Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

Введение

Основная часть

2 Понятие и сущность процесса социализации, её этапы

3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону

Заключение

Список литературы


Введение


Проблема формирования и развития личности не теряет своей актуальности на протяжении вот уже многих поколений людей. Ведь никому не секрет, что уровень социального, материального, а самое главное духовно-нравственного развития общества напрямую зависит от его самой главной составляющей - личности. Вот почему первоочередной задачей любого социума является обеспечение нормальных условий формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Проблема становления личности волнует умы человечества, начиная с древних времен, ведь основополагающей силой развития общества, движения вперед на пути прогресса всегда являлись, в первую очередь, люди, а в частности личности. Именно поэтому исследования человеческой натуры мы можем прослеживать ещё в трудах древнейших ученых, таких как Сократ, Платон, Аристотель, и они продолжаются и в наши дни с помощью современных технологий и новый методов изучения факторов и механизмов развития человека. Это и обуславливает степень разработанности данной проблемы в литературе.

Целью моей работы стало узнать, что собой представляет человеческая личность, её структура, факторы формирования и дальнейшего развития. Что оказывает наиболее сильное влияние в различные периоды жизненного пути человека. Природа создавала каждого человека индивидуальностью, чей внутренний мир и внешний облик неповторимы, но в то же время мы являемся представителями одного вида, сталкиваемся с одними и теми проблемами и задачами на своем о жизненном пути. Недаром говорят, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности. Этим и сложна и интересна задача моей работы: познать глубинные процессы и особенности становления, формирования, развития, приобщения к социуму личности.

1. Основная часть


1 Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития


Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.


2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы


В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности - э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь - это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

·Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

·Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности:

·Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

·Вторичная социализация - на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

·Детство - социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70%. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

·Подростковый возраст - не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

·Молодость (ранняя зрелость) - возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

·В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Психологические механизмы социализации личности

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т. д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации личности: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования),другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации личности действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их "удельный" вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.


1.3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону


Возрастные периоды становления человека

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

) пренатальный (внутриутробный);

) детство;

) отрочество;

) зрелость (взрослое состояние);

) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

Предзародышевую;

Зародышевую (эмбриональную);

Стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком. Период детства включает стадии:

Рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

Раннее детство (или "первое детство" - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;

Дошкольный возраст (или "второе детство" - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

Младший школьный возраст (или "третье детство" - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

Подростковый (или пубертатный);

Юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период "становления", самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Нравственное и социальное развитие

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой.

Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Теория психосоциального развития, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Каждой из них соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все его детство от рождения до юности рассматривается ученым как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Это длительный процесс, он включает в себя ряд стадий развития личности. В младенчестве главную роль для ребенка играет мать - она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего формируется базовое доверие к миру.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение позволяет ребенку посмотреть на себя как бы изнутри, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце этой стадии должно сложиться равновесие "автономии" и "стыда". Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не станут подавлять его желания, не будут наказывать за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Последняя очень важна, так как благодаря ей возникают инициативность, творчество, усваиваются отношения между людьми, развиваются психические возможности ребенка: воля, память, мышление и пр. Но если родители сильно его подавляют, не уделяют внимания играм, то это отрицательно влияет на развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Когда в школе его преследуют неудачи, появляется, а потом и закрепляется чувство неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, теряется интерес к учебе. В этом случае он как бы снова возвращается в семью, она оказывается для него убежищем, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. Когда родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма "эгоидентичности". Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит в глазах других, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот проблемы, которые встают перед подростком. И это уже есть требования общества к нему, связанные с его самоопределением. На этой стадии снова возникают все критические моменты прошлого. Если раньше у ребенка оказались сформированными автономность, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое Я, свое признание со стороны окружающих. В противном случае идентичность размывается, подросток не может отыскать свое "Я". Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На шестой стадии (молодость) актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, смешения с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимного единения с определенными людьми. Однако если и в этом возрасте происходит диффузия идентичности, то человек замыкается, изоляция и одиночество становятся еще сильнее.

