Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Экономическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Экономическое воспитание в процессе образования младших школьников. Экономическое воспитание школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическое образование младших школьников.

Сегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, который в своей жизни не сталкивался бы с проблемой рыночных отношений. Эти отношения охватили все стороны нашего общества, в том числе и семью, и школу. И чем раньше ребёнок познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно.

Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы имел представление о назначении денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое потребности, и каковы способы и возможности их удовлетворения, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники. Школьник должен чётко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная мебель, ремонт в классе и дома, нерациональный расход электроэнергии и воды.

Составным элементом экономического воспитания детей является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, осознать значимость различных профессий, помогут понять роль и права человека в обществе, подготовить к адекватному восприятию действительности, помогут ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Таким образом, экономическое образование необходимо осуществлять уже с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Надо отметить, что даже первоклассники способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, осознают связь «труд- деньги- товар», распознают факт купли- продажи, имеют первичные представления о профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер). Ко времени поступления в школу ребёнок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Эти первоначальные знания детей позволяют учителю выйти на более высокий уровень экономического образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять свой выбор, проявлять дисциплинированность, инициативность, настойчивость, последовательность.

В нашей школе преподавание в начальных классах ведётся по традиционной программе «Школа России». На сегодняшний день

экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной школы. Автор учебников- А.А.Плешаков.

Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». На данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, которые помогают учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством, как ведётся семейное хозяйство, выяснить, как связаны между собой экономика и экология. Учебный материал отобран с учётом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно- научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Согласно учебной программе по этому предмету, во втором классе первое и единственное занятие «Что такое экономика» проводится в конце первого полугодия. Я считаю, что этого явно недостаточно. Поэтому в начале учебного года для занятий по внеурочной деятельности выбрала курс « Основы экономики». При составлении рабочей программы за основу была взята авторская программа курса по экономическому воспитанию младших школьников «Основы экономики в начальной школе» под редакцией И.Г.Рябовой. Эта программа рассчитана на четырёхлетний курс осуществления экономического образования детей, начиная с первого класса. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых социально- экономических условиях в контексте традиционной культуры региона.

Целью программы является формирование начал экономической культуры, элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, экономически значимых качеств и экономического поведения личности. В течение четырёх лет обучения учащиеся должны получить первоначальные экономические знания и практические навыки, способные оказать влияние на процесс формирования личности ребёнка, которому предстоит жить в условиях реализации новой стратегией социально- экономического развития России и Республики Мордовия.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

Формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;

Формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам, учебникам;

Воспитания бережливости, аккуратности, инициативности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы.

При разработке и проведении занятий стараюсь опираться на те понятия и явления, с которыми дети часто встречаются в жизни. Для активности процесса воспитания и обучения использую различные методы:

рассказы, беседы, презентации, игры, моделирование и разбор различных жизненных ситуаций, изобразительную деятельность, выполнение творческих заданий, создание проектов, практические работы.

Были подготовлены проекты: «Вещи, которые нас окружают», «Профессии моих родителей», «Сколько стоит минута».

Большое место отводилось сюжетно- ролевым играм «Магазин», «Почта», «Торговый центр», «Библиотека». К детям в гости приходили сказочные персонажи: Незнайка, Кот в сапогах, Золушка, Буратино.

Использовались пословицы, поговорки, сказки.

Ребята побывали и в роли покупателей, и в роли продавцов, совершили виртуальную экскурсию в разные государства и познакомились с понятием валюта. Очень подробно была рассмотрена тема «Деньги. История возникновения денег».

Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах. Формируя экономическое мировоззрение отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создаётся фундамент благосостояния общества в целом.


Экономическое воспитание направлено на развитие у людей таких качеств, как бережливость, рачительность, дисциплинированность, деловитость, а также чувства коллективизма, потребности практического участия в экономической деятельности, предприимчивости, сознательного, творческого отношения к труду, разумных личных потребностей. При этом экономическое воспитание не тождественно трудовому, поскольку оно не ограничивается сферой трудовой деятельности, а проникает в различные сферы непроизводственной деятельности: сферу потребления, обмена и распределения (покупка предметов в магазине, обращение с вещами, взаимоотношения по поводу собственности и денег и т.п.).

