Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Институт семьи. Институты семьи, их формы, типы и функции

Социальные институты (от лат. institutum - «установление», «устройство») - это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом. Социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первый институт экономики - производство - возник около 2 млн лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда. Институту семьи около 500 тыс. лет, государству и образованию - 5–6 тыс. лет.

Со временем, переходя в устойчивую форму, приведенные в систему, обеспечивающие в совокупности выполнение какой-либо общественно полезной функции, нормы и правила закрепляются юридически, устанавливая статусные права и обязанности. Процесс формирования и развития социальных институтов называется институционализацией.

Из всего многообразия социальных институтов выделяют основные, удовлетворяющие основные жизненные потребности общества:

Традиционно выделяют 5 основных комплексов институтов:

· в воспроизводстве человеческого рода - институты семьи и брака;

· в безопасности и социальном порядке - политические институты (армия, органы охраны правопорядка, судебная система);

· в обеспечении средств существования - экономические институты;

· в получении и передаче знаний, социализации - институты образования;

· в решении духовных проблем - институты религии.

Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Если происходит сбой в их функционировании - беда для всего общества.

Функцией социального института называют ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Если институт приносит обществу вред, то подобные действия называются дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, следовательно, функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Таким образом, нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло.

Одним из важнейших институтов общества является институт семьи и брака. Семья рассматривается и как малая социальная группа, являющаяся первичной ячейкой общества, и как социальный институт. Семья, как малая группа, представляет собой социальную группу связанных отношением брака или кровного родства людей, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, где регулируются отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Семья, как социальный институт, взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, развивается и изменяется под влиянием общественно-экономических процессов, но в то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла следующие этапы:

· промискуитет (неупорядоченные половые связи, а семейная жизнь была идентична общественной);

· кровнородственная семья (групповой брак, а половые отношения были разрешены между теми, кто принадлежал к одному поколению);

· пуналуальная семья (брачные отношения разрешены между братьями из одного рода и группой сестер из другого рода, т. е. произошло «табу на инцест»);

· синдиасмическая семья (тип семьи, когда один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия оставалась исключительно правом мужчины);

· моногамная семья.

Существуют различные виды семьи:

· в зависимости от представленных в них разных поколений различают семьи: нуклеарную, расширенную и родственную. Нуклеарная семья насчитывает всего два поколения - родители и дети. Расширенная семья состоит из мужа и жены с детьми и кого-либо из их родственников, проживающих в одном домохозяйстве. Родственная семья включает не только супругов и их детей, но и своих родственников с их детьми.

· по наличию родителей - полную и неполную;

· по количеству детей - бездетную, малодетную и многодетную;

· по возрастному положению - молодую и зрелую;

· по социальному положению супругов (или родителей супругов) - гомогенная, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенная - из разных социальных групп, классов, национальностей, профессий.

· по критерию власти выделяют семьи: патриархальную, когда отец - глава семейства; матриархальную, где главой является мать; партнерскую, где супруги совместно принимают необходимые решения.

Каждая семья проходит через определенный жизненный цикл - период от возникновения семьи до прекращения ее функционирования. Жизненный цикл семьи складывается со следующих периодов:

1) до рождения детей;

2) семья в составе супругов и детей;

3) уход детей и создание ими самостоятельной семьи;

4) распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

Сфера семейной деятельности весьма разнообразна. Семья призвана выполнять следующие функции:

· репродуктивную (биологическое воспроизводство общества); воспитательную (социализация молодого поколения);

· хозяйственно-бытовую; духовного общения (духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза);

· социально-статусную (предоставление определенного статуса членам семьи);

· эмоционально-досуговую (удовлетворение потребностей в личном счастье и любви, получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье);

· сексуальную.

Семья создается на основе брака. Брак - исторически обусловленная санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжение рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Брак по степени формализации может быть юридическим, фактическим. Но семья может образовываться и без юридического оформления (гражданским браком, когда двое людей сожительствуют вместе). Различают следующие виды брака: моногамный - это брак одного мужчины с одной женщиной; полигамный, при котором более одного партнера в супружестве. Среди полигамных браков существует такая форма, как полигиния - многоженство и редко встречающаяся полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей.

К числу нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности брака, относятся: индивидуальная половая любовь, чувство материнства и отцовства, супружеский и родительский долг, взаимные уважение и забота.

