Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Система воспитания марии монтессори. Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях. На русском языке выпущены такие книги

Методика Монтессори или «помоги мне сделать это самому»

Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающие суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относятся к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.

Мария Монтессори – итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодняшний день ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады сегодня осваивают методику Монтессори, что дает значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.

Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. На сегодняшний день понимание внутреннего мира ребенка этой женщиной и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.

Суть методики Марии Монтессори


Основа метода состоит в том, чтобы максимально включить ребенка в интересную для него деятельность. Для этого необходимо тщательно разрабатывать дидактические материалы, также необходимо при этом учитывать их соответствие естественным потребностям ребенка.

Что касается самой Марии Монтессори, то она называла свой метод не иначе как «помощь жизни». Этот метод не стоит относить к методикам раннего развития детей, так как у развития есть свои определенные законы, которые ни в коем случае не стоит разрушать. У развития имеется и свой темп, его порой очень опасно форсировать.

Монтессори к данному вопросу подошла другим путем. Она доказала, что у каждого из детей имеется свой темп развития и в данном случае педагог должен всячески устранять препятствия, которые возникают на пути естественного развития ребенка. То есть задача воспитания и обучения объединяются в одно целое – целенаправленное создание условий для полноценного своевременного развития личности. babydream.com.ua

Метод воспитания Монтессори предполагает, что путь воспитания ребенка будет целостный и логичный. Ребенок будет свободен в среде, которая будет специально для него подготовлена. А педагог будет всячески стимулировать его к саморазвитию. Он будет подталкивать его к тому, чтобы малыш научился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Для этого выбирается игровая форма воспитания как основная. Специально оборудуется комната, там имеется большое количество различных специальных игровых пособий, которые должны полностью соответствовать возрасту детей.

Как влияет методика Монтессори на детей

Методика Марии Монтессори предполагает, что между взрослыми и детьми будут равноправные отношения. Главная и ведущая роль отводится семье, от которой и будет напрямую зависеть адаптация ребенка к данной системе. Если родители согласны на условия методики, то малыш быстрее адаптируется и будет чувствовать себя комфортно в детском саду или в школе.

Что изменится в ребенке, который будет воспитан по системе Монтессори:

  1. Он полюбит порядок и работу
  2. Будет способен к спонтанной концентрации
  3. Сможет полюбить и оценить тишину и индивидуальную работу.
  4. Будет иметь возможность действовать по своему собственному выбору.
  5. В нем будет вырабатываться дисциплина и послушание, к которым постепенно будут присоединяться независимость и инициатива.

Основы обучения детей по методике Монтессори


Если вы, хорошенько все обдумав, решите отдать свое чадо в школу, работающую по системе Монтессори, то должны знать главные основы методики. В ее основе лежат три кита: Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу.

В школе, которая в своей основе имеет методику Марии Монтессори , невозможно повелительное наклонение по отношению к детям. Педагоги не торопят маленьких человечков быстрее развиваться, они предоставляют ему возможность учиться и развиваться самостоятельно. Это также отличительная черта от традиционной системы обучения, которая не прислушивается к внутренним ритмам и потребностям малышей. Методика Монтессори дает возможность еще маленькому человеку пройти путь познания в ситуациях, в которых знания должны приобретаться исключительно в деятельности.

Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматься. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из учащихся только в индивидуальном порядке. Постепенно ребенок станет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и исправлять затем их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладевать навыками письменной речи.

К примеру, на занятиях по методике Монтессори детям даются в руки ножницы, что пугает очень многих мам и пап. И зря, так как дети заранее тренируются работе с ножницами на различных зажимах и пинцетах. Причем в любой момент они имеют возможность перейти из зоны сенсорного материала в математическую зону или какую-либо другую.

Педагог только предлагает малышу перейти в зону ближайшего развития, а тот уже решает идти или нет.

