Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Воспитание в семье как средство социализации ребенка. Роль семьи в социализации ребёнка

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа, - отмечает Аристова Н.Г., - со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не исчезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания детям, дети - своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, постоянно растет» .

Итак, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой -- социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других .

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. В этой связи различают следующие типы семей:

с общественно-прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации противоречат идеалам общества).

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.

Семья играет ведущую роль в экономической социализации детей, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах дети из семей с высоким экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей .

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функцию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).

Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социализации и через формирование полезных навыков и привычек .

Многие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах. Отношение детей к личной и общественной собственности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес ученых, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя, либо наказывая. Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д.Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический, и попустительский.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов -- «авторитетный», «сотрудничество») -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов -- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания:

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) -- стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой -- к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости .

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы. При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница .

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными, из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная-неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения .

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Реан А.А. отмечает, что этом плане можно выделить несколько типов неправильного воспитания:

гипопротекция -- недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка;

доминирующая гиперпротекция -- чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;

потворствующая гиперпротекция -- недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты;

воспитание “в культе болезни” -- болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки;

эмоциональное отвержение -- ребенок ощущает, что им тяготятся;

условия жестких взаимоотношений -- срывание зла на подростке и душевная жестокость;

условия повышенной эмоциональной ответственности -- на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;

противоречивое воспитание -- несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи .

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. И, тем не менее, хотя родители как центр ориентации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт -- у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося социального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побеждает привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пытаются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его разлад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоречие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом - причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностного усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к образованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни» .

Проблемы социализации в современном обществе связаны с тремя обстоятельствами:

  • 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
  • 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.
  • 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.

Несмотря на то, что в условиях социальной нестабильности современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее значение в процессе социализации подрастающего поколения весьма важно.

В то же время в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности .

Итак, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.

Динамичные изменения современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Именно это обусловило открытие множества городских экспериментальных площадок в школах Москвы, которые изучают механизмы социализации личности детей и разрабатывают программы, тренинги, образовательные программы, направленные на формирование позитивной социализации учащихся. На базе нашей школы также открыта экспериментальная площадка, цель которой – позитивное социальное становление учащихся как интегрированное качество личности. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что социализация личности не есть завершенный процесс. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:
оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
социальный опыт складывается и спонтанно. Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» - нормами и правилами - проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами - происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Библиография
С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.
Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 стр.

Социализация ребенка-дошкольника в семье

дипломная работа

1.2 Семья как среда социализации ребенка

Проблемой семьи и семейного воспитания занимались такие исследователи как: А. Адлер, А.А. Бадылев, А.Я. Варга, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.В. Столин и другие.

Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда - это семья, он прежде всего подражает родным впитывая дух внутри семейных отношений и переносит его в сои отношения со взрослыми и детьми вне семьи .

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой .

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.И. Добрович, А.И. Захарова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского и других является межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е.М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

Ребенок должен чувствовать себя любимым в этом сходятся все воспитательные теории. Нелюбимые, недолюбленные дети, как известно, чаще болеют и хуже развиваются, а вырастая, становятся источником психологических и социальных проблем.

Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семь человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

· в результате целенаправленного процесса воспитания;

· по механизму социального научения.

В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также по средством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других .

В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты того и другого.

Как уже было сказано, семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации личности ребенка, ибо по сути своей она является микро ячейкой общества, естественной средой развития ребенка, к влиянию которой он, несомненно, достаточно восприимчив. Не случайно по результатам опроса, проведенного в 1989 - 1991 годах во Владимирской области (было опрошено 959 человек), выяснилось, что именно семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания. Весьма, кстати, любопытно, что такой, безусловно, важнейший фактор воспитания, как школа, по мнению опрошенных, разделил 2 -3 место со средствами массовой информации (!), а литература и искусство по силе педагогического воздействия заняли последнее - 7 место (после товарищей, друзей, а также общественных организаций и коллективов - 4 -5 место и самовоспитания - 6 место).

Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функции ухода за детьми и их и воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [Кон, 1988].

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания (например, у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной "мамой" на несколько человек) приводит к значительным затруднениям в их социализации.

Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача накопленного социального опыта, выработка научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, чувства меры, правил поведения, установленных в обществе, укрепление здоровья, помощь в физическом развитии. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Трудно переоценить роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности в раскрытии ее интеллектуальных возможностей.

Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты разделяют на три группы. Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутри и вне-семейная деятельность, по преимуществу, это бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать утверждение по которому первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений - той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал несколько десятилетий назад великий советский педагог А.С.Макаренко, "Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей "книге для родителей", самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы одеваетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!".

