Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Игры для младенцев. Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки. Развитие зрительных ориентировочных реакций

Развивающие игры для грудничков достаточно просты и без проблем вписываются в режим дня грудного ребёнка, кроме того, они не предполагают наличия у родителей какой-либо специальной подготовки. Подобные игры дают возможность ребёнку постигать окружающий мир и приобретать о нём необходимые знания, а также развивать заложенные природой способности и получать необходимые навыки коммуникативного общения.

Пальчиковые игры для грудничков

Не следует придавать слишком большое значение пальчиковым играм для грудных детей. Они действительно развивают мелкую моторику у ребёнка, но лучше всего позволять малышу больше двигаться, ползать, трогать предметы руками. По мере того, как он будет соприкасаться с предметами различных объёмов, формата и состава, он станет лучше овладевать движениями своих рук. Кроме того, развитие ручной моторики является всего лишь одним из факторов развития речи ребёнка. Поэтому большую важность имеет общение с малышом, с ним следует разговаривать, создавая при этом такие ситуации, в которых ему хотелось бы говорить самому.

Многие пальчиковые игры для грудничков представляют собой всего лишь гимнастику для пальцев ребёнка, при том, что взрослый сам берёт его на руки, разглаживает ему ладонь, загибает пальчики малыша. К пальчиковым играм относятся и такие, когда ребёнок двумя пальчиками пытается схватить лист бумаги. Разжал пальчики, сжал, ещё раз повторил движение, положил листик в мисочку. Подобных игр существует большое количество. С некоторыми оговорками к пальчиковым играм можно отнести и такие, когда ребёнок прикладывает ладошку к столу, хлопает в ладоши.

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда малыш не хочет прекращать пальчиковую игру, отдёргивает ручки. Для детей такое поведение характерно и может происходить в силу определённых причин. Возможно, до этого мама не пробовала танцевать и петь, держа ребёнка на руках, и подобное ему попросту некомфортно. Можно поиграть с ребёнком в танцы для того, чтобы телесный контакт во время игры стал для мамы и малыша привычным. Если самой маме игра не интересна, то проводить её не следует, поскольку ребёнок хорошо чувствует настроение матери. К тому же встречаются самостоятельные дети, которые не любят, чтобы их руками кто-то управлял. В этом случае можно только показывать им движения, расположившись с ними рядом. Не страшно, если ребёнок первое время совершает неправильные движения, во всяком случае, игра приятна и ему и родителю.

Игры для грудничков по месяцам

Организовать игру для грудного ребёнка бывает нелегко даже матери со стажем. Тем более, что такие игры следует видоизменять по мере роста и развития малыша.

Игры для грудничков 2 месяца

  • ребёнка следует одеть в одежду одного она с пришитыми яркими манжетами и надеть на него весёлые носочки. Для того, чтобы он мог видеть всё разнообразие цветов, ему надо будет постоянно вертеть ножками и ручками. Можно менять носочки либо надевать их на одну сторону;
  • следует привлечь внимание ребёнка, после чего перемещать ручную куклу таким образом, чтобы ребёнок мог за ней наблюдать;
  • для того, чтобы ребёнок мог лучше чувствовать свои ручки, он должен сжать в них пищащую игрушку и подержать её некоторое время;
  • на листе бумаги можно нарисовать весёлое лицо и перемещать его таким образом, чтобы ребёнок мог его видеть. Через определённое время малыш привыкнет и начнёт разговаривать с изображением;
  • над кроваткой разместить различающиеся по звуку и фактуре предметы таким образом, чтобы ребёнок мог доставать ножкой до них. Результатом станет умение ребёнка отличать твёрдые игрушки от мягких, тихие от громких.

