Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Пословицы и поговорки: значение и смысл


Задачи: развивать экономический кругозор детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Подготовительная работа. Учитель проводит с детьми стартовую беседу, цель которой - скоординировать действия микрогрупп в поиске пословиц и поговорок о труде, бережливости, смекалке и т. д.
В день проведения КТД класс украшают плакатами с пословицами и поговорками, рисунками, выставляют книги и т. п.
Примерные этапы КТД

Первый этап. «В пословице - народная мудрость.» Детям предлагается послушать и обсудить рассказ Е. Пермяка «Две пословицы».
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в ко-пилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел да заблудился. Вдруг видит - Голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
-Покажи мне, Голубь, дорогу! - просит Костя.- Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
-Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ,- отвечает Костя.
- Тогда другое дело, - говорит Голубь. - Покажу. Показал Голубь Косте дорогу, и тот пошел. Идет и видит:
мост через реку снесло, а как брод найти - не знает. Вдруг смотрит, Плотвичка к нему подплывает и говорит:
-Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ, иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей: и хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!
Вдруг подбегает к нему Кудлатая Собака. Совсем чужая, незнакомая. Узнала, в чем дело, иговорит Косте:
-Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно - нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала Собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов, сладостей, семи-
голосую гармошку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, в собак.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку:
-Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек! Тот глазам не верит:
- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
-Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произоило. Не знал Федя, что Собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым - лучше».
Организуется обсуждение рассказа. Делается вывод о том, что у доброго человека много друзей; настоящие друзья всегда помогают друг другу; дружбу нельзя измерить деньгами. Доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всех окружающих не меньше (а может, даже и больше), чем о себе самом.

Второй этап. «Один за всех - все за одного». Организуется деятельность микрогрупп. В конверты из цветной бумаги вкладываются задания. Представитель от каждой микрогруппы называет цвет и получает соответствующий конверт с заданием.
Задание группе 1 - «Пословица - всем делам помощница».
Дети называют пословицы и объясняют их смысл: «Бережливость в малом - экономия в большом»; «Дармавога на свеце няма шчога»; «Гультайства горш за хваробу»; «Па рабоце майстра вщаць».
Задание группе 2 - «Знания никому не в тягость».
Участникам предлагается начало пословицы или поговорки и дается задание закончить ее. Подбираются хорошо известные детям пословицы или поговорки.
Задание группе 3 - «Грамоте учиться - всегда пригодится».
Учитель называет пословицы и поговорки. За 5 - 6 минут ребята должны сочинить по ним рассказ (сказку, житейскую историю).
Задание группе 4 - «Мы-художники».
Участники показывают свои рисунки, остальные отгадывают, какие пословицы они иллюстрируют.
Подводится итог дела. Учитель обращает внимание детей на мудрость народа, отраженную в устном народном творчестве - сказках, загадках, песнях, потешках, пословицах, поговорках,- во всем, что создано народом и устно передается от человека к человеку. В устном народном творчестве всегда прославляются труд, трудолюбивые люди.

Советы организаторам

1.Развивайте у учащихся интерес к устному народному творчеству.
2.Посоветуйте родителям посетить детскую библиотеку совместно с ребенком, найти книги об устном народном творчестве и выбрать пословицы.
3.Полученные знания систематически расширяйте и углубляйте в ходе анализа литературных произведений, жизненных ситуаций.
4.Стимулируйте использование детьми в устной речи пословиц о труде, бережливости.
5.К занятию «Экономика в пословицах и поговорках» подготовьте красочную наглядность, выставку книг.

07-07-2002


Русские экономические пословицы

Михаил Бонч-Осмоловский, 1979 г.р. В 2001 году закончил мех-мат МГУ и одновременно Российскую экономическую школу (РЭШ). Сейчас учится в аспирантуре Университета Северной Каролины, США, специализируясь в математических моделях экономики.

Пословица - сжатое, общеупотребительное наречение, живущее в народной речи (Брокгауз, Ефрон).

С одной стороны, пословицы имеют некоторые преимущества перед научными текстами при анализе. Пословица сжата, кратка и, как правило, содержит мораль, т.е. носит оценочный, нормативный характер, что позволяет легко определить из нее взгляды и оценки, распространенные в народе. Как правило, существует несколько пословиц (вариант) с одной и той же идей, которую в теории фольклора называют моральной инвариантой.

С другой стороны, существует несколько трудностей в анализе.

В отсутствие даты создания мы не можем проследить развитие представлений народа, их динамику, не можем сопоставить мораль пословицы с экономической реальностью того времени и места, когда она была создана.

Однако пословицам вообще не свойственно опережение времени, ибо они "не существуют вне применения" (Брокгауз, Ефрон).

"Отношение между литературой и ее потребителем находит себе близкую параллель в области экономики, а именно в так называемом производстве на сбыт, тогда как фольклор приближается к производству на заказ" (Богатырев).

