Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Цитаты о предках и корнях. О семье и браке. И летят за страницей страницы - Наших дней верстовые столбы, И в домашнем альбоме хранится Фотокопия нашей судьбы

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Предварительная подготовка:

  1. Родительское собрание на тему «Духовные традиции семьи».
  2. Поиск старинных документов, вещей, фотографий, хранящихся в семьях. Подготовка выставки «Семейные реликвии».
  3. Написание сочинений-миниатюр на тему «Традиции и увлечения моей семьи».

Оформление :

Оборудование:

  1. Фонограмма песни М. Боярского «Посадите дерево»
  2. Цветная бумага, клей, ножницы.

Место проведения : 2 класс.

Ход беседы

Учитель: – Тема нашей сегодняшней беседы «Помни корни свои». Как вы думаете о каких «корнях» будет наш сегодняшний разговор? (Ответы детей.)

Учитель: – Мы собрались, чтобы поговорить о вашей семье, о ее традициях, увлечениях, о ваших предках. Многим из вас есть, что рассказать своим одноклассникам. Начнём наш разговор с загадки:

Задам сейчас загадку я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.)

Учитель: – Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. Та семья, где были папа и мама, а потом та, которую ты построишь сам. Что такое СЕМЬЯ? (Ответы детей.)

Обобщение учителем : Семья – это группа, живущих вместе близких родственников.

Учитель: – До начала 20 века семья состояла из нескольких поколений. Не случайно же и слово такое образовалось: «СЕМЬ» – «Я». Все жили одной большой семьей, помогали друг другу. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много подтверждений. Вспомним хотя бы народные пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Я буду начинать пословицу, а вы вместе постарайтесь ее закончить…

В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Не нужен клад, … (коли в семье лад).
Чем богаты, … (тем и рады).
Когда семья вместе, … (тогда и душа на месте).
Один в поле … (не воин).

Учитель: – В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. А вот интересно, в какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей.)

Учитель: – А сейчас, мы постараемся вместе ответить на вопрос: «Счастливая семья. Какая она?» (Ответы детей.)

Обобщение учителем: – Счастливая семья – это, когда всем хорошо вместе. Никто никого не раздражает, дети не проказничают, а родители не ссорятся. Когда родители на выходные не оставляют детей с бабушками и дедушками, а всей семьей дружно и весело отмечаются праздники. Когда у родителей находится время поиграть со своим ребенком. Когда у родителей и детей есть общие увлечения. Когда дети и взрослые отдыхают вместе, вместе путешествуют. Когда дети и родители увлечены одним занятием и т.д.

Учитель: – А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? (Ответы детей).

Учитель: – Все семьи разные, они отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, увлечениями, традициями. О своих семьях вы писали в сочинениях, и теперь пришло время рассказать об увлечениях ваших семей. (Рассказы детей.)

Учитель: А есть ли в ваших семьях ТРАДИЦИИ? (Рассказы детей.)

Обобщение учителем: Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений.

Учитель: – Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, трудовые навыки из поколения в поколение. Так рождались ДИНАСТИИ . Династии гончаров, портных, пекарей, военных, строителей, учителей. Вот, например, в моей семье бабушка – учитель русского языка и литературы, мама – учитель французского и немецкого языков, а мы с сестрой – учителя начальных классов.

Об одной очень известной семье расскажет нам мама Алеши – Лариса Ивановна, она – музыковед, заведующая архивом семьи известного музыканта Мстислава Ростроповича.


(Рассказ о семье Ростроповича).

Ученики , в чьих семьях есть династии, рассказывают о них классу.

Учитель: – Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данный период), а другие родители называют своих детей в честь родственников. Вот, например, меня назвали в честь моей прабабушки – Ольги (показ фото). А кого из вас тоже назвали в честь родных? (Ответы детей.)

Учитель: – В нашем классе много детей, носящих красивые старинные имена. Серафима, Матвей, Полина, Людмила, Григорий, Стефания…

Ученица Стефания рассказывает о происхождении своего имени.

Учитель: – Интересно, что самое популярное женское имя всех времен и народов – Анна. По планете Земля разгуливает почти 100 млн. его обладательниц.

Итак, имя каждому из нас выбрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь ему дали родители. А откуда произошла фамилия? Происхождение фамилий идет из далекого прошлого. Некоторые образовались от имен:

Иванов – потомок Ивана; Васильева – Василия; Григорьева – Григория; Захарова – Захара и т.д. Некоторые фамилии произошли от профессии предков: – Кузнецовы, Рыбаковы, Столяровы. Некоторые – от географических названий: Горские, Полянские, Ржевские. Кто-нибудь из вас знает, происхождение своей фамилии? (Ответы детей.)

Учитель: – Что касается самых распространенных фамилий, то с ними дело обстоит следующим образом: только в одной Москве живет более 100 тысяч семей Ивановых, в Швеции более 300 тысяч Карлсонов, которые живут, разумеется, не на крыше, а в Китае 90 млн. китайцев отзываются на фамилию Ли.

Учитель: – Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, событиях. Эти фотографии хранятся в каждой семье. Вот снимок моих прапрабабушки и прапрадедушки. Снимок сделан в конце 19 века. А на этом снимке моя прабабушка со своей мамой Пелагеей. А вот это мой прадед – муж прабабушки Оли, в честь которой меня назвали Ольгой. Мы бережно храним эти фотографии.

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
«Очерк Растрелли» С. Копыткин (1915 г.)

Рассказ детей о старинных фотографиях, хранящихся в семейном архиве.

Учитель: Пройдет время, и ваши дети и внуки будут смотреть на ваши фотографии, которые вы оставите в семейном архиве.

Ученик: Стихотворение «Семейная фотография» (Валентин Берестов):

Натягиваю новую матроску,
И поправляет бабушка прическу,
На папе брюки новые в полоску,
На маме ненадеванный жакет,
Братишка в настроении отличном,
Румян и пахнет мылом земляничным
И ждет за послушание конфет.
Торжественно выносим стулья в сад.
Фотограф наставляет аппарат.
Смех на устах. Волнение в груди.
Молчок. Щелчок. И праздник позади.

Учитель: – Ребята, а что делает дом домом, непохожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей.)

Учитель: – Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И даже, когда человека уже нет на свете, мы продолжаем беречь его вещи, сохраняя с их помощью память о дорогом нам человеке.

