Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Взрослые войны в детском саду: как помирить родителей и воспитателей. Пять проблемных ситуаций: дети, родители, воспитатель

Поводов для непонимания может возникнуть множество: со стороны родителей – от проветривания группы до невнимательного отношения к ребенку; с позиции воспитателей – от неоплаченных квитанций до невоспитанности малыша. Родителям в любой ситуации лучше сохранять «холодную голову», ведь дошкольный педагог может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития ребенка, поскольку именно с ним малыш проводит значительную часть своего времени. Кроме того, у воспитателя есть возможность взглянуть на каждого ребенка со стороны в новой для него обстановке, отличной от домашней, увидеть особенности его общения со сверстниками, заметить качества характера и интересы, выявить пробелы в знаниях и умениях, которые родителям просто не заметны. Поэтому так важно научиться «дружить» с воспитателями вашего крохи и вести конструктивный диалог. Как развернется сценарий вашего общения с сотрудниками детского сада, во многом зависит от того, сможете ли вы следовать нескольким правилам.

Правило 1. Положительный настрой к детскому саду

Нередко родители, отдающие в садик своего малыша, особенно первого и в ясельную группу, испытывают беспокойство и страхи… В результате и малышу сложно довериться воспитателю и почувствовать себя комфортно в группе, и родители обретают множество поводов для начала конфликта.

Намного продуктивнее изначально сформировать у себя позитивный настрой к детскому саду в целом, и к воспитателям в частности. Нужно постараться взглянуть на ситуацию объективно. Помните:

Муниципальный детский сад – это не дом. Воспитатель не должен заменять ребенку родителей и любить его как родного. Или вникать в его настроения и желания, как воспитатели частных садов, где детей в группе до 10–12 человек. Воспитателю обычного детского сада глубоко безразлично, что ваш кроха привык есть кашу только под чтение интересной книжки или телевизор. И без этого закатывает истерику. Значит, останется голодным. И именно мама должна «поработать» со своим капризным чадом, а не критиковать педагога.

Воспитатель делает свой максимум в предлагаемых обстоятельствах. Он выполняет свою работу, очень сложную и ответственную, и на попечении у него, помимо вашего малыша, может быть еще около 30 таких же детей.

Идеала не будет. Поэтому к некоторым «рабочим моментам» в виде синяков и царапин, порванных колготок и чужой кофточки в шкафчике нужно быть готовым заранее и относиться с юмором.

Правило 2. Адекватная реакция на проблему в детском саду

Нередко родители прямым текстом выражают свое отношение к ситуации: «Почему мой ребенок весь день ходит неумытый?», «Разве можно было выходить на улицу в дождь?!» и т. д. Однако такой обвиняющий стиль разговора отнюдь не способствует решению волнующего вас вопроса. Между тем родители часто видят лишь результат, не принимая во внимание ситуацию и причины, которыми руководствовался педагог. Такая позиция заведомо портит взаимоотношения. Но молчать в ситуации, когда вас что-то не устраивает, тоже не выход. Чтобы правильно высказать свое отношение к проблеме, необходимо научиться критиковать конструктивно.

Акцентируйте внимание на моментах, которые вас беспокоят. Просто констатируйте факты: «Я заметила, что Катя ходит с грязными руками», «Сын рассказал вчера, что ему не дают попить».

Дайте возможность воспитателю высказаться. Он сможет объяснить ситуацию со своей стороны: возможно, вы владеете не полной информацией. К примеру, ваша дочь кусается, а дети, понятное дело, дают ей сдачу. И очень странно будет выглядеть в данном контексте претензия «а почему вы позволяете детям бить мою Машу?».

Но бывает и так, что педагог действительно совершил «недочет» в работе… Допустим, малыша вывели на прогулку холодным днем без шапки, либо не позвонили маме сообщить, что у ребенка поднялась температура. Что делать в таком случае?

Сохраняйте спокойствие. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, досчитайте до десяти или примените любую другую практику, которая помогает вам взять себя в руки. К сожалению, каждый человек в своей профессиональной деятельности не застрахован от ошибок, но в ваших силах не только указать воспитателю на его ошибку, но и способствовать тому, чтобы инцидент больше не повторялся.

Постарайтесь проявить понимание и сформулируйте свои ожидания. Сделайте так, чтобы в вас можно было увидеть не обвиняющую сторону, а переживающего родителя: «Я понимаю, что проследить за каждым ребенком нелегко, подскажите, что я могу сделать со своей стороны, чтобы впредь такого не происходило?» Таким образом, вы покажете, что не нападаете и заинтересованы в предотвращении проблем в дальнейшем.

Правило 3. Проявление интереса вместо тотального контроля

Каждой маме и многим папам интересно знать, как их малыш проводит день в саду. Но некоторые родители чрезмерно беспокоятся о своем ребенке и ежедневно «засыпают» воспитателя бесконечными вопросами обо всех подробностях дня. Чрезмерно опекая малыша, стремясь ничего не упустить, родители, сами того не замечая, нарушают контакт с педагогом, потому что демонстрируют своим поведением недоверие к его действиям. Чтобы избежать «надоедания» воспитателю и не отвлекать его от обязанностей, постарайтесь не переходить грань между естественной заинтересованностью и тотальным контролем.

Включите логику. Ребенок начал ходить в детский сад как раз для того, чтобы учиться самостоятельности, взаимодействию с социумом без родителей (либо потому, что мама вышла на работу). Главное, раз уж так сложилось, постепенно «отпускать» малыша от себя, доверив присмотр за ним педагогу. Ощущая спокойствие мамы и папы, ребенок будет чувствовать себя увереннее и сам станет больше доверять своему воспитателю, проявит первые попытки самостоятельности в решении маленьких задач.

Иногда полезно поддержать авторитет педагога. Уважительное отношение к словам воспитателя, следование его рекомендациям непременно будет замечено и оценено по достоинству. Зная, что вы едины в вопросах воспитания, педагог будет с таким же вниманием относиться и к вашим пожеланиям, а это путь к сотрудничеству и взаимопониманию.

Правило 4. Совместный поиск решения

Бывает, что родители категорически не согласны с решением или позицией воспитателя, но предпочитают решать проблему либо на уровне обсуждения с другими родителями, либо в виде претензии к вышестоящему начальству (заведующей, управлению образованием). В таком случае сложно пытаться установить хорошие взаимоотношения, ведь с одной стороны присутствует открытое недоверие, а с другой – обида. Какая есть альтернатива?

Найдите время и силы для откровенного разговора с воспитателем. Так вы сможете открыто обозначить волнующий вас вопрос, выразить свою позицию и объяснить, почему для вас это важно. Например, если вы против того, чтобы ваш малыш увлекался гаджетами, но видите, что в группе многие дети приходят с планшетами, первым шагом должна стать беседа с педагогом. Привлеките внимание к увиденной проблеме, объясните, что вы считаете это неправильным (вредно для зрения, разжигание зависти, так как не все дети обладают такой игрушкой и т. д.).