Седьмая, центральная, стадия - взрослый этап развития личности. Формирование идентичности продолжается всю жизнь; воздействие ощущается со стороны других людей, особенно детей, - они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии таковы: личность реализует себя в хорошем, любимом труде и заботе о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого обратить свое Я (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой, косность, психологический и физиологический регресс.

После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности как результат всего развития личности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах. Ему нужно понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не следует переделывать. Человек "принимает" себя и свою жизнь, им осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Таким образом, на каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия; каждый раз складывается та или иная ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в развитии личности и способностей человека. Появление новых качеств на определенном возрастном этапе (на другом ведущая деятельность окажется иной, как и социальная ситуация, в которой протекает развитие) порождает специфические проблемы, которые могут быть решены человеком с позитивным или негативным исходом. Результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов - от воздействия окружающих, поведения и воспитания родителей, норм общества и этнической группы и т. п.

Например, в младенчестве, если нет тесного эмоционального контакта, любви, внимания и заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем - различные проблемы, касающиеся взаимоотношений с другими людьми. То есть эмоциональное общение младенца с взрослыми является ведущей деятельностью на этом этапе, влияющей на развитие его психики и обусловливающей положительный или негативный исход. Позитивный результат на этом этапе - у младенца формируется доверие к миру, людям, оптимизм; негативный - недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.


4 Устойчивость личности и психическое здоровье, понятие психопатологии. Психотерапевтическое воздействие на личность


По определению ученых "Психическое здоровье - это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических отношений в организме ". Особого внимания среди этих признаков психического здоровья считается критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В.Н. Мясищев).

Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, т.е. уравновешенного, мы наблюдаем проявления: - Относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям; - Высокую индивидуальную приспособляемость организма к привычным колебаниям внешней среды; - Способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункциональное сохранения органов и систем. Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость предохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека. Составляющие психологической устойчивости: - Способность к личностному росту с адекватным решением внутренне личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых) - Относительную (не абсолютно) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения; - Развитое волевое регулирование. Устойчивость к преодолению трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения - это неотъемлемые составляющие психического здоровья. Аномалии в психике личности наиболее четко выражаются в проявлениях дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации. Этот критерий органически связан с двумя другими: органичностью организации психики и ее адаптивными возможностями.

Психопатология - раздел психиатрии <#"justify">Разделы:

·Общая психопатология - изучает основные, свойственные многим психическим болезням, закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения.

·Частная психопатология - изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. Речь <#"justify">·К позитивным синдромам относятся, например, астенический, аффективный, неврозоподобный (возникают при неглубоком поражении психики), галлюцинаторный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный (свидетельствуют о более глубоком поражении), кататонический и различные виды помрачения сознания (наиболее тяжёлые психопатологические синдромы).

·Негативные синдромы проявляются истощением психической деятельности, изменением личности (деградация <#"justify">Изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия

Проблема личностных изменений - одна из важнейших проблем психологической науки, имеющая методологическое значение. Большинство отечественных и зарубежных исследователей небезосновательно полагают, что изменения личности происходят только в период ее активного формирования, не позднее 30 лет. В ходе решения проблемы изменчивости личности были предложены ее различные теоретические модели. К наиболее популярным относится модель П. Косты и Р. Мак-Крэя, американских психологов, известных своими работами в области измерения базисных факторов личности. Они ввели понятия основных тенденций и адаптационных характеристик.Первые после 30 лет остаются стабильными (к ним в первую очередь относится "большая пятерка" личностных факторов), а вторые, включающие привычки, аттитюды, отношения, интересы и т. п., могут меняться в течение всей жизни.

Развитием модели Косты и Мак-Крэя явилась модель Д. Мак-Адамса, который выделил три параллельных и не взаимодействующих друг с другом уровня личности. Содержание первого из них соответствует содержанию понятия "основные тенденции" в концепции Косты и Мак-Крэя, этот уровень относительно устойчив в течение периода взрослости. Он состоит из качеств, которыми индивид обладает независимо от воздействий среды. Второй уровень может быть соотнесен с адаптационными характеристиками. На этом уровне личность испытывает влияние контекстуальных и мотивационных воздействий. Если первый уровень может быть попят как уровень наблюдателя (внешнее описание личности), то второй уровень характеризует внутреннее, непосредственное содержание личности, существующее в данный момент. Изменения как функция развития личности ожидаются именно на этом уровне. Третий уровень - экзистенциальная личность. На этом уровне человек конструирует представление о себе, смысле и значении своей активности в окружающем его мире. Мак-Адамс полагает, что этот уровень личности напрямую связан с борьбой за создание жизнеспособной идентичности личности, или так называемого мифа жизни. На этом уровне изменения происходят непрерывно.

