Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Идеальных мам не бывает, или секреты французского воспитания. Выходные с детьми. Французы считают, что чрезмерная похвала может принести вред

: Очень часто кажется, что взрослые французы - это замкнутые и холодные люди, кстати. Сейчас это общество интровертов, которых трудно «расшевелить». Думаю причиной всему воспитание в семьях.

Плюсы французского воспитания:

1. Француженки остаются желанными женщинами и после рождения ребенка. Они едят в меру во время беременности, а после родов приходят в форму максимум до трёх месяцев. Француженки хорошо исполняют роль любовниц, в отличие от американских и русских матерей, которые в большинстве своем больше матери и домохозяйки.

2. Дети едят 4 раза в день разнообразную пищу, приготовленную дома как в ресторанах. Дети помогают готовить еду и сервируют стол. Фаст-фуд и закуски - табу.

3. Мультфильмы не смотрят, производство мультфильмов для детей до 3-х лет запрещено законом.

4. Дети на площадке самостоятельные, матери просто сидят на лавочке, а не ходят по пятам (как, например, в США или России).

5. Француженки стильно одеваются, они никогда не выйдут в спортивном костюме на площадку (в России и США поголовно каждая вторая в спортивных трениках).

6. Детей не принято бить (по крайней мере на улице и в общественных местах).

7. Детей не принято отдавать с младенчества на три секции подряд, например, плавание, танцы и карате одновременно, как это часто любят делать в некоторых российских семьях.

8. Французским родителям доктора советуют расслабиться и успокоиться в вопросах воспитания детей.

9. Детям не принято часто и много покупать игрушки, особенно дорогие.

10. При рождении ребенка не принято покупать все детские вещи подряд «на всякий случай». Покупают только самое необходимое.

11. Всех детей одевают стильно.

12. Воспитывают в детях терпеливость.

13. У родителей должна быть собственная жизнь, отдельная от детей.


Минусы французского воспитания:

14. Беременные француженки могут пить и курить во время беременности и после родов, когда кормят ребенка грудью. Причем врачи им не запрещают.

15. Кормят грудью до 3-х месяцев и выходят на работу.

16. Сдают детей в ясли чуть ли не в 3–6 месяцев.

17. Если грудничок орет - по фигу, выжидают несколько минут и только потом подходят.

18. Чтобы ребенок спал в кровати сам - оставляют одного, чтобы он «наорался».

19. Редко носят на руках.

20. Учеба и оценки в школе - главное в жизни. Учитель каждый день зачитывает список двоечников, тем самым прелюдно унижая ребенка.

21. Родители строгие, они главные в семье, перечить нельзя, 100% подчинение. У детей вырабатывается страх перед родителями.

22. Строгая дисциплина во всем.

23. Если ребенок истерит, его запирают в туалете или кладовке.

24. Беременным француженкам выплачивают субсидию 150 евро в месяц с 4-го месяца. Эту субсидию получают до 18 лет ребенка, если это не первый ребенок.

25. Если французская пара усыновила сироту власти выплачивают ежемесячно 500 евро в месяц.

Если вы периодически заглядываете в книжные магазины, то, скорей всего, уже заметили «французский» тренд на полках бестселлеров. Нам предлагается воспитывать по-французски — Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа», ее же «Французские родители не сдаются», Екатерина Семина- Мак-Фарлан «Как воспитать француза», «Французские дети всегда говорят «Спасибо!»» Эдвиги Антье и др. Худеть по-французски — Гильяно Мирей «Почему француженки не толстеют». Строить отношения с мужчинами на манер француженок — Джейми Кэт Каллан «Француженки не спят в одиночестве». Одеваться и вести себя как француженки — Одри Диван «Как почувствовать себя парижанкой, кем бы вы ни были» и т.д. WOMO предлагает начать исследование французского тренда с воспитания.

1. С раннего возраста французы стараются прививать своим детям хорошие манеры

С ними никто не сюсюкает. Первыми ребенок скажет 4 волшебные слова — «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и «до свидания». Они не будут умиляться абсолютно всему, что лепечет малыш. Если ребенок что-то рассказывал, но сбился, его попросят довести свою мысль до конца. Если ребенок высказывается по существу, такой разговор найдет поддержку. Если несет околесицу, его остановят.

2. Детей во Франции не нагружают ранним развитием

Считается, что им также как и взрослым необходимо бездельничать. У ребенка должно быть свое личное время и пространство. В детских садах ребенка обучают не иностранному языку, буквам и цифрам. Их учат быть организованными, вести беседу, выражать свои мысли, доводить до конца начатое. Только к 6 годам ребенка начнуть знакомить с букварем. Родители считают, что не следует превращать детство малыша в бесконечный тренинг, трудностей впереди у него будет предостаточно.

3. Декретный отпуск во Франции длится 3 месяца

И, как правило, столько длится грудное вскармливание. Кормят по требованию лишь в первые недели после рождения, быстро переводя на четырех-разовое питание. Перекусы не приветствуются. Детское питание (детская вода, детское печенье, баночки с готовыми пюре) в супермаркетах практически не представлены. Французы пытаются научить детей наслаждаться едой. Если ребенок захныкал, не отвлекают печеньем-конфетами — чтобы не приучился заедать плохое настроение.

4. Француженки умеют приучить ребенка с рождения спать в своей кровати

С трех месяцев маленькие французы спять всю ночь напролет.

5. И во время беременности и с рождением малыша, француженка заботится о себе

Следит за фигурой, старается всегда выглядеть привлекательно и не забывает уделять внимание мужу, который стоит на первом месте в приоритетах. На то, чтобы вернуться в форму, она дает себе трехмесячный срок. Родители дают детям понять, что у них есть часть жизни, в которой они не участвуют — «взрослое время». Едва появляется возможность, они устраивают себе романтические вечера-уикенды-медовые недели вне дома, сдавая детей на попечение бабушек с дедушками.

6. Уже двухлетние карапузы умеют орудовать столовыми приборами

Кроме того, они помогают маме готовить на кухне с кромсанием салата или выпечкой. За стол садится вся семья, конечно же, без включенного телевизора. И дети и взрослые едят одно и то же. Детям отдельно не готовят. Если блюдо новое, ребенка не будут заставлять есть, но настоят на том, чтобы попробовал.

7. Французские родители считают, что детям крайне важно общаться с другими людьми

которым также интересны дочки-матери, машинки, прятки и т. п. И поэтому предпочитают отдавать детей в дошкольные учреждения (с одного года), нежели оставлять дома с няней.

8. Французские психологи рекомендуют относится к детям с рождения как к рационально мыслящим существам

Они уверяют, стоит помнить, что «для формирования личности ребенку надо познать и любовь, и разочарование». Родители не торопятся реагировать на плач ребенка или просьбы, с самого рождения прививая умение ждать. Если дарить только любовь, малыш быстро превратится в тирана. Поэтому даже самым маленьким следует объяснять и показывать, что и как можно делать, а что нет. Французы считают, что постоянные попытки осчастливить детей приводят к прямо противоположному результату. А вот научившись справляться с разочарованиями, дети становятся более стрессоустойчивыми и рассудительными.