Самостоятельность для Марии Монтессори стоит на первом месте. Вряд ли у какой-либо мамы будет масса терпения смотреть, как ее ребенок размазывает грязь по столу или неумело моет посуду. Легче сделать все самой, а учитель, работающий по методике Монтессори, даст этому ребенку возможность сделать все самостоятельно.

В чем плюс такой методики для родителей?

1. Возможность раскрыть имеющиеся в ребенке личностные качества и таланты.

2. Ребенок будет способен концентрировать свое внимание (чем большинство современных детей, к сожалению, не может похвастаться)

3. У ребенка появится чувство собственного достоинства и самодостаточности.

4. У ребенка появится замечательная привычка к порядку и к самостоятельной работе.

5. Дети становятся послушными и самодисциплинированными.

6. Еще одно качество у таких детей – любовь к познанию.

Методика Монтессори говорит нам о том, что в основе воспитания должен быть принцип строгой возрастной периодизации. Не нужно торопить малыша к развитию, он должен делать то, что должен делать по своему развитию. Помогайте своим детям делать все самим, чтобы в будущем ваши дети стали личностями.

Если описать коротко суть метода Монтессори, то она заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. В этой статье вы узнаете:

Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, что бы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа .

В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует международную Монтессори ассоциацию (АМИ) которая действует и поныне. Монтессори движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

"Развитие творческих способностей человека и его счастье!". И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система , которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Система Марии Монтессори

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – о дна из самых востребованных методик развития ребенка , в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде . Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном система охватывает возраст от 0 до 3-хлет и от 3х до 6 лет.

Суть метода

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Основные идеи системы М.Монтессори

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, помочь реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.


Роль взрослого

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу

Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже работает самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.


Развивающая среда

Развивающая среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств(зрение, слух, обоняние, вкус и т.д.).

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка . Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения . Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни(мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
  2. Зона сенсорного воспитания - предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка - для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса - для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов , в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.

Основные правила использования Монтессори-материалами:

  • Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  • Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  • Соблюдение 5 этапов при работе с материалом :
  1. выбор материала
  2. подготовка материала и рабочего места
  3. выполнение действий
  4. контроль ошибок
  5. завершение работы, расположение материала на исходное место
  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  • Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  • Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
  • Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОБИВАЕМСЯ?

Образование по Монтессори – это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя все свои способности. Важной инновацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признание за каждым учеником право на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладениями знаниями. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности. Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношение между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые привлекательны, просты в применении, соответствуют естественным возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка.

Согласно методике Монтессори для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, «впитывает» правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым «Монтессори - материалам». Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, т.е., около ста лет. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. С возрастом деятельность детей усложняется.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

Зону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей (2.5-3.5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учиться следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки); ребенок учиться самостоятельно, одеваться; переливать (воду); мыть стол.

Зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

Зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.


Монтессори-класс включает детей разного возраста (от 3 до 6 лет), что способствует более высокому уровню учебных возможностей. Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки. Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым, от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Теория Монтессори основана на следующих принципах:

1. Дети создают себя сами через целенаправленную деятельность.

2. Дети обладают необычными сензитивными способностями впитывать и обучаться через окружающую их среду.

3. Самый важный период для приобретения знаний – от рождения до шести лет.

4. Следует уважать право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право каждого сохранять свою индивидуальность.

5. Подход к ребенку как к единому целому. Основная задача – помочь ему полностью раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах.

Основополагающие принципы педагогической системы:

1. Принцип условий свободы развития ребенка: Дисциплина это владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Реальная дисциплина так же никаким образом не связана с давлением, принуждением. Дисциплина помогает ребенку расти самостоятельным, т.е. свободным, относиться с уважением к другим, контролировать себя. Свобода, как и дисциплина – это внутренние ощущения каждого человека.

В ее системе свобода означает:

1. Свобода выбора материала (из полного комплекта Монтессори-материалов);

Выбор варианта работы с данным материалом (в контексте базисного использования);

Выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;

Выбор рабочего места;

Выбор товарища или группы для совместной работы.