Игры для грудничков 3 месяца

  • загрузить в малую ёмкость некоторое количество овсяной муки, подстелив под неё клеёнку. Придерживая ребёнка, показать ему как мука может пересыпаться сквозь пальцы. Можно для пересыпания дать ему маленькую ёмкость;
  • заинтересовать малыша яркой игрушкой и тогда, когда он захочет взять её, накрыть салфеткой. Потянув за её конец, показать ребёнку как следует игрушку освобождать;
  • покатать на расстоянии от ребёнка яркий мяч. Дождаться момента, когда он его заметит и захочет к нему подползти. Игра полезна тем, что развивает координацию движений у малыша.

Игры для грудничков 4 месяца

  • следует взять тонкие листы для принтера либо туалетную бумагу и сминать её перед ребёнком и рвать. Игра хороша для развития мелкой моторики;
  • посадить ребёнка на середину пледа, сложенного вчетверо. Раскачать его в разные стороны для того чтобы он мог перекатываться. Такие упражнения научат кроху быстро переворачиваться.

Игры для грудничков 5 месяцев

  • завести рядом с ребёнком музыкальный волчок таким образом, чтобы малыш мог доползти до него. Приятные звуки волчка послужат для ребёнка мотивацией к ползанию;
  • привязать ленту или верёвку к яркой игрушке. Дать её конец в руки ребёнку, предварительно расположив его невдалеке, лёжа на животике. Показать ребёнку, как надо тянуть за ленту для того, чтобы приблизить игрушку. Непременно следует присутствовать в комнате, когда малыш играет в эту игру;
  • накрыть ребёнка пелёнкой, после чего позвать его и пелёнку открыть. Таким образом, малыш привыкнет к звуку своего имени. Можно так играть и с близкими для того, чтобы ребёнок делал попытки звать их по имени.

Игры для грудничков 6 месяцев

  • две пластмассовые бутылки наполняются различными объёмами воды. Постучав по ним ложкой, ребёнок научится различать звуки;
  • можно усложнить ползанье посредством применения валиков и подушек. Они помещаются на пути к любимой игрушке ребёнка;
  • дать в каждую ручку малыша по игрушке. После этого показать ему третью. Предыдущие две он тут же выронит, но впоследствии научится делать выбор.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Игры с новорожденными

19 игр для грудничков - играйте и развивайтесь!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное - позабавим малюток! Ведь игра для них - это возможность успешно расти и развиваться.

1. Игры с детьми от 0 до 1 месяца
- «Игрушки-погремушки». Уж чего-чего, а игрушек для младенцев сейчас - пруд пруди. И все такие красивые, забавные. Показывая игрушки новорожденному, можно заметить, что его привлекают погремушки ярких цветов: красные, жёлтые, оранжевые. Но он ещё не может долго смотреть на них: взгляд «блуждает». Для малютки важен и размер игрушки. Если это будет пластмассовый медведь величиной с самого ребёнка, то «охватить» его взглядом крохе вряд ли удастся. Стоит ограничиться в показе игрушками небольших размеров.

- «Игрушка на палочке». Зрительному сосредоточению ребёнка надо учить. Если мама будет показывать игрушку, расположив её рядом со своим лицом, кроха вряд ли остановит на ней взгляд: лицо мамы для него более привлекательно. Поэтому лучше, если мамочка прикрепит игрушку к длинной палочке (стержню). В этом случае в поле зрения ребёнка окажется только игрушка. Лучше взять яркую, диаметром примерно 7-10 см. Имейте в виду, что в зависимости от погоды, ребёнок будет по-разному реагировать на цвета. В солнечный и светлый день он предпочтёт следить за зелёной, фиолетовой или синей игрушкой, а вот в пасмурный и дождливый - за красной, жёлтой или оранжевой.
Итак, игрушка выбрана, прикреплена к палочке. Пора приступать к игре. Уложите малютку на спину (в кроватке, в коляске или в колыбельке). На расстоянии 60-70 см от глаз малютки расположите игрушку, закреплённую на палочке (стержне). Задача взрослого - привлечь к ней внимание крохи. Не торопитесь сразу же перемещать игрушку. Малыш должен её увидеть и зафиксировать на ней свой взгляд. Увидел? Начинайте двигать игрушку: вправо, влево, вверх, вниз. Помните, что ближе, чем на 20-30 см к лицу ребёнка игрушку приближать не следует. Не исключено, что новорожденный будет следить за игрушкой, движущейся в определённом направлении, например, перемещающейся вправо. Ничего страшного. Если игры будут регулярными, то на 5-6 день он научится следить за игрушкой, движущейся в любом направлении!