Значимость экономического воспитания для детей данного возраста объясняется следующим. Основные категории экономики как науки – ограниченность ресурсов и удовлетворение разнообразных потребностей – неизбежно актуализируют умения выбора, которые носят обобщенный характер, переносятся на другие сферы деятельности. Кроме того, психологами подтверждено, что возраст 5–8 лет является сенситивным для присвоения экономических моделей поведения: рациональной, стяжательской, потребительской, контрактной и др.

Результат экономического воспитания подразумевает сформированные экономически значимые качества личности, ценностные ориентации, положительные мотивы, находящие отражение в процессе практической деятельности, учении, игре при выборе способов достижения поставленных целей. Кроме того, это ряд умений и навыков, экономические интересы, потребности.

Следует воспитывать экономически осознанное отношение к труду и его результатам; развивать стремления к повышению трудовых доходов, к улучшению качества жизни; ориентировать на рационализацию труда и повышение его социально-экономической эффективности; способствовать нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономической деятельностью.

Экономически значимые качества личности традиционно включают трудолюбие, деловитость, бережливость, расчетливость, экономность и предприимчивость как наиболее общие. Наряду с положительными экономически значимыми качествами, выделяются и отрицательные: скупость, расточительность, эгоизм, иждивенчество, рвачество. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным еще ряд качеств, регулирующих деловые и личностные отношения в хозяйственной сфере жизни людей и при этом основанных на моральных критериях, принятых в обществе: честность, инициативность, энтузиазм, надежность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, экономность, предприимчивость, расчетливость, деловитость, настойчивость. Систему таких качеств называют нравственно-экономическими, они обусловлены потребностями общества в гармоничном сочетании прагматических и этических основ экономической деятельности.

Выделяются также так называемые качества предпринимателя, к которым, помимо вышеназванных, относятся: готовность к риску, гибкость, уверенность в себе, дружелюбное и уважительное отношение к людям и т.п., а также способность устанавливать социальные и деловые связи, стремление к максимальной результативности, творчество и т.д.

Под трудолюбием понимается форма выражения личностью своего положительного отношения к труду. Оно проявляется в желании добросовестно трудиться и переходит в сферу осознания социальной и нравственной ценности труда, глубокого понимания его необходимости.

Предприимчивость рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли или выгоды.

Деловитость определяется как совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств, посредством которых личность оптимально самореализуется в трудовой деятельности.

Расчетливость предусматривает рациональное распределение, оценку и использование различных видов ресурсов,

выявление резервов для осуществления намеченной цели деятельности.

Бережливость – качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить срок их службы.

Экономность – качество личности, обеспечивающее рациональное использование всех видов ресурсов с пользой и выгодой, уменьшение издержек, расходов, затрат, снижение потерь. Экономность проявляется в использовании ресурсосберегающих технологий, рачительном ведении хозяйства, высокой организации труда.

Существуют определенные закономерности экономического воспитания младшего школьника. Первые экономические понятия , которыми начинает оперировать маленький ребенок, помимо понятия "деньги", это "собственность", "выгода". Ко времени поступления в школу российский ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые, помимо названных, в основном связаны с трудом и его процессами. Это различные предметы и результаты труда, материалы, товар. Дети знакомы с такими словами, как "цена", "стоимость". Понятны для детей и операции с ними: покупать, продавать, дороже-дешевле, выиграл-проиграл, обменял и т.п.

В начальной школе у ребенка возникают первые представления о взаимозависимости экономических категорий. Дети начинают осознавать зависимость между вложенным трудом и заработной платой, между образованием и престижной профессией и т.п.

Существенно изменяется отношение к собственности с возрастом ребенка. Для объяснения представлений детей о собственности, о справедливости наказания за воровство чаще всего зарубежные исследователи используют теорию морального развития Л. Колберга. Дети 7–8 лет, в соответствии с этой теорией, выражают скорее физическое, чем психологическое отношение к вещам. Считается, что форма владения и удовольствие от личного обладания вещью менее значимы, чем удовлетворение своего желания получить эту вещь, поэтому в плане наказания 7–8-летние дети ограничиваются тем, чтобы просто отнять вещь и вернуть се владельцу. В 9–10 лет ребенок осознает право собственности, которое ставит выше чьего-то интереса. Поэтому у него существует представление о более строгом наказании за воровство.