Не стоит срываться на конфликт – напоминать правила детского сада или санитарные нормы, скорее всего, позиция воспитателя тоже имеет свое обоснование. Однако, если вопрос имеет для вас принципиальное значение, постарайтесь донести до педагога, что вы настроены на совместный поиск решения (например, организовать собрание с вынесением проблемы перед всеми родителями, поддержать введение интересных кружков, чтобы отвлечь детей от гаджетов и др.). И только в том случае, если воспитатель не идет вам навстречу или беседа с ним не дала никаких результатов, стоит обращаться к заведующему или его заместителю. Но прежде стоит как следует подумать: а виноват ли воспитатель вообще.

Не ждите чудес. Будьте готовы к тому, что окажетесь в своем недовольстве «одна против всех». Если развивать тему с гаджетами, то остальные родители могут не поддержать ваши благие намерения: большинство взрослых привычно нейтрализует своих непосед не совместными занятиями, а именно доступом к планшету или смартфону. Так что воспитатель в данном случае не сможет исправить ситуацию. Такова жизнь. В общем, если вы настроены позитивно и видите плюсы в пребывании малыша в садике, понимаете, что это всего лишь этап в его жизни со своими острыми углами, каких еще будет множество, то грамотно и умело выстроенные отношения с воспитателями помогут вам и вашему ребенку оставить самые положительные впечатления об этом жизненном периоде.

Совет психолога
если вы не согласны с какими-то требованиями воспитателя, для начала задайте себе вопрос: «Зачем это ему нужно?» Обычно требования воспитателя объективны. Допустим, приводить ребенка до 9.00, потому что после этого времени начинаются занятия изо, музыкой и пр., а опоздавший малыш всех отвлекает и сам потом сердится, если не может наверстать упущенное. Важно понимать, что воспитатель обращается к вам с советом в первую очередь ради благополучия вашего ребенка и, естественно, с учетом интересов большинства детей.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)


С детским садом было непросто. В ясли отдала Егора, когда ему еще не было 2 лет. И он попал к очень жесткой воспитательнице, которая, как он рассказал мне, «делает атата». Был большой скандал… Сейчас у нас третий детский садик, и он замечательный. Я пришла к выводу, что какая заведующая, такие и воспитатели. В садике, куда ходят оба моих сына, интеллигентная заведующая, и она таких же нянечек и воспитателей подбирает.

Жасмин, певица, Михаил (19 лет), Маргарита (5 лет) и Мирон (5 месяцев)

Мой старший сын, Михаил, в детский сад не ходил, а Маргарита ходит, но у нас не было никаких проблем, одни плюсы! С детьми много занимаются, и, если мы куда-то уезжаем с семьей и она немного отстает, воспитательница звонит мне и рассказывает, что упущено и что нужно подтянуть. Сама Маргарита даже скучает по своему садику, когда мы надолго уезжаем.

Обычно, выбирая садик, родители обращают внимание на статус садика, на его внешнее и внутренне оформление, на программу занятий и на директора. Довольно часто родители забывают о наиболее важном или не придают этому большого значения - знакомство с воспитателем. Часто мамы и папы не задумываются, что именно этот человек может скрасить жизнь малыша в детском саду, дать ему полезные знания, воспитать усидчивость и самоконтроль. Но также воспитатель может и испортить жизнь ребенка некомпетентностью, безответственностью или самым банальным равнодушием.

Не секрет, что сейчас зарплата воспитателя в детском саду очень невелика. Поэтому для нас становится нормой воспитатели-непрофессионалы , ведь «кто за такие деньги захочет работать». Однако подобная картина неповсеместна. Существуют настоящие поклонники своего дела, воспитатели от бога, которые работают в детских садах не за зарплату, а за идею. Но также есть и те, которые в качестве компенсации за столь малую зарплату отыгрываются на малышах, подавляя их своим авторитетом, унижая и издеваясь морально. Собственно, именно по причине того, что такие воспитатели существуют, родители просто обязаны познакомиться с тем человеком, который будет вести ребенка «к умному, доброму, светлому».

Общайтесь с воспиателями

Ваша первостепенная задача как родителей - наладить отношения с воспитателем и прийти с ним к взаимопониманию. Проще говоря, если вы понравитесь друг другу при первом знакомстве - ни у вас, ни у вашего ребенка не возникнет потом сложностей в общении с воспитателем. Знакомясь с воспитателем, обратите внимание на его поведение, отношение к детям, любовь к работе и характер . Первое же общение дает достаточную почту для принятия окончательного решения.

Не думайте, что когда малыш попадает в сад, то всю ответственность за него и за его воспитание несет только воспитатель.

Интересуйтесь своим ребенком. Не думайте, что когда малыш попадает в сад, то всю ответственность за него и за его воспитание несет только воспитатель - воспитывать и влиять на своего ребенка - ваша прямая обязанность. Поэтому интересуйтесь у педагога, как себя ведет ребенок , есть ли у него трудности в общении или в выполнении заданий. Педагог не только расскажет вам о трудностях вашего ребенка, но и поможет советом, как это исправить. Такой ваш тандем принесет хорошие плоды, ведь на самом деле, успешность воспитания будет оставаться под сомнением до тех пор, пока в детском саду и дома к ребенку будут предъявлять разные требования.

Ведь вы понимаете, что если вы дома не приучаете ребенка следить за своими вещами, убирать игрушки на свои места и так далее, то ребенок не будет делать этого и в садике и никакой даже самый талантливый воспитатель не сможет этого изменить. Такие противоречия в воспитании не только запутают малыша, но и приведут к конфликту с воспитателем и испортит ваши отношения. Поэтому создайте с воспитателем некий союз и работайте сообща.

Учите ребенка доброте

Если вы хотите, чтобы малыш как можно скорее адаптировался к детскому саду и ужился с другими детками, ни в коем случае не учите его негативным способам защиты . Он не должен быть отрицательным персонажем в группе детей, ведь на этом этапе у детей обострено чувство справедливости, добра и зла и ребенка-забияку никогда не примут в круг общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок привлекал к себе внимание, водите его в танцевальный кружок или школу рисования, учите его интересным и полезным занятиям. Тогда, продемонстрировав свои умения, ребенок заинтересует остальных детей и быстрее найдет друзей в детсадовском коллективе. В противном случае, вы рискуете сделать из своего ребенка изгоя.

Примером такого негативного отделения ребенка от всех остальных, может быть мама, которая категорически запрещала ребенку играть с остальными детьми на улице, чтобы он не запачкался . Когда все дети игрались в песочнице и катались на качелях, малыш стоял рядом с воспитательницей. Хоть ребенок и долгое время пребывал в детском коллективе и в остальном ничем не отличался от других детей, был сдержан, вежлив, делился игрушками, но все равно еще очень долго вливался в коллектив именно потому, что был так называемым «чистюлей». Помните, что воспитатель - взрослый, умный человек, он не позволит вашему ребенку вываляться в грязи. Но запретив ребенку играть с остальными, вы отберете у него возможность наладить контакт со сверстниками и найти друзей.