В нашем случае сборник пословиц был выпущен В.И. Далем в 1853 году, и так мы можем лишь приблизительно оценить дату появления большинства пословиц, считая, что им примерно по 100 лет, т.е. это середина 18 века, времена Адама Смита и ранее.

Итак, для каждой пословицы проблемой является выяснить, результат ли это Экономической Мысли, идеи, развитие которой мы исследуем, или является лишь отражением экономической реальности того времени, т.е.

фактом Экономической Истории. Порой это просто неотделимо.

Например, когда говорят: "Казна шатущая корова: не доит ее ленивый" - это является и описанием характерной для России экономико-исторической ситуации, и в то же время моральной оценкой: тот, кто не тащит - ленивый, отрицательный персонаж. Подчеркнем еще раз: историческая ситуация - это факт, например, характер потребления и горизонт планирования народа- когда этот характер и горизонт описываются, фиксируются в пословице - это уже экономическая идея размышляющего об этом факте народа.

Например, встретив много пословиц, одобряющих торговлю, возникает сомнение, не придумали ли их все сами торговцы, и действительно ли они выражают "народное мнение". Однако, даже если пословица была придумана заинтересованным лицом, она выжила в конкуренции с другими пословицами, выстояла испытание временем и распространилась настолько, что попала в сборник - так что будем ее считать "народной" пословицей.

Наконец, близкая этой проблема - противоречивость пословиц.

Вот, например 2 пословицы:

Лучше воровать, чем торговать.

Лучше торговать, чем воровать.

Тем не менее, содержательные выводы сделать можно.

Удобно воспользоваться методологией Р.Доукинса, и определить пословицы как memes - набор идей, плавающих в одном "болоте" и конкурирующих за сознание человека. Худшие из memes забываются, лучшие (в нашем случае это наиболее адекватные представлению человека, наиболее яркие) - остаются в его памяти и передаются другим, возможно, подвергаясь небольшим мутациям. Непрерывно идет эволюционный отбор лучших, устойчивых пословиц.

Таким образом, по числу сохранившихся пословиц одной моральной инварианты можно судить о большей или меньшей распространенности данной идеи в обществе.

Итак, несмотря на некоторые трудности, пословицы поддаются качественному и количественному анализу.

ЦЕНА И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Хорошо дешево не бывает. Цена по товару, и товар по цене.

Здесь говорится о двойственной природе цены (в современных терминах ее равенство предельной полезности и предельным затратам). Цена по товару - т.е. цена зави

сит от качества товара, его полезности. Товар по цене - значит, что качество товара зависит от цены, очевидно, через издержки и затраты на производство.

У купца цена - у покупателя другая. Здесь различается спрос и предложение, ценообразование по модели bargaining между покупателем и продавцом. Сюда же относится:На что спрос, на то и цена.

Бог цену строит. Базар цену скажет. (Р). Здесь мы видим известное понятие справедливой цены, характерное для мыслителей средневековья. Каждый товар имеет изначальную, природой или Богом определенную цену. Базар цену скажет - т.е. рыночная (базарная) цена и есть эта справедливая цена! Это одно из многочисленных свидетельств рыночного мышления российского народа, вопреки устоявшемуся представлению о несвойственности русским "западных" понятий, мы увидим еще такие пословицы, которые будем обозначать Р(ынок).

На базар ехать, с собой цены не возить. На торг едешь, цену оставь дома. (Р). С трактовкой этой пословицы возникают сложности. На первый взгляд она говорит о присутствии монополии или административных ограничений: в конкурентной модели агент имеет право установить любую цену. Но мне кажется, что здесь мы, напротив, имеем дело с поведением price-taker"a, который понимает свою неспособность изменить рыночную цену и принимает ее как заданную. Эта пословица, скорее всего, описьшает равновесие конкурентного случая, когда цены находятся в равновесии, и никто не пытается (и это невыгодно) их изменить.

Не в счете деньги, а в цене. (!)В этой пословице слышится краткая формулировка принципа относительности цен, сформулированного Вальрасом, и намек на инфляцию.

ТОРГОВЛЯ

В разные времена у разных народов отношение к торговле и торговцам менялось от презрения до восхищения. В России в годы советской власти свободная торговля была запрещена, и еще недавно в начале 90-х можно было встретить презрительное отношение к торговцам, челнокам и спекулянтам. Оказывается, для старой России такие стереотипы вовсе не были свойственны!!! Мы видим огромное количество пословиц, сочувствующих продавцам, их тяжкому труду, непростой задаче переспорить покупателя и сбыть товар, и пр.: Продал на деньгу, а проел на алтын. Купить, что вошь убить, а продать, что блоху поймать.

Мы видим советы продавцам: Дорожиться - товар залежится, продешевить - барышей не нажитъ.

К покупателям, напротив, отношение в целом негативное: Заглазного купца кнутом бей (т.е. покупателя за его глупость); Не сходно не сходись, а на торг не сердись (Р).В лучшем случае к покупателю отношение как к источнику дохода: Не товар кормит, а купец. Одновременно с этим есть серия вариант: продал - прожил, купил - нажил. Иначе говоря, истинная ценность содержится в вещах, а не в деньгах.