9. Французская система воспитания полна правил, которые являются границами дозволенного

Но зато в этих границах предоставляется свобода — «В выходной день можешь посмотреть телевизор два часа. Будешь смотреть фильм-мультфильм-обучающую передачу на твое усмотрение». Четкие правила дают ребенку чувство защищенности.

10. Французы считают, что чрезмерная похвала может принести вред

Ребенок будет делать только то, что у него получается, и не захочет рисковать. Самооценка произрастает от каждого нового дела, с которым малыш справляется самостоятельно. Похвала также нужна, но тут очень важно не переусердствовать.

11. Французским мамам знакомо чувство вины, но они стараются ему не поддаваться

Мало кто из француженок бросает работу после рождения детей, они хотят, чтобы окружающие знали, что у них есть жизнь помимо материнства. Ребенок не должен себя ощущать единственным источником маминой радости, это станет для него бременем.

12. Француженки считают, что у мужа и жены должны быть обязанности по хозяйству

Но не настаивают на их равном разделении. Чем меньше француженки злятся, тем чаще появляется желание заняться сексом, в итоге у мужа появится желание сделать что-то «сверх нормы». А французы не стесняются выражать восхищение своим женам, даже если они «всего лишь ведут домашнее хозяйство».

Французы глубоко убеждены: если вы посвящаете всё своё время ребёнку, если ваш мир вращается вокруг него, это очень вредно и даже опасно, в первую очередь, для ребёнка.

Все, у кого есть дети, мечтают, чтобы они спали по ночам, без истерик принимали слово «нет», прилично вели себя в гостях и ресторанах и с аппетитом ели то, что им готовят. И хорошо бы, делали всё это не только под маминым чутким руководством, но и самостоятельно.

Потому что маме пора выйти на работу, или она уже вышла, или вовсе с работы не уходила.

10 самых важных французских правил для работающих мам

Автор абсолютного бестселлера - «Французские дети не плюются едой» американка Памела Друкерман убедительно доказала, что справиться с большинством родительских кошмаров отлично помогают французские методы воспитания.

Она сформулировала 10 самых важных французских правил для работающих мам. Эксклюзивные советы от успешной писательницы и мамы троих детей.

1. Идеальных мам не существует

Работающая женщина всегда стремится объять необъятное: быть идеальной матерью и одновременно делать успешную карьеру. Фактически она работает в две смены - в офисе и дома.

Думаю, всем делающим карьеру мамам это ощущение хорошо знакомо.

Так вот, у француженок есть излюбленный афоризм: «Идеальных матерей не существует». Не стоит пытаться быть идеальной. И это самая важная, основополагающая идея.

А ещё не воспринимайте детство ребёнка как начало марафона, финиш которого - поступление в университет. Французы, безусловно, хотят, чтобы их дети были успешными, но они не стараются вечерами после работы заставить ребёнка семимильными шагами проходить естественные этапы развития.

Во-первых, это не требует какого-то специально отведенного времени, а является просто неотъемлемой частью процесса воспитания. А, во-вторых, именно эти способности, а не умение в три года считать до ста и обратно, создают крепкую базу для успехов ребёнка в учебе.

2. У вас всегда должен быть собственный источник дохода

В Америке, например, принято верить в волшебную сказку о чудесном замужестве как синониме спокойной беззаботной жизни. Главное - удачно выйти замуж и получить хорошего мужа со стабильной зарплатой, а там можно и не работать. Во Франции всё не так.

Французские мамы убеждены, что женщине совершенно необходим собственный источник дохода.

Даже в самом удачном браке с обеспеченным и любящим мужчиной женщина должна задумываться: «А что если однажды всё рухнет?»

У неё должна быть профессия, работа или любой другой стабильный источник дохода просто на всякий случай. Французские мамы уверены: это чрезвычайно важно, и прежде всего, для ребёнка.

Француженка быстро выходит на работу после родов, потому что хочет точно знать, что сможет обеспечить ребёнка всем необходимым, если вдруг придётся воспитывать его самой.

Эта позиция чрезвычайно прагматична и в ней нет ни капли французской романтики, зато она очень помогает жить.

3. Нельзя посвящать всю свою жизнь ребёнку

Материнская забота о детях - отличная иллюстрация принципа бесконечности. Мы всегда будем стараться помочь им, всегда. Это такая добровольная вечная жертва. Но в основе французской культуры лежит чрезвычайно важная идея:

любому человеку (и особенно родителю) необходимо время и пространство только для себя.

Причём оно выделяется не по остаточному принципу: если я сделаю детям это, это и это, то в конце дня позволю себе…Или: только когда я сделаю всё возможное для ребёнка, я позволю себе…Нет, ни в коем случае!

Для поддержания баланса в семье крайне важно, чтобы какая-то часть жизни была только вашей, принадлежала только вам.

Это может быть и работа, хотя вовсе не обязательно. Это может быть любое ваше увлечение, или общение с друзьями, - что угодно, я не знаю, выращивание орхидей.

Французы глубоко убеждены: если вы посвящаете всё своё время ребёнку, если ваш мир вращается вокруг него, это очень вредно и даже опасно, в первую очередь, для ребёнка.

4. Время от времени отдаляясь от ребёнка, вы становитесь лучшей матерью

Если ребёнок привыкнет, что вы всё время рядом с ним, всё время вовлечены в то, что он делает, и проживаете вместе с ним каждую секунду, он не научится самостоятельности. Более того, он не научится быть внимательным к другим людям, замечать их потребности, не научится сопереживать.

Любая француженка интуитивно чувствует: время от времени отдаляясь от ребёнка, она оказывает ему неоценимую услугу. Очень важно понимать, что это не какая-то радикальная позиция. Я ни в коем случае не призываю русских женщин немедленно бросить всё, уехать на три недели на спа-курорт, заниматься только собой и забыть про ребёнка.

Речь о том, чтобы спокойно признать: если вы проводите всё время вместе с кем-то – неважно, насколько вы обожаете друг друга, – вы рано или поздно начнёте друг друга раздражать. И это ведь касается не только вас, это в той же степени относится и к вашему ребёнку.

Короткие разлуки вносят в отношения свежесть!

Это всегда новый опыт и впечатления, это глоток горного воздуха, источник энергии. И это необходимое условие для прочности любых человеческих отношений, в том числе отношений матери и ребёнка.

5. Забудьте про чувство вины

Нет никакого смысла испытывать чувство вины перед ребёнком за то, что вы работаете. Это совершенно деструктивное чувство, которое всё равно ничего не изменит. У вас всё равно не появится больше времени на общение с малышом.

Главное, что вы можете сделать, – это по-настоящему быть с ребёнком, когда вы свободны. Не просто присутствовать на прогулке, болтая по телефону с подругой, а действительно проводить время с ребёнком. Вы не должны всё время беспокоиться о малыше, когда вы на работе, не должны корить себя за то, что вы не только мама, но и коллега, подруга, жена.

Единственное, что вы, пожалуй, должны своему ребёнку, когда вы рядом с ним, – это быть спокойной и быть «здесь».