При этом психологами доказано, что именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию ("лидерство", "стяжательство", "индивидуализм" и др.). В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения.

К началу школьного возраста у детей отмечается значительный интерес к явлениям социально-экономической действительности, к участию в экономической деятельности. В 6–7 лет ребенок преисполнен трудового энтузиазма, особенно его привлекает совместный труд в семье. Основные формы участия детей этого возраста в экономической деятельности: хозяйственно-трудовая деятельность детей в семье; личный опыт обращения детей с деньгами; практическое участие детей в экономической деятельности по самостоятельному зарабатыванию денег.

Семья – это то сообщество, в котором ребенок впервые становится участником экономической жизни, что связано, прежде всего, с покупкой продуктов и вещей; ухаживанием за домашними животными и младшими детьми; планированием и организацией своего труда; выполнением постоянных домашних поручений и т.п. Кроме того, дети в различной степени участвуют в распределении семейного бюджета, приучаются к саморегуляции потребностей, осведомлены о наличии собственности, об источниках доходов семьи. В семье осуществляется систематическое целенаправленное воздействие на детей, она всем жизненным укладом формирует (или не формирует!) у них рачительное, хозяйское отношение к личному и общественному достоянию, уважение к труду во всех его проявлениях, добросовестность в хозяйственно-бытовых и посильных общественнополезных работах. Содержание экономического воспитания в семье включает рациональную организацию хозяйственно-бытовой деятельности, бережное отношение к продуктам питания, вещам, времени, участие в распределении денежных средств, стимулирование разумных потребностей, развитие взаимопомощи.

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу . Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в России ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.
Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в воспитательной работе нашей школы, мы отводим особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
Цель программы

Главная цель программы "Мир экономики" - познакомить учащихся млад­шего и среднего школьного возраста с основ­ными экономическими понятиями и пока­зать ценность образования, его необходи­мость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни обще­ства.

Изучение рыночной системы социально-эко­номических отношений с учетом российской национальной специфики, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к пониманию важных аспектов современной жизни, к актив­ному участию в индивидуальной и коллектив­ной трудовой деятельности.

Обоснование программы

В успехах школьного образования заинтересова­но все общество: политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменя­ющемся современном мире требования, предъя­вляемые рынком труда к молодым специали­стам - вчерашним выпускникам школы, посто­янно повышаются. Последовательное изучение основных закономерностей, достоинств и недо­статков рыночной экономики, предпринима­тельства, менеджмента в стенах школы помо­жет учащимся справиться с задачами и трудно­стями, которые ожидают их в реальной "взрос­лой" жизни.

Задачи программы

Программа рассматривает:


  • базовые экономические понятия, с которы­ми учащиеся имеют дело в повседневной жизни;

  • ключевые экономические концепции, закладывающие основу дальнейшего социально-экономического образования учащихся;

  • основные положения экономики семьи, ми­крорайона, города, региона, страны, а также международные экономические взаимоотно­шения.

Учащиеся получат возможность


  • развивать практический опыт, необходи­мый для работы в небольших группах;

  • участвовать в различных деловых играх и мероприятиях, в том числе соревнователь­ного характера;

  • учиться принимать решения, учитывая те или иные экономические аспекты и факто­ры;

  • анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

  • осознать важность образования в их сегод­няшней и завтрашней жизни.

Темы программы:

НАШИ СЕМЬИ – 1 класс

НАШ МИКРОРАЙОН – 2 класс

НАШ ГОРОД – 3 класс

НАШ РЕГИОН – 4 класс
Все темы программы раскрывают три основ­ные роли полноправного члена общества: ЛИЧНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ и ПОТРЕ­БИТЕЛЬ.

Развитие ЛИЧНОСТИ включает в себя умение разработать характеристику собственных по­тенциальных возможностей, способность при­нимать решения и брать на себя ответствен­ность, стремление к сотрудничеству и, в конеч­ном итоге, достижение поставленной цели.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми, о разнообразии профессий и специальностей, об ответственно­сти за качество работы, об уровне требований, предъявляемых работодателем.

ПОТРЕБИТЕЛЬ учится принимать решения о разумном и выгодном распределении ограни­ченных ресурсов.