2. Свобода коммуникации – означает, что любой ребенок имеет право общаться с другими детьми и со взрослыми, обратиться с вопросом и получить доброжелательный ответ. Чувство уверенности в себе формируется у детей не только за счет ориентации в материале, но и как результат доверия к людям, находящимся в группе.

3. Свобода рефлексии – ребенок не обязан постоянно быть активным. У него должны быть возможность и время обдумать свои предыдущие и последующие действия.

В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнера и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящему по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

2. Принцип концентрации внимания. Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению – поляризации.

Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

3. Принцип специально подготовленной обучающей среды. В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму - письмом, чтению-чтением, рисованию – рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступление у него соответствующего сензитивного периода.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

4. Принцип сензитивности. Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. В соответствии с развитием сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Монтессори выделила шесть основных сензитивных периода в развитии детей до шести лет:

1. Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет);

2. Сензитивный период сенсорного развития (0 до 5,5 лет);

3. Сензитивный период восприятия порядка («сензитивный период аккуратности», от 0 до 3 лет):

Порядок в окружающей среде;

Порядок во времени;

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

4. Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет);

5. Сензитивный период освоения движений и действий (от 1 года до 4 лет);

6. Сензитивный период развития социальных навыков (2,5 до 6 лет).

5. Принцип ограничения и порядка Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравиться видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Хотя большей частью педагог позволяет детям самостоятельно справляться с выбранной работой, тем не менее, существуют определенные случаи, когда он подходит к ним, чтобы прервать свободную деятельность. Принцип, которым руководствуется, говоря словами доктора Монтессори, следующий: «Педагог никогда не должен боятся прервать то, что плохо; но он должен бояться разрушить то, что хорошо. Хорошее интерпретируется как любая деятельность, которая ведет к порядку, гармонии, саморазвитию и, следовательно к дисциплине; плохое есть нечто, что ведет к утечке детской творческой энергии и, следовательно, к беспорядку».

Ограничение первое : коллективный интерес – свобода ребенка должна быть ограничена коллективным интересом, поскольку соблюдение интересов сообщества мы обычно считаем хорошим воспитанием.

Ограничение второе: знание должно предшествовать выбору – т.е. ребенок может самостоятельно работать только с теми материалами, с которыми он умеет обращаться.

Ограничение третье : правильное использование материалов – ребенку позволено заниматься с любым материалом только до того времени, пока он использует его правильным образом.

Ограничение четвертое : по количеству материалов в подготовленной среде – каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов.

6. Правила поведения в группе. Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Все правила должны отвечать следующим основным требованиям: - предъявляться в позитивной манере;

Быть короткими и понятными, соответствующими возрасту детей;

Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых; желательно быть последовательным и не менять правила.

7. Принцип особого места педагога в системе образования На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним «работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.

Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым. Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не нас словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекаемый значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

Еще одним важным принципом педагогике М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции.

Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития). Формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (с 3 до 6 лет). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становиться мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагог в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.

В психологическом плане важно, то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом. В Монтессори - методике отсутствуют оценки как таковые. Хорошей «оценкой» для ребенка является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не давлеет над ребенком, а стимулирует его к новым манипуляциям с материалом и движет его к самостоятельному тренингу. Монтессори - ребенок не нуждается в похвале. Похвалой для ребенка будет подтверждение правильности выполненного упражнения через самоконтроль.

Монтессори - педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателем этой системы стала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори.

За почти вековой период существования ее идеи распространились по всему миру. В настоящее время Монтессори - детские сады и школы существуют в странах Европы и Америки, Азии и Австралии. В 1910-20-х г.г. они возникли и в России, однако впоследствии это педагогическое направление в нашей стране было незаслуженно предано забвению.

Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом пространственно-предметной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Задачей педагога является, прежде всего – предоставлять в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются автодидактические, т.е. самообучающие Монтессори - материалы, с которыми ребенок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ: «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

Если вы, родители, с содроганием вспоминаете командный голос своей воспитательницы в детском саду, учеников, ходивших по кругу на школьных переменах, и ратуете только за индивидуальный подход в воспитании, то педагогика Марии Монтессори сразу вас подкупит.