А ещё воспитывайте в своих детях терпение. Раньше я думала, что это врождённое умение, которое либо есть, либо нет. Французы же воспринимают терпение как некую мышцу, которую можно и нужно тренировать, причём с самого раннего возраста. Не вскакивайте из-за стола, если вы работаете, а ребёнок просит посмотреть, какую башню из кубиков он построил. Мягко объясните малышу, что вы делаете, и попросите немного подождать. Сначала он подождёт несколько секунд, но затем и минут. Он научится развлекать себя сам во время ожидания и справляться со своим разочарованием. Для ребёнка этот навык жизненно необходим, считают французы, - только так он узнает, что не является центром вселенной, и научится взрослеть.

6. Не становитесь «мамой-такси»

Это правило напрямую связано с предыдущим. Не стремитесь компенсировать детям собственное отсутствие огромным количеством кружков и развивающих занятий. Парижанки, выбирая внешкольные занятия для детей, всегда взвешивают, как это повлияет на качество их собственной жизни.

Мамашу, которая целый день возит ребёнка с одного кружка на другой, во Франции никогда не назовут самоотверженной. Тем более не оценят, если она делает это в ущерб своей работе. Про такую маму скажут, что она совсем потеряла чувство равновесия.

Да и детям подобная жертвенность совершенно ни к чему. Конечно, ребёнку полезно ходить в бассейн или на уроки музыки, но у них непременно должно оставаться время на самостоятельные игры дома. Излишняя психологическая и физическая нагрузка пойдёт ребёнку во вред.

7. В отношениях родителей есть часть, в которой ребёнок не участвует Никогда не забывайте: в основе семьи - супружеская пара.

Всегда находите время, чтобы побыть с мужем вдвоём. Во Франции всё родительское пространство принадлежит ребёнку только первые три месяца. По аналогии с президентским сроком, французы называют этот период «первые сто дней».

В это время ребёнок может спать в одной комнате с родителями и даже в их постели. Но после малыша приучают спать в своей кроватке и в своей комнате. Ваша супружеская спальня должна стать тем местом, которое принадлежит только вам двоим.

Дети не могут входить к родителям, когда им вздумается. Ребёнок должен точно знать - у родителей есть часть жизни, в которой он не участвует. Одна француженка как-то сказала мне: «спальня моих родителей была священным местом в доме. Нужен был очень весомый повод, чтобы зайти туда. Между родителями всегда существовала некая связь, которая нам, детям, казалась великой тайной».

Мне кажется, это очень важно для малыша. Ведь если он будет считать, что всё уже знает и во взрослом мире нет ничего загадочного – зачем ему взрослеть?

8. Не требуйте от мужа равноправного участия в домашних делах и уходе за детьми

Даже если вы работаете столько же, сколько ваш муж (и даже если вы работаете больше), не требуйте, чтобы он уделял дому и детям столько же времени, сколько вы. Ничего, кроме недовольства и раздражения, это не вызовет. В отличие, скажем, от американок с их феминистским настроем, француженок очень выручает старомодный прагматизм.

Конечно, многие парижанки с удовольствием возложили бы на мужей больше забот по дому, но многие мамы давно согласились с неравноправием в разделении обязанностей. И это здорово облегчает им жизнь. Общая гармония в отношениях для француженок куда важнее равенства в правах.

Они воспринимают мужчин как отдельный биологический вид, даже лучшие представители которого от природы не способны к домашним делам.

Это не значит, что мужчины не делают ничего. Французские мамы считают, что конфликтов в семье будет меньше, если у каждого есть свои обязанности по дому, пусть и неравнозначные по затратам сил и времени. Не требуйте от мужа больше, чем он готов сделать для вас. Лучше наймите приходящую домработницу, а сами лишний раз займитесь сексом.

9. Вечер – время взрослых, а один выходной в месяц – ваш «медовый уикенд»

Все французские родители, которых я знаю, раз в месяц освобождают выходные только для себя. Ни работа, ни дети в этом не участвуют. Отложите дела, отправьте детей к бабушкам и дедушкам, отвезите малышей с няней за город или поезжайте за город сами. Валяйтесь в постели, отсыпайтесь, завтракайте долго и с удовольствием, смотрите кино… Позвольте себе расслабиться и ничего не делать.

Такой домашний медовый уикенд раз в месяц устраивают себе все французские родители. И самое главное, они совершенно не испытывают по этому поводу ни малейших угрызений совести. Это абсолютно естественное и нормальное времяпрепровождение даже для очень любящих родителей.

В остальное же время французские родители очень строго следят за тем, чтобы дети ложились спать в одно и то же время. После вечерней сказки или колыбельной, ребёнок должен лежать в постели. «Взрослое время» - не с трудом отвоеванная редкая привилегия, нет, это базовая человеческая потребность, родительское права, если хотите. Французы убеждены, что залог счастливой семьи – счастливые и любящие родители. Искренне объясните это своим детям – они поймут.

10. Босс – это вы

Это самое сложное (во всяком случае, лично для меня) правило французского воспитания. Осознать, что решения принимаю я. Я - босс. Не диктатор - это существенно (!) - а босс. Я даю детям много свободы там, где это возможно, учитываю их мнения и прислушиваюсь к их желаниям, но решения принимаю я.

Помните об этом. На вершине вашей собственный семейной пирамиды именно вы. Не дети, не ваши родители, не учителя и не няни. Командуете парадом вы и только вы. Конечно, это сложно. Это ежедневная борьба. Я вот до сих пор каждый день снова и снова завоёвываю свою маленькую армию.

Но я теперь точно знаю, дети лучше развиваются в пределах чётко установленных границ. Они чувствуют себя гораздо более уверенно и спокойно, когда знают, что за штурвалом стоит взрослый. Научитесь в ключевые моменты строго и уверенно говорить «нет». Научитесь спокойно, но твёрдо говорить детям, что вы сейчас будете делать. Вы сразу поймете, когда у вас получится, - сами ощутите себя боссом.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Именно французским воспитателям доверяли своих детей русские дворяне, надеясь увидеть в собственном ребенке утонченность вкуса, изысканность манер, умение вести беседу в сочетании обширными знаниями – пусть понемногу, но обо всем. Что же стоит за этим красивым, но во многом литературным образом, насколько он соответствует реальности?

Работающая или неработающая мама?

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам.

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии.

Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать, кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: "Мама, ты не работаешь, потому что больна?"

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускают в столовую и они должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно. Французская мама не выходит на работу чаще всего в тех случаях, когда в семье появляется второй ребенок и особенно, когда рождается третий. Тогда женщина заботится о малышах сама. Занятия с малышами французских мам мало чем отличаются от занятий с малышами русских женщин: они вместе с ребенком разглядывают картинки в книжках, показывают предметы и объясняют, как они называются и для чего служат, играют в кубики, собирают пирамидки, смотрят мультфильмы.

Французская система образования

Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная, средняя и старшая школы, последняя ступень - это высшая школа (университет). Также как и в современной России наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, которые контролируются государством, во Франции существуют и частные учебные заведения, которые, как правило, находятся в ведении негосударственных или религиозных организаций и являются платными. Условия пребывания как в государственных, так и в частных заведениях часто зависят от того, где именно они расположены, ведь небольшая Франция делится на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь подразделяются на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну, поэтому в каждом индивидуальном случае нужно обращаться в органы местного управления или непосредственно к директорам яслей, детских садов и школ. Коммуны - это единицы местного управления, которые управляются коммунальным советом (он избирается прямым голосованием) и мэром, которого выбирают члены этого коммунального совета. В обязанности совета входит принятие местного бюджета, определение размера местных налогов, решение различных проблем в коммуне.

