Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Практика общения с пожилыми людьми. Почему родители в возрасте раздражаются. Баланс свободы и внимания

«Возрастные изменения у женщин проявляются в связи с менопаузой, то есть после 45–50 лет, но это во многом зависит от генетической предрасположенности, – рассказывает Дарья Гусакова, эндокринолог-андролог, научный сотрудник НИИ урологии им. Н. А. Лопаткина. – У мужчин уровень тестостерона лет с тридцати начинает снижаться в среднем на 2% в год. И спустя пару десятилетий мы наблюдаем подвижки в настроении и поведении».

Как распознать

«Изменения в когнитивной сфере, связанные с мышлением, восприятием и памятью, заметить и правильно понять проще, – считает Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке. – Нарастающая бытовая забывчивость, невыполненные договоренности, логические «провалы», искренняя убежденность в ошибочных доводах, – если что-то подобное происходит все чаще, причина, вероятно, как раз в возрастной перестройке».

Чего ждать и что делать

Агрессия
Старушки – божьи одуванчики, подкармливающие всех окрестных кошек, чаще встречаются в сказках. В реальном же мире агрессия – частый спутник преклонного возраста . «У женщин в климаксе меняется уровень гормонов надпочечников, к которым относится и «гормон счастья» серотонин. Параллельно концентрация «гормона стресса» кортизола может увеличиваться, а это сказывается на самочувствии и поведении. Сильный пол тоже не огражден от таких реакций в связи с гормональным затуханием», – объясняет Нонна Овсепян, гинеколог-эндокринолог Независимой лаборатории ИНВИТРО.

«Ты должна понимать, что приступы ярости случаются не по доброй воле близких. Но тем не менее не закрывай глаза на проблему, – советует Марианна Волкова, специалист по семейной и индивидуальной психологии. – Если случаи немотивированной агрессии стали частыми, попробуй осторожно поговорить с родными, но без использования слов «необратимые изменения», «старость» и прочих «приятностей». Лучше затронь тему медикаментозного влияния на настроение, убеди сходить на консультацию или, если это невозможно, посоветуйся с геронтологом сама – специалист может подсказать, как общаться с близкими в такой ситуации.

Если признавать проблему родственники отказываются и раздражительность вошла в систему, а родители – во вкус, ты вполне можешь исключить из системы себя. Как только случается очередная необъяснимая вспышка гнева, выходи из комнаты или клади трубку. Старших нужно уважать, но слушать гадости тебя никто не обязывал».

Забывчивость
Это одна из наиболее серьезных проблем, связанных с возрастом. «С годами организм человека изнашивается и в физиологическом, и в психологическом смысле: как и все органы, мозг тоже стареет и становится менее гибким, снижается скорость и связность работы его функциональных систем», – рассказывает психолог Гештальт-центра Нины Рубштейн Анатолий Жидков. Твоя задача – наблюдать.

Возможно, это обычная невнимательность и рассеянность. А может быть – уже серьезные проблемы. Если ситуация начинает тебя пугать, пора убедить родственника обратиться к врачу , чтобы тот назначил поддерживающую терапию. Или, опять же, сама проконсультируйся со специалистом и захвати у него пару буклетов на тему – пожилые люди порой охотнее верят печатному слову и телевидению, чем домашним. Еще один метод убедить человека принимать нужный препарат – сакцентировать внимание на общеукрепляющем действии лекарства. Мол, это дивное средство, замечательно укрепляющее иммунитет (ну и мозговую деятельность, само собой, тоже).

Скупость
Выход на пенсию в стране России, увы, обычно означает резкое снижение качества жизни человека. А из неуверенности в будущем может вырасти и внезапная скупость. То немногое, что ты можешь сделать для своих близких в этой ситуации, – заверить их, что в случае чего без поддержки не оставишь. На самом деле твоя финансовая помощь может и не потребоваться: порой людям достаточно знать, что где-то есть спасательная шлюпка. Тем не менее, если жизнь действительно заставляет родственников нещадно экономить, обговори с ними новые семейные традиции. Возможно, теперь на праздники ты будешь дарить тете деньги, а не духи, которые она даже не распаковывает, «потому что жалко». Сама же будешь заказывать на день рождения что-то нематериальное: посидеть с ребенком, налепить твоих любимых пельменей, сходить вместе в театр.