- «Колокольчик». Если ребёнок, несмотря на проводимые игры, по-прежнему не следит глазами за игрушкой, попробуйте привлечь его внимание каким-нибудь звучащим предметом, например, колокольчиком или погремушкой. Их звучание не должно быть слишком резким и громким. Мелодичный звон наверняка понравится крохе. Демонстрировать колокольчик (погремушку) придётся на вытянутой руке (вызывая звон колокольчика или погремушки), но взрослый при этом не показывает своего лица. Научившись следить за предметом, издающим звук, малютка будет искать его глазами, едва заслышав знакомую трель. Это произойдёт к концу 1-го месяца. Таким образом, с помощью подобных игр, вы заложили у ребёнка основы для развития зрительного и слухового сосредоточения.

- «Музыкальные мобили». Прикреплённые к кроватке или над игровым ковриком музыкальные мобили с движущимися игрушками также служат цели сосредоточения. Только жаль, что к игрушкам на мобиле малютка очень быстро привыкает и теряет к ним всякий интерес! Если такое случается, приходится менять «ассортимент». Понаблюдайте за реакцией крохи, когда декорации будут обновлены. Он тянется к новым игрушкам, широко раскрывает глаза? Очень хорошо! Значит, новая забава его заинтересовала. Возможно, наибольший интерес вызовет игрушка какого-то определённого цвета. Возьмите это на заметку. Каждые 4-5 дней меняйте игрушки-подвески. «Любимый» цвет будет вызывать у малютки не только «комплекс оживления» (забавные дрыганья ручками и ножками), но и улыбку.

- «Речевое сопровождение». Неизменным фоном любых контактов с малюткой в период его бодрствования должен быть голос взрослого. Игры, кормление, купание, переодевание должны сопровождаться ласковыми словами, забавными приговорками. Всё это можно найти на нашем сайте в разделах:«Потешки, пестушки и колыбельные», «Становление речи у ребёнка (дети от рождения до года)».

2. Игры c детьми от 1 до 3 месяцев
В этот период приоритетным по-прежнему является эмоционально-личностное общение с ребёнком. Оно может происходить не только во время игры, но и в любой момент его жизни, будь то купание, кормление, одевание или массаж. Игровые приёмы во время этих режимных моментов направлены:
- на развитие общих движений;
- на развитие пальчиков (тонкой моторики рук);
- на активизацию зрительных, слуховых и тактильных (кожных) ощущений.
Кроме уже освоенных игр с движущимися и звучащими игрушками, родители могут организовать и что-нибудь новенькое.

- «Хватанюшка». Примерно до 1-2-х месяцев пальчики грудного ребенка по большей части сжаты в кулачки. (И это вполне естественно!) Если же взрослый станет насильно разжимать кулачок, чтобы вложить игрушку, то это вызовет неудовольствие ребёнка. Научите малютку самостоятельно хватать предметы. Этому поспособствуют специальные игры. Но сначала добейтесь того, чтобы кулачки расслабились и пальчики освободились. Ласково, с приговариванием, погладьте тыльные стороны ладошек крохи. Ручки сразу же превратятся в «солнышки»: выпустят пальчики-лучики (это произойдет рефлекторно). Поймав момент, вложите в правую ручку крохи погремушку с удобной ручкой. Он тотчас же намертво схватит её (опять же рефлекторно). Возьмите ручку малыша вместе с погремушкой и погремите: «Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!» Проделав это упражнение в течение нескольких дней, вы добьетесь того, что кроха в какой-то момент сам попытается схватить любимую игрушку и погреметь ею. Подвешивайте понравившуюся погремушку над кроваткой или в коляске с тем расчетом, чтобы ручка малютки могла до неё дотянуться.