Вообще, отношение к торговле в пословицах двойственное: Не солгать, так и не продать. Кто чем торгует, тот тем и ворует - торговля представляется тут как заведомый обман и порочная деятельность (всего 3 варианты). А с другой стороны: Торгуй правдой, больше барыша будет или Обманом барыша не наторгуешь. Лучше торговать, чем воровать (Р) -торговля как честное дело противопоставляется обману (всего 3 варианты).

ИЗДЕРЖКИ

За морем телушка полушка, да перевозу рубль - точное описание транспортных издержек.

Интересно было обнаружить в пословицах чисто экономическое понятие об альтернативных издержках, т.е. об упущенной выгоде (opportunity cost). Четкого определения в пословицах нет, но видно, что люди задумывались об этом. Возьмем опять тот же пример: Лучше воровать, чем торговать. - Торговцу кажется, что есть способ разбогатеть легче, чем его тяжкий труд, он сравнивает выгоду и издержки в обоих случаях и приходит к выводу об упущенной выгоде. Лучше торговать, чем воровать. - К такому же выводу приходит и вор.

БАРГАЙНИНГ, ТОРГ

Не похваля не продашь, не похуля не купишь. Данная пословица указывает нам на неизбежные манипуляции, возникающие при решении Нэша в задаче торга (максимизация произведения разностей между исходными (статус-кво) и конечными полезностями агентов). Об этом же: Проси много, а бери, что дают.

ПРОБЛЕМА АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Провалы рынка случаются при неполной или асимметричной информации между агентами. В пословицах мы видим лишь постановку этой проблемы и обсуждение источников информации.

Не солгать, так и не продать. Современным языком: продавцы пытаются извлечь информационную ренту из своего знания.

Корову по удоям судить - молока не видать. Рынок подержанных коров, как и рынок "лимонов" обладает неэффективностью. Нельзя верить на слово продавцу об удое коровы.

Купил, не купил, а поторговаться можно - больше информации о товаре, больше возможностей для оптимизации решения. У этой инварианты существует много пословиц, она явно популярна, например: Запрос по рылу не ударит.

Пословица Базар на ум наведет - говорит, по-видимому, об
информативности рыночных цен о качестве товара - это случай полной информации.

КАЗНА, ГОСУДАРСТВО

Что есть богатство государства?

Крепко царство казною. - Ответ русского народа схож с ответом Петти: богатство государства есть его бюджет. Отношение к налогам и бюджету проявляется в двух инвариантах:Тащи из казны, что с пожару (10 вариант). Казенное добро страхом огорожено (9 вариант). Единственное, что препятствует разграблению казны -страх.

Отношение к фискальной политике предельно просто: Казна воюет, а сума горюет - фискальный шок и повышение государственных расходов не увеличивают богатства, так что эту пословицу также можно отнести к (Р), пусть и с натяжкой.

ПОЛЕЗНОСТЬ

Пословица Что хорошо, то хорошо, а что лучше, то лучше говорит нам о ненасыщаемости функции полезности русского человека и о понимании этого факта в русском народе.

Сюда же: Кашу маслом не испортишь.

Против: Лучшее враг хорошего - но это современная пословица. И волки сыты, и овцы целы. Или Парето-оптимальность.

Без денег проживу, без хлеба не проживу. Иначе эта идея описывается функцией полезности агента U-U(Consumption, Money); U(0,*)=-oo. В современной теории спрос на деньги возникает в такой модели из-за трансакционных издержек. В пословице: На этот товар (деньги) всегда запрос утверждается, что спрос на деньги всегда существенно не нулевой, в общем, это близко к истине. Очевидно, в те времена не известен был еще феномен гиперинфляции, когда величина спроса (quantity of demand) на деньги уменьшается до минимума.

РОСТ, ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИИ

То не рост, что из горсти в горсть - т.е. для роста требуются инвестиции.

Деньга деньгу наживает - по-видимому, здесь речь идет о простом вкладе.

Пропадай яйцо, а не курица - у курицы очевидно NPV больше. (Net Present Value).

То не купец, у кого деньги дома. Лежачий хлеб не поит, не кормит. -
Капитал надо пускать в оборот.

Если есть некоторое понимание об инвестициях, то намного хуже в пословицах отношение к инновациям. Не было тогда еще в народе понимания того, что рост есть результат НТП и открытий, что эффективное хозяйство гибко и изменчиво к новшествам. Налицо 12 пословиц отрицающих новшества: Не нами установлено, не нами и переставится и лишь одна: Мели по-новому, намелешь больше. В данном случае анализ пословиц дает полное соответствие стереотипу русских как консервативных, невосприимчивых людей.

EXPECTATIONS, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЕ

Одно из важнейших понятий в экономике - способность агента прогнозировать и его ожидания будущего. Что об этом говорят пословицы?