У многих дома хранятся семейные РЕЛИКВИИ – вещи, свято хранимые, как память о прошлом.

Рассказы детей о семейных реликвиях.

Учитель: – С появлением современных средств связи люди все реже и реже пишут письма, все чаще ограничиваются телефонным разговором. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. В моей семье письма и открытки наших родственников являются реликвией. Письма… Они трогательны, таинственны, хранят в себе дух прошлого. Я хочу показать вам письмо, которое мой двоюродный прадед, Степан Аверьянович, написал своей любимой жене Катерине, когда отбывал службу в гвардейском корпусе. Напечатано письмо на старинной пишущей машинке, где еще в конце слов приписывается «Ъ». Письмо датировано 19 января 1918 года. Оно тоже хранится в нашей семье как реликвия (зачитывается отрывок).

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Люди всегда чтили своих предков. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее своим друзьям.

Учитель: – Сегодня мы с вами познакомимся с наукой ГЕНЕАЛОГИЕЙ. Генеалогия – раздел науки, изучающий происхождение рода. В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков .

Историю рода изображают в виде разветвленного дерева, которое называется РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО – перечень поколений одного рода, где устанавливается происхождение и степень родства.

Например, у того же А.С. Пушкина в родословном древе было 5000 исторических имен. Традиция составлять генеалогические древа возвращается в семьи.

(Рассказы родителей о родословных древах семей.)

Учитель: – Для чего нужно следовать семейным традициям, чтить, уважать их, хранить, передавать из поколения в поколение? (Ответы детей):

Чаще спрашивайте своих родных об их детстве, пусть они как можно больше рассказывают вам о своей жизни.

Учитель: – Мы сегодня говорили о ваших семьях. Но не надо забывать о том, что у нас есть еще одна большая и дружная семья – семья учащихся, сплоченных общими интересами. Наш класс – семья на все 11 школьных лет. У нас в коллективе тоже постепенно будут складываться свои традиции: утренники, праздники, экскурсии, походы.

Я предлагаю сегодня посадить дерево дружбы нашего класса.

(Под фонограмму песни Оскара Фельцмана в исполнении М. Боярского «Посадите дерево» учащиеся вырезают из цветной бумаги ручки-листочки и наклеивают на заранее заготовленный ствол дерева).

Подведение итогов классного часа:

Учитель: – Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Кому из вас захотелось больше узнать о своих предках? Какие появились вопросы, которые вы хотите задать своим родителям?

Дерево растёт, цветёт, Пока корень жизнь даёт. Так и Древо Родословной Крепче то, что корни помнит» В.Гельм Фотопрезентация «Моя родословная» ученицы 5-го класса средней школы № 19 г.Вологды Громцевой Майи Родовое дерево Жаль, не сохранилось записей о предкахРодовое древо чтоб восстановить. Нет имён ушедших на зелёных ветках, Но кого я знаю-нужно сохранить! И пишу с любовью имена и даты, Чтоб потомки знали о корнях своих. Может быть и вспомнят обо мне когда-то, И о нашем древе прочитают стих. Высказывания великих людей Подарок предков-наша жизнь, сохранение доброй памяти о них-наша благодарность. Гарун Агацарский Непомнящему родства-некуда возвращаться. Нейах. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Гордиться своей родословной – хорошо, но лучше, если твой род будет гордиться тобой. Силован Рамишвили. Корни родословной глубоки, Я мечтаю знать о них побольше. Времена те были далеки, Хочется, чтоб помнили их дольше. Прапрадедушка Сергей (д.р.12.09) и прапрабабушка Клавдия (19.11.) Новожиловы.Уроженцы Вытегорского района Вологодской области. Помнить всё и знать родной свой род, Я считаю, что обязан каждый. Может это приведёт народ В век неравнодушия однажды. Моя прабабушка Руфина Сергеевна (г.р.24.08.1930.Уроженка Вытегорского района) и прадедушка Эрин Владимир Владимирович (уроженец г.Петрозаводска). Храни огонь родного очага, И не позарься на костры чужиеТаким законом наши предки жили, И завещали нам через века: «Храни огонь родного очага!» Прапрабабушка Елена Эрина, уроженка г.Петрозаводска. Д.р.6.05.1912 и прадедушка Владимир Эрин Прапрадедушка Филипп Першин, уроженец д.Песье Кадуйского района Вологодской области. Прапрабабушка Ираида умерла, когда моему прадедушке Васе было 14 лет. Прапрадедушка Филипп воспитывал пятерых детей один. Моя прапрабабушка Великонида Владимировна 1899-1955) и мой прапрадедушка Василий Семичевы. Уроженцы Череповецкого района. Моя прабабушка Першина Нина Васильевна(13.10.1926-09.02.2011) и мой прадедушка Першин Василий Филиппович (4.04.1924-20.12.1990) Моя бабушка Эрина (Першина) Ольга Васильевна (г.р.24.04.1955)и дедушка Эрин Владимир Владимирович (г.р.28.03.1953) Мой дядя Андрей Владимирович Эрин (г.р.12.02.1977), тётя Александра Владимировна Эрина (18.11.1992), мама Надежда Владимировна Девятых (Эрина)(г.р.12.09.1975) У нас большая, дружная и крепкая семья Папа, мама, Денис, Катя, Паша, Соня, Тая, я! Младшая сестрёнка Таечка (г.р.11.10.2011) Моя младшая сестрёнка Сонечка (г.р.30.09.2009) Мой брат Павлик (29.01.2006) Моя старшая сестра Катя (г.р.23.04.1997) Мой старший брат Денис (08.07.1995) Это я, Майя (г.р.29.04.2001) В своей семье мы точно знаем: Что все у нас в сердцах живут. Друзья! Мы просим вас и умоляем, Не забывайте «прадедов» своих! И лишь одно сказать желаем: «Пусть ваши дети тоже знают их!» Древо моей родословной Спасибо за внимание!

«Познай свой край … себя, свой РОД, свой народ, свою землю — и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты».