- «Киса-мурыса»: взрослый одной рукой удерживает руку малютки в районе запястья ладонью вниз, а другой рукой мягко и нежно проводит снизу по ладони малыша, пытаясь раскрыть, «распушить» пальчики. Если и тогда рука крохи будет в тонусе, а пальцы плохо раскроются, проведите кистью малютки по какой-нибудь поверхности или по руке взрослого, стимулируя раскрытие ладошки. Важно, чтобы «распушились» все пальчики, в том числе и большой. Это достигается не с первого раза. Проявите терпение, осторожно простимулируйте отведение большого пальца крохи от ладони - в сторону. Но без фанатизма! Насильно преодолевать повышенный мышечный тонус у детей первых месяцев жизни нельзя. В норме он должен снизиться только после 3-х месяцев.

Наконец, ладошка малютки полностью раскрылась. Пошлёпайте ею по поверхности стола, по простынке, по одежде. Наконец, сыграйте в «Ладушки», активизируя таким образом тактильные и кинестетические ощущения крохи.

- «Два этажа». Если раньше игрушки над ребёнком располагались на одном уровне, то теперь можно использовать два. Это легко сделать в кроватке с решетчатыми боковинками. Одну гирлянду с игрушками-погремушками прикрепите на высоте 60-70 см над грудью ребёнка, а другую - на расстоянии 10 см над его животиком. Таким образом, в поле зрения крохи будет верхняя подвеска. Он её видит, тянется к ней, но задевает гирлянду из погремушек над животом. Она издаёт звук, который привлечёт внимание ребёнка. Он ещё не понял, каким образом появился этот звук и почему нижняя гирлянда начала раскачиваться. Малютка замирает, а затем вновь энергично взмахивает ручками. Звук повторяется. Теперь ребёнок осознаёт, что всё двигается и звучит в результате его действий, и он совершает их вновь и вновь, уже целенаправленно.

- «Звонница». Это ещё одна игра для вашего малютки. Закрепите на верёвочке бубенчики или колокольчики с мелодичным звучанием. Подвесьте эту «звонницу» над колыбелькой на расстоянии 60-70 см от лица малютки. К верёвочке привяжите широкую и яркую атласную ленту, конец которой должен свободно свисать и быть доступен ручкам крохи. Наклонитесь над колыбелькой, заговорите и улыбнитесь малышу. Он тотчас же проявит «комплекс оживления»: задрыгает ручками и ножками. Возьмитесь за ленточку и приведите в действие весь звучащий «комплекс». Если малыш не испугался звона и настроен оптимистично, повторите своё действие. А теперь проведите концом ленты несколько раз по тыльной стороне правой ручки крохи. Что произойдёт? Правильно, она раскроется! Вложите в неё конец ленты. Взяв кулачок ребенка, подергайте вместе с ним за ленту, приводя в работу «звонницу». Очень весело! Если подобное занятие понравится малютке, он и сам попытается освоить искусство «звонаря» и, ухватив конец ленты, начнет приводить в действие свой «оркестр». Но помните, оставлять малютку наедите с этим комплексом небезопасно: он может запутаться в ленте. Поэтому эта игра проводится под неусыпным контролем со стороны взрослого.

- «Иди, иди сюда!». Когда малыш научится держать голову, во время игр его можно выкладывать на животик. Расположите перед малюткой на расстоянии примерно 1 м красивую и яркую игрушку, например, кошку. Когда он сконцентрирует на ней своё внимание, переместите игрушку в сторону: «Ой, кошечка убежала!». Малютка повернёт вслед за игрушкой голову, развернёт всё туловище. Снова переместите игрушку, поставьте её так, чтобы кроха смог до неё дотянуться. Взрослый при этом демонстрирует манящий жест рукой и говорит: «Иди, иди сюда, киса!». Ребёнок попытается дотянуться до игрушки рукой. Возможно, он издаст какие-то звуки, начнёт гулить.

