Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

1 понятие предмет и метод псо рф. Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения

Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Предмет – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:

- отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)

- отношения по предоставлению различных специальных услуг (социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)

- процессуальные и процедурные отношения , связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.

В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.

Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.

Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».

Процедурные - это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии).

Процессуальные - это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).

1.3. Метод права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Особенностями метода ПСО являются:

Сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;

Права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;

В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.

1.4. Принципы права социального обеспечения.

К принципам ПСО относятся:

- всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)

- предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.

- многообразие оснований и видов социального обеспечения.

- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.

- участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита – это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО – это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

Отношения по пенсионному обеспечению;

По соц. обслуживанию;

По выплате пособий;

По бесплатному мед. обслуживанию;

Процессуальные отношения.

Метод ПСО – это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

Признаки метода ПСО:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

Права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

Все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

Характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО – это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

3. Принципы ПСО

Принципы – это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

1. всеобщность означает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонность означает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность . Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

Заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

Гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения ;

5. многообразие видов обеспечения :

- мат. помощь – оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия – это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Пособия – это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

- соц. обслуживание – заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

Протезирование;

Предоставление ср-в передвижения инвалидов;

Бесплатное проф. обучение инвалидов;

Санаторно-курортное лечение;

Обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

ФЗ «О ветеранах»;

ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

ФЗ «О гос. соц. помощи»;

ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

План лекции:

1. Понятие социального обеспечения

2. Предмет права социального обеспечения

3. Метод права социального обеспечения

4. Система права социального обеспечения

Целью изучения данной темы является усвоение комплекса знаний о социальном обеспечении. Общественные отношения, составляющие предмет ПСО. Особенности метода ПСО. Общие положения права социального обеспечения и отдельные институты, их характеристика.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Определить понятие социального обеспечения.

Определить функции социального обеспечения

Рассмотреть предмет ПСО.

Раскрыть основные черты метода ПСО;

Отличить систему социального обеспечения от других смежных отраслей права.

1. Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общество. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано социальной политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, относятся:

1) источники финансирования

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставлять за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет Социального фонда Кыргызской Республики через специальные внебюджетные фонды: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда содействия занятости населения, а также средств республиканского бюджета и местных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, по выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои СССР и КР и др. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из выше перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

3) цель предоставления обеспечения

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, по обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требует от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства и в данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменение в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Кыргызстана должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является и Кыргызстан) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). (см. Законодательство ). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной кыргызской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных положений международных норм. В развитие этого Конституция Кыргызской Республики 1993 г. (см. Законодательство) провозгласила Кыргызстана демократическим государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой законом охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя, из этого определения в системе социального обеспечения КР следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р.И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную . Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.

Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям, в Кыргызстане с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это государственной поддержки института брака и семьи, социальная защита и обслуживание многодетных и малоимущих семей, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты граждан Кыргызской Республики относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

2. Предмет права социального обеспечения

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правила, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих впервые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставший на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидам первой группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты не детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарные, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включает содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях, как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами (в том числе гужевым транспортом), включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида.

Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному обслуживанию.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отвести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои Кыргызской Республики, Советского Союза, полные кавалеры орденов Славы или Манас, граждане, награжденные медалью «Данк», лица, подвергшиеся воздействию радиации, многодетные и малоимущие семьи).

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли, поскольку включает знания о предмете, методе, принципах правового регулирования, о правоотношениях, истории развития отрасли, путях ее дальнейшего совершенствования и развития; изучает развитие права социального обеспечения в других странах мира и т. др.

3. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

Статья 27 Конституции КР закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении республиканского и местных органов социальной защиты. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих подзаконных нормативных актов местной администрации и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. При этом на республиканском уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях местными органами, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами республиканских финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Законом КР «О государственном пенсионном социальном страховании» от 20 ноября 1997 г.,

Территориальные (область, район) органы социальной защиты за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т. д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.). Во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты -- это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами, либо эти средства становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т. д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных (правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства). Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения -- гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношению (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

5. Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т. д. Так, до недавнего времени право на пенсию неразрывно увязывали с наличием трудового стажа. В настоящее время государство предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа -- на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники права социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие социального обеспечения

2. Какие Вы знаете виды социального обеспечения?

3. Каково соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита»?

4. Перечислите основные функции социального обеспечения.