Г. Сковорода

«Из рода в род пролагает жизнь мосты,

Без корней саду не цвести,

Без стремления лодка не плывет,

Без корней сохнет все живое. »

(Слова из песни Нины Матвиенко и Раисы Кириченко «Сок земли»)

Родословная память — явление в украинском быту достаточно уникальное. Его воспевали в песнях, говорили в стихах, преданиях, а особенно увековечили — в пословицах и поговорках. Да и, пожалуй, нет такой сферы в жизни украинского народа, которая не нашла отражения в искрометных и мудрых народных выражениях.

Украинские пословицы и поговорки являются значительной составляющей частью культуры народа, его сокровищем, которым он владеет с давних времен и каким обогащает новые поколения. Эти перлы народной мудрости редко просто констатируют некий факт, они рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, поучают или превозносят. Для них характерны не только наблюдательность, жизненный опыт, но и выразительность, юмор, ирония, здравый смысл. Вот и родственные связи, взаимоотношения в украинской культуре всегда сопровождались «перлами» устного народного творчества, передавались из поколения в поколение:

«Крепкая семья — крепкое государство»

«Какая семья — такой и я»

«Родственники хоть и ссорятся, и друг друга не чураются»

«Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко»

«Без семьи и своего рода — нет нации, народа»

В пословице: «Своего доправляйся, от роду не отчужай» , — говорится об основном, что касается твоих корней — каких бы ты вершин не достиг — всегда помни откуда и с какого рода ты происходишь, и не уклоняйся от своего прошлого, что является твоей историей.

В народной речи есть и такие высказывания, говорящие о неизвестном происхождении человека, одиночество — «Без роду и племени» , — говорили о человеке, который был без семьи.

«Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет»

«Человек без братьев и сестер — одинокое дерево»

«Человек без семьи, что дерево без плодов»

«Без рода, хоть с моста в воду»

«Ты можешь не знать своих родителей, но твоя семья существует независимо от твоего знания или незнания. Ты можешь удалиться от родственников, порвать с ними всякие отношения, но ты не вправе утверждать, что этих родственников у тебя нет» (Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка »)

Часто мы встречаем народные высказывания о ценности воспитания, уважение к родителям, что тебя вырастили, «на ноги поставили», хотя, не биологических, ведь семья — это родство не только по крови:

«Отец не тот, что породил, а то, что приготовил»

«Не та мать, что родила, а та, что воспитала (взрастила)»

«Не тот отец, родились, а тот, что до ума довел»

На Украине издавна почитались семьи, где было много детей:

«Много детей в семье — Божья благодать» . Эта пословица говорит о большой, дружественной и трудолюбивой семье, которая есть и благосостоянием, и взаимоуважением и взаимопомощью — высшими ценностями в семье. А о тех, кто имел одного-двоих — говорили:

«Где Одинец — семейству конец, где семь — счастье всем»

«Один сын — не сын ли, два сына — пол сына, три сына — вот только сын!»

Большая семья — большая ценность. Жизнь бурлит в таких семьях, традиции процветают, уважают старших, уважают.

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

Мало кто знает, что в древности было обязательно знать поименно свою родословную до пятого или даже седьмого колена. Память о своих предках была естественной потребностью. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям — было обязанностью. Тех, кто отказывался или пренебрегал исторической памятью, пренебрежительно называли «людьми без роду-племени».

«Если забудешь тропинку к дому,

Какую детём напрямик протоптал,

И мать, и род свой, и слово крылатое,

Значит, чужаком бездушным ты стал. »

(Р.Братуня)

Каждый человек и каждый народ имеют свои святыни. Портрет на стене дедушки и бабушки — это не просто дань традиции, это память о тех, кто творил историю, с кого стоит брать пример. Сегодня почти все фото хранятся на электронных носителях, когда-то — зайдешь в хижину бабушки — а там вся история семьи на фотографиях, что развешенные на стенах, стоят на шкафах и в трельяж. Дедушки и бабушки — это живая мудрость, неписанная история нашего рода, опыт, полученный от них в наследство, остается золотым достоянием на всю жизнь. Часто наши бабушки и дедушки являются именно теми создателями легенд, сказок, пословиц и поговорок.

«Тысячи вещей , — писал Иван Франко, — в жизни забудете, а тех минут, когда вам дорогая мама или бабушка рассказывала байки, не забывайте до смерти.»

«Корми деда на печи, потому что сам там будешь»

«Почитай отца и Бога — будет тебе везде дорога»

«Пока деда, поты и хлеба»

«Пока бабы, поты и советы»

«Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа»

«Умный ребенок в отцовской свитке»

«Как родители относятся к своим родителям, так и дети будут относиться к ним»

«Молодежь богата мудростью родителей»

Как дерево держится на корню, так и каждый род держится на старейших его членах, поскольку именно они имеют большой опыт жизни и помогают молодым.

О сильной, крепкой семье, в которой поддерживают друг друга, семейный очаг, гнездо, к которому всегда хочется возвращаться сложено много народных пословиц и поговорок:

«В нашем роду нет переводу»

«Семья крепкая — горе плачет!»

«На печи всегда красное лето» — дома всегда тепло и уютно.

«Родные пенаты» — устаревший выражение, означающее родной дом, домашний очаг.

«К своему роду хоть через воду»

«Как мать родная, то и рубашка беленькая»

«Не ясли к лошадям ходят, а лошади в ясли»

«Всякая птичка свое гнездо знает»

«Свой дом — своя крыша; свой батюшка — своя радость»

«Свой дом не враг, когда придешь, то примет»

«Наш род хорош на плод»

«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон)

«В семье бывает всякое, случается и счастье» (Борис Трушкин)

Еще с детства нас учили наши родители, а их — наши бабушки и дедушки:

«Этот пальчик — дедушка,

Этот — моя бабушка,

Этот пальчик — мой отец,

Этот — моя мама,

А этот пальчик — это я!

А это вся моя родня!»

Уже тогда, на примере маленькой ручки малыша, формировали образ семьи и ее целостности.

Толстой Л.Н. писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Есть в народном творчестве высказывания о семье, отражающие довольно ироничные отношения:

«Нет рода без урода» . Однокоренное «урод» свидетельствует, что бывали случаи, когда представители рода были совсем не похожи на остальных его членов, в частности речь идет о различии моральных установок.

«Десятая вода на киселе» — об очень далеких или даже сомнительных родственниках.