- «Маленькие ручки». Предваряйте все вышеперечисленные игры массажем рук малыша. Делайте это нежно, с ласковыми приговариваниями: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний, безымянный, мизинчик…. А вот ладошка: теплая, мягкая…». Сделав массаж на одной ручке, не забудьте и о второй. Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам. Каждый необходимо поглаживать в отдельности: от кончика (подушечки, ногтевой фаланги) до основания, круговыми движениями. Длительность подобных процедур 5 минут (1 месяц), 10 минут (2-3 месяца). Количество повторов каждого массажного движения три-четыре. Напоминаем, что руки взрослого должны быть идеально чистыми, тёплыми, с подстриженными ногтями. Время проведения массажа - через 30 минут после кормления.

- «Меломан». Не меньший интерес вызывают у ребёнка мелодии. На тихой, спокойной музыке он затихает, успокаивается. Громкая и ритмичная мелодия вызывает у него всплеск двигательной активности, беспокойство. Поэтому старайтесь окружать малыша тихими и спокойными звуками. Они в большей степени вызовут его слуховое сосредоточение. Да и в дальнейшем, избегайте не только громкой музыки и речи, но и игрушек с резкими, неприятными звуками. Мелодии классической музыки, а отнюдь не тяжёлый рок должны сопровождать периоды бодрствования крохи.

3. Игры от 3 месяцев до полугода
В три месяца все движения крохи становятся более координированными и точными. Он учится согласовывать движения глаз и рук, тренируется в захвате предметов разной величины и формы, подстраивает под них свою кисть. Но все эти навыки приобретаются не вдруг, и не сразу, для их совершенствования нужны целенаправленные игры.
Подбирайте для игр предметы, которые малютка сможет схватить и удержать. Время удержания сначала будет недолгим. Поэтому взрослый несколько раз берёт и вкладывает игрушку (предмет) в руку крохе. Во время захвата слегка тянет за игрушку, вызывая у ребёнка мышечное усилие: «Тянем-потянем! Ох, какой сильный малыш!». И так - несколько раз.

- «Киндер-сюрпризы». Если в семье есть старший ребёнок, то недостатка в футлярах от этого лакомства не будет. Наверняка, каждое посещение магазина заканчивается его покупкой. Если кроха в семье пока единственный, поставщиками заветных пластмассовых яиц станут ваши знакомые и близкие. Насколько это универсальное средство для развлечения малютки, вы сможете вскоре убедиться. Величину футляров подбирайте сообразно возрасту малютки и размеру его кисти: забава должна удобно располагаться в руке, но не помещаться в рот! Было бы утопией думать, что малыш не потянет футляр в рот, особенно, если у него режутся зубки. Пластмасса легко моется, так что в плане чистоты проблем не будет. Теперь - о безопасности. Современные детки такие ловкие, что открыть футляр для них не составит труда. Края у половинок киндер-сюрприза могут быть острыми, поэтому взрослый контролирует ситуацию. Если внутрь яйца вы поместите какую-то «гремелочку» (горох, фасоль, бусинки и т.д.), то придётся футляр обшить тканью. Это даже и к лучшему. Если взять несколько футлярчиков и обтянуть их разной тканью, - получатся великолепные тренажёры для развития кинестетических (кожных) ощущений крохи. Но позволять крохе всё это мусолить во рту уже нежелательно. Подобными тренажёрами можно: греметь, звенеть, кидаться, их можно катать, бросать и ловить. Поверьте, для грудничка подобные занятия очень увлекательны! Только не забудьте по окончанию игры похвалить малютку, погладить его ручки.