Говорите с ребенком

Очень полезно и познавательно обсуждать с ребенком его жизнь в детском саду . Каждый день по дороге из сада домой, спрашивайте у малыша, как прошел его день, с кем он играл, было ли что-нибудь забавное или наоборот, обижал ли его кто-нибудь . Хвалите его за успехи, пусть он расскажет вам тот же стишок, что рассказал воспитательнице или споет ту же песенку. В общем, вы должны получать информацию о жизни вашего ребенка не только от воспитателя, но и от самого ребенка. Проявляйте интерес к его жизни и творчеству: рисункам, аппликациям и так далее.

Из беседы с ребенком часто родители узнают не только хорошее, но и плохое. Прислушайтесь к рассказам малыша, возможно воспитатель неправильно повела себя или ребенок в чем-то провинился перед ней . Разумеется, что мнение ребенка субъективно, и он никогда не скажет, что он не прав. Однако если все-таки ребенок рассказывает вам о каком-либо акте несправедливости, стоит прислушаться к этому и уточнить ситуацию, а в отдельных случаях поговорить об этом с педагогом. Но прежде чем доходить до конфликта с воспитателем, выясните все подробности у ребенка. Возможно, он не правильно выразился или вы его не так поняли.

Например, девочка пожаловалась родителям на то, что воспитательница забрала у нее обед, не дав ей доесть. К счастью, мама не побежала сразу к воспитателю устраивать скандал, а решила узнать подробности ситуации. Дело в том, что девочка очень медленно ест, воспитатели знают это и обычно ждут ребенка и не убирают со стола. Но на сей раз трапеза слишком затянулась, поэтому остатки обеда вместе с остальной посудой убрали со стола. Как видим, проблемы особой не было, а конфликт мог возникнуть на пустом месте.

Кстати говоря, питание - еще один камень преткновения воспитателей и родителей. То, как вы кормите своего ребенка дома, может вам позволить время и отсутствие графика. В детском саду же все подчинено рабочему плану, и никто не будет его менять ради одного малыша. Поэтому, если ребенок отказывается кушать, возможно, вы договоритесь с воспитателем и он не будет заставлять его есть во время обеда.

Если вы до сих пор сомневаетесь в компетентности воспитателя, приходя в группу за своим ребёнком, обращайте внимание на отношение педагога к детям и на настроение остальных детей . Можете несколько раз прийти раньше обычного и если вы услышите за дверью крик воспитателя, это может стать основанием задуматься, подходит ли вам он.

Родители – главные воспитатели.

Влияние семьи на формирование личности ребёнка

(родительское собрание)

Цели.

Формировать ответственное отношения родителей к воспитанию детей и повышать их педагогическую грамотность.

Задачи

    Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка

    Проанализировать атмосферу родительского дома как фактор воспитания

    Раскрыть понятие «социальный опыт ребёнка»

    Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей

Вопросы родительского собрания.

    Что такое «социальный опыт» ?

Основные понятия.

Ход собрания

    Вступительное слово педагога.

Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. У вас разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать радостью или горем. Как и что нужно делать, чтобы ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

2 Мотивация.

Педагог.

Основное влияние на воспитание и здоровье ребёнка оказывает семья. Более двух веков назад об этом написал в своём стихотворении немецкий поэт Себастьян Брант.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

С. Брант

3.Постановка цели. Задачи собрания

Педагог.

Сегодня мы поговорим о влиянии семьи на формирование личности ребёнка, попытаемся ответить на вопросы:

    Что является главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье ребёнка?

    Что такое «социальный опыт»?

    Каким должен быть дом, в котором ребёнок воспитывается гармонично развитой личностью и усваивает полезные привычки?

4.Формирование социального опыта.

Педагог: «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она является важнейшей средой формирования его личности.

Уважаемые родители, пользуясь своим родительским опытом, постарайтесь выделить факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка в семье.

(Родители высказывают свои предположения. Принцип «свободного микрофона»)

Факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка, можно разделить на три группы:

    Микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, постепенное знакомство со сложностями и противоречиями современного мира

    Внутри – и внесемейная деятельность

    Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Эти факторы составляют ту основу педагогики семейных отношений, о которых А.С.Макаренко писал в «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение (…) А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия» Ребёнок копирует поведение взрослых. Дети видят даже то. Что мы хотим скрыть от них. Вольно и невольно они перенимают опыт своих родителей.

Педагог.

Есть семьи, в которых по большому счёту все хорошо. От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к суверенности личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый заслуживает уважения, и у него есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга. Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.

Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.

    Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?

    один -5ч.(25%)

    с семьёй – 15ч.(75%)

    Хочешь ли быть похожим на родителей?

    да -12ч.(60%)

    чуть – чуть – 6ч. (30%)

    нет – 1(5%)

    Делишься ли с ними своими впечатлениями?

    да – 14ч. (70%)

    иногда – 5ч.(25%)

    нет – 1ч. (5%)

    Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?

    да – 8ч. (40%)

    часто – 1ч. (5%)

    иногда – 8ч (40%)

    не всегда – 3ч. (15%)

    Обижаешься ли, если тебя наказали?

    да – 1ч. (5%)

    чуть – чуть – 9ч. (45%)

    нет – 10ч. (50%)

    Часто ли тебя хвалят?

    да – 10ч. (50%)

    иногда -7ч. (35%)

    редко – 3ч. (15%)

    нет - 0

    Что тебе нравиться в родителях?

    внешние качества (красота и т.д.) – 6ч. (30%)

    внутренние качества (доброта, нежность, ум, строгость и т.д.) – 6ч. (30%)

    забота о детях – 5ч.(25%)

    чувство юмора – 2ч. (10%)

    всё покупают – 1ч. (5%)

    Чем любишь заниматься с родителями?

    играть (шахматы, компьютер и т.д.) – 6ч. (30%)

    гулять – 3ч. (15%)

    культпоходы - 4ч. (20%)

    учебная деятельность – 3ч. (15%)

    трудовая деятельность (готовить, помощь по дому и т.д.) – 3ч. (15%)

    спорт – 1ч.(5%)

    ничем - 0

    Чем поощряют за хорошую учебу, работу?

    устная похвала – 6ч.(30%)

    покупки(игрушки, сладости, диски и т.д.) – 6ч. (30%)

    играть в компьютер - 4ч. (20%)

    прогулка – 3ч. (15%)

    целуют – 1ч. (5%)

    Можно ли учителю показать анкету родителям?