«Такой родственник, как черт козе дядя»

«Не трать хода к плохому роду»

«Как к такому роду, то лучше с моста в воду»

«Род большой, а пообедать негде». Довольно часто так складываются семейные отношения, хотя и большая семья, а любви и дружбы нет. Каждая отдельная семья живет сама по себе и не родичаеться с родней.

«Когда много родственников, семь раз пообедал, или ни разу не ел»

«Несчастная семья, как беда»

«У детей высокие пороги, а у родственников хотя бы еще выше были»

«Большой род, а нигде приклониться»

«Столько родни, что лапти одни»

«Родня до половины дня, а как солнце зайдет — и сам черт не найдет!» — Другая трактовка «когда приходит беда в дом — и некому помогать».

«При хороших временах — братья и собратья, а при плохих — нет и семьи»

«В недружественный семье добра не бывает»

«Своих много, а как пришлось топиться, то ни за кого и ухватиться»

«Родня только в черный день»

«Род большой, а родственника нет»

Очень много в народном фольклоре есть высказываний о сходстве родителей и детей, сходство детей к родителям поступками, характером, способностями. Ведь именно семья является ячейкой любви и тепла для ребенка, дает ему представление о доброте, нравственности, культуры поведения. Поэтому в народе говорят:

«Какой дуб, такой клин, какой отец, такой сын»

«Какое дерево, такие его цветы; какие родители, такие и дети»

«Отец — рыбак, то и дети в воду смотрят»

«Какой куст, такая и хворостина, какой отец, такая и дитина»

«Какие мамка и папа, такое и дитя»

«С кривого дерева — кривая и тень»

«Какое волокно, такое и полотно»

«Какая плотина, такая мельница; какой отец, такой сын»

«Какое зелье, такое и семечко»

«От лося — лосята, а от свиньи — поросята»

«Родители трудолюбивые — и дети не ленивые»

«Какой род — таков и плод»

«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика» (Ж.Жубер)

Об отношениях родителей и детей, которые не уважают свои корни, достаточно часто мы встречаем в народных поговорках и пословицах:

«Добрые дети — родителям венец, а злые дети — конец»

«От малых детей голова болит, а от больших — сердце»

«Добрые дети добре слова послушают, а плохие — и палки не боятся»

«Добрые дети на ноги поставят, а злые и с ног свалят»

«Охотнее один отец выкормит десять детей, чем десять детей одного отца»

«Почитай отца и мать — будет тебе везде гладко»

Пожилые люди боятся одиночества, поэтому с их уст звучат следующие слова, говорят о детях, которые, как птицы, улетят из родительского дома, и позабудут своих отца и мать:

«Дети, дети, хорошо с вами летом, а зимовать — горевать!»

«Дочь — как ласточка: пощебечет, пощебечет и полетит»

Семья — маленькое государство, которое имеет свои законы, права и обязанности, традиции, которые передаются из рода в род, ценности. «Семья — не ячейка государства. Семья — это государство и есть» (Довлатов). О добрых отношениях в семье в народе говорят:

«Хорошо там живется, где вместе сеется и жнется»

«Зачем и клад, когда в семье лад»

«В дружной семье и в холод тепло»

«В своей семье всякий сам большой»

«В семье и каша гуще»

«Где мир и лад, там и Божья благодать»

«За общим столом еда вкуснее»

«Семья крепкая строем»

«Есть род — будет и обед»

«Как не станет — то отец достанет, не будет — то и мать добудет»

«Сын в семье — опора, а дочь — украшение»

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Сухомлинский)

«Семья — вот что самое важное, вот что заставляет биться мое сердце» (Филипп Грегори «Еще одна из рода Болейн»)

Какого бы возраста и статуса человек не был, где бы он не жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семьи. Сначала в той, где рождается и растет, затем — той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка — вот с чем ассоциируется это слово. В чем же тайна «малой ячейки общества»? В некоторой степени это можно понять, изучив высказывания о семье, звучавшие в разное время у разных народов. Мудрые высказывания о семье отличаются особой глубиной. Чего стоит, например, остроумное замечание древнегреческого математика и философа Пифагора, в котором он советует родителям и матерям «беречь слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на отцовской могиле» . Ведь, действительно, чем сердечнее, справедливее и нежнее мы относимся к детям, тем более искренней будет их печаль, когда мы уйдем. Очень точно сказал о семье политик Брэд Генри: «У нее есть сила вдохновлять нас на подвиги и утешать, когда мы вдруг оступаемося» . Для французского летчика и писателя Антуана Сент-Экзюпери чудо заключалось в том, что «родной дом способен незримо создавать в сердце пласты нежности, где как воды источника, рождаются мечты».

Семья, род — является основной опорой, «столпами» для становления нас как личности. Мы должны это ценить и помнить, и слава нашим предкам за ценные советы и наставления, по созданию семейного очага и поддержанию его, которые они увековечили в этих поговорках, пословицах, изречениях.

«… А что ребенку надо?

Дом красивый, белый.

И, как светлый образ,

Мамин взгляд добрый,

И отца дорогого

Слышать доброе слово.

А еще хорошо бы иметь

И сестру, и брата… »

Людмила Коваль ©

P.S.

Статтью подготовлено специально для . Если Вы заинтересованы в исследовании своих семейных корней, хотите создать генеалогическое дерево, найти документы о происхождении для Карты Поляка — обращайтесь к нам.

и песни

Проникновенный стих –людскую лечит душу...

Проникновенный стих – людскую лечит душу,
Согреет он её и боль заговорит,
Прочти стихи, мой друг, или чтеца послушай,
Ведь в них сама Душа, поэта, говорит.

Порой скорбит она, порой она в них плачет,
То радость в тех стихах, то грустный в них мотив,
Но тронул сердце стих, и это много значит -
Он до тебя донёс добро и позитив.

Талантлив ли поэт, иль пишет неумело,
У всякого свой вкус, цензура и запрет…
Рождён ли в муках стих, или написан смело,
Ведь главное - есть смысл, или его там нет.

Проникновенен стих, он лечит людям душу,
Что мается порой, и выхода не зрит.
А иногда, в себе, хранит такую ношу,
Что тяжестью её, как грузом тяготит.

Кто верует в добро, кто стих понять способен,
Тот светлый человек, И Бог его хранит,
Поэт ведь не всегда бывает многословен,
И не всегда своей он жизнью говорит.