Знать бы, где пасть, так соломки подостлать. В этой пословице ожидания относительно будущего делятся на рациональные (знать бы, где пасть) и нерациональные (не знать), причем в данной модели лучше иметь рациональные ожидания.

Завтрему не вовсе верь. Модель адаптивных ожиданий. Не следует верить в завтрашний день как в сегодняшний (т.е. предыдущий). В будущем возможны изменения и есть неопределенность.

Наперед не загадывай. Ожиданий о будущем вообще нет, горизонт планирования 1 день.

Жили люди до нас, будут жить и после нас. Горизонт планирования

Маленький прибыток, да большая бережъ - весь век проживешь. Горизонт планирования - жизненный цикл, а модель сбережения напоминает модель Life Cycle/ Permanent Income Hypothesis, в которой совокупный доход распределяется равномерно по всему периоду потребления.

Еще одна модель потребления с горизонтом планирования жизненный цикл: А после нас хоть трава не расти. Употребляющий эту пословицу указывает на необходимость полного потребления всех ресурсов, и на неэффективность сохранения их после конца планируемого периода, т.е. речь идет об оптимизации.

О схожей неэффективности говорят пословицы В гроб смотрит, а деньги копит. В могилу глядит, а над копейкой дрожит. Однако эта неэффективность - лишь иллюзия, которая исчезает при планировании на более длительный срок, т.е. в модели с перекрывающимися поколениями. Об этом говорит пословица: Скупые умирают, а дети сундуки отпирают.

На бога надейся, а сам не плошай. Мы бы просто сказали: "Максимизируй свою полезность!".

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

В русских пословицах есть совершенно четкое понимание эффективности разделения труда, воспетое Адамом Смитом.
Знай чеботарь свое кривое голенище (а в закройщики не суйся).
С суконным рылом в калашный ряд.
Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Т.е. труд необходим Y=Y(L), про капитал (удочку) ничего не говорится.

ЗАЙМ, ДОЛГ

Известный общественный стереотип: ростовщики - воры и грешники, давать в займы не хорошо. Так считали и античные философы, и средневековые мыслители. Революционеры считали, что долги можно не отдавать, а Раскольников сообразил, что старуху-процентщицу можно и надо убить.

Не так мыслил русский народ! Инвариант - долг надо отдать во чтобы то ни стало: Долг платежом красен. Взяха любит доху - всего 15 вариантов. Долг можно не отдавать: На том сеете угольем отдам (долг). Стар долг да кто ж его помнит - только 5 вариантов!

В пословицах есть не только сочувствие к должнику, что естественно, но и сочувствие к заемщику! От худого должника и мякиною бери. И хотя в целом отношение к долгу крайне негативное: Взаймы не брав, хоть гол да прав - все-таки есть и пословицы признающие выгоду развитых кредитных отношений: В долг не взять, так век не едать. Взаймы отдай, да и сам занимай. Напомним, что брать и отдавать в долг - одно из главных средств сглаживания своего consumption path. Развитая финансовая система есть важней элемент успешного функционирования экономики, и замечательно, что это понимали в России еще в 18 веке.

СОБСТВЕННОСТЬ

Основные инварианты:

1. Каждый действует в своих интересах и бережет свою собственность, а чужое
беречь не надо

(70 вариантов). Примеры: Рыба ищет глубже, человек лучше. После нас хоть трава не расти. Чужую курицу как хоть дери, а свою за хохол держи. Конь не свой, погоняй не стой. Своя рубашка ближе к телу

    1. Надо беречь чужое. Пожалей чужое - бог свое пошлет. 4 вар.
    1. Хорошо потреблять чужое. Чужой и хлеб слаще калача. 45 вар.
    1. Чужого не надо. Хороша Маша да не наша. На чужой каравай рот не разевай. 50 вар.

Итак, мы видим здесь единогласное признание эгоистической природы человека, в нынешних терминах - его стремление максимизировать полезность (до таких формулировок пословицы правда не доходят). Отношение к собственности путанное: конечно, своя собственность - святое, но очень часто хочется попробовать чужое, особенно если достается бесплатно (45 вар.) и настолько же часто чужая собственность уважается, а в 3 вариантах даже утверждается: Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

Пословиц восхваляющих общинный строй, общее имущество и хозяйство, согласно стереотипному представлению о русском народе найти не удалось. Это является главным открытием этой работы. Более того, даже для отношений к собственности внутри семьи на 9 вариант типа: Брат не брат, а в горох не лезь приходится одна.Свои люди, сочтемся.

В заключение рассмотрим пословицу: Отруби руку по локоть, которая добра себе не желает. Позже эту идею о руке, которая управляется индивидуальными интересами, развил Адам Смит, показал эффективность распределения такой рукой и ее стали называть Невидимая Рука Рынка.