Таким образом, изменений личности в плане формирования каких-либо новых или исчезновения уже имеющихся качеств под влиянием психотерапии не происходит.

Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое "приведение в соответствие" и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений. Подтверждением этой мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях глубокого невроза или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее выраженная деструкция личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. Сторонники психоанализа считают, что он является наиболее эффективным методом терапии при серьезных формах патологии. В известной мере эта эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, нередко длящегося годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.


Заключение


При ближайшем рассмотрении, мне удалось выяснить, что показателем устойчивого развития и социального благополучия общества является гармоничная и полноценная личность. Процесс формирования и развития личности продолжается на протяжении всей жизни человека, с помощью институтов и механизмов, которые являются факторами формирования и становления личности. Основными факторами формирования личности человека на первых порах его жизни является семья и его воспитание в ней, там закладывается фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь ребенка, его отношение с другими людьми, общая оценка мира и своего места в нем. Также немаловажным фактором выступает само общество, его социальный и политический строй, менталитет, обычаи, традиции, нравственные устои принятые в нем.

Очень важную роль в становлении личности играет социализация, то есть процесс усвоения индивидом определенных образцов поведения и социальных норм, потому как человек существо биосоциальное, а это значит вне общества ему не выжить.

На каждом этапе развития человек сталкивается с определенным видом трудностей, преодоление которых является его восходом на новую ступень становления личности. В зависимости от успеха выхода из кризиса, человек приобретает некоторые навыки и делает выводы, которые помогают ему на следующем жизненном пути.

Формирование личности складывается из нескольких факторов, каждый из них оказывает различное влияние. Это непрерывный, сложный и абсолютно индивидуальный процесс. Безусловно на протяжении всей истории человечества люди пытались выяснить почему происходит дисгармония личности, что именно стало причиной сбоя. Иногда ответ лежит на поверхности: достаточно лишь обратить внимание на ближайшее окружение человека, общественный строй в котором он вырос, социальные, природно-климатические условия и т.д. Но иногда причина скрывается глубоко внутри самой личности. Недаром ведь говорят: "Чужая душа - потёмки". От этого еще сложнее помочь человеку восстановиться и снова встать на путь развития и благополучия. В наше время, когда ритм жизни настолько велик, прогресс движется вперед с неумолимой скоростью, дорога каждая секунда времени и мы постоянно куда-то спешим, бежим и опаздываем любой стресс может спровоцировать дисбаланс развития личности, ведь мы порой забываем, что душа иногда нуждается в простом созидании, уединении и покое. Это и приводит к различным психопатологиям, сначала в безобидных, но потом прогрессирующих формах. Поэтому так важно уделять внимание не только физическим, но и духовным потребностям, прислушиваться к себе и четко понимать, чего вы действительно хотите, а что навязано извне.

Подводя итог, хотелось бы выделить, что для правильного развития личности необходимо учитывать все факторы ее формирования и уделять вниманию каждому, но не забывать, что каждый человек индивидуален, и у каждого свой путь, который он должен пройти.


Список используемой литературы

личность социализация эриксон психопатология

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С.Л. - СПб: Издательство "Питер", 2009. - С. 592.

Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. / Гуревич П.С. - М.:2011. - С. 560

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. - М.: 2009. - С. 576.

Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология / Батюта М.Б., Князева Т.Н. - М.:2011. - С. 306


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

леева школьные учителя считали бездарными. Талант фран­ цузского художника П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова - в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформи­ ровались как личности.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и гениальность - биологически врожденные качества, данные человеку от природы. Великим же он становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкла­ ду в развитие человеческой культуры.