Пространством, в котором каждый человек ре­ализует себя как личность, производитель и потребитель, является общество. Программа "Мир экономики" показывает учащимся, как расширяется понятие "общество" от группы конкретных людей до населения города, страны и мира. Участие в программе дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Чтобы успешно существовать и функциониро­вать в экономической системе, необходимы определенные навыки. Они, в основном, за­ключаются в СПОСОБНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ и в ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ. Способность к принятию решений состоит в умении логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании от­ветственности за сделанный выбор. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте и подчиняться определенным требованиям ра­ботодателя.

1 класс

Тема: "Наши семьи"

Программа "Наши семьи" является первым "шагом" ребят младшего школьного возраста в мир экономики. Впереди - знакомство с тем, как живут и развиваются "Наш микрорайон", "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наша семья"


  • Определить понятие "семья".

  • Познакомиться с потребностями семьи.

  • Показать разницу между словами "хочу" и "надо".

  • Выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

  • Рассмотреть виды работы, выполняемой представителями различных профессий.

  • Развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне се­мейных отношений.




Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Чудесное место

для жизни



В ходе занятий ребята смогут определить, что значит «семья», понять, как члены семьи живут и работают вместе, получить представление о взаимозависимости членов семьи

Школьники узнают, в чем сходство и различие семей и как члены семей трудятся, чтобы создать «чудесное место для жизни»

3 часа

2

Слова «хочу» и «надо»

В ходе занятий ребята смогут определить разницу между словами «хочу» и «надо»

Школьники знакомятся с потребностями обычной семьи

3 часа

3

Где найти то, что должны и хотят иметь семьи

В ходе занятия ребята смогут определить потребности обычной семьи, научиться «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов, выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

Пользуясь планом, школьники узнают, где можно получить необходимое и желаемое.

3 часа

4

Как работают наши семьи

В ходе занятий ребята смогут дать определение слову «профессия», выявить, какую работу выполняют представители различных профессий – члены их семей и люди, живущие по соседству.

Школьники узнают, какова взаимосвязь между работой, выполняемой членами семей, и удовлетворением их потребностей.

3 часа

2 класс

Тема: "Наш микрорайон"
Программа "Наш микрорайон" является вто­рым "шагом" ребят младшего школьного воз­раста в мир экономики. Ему предшествовало изучение того, как живут и работают "Наши семьи". Впереди - знакомство с тем, как функ­ционируют и развиваются "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наш микрорайон":


  • Познакомить учащихся с такими понятия­ми, как "общество", "правительство", "на­логи".

  • Представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предпри­ятиях и учреждениях микрорайона.

  • Получить представление о производстве, ос­новах товарооборота, торговли и циркуля­ции денег.

  • Продемонстрировать роль денег и банков.

  • Научить принимать "грамотные" решения, учитывая экономические последствия вы­бора.

  • Подчеркнуть роль образования в приобрете­нии профессии и успешной карьере.



Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Как работает общество

В ходе занятий ребята смогут

Познакомиться с понятием «общество»,

Узнать, как люди живут и работают вместе,

Получить представление о возможностях в выборе профессий.


Школьники узнают, как живет и работает общество, и получат представление о взаимодействии его членов на примере группы людей, населяющих микрорайон.

3 часа

2

Кондитерская фабрика

В ходе занятий дети смогут:

Познакомиться с такими понятиями, как «производство», «товар», «брак»,

Научиться различать индивидуальный и конвейерный способы производства.


Школьники испытают себя в роди производителей. Работая индивидуально или в небольших группах, они «освоят производственный процесс» и изучат различные способы производства.

3 часа

3

Роль правительства

В ходе занятий дети смогут:

Определить, что такое общественные услуги, а также места и предметы общественного пользования,

Осознать роль правительства в обществе,

Выяснить, каковы источники налогов и их предназначение.



Школьники узнают о роли правительства, об услугах, которые оно представляет обществу, и о налогах, которые предназначены для оплаты этих услуг.

3 часа

4

Дерево решений

В ходе занятий ребята смогут:

На практике изучить процедуру принятия решений,

Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями,

Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение.


Школьники пройдут все этапы принятия решения (от постановки проблемы до рассмотрения возможных последствий) и в результате смогут определить, как использовать пустующее помещение, разместив там «новое дело», приносящее пользу всему обществу.

