостоятельный способ педагогического взаимодействия. В качестве приема может также выступать любой метод, если решаемые посредством него задачи создают условия эффективной реализации какого-то другого метода. Например, метод беседы может быть дополнен методом самонаблюдения (рефлексии), использование которого в процессе беседы позволяет повысить её эффективность и результативность.
Методы и приемы воспитания могут предполагать косвенное воздействие воспитателя на воспитанника через предметы или произведения материальной и духовной культуры, которые обозначаются как средства воспитания. В качестве средств воспитания рассматривается то, что является носителем информации двух видов.
Первый вид представляет собой информация, составляющая содержание воспитания. Такого рода информация содержится в дидактическом обеспечении воспитательного взаимодействия (например, плакаты с аксиоматическими высказываниями, художественные произведения (книги, картины, фильмы и т. п.), телепередачи, документальные фильмы и т. п.). К средствам воспитания этой группы также относят различные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую; коммуникативную, преобразовательную, художественно-эстетическую и т. п.
Второй вид информации - это информация о способах деятельности воспитанника по получению информации первого вида, т. е. составляющей содержание воспитания. Такая информация содержится в методическом обеспечении, в качестве которых выступают, например, инструкции по организации рефлексивной деятельности, дискуссий, бесед и т. п.
Комплексы методов воспитания, направленные на реализацию целей воспитания, складываются как форма воспитания (или форма организации воспитания). В качестве форм воспитания, как правило, рассматриваются способы организации внеучебной деятельности - от классных часов до праздничных мероприятий, организуемых на уровне города, поселка и т. п.
В педагогическом процессе могут быть выделены комплексы методов воспитания и методов обучения. Такие комплексы часто складываются, например, на учебных занятиях (уроках), которые организуются как нетрадиционные. Если комплекс методов обучения и методов воспитания обеспечивает преимущественную реализацию целей воспитания, то учебное занятие (урок) можно рассматривать как форму воспитания. Урок как форма воспитания в педагогике изучался мало .
Таким образом, характеристика метода воспитания складывается из описания задачи воспитания, деятельности воспитанников, направленной на освоение определенного содержания воспитания и обеспечивающей тем самым реализацию задачи воспитания и деятельности воспитателя по организации деятельности воспитанника. Прием воспитания - способ педагогического взаимодействия, обеспечивающий возникновение у воспитанников состояния, необходимого для эффективной организации определенного метода воспитания.
2. Классификация методов воспитания
Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению .
Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований дифференциации и ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. В теории воспитания выделяются различные признаки, по которым дифференцированы и ранжированы методы воспитания.
Дифференциацию методов воспитания в педагогике осуществляют на основе их соотнесения, во-первых, с различными блоками (компонентами) содержания воспитания; во-вторых, с этапами процесса усвоения и освоения содержания воспитания, в результате которого возникает продукт воспитания, т. е. реализуется цель воспитания; в-третьих, с целями деятельности педагога и целями деятельности воспитанника.
Так как основная функция методов воспитания заключается в создании условий освоения воспитанниками содержания воспитания, то группы методов воспитания выделяются прежде всего на основе соотнесения этих методов с какими-либо блоками (компонентами) содержания воспитания. Например, одни группы методов воспитания обеспечивают усвоение воспитанниками знаний об общезначимых ценностях, другие - решение жизненных проблем, третьи - освоение способов поведения и т. п.
С другой стороны, процесс освоения воспитанниками содержания воспитания должен обеспечить реализацию целей воспитания. Это предполагает определенную последовательность распределения содержания воспитания и определенную последовательность в применении групп методов воспитания. Такая последовательность прослеживается во всех предлагаемых способах классификации (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация методов воспитания
№ Авторы Методы воспитания
1 Ю.К. Бабанский  Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера
 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание
 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
2 И.Г. Щукина  Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример
 Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание
3 Л.И. Маленкова  Методы убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения
 Методы стимулирования, или возвратно-оценивающие методы: 1) виды поощрения - одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения; 2) виды наказания - порицание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек
 Метод внушения
4 М.И. Рожков, Л.В. Байбородова  Методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждение, самоубеждение
 Методы воздействия на эмоциональную сферу: метод внушения вербальными и невербальными средствами, самовнушение
 Методы воздействия на волевую сферу: требование, прямое и косвенное, требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-приучение, упражнения
5 С.А. Смирнов, И.Б. Котова,
Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева  Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора
 Методы самоопределения личности: метод рефлексии, самоизменения, самопознания
 Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание
Поскольку методы воспитания являются способами педагогического взаимодействия, их характеристики определяются как целями деятельности педагога, так и целями деятельности воспитанника в педагогическом взаимодействии. В классификациях, предлагаемых Ю.К. Бабанским, И.Г. Щукиной, Л.И. Маленковой, выделенные группы методов соотносятся с целями деятельности педагога.
В учебном пособии «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», написанном коллективом авторов (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.), группы методов соотносятся с деятельностью воспитанников .
В классификации методов воспитания, предложенной М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой (таблица 2), дифференциации методов воспитания проведена по трем согласованным между собой основаниям :
1) по предметам педагогического воздействия, в качестве которых выступают «сущностные сферы» личности: интеллектуальная, мотивационная и т.п.;
2) по доминирующему действию педагога (доминирующему методу воспитания): убеждение, стимулирование);
3) по доминирующему действию воспитанников (методу самовоспитания): самоубеждение, мотивация и т.п.
Таблица 2 - Классификация методов воспитания М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой
Сфера воспитания Доминирующие методы
воспитания самовоспитания
Интеллектуальная Убеждение Самоубеждение
Мотивационная Стимулирование Мотивации
Эмоциональная Внушение Самовнушение
Волевая Требование Упражнение
Саморегуляции Коррекция Самокоррекция
Предметно-практическая Воспитывающие ситуации Специальные пробы
Экзистенциальная Метод дилемм Рефлексия