ИТОГИ

Пословицы показали себя удобным инструментом для суждения о народной экономической мысли и экономических понятиях. Насколько, однако, такое суждение может быть справедливо, не является ли анализ пословиц лишь поверхностными спекуляциями? Действительно, пословицы не раскрывают нам глубинных причин, приведших к появлению какой-либо мысли, не говорят ничего о ее контексте и ее влиянии на контекст. Может быть, пословицы - это всего лишь шутки, анекдоты и не должны восприниматься всерьез? Уместно здесь привести две цитаты из Брокгауза и Ефрона.

"Белоруссы все факты, все случайности человеческой жизни, все поступки... подводят под мерило пословиц своих". Таким образом, пословица matters, она не просто отражение человеческой мысли, она и есть эта мысль, и вышеприведенный анализ не бесполезен.

Этот анализ подталкивает на сенсационные выводы. В самом деле, в народе жило понимание таких экономических сущностей как полезность, планирование и оптимизация, разделение труда, асимметричная информация. Более того, народ уважал частную собственность, конкурентный механизм, одобрял торговые операции и возврат долгов. Русский народ - народ с рыночным образованием?!

"...Попытки дать на основании пословиц законченное изображение народного мировоззрения должны быть делаемы с величайшей осторожностью". - Брокгауз и Ефрон предостерегают от поспешных выводов, да и история России уходящего века не подтверждает нашу гипотезу. Однако вынесение такого общего суждения и не является целью данной работы, для этого необходимо более полное комплексное исследование. Здесь мы удовольствуемся хотя бы разоблачением стереотипов, мифов и примитивных представлений об экономической мысли русского народа.

Методом анализа пословиц в работе были найдены жившие в русском народе представления о таких категориях как деньги, долг, издержки, информация, ожидания, планирование, собственность, цена, торговля и др. Во многих случаях обнаружено глубокое понимание этих понятий. Примеров преобладания общинного, несамостоятельного сознания, противного рыночным к-ятцстядиетическим представлениям_найдено не было. Дальнейшее исследование может вестись в двух направлениях.

Вширь - выяснить отношение русских пословиц к таким понятиям как риск (волков бояться, в лес не ходить), страхование, контракты, общественное благо, трагедия общины (займует один, а отдавать всем) и др.

Вглубь - проанализировать сходство и различие русских пословиц и пословиц других народов в отношении к экономическим категориям. Выяснить, что присуще только русским пословицам, а что характерно для многих народов.

ШЕДЕВРЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В РАБОТУ

  • Старый долг собрать, что клад найти.
  • Когда занял - знаю, когда отдам - не знаю.
  • Чужое веретенце бери, да и свое припаси.
  • То и дешево, чего не надо; а что нужно, то дорого.
  • Торг знает меру, вес и счет.
  • Не бойся убытка, так придут барыши.
  • Счастье пытать - деньги терять. - Сегодня пан, а завтра пал.
  • Счастье алтыном не купишь.
  • Риск - благородное дело.
  • Всегда новизна, да когда ж правизна.
  • Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. Public Good.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 28-30.

А. В. Горшков

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Исследуются особенности русской экономической культуры, выраженной в пословицах и поговорках.

Ключевые слова: культура, национальная культура, русская экономическая культура.

В последние годы необычайно вырос интерес к феномену культуры. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад жизни. В связи с этим культура оценивается как фактор творческого жизнестроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые импульсы, способные оказывать воздействие как на исторический процесс, так и на самого человека.

Существует множество определений понятия «культура». Авторы «Философского энциклопедического словаря» под культурой понимают «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе между собой и к самим себе» .

Национальная культура, соответственно, является специфическим способом организации и развития национальной человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах национального материального и духовного труда. Особенно яркой формой выражения национальной культуры являются пословицы и поговорки. Это даёт нам основание рассматривать русские пословицы и поговорки как выражение отечественной культуры.

В «Словаре русского языка» под пословицей понимается «краткое народное изречение с назидательным смыслом» , а под поговоркой - образное выражение, «не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом» .

Поскольку культура - понятие многогранное, включающее множество оттенков, мы выделим одну из её форм - русскую экономическую культуру. Это объясняется тем, что в системе человеческой жизнедеятельности экономика, хозяйство занимают важнейшее место. Русскую

экономическую культуру, выраженную в формах фольклорного народного творчества, можно отнести к обыденной или народной экономической культуре.

Обыденная экономическая культура опирается на субъективное восприятие хозяйственной жизни и формируется на основе практического опыта методом проб и ошибок. Она определяет ценностную ориентацию и нормы экономического поведения в различных хозяйственных ситуациях. Народную экономическую культуру можно определить как совокупность эмпирических знаний, умений и навыков, которые проявляются в экономической деятельности в соответствии с традиционными ценностями и нормами поведения.

Народная экономическая культура, выработанная обыденным общественным сознанием, закрепляется в её носителях как незыблемая норма поведения. Она - демократична и служит объединению нации. Обыденная экономическая культура как генетический код передаётся от поколения к поколению. Она - консервативна, меняются лишь технологические уклады, а она остаётся прежней.