    да – 13ч. (65%)

    нет – 7ч. (35%0

Вывод: анкета ещё раз подтверждает, что учащимся младших классов нужна семья. Одним им быть не хочется. Большая часть детей хочет быть похожими на своих родителей. Дети чувствуют заботу о себе. Для себя отмечают лучшие качества родителей (нежность, мужскую силу, красоту, ум). Они делятся с родными своими впечатлениями и переживаниями. Считают, что почти всегда их справедливо наказывают и часто хвалят. Но всё - таки можно ещё кое - что улучшить. Например: разнообразить досуг детей и совместный отдых.

На заметку родителям: не хотят показывать анкету родителям дети,которые не всегда делятся с родителями своими впечатлениями или обижаются на наказания родителей.

( Анкеты с разрешения детей учитель раздаёт после собрания и проводит индивидуальные беседы и консультации)

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая сложная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования. Воспитать душу ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми. Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.

Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Одна мама призналась, что, даже когда в школе училась, не радовалась школьным каникулам так, как сейчас радуется каникулам сына. Придумывает, куда поехать вместе с ним, пойти, какую книгу почитать.

Ваше собственное поведение – решающая вещь. Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.

Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.

5.Внутрисемейные отношения и семейные традиции.

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает уроки народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом. Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Узнавание рисунков

Хорошо, что в большинстве семей моих учеников дело обстоит не так. Ребята с удовольствием рассказывают как они с родителями проводят свободное время, как проходят семейные праздники. Какие в их семьях есть традиции. Например, в семье одного ученика папа каждое воскресенье печёт блины, в другой семье каждое день рождение ребёнка отмечается спортивными соревнованиями, в третьей каждый праздник это обязательный выход в учреждения культуры нашего города..

К собранию ученики 1 класса нарисовали рисунки на тему «Праздник в моём доме». Рисунки не подписаны.Сейчас я попрошу родителей подойти к выставке и узнать рисунок своего ребёнка.

(Проводится “узнавание рисунков” родителями и те, кто правильно отгадал – получают “рисунок”)

Как вы узнали рисунок своего ребёнка? (Рефлексия родителей по кругу)

А теперь подумаем вместе, почему кому – то было трудно выполнить это задание.

(Ответы родителей)

Возможно дело в том, что на рисунках нет разнообразия. В основном дети рисовали украшенную комнату, накрытый стол, угощения, торт и цветы. По-видимому, дети кроме старой русской традиции «посидеть за столом» больше ничего не запомнили. Вот и получилось, что один праздник ничем не отличается от другого. Это наглядный пример и ещё один повод задуматься о наших семейных праздниках и традициях. Как сделать праздник незабываемым? Подумаем об этом вместе и на ближайшем родительском собрании подготовим проект праздника «День рождения ребёнка».

6.Семейные ценности

Итоги анкеты волшебный цветок.

Учащимся предлагается лепесток цветка. Каждый школьник на одном лепестке пишет то, что больше всего ценит в жизни. Затем учитель собирает цветки с учётом ранжирования ценностей.

Во время подготовки к собранию первоклассники готовили для вас подарок – это волшебный цветок семейных ценностей. Не просто было им объяснить что это такое. На вопрос: «Что самое ценное в их жизни?» ребята не задумываясь, и почти хором ответили: «Мама». Это ещё раз подчёркивает ваше огромное значение в жизни ребёнка. Все лепестки на которых ребята написали, что больше всего ценят в жизни я поделила на три группы.

1группа ценностей – духовно – нравственные качества(70%): доброта, любовь, щедрость, справедливость, забота, уважение, взаимовыручка, правда, друзья и т.д.

2 группа ценностей – здоровый образ жизни (15%): чистота, здоровье, спорт

3 группа ценностей – материальные блага (15%): деньги, золото, машина

Вывод : первоклассники ещё не совсем готовы определять ценности в жизни, не умеют чувства выразить словами, но на первое место всё же ставят духовно нравственные качества.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

7.Подведение итогов.

Упражнение «Строим дом»

Уважаемые родители, подводя итоги сегодняшнего собрания,давайте построим дом в котором ребёнку будет уютно и тепло. Подумайте, что будет фундаментом вашего дома, что является главными кирпичиками, какие ценности вы впустите в свой дом, а каким вход в ваш дом закрыт.

Работа проходит в группах. Родителям предлагается рисунок дома, который они заполняют в группах. Затем родители представляют свои работы.

8. Рефлексия.

Педагог.

Родительский дом, семья являются для человека самым главным. Это истоки, от которых начинается течение человеческой жизни. Заложенное семьёй нравственное начало человек пронесёт через всю жизнь. Её вехи будут отмечены через призму обращения к своему социальному опыту, содержание сформирует собственный стиль. Тот или иной стиль жизни либо благоприятствуют, либо напротив, препятствуют полноценному социальному становлению личности. От этого зависят здоровье человека, его успешность, профессиональная состоятельность, семейное счастье – вся его жизнь

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет

Желаю, вам, чтобы ваши слова, обращённые к ребёнку, не расходились с делом.



«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Помните такую песню? Хотите знать как это сделать и что из этого получится, если взять чужую(!) сказку?

Шаг первый – дайте девочке комиксы.
Шаг второй – включите ей мультики в стиле аниме.
Шаг третий – отведите ее на курсы раннего развития, где обучают рисованию в стиле манга.

После этого попробуйте вернуть девочку, которую вы потеряли...


Эта статья – ответ на вопрос.
Вопрос был задан к заметке «Красавица и чудовище».

Текст вопроса: «а какая связь? Мне не понятно, ну посмотрит девочка такой мульт и что, не захочет естественно выглядеть?»

На выходных ездил на дачу и во вторник утром вернулся в город. На площади возле вокзала мимо меня прошел человек. На вид ему лет тридцать. Одет по летнему, вполне подходяще для своего возраста. Походка ровная, спокойная, можно сказать, что самая обычная и ничем не примечательная. Прическа аккуратная, по вискам видно, что постригся недавно. Единственное, что бьет по глазам, это волосы, окрашенные в сине-голубой цвет. Цвет не просто неестественный, а кричаще неестественный. В природе такую окраску видел только у бабочек в Бразилии. Изумительно красивые бабочки и изумительно глупо это выглядит, когда взрослый(?) мужчина(?) красит(!) волосы в такой цвет.

Поскольку живу в Питере, то доводилось видеть разных персонажей. Когда-то это поражало, но постепенно стало привычным. В конце концов, это же мог быть обычный актер, который снимается в каком-нибудь фантастическом фильме. Вроде бы беспокоиться не о чем, да и какое мне дело до того, кто в какой цвет покрасил свои волосы, даже если по моим представлениям красить волосы для мужчины – странновато. Это ведь только мои представления, впитанные в «тоталитарном» советском обществе, а теперь у нас свобода мысли и самовыражения.

Ведь теперь кислотный цвет волос уже почти никого не удивляет. Эксперименты с прической на грани уродства, уже давно стали нормой. Я бы и не стал упоминать о встрече с одним из таких экспериментаторов, если бы, придя домой не увидел тот вопрос, который вынес в начало статьи. Как говорится, случайности не случайны.