2 часа

5

Путешествие рубля

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, олт решения которой зависит будущее нашего государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ИЛИ КАК РАЗВИТЬ КАЧЕСТВА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель РФ, МБОУ гимназия №, г. Чехов Московской области

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства. Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, организованность, порядочность, деловитость, добросовестность др. Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Давно прошли времена, когда родители мечтали, чтобы их дети стали учителями, медиками, академиками или космонавтами. Бизнесмены - вот настоящие герои нашего времени. Как же разглядеть будущего «владель ца заводов, газет, пароходов» в собствен ном ребенке? Внимательно наблюдая за ним. Малыш, из которого в будущем может получиться успешный деловой человек, как правило, обладает креативностью, выраженными задатками лидера, самостоятельной, независимой личности. Такие особенности характера чаще всего проявляются в до статочно раннем возрасте. Ребенок вер ховодит в играх, к нему тянутся другие дети, он открыто и смело высказыва ет свое мнение, ведет себя независимо и среди своих сверстников, и в семье. Кроха эмоционален, общителен, подви жен и, что называется, позитивен. Зада ча родителей поддерживать, развивать и культивировать в ребенке эти важные для его взрослой жизни качества. Можно ли вырастить удачливого бизнесмена из своего ребенка и как это сделать? «Можно, - считают многие родители, - если создать в семье благоприятные условия для его развития в нужном направлении». «У ребенка должны быть определенные задатки, развивая которые, мож но сформировать черты характера, необходимые в современ ном деловом мире: самостоятельность в поиске и принятии решений, последовательность в их реализации, умение не стандартно мыслить, а также убедить и повести за собой людей, интуиция, организаторские способности и ответственность за свои слова и поступки».

Особое место экономическому воспитанию младших школьников должен отводить и классный руководитель. Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.

Темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

II. Богатство и люди.

1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

III. Школьная экономика.


1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.

IV. Школьная экономика.

1-2. Учебно-опытный участок.
3-4. Стоимость коммунальных услуг.
5-6. Главный экономист школы.
7-8. Наш вклад в школьную экономику.

В 1-ом классе большое место должно отводиться сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.д. Частые гости у ребят сказочные герои (Кот в сапогах, Золушка, Буратино). Для данного возраста характерно широкое использование пословиц, поговорок, сказок.

На занятиях о доходах и расходах семьи из учеников можно сформировать несколько групп – семей: «Семья из Простоквашино», «Семья Золушки», «Семья Папы Карло и Буратино» и т.д. Каждая группа подсчитывает месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
Во 2 классе можно работать по разделу «Богатство и люди». Ребята приходят к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?».

В 3-ем классе разумно организовать «Клуб деловых людей», в состав которого входили бы ученики и родители. Клуб должен разработать и принять Устав:
1.Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.

2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.

4. Здоровый образ жизни.

5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)

6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показывает, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята хорошо работают в парах и группах, для них у же не трудно оформить экономическую газету, рассчитать стоимость комплекта учебников на следующий год, рассчитать затраты на косметический ремонт класса и т.д. Классный руководитель должен применять технологию сотрудничества. Тогда сработает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий становятся родители.

При воспитании будущего делового человека стоит быть внимательным, вы можете стать родителями делового человека, если вы видите в своем малыше уже с первых лет его жизни способность к логическому мышлению, активности и лидерству, но многие родители внушают детям своим собственным примером, что успех в жизни зависит только от толщины кошелька. Но это может привести к обратному результату. Малыш вырастет и разочаруется, узнав, что не все в жизни покупается с помощью денег, что существуют более важные понятия и ценности. Поэтому важно объяснить ребенку, что дело жизни, прежде всего, должно нравиться и приносить удовольствие, а деньги обязательно будут результатом такой деятельности.

Основные качества для будущего бизнесмена

1. Решимость действовать. Для успешного человека важно умение действовать с риском, проявляя активность даже в неблагоприятных ситуациях. Нужно прививать ребенку умение двигаться вперед при любых обстоятельствах. Для успеха в бизнесе необходимо активное постоянное движение, чтобы вовремя чувствовать нужные повороты и видеть новые возможности. Риск - благородное дело! Дайте понять это вашему будущему бизнесмену.