Дошкольное воспитание: с грудного возраста

Во Франции, как и в большинстве стран, считается, что прежде чем отдавать ребенка в школу, его необходимо сначала подготовить к ней. Подготовка эта осуществляется в яслях и детских садиках. Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Не успевал младенец появиться на свет, как его немедленно отправляли в какую-нибудь деревню, где малыш рос и воспитывался до двух-трех лет, или же с двухнедельного возраста ребенка определяли в специальные заведения для грудных детей, так называемые "creche" (ясли), где ребенок проводил целый день до вечера, пока за ним не приходили родители. Ясли малыш посещал тоже приблизительно до двух-трех лет.

Сейчас во французские "creche" берут детей совершенно разного возраста, все зависит от условий конкретных яслей. Французские государственные ясли - "creche collective" открыты, как правило, с понедельника по пятницу. Бытовые вопросы в яслях решаются следующим образом. Для самых маленьких воспитанников - грудничков - родители должны каждый день приносить специальное молоко или смесь, которым нянечки и воспитатели будут кормить малыша. Уравниловка здесь не допускается, поскольку питание для таких крох врач подбирает индивидуально для каждого ребенка. Дети постарше получают другое молоко, оно есть в яслях и приносить его из дома не нужно. Кроме молока или смеси, родители должны сами обеспечить своему малышу необходимое количество подгузников на день, хотя в некоторых яслях подгузники даже выдают.

Детей в яслях кормят столько раз в день, сколько полагается для их возраста, самые маленькие получают молоко или смесь каждые 2-3 часа, в зависимости от индивидуального графика, которого неуклонно придерживаются воспитатели. Детишки от года получают в яслях питание дважды: около полудня - обед, в четыре часа вечера - полдник, а завтракают и ужинают дома. Во многих "creche collective" есть своя кухня, так что пищу малыши получают самую свежую, только что приготовленную - каши, пюре, фрукты. Спят малыши тоже в то время, в какое привыкли, никто не станет укладывать ребенка спать, если он привык в это время бодрствовать.

Индивидуальное отношение к каждому малышу - отличительная черта французских яслей. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Несмотря на это, отношение к дисциплине очень серьезное, французские дети с пеленок усваивают, что драться нехорошо, нельзя капризничать, нужно слушаться старших и выполнять требования воспитателей. Обычно в группе из 10-18 детей работает сразу 4 воспитателя - они играют с малышами в развивающие игры, разучивают с ними песенки, читают сказки, занимаются лепкой, музыкой и рисованием.

В холодное время года в некоторых яслях отменяют прогулки с детьми, обычно это происходит в конце октября. Места для прогулок в яслях оборудованы всем необходимым, чтобы малыши могли вволю побегать, покачаться на качелях, покататься с горки, поиграть. Кроме того, маленького ребенка можно устроить на половину дня в ясли-сад, который называется во Франции "halte-garderie" . Это государственная структура. Малыш будет проводить там всего несколько часов два-три раза в неделю или каждый день (это зависит от конкретного сада). Оплата услуг "halte-garderie" зависит от финансового положения семьи. Сумму определяет специальная комиссия на основании представленных семьей документов о доходах.

Небольшой нюанс: право отдать ребенка в государственные ясли имеют только те семьи, где оба родителя работают или учатся, и этот факт нужно подтвердить специальной справкой с места работы или учебы. Считается, что если один из родителей ребенка не работает и не учится, то он и должен сидеть с малышом. Если один из родителей не работает, но находится в поиске работы, ребенка могут принять в ясли на три месяца. По окончании этого срока ситуация должна быть пересмотрена. Если родитель за это время не смог найти работу и сможет документально подтвердить, что активно занимается ее поисками (разосланные резюме, ответы работодателей и т.д.), то срок пребывания малыша в яслях может быть продлен. Получить место в государственных яслях не так-то просто. Порой женщины вынуждены вставать в очередь, находясь еще только на шестом-седьмом месяце беременности. Наряду с государственными яслями существуют и частные, но за них приходится довольно много платить.

Ясли или няня?

Помимо "creche collective" во Франции существуют ассоциации нянь - "creche familiale". Условия нахождения ребенка при няне из "creche familiale" зависят от правил конкретной ассоциации. Обычно в группу к одной няне набирают двух или трех малышей. Родители имеют право предварительно пообщаться с потенциальными нянями, чтобы выбрать наиболее подходящую, на свой взгляд, и понравившуюся им. В оплату услуг няни из "creche familiale" входит двухразовое питание ребенка, так же как и в яслях - обед и полдник. Когда няня уходит в отпуск или берет больничный, другая няня из ассоциации заменяет ее. Некоторые родители пользуются услугами частных нянь, их список можно получить в специальной организации, которая называется "Relais des assistantes maternelles" или прямо в мэрии. Для работы няне необходимо иметь лицензию, которую она получает после окончания специальных курсов. Обычно такая няня присматривает за тремя-четырьмя детьми у себя дома, при этом дети могут не подходить друг другу по возрасту. Большой минус в том, что если няня заболевает или уезжает в отпуск, то заменить ее некому, и родителям приходится придумывать различные варианты, чтобы пристроить куда-то своего малыша, если нет возможности остаться с ним дома.

Детский сад по-французски

В современные французские детские садики - "ecole maternelle" принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Родители в этих случаях дают ребенку с собой "сухой паек": чипсы, вареные яйца, бутерброды, листья салата, сыр, фрукты, соки и компоты. Обучение в "ecole maternelle" пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.

Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами. Дело в том, что во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий с ними катехизисом в тех семьях, где родители считали это необходимым. Традиция сохранилась и по сей день, так что по средам дети из религиозных семей изучают Библию, а нерелигиозные семьи водят малышей в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Для детей, чьи родители работают по средам и не имеют возможности отпрашиваться каждую неделю с работы, существуют специальные центры досуга ("centre de loisir"), они бывают как при школах, так и сами по себе, как правило, являются государственными, финансируются из местного бюджета, но и сами зарабатывают деньги. Они работают по средам и в дни школьных каникул. Во многих таких досуговых центрах даже существует "тихий час", хотя родителей всегда спрашивают, желаюют ли они, чтобы ребенка днем укладывали спать. После детского садика, в возрасте шести лет ребенок поступает в начальную школу и учится в ней в течение пяти лет. Так же как и в России, у детей в начальной французской школе, как правило, один учитель по всем предметам.

Таким образом, посмотрев на воспитание маленьких французов изнутри, возможно расхожие литературные ассоциации с изысканным и модным французским воспитанием обретут реальное содержание.