ТЕМА 5


Похожая информация.


Социальный или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части . Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил .

Существует мнение, что характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны в долгосрочной перспективе (см. ниже ).

История термина

Виды социальных институтов

  • Потребность в безопасности и порядке (государство).
  • Потребность в добывании средств существования (производство).
  • Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования).
  • Потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Основные сведения

Особенности его словоупотребления осложняются ещё тем обстоятельством, что в английском языке традиционно под институтом понимается любая устоявшаяся практика людей, обладающая признаком самовоспроизводимости. В таком широком, не узкоспециальном, значении институтом может быть обычная человеческая очередь или английский язык как многовековая социальная практика.

Поэтому в русском языке нередко социальному институту дается другое название - «институция» (от лат. institutio - обычай, наставление, указание, порядок), понимая под ней совокупность общественных обычаев , воплощение определенных привычек поведения, образа мыслей и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним, а под «институтом» - закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Термин «социальный институт» вобрал в себя как «институцию» (обычаи), так и собственно «институт» (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».

Социальный институт - это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи). Э. Дюркгейм образно называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Эти механизмы опираются как на кодифицированные своды законов, так и на нетематизированные правила (неформализованные «скрытые», обнаруживающиеся при их нарушении), социальные нормы , ценности и идеалы, исторически присущие тому или иному обществу. По мнению авторов российского учебника для ВУЗов, «это наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют жизнеспособность [социальной системы]» .

Сферы жизнедеятельности общества

Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
Экономическая - отношения в процессе производства (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
Социальная - отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
Политическая - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
Духовная - отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия , образование , наука , искусство и др.

Институционализация

Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией . Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей;
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Процесс институционализации, таким образом, включает в себя ряд моментов.

  • Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
  • Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

  • Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, лиц, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования приводится в действие социальным корпусом преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, социальные институты - это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам. Так, понятие «институт моногамной семьи» подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида .

Институционализации, как показывают П. Бергер и Т. Лукман , предшествует процесс хабитуализации, или «опривычивания» повседневных действий, приводящий к формированию образцов деятельности, которые в дальнейшем воспринимаются как естественные и нормальные для данного рода занятий или решения типичных в данных ситуациях проблем. Образцы действий выступают, в свою очередь, основой для формирования социальных институтов, которые описываются в виде объективных социальных фактов и воспринимаются наблюдателем как «социальная реальность» (или социальная структура). Эти тенденции сопровождаются процедурами сигнификации (процесс создания, употребления знаков и фиксации значений и смыслов в них) и формируют систему социальных значений, которые, складываясь в смысловые связи, фиксируются в естественном языке. Сигнификация служит целям легитимации (признание правомочным, общественно признанным, законным) социального порядка, то есть оправдания и обоснования привычных способов преодоления хаоса деструктивных сил, угрожающих подорвать стабильные идеализации повседневной жизни .

С возникновением и существованием социальных институтов связано формирование в каждом индивидууме особого набора социокультурных диспозиций (габитуса), практических схем действования, ставших для индивида его внутренний «естественной» потребностью . Благодаря габитусу происходит включение индивидов в деятельность социальных институтов. Социальные институты поэтому - это не просто механизмы, а «своеобразные „фабрики смыслов“, задающие не только образцы человеческих взаимодействий, но и способы осмысления, понимания социальной реальности и самих людей» .

Структура и функции социальных институтов

Структура

Понятие социальный институт предполагает:

  • наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;
  • эти механизмы, являясь надындивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре:заключены:

  • ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);
  • их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;
  • средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;
  • социальные позиции - сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Кроме того, предполагают наличие определенных социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.

Чтобы не обозначать разными терминами одни и те же понятия и избежать терминологической путаницы, под социальными институтами следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определенных социальных практик и социальных отношений. А коллективных субъектов все же следует именовать «социальные общности», «социальные группы» и «социальные организации».

  • «Социальные институты – это организации и группы, в которых протекает жизнедеятельность членов сообщества и которые, в то же время, выполняют функции организации и управления этой жизнедеятельностью» [Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований http://www.jsr.su/dic/S.html ].

Функции

У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путём участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той или иной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.