2.Умение учиться на своих ошибках. Любому деловому человеку необходимо уметь выносить из своих промахов и поражений ценные уроки. Для бизнесмена важно понимать, что жизнь вокруг меняется и уметь перестраиваться, соответствуя этим изменениям. В выигрыше тот, кто более гибок и заранее предвидит возможные перемены. Говорите малышу, что он всегда имеет право на ошибки, а они в свою очередь многому могут научить.

3. Прежде всего, люди и отношения. Для любого дела, чтобы оно приносило доход и удовольствие, необходимы благие цели в его основании. Ребенку с детства важно понимать, что то, чем он занимается должно быть не просто удовлетворительным для его личных потребностей, но и помогать окружающим. В деловых отношениях, как и в обычных межличностных, важно в приоритете ставить понимание и любовь к человеку. Воспитывая уважение к людям, к их потребностям, вы вырастите успешного лидера, работающего на благо людей, качественно и честно выполняющего свою работу.

Родители должны помнить, что ребенок сам вправе решать, кем ему стать в будущей жизни. Вы лишь можете помочь ему определить, какие его уникальные черты помогут ему реализовать себя максимально эффективно для себя и для общества.

Никакие знания, навыки и уме ния не сделают вашего ребенка успешным, если он не научится ими пользовать ся во благо себе и окружающим его людям, самостоя тельно анализируя ситуацию и прини мая соответствую щие решения. Очень важно помнить:

  1. Когда ребенок чем-то занят, не вме шивайтесь в творческий процесс с предложениями и замечаниями. Пусть он самостоятельно приобретет ценный для него опыт, а с ним и ощу щение собственной значимости.
  2. Поддерживайте любые оригиналь ные мысли, идеи, решения своего ребенка. Восхищайтесь ими, подбад ривайте в случае неудачи. Только из нестандартно мыслящих людей полу чаются великие предприниматели.
  3. Будьте сами для ребенка достойным примером. Ведь наблюдая за вами, он учится, как себя вести в тех или иных ситуациях, обдумывать проис ходящее, планировать свои действия, воплощать задуманное, осознавать проблемы и решать их.
  4. Старайтесь как можно боль ше путешествовать с ребенком . Он дол жен видеть мир во всем его разнообра зии, знакомиться с лучшим, что было создано человеческой цивилизацией. Это развивает кругозор ребенка. Ши рокое развитие способствует инициа тивности и деловой активности. Стрем ление постоянно узнавать и обучаться чему-то новому - именно это отличает менеджера высокого класса от так назы ваемого офисного планктона.
  5. Не экономьте на обуче нии ребенка английскому языку. В иде але учителей должно быть два - но ситель языка и русский преподаватель.
  6. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Дени Дидро). Позволяйте ребенку общаться и иметь большое количество друзей и знакомых. Расширяя его мировоззрения путем общения и получения опыта, он становиться мудрее и счастливее.

Это всего лишь несколько правил для родителей. Впрочем, всем свойственно ошибаться. Невозможно в один миг стать хорошим отцом или матерью. Но если придерживаться эффективных правил, можно действительно воспитать замечательных детей, которыми можно будет по-настоящему гордиться.

Литература

  1. Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т. Корсакова // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 46-50.
  2. Мазанова О.Ю. Экономическая подготовка учащихся в условиях реализации стандарта нового поколения / О. Ю. Мазанова// Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 21-22.
  3. http://www/uroki.net

1

В статье рассматривается проблема экономического воспитания младших школьников, влияние экономического нравственного и трудового воспитания на развитие личности в целом. Исследуются методы социально-экономического образования и воспитания детей и учащейся молодежи. Делаются выводы о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, – это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Приводится перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека, который образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

экономическое образование

трудовое образование

личность

1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 23.

2. Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников. – М., 2000.

3. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. – М.: Профессиональное образование, 1996. – 64 с.

4. Семенихин В.А. Экономическое образование и воспитание в школе. – М., 1991. – С. 86–89.

5. Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. – М., 1990.

Существенные социально-экономические преобразования в нашей стране в конце прошлого века изменили и доминирующие ценности общества. Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К.Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку подрастающего поколения к включению в хозяйственную жизнь общества. В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. С.Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми.

В педагогических трудах А.С. Макаренко большое внимание уделено воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны понимать суть производственного процесса и его экономическую целесообразность, способы эффективного труда.