Нарушение семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З.Матейчика, человеческих потребностей - в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

1.Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого развития.

2.Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

3.Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

4.Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхность контактов и чувств ребенок.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет

на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. В процессе социального развития семья играет важную роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или отчуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях .

Наиболее велико значение этого фактора для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Маленький ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребенка их примера.

Старейшим, исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство. В первобытные времена именно мать передавала своему ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, которых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участвовали в воспитании детей, а выступали дл них лишь как носители определенной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин этого клана. Именно племя, а не материнство или отцовство, становилось следующим институтом социализации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом материальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы по мере того, как это позволял им возраст.

Современные отцы в значительно большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участвуют и представители старших поколений - бабушки и дедушки, неся ребенку свою версию социальных знаний и опыта, не всегда или не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современная семья, являясь первым и главным институтом социализации маленького ребенка, представляют ему достаточно богатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе.

Роль семьи в процессе социализации огромна. Понимая социализацию в широком плане как приобщение ребенка ко всему богатству человеческой культуры, важно понимать, что основным условием этого является овладение им речью и, соответственно, развитие понятийного, специфически человеческого мышления.

Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которыми он встречается. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабжать ребенка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято вести себя в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой поведенческих отношений, освоение социальных норм и ролей, выражение психологических механизмов социального поведения .

Особую роль играет семья в воспитании ребенка - дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на котором строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника - "социальный микрокосм", в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер ребенка вне семьи.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, "настоящей" жизни, которая по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании первостепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе и ее качество редко становится предметом родительского внимания и переживания. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека .

В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека. В первые три года жизни ребенка это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, которые содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, поскольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие (что весьма типично), делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет их успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень, семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. И это характерно для любого общества .

Семью называют "школой чувств". В семье в общении с родителями, с братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что разных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминального поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосновения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.

Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи - трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более широком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения. Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической психологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения "принуждения" детей (якобы андрогинным по своей "природе") к гендерным ролям мальчиков и девочек .

Таким образом, специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей семьи, они едины в одном: для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей среде, представляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья. Именной в ней "дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт мускулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает взаимодействие на формирование у ребенка образа "Я" .

Отсюда следует вывод что, именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной деятельности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношение членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка - первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.

Отношение современной молодежи к семье как к ценности

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта...

Проблемы социализации ребенка в детском саду

Преодоление проблем социализации детей в детском доме может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Очевидно...

Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, в том числе национальных и межнациональных, усваивает принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки...

Семья как институт первичной социализации ребенка

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка...

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества...

Социализационная функция семьи в контексте ее развития и реализации

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни...

Социализация как фактор развития личности

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности...

Социально-правовой статус приемной семьи

Тем кто был воспитан дома, в семье очень сложно понять, значение семьи в жизни ребёнка. Воспитание и социализация таких детей происходит постепенно в ходе ежедневного взаимодействия с родителями, близкими родственниками...

Социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, получить качественное правовое воспитание, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами [Бабенко, 2005, с. 104]. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.

Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов. В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально - психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие семьи. По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала - бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению [Реан, 2000, с. 31].

Средства социализации:

  • 1. Методы вскармливания младенцев и ухода за ними;
  • 2. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организаций;
  • 3. Последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других [Реан, 2000, c.4].

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Модель поведения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная - неполная семья". В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е. Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция-недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция-чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция-недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание "в культе болезни" - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений - срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности-на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей ("обесценивание" родителей - по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно "обесценивания" родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность "реакция эмансипации". Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно, как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о "замещении родителей" группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг.

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек- на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" - и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А. Реан, М.Ю. Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Негативная социализация ребенка в семье обусловлена рядом факторов. Наиболее существенными из них являются следующие.

  • 1. Негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Личность не может нормально формироваться в негативной среде жизнедеятельности. Особенно это касается формирования личности ребенка в условиях семьи, которая воспринимает все то, что ее окружает и представляет пример самопроявления. Такая среда создает напряженность, дискомфортность, возбудимость, делает ребенка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании. Особенно негативно сказывается на воспитании и социализации ребенка среда семьи группы риска, конфликтной или агрессивной семьи.
  • 2. Недостатки (крайности) в заботе о ребенке со стороны родителей (родительской заботе). Последняя проявляется в непосредственной и опосредованной деятельности, направленной на удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой является всемерная поддержка и оказание всех видов помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п.

Родительская забота выступает важным фактором, существенно сказывающимся на воспитании ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции, негативно сказывающиеся на социализации ребенка: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Степень удовлетворения родителями потребностей ребенка, негативно сказывающаяся на его социализации. Родитель может много времени заниматься воспитанием, но в должной мере не удовлетворять потребности ребенка. Это находит свое проявление в потворствовании ребенку, его прихотям и / или игнорировании его потребностей.