5. Раскройте понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Каков круг общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права?

7. Каковы особенности метода права социального обеспечения?

8. В чем отличие права социального обеспечения от других отраслей права?

9. Какова система права социального обеспечения как отрасли права и как науки? Раскройте структуру общей и особенной частей.

10. Какие существуют источники финансирования в социальном обеспечении?

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные причины создания государственной системы социального обеспечения?

2. В каких статьях Конституции КР закреплено право человека на социальное обеспечение?

3. Как Вы понимаете концепцию “социального государства”?

4. В чем заключается содержание основных функций социального обеспечения?

5. В каких формах осуществляется реализация конституционного права каждого на социальное обеспечение?

6. Какие отличительные признаки государственного социального страхования Вы можете назвать?

8. Каковы особенности государственной социальной помощи?

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Понятие социального обеспечения. Функции социального обеспечения. Социальные обеспечения и социальная защита. Предмет права социального обеспечения. Метод права социального обеспечения. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права. Система права социального обеспечения

Социальный фонд КР. Пенсионный фонд. Фонд социального обеспечения. Фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения.

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Содержание принципов права социального обеспечения. Виды принципов социального обеспечения в Кыргызской Республике.

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Органы, осуществляющие социальное обеспечение. Граждане, имеющие права на социальное обеспечение.

Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению. Объекты правоотношений. Юридические факты по социальному обеспечению. Содержание правоотношений по социальному обеспечению. Пенсионное правоотношение. Правоотношение по обеспечению пособиями, компенсациями и льготами. Правоотношения по предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Понятие и виды процедурных правоотношений. Понятие и виды процессуальных правоотношений

Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Порядок исчисления трудового стажа.

Предмет – однородная группа общественных отношений. Самостоятельность ПСО как отрасли была обоснована Виталием Семёновичем Андреевым в 70-ых годах 20-го века. Он выделил следующие признаки указанных отношений:

1. Особый субъектный состав;

2. Алиментарный характер (природа) отношений;

3. Особые источники финансирования.

Возникают различные споры по поводу того, стоит ли расширять предмет и т.п. Попытаемся определить насколько эти признаки сохраняют свою актуальность.

Особый субъектный состав . Субъектами отношений являются физические лица или семья с одной стороны. И этот субъект является управомоченным на социальное обеспечение в силу закона.

Вторым субъектом являются либо государственный органы либо государственные и негосударственные учреждения, которые действуют по поручению государства. Например, последнее что обсуждалось – все медицинские учреждения – это не государственные органы. Пенсионный Фонд тоже не государственный орган. По новым законам и негосударственные медицинские учреждения будут оказывать соответствующие услуги в рамках указанных государственных гарантий. Все, что свыше этих гарантий оплачивается отдельно (и это уже начинаются гражданско-правовые отношений). Не просто разграничить.

И поэтому появился такой признак как алиментация! Понятия алиментация имеет экономический и правовой аспект.

С экономической точки зрения – бесплатность и безэквивалентность социального обеспечения для получателя. В советское время это было так. Но в настоящее время это не совсем так – есть сейчас у всех карточки индивидуального пенсионного страхования – на них взносы с заработной платы идут. Сумма, которая отражена на счете будет на 228 месяцев делится и таким образом будет определяться наша пенсия.

Так что пенсионные платежи – возмездные и эквивалентные. ПО беременности и родам – выплаты зависят от того, сколько до этого зарабатывал.

Для государственных служащих эти отношения бесплатные. В силу Международного пакта о гражданских и политических правах и в силу Конституции – каждый может получать подобные выплаты. Родившийся ребенок-инвалид сразу же будет получать такие платежи, хоть он и не работал. Для них – они безвозмездные.



Экономическая природа изменилась. Часть этих отношений стала полностью возмездной и эквивалентной (пенсии). Но большинство отношений сохраняют неэквивалентную, бесплатную для потребителя природу (для потребителя только, т.к. государство возмещает эти суммы).

В медицине у нас существует принцип солидарного финансирования – богатый платит за бедного, а здоровый платит за больного. Пример – только начал работать и тут же потребовалась сложная операция – тебя вылечат, хоть ты еще «и не накопил» на такую операцию.

С правовой точки зрения общегосударственная обязанность по содержанию нетрудоспособных членов общества, т.е. тех, кто еще не приобрели способность к самообеспечению или утратили ее.