Таким образом, достижение целей воспитания и самовоспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Особую группу составляют методы самовоспитани
3. Особенности методов самовоспитания
Самовоспитание - это вид внутренней, творческой, волевой деятельности (по формированию сил и способностей, работа над собой, развитие и укрепление качеств, искоренение недостатков, изменение своей личности, самоуправление, саморегулирование, реализация потенциала, соотнесение поведения с эталоном, отношение к себе, самосовершенствование, самореализация, усвоение опыта, приобщение к нормам).
Началом самовоспитания служат самопознание и самоопределение, осуществляемые с помощью самоосознания, самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируются идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой.
В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации учебной и трудовой деятельности.
Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Здесь необходим постоянный самоконтроль, критический анализ своих действий, поступков, поведения, уровня развития профессиональных качеств, постоянное волевое напряжение, интеллектуальные и волевые усилия. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в коллективе, жизни.
Для эффективного самовоспитания также необходима своевременная и объективная самооценка: переоценка своих возможностей или недооценка их вредны и опасны для дальнейшего развития личности, формирования его характера. Поэтому многие, имеющие опыт самовоспитания, пристально изучают себя, проникая все глубже и глубже в свои мысли, чувства и отношения. В этом им помогает самоотчет - мысленная постановка вопросов, связанных с поступками, поведением, отношением к выполнению обязанностей, со своими чувствами, психическими состояниями, переживаниями и объективными ответами на эти вопросы. Самоотчет позволяет личности проанализировать: что и как сделал, правильно или неправильно поступил, какие проблемы в самосовершенствовании решил, а какие остались нерешенными. Поэтому в процессе самовоспитания необходимо постоянно учиться всесторонне познавать самого себя, анализировать свою практическую деятельность и объективно оценивать свои возможности, духовные и физические силы .
Следует отметить, что в самовоспитании особенно большие усилия нужны в начальный период работы над собой, пока еще не закрепились соответствующие внутренние психологические установки и не сложились привычки поступать всегда и во всем в соответствии с намеченными правилами. Впоследствии выполнение многих правил хотя и требует напряжения, но вместе с тем приносит и большое удовлетворение. Преодолевать трудности самовоспитания помогает аутогенная тренировка, умение в интересах саморазвития использовать самовнушение (в его основе лежат приемы саморегуляции).
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
 самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
 самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
 осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
 самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные методы самовоспитания включают методы :
1) самопознания, которое включает самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;
2) самообладания, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
3) самостимулирования, которое предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Таким образом, самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Заключение
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Список литературы
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
2. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. - 192 с.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
4. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. - 224 с.
5. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В А. Сластенина. - М.: Акад., 2002. - 144 с.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
7. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе учеб. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2002. - 256с.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
9. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 277 с.
10. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 128 с.