Не случайно, многие положения национальной экономической культуры были учтены при разработке «Принципов ведения дел в России» русскими предпринимателями в 1912 г. Рассмотрим эти принципы:

1. Люби и уважай человека.

Любовь и уважение к человеку со стороны предпринимателя - залог ответной любви и благорасположения.

2. Уважай право частной собственности.

Свободное предпринимательство - основа

благополучия государства. Российский предприниматель, пекись о благе Отчизны, береги собственность и имущество других, как своё.

3. Уважай власть.

Власть - необходимое условие для успешного ведения дел. Уважай законную власть и её блюстителей.

4. Живи по средствам.

Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

5. Будь честен и правдив.

Честность и правдивость - основа предпринимательства, предпосылка честной прибыли и уважительных отношений в делах. Будь добродетелен, честен, правдив и милосерден.

6. Будь верен своему слову.

Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Успех дела во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

7. Будь целеустремлён.

Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может заменить моральные ценности.

В 1995 г. на Всероссийской конференции Общества купцов и промышленников России эти семь принципов были одобрены современными предпринимателями. Соблюдая эти принципы, культурный предприниматель не будет заниматься финансовыми махинациями. Его девиз: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» (Девиз дореволюционных «Биржевых ведомостей»).

Культурный предприниматель не будет расталкивать локтями других для достижения собственных целей. Для него недопустимы невыполнение договорных обязательств и неуплата налогов. Культурный предприниматель корректен в деловом общении и обладает искусством улаживать конфликты.

К сожалению, не всегда эти принципы ведения дел соблюдаются отечественными предпринимателями. Это связано с насильственным разрушением народной экономической культуры. Разрушение обыденной экономической культуры нации, подмена её «чужеродной» экономической культурой отрицательно сказываются как на жизнедеятельности индивидуума, так и общества в целом. «Экономические реформы» либерально-монетаристского типа тянут человека вниз: в разгул потребительства, животных инстинктов, к накоплению собственности и богатства, к культу золотого тельца.

В чём же заключаются особенности русской народной экономической культуры, выраженные в пословицах и поговорках? К положительным сторонам русской экономической культуры мож-

но отнести: самообеспечение и самоограничение; отрицание стяжательства и накопительства; идеал скромного достатка и бережливости; отношение к труду как к добродетели, нравственному богоугодному делу; отрицательное отношение к деньгам и богатству; трудовую мотивацию, связанную с преобладанием моральных форм побуждения к труду над материальными; справедливое вознаграждение за труд; особое отношение к договору, нарушение которого - грех (таблица).

Но наряду с положительными сторонами есть и отрицательные, к которым большинство исследователей относят: ожидание чуда; отсутствие склонности к кропотливой, систематической работе; лень, бездеятельность и неорганизованность; небрежность, беспечность и надежду на «Авось, небось и как-нибудь». Каждый из нас может вспомнить множество пословиц и поговорок, высмеивающих эти отрицательные стороны русской народной экономической культуры. («Один в бороне, а все в стороне», «Кто ленив с сохой, тому весь год плохой», «Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой»). Но не эти отрицательные стороны русской экономической культуры определяют её сущность.

Существование русской народной экономической культуры, а главное, приверженство ей частью граждан России мешает капитализации российской экономики. Не случайно известный религиозный философ Н. А. Бердяев утверждал, что «русская душа - не буржуазная душа».

Ярый сторонник либеральных «реформ», бывший «министр без портфеля», а ныне - научный руководитель Высшей школы экономики Е. Г. Ясин в своей монографии «Модернизация экономики и система ценностей» прямо пишет: «...в целом ценности традиционной русской культуры, в совокупности с сопутствующими отрицательными качествами, к которым она проявляет терпимость, непродуктивны применительно к современным условиям» .

Ясин и его единомышленники считают, что для России было бы неплохо иметь систему либеральных ценностей, подобную западной. Вот почему двадцать лет разрушительных рыночных реформ происходит американизация всех сторон нашей жизни, в том числе и экономической культуры. Властными структурами совместно с институтами, их обслуживающими, прилагаются постоянные и согласованные

Особенности русской экономической культуры, выраженные в пословицах и поговорках

Особенность Пословицы, поговорки

1. Самообеспечение и самоограничение Не купи чего хочется, покупай без чего обойтись нельзя Что сам можешь сделать, за то денег не плати От жареного не сытнее наешься, как и щами с кашею Тонкое сукно не лучше греет сермяги Наработавшись, столько же сладко уснёшь на соломе, как на перинах

2. Отрицание стяжательства и накопительства Лишнее не бери, карман не дери, души не губи Живота (богатства) не копи, а душу не мори

3. Идеал скромного достатка и бережливости Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна Бережливость - лучше богатства Запас с мешка не дерёт Маленькая добычка, да большой берёшь - век проживёшь Копейка к копейке - проживёт и семейка Лучше своё поберечь, чем чужое прожить Держи обиход по промыслу и добытку Кто мотает, в том пути не бывает Пушинка к пушинке и выйдет перинка