Национальные особенности характера и системы воспитания французов складываются под влиянием природных факторов, исторического развития, социально-экономических и политических условий, педагогических традиций и новаторских образовательных идей. Например, жители севера считают, что южане болтливы, хвастливы, несдержанны, легко заводят друзей, но часто поверхностны, непунктуальны и всегда неторопливы. Жители юга, в свою очередь, характеризуют северян как людей трудолюбивых, но холодных и необщительных, которые с трудом заводят знакомства, зато, если уж подружатся с кем-то, то на всю жизнь. На средиземноморском Юге южане живее, экспансивнее людей Севера. Они любят громко, поговорить, не жалея ни красочных эпитетов или сравнений, ни превосходных степеней, поспорить, а иной раз и повздорить друг с другом. Южная часть страны выросла из римской Галлии, где культура, связанная с античностью, близка по духу Италии и Испании.

Французам нравится все самое модное - одежда, сленг, самые последние фильмы и всевозможные технические изобретения, а также хорошая кухня, вино, что связано с базовыми сферами национальной производственной деятельности.

Французы традиционно связаны общей историей с европейскими странами, их социальными ценностями, демократическими устоями общества, образом жизни. Идеи демократии, демократические свободы, за которые они боролись несколько веков, являются для них незыблимыми. И если кто-то не разделяет их взгляды, то он варвар. Французы очень гордятся своей культурой и историей, они страстные патриоты. Они влюблены в свою страну и считают ее лучшей в мире, безумно гордятся своей культурой. Французов куда больше интересует не результат, а процесс. Поэтому они с удовольствием отдаются построениям этапов и обсуждению элементов реализуемого проекта. Им нравятся любые новые идеи и концепции, они постоянно забавляются с такими серьезными вещами, как демократия, новые виды энергии и различная техника.

Не смотря на существование экспериментальных школ, большинство французов предпочитают, чтобы образование их дети получили в традиционных школах (влияние католической церкви).

Что касается французской семьи, то ее отличает сплоченность. Дети часто живут с родителями, пока не женятся, и вся семья из трех-четырех поколений может жить под одной крышей. И если даже они разъезжаются, то стараются жить недалеко друг от друга и регулярно встречаться на воскресных обедах и по праздникам. Семья является также опорой в бизнесе, ее члены всегда поддерживают и помогают друг другу в различных предприятиях.

Главное для французов - быть на высоте самых современных требований. Им нравится ощущение быстротечности жизни, ее бешеная скорость, ее энергетика, стиль, переменчивая мода. В знаменитой Энциклопедии наук, искусств и ремесел записано: «Вошло в пословицу говорить:

легкомысленный, как француз». Французскими добродетелями считаются тонкий вкус, чувство меры, изящество, остроумие. Вместе с тем французы уверены, что они обладают большим здравым смыслом, практичны, экономны, привержены к собственности, умеют считать и копить деньги.

Бывший премьер-министр Франции Э. Даладье говорил, что французская нация - это нация, «где привязанность к индивидуальной собственности, вкус к бережливости, страсть к независимости распространены шире, чем в любой другой стране мира».

Французы - нация оседлая, в отличие, например, от немцев. Случаи массовой эмиграции в истории Франции крайне редки.

Французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитроумны и находчивы. В то же время они восторженны, доверчивы, великодушны. И. Кант замечал, что француз «учтив, вежлив, любезен... склонен к шутке и непринужден в общении», но он «очень быстро становится фамильярным».

Рассмотрим развитие теории и практики воспитания в истории образования Франции.

Как в немецких, английских, так и французских семьях воспитание в период раннего Средневековья было домашним. В стране существовало рыцарское воспитание для знати и ученичество для всех остальных сословий (см. немецкое воспитание). Затем появляются монастырские школы, которые в основном осуществляют религиозное воспитание. Основным методом воспитания было наказание и поощрение. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Одним из первых кто выступил за смягчение воспитания, развитие творчества в учениках, их самостоятельности был французский богослов и педагог Абеляр (1079-1142), который преподавал в Парижской кафедральной школе. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья Абеляра можно назвать мыслителем-предшественником эпохи Возрождения.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141), глава Парижской кафедральной школы, автор «Дидаскалиона», видел неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании. Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190-1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.

Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх), которые необходимо учитывать в воспитательном процессе. Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Канцлер Парижского университета Жан Шарль Герсон (1363-1429) призывал наставников в своем трактате «Приведение детей к Христу» к кротости и терпению («детьми легче руководить ласками, нежели страхом») .

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) воспитание остается как и прежде консервативным и жестким. Воспитание в учебных заведениях элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом, который, как пишет, например, французский историк педагогики Ш. Летурно, «парализовывал школу». В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары.

Идеи эпохи Возрождения из Италии проникают во Францию. Так в книге Томазо Кампанелла (1568-1639) «Город солнца» в воспитании предлагалось опираться на метод наглядности: городские стены разрисованы «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки... Дети без труда и, как бы играя, знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста», на принцип соревнования, а также обязательно использовать общественно полезный труд. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми. Эти идеи стали востребованными среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики .

Особо выделяются идеи о воспитании Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишеля Монтеня (1533-1592).

Ф. Рабле обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Освоение наук происходит в игровой форме, например, счету Гаргантюа учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы.

Мишель Монтенъ в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Монтень считал, что ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Средневековую школу он воспринимал как «настоящую тюрьму», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Размышляя о познании в воспитании, Монтень предлагал воспитать у учащихся привычку исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Он подчеркивал о необходимости устанавливать разнообразные связи учащихся с окружающим миром - с учеными, с умными и благожелательными друзьями .

В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) Франция стала основным носителем новых идей. Предшественниками этого движения во французской педагогике были прежде всего Ф.Фенелон (1651-1715) и Ш. Роллен (16611741). Автор педагогического романа «Телемак», Франсуа Фенелон отвергал в воспитании авторитарность и считал необходимым обеспечивать естественное, свободное развитие ребенка, отстаивал идеи женского образования, т.к. именно на мать лягут заботы о воспитании детей. Отвергая жесткость в воспитании, Фенелон указывал, что по отношению к детям раннего возраста следует умело сочетать нежность и ласку и одновременно приучать ребенка к терпению, предостерегал от чрезмерного восхищения ребенком, поскольку это поощряет эгоизм и самолюбование. Он предлагал чередовать игру и учебу, избегать чрезмерной назидательности при обучении. В нравственном воспитании главной задачей считал приучить ребенка к честности и искренности.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) выдвинул программу, задачами которой стали: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французское Просвещение прославилось созданием «Энциклопедии» - свода знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл. В сущности, этот огромный труд предназначался для воспитания в духе новых идеалов целого поколения. Общая идея энциклопедистов - заменить догматическое образование воспитанием нового человека. Сделав вывод о равенстве выходцев из всех слоев, они предлагали планы просвещения третьего сословия. Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности и ее судьбе. Вот почему, например, Дени Дидро (1713-1784) утверждал, что если предоставить сыну расти так, « как растет трава», то, «когда этот маленький дикарь вырастет..., к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины». Гельвеций предлагал перестроить образование в демократическом духе, в частности, посредством индивидуализации обучения. Франсуа Вольтер (1694-1778) писал, что человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления» .

Жан-Жака Руссо (1712-1778) выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо - естественное воспитание. В произведении «Эмиль, или О воспитании» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания («Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами»). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Одновременно Руссо изложил в духе своей теории естественного права проект воспитания нового человека. Герой романа Эмиль - некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора. Подобный прием помогает ему четко изложить собственные педагогические воззрения. Полагая, что естественное состояние является идеальным, Ж.-Ж. Руссо предлагает сделать воспитание естественным или природосообразным. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник. Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Задача воспитателя - привести в гармонию действие природы, людей, общества. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду.