Наиболее продуктивными в плане психологических и педагогических исследований проблем экономического воспитания были 60-80-е годы XX столетия. Во второй половине 80-х годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового воспитания.

В работах Ф.П. Евсеенко, И.И. Зарецкой И.Л. Калиниченко особое внимание уделялось процессу трудовой подготовки и формированию таких личностных качеств, как честность, ответственность.

Исследуя методы экономического образования и воспитания школьников, И.А. Сасова писала: «Социально-экономическое образование и воспитание детей и учащейся молодежи в широком смысле предполагает включение выпускников в социально-экономические отношения, свойственные современному производству, воспитание у них потребности руководствоваться в своей деятельности не только личными, но и общественными интересами, повышать эффективность производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Это также воспитание образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, хозяйского отношения ко всем видам собственности». Ведущие отечественные исследователи А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов характеризуют экономическое воспитание; как систему мер, направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей Семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только таких деловых качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности.

Н.Н. Поддъяков определяет понятие «экономическая культура» как формирование экономических качеств и свойств личности. К ним он относит экономические способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки и планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, экономическую нравственность, нормы, стандарты и привычки экономического поведения, экономические чувства.

Вопросам экономического образования и воспитания школьников посвящены работы многих исследователей. К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации для начальной школы; по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (М.Л. Алферова, Г.Х. Гебеков, Е.Н. Землянская, И.А. Сасова, JI.C. Чернер и др.). Анализ работ вышеуказанных исследователей позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка школьников должна осуществляться с первых дней обучения в школе, а изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, во внеурочной деятельности, так и в условиях дополнительного образования.

Понятие «экономическое образование» иногда отождествляют с понятием «экономическое воспитание». Л.Н. Пономарёв, В.Д. Попов подчёркивают, что такое отождествление неправомерно, так как не учитывает некоторое отличие, которое заключается в том, что экономическое образование формирует экономическую научную идеологию (систематизированные экономические знания, компетентность, позицию, деловые качества), а экономическое воспитание - психологию (мотивы поведения, установки, ценностные ориентации, личностные качества). Нельзя отрицать, что экономическое образование и экономическое воспитание тесно взаимосвязаны. Экономическое образование тоже выполняет функцию воспитательную, а экономическое воспитание - функцию познания экономических процессов. Однако цель и задачи экономического воспитания обширнее и многограннее. По мнению Н.И. Белкиной экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека. Такой позиции придерживаются многие исследователи Ю.К. Васильев, Г.Д. Глебова, Ф.П. Евсеенко, О.Н. Есина, Т.М. Кондратенко, В.Е. Ковалева, М.А. Лобанова, Е.Н. Неустроева, Н.П. Сабельфельд работы, которых посвящены проблемам экономического воспитания и экономического образования школьников.

На основе анализа работ вышеуказанных авторов можно сделать вывод о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Итак, экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения, а также формирования убеждений, мотивов в деятельности ценностных ориентиров личности.

Как отмечает Е.Н. Землянская, в процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении. С одной стороны, главной движущей силой превращения экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества.

С другой стороны, согласно О.Н. Есиной, экономическое воспитание призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение использовать экономические знания в процессе трудовой потребительской деятельности.

Формирование у школьников экономических качеств личности рассматривались в работах М.Л. Алферовой, Е.В. Савиной, Т.Е. Сергеевой, В.А. Семенихина. В процессе изучения публикаций указанных авторов отмечаем, что если ранее первостепенное значение придавалось формированию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, то теперь ряд экономических качеств личности,формируемых в школьном возрасте расширился и в него вошли следующие качества: организованность» ответственность, последовательность, целеустремлённость, планомерность, исполнительность, самокритичность, активность. При этом отмечается наличие способности, которая обеспечивает накопление знаний, выработку умений и образование побудительных мотивов, стремления достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов при наименьших затратах.

Исследуя принципы и основные направления экономического образования в российской школе, В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская акцентировали внимание на качественной стороне подготовки школьников к жизни в обществе путём внесения соответствующих корректив в систему подготовки к производительному труду и экономического воспитания. В работах этих учёных прослеживается обоснование необходимости формирования элементарных хозяйственно-экономических представлений у выпускников общеобразовательных школ. Заметим, что в перечисленных работах указывается на необходимость формирования у учащихся таких качеств, как бережливость, экономность, расчётливость, деловитость. А.Ф. Аменд, объясняя этот факт, пишет: «Экономность, бережливость, расчётливость, деловитость являются экономическими, потому что они непосредственно включены в экономическую деятельность и служат её объективно необходимым элементом, формой реализации требований экономических законов и отношений общества. Вместе с тем они служат моральными, нравственными качествами».