Ведь стих написан был самой душой поэта,
И потому, что кто-то, себя узнав, притих,
Поэтам так дано, им не дано лишь это -
Знать наперёд, о чём душа напишет стих…




СТИХИ О РОДОСЛОВНОЙ

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!



Я не знаю своей родословной,
Дальше прадедов счёт не идёт,
Только знаю — в родне моей кровной
Были все не гулящий народ.

В праздник — песенники, балагуры,
В будни — слово клещами тяни.
И хоть драли с них разом три шкуры -
Всё равно выживали они.

Дома разве зимой ночевали,
Чуть весна — у костров на станах.
Ляда прятали, пни корчевали,
Нагоняя на лешего страх.

Жито ль сеяли, траву ль косили —
На земную молились красу.
И дивились медведи их силе,
Уступая дорогу в лесу.

Говорили друг другу соседи:
— Что б у них ни случилось в дому,
Работяги двужильные эти
Не пойдут на поклон ни к кому.

Не заплачут, на улицу выйдя,
Всё, как есть, из избы вынося...
Я на предков моих не в обиде,
Коль характером в них удался!

Стихи Рыленкова


"Семейный альбом» - это огромный, необъятный альбом всех наших историй, запечатленных, собранных воедино и потому правдивых и неизменных во времени."
(Проект "Семейный альбом")












СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Метель за окном замела мягким пледом Зеркальную гладь, укрывая реки. Бессонницы бездна, и мысли при этом На шабаш летят, как к огню мотыльки. Глядят с фотографий знакомые лица, Ведут разговоры, заходят в мой дом. Как памяти книгу, страница к странице, Здесь время безвластно, рассыпет мгновения, Как звёзды по небу, как листья в саду. Историю жизни пяти поколений, Цепочкою судеб в едино сведу. Вот дед улыбнулся, и я тут мальчишка, И мама идёт по траве босиком. Страница к странице, как памяти книжку, Листаю я старый семейный альбом. Хранитель былого, наследник секретов, В нём молодость вечна, а старость мудра. Здесь каждое фото душою согрето, Окно для потомков, учитель добра. Нас жизнь разбросала, расставив границы, Но в дни, когда смех наполняет мой дом, Под вечер за чаем, страница к странице, Листаем мы старый семейный альбом. Владимир Тиссен

Песня "Семейный альбом " http://vladimir-tissen.com/semeynyy_albom

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Семейный альбом, это летопись жизни.
В нем те, с кем когда-то прожил человек.
Вся долгая жизнь, от рожденья до тризны,
Кто рядом с ним был, с кем прошёл его век.

В нём бабушка, мать, в нём отец, дети, внуки,
Все те, с кем дружил и кого он любил.
Вот сядешь порой, полистаешь от скуки
И будто бы снова родных навестил.

Найдёшь в нём себя, где ещё ты ребёнок,
Где мать ещё держит тебя на руках,
Где выйти ещё не успел из пелёнок,
Ещё не умеешь ходить на ногах.

Страничка ещё, та, где ты уже в школе.
Серьёзные лица друзей и подруг.
Где жизнь для тебя, как степное приволье,
Как яркий, большой, нескончаемый круг.

А вот на тебе гимнастёрка, пилотка,
Другое совсем выраженье лица.
Другие глаза и другая походка,
Какая когда-то была у отца.

А вот и отец, я его и не знаю.
Меня он зачал и ушёл воевать.
Но всё ж постоянно о нём вспоминаю,
Жаль, не довелось мне его повидать.

А это бабуля – простая крестьянка,
В деревне всю долгую жизнь прожила.
Как жить, обучала меня постоянно
И сколько в ней было души и тепла.

Вот мамино фото, ну как же красива!
Как солнце, как всё, что мне радует глаз.
Она, как никто меня крепко любила,
Как жаль, что её нет со мною сейчас.

Вот дочки, то ради чего жизнь я прожил,
Какие улыбки, какие глаза!
И на меня вроде чем-то похожи,
А именно чем, не могу и сказать.

Листаю ещё, а вот внук и вот внучка.
На них не могу равнодушно смотреть.
Они – дорогие мои почемучки,
Когда их увижу, мне хочется петь.

А вот и жена, с ней так долго я прожил.
Влюблённость, свидания, дети, закат.
Чего только не было в жизни, о, Боже!
Но жили не плохо, как все говорят.

Вот так и живу, как страницы листаю,
На старые фото порою смотрю.
Сколь долго мне жить, я конечно, не знаю,
Об этом пока много не говорю.


СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Пролетели годы быстро что-то

И опять я в зеркало смотрю,

Взяв альбом с семейным старым фото

Вглядываюсь в молодость свою.


На руках у бабушки лежу.

В объектив испуганно гляжу.


Новый белый фартук, умный взгляд.

Это я пою со всеми в хоре,


Пятый класс...Всё бантики да ленты.

Нос курносый, локон завитой.

Это школьный бал и комплементы!


Тут рожденье дочки, сыну - год!

А на этом снимке из роддома

Бабушка уж внученьку несёт..


Именины, свадьбы и крещенья...

Шаг за шагом пролистав всю жизнь,

Год за годом множа день весенний,

Время бесконечное бежит.


Жизнь летит со скоростью ракеты...

Снегом запорошило висок

И морщинки - осени приметы -

Пролегли у глаз наискосок.


Я то знаю, что они от смеха

И мельканья спиц в ночной тиши -

В час несчастья или в дни успеха,

Посмотреть альбом свой поспеши...


Татьяна Лаврова

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Ах, чего только не было с нами!

Первый шаг, первый класс, первый вальс
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните в семейный альбом

Годы быстрые катятся с горки,
И вернуть их наверх не дано.
Позади у нас, как в поговорке,
Было много мостов сожжено.

Все нам дорого - каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы все это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.

И летят за страницей страницы -
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,
С кем-то встречу дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.