На фоне этой встречи хорошо видно, что отбить у девочки желание выглядеть естественно – очень даже легко, если уж это желание пропадает даже у тридцатилетних мужчин. Мало того, современные технологии постепенного и планомерного слома психики достигли такого уровня, что позволяют без всякого видимого насилия и принуждения отбить у женщины естественное(!) желание родить ребенка, позволяют внедрить в сознание человека желание изменить свой пол, позволяют внушить людям, что называть маму мамой, а папу папой – это дискриминация по половому признаку и поэтому, нужно называть их «родитель один» и «родитель два».

Глядя на все это, давно уже перестал удивляться тому, что государство, которое защищало и пропагандировало институт семьи называют тоталитарным, а государство, которое теперь будет забирать детей у родителей, препятствующих желанию несовершеннолетнего ребенка сменить пол называют «свободным». В мире уже давно многое перевернуто с ног на голову и таких перевертышей становится в се больше.


Не знаю как автор вопроса, но я не хочу жить в таком государстве. Одновременно с этим, очень боюсь, что и Россия станет таким же сумасшедшим домом, в котором естественные(!) законы человеческой природы цинично отправлены на свалку.

В связи с этим, во-первых, слежу за новостями из «свободного мира», а во-вторых, ищу ответы на два вопроса:
– как это было сделано?
– почему это вообще стало возможным?

На второй вопрос ответить легко, если хотя бы немного изучить процесс формирования человека, как личности. Так уж устроено природой, что ребенок рождается лишь с возможностью стать человеком, а станет ли эта возможность реальностью – целиком и полностью зависит от его окружения. Все что ребенку жестко дано от природы – так это потребность и умение подражать , но ведь даже эта потребность не является чисто человеческой.

Поэтому, важно понимать, что в сознании ребенка НИЧЕГО не развивается автоматически. Даже человеческая речь(!) не формируется сама собой, не говоря уж о представлениях о том, что естественно, а что нет, что красиво, а что безобразно, что приемлемо, а что нет. Все это нужно закладывать в сознание малыша день за днем и год за годом.

Еще раз хочу подчеркнуть, что даже умение говорить не заложено в природную программу развития, заложена лишь возможность этому научиться . Если ребенок начал говорить, то это не случилось само собой, это произошло благодаря влиянию родителей и других людей, хоть большинство и не отдают себе в этом отчет.

Сказка про Маугли – это всего лишь сказка, в действительности же ребенок воспитанный собаками будет иметь собачье сознание, ребенок росший среди птиц, будет своими повадками очень сильно походить на птиц и не будет в нем ничего человеческого. Если таких детей до пяти лет не вернуть к людям, то шанс, что ребенок хотя бы в чем-то станет человеком практически равен нулю. .

Всё это отлично знают и умеют использовать, те кто продвигает ценности тотально «свободного» мира. Мира – свободного от здравого смысла.

Они давно уже поняли, что родители ребенка и его воспитатели – это совсем не одно и то же. Родить могут только родители, а вот воспитать ребенка, может кто угодно и что угодно.

ВОСПИТАТЕЛЬ – это не тот, кто проводит больше всего времени с ребенком, а тот или то, что оказывает наибольшее воздействие на его эмоции, чувства и сознание Поэтому, конечно же мультфильмы воспитывают. И кино воспитывает и рекламная картинка и игрушка и вид из окна. Мир полон воспитателей. Пока родители заняты своими делами ребенка кто-то или что-то воспитывает и далеко не всегда так, как этого хотелось бы родителям.

Если это понимать, то вопрос о том, как из девочки воспитать мужчину, а из мальчика женщину, решается очень просто. Для этого нужно заполонить все вокруг соответствующими воспитателями.

Пока кто-то из родителей думает, что семилетний ребенок, который рос исключительно на советских мультиках и русских сказках окончательно впитал в себя эти ценности, цивилизованные дяди и тети отлично знают, что с семи лет все только начинается. Именно, поэтому, например, создается так много сериалов о подростках и рисуется так много анимэ на эту же тему. Это не говоря уж о детских глянцевых журналах, уличных танцах, компьютерных играх и т.д. Все это, во всей своей совокупности, создает очень мощное воспитательное давление на неокрепшее сознание.

Цивилизованные дяди и тети давно поняли, что если хочешь продвинуть свои ценности в другую страну, первое что нужно сделать – это убрать барьеры распространения информации, иначе нужные воспитатели не доберутся до целевой аудитории. Именно поэтому, «свободные» страны так яростно размахивают флагом с надписью «свобода слова». Только на поверку, эта свобода слова оказывается дорогой с односторонним движением. Воспитывать допускается только в рамках европейских ценностей. Любые другие ценности подвергаются осмеянию и осуждению.

Конечно, на фоне конечного результата такого евровоспитания, когда ребенок даже с тем, кто он мальчик или девочка не может разобраться, стиль манга кажется вполне безобидным и безопасным, но ведь и зима после лета приходит не за один день. Поворот с лета на зиму начинается с малого – с первого пожелтевшего листочка, за которым последует второй, потом третий и так до тех пор пока не останется ни одного зеленого листа на всех деревьях.

Та же Канада дошла до того, до чего она дошла не за один год и даже не за одно поколение. Когда появились хиппи, наверняка, многие люди, рожденные в начале XX века, думали в стиле «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось». Потом в семидесятые годы гомосексуализм перестали считать заболеванием, потом отменили уголовное преследование. Да-да. Оно было не только в СССР, оно было и на Западе. И так шаг за шагом дошли до того, до чего дошли. На этот путь ушло около шестидесяти лет.

Россию тоже толкают на этот путь. До ЛГДБ зимы нам еще далеко, но желтые листочки уже видны повсюду, чтобы это осознать нужно хоть немного присмотреться и призадуматься. Традиционные модели поведения мужчины и женщины уже сильно надломлены. Разве этого не видно?

Мало того, это искажение продолжается, в том числе и через «безобидные» анимэ. Надеюсь, что автор вопроса посмотрит этот мультфильм до конца и тогда скорей всего поймет, что насмотревшись таких мультфильмов, девочка не то что выглядеть естественно не захочет, она не захочет даже вести себя естественным для девочки образом.

Я не выбирал мультфильм специально, на ютубе он первый по запросу «анимэ мультфильм».


P.S. Тем кто слегка отстал от жизни спешу сообщить «радостную» новость, что вековая мечта «прогрессивного человечества» сбылась – мужчина таки родил. Правда, этот мужчина – все же бывшая женщина, которой однажды надоело быть женщиной и она сменила пол, но и этого ей(?) показалось мало.