Обидчивость
Общение с пожилыми людьми часто похоже на прогулку по минному полю: одно неосторожное слово – и вот ты уже плохая дочь и змея-невестка. «Обидчивые люди делятся на две категории: те, которые быстро отходят, и те, кто раздувает свою печаль до масштабов трагедии. В первом случае достаточно просто дать человеку немного времени «перегореть»: перезвонить, перевести разговор на другую тему, обратить все в шутку. Со вторыми сложнее. Извиняться за то, в чем не виновата, ты вряд ли захочешь. А родственник тем временем изображает ранение в самое сердце. Попробуй общаться по принципу «ничего не случилось»: веди себя как обычно, будь дружелюбна . Рано или поздно человеку надоест дуться», – считает Марианна Волкова. Добавим только, что речь здесь идет именно о мнимых обидах, а не о случаях, когда ты обещала зайти на неделе, а заявилась через пять лет.

Тревожность
«Огромную роль в неспокойности пожилого человека играет страх смерти, – уверена Марианна Волкова. – То, что казалось далеким, вдруг оказывается совсем рядом, забирает друзей-ровесников, и это очень сказывается на настроении». Чуть снизить напряжение помогает социализация пожилых людей. Кому, как не молодым, помогать в этом? Начать можно с самого простого, вроде компьютерных курсов или домашнего освоения скайпа. Также ты вполне можешь помочь в поиске подходящей посильной работы – ощущение своей нужности и значимости порой творит чудеса. Еще один вариант – общественно полезная деятельность. Практически в каждом городе есть приюты для животных, самодеятельные коллективы, некоммерческие организации, которые нуждаются в волонтерах и участниках разных возрастов.

Манипулирование
Конечно, не старость делает человека манипулятором; она лишь усугубляет некоторые особенности характера. А возраст служит дополнительным рычагом давления . Родитель может «серьезно заболеть» только оттого, что ты вышла замуж за Васю, а не за Петю. Или потому что вы с Васей решили назвать сына Сашей, а не Аристархом.

Спорить с человеком в таких случаях сложно, но все же научись отличать реальную нужду от вымышленной. На все жалобы отвечай только конкретикой. Подскочило давление от твоей новой татуировки? Вот таблетка и едем к врачу. Ноет сердце? Приляг, я позвоню в скорую. Самочувствие после таких предложений может резко улучшиться.

«Ругаться и устраивать скандалы в любом случае не стоит, – считает Марианна Волкова. – Просто не принимай обвинения близко к сердцу, представь, что обращаются не к тебе . Это очень выматывает собеседника, которому нужны твои эмоции. А вот еще психологический прием, который выводит манипулятора из равновесия и делает все попытки «прижать» собеседника бесполезными. Заучи одну удобную тебе фразу и повторяй ее до бесконечности, как только спектакль снова начнется. Например, серьезное: «Я не собираюсь это обсуждать» или ироничное: «Ну конечно, это я во всем виновата».

Старческое слабоумие
Деменция, или старческое слабоумие, – распространенное и крайне опасное заболевание, которое необходимо вовремя распознать. Обрати внимание на его типичные признаки .

  1. Потеря памяти. Не просто забывчивость, а провалы, когда человек не в состоянии вспомнить значимые эпизоды или события недавнего и далекого прошлого.
  2. Потеря интереса к ранее любимым занятиям: чтению, общению с друзьями.
  3. Пренебрежение личной гигиеной, рассеянность, сонливость, бессонница.
  4. Нарушения речи, выпадение каких-либо звуков, фрагментов речи, оскудение словаря.
  5. Нарушения восприятия реальности, отказ критического мышления, мнительность.
То немногое, что ты можешь сделать сейчас для близких, – заверить их, что в случае чего без поддержки не оставишь.