М.Танич

НАПЕРЕКОР ВО ЙНЕ Клад нашла я в старом нашем доме (Как давно я не бывала тут!) - Желтенький конверт лежал в альбоме, Тот, что треугольником зовут. Никогда не видела такого, Дедушка письмо писал жене, Из далекого сорок второго – Гимн Любви, наперекор войне! Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Повстречал тебя он в сельской школе, Где учил истории детей. И, увидев в шумном коридоре, Про себя назвал тебя своей... Все ученики в тебя влюбились! И, наверно, это неспроста. Радостью глаза твои лучились И с улыбкой ты была всегда! Свадьбу отыграли и зажили, Сын уж был у вас в сороковом. Но не довелось, недолюбили, Много отложили на потом... Дедушка на фронт просился тоже. Стал сержант он гвардии лихой. Он на фото выглядит моложе, Хоть и был не очень молодой... Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Он писал: "Мне жаль, мои родные, Что фашистов не прогнали мы! Как люблю, скучаю, дорогие! Сына я не видел с той зимы..." Но пропал мой дед в сорок четвертом... И всю жизнь его ты прождала... Есть медаль и за отвагу орден... Память и любовь не умерла! На фоне мелодии припева речетатив: Бабушка, милая! ..

Когда тебя хоронили 12 мая валил снег и в этот же день мы получили известие из Полоцка

о том, что найдена братская могила, где похоронен дед..... И в последний путь все провожали Бабушку той снежною весной, Со слезой в глазах, дрожа читали, Что нашелся муж ее – герой... Братскую могилу отыскали! Легчу будет пусть ее душе! Деда моего письмо читали, Гимн Любви, наперекор войне! Бабушка, милая... Бабушка, милая... Слова и музыка Марии Жуковой

Старые фото

Я в руки взяла фотографии детства
От слез это самое верное средство!
Вот смотрит в глаза с фотографии мама,
Красива,дерзка, молода и упряма
С другой, улыбаясь мне, смотрит отец
С ним рядом в тельняшке безусый юнец
Вновь папа. Сестра на руках у него.
Он в вечность ушёл, не вернуть уж его
Вот горстка подруг собралась в одночасье.
Всё мирно, всё дружно и светится счастье
В глазах озорных и глазах молодых.
Уже никого не осталось в живых
И вновь, улыбаясь мне мама глядит
глазами,все сбудется," мне говорит...
Вот море,вот Сочи,вот Зимний дворец
Цветущая вишня и рядом отец
Вновь море, Ташкент, это просто Москва,
Вновь мама и дочка и просто зима
Вот пёс возле будки из детства дружок,
Я с мамой на кухне,мой первый урок
Вот первенец мой,скоро в школу идти.
Сумеет ли он себя в жизни найти?
Вот дочку уже на руках держит мама.
Горласта как я и надеюсь упряма...
А вот на коленях знакомые руки,
А рядышком в ряд повзрослевшие внуки
Ведь выросли дети, а я повзрослела

Как мало я всё таки в жизни успела!
Когда то возьмут фотографии эти
И, будут смотреть их детей моих дети!
Я им улыбнусь,если кто-то заметит
Глазами "всё сбудется" мама ответит

Уважаемые родители!

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Мысли и высказывания знаменитых людей о: семье и браке, матери и материнстве, отцах и отцовстве,
о семейном воспитании.

О семье и браке

  • Всякая семья составляет часть государства. Аристотель
  • Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни. И так как законы эти подготавливают нас к тому, чтобы стать гражданами, то каждая семья должна управляться по образцу великой семьи, охватывающей все отдельные семьи. Ш.Монтескье
  • Брак бывает лишь двух видов – по любви и по расчету. Если вы женитесь по любви, у вас определенно будет немало счастливых дней и, скорее всего, не меньше дней нелегких; если же – по расчету, счастливых дней у вас не будет вовсе. Ф.Честерфилд
  • Там, где брак без любви, будет и любовь без брака. Б.Франклин
  • Любовь не цель, а средство для создания семейного очага. О.Бальзак
  • Семья начинается с детей. А.И.Герцен
  • Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собою исчезает вместе с последним. Ф.Энгельс
  • Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в семье влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека. Н.Г.Чернышевский
  • Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семью. Л.Н.Толстой
  • Хороший брак покоится на таланте и дружбе. Ф.Ницше
  • Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна
  • Наилучшее решение проблемы любви – это брак, основанный на влечении, любви и товариществе. А.Моруа
  • Ничто так не цементирует брак, как совместная работа. К любовному союзу прибавляется деловое сотрудничество. А.Моруа
  • Нет ничего чудеснее на свете, чем брак, в котором у супругов общее все: ложе, мысли, победы и поражения. А.Моруа
  • Значение брака не в том, что взрослые производят на свет детей, а в том, что дети производят на свет взрослых. Питер де Врайз
  • Лучшая семейная дипломатия – это дипломатия полного взаимного доверия и безграничной искренности. И.Шамякин

О семейном воспитании

  • Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Я.А.Коменский
  • Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении. И.Гёте
  • Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. И.Шиллер
  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин
  • Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. А.Н.Острогорский
  • Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. А.Н.Острогорский
  • Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами. М.Эбнер-Эшенбах
  • Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П.Ф.Лесгафт
  • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. О.Уайльд
  • Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, – их родители. Б.Шоу
  • Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям. Б.Шоу
  • С целью умственного и нравственного развития детей родители стараются передать им то, что сами считают хорошим, что составляет так называемую народную мудрость, выработанную народом в течение многих веков своей культурно-исторической жизни. А.Е.Богданович
  • Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами. Ф.Э.Дзержинский
  • Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Ф.Э.Дзержинский
  • Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф.Э.Дзержинский
  • Там, где отец или мать уходят от семьи, там семья как коллектив разрушается и воспитание ребенка затрудняется. А.С.Макаренко
  • Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А.С.Макаренко
  • Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой. А.С.Макаренко
  • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
  • Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. А.С.Макаренко
  • Ребенок рождает родителей. Е.Лец
  • Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.А.Сухомлинский
  • Вы можете утвердить себя в обществе, воспитав хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь, хороших родителей. В.А.Сухомлинский
  • Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский
  • Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. В.А.Сухомлинский
  • Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В.А.Сухомлинский
  • Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский
  • В.А.Сухомлинский
  • Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. В.А.Сухомлинский
  • Если люди говорят плохо о твоих детях, это значит, они говорят плохое о тебе. В.А.Сухомлинский
  • Дети – наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. В.П.Астафьев