- «Колечки». Мамины или папины золотые и серебряные кольца для этой игры не подойдут, а вот пластмассовые или деревянные колечки от пирамидки - идеальны! Их диаметр - от 5 см и больше (главное, чтобы в рот не помещались!). Перебирая колечки разной величины, малютка приспосабливает к ним свой кистевой захват, учится манипулировать предметами, перекладывает их из одной руки в другую. Подобные движения в результате игр появляются даже у четырёхмесячного крохи.

- «Стройка». С 5-ти месяцев в руки малютки вкладывают предметы «неудобной» формы: призмы, бруски, цилиндры, кубы. Под это дело можно приспособить детские кубики, игровой строительный материал, коробочки от парфюма и косметики, куски поролона. Все найденные таким образом формы можно обшить тканью разной фактуры. Для чего это делается, вы уже знаете (для развития кинестетических ощущений). Только не вываливайте всё это «форменное» разнообразие разом в кроватку малютки. Ведь тогда оно превратится в «форменное безобразие» и подобие свалки! Каждый предмет (в отдельности!) рассматривается и обыгрывается совместно с малышом. Допускается сравнение и разглядывание двух форм.

4. Игры от 6 месяцев до 1 года
- «Стройка века». Теперь в играх с ребёнком ещё более активно используются всевозможные игрушки и бытовые предметы. «Стройка века» тоже продолжается. Когда малышу исполнится полгода, он, совместно с взрослым, сможет строить из нескольких форм домик, башню, гараж. В детской начнётся настоящий строительный бум. Научившись ползать, кроха будет таскать на свою «стройку» всё, что попадётся ему под руку. Ваша квартира превратится в настоящий шедевр его раннего детского зодчества. Да, не обойдётся и без слёз, если мама или папа начнут уничтожать то, что, на их взгляд, уродует интерьер квартиры, а с точки зрения крохи представляет несомненный интерес. Мириться с «точечной застройкой» родителям придётся ещё очень долго (некоторые малыши не расстаются с профессией «строителя» до школы!).

- «Зеркало». Артикуляционные игры надо начинать аккурат в районе полугода. Малютка уже пробовал и раньше «зеркалить» ваши движения: высовывал язык, жмурился? Прекрасно! Взрослый строит всевозможные гримасы, малыша это очень забавляет, он и сам не прочь всё это повторить. Например: «Ехали мы ехали, ехали в Орехово, на лошадке вороной: цок, цок, цок (взрослый цокает языком, малыш пытается повторить). Остановим лошадку: тпру!» (с силой подуть на губы, вызывая их вибрацию). Для появления речевых звуков подобные игры не пройдут даром, и в скором времени вы в этом убедитесь.

- «Ёмкости». Не меньший восторг у ребёнка до года вызывают всевозможные коробочки, шкатулочки, кастрюльки. Они состоят как минимум из двух частей, значит, их можно: открывать, закрывать, наполнять. А ещё - громыхать ими и прятать в них что-то меньшее по размеру. Что малыш с успехом и будет делать под вашим чутким руководством. Руководство это выражается не только и не столько в том, что взрослый даёт ценные указания: что делать и как делать, но и обыгрывает, оречевляет каждое действие (своё и крохи). Когда эти игры-манипуляции с домашней утварью будут освоены, можно смело доверять малышу матрёшку и специальные игровые формы-вкладыши.

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

Развивать новорожденного нужно обязательно

Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного , не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного

В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного , а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Развивающие игры и занятия для новорожденного

  • Выкладывание на живот

Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот .

Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет : старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

  • Занятия на фитболе

Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

Недавно стали мамой малыша?

А люблю того, кто скачет

Посмотрите несколько

  • Оттолкни мяч

Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

  • Массаж ручек

Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

  • Игры с погремушками

На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками . Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет : во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

  • Игры в ванной

Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного . Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

  • Музыкальные минутки

Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением . Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

  1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
  2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
  • Танцы на руках

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....