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870— 1952), первой женщины-врача в Италии, известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

На фоне провалов традиционных методов образования сегодня в мире возродился интерес к Монтессори. Ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в форми-ровании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня. Метод Марии Монтессори включает Детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Сама Мария Монтессори свой метод коротко называла «помощью жизни». В этом смысле он не имеет никакого отношения к многочисленным методикам раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека.

➠ Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми. Семье в процессе вос-питания ребенка, по данной системе, отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы, то ребенок быстро адаптируется к системе Монтессори (детский сад, школа) и чувствует себя комфортно.

Если вы будете воспитывать своего ребенка по системе Марии Монтессори, то у вашего ребенка появятся:

Любовь к порядку и работе;

Способность к спонтанной концентрации;

Любовь к тишине и индивидуальной работе;

Способность действовать по своему выбору;

Самодисциплина и послушание;

Независимость и инициатива;

Радость как критерий, указывающий на правильно выбран-ный путь развития.

Если, хорошо все взвесив и подумав, вы решили отдать своего ребенка в школу Монтессори, знайте, что в основе метода Монтессори лежат три кита: ребенок, подготовленная окружающая среда и учитель. В центре стоит ребенок, в отличие от традиционной школы, где центром является учитель.

— Дети! Все быстро сели за столики, взяли карандаши и рисуем грибок!

— А можно я буду рисовать яблочко?

— Яблочко дома с мамой будешь рисовать, а тут я сказала — грибок, значит, грибок!

Вряд ли вы, родители, услышите что-то подобное в классе Монтессори, так как здесь все основано на индивидуальном подходе к каждому малышу.

Педагогика Марии Монтессори не признает повелительного наклонения в отношениях с детьми , не торопит развитие маленького человека, предоставляя ему учиться и развиваться самостоятельно, согласно внутренним ритмам и потребностям, в отличие от традиционных методик. Она позволяет ребенку проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности.

Ребенку предоставляют свободу в выборе занятий. Он сам выбирает материал, с которым хотел бы работать, и сам решает, что именно он будет из него делать. Малыш может потратить на свои занятия столько времени, сколько захо-чет. При этом краткое двух-, трехминутное обучение обра-щению с выбранным материалом воспитатель или учитель обязательно проводит с каждым подопечным индивидуально. Ребенок может упражнять свои чувства свободно и спон-танно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Малыш также учится сам находить ошибки и исправлять их. Это приучает его к деловитости и точности с ранних лет, что очень полезно для его внутренней организации.

➠ Метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке любви к учению и исподволь внушает устойчивые мо-тивации для продолжения учебы.

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания, так как ребенок, умеющий ловко зашнуро-вать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Бытовые упражнения по обслуживанию себя и других в классе Монтессори — это одна из частей подготовленной среды. На одном из родительских собраний кто-то из родителей испуганно вскрикнул: «Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить». Это так, но этих родителей и вас никто не учил обращаться с острыми предметами. Перед тем как взять в руки ножницы, они и вы не могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах. А дети из класса Монтессори могут. Так же как могут выйти из этой зоны и перейти в зону сенсорного материала или математики, языка, космоса. Все это они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда, когда учитель построит их и по-ведет на занятие.

Учитель определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.

Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку. Мамам легче помыть самим, а вот учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается, и даст ребенку попробовать это сделать самостоятельно.

➠ Итак, что является самым важным для вас, родители, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это ваш ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одно-го систему обучения. И Монтессори в своей методике предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в развивающей среде, созданной педагогами.

Для вас, родители, в методике Монтессори основной плюс — это то, что она «нормализует» поведение ребенка, чтобы он мог полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:

Способность к концентрации внимания;

Чувство собственного достоинства;

Самостоятельность;

Самомотивация;

Привычка к порядку;

Удовольствие от повторения;

Способность к самостоятельной работе;

Самодисциплина;

Стремление к свободе выбора;

Удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;

Послушание;

Предпочтение работы игре;

Любовь к познанию.