Гениальным человека делает природа, а великим -

общество.

ЛИЧНОСТЬ - результат социального становления индивида пу­ тем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творче­ ски одаренными индивидами, но не личностями.

На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировав­ шееся еще до рождения. Личностные черты индивида долгое

время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX века накопилось такое количество но­ вых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгля­ ды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключа­ ют возможность стать полноценным членом общества, возмож­ ность принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет та социальная среда и атмосфера, в которую попадает че­ ловек после рождения.

Слово «личность» употребляется по отношению к челове­ ку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Она - относи­ тельно поздний продукт социального развития.

Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак ра­ венства между понятиями «личность» и «человек», «лич­ ность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть госпо­ дином самому себе» благодаря добровольно выбранным твер­ дым принципам. Самостоятельность проявляется в инициатив­ ности, ответственности, предприимчивости, способности строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жиз­ ненной стратегии.

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характе­ ризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая осо­ бенность, как вывих тазобедренного сустава, обрека­ ющий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности ог­ ромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноцен­ ности. Но одни могут преодолеть неловкость, свя­ занную с природным недостатком, а другие погружа­ ются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формируют такие отношения, которых

нет, никогда не было и в принципе не может сущест­ вовать в природе, а именно общественные. Ни мура­ вьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

А.Н. Леонтьев (1903- 1979), психолог

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, а у других - в меньшей. Социальное окру­ жение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но сре­ да может заглушить врожденное качество. И тогда человек

способна нести ответст­

продукт социализации

венность и решать проблемы

человека

ЛИЧНОСТЬ

контролирует поведение,

отличается самостоятель­

обладает силой воли

ностью в поступках

имеет свои желания и

обладает правилами

биосоциальное

и обязанностями

стремления

существо

человека

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

отличается творчеством и

обладает неповторимыми

оригинальностью в деятельности

особенностями

становится безвольным существом, опускается на дно общест­ ва, иногда спивается или становится наркоманом.

Потребность индивида проявить себя как личность осуще­ ствляется чаще всего неосознанно в его поступках, склонности к риску и других неординарных действиях.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее. Историки за­ метили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно,между развитием личности и общества существует прямая зависимость. В странах с развитыми демократическими ин­ ститутами естественные и гражданские права личности защищены столь же надежно, как раньше защищала рыцаря прочная кольчуга.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное осво­ бождение бессознательных инстинктов - разнузданности, не­ сдержанности и др. Поддаваться чувствам, страстям или стра­ хам, вырвавшимся изнутри, из подсознания, значит вести себя неразумно. Проявлять рассудительность, здравомыслие и целеустремленность означает ощущать в себе более высокое индивидуальное начало. Однако стать личностью можно толь­ ко в том случае, если развить в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противопо­ ложные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент че­ ловеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.

Личность - высшее достижение человеческих усилий,

результат кропотливой работы над своим духовным ми­ ром. На трудном пути становления личности одним помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы и разум, в на­ учную истину; другим - вера в Бога. Каждый из вас может встать на этот путь, совершая даже небольшие нравственные поступки.

Примером вам послужат великие люди прошлого и совре­ менности. Это древнегреческие ученые и философы Архимед, Аристотель, Сократ; итальянский художник, ученый, изобре­ татель Леонардо да Винчи, польский астроном Н. Коперник; русский монах преподобный Сергий Радонежский, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А среди наших современни­ ков - индийский духовный лидер Махатма Ганди; монахиня

мать Тереза (албанка по происхождению) - основательница и настоятельница международного католического «Ордена милосердия», помогающего больным и страждущим во всех странах; наши соотечественники - академики В.И. Вернад­ ский, Н.И. Вавилов, Д.С. Лихачев. Этот список можно про­ должать бесконечно.

Понятия: личность, индивид, человек.

Вопросы и задания

1. Чем различаются между собой понятия «человек», «индиви­ дуальность» и «личность»?

2. В чем сходство и различие между талантливым, гениальным

и великим человеком?

3. Кто, по-вашему, является личностью, индивидуальностью, вы­ дающимся человеком (есть ли такой среди вашего окружения)?