В «Эмиле» предпринята попытка создать возрастную периодизацию развития ребенка и наметить задачи воспитания для каждого периода. Первый период - от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В противовес традициям аристократического воспитания Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца. Второй период - от появления речи до 12 лет. Главные задачи воспитания в это время - создание условий для приобретения ребенком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания. Нравственное воспитание в эти годы предписывалось осуществлять преимущественно на примерах без морализирования. Главную задачу нравственного воспитания ребенка до 12 лет Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Он говорил, что

334вредно учить грамоте и нравственным правилам, пока они не стали потребностью человека. Преждевременные попытки к нравственному наставлению вынуждают ребенка механически подражать старшим, лицемерить. Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети полны сил и энергии, подготовлены к некоему систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно строиться на основе личного опыта и самодеятельности. Руссо отвергал чтение детьми книг в этом возрасте. Единственное исключение составлял «Робинзон Крузо» английского писателя Д. Дефо. Подобное предпочтение объясняется тем, что герой романа являл для Руссо идеал человека, создавшего свое благополучие собственным трудом. А это было созвучно убеждениям философа. Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества .

Нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает пора чтения исторических сочинений (главным образом, биографий великих людей эпохи Античности), поскольку это - одно из важных средств нравственного воспитания. У юноши должно вырабатываться религиозное чувство в духе деизма, никак не связанное с той или иной конфессией. Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени. Неслучайно она была запрещена Римским Папой и публично сожжена. Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматики и схоластики. Выдвинул тезисы связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, необходимости трудового воспитания, пути совершенствования человеческой личности.

Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения и на последующие периоды развития педагогической мысли о воспитании.

Во Франц ии основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII-XVIII вв. становится колледж. В конце 1700-х гг. в стране насчитывалось 562 колледжа с 73 тыс. учащихся.

Интересный педагогический опыт оставили колледжи двух подтипов: школы Пор-Рояля и учебные заведения католического ордена «Оратория». В создании и деятельности школ Пор-Рояля приняли участие гугеноты и католическая конгрегация янсенистов - последователей голландского теолога К. Янсения. Основатель конгрегации Дювернье де Горанн (15811643) проявлял особый интерес к воспитанию («воспитание - абсолютно необходимая вещь»). Школы были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок Пор-Рояля». В группу входили П. Николь (1625/28-1695), К. Лансело (1615-1695), А. Арно (1612-1694) и др. Янсенисты считали, что ребенок - существо слабое, испорченное от природы, что «разум его омрачен грехом», а сам он «раб страстей». Утверждалось, что «дьявол захватывает детскую душу уже в утробе матери». Чтобы бороться с этими природными пороками, воспитателю следует находиться в постоянном общении с детьми и предотвращать их проступки.

Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же названия. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин, Б. Фонтенель и др.

Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе. Школьные классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими - 5-6 учеников на одного-двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: «Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться».

Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления. Они утверждали, что «нет ничего более ценного, чем здравый смысл и правильное суждение». Школы Пор-Рояля давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Программа школ была шагом в модернизации образования. Родной язык оценивался как первооснова обучения, что выглядело новшеством на фоне тогдашней практики школьного образования. До 12-летнего возраста школьники приобретали элементарное образование, овладевая письмом, счетом, изучали географию, приобретали начальные знания по богословию. Затем они осваивали упомянутую программу общего образования. Полная программа предназначалась мальчикам и юношам. Девочек обучали по более простому курсу: катехизису, чтению, письму. В женских школах Пор-Рояля царил аскетический режим послушания и воздержания.

Школы «Оратории» возникли одновременно с основанным в 1611 г. кардиналом П. де Берюлем орденом того же названия. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 школ «Оратории». Особым влиянием они пользовались в 1760-х гг. Затем конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных колледжей. Ораторианцы готовили по

336преимуществу приходских кюре. В центре программы были изучение религиозных догматов, античная литература и древние языки. Кроме того, давались некоторые сведения из естественных наук. Не поощрялись «пустопорожние рассуждения». Школы «Оратории» шли по пути реформы содержания образования. Отечественные язык, литература и история являлись основой обучения. Французский язык и литература были обязательными дисциплинами на протяжении всего курса преподавания. В школе большое внимание уделялось развитию познавательных способностей средствами учебных дисциплин.

Опыт колледжей, прежде всего школ Пор-Рояля и «Оратории», оставил заметный след и в дальнейшем был осмыслен и использован во Франции при реформировании национальной системы образования .

Во Франции в течение всего XIX в. происходило постепенное возвращение к светской школьной политике периода революции 1789 г. В течение всего периода то узаконивалось религиозное обучение («Закон Фаллу»), то вновь восстанавливался светский характер обучения (законы Ферри). Законодательство 1880-х гг. способствовало ослаблению влияния церкви в школе. Но полностью проблема не была решена. «Законы Ферри» коснулись в первую очередь начальной школы. Фактически они не распространялись на среднее образование и не поколебали позиций частной прокатолической школы.

Социалисты-утописты: Ф. М. Ш. Фурье (1772-1837), К. А. Сен-Симон (1760-1825) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения необходимых воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения (Гельвецием, Вольтером и др.) социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как идеальную цель воспитания они рассматривали всестороннее развитие личности.

Во Франции педагоги объединились на идее необходимости централизованной школьной системы и обязательности начальной школы.

Часть педагогов настаивала на бесплатном обязательном обучении. Так, К.Ф. Вандер, разрабатывая план общегерманского закона по отмене платного обучения, предлагал одновременно ввести прогрессивный налог на содержание школы. И. Карно и Ж. Симон (Франция) рассматривали введение обязательного бесплатного обучения как первоочередную реформу школы .

Большая часть сторонников обязательного начального образования склонялась к сохранению платы за обучение. Показательны в этой связи варианты школьных реформ, в частности, «проект Дюрюи» (1860) во Франции.В первой половине ХХ века

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из наиболее известных представителей социальной педагогики, убежденный в общественном характере педагогического процесса («Воспитание - методическая социализация»), писал, что деятельность школы состоит «прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда». Подчеркивалось, что индивид отнюдь не полностью зависит от императивов «коллективных представлений» и обладает собственными природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение «индивидуальной социализации». Э. Дюркгейм высказал мысль о дозированном управлении процессом воспитания. Оно должно выражаться в определении основной траектории поведения личности и неприятии «слепой покорности» ребенка. По мнению Э. Дюркгейма, школьный класс - наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой происходит становление нравственных сил ребенка.

Жак Маритен (1882-1973) критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Основной целью воспитания Маритен считал христианское человеколюбие. Обрести такую гуманистическую направленность личность может лишь при умелом руководстве наставника.

Заметным представителем философии воспитания явился французский ученый и писатель Жан Поль Сартр (1905-1980) - один из лидеров экзистенциалистской педагогики. Он исповедовал идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого связано со свободным, сознательным выбором цели. Сартр считал, что влияние внешних факторов на «экзистенцию» (внутреннюю бытийность) ребенка крайне незначительно, и наиболее эффективным признавал самовоспитание («человек есть лишь то, что сам из себя делает»).