Из комментариев:

Евгений, мы так много потеряли, что становится страшно. Когда я смотрю с дочкой мультики 50-х годов (Аленушка и братец Иванушка и др., там целая серия), меня всегда поражает какие красивые и нежные девушки, сильные мужчины. Дальше начинается зоопарк в мультиках и, мне кажется, первые листочки были уже там. Если вы посмотрите поздние советские мультики, то редко где найдете положительные сильные роли родителей, дети лезут на первый план, а иногда взрослых вообще нет. Для меня загадка почему так получилось.... Может и не специально.
Вот корешок, а дерево перед нами. Ещё сегодня полистала несколько русских народных сказок в обработке Даля. Какая красота, изящество. А сейчас книжку возьмите (и даже СССР) - скука. Вопрос только в том как наших детей уберечь и постараться переломить ситуацию. Пока не понятно.


Татьяна, знаете, мне видится один путь защиты детей. Запреты не самый надежный способ. Нужно сделать так, чтобы их самих «тошнило» от нынешней визуальной продукции. Для этого нужно очень многое им дать в плане понимания и чувствования Красоты. Для девочек – это особенно важно, поэтому, чтобы сейчас не сбить ориентиры у ваших дочурок, старайтесь ограждать их от чрезмерно ярких красок и безумных сочетаний цветов.

Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе, в комсомольских и пионерских организациях и во внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Советская семья представляет собой первичный коллектив советского общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе прежде всего растут и воспитываются наши дети.

Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Задачи семьи состоит в том, чтобы формировать у детей черты нового, советского человека, готовить их к активному участию в строительстве коммунизма.

Большинство родителей в нашей стране хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени и внимания. Особенно большое внимание детям уделяют женщины, матери. Воспитание детей - это саман почетная и ответственная обязанность матери. Не менее важную роль играет и отец. Отец, который не занимается воспитанием детей или воспитывает их плохо, не выполняет своего гражданского долга. Разумеется, детей воспитывают не только отец и мать, но и остальные члены семьи.

Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье. Когда отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего советского общества.

В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев. Однако в практике сложилось немало форм и методов воспитания, проверенных жизнью и дающих в большинстве случаев положительные результаты.

Воспитание у детей высоких моральных качеств. В. И. Ленин в речи на И съезде комсомола указал на необходимость подчинении всего дела воспитания, образования и учения современной молодежи воспитанию у нее коммунистической морали. Вся воспитательная работа советской школы и семьи должна быть направлена на формирование у подрастающих поколений высоких моральных качеств, на воспитание у них навыков и привычек коммунистического поведения.

В первую очередь у детей и молодежи нужно формировать такие черты, как советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, дисциплинированность и организованность, коллективизм, правдивость и честность, непримиримость к недостаткам, умение критически оценивать свое поведение и смело критиковать, недостатки других.

Воспитание моральных качеств у детей - дело сложное и кропотливое. Но оно вполне доступно каждой матери, каждому отцу, при условии если им заниматься серьезно и систематически, если своевременно предупреждать недостатки в поведении детей. Нужно помнить, что воспитывать детей легче, чем потом перевоспитывать их, преодолевать вредные навыки и привычки в их поведении. Перевоспитание детей требует большого терпения и большого знания психологии детей.

Дети отличаются высокой восприимчивостью. Благодаря этому формирование и закрепление у них навыков и привычек поведения происходят более успешно, чем в старшем возрасте. Эти навыки и привычки потом долго сохраняются, причем не только положительные, но, к сожалению, и отрицательные. Если ребенка дошкольного возраста приучили бояться темноты, "леших" и "домовых", то он и в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату, испытывать чувство страха перед «нечистой силой». Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших, то он и в более поздние годы может остаться неправдивым, лживым.

Для воспитания у детей дисциплинированности следует на конкретных примерах убеждать их в необходимости дисциплины в труде и в повседневной жизни. Много ценных советов по воспитанию детей оставил замечательный советский педагог Л. С. Макаренко. Он рекомендовал, например, для воспитания правдивости и честности у ребенка ничего не прятать от него, но следить за тем, чтобы он ничего не брал без спроса. Надо разъяснять детям, что правдивость заключается не только в том, чтобы говорить правду, но и выполнять свои обещания, крепко держать свое слово. Правдивый и честный человек честен во всем - и в большом и в малом.

Особенно важно воспитать у детей такие моральные качества, как советский патриотизм и пролетарский интернационализм.

Хорошим средством патриотического воспитания детей в семье являются непринужденные беседы, а также чтение книг о нашей Родине, о мужественных борцах за мир.

В семье могут быть использованы и некоторые игровые формы. Так, проведение в семейном кругу интересной и увлекательной игры «Путешествия но просторам родины чудесной» не только расширяет кругозор детей, но и оказывает на них воспитательное воздействие.

Очень хорошо, если родители в целях патриотического воспитания своих детей посещают с ними музеи, выставки, организуют с детьми прогулки но городу и экскурсии в природу, знакомят их с историческими памятниками, связанными с революционным прошлым. Все это помогает воспитанию у детей любви к своему родному району, краю.

В условиях нашей многонациональной страны часто вместе учатся дети разных национальностей. Задача родителей воспитывать детей в духе дружбы и товарищества, уважения к любой национальности. Для этого необходимо рассказывать им о славных традициях различных народов, об их вкладе в дело мира, в науку, культуру, искусство. Свои слова надо подкреплять чутким и внимательным отношением к людям других национальностей.

Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям.

А поэтому поведение родителей - важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.

Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей.

Правильное поведение родителей, принятое в советском обществе, их честное отношение к своему общественному долгу, к порученному делу - основное условие успешного воспитания детей.

Воспитание детей не требует, чтобы родители не спускали с них глаз: при этом дети вырастают пассивными и безынициативными.

Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье.

Большинство родителей воспитывает детей своим отношением к труду: они работают так, чтобы дети могли гордиться ими.

Например, отец одного из учеников Павлышской школы Кировоградской области, слесарь МТС, заболел. Врач дал ему отпуск по болезни. Но ужо через несколько дней отец вышел на работу. Когда он возвратился домой, двенадцатилетний сын обратился к нему с вопросом: «Почему ты, пана, ушел сегодня на работу? Ведь тебе можно было еще пробыть дома». Отец ответил: Я чувствую себя хорошо, а лежать мне некогда: скоро начнется сев, надо ремонтировать тракторы».

Сын надолго запомнил эти слова отца. Наблюдая в семье честное и добросовестное отношение родителей к труду, этот школьник рос честным и дисциплинированным мальчиком.

По-иному ведут себя дети, родители которых показывают отрицательные примеры поведения. Например, молодая здоровая колхозница, мать двух школьниц, была занята своими домашними делами. Увидев в окно посыльного из правления колхоза, направлявшегося к её дому, она легла в постель и притворилась больной. Ссылаясь на «тяжелую болезнь», она отказалась выйти на работу. Дети с недоумением смотрели на мать, которая дала им наглядный пример лжи и лицемерия.