Реализация каждого метода воспитания предполагает ис-пользование совокупности приемов, соответствующих пе-дагогической ситуации, особенностям учащихся, индиви-дуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осу-ществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обу-чаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активи-зируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педаго-гическое воздействие ведет к позитивным изменениям в про-цессе воспитания, а только то, которое принимается учащим-ся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифи-цировать приемы воспитания. Классификация дает возмож-ность упорядочить приемы и представить их педагогичес-кий потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основа-ния для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношени-ях с учениками и с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания .

Первая группа приемов связана с организацией деятель-ности и общения детей в классе.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча-щиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь ». Педагог так организует деятель-ность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со-вместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конк-ретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правиль-ным может быть мнение большинства. Начать такой раз-говор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионе-ром?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тог-да, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информи-рованы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей про-играть эту историю как маленький спектакль.


Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются пра-вила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вно-сить свои предложения, дополнять, критиковать, опровер-гать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты обще-ния, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказы-ваются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточня-ют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) пе-рейти к аналитическим, а затем проблемным высказыва-ниям учащихся через введение соответствующих ограниче-ний (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мне-ний учащихся, принятых ролей, образов, снижающих про-дуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание ана-логичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает со-здание равных условий для проявления инициативы все-ми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки од-них гасят инициативу и желание общаться у других. Глав-ное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с впол-не конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются роля-ми (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе-ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру-гом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следу-ющие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время бе-седы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся вы-бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл проис-ходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столк-новением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнени-ях, обозначение главных линий, по которым должно прой-ти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под-вергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художествен-ной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается при-думать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагает-ся догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим лю-дям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (модели-руют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разраба-тывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на извест-ный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пыта-ются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к неза-висимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное мно-жество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые счи-тают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И. Ф.) Любые методы направлены на достижении цели, но одни из них приводят к достижению цели быстрее, другие медленнее. Это зависит не только от сущности метода, но и от условий его применения. Один и тот же метод в разных случаях может привести к совершенно разным результатам. В задачи педагога входит определение наиболее подходящего метода в каждом конкретном случае, а так же его адаптация к конкретным условиям воспитательного процесса.

Методы воспитания, определенные и изученные в педагогике, взяты из опыта педагогов прошлого. Они носят общий характер и не могут быть применены в чистом виде, так как, наверняка окажутся при этом малоэффективными. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. При этом сущность выбранного им метода остается неизменной, переработке подвергаются лишь пути достижения цели

Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности.

Причины, обуславливающие выбор методов воспитания.

1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов.

2. Возраст воспитанников.

3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д.

4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого.

5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства

6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы.

7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели.

В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.

1. Пед. Организация и самоорганизация детского воспитательного коллектива. – коллективная перспектива (организация коллективом мероприятия), коллективная игра (огранизация жизни и деятельности путем вовлечение их в условные увлекательные события).

2. Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия. Метод уважение, педагогическое требование (взаимодействие педагога и ученика), Метод убеждения (формирует у детей уверенность в правоте и истинности принятых знаний, готовность к их защите, активности в их пропаганде.М. обсуждения, понимание, доверие, побуждение (активная деятельность в труде, учении, общест. Работ и т.д.), Критика.

3. Методы детской самодеятельность – самоанализ, самокритика, самосознание, самовоспитание, самообучение, самообразование, самообладание, самостимулирование, самоконтроля, самонаказание.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими.

Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся. Ниже предлагаются некоторые приемы, разработанные нами совместно с Ю.С. Тюнниковым.

«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.

«Распределениеролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.

«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других.

«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата. Средствами воспитания называется все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т. д.

Приемы восприятия – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета преподавателя, который их применяет.

Существует большое количество методов воспитания. Рассмотрим их классификацию:

– словесные: воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, ответы на вопросы, этические беседы, внушение, показ перспектив, обсуждение, дискуссия, диспут, авансирование доверия, оценка, аттестование, разбор, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.;

– социально-педагогические: средства педагогического действия. К данным методам можно отнести стимулирование, организацию перспективы, режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, состязание (соревнование может быть индивидуальное или групповое), групповой контроль, коллективное мнение, мажорное настроение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, общественный контроль коллектива, помощь и поддержка педагога, коллеги, коллектива, кураторство, наставничество и т. д.;

–деятельностные: практического воздействия. К ним можно отнести побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела, практическое решение нравственных задач, дисциплинирование, упражнение в правильном поступке, общественные поручения, выступление от имени коллектива на соревнованиях, приучение, моделирование деятельности, моделирование внутренних трудностей, временные неудачи, совместный поиск путей решения проблем, убеждение на опыте, требование, тренинг, аутотренинг, участие в совместной деятельности, совместное исполнение, оказание помощи другим, помощь товарищей и коллектива, поощрение, наказание и т. д.

Сочетание различных методов необходимо использовать рационально. В современное время образование страдает увеличением словесного воспитания, а также расхождением между словами и средовыми социальными условиями, еще одной проблемой является ограниченное и неумелое пользование дея-тельностными методами.

У каждого метода существуют свои методические приемы. Например, для убеждения используются следующие методические приемы: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, рассуждение и т. д.

Успех применения методов зависит от социальных условий, авторитетности педагога, который их применяет, а главным компонентом является личный пример воспитателя.


Похожая информация.


- 106.00 Кб

Методы и приемы воспитания

  1. Понятие методов воспитания.

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Каждый метод реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. В основном эти изменения и представляют собой новые или впервые применяемые данным педагогом приемы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать любых целей.

2. Классификации методов воспитания

Методов и особенно их различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогают лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации.

Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации, организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак «характер метода» включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие его стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).

Методов на самом деле значительно меньше, чем-то количество, которое сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, все зависит от таланта композитора.

Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные . Бинарные методы предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую именно сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу : для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Примером использования метода убеждения может быть бе-седа с детьми о сказке СТ. Аксакова «Аленький цветочек».

Предметом обсуждения может стать отношение девушки дочери купца к страшному чудищу.

«Втапоры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зеленый сад дожидатися часу урочного и, когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» - и показался ей издали зверь лесной, чудо морское; он прошел только поперек дороги и пропал в частых кустах, и невзвидела света молода дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала неточным голосом и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молода дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючьми слезами обливается и говорит голосом жалостным: «Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною». И стало ей жалко и совестно, и совладала она с своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она го лосом твердыим: «Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих ми лостей» покажись мне теперь же в своем виде давишнем; я только впервые испугалася». Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своем виде страшным, противным, безобразным, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темныя и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх ее совсем прошел. Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждал ися, гуляли по зеленым садам, без коней катали-ся по темным лесам» Ь

После повтора этого эпизода сказки можно провести беседу по следующим вопросам.

1. Почему девушка, испугавшись чудища, все-таки стала с ним встречаться, несмотря на то что ей это было вначале неприятно?

2. Всегда ли первое впечатление о человеке помогает прайм льно воспринимать его?

3. Какой вывод мы можем сделать из нашего разговора? Детей надо логически подвести к выводу о том, что на

кете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят необычно, ведут себя не так, как все. На самом деле внешнее впечатление часто обманчиво. При помощи сказок и других бесед можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе и ого формирования лежат логические выводы, сделанные пмим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненгты метода стимулирования, как поощрение и накатине .

Поощрением может быть выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания : наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Описание работы

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...