➠ Мария Монтессори доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной пе-риодизации. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

К трем годам ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта. В период от трех до ше-сти лет ребенка можно назвать «строителем самого себя»: он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до девяти лет) он становится на позицию исследователя окружающего мира.

О положительных сторонах методики Марии Монтессори можно сказать много, и этому посвящены самые разные специальные сайты. А нам сейчас хочется заглянуть и на обратную сторону этой медали. У воспитания по методу Монтессори, к большому сожалению, есть и минусы, о которых говорят значительно реже.

Основной минус оригинальной классической системы Монтессори - это почти полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики, моторной деятельности, но творчество остается за кадром. Но современные группы Монтессори уделяют немало времени развитию творческих способностей - в группах есть творческие зоны, и на кругу вводятся основы художественного самовыражения.

Творчество

В Монтессори-педагогике почему-то считается, что творчество препятствует умственному развитию ребенка, хотя вся психология последнего столетия доказывает, что все обстоит совсем наоборот. Игры и творчество необходимы для стабильного эмоционального и умственного развития детей. А в группе детям играть хотя и не запрещают, но у постоянно занятых полезными пособиями малышей остается на это мало времени. Однако не следует забывать, что дети проводят в саду не все свое время. К тому же в специализированных монтессори-садах обязательно есть игровая зона или комната с «обычными», не методическими игрушками.

Похоже обстоит дело и с чтением. Детей учат технике чтения - и надо отметить, учат в достаточно раннем возрасте. Считается, что ребенок должен заниматься тем, что полезно в практической жизни, но ведь мир - это не только факты, но и чувства. Поэтому современные педагоги считают необходимым развивать и эмоциональную сферу; обсуждение книг и переживаний - неотъемлемая часть кругов.

Надо отметить еще и то, что классическая монтессори-педагогика в принципе подходит не всем детям. При всем индивидуальном подходе, некоторые особенности характера и наклонности детей в ней просто не учитываются.

Но в целом методика Мария Монтессори уже более века неизменно подтверждает свою эффективность. Главный урок, который дает и взрослым, и детям великий педагог - это свобода, самостоятельность и независимость личности. И хотя ее методика создана прежде всего для работы в группе с педагогом, очень многие ее элементы можно воплотить дома. А самое главное, попробуйте увидеть своего ребенка так, как учит Мария Монтессори - как уникальное, талантливое и удивительное существо, которое имеет полное право быть самим собой под ненавязчивым присмотром любящих его родителей.

Еще один критический очерк о методике Монтессори:

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.

В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.

Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.

Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные «для развития» методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка «особого» - значительно отличаются.

Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью - на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?

В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её - дать детям пространство для развития.

А это мнение монтессори-педагога, работавшего лично с Марией Монтессори и наисавшей книгу о ее уникальном методе:

"Надо отметить, что я нашла один недостаток в своих записях о Montessori - то, что она не недооценивает, по моему мнению, физические объятия, нежность и домашнюю материнскую заботу, которые очень важны для ребенка. Это, хотелось бы верить, помогает ребенку вырасти уверенным в себе и независимым. Вероятно, это очень личное, и произошло из-за того, что ее незаконнорожденный сын не был с нею и был передан на воспитание, и они воссоединились, когда он вырос. Должно быть, ей тяжело было видеть, как другие матери ласкают своих малышей".
Филлис Уэлбанк "Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра"

Еще о недостатках:

Вместе с тем, данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен имеющимся дидактическим материалом и жестко предписанными действиями. Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. И сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания - все разработано и предложено воспитателем. Так что влияние и вмешательство воспитателя безусловно и несомненно.

Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребенка. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно без усвоения языка и овладения речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением данной системы.

Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в этой связи система М. Монтессори становится популярной и востребованной в тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет "продолжения", для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....