Другой крупный теоретик воспитания Ален (Эмиль Шартъе) (1868-1951) предлагал учитывать в воспитании процесс взросления личности. Ведущие факторы воспитания - окружающий мир и деятельность самой личности. Воспитание - это переход личности из состояния детства в положение хозяина собственной судьбы («самоосвобождение»). Почти все проступки ребенка и подростка связаны со стремлением «вырваться из детства». Такому стремлению к «самоосвобождению» сопутствует переход от примитивного мышления к критическому. При этом детскость постепенно уступает место зрелости. Отсюда следует, что неправильно видеть в каждом детском проступке шалость, которую надо непременно пресечь. Ален настаивал на изучении самого ребенка. Это необходимо, чтобы лучше руководить его развитием. Ален советовал изучать ребенка, не прибегая к специальным методикам - «краешком глаза». Он обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности, на повышенную эмоциональность, которую следует учитывать при воспитании чувств и характера. Советуя обращаться к лучшим личностным качествам питомца, раскрывать их полнее, Ален говорил: помните, каждый воспитанник индивидуален и обладает собственными достоинствами и недостатками. Ален выдвинул теорию о двоякой функции воспитания - подготовки к жизни и участия в самой жизни. Реализация такой функции зависит от точного соотнесения предъявляемых к ребенку требований с его возможностями. Алену принадлежит концепция строгого воспитания. Согласно этой концепции, школьник должен сознавать, что любой результат зависит от его собственных усилий. Строгое воспитание сочетает принуждение и подражание и не допускает бездумного подчинения. Например, воспитанник подражает наставнику в манерах поведения, доводя их до автоматизма, что позволяет ему действовать так же непринужденно, как в «счастливом сне». Но индивидуальность нельзя сформировать с помощью только подражания и принуждения. Так воспитывают робота - подобие человека. Ален осуждал жесткое наказание. Наказывая ребенка, педагог должен дать ему понять, что действует не от своего имени, а как «посол взрослых» с их ценностями и нормами. Наставник должен обладать чувством юмора и тактом и не стараться завоевать авторитет во что бы то ни стало. Педагогу нужны требовательность и умение видеть в учениках творцов. Ален призывает педагогов избегать соблазна добиваться преходящей любви воспитанников легкодоступными поощрениями. Лучшая педагогическая среда - школьный класс. Он рекомендовал использовать элементы игры и принуждения, мостик между которыми позволит превращать учебный труд из рутины в радостную привычку. В ходе кропотливого учебного труда интересы школьника обогащаются, возникает желание насладиться плодотворной учебой. Ален не сомневался, что можно владеть и управлять вниманием школьника, не оставляя места для равнодушия и скуки. Для этого надо путем посильных заданий убедить ребенка в собственных возможностях .

Сходно рассуждал французский педагог Поль Лапи (1869-1927), который говорил, что, если в прошлом педагогика была либо метафизической гипотезой, либо литературным романом, то благодаря использованию достижений психологии она обрела собственный предмет. Психология дала педагогике знания об индивидуальных качествах личности учащегося, выявив различные типы мышления, способностей и пр. Лапи попытался использовать в своих педагогических рекомендациях данные

психологической науки. Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительное, слуховое, мускульное), он предложил применять и комбинировать визуальные, слуховые и моторные методы обучения[Джур].

Европейскую славу приобрела созданная в 1935 г. в г. Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе (1896-1966). Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Технология состояла из различных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы и др. В 1927 году им был создан Кооператив сторонников свободной школы. Вскоре он становится лидером Международной федерации сторонников Новой школы. «Мы ратуем, говорил Френе, за воспитание трудом, за культуру, основанную на трудовой деятельности самих детей, за знания, полученные посредством собственного опыта, за мысль, которая оттачивается в процессе работы» .

В его школе было создано принципиально новое обучение и воспитание, где предметные знания получали свое воплощение в исследованиях и проектах. Новым в его концептуальных положениях было открытие не положений в области свободной школы, а способов сотрудничества детей и взрослых (собрания школьного кооператива, совместная разработка учебного плана, соавторство детей в раздаточном дидактическом материале (карточек), сочинения и тексты учеников становятся учебниками для других детей, еженедельная выставка лучших работ, совместный контроль за успеваемостью). В школе закуплена типография, которая становится частью образовательного процесса. Френе считал, что школа должна быть обеспечена современной мебелью и оборудованием, позволяющим создать современную воспитательную среду. В школе создаются и уникальные традиции, что обеспечивает развитие особой, уникальной культурновоспитательной среды.

Эдмон Деолен (1852-1907) - выдающийся представитель либерализации образования во Франции, открывший свою школу де Рош в 1899 году в г. Демолен. Опираясь на идеи нового воспитания, уделял большое внимание свободным занятиям (театр, музыка, экскурсии, работа в мастерских). По образцу школы де Рош во Франции создается еще несколько школ. Сторонниками экспериментальных школ после Первой мировой войны стали Роже Кузине (1881-1973), Жан Овид Декроли (1871-1932). Кузине основал журналы «Новое воспитание», «Воспитание и развитие». Он создал новый метод свободной групповой работы (учащиеся объединяются в микрогруппы по интересам, выбирают себе роли «писателя», «художника», др.,

самостоятельно выполняют задание, а учитель выступает в роли консультанта и эксперта). Данный метод до сих пор широко используется в школах Франции.

Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швейцарии (Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе и др.) настаивали на необходимости внимания воспитателя к ребенку, на использовании детской игры как эффективного способа воспитания. Они выступали за отказ от ориентации на «среднего ребенка» и предлагали опираться в воспитании на интересы каждого школьника. Руководствуясь таким подходом, швейцарец Адольф Ферьер разработал периодизацию развития ребенка и детских интересов - от бессистемных до целенаправленных.

В конце ХХ века и в настоящее время представители экспериментальных школ и свободного воспитания теоретически обосновали идею формирования целостной личности как объекта и субъекта педагогического процесса. Ими была выдвинута программа гуманного воспитания. Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей- инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы.

Основой воспитания в современной школе является нравственное формирование личности. Но этот процесс достаточно противоречив. С одной стороны, в школе сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой - получают распространение тенденции, связанные с развитием самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

Вразрез педагогическому авторитаризму развиваются тенденции гуманного воспитания. Усиливаются внимание к условиям жизни школьника. Все большую популярность приобретает воспитание, которое основано на сотрудничестве учителя и ученика. Реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей. Рождается обстановка радости и творчества.

На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

Важные перемены в воспитании произошли в связи с планетарными политическими изменениями. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное поликультурное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами. Во Франции распространяется мультикультурное воспитание, в связи с появлением большого количества мигрантов из бывших французских колоний. Однако идеи мультикультурализма в XXI веке оказались и здесь неэффективными. Правительство Франции предложило отказаться от них в образовательной, политической и социальной сферах.

Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры («Выборы», «Стачка», «Суд» и пр.), большое место в учебном процессе отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции в 1980-1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.