Алиментация – с лат. содержание, но не «семейное», а государственное. Причем оно не обусловлено совершение потребителем встречных действий по созданию финансового эквивалента в ответ на получение выплат или услуг.

Основная масса ГП отношений – это отношения возмездно-эквивалентные. Но и тут есть исключения. ПСО – там все, как правило, безвозмездно.

I. Материальные отношения , которые составляют ядро ПСО:

1. Имущественные отношения публичного характера, которые складываются в рамках государственной системы и заключаются в предоставлении денежных выплат медицинских или социальных услуг лицам, пострадавшим от социального риска.

Помимо материальных отношений предмет ПСО образуют:

II. Процедурные отношения по установлению юридических фактов, принятию решений о предоставлении выплат или услуг или отказе в этом.

Процедура – это нормальный порядок реализации права. Никакие услуги и выплаты просто так не предоставляются. Нужно обратиться в компетентный орган.

Процедурные отношения, как правило, предшествуют материальным. Допустим, идет речь об установлении трудовой пенсии по инвалидности. Нужно обратится в бюро медико-санитарной экспертизы, ею устанавливается инвалидность. Далее нужно обратиться в Пенсионный Фонд и предоставить документ, подтверждающий трудовой стаж и инвалидность. Пенсионный Фонд принимает решение о назначении пенсии и дальше Пенсионный Фонд будет осуществлять выплаты.

Дело в том, что у нас инвалидность устанавливается на срок. Материальные отношения могут существовать и наряду с ними могут возникать отношения по переосвидетельствованию инвалида. Может быть сохранена инвалидность, а может быть изменена – повышена или понижена.

В данном случае процедурные отношений существуют наряду с материальными отношениями.

Может быть и так – материальные правоотношения одни закончились, начались новые процедурные отношения, а после них возникают новые материальные отношений.

Т.е. процедурные правоотношения могут i) предшествовать; ii) сопровождать; iii) следовать за материальными правоотношениями.

Могут быть процедурные правоотношения по фактам и по срокам.

Наиболее часто процедурные отношения возникают между:

1. Территориальными подразделениями Пенсионного Фонда и ФЛ по установлению продолжительности трудового и страхового стажа;

2. Между бюро медико-санитарной экспертизы и ФЛ по установлению группы и причины инвалидности;

3. Между лечебными учреждениями и ФЛ по установлению факта временной нетрудоспособности (например, в результате опасного случая на производстве), факт беременности и родов.

Выдают больничный лист – на его основании дают выплаты по беременности и родам. Работодатель платит или орган социального обеспечения (если женщина не работает).

Органы ЗАГСа подтверждают дату рождения, факт смерти и т.п. Но факт смерти могут устанавливать и суды (безвестное отсутствие/смерть).

Процедурные отношения по срокам и фактам есть. Выше были указаны по фактам. А есть по срокам, что означает, что прописано в течение какого времени какие процедуры действуют.

Отношения по рассмотрению споров. В законодательстве о социальном обеспечении установлены два порядка разрешения споров:

1. Вышестоящими органами в порядке подчиненности;

2. Либо в судебном порядке.

Если в судебном порядке – тогда это ГПП отношения. Если это Министерство или департамент определенный – тогда это будет административные правоотношения.

III. Есть только 1 группа отношений ПСО, которая касается рассмотрения споров и входит в предмет ПСО – рассмотрение споров вышестоящими органами внебюджетных фондов .

Существует давно предложение о создании специальных судов по делам социального обеспечения. Если у нас вдруг они появятся, либо в судах общей юрисдикции появятся судьи, которые будут заниматься этими вопросами, тогда это будет включаться в предмет ПСО.

Кто-то считает, что в ПСО надо включать предоставление пенсий работодателями по коллективным договорам. Но их не очень много – в коллективных договорах РАО ЕЭС такие есть указания, есть в Газфонд и т.п. Это исключение из правил – тут нет государственных обязательств, это не государственные средства и основным признакам ПСО они не отмечают.

Газфонд – в эту структуру внес денежные средства Газпром. В отношении человека, поступающего на работу в Газпром, Газфонд начинает уплачивать дополнительные пенсионные взносы. Вот какие это отношения? Вряд ли они относятся к ПСО, ведь потом Пенсионный Фонд выплачивать будет.

Кто-то говорит, что не имеет значение источник пенсий. А тогда как мы будем разграничивать ГП отношения и ПСО отношения? Белов вообще говорил – не важно, кто платит – государство, работодатель или еще кто – если человек лечится в учреждении – это гражданское право.