4. Труд как добродетель, как нравственное, богоугодное дело Работай - сыт будешь Труд - отец богатства, земля - его мать От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь От трудов праведных не наживёшь палат каменных

усилия по перестройке национального самосознания русских. Этот процесс наукообразно называется модернизацией системы ценностей. К чему привела такая модернизация, справедливо отмечает академик С. Ю. Глазьев: «Реформирование российской экономики и общества проходило вразрез с российской культурой и духовной традицией на принципах рыночного фундаментализма, провоцировавших антиобщественные формы предпринимательства. В итоге произошла глубокая криминализация управления хозяйством, позитивные качества русской хозяйственной культуры были вытеснены лагерно-бюрократической криминальной контркультурой» .

Анализируя результаты так называемых реформ, С. Ю. Глазьев делает убийственный вывод: «Сложившаяся в России система хозяйствования бесперспективна. Её сохранение обретает страну на бесконечные внутренние конфликты

и внешнюю зависимость, общество - на деградацию, а народ - на вымирание» [Там же. С. 220].

Список литературы

1. Глазьев, С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М. : Экономика, 2010. 255 с.

2. Золотая коллекция пословиц и поговорок / сост. Т. В. Скиба. Ростов н/Д: Владис, 2010. 480 с.

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1984. 797 с.

4. Осипов, Ю. М. Время философии хозяйства: в 3 кн. с прил. М. : Экономистъ, 2003. 656 с.

5. Платонов, О. А. Экономика русской цивилизации. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2008. 800 с.

6. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энцикл., 1983. 840 с.

7. Ясин, Е. Г Модернизация экономики и система ценностей. М. : ГУ ВШЭ, 2003. 81 с.

Экономические пословицы, поговорки, приметы.

  • Доллар не воробей - вылетит не поймаешь.
  • Не хочешь голоду - полюбишь экономику смолоду
  • Без труда спонсора не заманишь
  • На доллар надейся, а сам не плошай
  • Конкурент не волк - в лес не убежит
  • Бизнес лечит, а рэкет - калечит
  • Без дела жить - без прибыли быть
  • Хоть прибыли хороши, а паши, да паши
  • Под матрас проценты не потекут
  • Без экономики и на базар не сходишь
  • Кто не рискует, тот прибыль не получает
  • Маленькая сделка лучше большого безделья
  • Береженый рубль - банк бережет
  • Не имей сто рублей, не имей сто друзей, а имей дружищу, который даст тысячу
  • Скажи мне - кто твой банк и я скажу кто ты
  • Вкладывай деньги в дело, пока инфляция не съела

Сонник экономистов

  • Собака- будут кусаться цены на рынке
  • Петля - к большим долгам
  • Валенки - это не значит, что упал спрос на сапоги, это значит, что у вас на них нет денег
  • Девушки - к банкротству
  • Фига в кармане - прорветесь на рынки Японии
  • Щука с зонтиком - новые инвестиции
  • Кот в мешке - покупка акций
  • Доллар - к открытию счета в иностранном банке
  • Носки надеты на изнанку - к налоговой ревизии
  • Киевский дядька - к гуманитарной помощи

Экономические комплименты

  • твои ноги как две поссорившиеся и разбежавшиеся компании
  • твоя фигура также изящна, как кривая спроса.
  • у тебя такие же высокие каблуки, как моя наличность.
  • ты обворожительна, как экономическая прибыль.
  • ты стройна как кривая абсолютно неэластичного спроса
  • ты совершенна, как если бы в твой НИОКР вложили 100000 $.
  • брокер я твой, а ты доллар мой.
  • ты активна и неустойчива, как курс валюты.
  • я отдам все свое состояние за контрольный пакет над твоим сердцем.

Экономические анекдоты

Экономика - единственная область, в которой два человека могут получить Нобелевскую премию за прямо противоположные утверждения.

Почему в Министерстве экономики перерыв на кофе разрешается делать всего на 10 минут?
- Если разрешить пить кофе дольше, их придется обучать заново.

Для чего Бог создал экономистов?
- Чтобы на их фоне хорошо выглядели синоптики.

Пастуха, перегонявшего стадо овец, остановил прохожий:
- Ставлю 100 долларов против овцы, что я скажу тебе точное количество голов в стаде.
Пастух согласился.
- 973, - сказал прохожий.
Удивленный пастух только развел руками:
- Забирай овцу, я человек слова.
Человек подхватил животное и собирался уже уходить.
- Постой, дай шанс отыграться, - остановил его пастух. - Спорим, я скажу, чем ты занимаешься?
Человек согласился.
- Ты - экономист, который работает в правительстве.
- Абсолютно точно! - восхитился прохожий. - Но скажи, как ты догадался?
- Скажу, - ответил пастух, - но сначала отпусти мою собаку.