Наряду с явными, существуют ещё и неявные - латентные (скрытые) функции. Так, Советская Армия в своё время выполняла ряд скрытых несвойственных ей государственных задач - народно-хозяйственных, пенитенциарных, братской помощи «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков, народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные - о том, что из этого получилось.

Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картину социальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:

Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет , Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов :

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  • Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти .
  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций .

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие :

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений . Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
  2. Регулятивная функция . Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
  3. Интегративная функция . Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
  4. Транслирующая функция . Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путём изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
  5. Коммуникативные функции . Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей.

Функциональные качества

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  • Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
  • Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
  • Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  • Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
  • Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

Дисфункция социального института

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Формальные и неформальные социальные институты

Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.

Классификация социальных институтов

Помимо разделения на формальные и неформальные социальные институты современные исследователи выделяют конвенции (или “стратегии”), нормы и правила. Конвенцией является общепринятое предписание: например, “в случае обрыва телефонной связи перезванивает тот, кто звонил”. Конвенции поддерживают воспроизводство социального поведения. Норма подразумевает запрет, требование или разрешение. Правило предусматривает санкции за нарушения, следовательно, наличие в обществе мониторинга и контроля за поведением. Развитие институтов связано с переходом правила в конвенцию, т.е. с расширением использования института и постепенным отказом в социуме от принуждения к его исполнению .

Роль в развитии общества

По мнению американских исследователей Дарона Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона (англ.) русск. именно характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны, доказательству этого утверждения посвящена их книга Why Nations Fail , изданная в 2012 году .

См. также

Сноски и примечания

  1. // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2 .

Институт семьи и брака включает в себя :

1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, под­ростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуще­ствляется семейная жизнь.

Выделение института семьи и брака из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Кроме того, семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций.

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнёра, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. Также семья анализируется в русле двух основных направлений: функционализма и теории конфликта. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения её функций или социальных потребностей, которым она служит.

Функции семьи .

1.Функция сексуального регулирования . Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.

2.Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества.



3.Функция социализации . Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

4. Функция эмоционального удовлетворения . Потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

5.Статусная функция . Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др.

6.Защитная функция . Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

7. Экономическая функция . Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.

Формы семейной жизни . Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Когда речь заходит о семье, мы, прежде всего, представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской , или нуклеарной , семьей . Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями.

Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей . Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна.

Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Формы брака . Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества.

Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, такой культурный образец называется эндогамией . Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия , т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время).

Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия , т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство.

Институт образования.

Социальный институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»

Система образования как институт включает следующие компоненты :

1. органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2. сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

3. творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

4. учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

5. образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

6. учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

7. периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Напомним, что социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение конкретных социальных потребностей .

На уровнях начальной и средней школы разделение процесса обучения на отдельные этапы отражает психологические и биологические возможности учащихся. На более высоких уровнях системы образования отличаются по нескольким параметрам. Существуют следующие типы этих систем образования : массовое и элитарное обучение; государственное и частное образование; централизованное и нецентрализованное обучение, а также техническое и общее образование.

К функциям образования относят:

1. передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

2. генерирование и хранение культуры общества;

3. социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

4. определение статуса личности;

5. социальный отбор, дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

6. обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

7. создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

8. социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

9. социальный контроль

Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, в том числе школьном и вузовском, представляет собой сложно разветвленную систему – социальную организацию . Например, на уровне среднего образования эта система включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.

Институт образования призван удовлетворить потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Когда же он не справляется с ней, говорят о дисфункции института . Длительная дисфункция называется институциональным кризисом .

В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы :

1. коммерциализация – расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий

2. элитизация – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

3. регионализация – замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

4. децентрализация системы высшего образования – расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях Рилза и Ле Пи. Они первые независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние различных социальных факторов на институт семьи. С тех пор институт семьи постоянно находится в центре внимания у социологов.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчив и массовым.

Семья -- самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.

Как и все другие институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.

Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется нуклеарной. Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:

  • - полигамная - многоженство
  • - полиандрия - редкая форма полигамии - многомужие.
  • - моногамная семья - существование брачной пары - мужа и жены.
  • - экзогамия - запрет на браки между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (между родственниками).
  • - эндогамна форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (эндогамные группы - племя, существовали в эпоху первобытнообщинного строя).
  • - сожительство - незарегистрированный брак. Часто называют такой брак «гражданским». Это брак, где отношения между партнерами не оформлены в установленном законом порядке.
  • - сложная семья (расширенная) - совместное проживание нескольких поколений родственников. Т.е. различные родственники одного или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связанны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
  • - а так же существуют эгалитарные, авторитарные, традиционные, полные и неполные семьи и другие формы.

Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции -- репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. На основе института брака позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

  • - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);
  • - противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными.
  • - низкая сплоченность группы;
  • - падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

  • - изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;
  • - изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований, создание несколько типологий семей;
  • - отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;
  • - качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;
  • - функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль -- один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи. Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским - средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5 человек и более.

Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д. Интересно, что, несмотря на значительные перемены, сегодня большинство россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным.

Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть с 9,7 чел. на 1000 населения до 7 чел. в 1998г., при этом в городах число заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения - в селе). Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше. Так же в определенной мере повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке.

На модель формирования семьи влияет не только снижение брачности, но и сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности происходит значительный рост разводимости. Если в 80-х годах число разводов на 1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - уже 3,4, а в 1999 - 4,6 человек. По числу разводов мы опережаем все европейские страны и уступаем лишь США, где этот показатель еще выше.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия - одна из самых веских причин развода).

Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.

Для лучшего понимания семьи, как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями личности в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрепоколенные (дед, бабка, старший, младший) и так далее.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также воспитание детей и поддержание существования членов семьи.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Тяжело найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семьи бывают нескольких форм. Преобладающей формой является нуклеарная семья, то есть супружеская. Её основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями и их дети, которые от них зависят. Вторая форма семьи - родственная семья. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого количества родственников. Именно поэтому ее зачастую называют расширенной семьей. Но в последнее время наблюдается разрушение родственных связей, в связи, с чем нуклеарные семьи превосходят по своей численности родственные.

Также бывают семьи, которые имеют общее домашнее хозяйство и общих детей, но которые не оформлены юридически. В последнее время в развитых странах превалируют семьи, которые не регистрируют брак.

Неполные семьи - семьи, где отсутствует один их родителей или где дети живут без родителей вообще, а с бабушками и дедушками.

Институт семьи различен в каждом обществе и отражает специфику этого общества. Но, не смотря на разницу между обществами, всем им присуща одинаковая черта. Если сравнивать человеческий мир с животным миром, то можно смело сказать, что дети нуждаются в опеке родителей в рамках гораздо большего времени, чем животные. Порой этот этап зависимости ребёнка от родителей растягивается до восемнадцати лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых.

В социологии выделяют три основных типа семьи:

1. Традиционная (патриархальная) семья. В этом понятии укладывается существование под одой крыше минимум трёх поколений, и главная роль отводится самому старшему члену семьи мужского пола. Для такой семьи характерна зависимость женщины от мужчины, распределение ролей следующим образом (мужчина - кормилец, жена - хозяйка), признание безусловного приоритета мужчины.

Нетрадиционная семья. В этом типе семьи мужчина опять же лидер и семейные обязанности разграничены, но не подкреплены экономическими основаниями. Этот тип семьи социологи считают эксплуататорским, поскольку женщина получает равные права с мужчиной на общественный труд, но получает право на домашний труд. Занятия по дому считаются её обязанностями.

Эгалитарная семья - семья равных. Для такой семьи присуще равномерное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Жизнедеятельность семьи как социального института завязана на выполнении определенных функций.

С.С. Фролов рассматривает такие функции семьи, как:

Репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и к социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно не одобряются. Поэтому появление ребёнка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

Функция сексуального регулирования - семья главный институт, через который общество упорядочивает, управляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

Функция социализации - несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, несомненно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования, как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах другие модели поведения.

Функция эмоционального удовлетворения - к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том, что самые серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, кто был воспитан в детских домах без любви матери и отца. Они в гораздо большей степени подвержены болезням, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств, близким людям является необходимым жизненным элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

Статусная функция - каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего такие важные статусы, как национальность, место в городской или сельской культуре и другие. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляют ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

Защитная функция - во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

Экономическая функция - ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае, если у него возникают экономические трудности. Эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организации жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В «сфере домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая - возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (то есть превращение части семей из потребительских ячеек общества еще и в производственные).

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...