Вот несколько подсказок, которые, надеемся, вдохновят тебя на более теплое общение с предками.

  • Придумывай для близких досуг, если их энтузиазм угасает. Возможно, вытащить их на выставку или прогулку будет трудно, но ты постарайся. Новые впечатления насыщают эмоциональный фон и стимулируют работу мозга.
  • Помогай любимым людям чувствовать себя полезными: заказ на очередной вязаный шарф или любимое с детства лакомство может не только порадовать, но и придать осмысленности их действиям.
  • Говори с ними на одном языке. Твоя ученая степень или уверенное владение деловым английским может быть поводом для гордости, но никак не способом подчеркнуть твое превосходство.
  • Не скупись на рассказы о своих успехах и рядовых происшествиях (и придется смириться с вечными расспросами). Часто в восприятии пенсионеров твоя жизнь – это продолжение их жизни, так что позволь им порадоваться или расстроиться вместе с тобой.
  • Подчеркивай свою привязанность и теплое отношение в общении с пожилыми близкими, даже если у вас в семье не принято говорить о своих чувствах. Поверь, сейчас твоя любовь им нужна как никогда.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Особенности общения с инвалидами.
  2. Особенности общения пожилых людей.
  3. Понятие и виды конфликта.
  4. Этапы и способы разрешения конфликта.

Не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения, однако необходимо учитывать ряд особенностей установления контакта с инвалидом, корректный язык помогает в общении формировать позитивный образ собеседника

Используйте Избегайте
Инвалид; человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; инвалиды.
Человек с ограниченными возможностями; человек с ограниченными функциями.
Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный.
Неинвалид, обычный, типичный человек. Нормальный, здоровый.
Человек, использующий инвалидную коляску.
Врожденная инвалидность.
Прикованный к инвалидной коляске.
Врожденный дефект, несчастье.
Имеет ДЦП Страдает ДЦП
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате…. Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита.
Умственно отсталый человек Отсталый, умственно неполноценный
Человек с задержкой в развитии Тормоз, слабоумный
Человек с синдромом Дауна Даун, монголоид
Человек с эпилепсией. Люди, подверженные припадкам. Люди, подверженные эпилептическим припадкам. Эпилептик, припадочный
Душевнобольные люди. Люди с душевным или эмоциональным расстройством. Сумасшедший, псих.
Слепой человек. Плохо видящий человек. Человек, который плохо слышит. Глухой человек. Слепой как крот. Совершенно слепой; глухонемой; глухой как пень.
Человек с трудностями в общении, с затруднениями в речи. Немой.

Общие правила этикета в общении с инвалидами:

  • когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему;
  • когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку;
  • если вы предлагаете помощь, ждите, когда ее примут, а затем спрашивайте как и что делать;
  • обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми;
  • не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.

Правила этикета в общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

  • заранее убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия;
  • не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по плечу;
  • избегайте положения, при котором собеседнику нужно запрокидывать голову;
  • не стоит думать, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

Правила этикета в общении с людьми с плохим зрением и незрячими:

  • при общении необходимо учитывать насколько плохо человек видит, какое слабое периферическое или прямое зрение;
  • рекомендуется использовать фразы, характеризующие звук, запах, расстояние, и при этом делиться увиденным;
  • с собаками поводырями нельзя играть и командовать ими;
  • нельзя отнимать или блокировать трость;
  • когда незрячий человек должен подписать документ, обязательно нужно его прочитать. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;
  • когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, направьте его руку на спинку или подлокотник;
  • при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним;

Люди с нарушением слуха:

  • разговаривая с плохослышащим человеком, нужно смотреть прямо на него;
  • говорите ясно и ровно. Можно использовать жесты;
  • если существуют трудности при устном общении, можно использовать письмо, факс, электронную почту и т.д;
  • не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам;
  • нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно;
  • используйте выражение лица, жесты и телодвижения.