Но Мачульская считает, что не надо расширять сферу ГП безмерно, хотя вопрос не бесспорный.

Ядро – государственные средства, выплачиваемые из соответствующих фондов. А дальше мы можем уже излагать свою обоснованную позицию.

Метод ПСО

Для выделения отраслей необходимо 2 признака – обособленный круг общественных отношений и особые приемы и способы воздействия на этих общественных отношений.

Сорокин говорил, что нет особых методов у всех наших отраслей права – есть лишь сочетание дозволений и запретов.

Поэтому в ПСО используются дозволения, предписания и запреты. Сочетание этих приемов и образует 2 основных метода:

1. Императивный (преобладает предписание и запрет);

2. Диспозитивный (преобладает дозволение).

Поскольку правоотношения эти у нас публичные, то преобладает императивное регулирование. Вместе с тем медицинские и социальные услуги предоставляются на основании договора. У нас тоже есть у всех карточки обязательного медицинского страхования – и вот эта карточка означает, что в отношении нас есть договор обязательного медицинского страхования.

Можно ли сказать, что есть «договорный метод» регулирования. Если есть договор – всегда ли можно считать, что это договорный метод или договор – это просто юридический факт, на основании которого возникают эти отношения.

Мачульская считает, что тут нет договорного метода – договор типовой, стороны не могут изменить ни перечень услуг, ни качество услуг, ни уплачиваемы тарифы – это все регулируется в нормативном порядке. Договор – лишь дополнительный юридический факт, который необходим для возникновения соответствующих правоотношений.

Дозволения. С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в области социального обеспечения. Вот например, норма о том, что право на пенсию имеют мужчины, достигшие с 60 лет,а женщины – 55 лет. Дозволение заключается в том, что ФЛ никто не принуждает обращаться в ПФ на получение пенсий. Не обратится – не будет пенсий. Если пенсии на потерю кормильца – если мать не работала, ребенок все-равно имеет право на эту пенсию (если она умрет).

ФЛ само определяет когда оно обратится за пенсией. При наличии права на несколько видов социального обеспечения, человек самостоятельно выбирает тот вид, который захочет, но, как правило, тот, который больше по размеру.

С развитием государственной социальной помощи (а она будет у нас развиваться, никуда мы от этого не денемся), органы социальной защиты приобрели право на осуществление проверки материального и имущественного положения лица, обратившегося за социальной помощью. При этом они действуют по своему усмотрению – смотрят на сколько лицо нуждается в социальной помощи и определяют размер выплаты с учетом финансовой возможности субъекта.

В данном случае речь идет о регулировании этих отношений с помощью дозволений, т.е. органы социальной защиты имеют широкие возможности даже по определению размера. В 99% случаев выплаты на основе правовых норм производятся, а тут – на основании дискреции органов. Если органы социальной защиты установят, что у лица нет средств, достигающих до величины прожиточного минимума, то эта помощь и будет дополнять этот размер. А сейчас можешь прийти и тебе скажут, что денег у нас нет.

Особенности метода любой отрасли права проявляются в следующем:

1. Правовое положение субъектов;

2. Особенности юридических фактов, порождающих и прекращающих правоотношений;

3. Степени определенности предоставленных прав и автономности действий субъектов;

4. Меры об особенностях ответственности за совершенные правонарушения.

Несмотря на то, что одним из органов может быть государственный орган, может ли быть здесь подчиненность как в административном праве? Нет, оба субъекта действуют в рамках закона. Они несет документы, другой на основании них должен осуществить выплату.

Субъекты в этих отношения обладают равенством прав и обязанностей.

По поводу степени определенности – это определяется законом, а не договором. Вот только у органов социальной защиты есть определенная мера усмотрения.

Меры ответственности должны иметь имущественный характер. К физическим лицам применяются правоограничительные санкции, которые направлены на уменьшение объема его правомочий (объема его прав).

Например, выплачивается пособие болезни по лицу, которое болеет, но продолжает получать з/п. Снижается размер пособия в случае нарушения режима, предписанного врачом, неявки на медицинское освидетельствование в установленные сроки.

Выплата пособия по безработице может приостанавливаться на срок до 3 месяцев в случае неявки безработного на перерегистрацию в установленный срок, отказа от двух вариантов предложенной подходящей работы без уважительных причин. Размер пособия может быть сокращен на 25% при неявке безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение 3 дней после получения направления службой занятости.