Первое представляет собой стремление родителей к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. В этом случае любое желание ребенка становится законом для родителей. Второе, наоборот, представляет недостаточное стремление родителя к удовлетворению насущных потребностей ребенка. От такого отношения к ребенку чаще всего страдает эмоциональная контактность родителей с ним, что негативно сказывается на формируемой личности.

4. Родительский контроль – непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и (или) надзора над поведением, действиями и поступками ребенка в целях приведения их в соответствие с общепринятыми нормами и правилами в социокультурной среде жизнедеятельности.

Александр Иванович Захаров (1940–2008) выделяет следующие виды родительского контроля: разрешающий; умеренный; чрезмерный (доминирующей гиперпротекции).

Разрешающий контроль – отсутствие запретов и предписаний начиная от малой степени попустительства и вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, в том числе с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) ребенка.

Такой контроль проявляется в формах:

  • гипопротекции – недостатка опеки и контроля, приводящего иногда к полной безнадзорности. Такая форма контроля часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения;
  • потворствующей гиперпротекции, или воспитании ребенка по типу "кумир семьи", что выражается в потакании всем желаниям, чрезмерном покровительстве и обожании ребенка. При таком родительском отношении у ребенка формируется внутренняя позиция: "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня".

Умеренный контроль сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований ребенка. Такой контроль более гибок и может обеспечить наиболее целесообразное взаимодействие с ребенком.

Чрезмерный контроль (доминирующая гиперпротекция) – стремление родителя следить за каждым шагом ребенка. Он охватывает приготовление ребенком уроков, проведение свободного времени (с кем и чем), регламентацию жизнедеятельности (идти или не идти, когда придти), что ведет его к полной зависимости от настроения и желания родителей. Часто такой контроль приобретает форму авторитарного, при котором имеет место безоговорочное утверждение взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричность суждений, приказной и повелевающий тон, навязывание мнений и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использование принуждения и, даже, физического насилия.

Родительский контроль сопровождается определенными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами.

Требования-обязанности определяют место и роль ребенка в семье, круг его непосредственных обязанностей. Исследователи выделяют их следующие виды:

  • рациональные – наиболее целесообразные для ребенка, соответствующие его возрасту, возможностям и направленные на воспитание. Они становятся существенным фактором трудового воспитания, освоения многих навыков ведения домашнего хозяйства, необходимых для будущего семьянина, формирования ответственного отношения к себе, своему внешнему виду, умения обслуживать себя, помогать другим, решать простейшие жизненные задачи;
  • потворствующие – свидетельствуют об их практическом отсутствии, что негативно сказывается на ребенке. В результате последний долго не может даже научиться самостоятельно есть, завязывать обувь, ухаживать за своими вещами, игрушками. Все обязаны делать что-то для него. В будущей семейной жизни – это обуза и проблемы для семьи;
  • чрезмерные – определяют характер воспитания по типу "золушки". В этом случае значительная часть нагрузки по дому ложиться на плечи ребенка, не оставляя ему времени для себя, духовного и культурного роста. Родители стараются надолго удержать его рядом с собой как прислугу, которая призвана обеспечивать решение всех насущных домашних проблем. Такой ребенок достаточно приспособлен к семейной жизни, самостоятелен в домашней работе, но его интересы, духовное и культурное развитие, как правило, крайне бедны. Он привык обслуживать, а не творить и созидать, что может негативно сказаться на его самореализации.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. К крайним формам проявления требований-запретов относятся:

  • чрезмерность – требования, не соответствующие возможностям ребенка, что увеличивает риск его психической травматизации. Ему "ничего нельзя", предъявляют огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность;
  • недостаточность – отсутствие необходимых требований к ребенку, в том числе в отношении выполнения хотя бы минимального количества обязанностей в семье. Ему "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, он их легко нарушает, зная, что с него никто за это не спросит.

Исключительно важны рациональные требования-запреты, формирующие у ребенка понимание "можно" и "нельзя", а также "хочу" и "надо". Такие требования формируются по мере формирования осмысленного поведения ребенка и носят убеждающий характер.

В воспитании ребенка в семье встречаются многочисленные проблемы. Причины их самые разнообразные. Большинство из них обусловлены педагогической неподготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника.

Систематизация таких проблем, позволяет выделить следующие типичные, обусловливающие негативное воспитательной воздействие родителей на ребенка в семье.