Люди с задержкой развития и проблемами общения:

  • используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу;
  • избегайте словестных штампов и образных выражений;
  • не думайте, что вас не поймут. Рассказывайте «по шагам»;
  • будьте готовы несколько раз показывать фотографии и иллюстрации;
  • обращайтесь непосредственно к человеку;
  • помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны.

Люди с психическими проблемами:

  • не думайте, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении;
  • обращайтесь людьми с психическими нарушениями как с личностями;
  • не думайте, что эти люди более склонны к насилию;
  • неверно, что все люди с психическими нарушениями всегда принимают лекарства;
  • люди с психическими нарушениями, как правило, дееспособны;
  • люди с психическими нарушениями, способны работать, они могут выполнять обязанности, которые требуют определенных навыков и способностей;
  • люди с психическими нарушениями знают, что для них хорошо, а что плохо;
  • не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи:

  • не игнорируйте людей, которым трудно говорить;
  • не перебивайте и не поправляйте человека;
  • не пытайтесь ускорить разговор;
  • смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
  • задавайте вопросы, требующие коротких ответов;
  • затруднения в речи не является признаком низкого интеллекта человека;
  • не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали;
  • не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться.
  • если у вас возникли затруднения в общении, спросите, не хочет ли собеседник использовать другие способы – написать, напечатать.

Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую — семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, — сами пожилые люди.

Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре — это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику — говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное — надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики живут замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить — добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, — это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для здоровья.

Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.

Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт — явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты — все это разновидности социальных конфликтов.

Конфликт — способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

К основным структурным компонентам конфликта относят конфликтную ситуацию (объект и предмет конфликта, личности оппонентов, основные факторы микро- и макроситуации в стране, регионе, месте жительства, а также условия работы и жизни человека, обстановка социального взаимодействия), инцидент, субъекты конфликтов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).

Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу. Противоречие — раздвоение единого, целого. Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

  • значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
  • «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов);
  • стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Среди существенных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Объект конфликта — это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие: конкретная материальная ценность (ресурс), социальная (власть) или духовная ценность (идея, принцип).

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами, противоречие между интересами, потребностями участников конфликта. Например, предметом конфликта может быть деление какого-либо объекта собственности (наследства, квартиры). Если разработаны правила этого деления, с которыми согласны все участники, то проблемы не возникает. Если же правил нет или с ними не согласен кто-либо из участников конфликта, то возникает проблема или противоречие. При неразрешенном этой проблемы разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений при распределении, а объектом — ресурсы.

Субъект конфликта — участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оппонентов) конфликта могут выступать отдельные личности (учащиеся, сотрудники, руководители), группы, организации. Другая часть участников конфликтного взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами, переговорщиками.

Для перерастания такой ситуации в конфликт, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Инцидент (повод) — происшествие, недоразумение, столкновение; дополнительное (внезапное или преднамеренное) событие, которое затрагивает интересы хотя бы одной из сторон взаимодействия и активизирует его действия. Например, инцидентом может быть ложное обвинение, вмешательство третьих лиц во взаимодействие между людьми, сложный разговор с начальством и т. п.

  • возникновение объективной предконфликтной ситуации;
  • ее осознание как конфликтной;
  • инцидент;
  • собственно конфликт;
  • разрешение (завершение) конфликта;
  • послеконфликтная ситуация.

В учебнике по конфликтологии О. Н. Громовой для наглядности конфликт представляется как формула:
КС + И = К, где КС — конфликтная ситуация, И — инцидент, а К — конфликт.

Степень неизбежности конфликта

Если конфликтная ситуация отсутствует, то вероятность возникновения конфликта невелика. При возникновении одной конфликтной ситуации конфликт закономерен. Если же из одной конфликтной ситуации следует другая или появляется несколько конфликтных ситуаций, то конфликт неизбежен.

Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некоторых видов конфликтов бывают свои, сугубо специфические. Наиболее общими причинами конфликтов, возникающих на уровне отдельной личности, группы, организации, являются следующие:

  1. ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (власть, премия, земля, любимый); информационная неточность, неполнота, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой: неполные и неточные факты, слухи, стереотипы;
  2. ценностные различия — различия в целях, ценностях, убеждениях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  3. организационное несовершенство — неправильное распределение в группе заданий, прав, обязанностей и ответственности членов группы; к этой же группе относятся конфликты из-за социального статуса, властных полномочий и ответственности;
  4. коммуникативная, или поведенческая, недостаточность — когда индивиды ведут себя не в соответствии с ожиданиями окружающих.

Все эти объективные причины только тогда становятся причинами реальных конфликтов, когда заденут личные или групповые интересы. Наиболее часто возникают конфликты на почве материальных интересов людей, хотя внешне они могут проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.

Конкретный конфликт обычно происходит в силу действия и объективных, и субъективных причин.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Психологи часто выделяют следующие основания: длительность течения, содержание конфликта, его объект, сила воздействия на участников, форма проявления, источник возникновения, последствия и др. Например, в общественном транспорте конфликт может быть коротким, длящимся несколько минут.

В зависимости от природы возникновения конфликта различают: политические, социальные, экономические, организационные.
В зависимости от затронутых потребностей различают конфликты интересов, взглядов (когнитивные). Когнитивный конфликт — конфликт взглядов, точек зрения, знаний, т.е. когнитивных структур. В таком конфликте целью каждого субъекта является стремление переубедить оппонента, доказать правоту своей точки зрения, своей позиции. В качестве примеров можно привести многочисленные дебаты в Государственной думе, выступления лидеров фракций на телевидении и т. п.

По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, драки, войны. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

По направленности воздействия — вертикальные и горизонтальные. При вертикальных конфликтах субъекты конфликта находятся в отношении руководитель — подчиненный. Примером вертикальных конфликтов являются: учитель-ученик, начальник-подчиненный, вышестоящая организация — предприятие. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: учителя, ученики, руководители одного уровня, специалисты — между собой.

В зависимости от объекта конфликтов — безобъектные и объектные. В зависимости от количества участников: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. По способам разрешения — насильственные и ненасильственные.
В зависимости от количества сторон, участвующих в конфликте, различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Разновидностью внутриличностного конфликта являются ролевые конфликты, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных ролей, которые могут вступать в противоречия (например, у женщины часто вступают в противоречие роли матери, жены и профессионала; у свидетеля по какому-то уголовному делу могут вступать в противоречие роли друга и правопослушного гражданина).Особенностью данного вида конфликтов является выбор между желанием (хочу), возможностями (могу) и необходимостью выполнять те или иные требуемые нормы (надо): между «хочу» и «не хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «надо», между «могу» и «не могу», между «надо» и «не надо», между «надо» и «не могу».

Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Один из наиболее распространенных видов конфликтов. На межличностном уровне особенности проявления конфликтности во многом зависят от того, как люди, принадлежащие к различным типам культуры, воспринимают мир.

Межгрупповые конфликты — конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных на период конфликта в единые сплоченные группы. Следует отметить, что эта сплоченность может пропасть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно велико.
Функции конфликта — воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта:

  • воздействие на психическое состояние и, как следствие, на здоровье участников;
  • воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности: на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.

Однако конфликты могут выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Поскольку обычно конфликт несет в себе и то и другое, его оценивают по тому, какое начало в нем преобладает. Функциональность конфликта по мере своего развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Конструктивные функции конфликтов:

  • дает объективную информация о наличии противоречий и социальной напряженности;
  • является источником развития личности, группы, межличностных отношений; дает стимулы к изменениям и самосовершенствованию, к изменению сферы и способам взаимодействия;
  • освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; дает разрядку напряженности между конфликтующими сторонами;
  • диагностирует возможности оппонентов;
  • способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия, способствует сплочению коллектива, группы при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
  • способствует нормотворчеству, появлению новых правил, форм поведения;
  • способствует решению управленческих проблем (в объединении, обществе).