Традиционная область воспитания - воспитание в процессе обучения. В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Запреты на конфессиональное обучение не означают отказа от общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях. В ответ на потребности времени в учебных программах школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообразовательныйматериал. Эту тематику и материал включают и в традиционные предметы школьного образования.

Современное образование и воспитание

Домашнее воспитание

Француженке недостаточно быть только мамой и женой, она стремится реализовать себя в профессиональной сфере, дорожит своей независимостью и не хочет жертвовать своей карьерой даже в том случае, если муж неплохо зарабатывает. Она предпочтет отдать половину своей зарплаты няне или домработнице, которая приготовит обед и присмотрит за детьми, но сохранит при этом свою автономию.

Во многих государственных детских садах и досуговых центрах Франции детей, у которых мамы не работают, не кормят, и они должны ходить обедать домой.. Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков, привлекать их к этому во Франции не принято. Бабушка или дедушка может иногда погулять с малышом, отвезти его в кружок или секцию.

Телесные наказания детей всегда были огромной редкостью во Франции. Обычно провинившихся наказывали, лишая его какого-нибудь развлечения или лакомства. Наградой считалась отмена наказания или денежное поощрение. У каждого ребенка имелась своя копилка, куда малыш складывал подаренные ему деньги.

Кружков для детей во Франции очень много, как и различных ассоциаций, которые занимаются с малышами, и стоит это сравнительно недорого.

Дошкольное воспитание

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточно развита система образования, включая дошкольный этап: ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, далее в школе. Естественно, при такой постановке воспитания дети во Франции рано взрослеют.

Подготовка ребенка к обучению в школе осуществляется в яслях и детских садиках. Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Сейчас во французские "creche" берут детей совершенно разного возраста, все зависит от условий конкретных яслей. Французские государственные ясли -""creche collective "открыты, как правило, с понедельника по пятницу. Бытовые вопросы в яслях решаются следующим образом. Для самых маленьких воспитанников - грудничков - родители должны каждый день приносить специальное молоко или смесь, которым нянечки и воспитатели будут кормить малыша. Уравниловка здесь не допускается, поскольку питание для таких крох врач подбирает индивидуально для каждого ребенка. Дети постарше получают другое молоко, оно есть в яслях и приносить его из дома не нужно. Кроме молока или смеси, родители должны сами обеспечить своему малышу необходимое количество подгузников на день, хотя в некоторых яслях подгузники даже выдают. Детей в яслях кормят столько раз в день, сколько полагается для их возраста, самые маленькие получают молоко или смесь каждые 2-3 часа, в зависимости от индивидуального графика, которого неуклонно придерживаются воспитатели. Детишки от года получают в яслях питание дважды: около полудня - обед, в четыре часа вечера - полдник, а завтракают и ужинают дома. Во многих "creche collective" есть своя кухня. Спят малыши тоже в то время, в какое привыкли, никто не станет укладывать ребенка спать, если он привык в это время бодрствовать. Индивидуальное отношение к каждому малышу - отличительная черта французских яслей. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким- нибудь интересным занятием. Несмотря на это, отношение к дисциплине очень серьезное, французские дети с пеленок усваивают, что драться нехорошо, нельзя капризничать, нужно слушаться старших и выполнять требования воспитателей. Обычно в группе из 10-18 детей работает сразу 4 воспитателя - они играют с малышами в развивающие игры, разучивают с ними песенки, читают сказки, занимаются лепкой, музыкой и рисованием. Места для прогулок в яслях оборудованы всем необходимым, чтобы малыши могли вволю побегать, покачаться на качелях, покататься с горки, поиграть. Кроме того, маленького ребенка можно устроить на половину дня в ясли-сад, который называется во Франции ”halte-garderie”. Это государственная структура. Малыш будет проводить там всего несколько часов два-три раза в неделю или каждый день (это зависит от конкретного сада). Оплата услуг "halte-garderie" зависит от финансового положения семьи. Сумму определяет специальная комиссия на основании представленных семьей документов о доходах.

Помимо "creche collective" во Франции существуют ассоциации нянь - "creche familiale”. Условия нахождения ребенка при няне из "creche familiale" зависят от правил конкретной ассоциации. Обычно в группу к одной няне набирают двух или трех малышей. Родители имеют право предварительно пообщаться с потенциальными нянями, чтобы выбрать наиболее подходящую, на свой взгляд, и понравившуюся им. В оплату услуг няни из "creche familiale" входит двухразовое питание ребенка, так же как и в яслях - обед и полдник. Когда няня уходит в отпуск или берет больничный, другая няня из ассоциации заменяет ее. Некоторые родители пользуются услугами частных нянь, их список можно получить в специальной организации, которая называется"Relais des assistantes matemeUes”или прямо в мэрии. Для работы няне необходимо иметь лицензию, которую она получает после окончания специальных курсов.

Детский сад

В современные французские детские садики -"ecole maternelle”принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Обучение в "ecole maternelle" пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.

Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами. Дело в том, что во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий с ними катехизисом в тех семьях, где родители считали это необходимым. Традиция сохранилась и по сей день, так что по средам дети из религиозных семей изучают Библию, а нерелигиозные семьи водят малышей в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки [Воспитание].

Современная французская система образования

Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная, средняя и старшая школы, последняя ступень - это высшая школа (университет). Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, которые контролируются государством, во Франции существуют и частные учебные заведения, которые, как правило, находятся в ведении негосударственных или религиозных организаций и являются платными. Условия пребывания как в государственных, так и в частных заведениях часто зависят от того, где именно они расположены. Во Франции система воспитания детей одна из самых традиционных в Европе. Школьное образование

Учебный год во Французских школах начинается в первый вторник сентября и длится 9 месяцев, после трех месяцев учебы следуют примерно двухнедельные каникулы, а на летние каникулы уходят в первую неделю июля. После окончания начальной школы ребёнок переходит в колледж. Во французских колледжах принят обратный отсчет (учеба с 6 по 3 класс). Обучение в колледже является первой ступенью среднего образования и заключительной обязательного .

В колледже ученики разделяются по направлениям в зависимости от желания и способностей, которые позволяют либо продолжить учебу в лицее и получить полное среднее образование, либо выбрать себе какую-нибудь специальность. Наиболее успевающие ученики после третьего класса колледжа переходят в лицей.

Кроме государственных учебных заведений во Франции существуют и частные школы. Их услугами пользуются все слои населения, и цель этих

344школ дотянуть ребенка до уровня, позволяющего ему в последствии достичь государственного диплома бакалавра, так как во Франции признаются только государственные дипломы об окончании любых учебных заведений. Между частными школами идёт серьёзная конкуренция.

Таким образом, в Странах Западной Европы создана система воспитания, основанная на приоритете демократических устоев, законов, социальных ценностях, например, таких как саморазвитие в процессе социализации, формировании прагматических качеств, ответственности, что обеспечивает экономическое и социальное развитие общества. При этом упускается формирование духовного образа человека, что влияет на расширение негативных социальных явлений, таких как наркомания, алкоголизм, аддиктивного поведения: фанатизм, интернет-зависимость и пр. Попытка сохранить незыблимость существующего устройства общества с условием постоянного процесса его модернизации, без осознания необходимости качественного его изменения лишают эти страны стать лидерами нового «цивилизационного скачка».

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...