Три экономиста и три математика собрались путешествовать поездом. Перед поездкой математики купили три билета, а экономисты - один. Математики решили вдоволь повеселиться, глядя, как их глупые коллеги будут платить штраф. Как только кондуктор стал подходить к купе экономистов, они все трое зашли в ближайший туалет. Кондуктор, заметив, что в туалете кто-то есть, постучал в дверь. В ответ протянулась рука с билетом. Кондуктор прокомпостировал его, вернул и ушел. Раздосадованные математики вычислили, что экономистам удалось сэкономить 2/3 стоимости билетов. На следующий день математики решили сами воспользоваться выигрышной стратегией и купили только один билет. А экономисты не стали покупать вовсе. Когда математики увидели контролера, они заперлись в туалете и услышав стук протянули билет. Его кто-то взял, но назад не возвратил. Почему? Да потому, что с этим билетом в соседний туалет пошли экономисты.

Когда Альберт Эйнштейн умер, в очереди у райских ворот он встретил трех новозеландцев. Чтобы убить как-то время, он спросил, какой у них интеллектуальный коэффициент.
- 190, - ответил первый.
- Прекрасно, - сказал Эйнштейн. - Мы сможем поговорить с вами о вкладе Резерфорда в атомную физику и общую теорию относительности.
- 150, - ответил второй.
- Хорошо, - сказал Эйнштейн. - Мы обсудим с вами роль Новой Зеландии в борьбе за нераспространение ядерного оружия.
- 50, - ответил третий. Эйнштейн задумался, а потом спросил:
- Ладно, тогда поделитесь своим прогнозом относительно дефицита бюджета на следующий год.

Встретились два динозавра:
- Сколько экономистов потребуется, чтобы вкрутить лампочку?
- А кто такие экономисты?
- Это такие математики, которые пытаются вычислить, сколько в Австралии водится кенгуру. Но про кенгуру ты не спрашивай этого я и сам не знаю.
- Ну, и сколько же?
- 10 экономистов и один аспирант. Один экономист создаст модель, второй проверит гипотезу, третий произведет расчет, четвертый интерпретирует его результаты, пятый напишет инструкцию, а аспирант вкрутит лампочку.
- А остальные пять?
- Будут отбиваться от динозавров, пытающихся их съесть.

Бродя по острову, населенному каннибалами, путешественник зашел в мясную лавку, где продавались мозги. Мозги артистов стоили 9 долларов за килограмм, философов - 12, ученых - 15, экономистов - 20. Когда он спросил у мясника, почему так дорого стоят мозги экономистов, тот ответил:
- А ты знаешь, сколько пришлось выпотрошить экономистов, чтобы насобирать этот килограмм?

Экономист решил навестить свой институт. Ему захотелось узнать, какие теперь вопросы задают на экзаменах. Как же он удивился, узнав, что они точно такие же, как и десять лет назад.
- Вопросы те же, ответы изменились. - Объяснил старый профессор.

Экономист зашел в пиццерию заказать пиццу. Когда пицца была готова, официант спросил:
- Разрезать ее на шесть или на восемь кусочков?
- Сегодня я особенно проголодался. Разрежьте на восемь.

Философ, биолог, архитектор и экономист спорят о том, кем был по профессии Бог.
- Бог, прежде всего, философ, - сказал философ. - Он создал принципы, по которым живет человек.
- Глупости! - сказал биолог. - Сначала Бог создал мужчину и женщину и все живое. Ясно, что он был биологом.
- Не совсем так, - возразил архитектор. - Раньше он создал небеса и землю. До этого вообще существовал полный хаос!
- А кто, по-вашему, мог создать этот хаос? - вмешался экономист.

Экономисты, дающие прогнозы, делятся на два класса:
- Тех, которые не знают, что произойдет.
- Тех, которые не знают, что они этого не знают.

Закон Мерфи для экономической политики:
- Экономисты меньше всего оказывают влияние на политику, когда они разбираются в ситуации и действуют максимально согласованно.
- Экономисты максимально влияют на политику, когда они понимают меньше всего и больше всего спорят.

Экономист - это специалист, который завтра будет знать, почему то, что он предсказывал вчера, сегодня не случилось.

При изучении экономики всегда оказывается, что лучшее время для покупки было в прошлом году.

Экономисты отвечают на вопросы не потому, что знают на них ответы; они отвечают потому, что их спрашивают.

Говорят, что первым экономистом был Колумб. Когда он отправился открывать Америку, он не знал, куда направляется. Когда он ее достиг, он не знал, где находился. И все это он сделал на государственные средства.

Экономисты предсказали девять из последних пяти экономических спадов.

Первое правило переходной экономики:
- На каждого экономиста найдется экономист такой же величины с противоположным мнением.
Второе правило переходной экономики:
- И оба они - неправы.

Мужик спрашивает у руководителя крупного предприятия:
- Вам нужен бухгалтер с морским уклоном?
- Это как?
- Половину тебе, половину мне и концы в воду!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....