Об отце и отцовстве

  • Не может быть добрым рожденный от злого отца. Еврипид
  • Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. Менандр
  • Жалок отец, если любовь детей к нему зависит лишь от того, что они нуждаются в его помощи. М.Монтель
  • Мудр тот отец, который знает свое собственное дитя. У.Шекспир
  • Один отец значит больше, чем сто учителей. Д.Герберт
  • Кто хочет, чтобы его сын с уважением относился к нему и его указаниям, должен сам с уважением относиться к своему сыну. Д.Локк
  • Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу – общественных деятелей, государству – граждан… Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ж-Ж.Руссо
  • Может быть еще не было отца, который не считал бы своего ребенка за что-то совершенно оригинальное; и мне кажется, что ученые отцы более подвержены этой милой ошибки, чем какая-нибудь другая категория отцов. Г.Лихтенберг
  • Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства! И.Песталоцци
  • Все отцы хотят, чтобы их сыновья осуществляли то, что не удалось им самим. И.Гёте
  • Сразу после бога идет отец. В.Моцарт
  • Отец и мать, какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или по крайней мере такими, какими бы они желали быть сами. Л.Н.Толстой
  • Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. В.Буш
  • Чтобы действительно любить жену и детей и чтобы этой любовью доставлять первой прочное счастье, а вторым – истинную пользу, надо быть высокоразвитым человеком или по крайней мере надо жить постоянно в здоровой и укрепляющей атмосфере честного труда. Д.И.Писарев
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. В.О.Ключевский
  • Роль мужчины – отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным, умеющий долженствовать, – настоящий мужчина; его воля становится силой, способной дисциплинировать мысли, чувства, желания, порывы детей. В.А.Сухомлинский
  • Мужественность Мужчины, Мужа, Отца заключается в умении защищать, оберегать детей и жену. Нравственный долг, нравственная ответственность мужчины требуют от него быть главным кормильцем детей и матери. В.А.Сухомлинский
  • Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. В.А.Сухомлинский
  • Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. В.А.Сухомлинский

О матери и материнстве

  • Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание бесспорно принадлежит женщинам. Ж. -Ж.Руссо
  • Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. И.Гёте
  • В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Г.Гегель
  • Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак
  • Когда духовное материнство совпадает с материнством физическим, получается чудесное и скорее необъясненное, чем необъяснимое явление, составляющее сущность материнства. О.Бальзак
  • Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. В.Гюго
  • Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею! В.Г.Белинский
  • Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей. У.Теккерей
  • Мать, у которой нет времени заботиться о своем ребенке и дарить ему в первые годы жизни самую обыкновенную материнскую ласку, – мать, которой редко удается видеть своего ребенка, не может быть ему матерью, она неизбежно относится к нему равнодушно, без любви, без всякой заботливости, как к совершенно чужому ребенку. И дети, выросшие в таких условиях, позже оказываются совершенно потерянными для семьи, никогда не почувствуют себя дома в той семье, которой впоследствии обзаведутся, потому что слишком привыкли к жизни в одиночку. Ф.Энгельс
  • Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от отцов. Г.Бокль
  • Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в ее руках находится возможность дать его пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности ее священны. Д.И.Писарев
  • Любящая мать, старающаяся устроить счастье своих детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчетов и непрошенной нежностью своих забот. Д.И.Писарев
  • Женщина – мать спасет мир. Ф.Ницше
  • Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, – вот что насыщает нас любовью к жизни! М.Горький
  • Никто не может понять ребенка так неправильно, как его мать. Н.Дуглас
  • Став матерью, женщина уже реально исключает возможность относиться к себе только как к самке, только в грубых половых интересах. Она обретает тут свое высшее человеческое достоинство, поднимающее ее – даже при условии ее духовной ограниченности – на недосягаемую высоту. Таков смысл слова “мать”. Отнимите детей, предоставьте взрослых самим себе, и мы выплывем на простор грубейшего произвола и распущенности, в которых, как на костре, сгорит наше физическое и духовное здоровье. М.М.Рубинштейн
  • Настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой гражданской жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая. А.С.Макаренко
  • Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, – это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая. А.С.Макаренко
  • Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Г.А.Медынский
  • Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать. Н.А.Островский
  • Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. С.Харрис
  • Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом рода человеческого. В.А.Сухомлинский
  • Мать творит твою неповторимую человеческую личность – вот в чем смысл, искусство и мастерство того, что мы называем рождением. В.А.Сухомлинский
  • От материнской мудрости исходит духовная сила, морально дисциплинирующая отца, утверждающая в нем чувство благородной человеческой ответственности за семью. В.А.Сухомлинский

Отношение родителей к детям и детей к родителям

  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор
  • Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон
  • С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье
  • Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро
  • В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою… Г.Гегель
  • Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Г.Гегель
  • Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г.Белинский
  • Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына. В.Г.Белинский
  • Первое условие разумной родительской любви – владеть полною доверенностью детей, и счастливы дети, когда для них открыта родительская грудь и объятия, которые всегда готовы принять их и правых, и виноватых и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения. В.Г.Белинский
  • Право рождения – священное право на священное имя отца и матери, – против этого никто и не спорит; но не этим еще все оканчивается: тут человек еще не выше животного; есть высшее право – родительской любви. В.Г.Белинский
  • Бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребенке видят прежде всего человека, рожденного не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее. В.Я.Стоюнин
  • Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды. В.Я.Стоюнин
  • Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Л.Н.Толстой
  • Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. П.Ф.Лесгафт
  • Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. А.Н.Острогорский
  • Наблюдая отношения родителей к детям, приходится между множеством различных оттенков, какие они могут принимать, выделить две крайности, между которыми они размещаются. Такими крайностями являются: или постановка детей в самый центр семейной жизни, или, наоборот, на крайнюю ею периферию. В первом случае дети становятся во всем на первый план: им отводятся лучшие комнаты, с их нуждами соображается время; затем в их воспитании ставится выше всего принцип их самостоятельности и в угоду им с большой уступчивостью и даже предупредительностью взрослые делают все возможное, чтобы дети не чувствовали стеснений своему индивидуальному развитию. Из таких детей весьма часто, может быть, в большинстве случаев вырастают баловники, эгоисты, натуры неуравновешенные и неустойчивые. Психиатры нередко констатируют среди своих пациентов следы такого балующего воспитания. А.Н.Острогорский
  • Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им. О.Уайльд
  • Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творческой и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Любовь, которая обращена лишь к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, – такая любовь несет в себе яд для обоих. Ф.Э.Дзержинский
  • Родители, трудящиеся для своих детей и болеющие за них, даже несмотря на все свои промахи, дают детям живой и действительный урок альтруизма, как бы внедряя и в их созидание обязанность явить человеческие чувства к своим будущим детям, а через них и ко всем другим людям. М.М.Рубинштейн
  • Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою работу, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. А.С.Макаренко