Из лишней выплаченной суммы в результате счетной ошибки удерживаются органы, осуществляющими выплатами (это ПФ делает). Может применяться даже штраф (с 2001 г.) к лицами, которые не сообщили или не своевременно сообщили ПФ о наличии обстоятельств влияющих на размер пенсии. Пенсионеры должны сообщать ПФ о занятии трудовой деятельностью. Хотя ПФ может установить это очень просто – если человек официально работает – за него платят страховые взносы.

Трудовая пенсия на случай потери кормильца выплачивается на ребенка до 18 лет, а если учится на очном отделении – до 23 лет. Пошел работать в 20 лет – сообщи об этом.

В зависимости от размера этих выплат – могут даже возбудить уголовное дело. Был бортинжинер. Члены гражданской авиации могут уйти с работы досрочно и получать пенсию. Как делали? Уходили с работы, получали пенсии и «по черному» получали заработную плату и получали денежные средства как за работу, как и пенсии.

В зависимости от налета часов – достаточно большая сумма. И хотели их даже привлекать к уголовной ответственности, но согласились просто все это возместить добровольно.

Работодатели говорят, что тарифные взносы очень высокие. Их снижают, но надо же за оказанные услуги/пенсии выплачивать деньги. Либо за счет бюджета, либо пенсионный возраст нужно повышать, чтобы средства Пенсионного Фонда были сбалансированы.

Что касается ответственности – внебюджетные фонды не несут ответственности за задержку выплаты, за ее неверные исчиления . Большая проблема возникает с работодателями. В чем? В том, что не к кому предъявлять претензии. Если работодатель неверно исчислил выплаты, то меньше денег поступит в Пенсионный фонд. Если это так, то человек идет в ПФ РФ и жалуется. ПФ говорит – я исчислил столько, сколько мне поступило денег. Потом идешь к работодателю и просить его будешь разобраться и тут начинаются проблемы.

Вообще нужно следить за своими пенсионными начислениями – каждый год ПФ РФ должен соответствующие уведомления рассылать. Лучше бы за этим следить, а то потом не разберешься. И, еще раз повторюсь, проблема того, что не предусмотрена ответственность.

Вывод: особенности метода ПСО проявляются:

1. В своеобразии правового положения субъектов, которое характеризуется равенством сторон, но при этом физическое лицо является субъектом, имеющим право (управомоченной стороной), а государственный орган – обязанной стороной;

2. Ограничены возможности установления или изменения содержания этих отношений с помощью договора;

Т.е. преобладающим является законодательное регулирование и при этом используются в основном предписания и запреты.

3. Особый характер ответственности ФЛ, в котором преобладают правоограничительные санкции. Появились штрафы – но он там символический – 1000 р. за непредставление информации.

Система ПСО

Совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Из каких частей складывается система?

1. Норма права;

Нормы, которые регулируют предоставление определенных видов социального обеспечения образуют:

2. Институты;

А институты образуют особенную часть ПСО.

Если это нормы общего характера, то они образуют общую часть. Это:

1. Нормы, закрепляющие принципы и задачи правового регулирования;

2. Основные права человека в области ПСО;

3. Виды социальных рисков;

4. Разграничение компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления в области социального обеспечения (по Конституции эти вопросы относятся в совместном ведении – неурегулированное в области федерального регулируется уровнем субъекта и т.п.).

Могут возникнуть курьезные ситуации – субъекты за счет собственных средств могут расширить перечень медицинский услуг (сверх того, что установлено в федеральном законодательстве). Свердловская область умудрилась не расширить (что ясно следовало из закона), а сузить. Прокуратура занялась этим вопросом и все решила. Т.е. субъекты могут только расширить за счет собственных средств.

Особенная часть:

1. Институт пенсий . Они бывают:

1.1.Трудовые и социальные. И те и другие могут быть:

1.1.1. по старости,

1.1.2. по инвалидности и

1.1.3. на случай потери кормильца.

Подотрасли каждые тоже имеют свою определенную «общую часть»

2. Социальное страхование (если его можно так выделить).

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства , осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий .

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов :

  • возраста;
  • стажа работы или выслуги лет;
  • инвалидности;
  • потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу .

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

  1. общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
  2. особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

  1. всеобщность социального обеспечения;
  2. всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
  3. осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...