Другой пример. Мать читает интересную книгу. Раздается звонок. Мать зовет дочь - восьмилетнюю Люсю - и говорит:

Пойди отвори дверь и, если это Анна Ивановна, скажи, что меня нет дома.- Девочка бежит, отворяет дверь и точно выполняет поручение матери.

Воспитание правдивости в детях имеет огромное значение. Но ребенок не будет правдивым, если мать заставляет его говорить неправду. Ведь он еще не может разобраться, какая ложь серьезна и вредна, а какая сравнительно безобидна.

Дети заимствуют у своих родителей, у старших братьев и сестер привычки и правила поведения, подражают их манерам и характеру. Поэтому если в семье царят грубость и невнимательность в отношениях между старшими, то и дети вырастают грубыми и невнимательными.

Особенно отрицательно сказываются на воспитании детей пережитки прошлого, от которых не освободились еще многие родители, До сих пор в нашем быту мы сталкиваемся с такими пороками и пережитками, как грубость, сквернословие, пьянство, суеверие и др.

Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение ребенка.

Труд - основа воспитания. В. И. Ленин указывал на необходимость воспитания молодежи в сознательном и дисциплинированном труде. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящим коммунистом. «Правильное советское воспитание,- писал Л. С. Макаренко,- невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В пашей стране труд перестал быть предметом эксплуатации, он сделался делом чести, доблести и геройства. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Очень важно научить детей ценить всякий труд и не уклоняться от него. Посильный труд детей - это основа их морального воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе.

С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.

Многие дети охотно берутся за разнообразную работу. К сожалению, родители не всегда поощряют стремление детей к труду. «Это не ваше дело. Подрастете, тогда и будете подметать комнату, накрывать на стол». Так рассуждают некоторые родители, и у них ребенок вырастает белоручкой. Он не ценит труд других людей и сам не умеет трудиться. Неудивительно, что такие дети обычно и учатся хуже других и в общественной работе не принимают участия. Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей: и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.

Мать-героиня А. М. Суханова рассказывает: «С малых лет приучала я детей к труду. У каждого из них есть какие-нибудь обязанности: кто полы подметает и моет, кто белье стирает, кто помогает в приготовлении пищи. В обработке огорода участвует вся семья. Кроме того, старшие дети всегда помогают младшим. Старшие девочки помогали мне нянчить малышей. Все дети послушные. Ни мне, ни отцу не приходится по два раза о чем-либо просить детей или что-либо требовать от них. Муж приучает мальчиков к работе. Сам он никогда не бывает без дела: и в доме и во дворе всегда найдется что починить, покрасить. И дети берут с него пример: растут трудолюбивыми».

Трудовое воспитание - это главная составная часть коммунистического воспитания детей. Оно должно начинаться с первых шагов сознательной жизни ребенка, с простых и посильных для него дел. Прежде всего нужно приобщать детей к самообслуживанию, к домашнему труду.

Перечислим для примера основные, наиболее распространенные виды детского труда в семье: уборка своей постели; содержание в порядке игрушек; помощь в уборке комнаты; приведение в порядок библиотеки школьника; поливка цветов в комнате: уменье накрывать на стол перед обедом; уборка посуды после обеда; чиста платья и обуви; уход за огородом и цветником; помощь матери в хозяйственной работе; разбивка сада и уход за ним; уход за малышами: заготовка дров на зиму; уход за домашними животными: участие в уборке урожая в саду и на огороде.

Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения.

Приучение детей. Большое место в воспитании детей занимает приучение их к правильному поведению.

Еще М. Г. Белинский утверждал, что ребенка надо не столько поучать, сколько приучать, вырабатывать у него ценные навыки и привычки поведения. Нельзя воспитать детей мужественными людьми только при помощи рассказов о мужественных поступках других людей. Для этого нужно поставить их в такие условия, где они могли бы проявить мужество. Важно приучать детей преодолевать трудности, переносить некоторые лишения. Конечно, эти трудности и лишения не следует создавать искусственно.

Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.

Делать это надо изо дня в день, до тех пор, пока у детей не выработаются устойчивые навыки и привычки.

Очень важно приучить детей к послушанию старшим, к организованному и дисциплинированному поведению дома, на улице, в общественных местах. Дети приучаются к этому под влиянием окружающей обстановки и контроля за их поведением со стороны старших.

Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.

Чистоплотность в быту, опрятность в одежде и аккуратность- важные навыки культурного поведения.

Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее до конца, но отвлекались во время занятий, всегда убирали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена. Эти навыки легче всего выработать путем систематических упражнений.

Поощрение и наказание детей. Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему может дать гораздо больший эффект, чем применение различных мер наказания. Серьезную ошибку допускают те родители, которые без конца напоминают ребенку о ого недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении, не одобряют его хороших поступков.

Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку. Обычно поощрения за хорошее поведение детей применяются в форме похвалы, подарков.

Подарки детям надо делать без предварительной договоренности, они должны быть неожиданной радостью для них. В первую очередь нужно дарить детям игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые помогают умственному и физическому развитию детей. Поощрения всегда должны быть заслуженными. Некоторые родители злоупотребляют этим методом воспитания и за каждое даже незначительное достижение осыпают детей похвалами и наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения, привыкают к ним.

Очень вредно дарить детям деньги или заключать с ними сделки о премировании деньгами за хорошие отметки. Например, получил школьник пятерку - родители выдают ему за это определенную сумму денег. Дети должны помнить, что учеба - это первейшая обязанность школьников, которую они должны добросовестно выполнять.

Из советской системы воспитания категорически исключаются физические наказания, так как они не только не исправляют ребенка, а, наоборот, портят его. Боясь побоев, дети лгут, скрытничают, хитрят и никогда не расскажут взрослым о своих ошибках и трудностях.

Физические наказания очень возбуждают нервную систему детей. Поэтому дети порой не могут взять себя в руки, озорничают еще больше и все делают наперекор. Применение физических наказаний - это вредный, позорный пережиток прошлого, когда затрещинами, шлепками и подзатыльниками детям внушали «страх божий», приучали их к беспрекословному повиновению.

Не следует также грубо бранить и оскорблять детей. Это унижает достоинство ребенка и обижает его, портит отношения с родителями.

В отдельных случаях, если убеждение не помогает и ребенок держит себя развязно, грубит, бездельничает, хотя и понимает, что это нехорошо, следует наказать его. Лучше применить такие меры: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки, проявить холодность в отношении к школьнику до тех пор, пока не исправится. Но не следует «пилить» ребенка или бесконечно напоминать ему о совершенном проступке. Это но оказывает действия, а лишь раздражает ребенка. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.

Например, мальчик мешает старшему брату готовить уроки. На просьбы брата отойти от стола и заняться другим делом он не обращает внимания и продолжает шалить. В этом случае отец, мать или еще кто-либо из старших делает замечание мальчику и осуждает его поступок.

Внушительно сделанное замечание часто является вполне достаточным средством для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка. Нужно только это замечание делать так, чтобы слово родителей дошло до сознания детей, а не превращалось в надоедливое повторение однообразных фраз, вроде «Тише!», «Не шуми!», «Перестань!» и т. п.