Воспитание детей в семье

  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются… Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Я.А.Коменский
  • Лучше держать детей в строгости и с страхе, чем открывать им глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и непослушанию. Я.А.Коменский
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж. -Ж.Руссо
  • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. И.Кант
  • Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант
  • Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант
  • Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впитывается глубже и тверже примера родителей. Н.И.Новиков
  • Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье. П.Бауст
  • Телесное наказание и от руки родного отца делается невыносимым; оно уничтожает нравственное чувство. Н.И.Пирогов
  • Как грубо ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступною важностью! Они думают этим возбудить к себе в детях уважение и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем самым отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости. В.Г.Белинский
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Н.Г.Чернышевский
  • Я думаю, что… не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И что воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Л.Н.Толстой
  • Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы может только через себя… то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо жить самому? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя! Л.Н.Толстой
  • При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях, при которых он может свободно развиваться: он должен по возможности сам преодолевать встречаемы им препятствия, приучать к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью, понимать правду и, кроме прямо к нему обращенного слова, не подвергаться никаким поощрениям или наказаниям. П.Ф.Лесгафт
  • Понимая значение типа ребенка, приходится постоянно думать о своих собственных действиях и строго дисциплинировать себя, так как то, что не желаешь видеть у ребенка, не следует делать самому. П.Ф.Лесгафт
  • Родители часто путают понятия: “воспитание” и “образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А.Г.Рубинштейн
  • На ребенка главным образом влияет дело, а не слово. П.Ф.Лесгафт
  • Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. А.Н.Острогорский
  • Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания! А.С.Макаренко
  • Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С.Макаренко
  • Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу. А.С.Макаренко
  • В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. А.С.Макаренко
  • Какой бы метод семейного воспитания вы ни взяли, нужно найти меру, и поэтому нужно воспитать в себе чувство меры. А.С.Макаренко

Секреты счастливой семьи

Семья - это главное, что есть в нашей жизни. Многие люди хотят иметь счастливую семью, но не все знают, какие действия помогут улучшить отношения внутри семьи. Советы, изложенные ниже, помогут вам укрепить вашу семью, внести в неё больше тепла и сделать её счастливее.

1. Ужинайте все вместе .

Совместные ужины - прекрасная возможность почувствовать поддержку и понимание, обсудить наболевшие проблемы. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена. К тому же ежедневное общение в кругу семьи - огромная помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина!

2. Показывайте свою любовь.

Всем приятно слышать, что их любят. И даже если любовь кажется вам очевидной, не ленитесь говорить об этом чаще. Подкрепляйте свои слова поступками. Совсем не обязательно часто покупать дорогие подарки друг другу. Можно просто иногда оставить романтическую записку на зеркале, цветочек на водительском сидении или отправить открытку по электронной почте. Детям можно купить милую игрушку или любимое лакомство. Так ребенок обретет уверенность, что его любят. И любят не за определенные поступки, а просто за то, что он есть. Нежные прикосновения и мимолетная улыбка тоже добавят тепла вашему семейному гнездышку.

3. Создайте традиции своей семьи.

Можно выделить один день в неделю, в который вы всей семьей выберетесь отдохнуть в развлекательном центре. Это может быть поход в кинотеатр, аквапарк или зоопарк. А возможно, это будет поход по магазинам для покупки продуктов на неделю. Выбирайте то, что нравится всем членам семьи. Семейные традиции делают вашу семью неповторимой и придают домочадцам чувство стабильности, надежности и уверенности в завтрашнем дне.

4. Приглашайте гостей.

По данным исследований, дети, которые часто общаются со взрослыми людьми помимо родителей, ощущают себя увереннее и счастливее. Принимая гостей вы будете ощущать себя командой.

5. Разделите домашние обязанности.

Когда домашние хлопоты справедливо распределены между всеми членами семьи, нет места недовольству и раздражению. Каждый член семьи несет ответственность за выполнение своих обязанностей. Можно выполнять домашние обязанности в одно время. Общее дело объединяет, вызывает командный дух и взаимоуважение.

6. Заведите домашнего питомца.

Домашние животные и птицы - верные помощники улучшить настроение. Они окружат ваших домочадцев лаской и любовью. К тому же забота о братьях наших меньших позволит воспитать в детях чувство значимости и ответственности. Перед тем как завести домашнего питомца, обсудите обязанности по уходу за питомцем и вероятные последствия их невыполнения.

7. Уважайте других членов семьи как личность .

Семья - это несколько личностей, живущих под одной крышей. У каждого есть свои недостатки и достоинства. Не пытайтесь переделать характер других. Принимайте всех членов семьи такими, какие они есть. Поддерживайте друг друга, выслушивайте, идите на компромисс. Необходимо, чтобы все члены семьи чувствовали себя комфортно.

8. Будьте пунктуальны.

Очень важно для каждого члена семьи ощущать свою значимость. Не опаздывайте за ребенком детский сад, вовремя забирайте его из гостей. По мнению психолога, пунктуальные родители дают детям уверенность в себе. Такие дети знают, что родители их никогда не подведут и на них можно положиться.

9. Расскажите историю своей семьи.

Очень важно рассказывать детям о своем детстве и о том, как были маленькими другие члены семьи. Это позволяет самым юным членам лучше понять старших. Многие дети думают, что у их родителей никогда не было детства со своими детскими проблемами. Они считают, что их родители появились на свет уже где-то в 30-летнем возрасте. Поделитесь с мужем воспоминаниями о своем детстве и сведениями о предыдущих поколениях вашего рода. Такие знания помогут детям лучше узнать свои корни, понять кто они и откуда.

10. Заботьтесь друг о друге.

Покупайте любимые печенья других членов семьи, или случайно увиденную вещицу для пополнения коллекции детей или супруга. Это может быть очень нужная книжка или миленький магнитик на холодильник из командировки. Этим вы покажете, что вам дороги ваши близкие и вы думаете о них даже тогда, когда их нет рядом.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...