  • 1. "Близорукость" воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях па различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие – неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление требований, основанных на ожиданиях родителей и не учитывающих индивидуальности ребенка, нереализованность значимых целей воспитания. Этим обусловлен феномен, названный "эффект самоусиления сопротивления". Он возникает чаще всего в новой социальной среде и при изменении воспитательных требований, когда цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.
  • 2. "Фальстарт в воспитании" или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребенком после его рождения (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи), нередко резко надает к 1,5–2 годам. К 2,5–3-летнему возрасту ребенка у родителей наблюдается своего рода последствия "фальстарта" –утрата сил, усталость, переходящие в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4–5-летнему возрасту ребенка, подтверждает, что время упущено.
  • 3. Воспитание детей "по образу и подобию" своего детства – это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он используется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребенка.
  • 4. Противопоставление родительских отношений к детям, которое возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей). Часто мать занимается всем воспитанием детей, что способствует формированию у нее к ним особой привязанности. Со временем ее потребность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением притязаний к детям. Возникает "ревность" в отношении к детям, их отношениям с родителям. Все это способствует формированию противопоставлений отношения к детям у родителей, что негативно сказывается на их воспитание.
  • 5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического "синдрома маленького ребенка" или предпочтения видеть в подростке детские качества. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как "еще маленького и беззащитного", они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, снижают уровень требований, сдерживая его развитие и стимулируя инфантелизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка в этом образе, тем далее отодвигается процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
  • 6. Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пониженный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель "идет на поводу" у подростка, уступает даже в вопросах, в которых по его же мнению этого делать никак нельзя. Причинами этого могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создается ситуация – "минимум требований – максимум прав". Типичная ситуация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
  • 7. Атрибутивная проекция чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта "проекции на подростка собственных нежелаемых качеств". В результате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Она помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Одновременно, настойчиво утверждается уверенность, что ребенок имеет именно такие качества. При этом нередко ему навязывается статус "неисправимого", "психа", "недотепы".
  • 8. Избирательная гиперпротекция имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения к одному (как правило, младшему) ребенку. Такая проблема является следствием неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации воспитания каждого последующего ребенка в отличии от первого. Причиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка родители используют преимущественно чужой опыт, младшего же – собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклонения в поведении, непростительные для других. В то же время старший сын (дочь) стремятся самостоятельно "ставить на место любимчика", что ведет к конфликтам. Родители, поддерживая младшего, стимулируют развитие конфликта, снижая эффективность воспитания.
  • 9. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его, при этом мелочно опекая его.
  • 10. Гиперпротекция и жесткое обращение – неразвитость родительских чувств переросшая в эмоциональное отвержение и жесткое обращение. Они может иметь место у родителей, которые сами в детстве испытывали дефицит родительского тепла и любви; имеют гипертрофированную потребность в самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); не видят другого способа в воспитании ребенка.
  • 11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это имеет место в связи с установкой по полу ребенка. Происходит это на основе предпочтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чертами, которые приписываются его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, например, при наличии предпочтения женских качеств, наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще.
  • 12. Гипопротекция – предоставление ребенка самому себе. Родители не интересуются им и не контролируют его. Недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется в недостатке заботы о физическом, духовном благополучии ребенка, внимания к его делам, интересам, тревогам.
  • 13. Скрытая гипопротекция – формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребенка. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни, враждебность, неуступчивость, максимальную агрессию. В основе данного типа реагирования может лежать эмоциональное отвержение подростка, нс включение его в семейную общность.

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания – это те действия (бездействия), которые не осознано или делают вид, что не осознано, осуществляют родители в при воспитании ребенка.

А. С. Спиваковская выделила более 50 разнообразных ошибок в воспитании ребенка и сгруппировала их в зависимости от условий возникновения .

Первая группа включает ошибки, обусловленные индивидуально-личностным своеобразием родителей.

  • – родители неправильно компенсируют чувства и переживания: тревожное чувство, страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания;
  • – взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребенка, обвиняя его во всем;
  • – разрыв между словом и делом в поведении родителей.

Вторая группа включает ошибки, обусловленные степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей. К их числу относятся следующие:

  • – неприятие детей, в следствие несформированности материнского чувства;
  • – непонимание ребенка, особенно в период подросткового возраста;
  • – слишком высокие требования к ребенку;
  • – противоречивость требований к ребенку на различных этапах его развития;
  • – негибкость в отношениях с детьми: заострение внимания на пустяках, не умение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений.

Непосредственно типичные ошибки семейного воспитания проявляются в следующем:

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализацию ребенка достаточно много. Все они по-разному сказываются и требуют постоянного учета.

  • Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 2002.
  • Толстой Л. П. Мысли о воспитании (из писем и дневников 1895- 1902 гг.) // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Кудрявая. М.: ГЭОТАР, 2010. С. 486.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...