4. Какую роль в становлении личности играет общество?

*5. Как вы поняли выражение «потребность быть личностью»?

*6. Какую роль в формировании человеческой личности играет

нравственное начало? Аргументируйте свое мнение.

■ Проблема. Почему человек ценится как личность больше обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?

Практикум. Завершите фразы:

Талант и гениальность - это...

Личность подразумевает способность человека...

При формировании личности оказывает влияние...

Личностью нельзя назвать...

§ 6. Потребности человека

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный - в пище.Потребность -состояние живого существа, вы­ ражающее его зависимость от того, что составляет усло­ вия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызываетдискомфорт, психоло­ гическое ощущениенеудовлетворенности. Это напряжение за­ ставляет человека проявлять активность, что-то предприни­

мать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребно­ сти - процесс возвращения организма в состояние равнове­ сия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим орга­ низм в состояние баланса и комфорта.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908- 1970). Его учение называется иерархической тео­ рией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

1. Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, от­ дыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

2. Потребности в безопасности выражают стремление со­ хранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта.Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн

и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в га­ рантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы

Духовные потребности

Престижные потребности

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Иерархия потребностей А. Маслоу

жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организа­ циях, заботы о другом и помощи близких. Социальные по­ требности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обго­ нять других, быть неравным им, обращать на себя особое вни­ мание и искать преимуществ. Стремление выделиться дви­ жет карьерой, желанием получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют ещеэгоистиче­ скими, илипотребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя.

5. Духовные потребности - это стремление выразить че­ рез творческую активность все, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их

основными, или базисными, потребностями,а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивацион­ ными переменными(но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других -вторичными (приобретенны­ ми). Взрослея, человек все большее значение придает вто­ рым. Таким образом,процесс духовного взросления - этопроцесс возвышения потребностей, т.е. замещения первич­ ных вторичными.

Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ ность - самореализация - это по существу потребность инди­ вида стать личностью.

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ ности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуаль­ ными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Побудительной силой обладают только неудовлетво­ ренные потребности.

Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребно-

сти, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении. Сколько вы можете про­ быть без еды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие - в неодинаковой. Образованные и необ­ разованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творче­ стве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности.

И еще одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где на­ чинаются высшие потребности, там -начинается личность.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и ее поведение: человек с подавленными потребно­ стями неполноценен.

Неудовлетворенные потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Многочисленные факты невыплаты зарплаты шахтерам, учителям, врачам по­ казывают, что правительство не заботится об удовлетворении потребностей первого уровня. Когда игнорирование жизнен­ ных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонст­ раций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций.

Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине (см. схему на стр. 46). Кажется, что до них де­ ло доходит после того, как удовлетворены все иные потребно­ сти. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отли­ чала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. На­ шей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее, народное творчество не иссякало-, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители,раз­ витие духовной сферы общества происходит в целом неза­ висимо от экономического благополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идет об общей тен­ денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­ мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обес­ печенных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Как вы думаете, в чем причины? Утрачена теплота человеческих от­ ношений, потерян смысл жизни.

Поясняющий пример Для изучения альтруистической любви американский со­

циолог русского происхождения П.Сорокин проанализи­ ровал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американ­ цев - современных носителей энергии любви. Он собирал

исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень по­ средством творческой любви.

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их - значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь - бесчестью и т.п. Но как труден и не скор нравствен­ ный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов прихо­ дится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Если за точку отсчета брать всю историю человечества, мо­ жем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных лю­ дей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Мо­ жет статься, что подвижников духа не убавилось, не прибави­ лось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идет непрерывно, оно с каждым ша­ гом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Посто­ янно расширяется объем духовной информации (научные зна­ ния, культурные и религиозные ценности и произведения).

Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархи­ ческая теория потребностей.

Вопросы и задания

1. Что такое человеческие потребности? *Составьте список сво­ их потребностей, включая в него все желания, которые появи­ лись, скажем, в течение последней недели. А теперь проанали­ зируйте его, используя материал, изложенный в параграфе.

2. Чем различаются низшие и высшие потребности? *Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе? Присмотритесь к себе: какие потребности преобладают у вас?

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...