После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.

Иногда в практике семейного воспитания применяется и такая мера наказания: родители некоторое время не разговаривают с провинившимися детьми. В тех семьях, где дети любят и глубоко уважают своих родителей, они тяжело переносят эту меру наказания и стараются вести себя лучше.

Особенно осторожно следует применять наказания по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать на них внимания до тех пор, пока они не перестанут капризничать. Если такого ребенка уговаривать или наказывать, он будет продолжать капризничать, плакать. Если же родители оставляют его в покое и как бы не замечают его капризов, он обычно перестает плакать и ведет себя лучше. На капризных детей лучше воздействовать добрым словом, чем суровым наказанием.

Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым. Несправедливые, необоснованные наказания отдаляют детей от родителей. Разочарование в справедливости взрослых накладывает неизгладимый след на психику ребенка. В особенности родителям не следует срывать на детях свое плохое настроение или раздражение собственными неудачами.

Дети часто жалуются друг на друга, ссорятся между собой, дерутся. В таких случаях сплошь да рядом родители не пытаются трезво разобраться, в чем дело, кто прав и кто виноват. Обычно им кажется, что виноваты чужие дети, а не их ребенок. Надо помнить, что дети насколько вспыльчивы, настолько и отходчивы и так же быстро мирятся, как и ссорятся.

Бывает и так, что родители в припадке вспыльчивости сурово наказывают своих детей, но потом, через несколько минут, ласкают их, делают им подарки, чтобы подчеркнуть свое раскаяние. Есть и такие родители, которые сперва покричат на своих детей, побранят их, а потом уступят и разрешат все, чего требуют дети. В результате такой непоследовательности в характере ребенка появляются черты упрямства. Добиться послушания от него становится все труднее, и в этом виновны сами родители.

Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требований к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок и т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они ни поступали.

Требовательность к детям и контроль за их поведением. Детям нужно предъявлять определенные требования, помогающие им найти правильную линию поведения. Выполнение посильных требований, правил, обязанностей упорядочивает поведение детей и создает привычку владеть собой, управлять своими поступками.

Уже в дошкольные годы надо требовать от детей, чтобы они убирали свои игрушки после игры, мыли руки перед едой, приветствовали старших, благодарили их за оказанную помощь и т. д.

Но мере роста и развития детей круг требований к ним расширяется и требования эти усложняются.

Требовательность к детям не исключает, а предполагает любовь к ним, чуткое и заботливое отношение родителей. Но эта любовь должна быть разумной. Нельзя правильно воспитать ребенка показной добротой и снижением требований к нему.

Отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к появлению среди нашей молодежи бездельников и тунеядцев, стремящихся жить легко и беззаботно, за счет других и прежде всего за счет родителей. Удовлетворяя каждое желание своего ребенка, родители изнеживают и балуют его, не приучают к труду, к ответственности за свои поступки. Особенно часто это бывает в семьях, где воспитывается единственный ребенок. В таких семьях чаще всего вырастают избалованные, слабовольные, ленивые и не приспособленные к жизни дети.

А. С. Макаренко, подводя итоги своего многолетнего педагогического опыта, говорил: «Моим основным принципом (а я считал, что это принцип не только мои, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Чем больше мы уважаем человека, тем больше требуем от него. Некоторые родители ошибочно считают, что чем больше они будут баловать и нежить своих детей, тем крепче дети будут любить их. Это неверно. Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не потакают их слабостям.

Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним, с разумной любовью. Лаской и любовью к детям, уважением к ним родители могут вызвать у них хорошие чувства, воспитать ценные навыки и привычки поведения.

К сожалению, есть еще родители, которые предпочитают вызывать у своих детей страх и трепет, а не смех и жизнерадостность. Чрезмерно строгий подход к детям так же вреден, как и отсутствие требовательности.

Высокая требовательность к детям необходима со стороны всех членов семьи. На страницах журнала «Семья и школа» рассказано об опыте воспитания детей в семье колхозников Кирсановых. В этой семье вошло в обычай: каждый вечер дети отчитываются перед родителями о своих делах за день. Если кто-либо из детей уклоняется от работы, вся семья коллективно обсуждает этот поступок.

Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице, в общественных местах. Но этот контроль не должен быть назойливым. Излишняя опека со стороны родителей нередко вызывает у детей, особенно у подростков, законную обиду. Им не правится, когда родители следят за каждым их шагом, вмешиваются в их отношения с товарищами. Разумеется, контроль за поведением детей необходим, но он не должен сковывать их инициативу, оскорблять их самолюбие.

В воспитании детей особенно важно обеспечить единство требований со стороны школы и семьи, учителей и родителей. В школе детям внушают, что людей, проживших долгую трудовую жизнь, нужно уважать. Но иногда, придя домой, ученик слышит, как грубо его мать или отец разговаривают с бабушкой. Влияние дурного примера родителей снижает эффективность воспитательного воздействия школы.

Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей - необходимое условие воспитания наших детей в духе коммунистической морали. Родителям необходимо поддерживать постоянную связь с классным руководителем. Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое.

Особенно важно действовать согласованно, когда родители поощряют или, наоборот, наказывают ребенка. Всякие споры о мере поощрения или наказания в присутствии детей недопустимы. Такие споры подрывают авторитет старших и приучают детей искать себе защиту у «доброго» папы против «строгой» мамы или наоборот.

Учет возрастных особенностей детей. Нельзя ко всем детям подходить с одними и теми же требованиями. В воспитании детей очень важно учитывать их возрастные особенности.

Самые большие трудности представляет воспитание детей среднего возраста - учащихся 5-8-х классов. Подростки требуют от родителей особенно много внимания. Без этого трудно направить пробуждающуюся активность и самостоятельность подростков по правильному руслу. Родителям, однако, не следует быть слишком навязчивыми, изо дня в день повторять одно и то же. Детям это надоедает, и они перестают обращать внимание на внушение родителей. Необходимо разнообразить формы подхода к подросткам и не строить все воспитание на одних лишь запрещениях.

Некоторые родители иногда забывают, что подростки - это не маленькие дети, и продолжают обращаться к ним в форме безоговорочного приказания. Такой тон раздражает подростков. Они болезненно переживают, что близкие им люди не считаются с ними, не уважают их. В ответ на безоговорочные приказания у них часто развивается упрямство, они стремятся сделать все по-своему.

Внимательные родители постоянно следят за развитием своих детей и по мере их роста изменяют методы воздействия на них. Они часто обращаются к детям среднего и старшего возраста с просьбой, советуются с ними, обсуждают, как нужно быстрее и лучше выполнить ту или иную работу. Такое доверие к подросткам благотворно влияет на них. Они с большим уважением относятся к родителям и более охотно выполняют их просьбы, советы и указания.

Книга «Домоводство» Москва 1959 г.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...