Е.В. Савиной разработана модель формирования базисных элементов экономической культуры младших школьников, направленных в конечном результате на формирование у младших школьников готовности и способности разумного отбора, восприятия, внутренней переработки и дальнейшего использования вновь получаемых экономических знаний, умений анализировать, обоснованно принимать решения, формирование разумных потребностей, рациональной организации своего труда, а также на воспитание мотивов экономической деятельности, формирование ценностных экономических интересов. Считаем, что это усиливает нравственную сторону экономического воспитания.

В.К. Розов, И.Ф. Прокопенко, Л.И. Паномарев, О.В. Плахотник рассмотрели вопросы теории и методики экономического воспитания школьников, уделяя особое внимание формированию у учащихся младших классов таких качеств, как бережливость, экономность. Экономическому воспитанию младших школьников они отводят роль начального звена в формировании экономических представлений, знаний, акцентируя внимание тоже на нравственную сторону экономического воспитания младших школьников.

Рассмотрим наиболее важные для нашего исследования наработки в области развития экономического и предпринимательского мышления у подрастающего поколения.

Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе может выступать методологической основой для создания принципиально новой модели социально-экономического образования в общеобразовательной школе, способствующей изменению содержания экономического всеобуча, ведущей идеей которого становится подготовка учащихся к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

В концепции указана цель социально-экономического образования и воспитания, которая конкретизируется в следующих задачах:

  • воспитание свободного человека - собственника, хозяина, главного субъекта экономических отношений, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность, оценивать своё положение в обществе с точки зрения экономической целесообразности и результативности;
  • формирование поколения, положительно настроенного к коренным преобразованиям, экономически способного воспринять «рыночную» модель поведения;
  • вооружение базовыми социально-экономическими знаниями и умениями, способствующими профессиональному самоопределению школьников и продолжению их экономического образования, позволяющими выпускникам учебных заведений вступить в рыночную систему отношений с учётом российской национальной специфики;
  • воспитание культуры деловых отношений;
  • развитие потребности в самопознании, саморазвитии и адекватной самооценке своей готовности к различным видам экономической деятельности.

Учитывая концептуально новые целевые установки, сущность экономического воспитания корректируется и, на наш взгляд, состоит в выработке в воспитуемом социально значимых качеств. В связи с этим складывается новое представление о современном экономически воспитанном человеке, по определению который:

  • владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
  • имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современного дня, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;
  • выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами;
  • осваивает основные модели экономического поведения и экономические роли;
  • обладает современным экономическим мышлением;
  • совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;
  • владеет экономическим языком, что позволяет ясно излагать свои мысли;
  • обладает навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
  • владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;
  • уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд, гордится своими экономическими достижениями.

Приведенный перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

Долгое время суть экономического воспитания многими педагогами сводилась лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости, Это, безусловно, важно и необходимо осуществлять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам и так далее, то есть сводится к нравоучениям, словесному воздействию, что в современных условиях малоэффективно.

На наш взгляд, экономическое воспитание может в свою очередь выступать средством, с помощью которого подрастающему человеку экономический мир делают понятным. В этом случае экономическое воспитание, обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

Таким образом, экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой стороны, выступает как компонент, часть общего воспитания и развития личности. Напомним, ведь воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что экономическое воспитание - необходимая часть общего процесса развития и воспитания младшего школьника. При этом заметим, что это и особый тип воспитания, обусловленный процессами адаптации и социализации подрастающего человека в условиях изменения физических и духовных основ жизни, пересмотра норм, ценностей, правил «экономического общежития», а также естественных стремлениях к самостоятельности, предприимчивости, самореализации.

Рецензенты:

Цахаева А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО ДГПУ, г. Махачкала;

Алисултанов А.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО ДГПУ, г. Махачкала.

Работа поступила в редакцию 27.01.2014.

Библиографическая ссылка

Юсупова С.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 143-146;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33521 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....