Деструктивные функции конфликтов:

  • требует больших эмоциональных, материальных затрат;
  • способствует снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
  • формирует представление о побежденных группах как о врагах;
  • наносит ущерб работе, созидательной деятельности;
  • способствует росту недоверия и уменьшению степени сотрудничества между людьми в группе, организации;
  • затрудняет восстановление добрых и деловых отношений («шлейф конфликта»).

На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредованно влияющие на конфликт:

  • основные факторы физической социальной среды, непосред¬ственно влияющие на конфликт;
  • второстепенные участники конфликта;
  • основные участники конфликта;
  • объект и предмет конфликта и др.

К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния: динамические составляющие их индивидуально-психологических особенностей и др.

Развитие конфликта — это процесс зарождения и последующего развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития. Можно выделить четыре этапа, каждый из которых состоит из нескольких фаз.

Первый этап — возникновение объективной конфликтной ситуации включает фазы:

  • развитие доконфликтной ситуации в социальном взаимодействии;
  • попытки разрешить ее неконфликтными способами;
  • отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

Второй этап — осознание субъектами конфликта:

  • осознание того, что достижение собственных целей возможно лишь за счет партнера;
  • инцидент — переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • возникновение предконфликтной ситуации (начало противодействия или появление негативных эмоций у оппонентов по отношению друг к другу).

Третий этап — конфликтные действия:

  • физиологическая мобилизация (изменения частоты дыхания, пульса), изменения психического состояния;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт; завершение конфликта.

Четвертый этап — разрешение конфликта:

  • переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны (частичная нормализация взаимодействия участников конфликта после его разрешения);
  • полная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • новый этап социального взаимодействия.

Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия в реальном инциденте, проходит этап конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.

Не всегда конфликт развивается через четыре этапа. Он может объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения самой конфликтной ситуации. Конфликт может найти разрешение на стадии осознания, не переходя к действиям.
Формы разрешения конфликтов очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.

Снятие инцидента — это попытка притушить конфликт, переведя его на либо стадию осознания (безконфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации.

Способы разрешения объективной конфликтной ситуации следующие:

  1. победа одной из сторон. В данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что крайне редко встречается в повседневной практике. Победа одной стороны — всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента;
  2. компромисс — достижение согласия между субъектами конфликта путем частичной сдачи своих позиций;
  3. полное физическое или функциональное разведение участников. В этом случае действительно исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения. Кроме того, такой путь редко удается реализовать в реальной практике. Например, для ученика, вступившего в конфликт с учителями или учениками школы, разрешение конфликта сопряжено с переходом в другую школу, адаптацией в новой группе;
  4. изменение внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такое изменение системы ценностей психологически очень сложно, часто требует помощи со стороны специалиста-психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов;
  5. разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых конфликтов, не затрагивающих глубинные отношения людей, а относящихся к их социальным или материальным интересам. Такие конфликты могут быть разрешены через специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие посредника — человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров и разрешения споров;
  6. разрушение социальной системы, в рамках которой формировались противоречия между сторонами;

Завершение конфликта — одна из наиболее значимых фаз в динамике конфликта, заключается в его прекращении по любым причинам.

Основные формы завершения конфликтов:

  • разрешение противоречия, являющегося основой конфликта;
  • урегулирование;
  • затухание;
  • перерастание в другой конфликт;
  • устранение конфликта.

Конфликт может завершиться благодаря усилиям его участников или вмешательству третьей стороны.

Психологией совместно с педагогикой в целом разработаны подходы к изучению конфликтов и их целесообразному разрешению в педагогическом процессе. К ним относятся:

  • этическая беседа, дискуссия, диспут; метод включения в деятельность;
  • метод разрешения нравственных задач на основе жизненных конфликтных ситуаций;
  • метод моделирования конфликтных ситуаций, ролевая игра;
  • метод «взрыва» (А. С. Макаренко), выражающийся в различных формах (доверие, отчуждение от коллектива, изоляция, гнев воспитателя и т. д.).

Психологи предлагают два основных способа разрешения конфликтных ситуаций:

  • нежелательные конфликты предупреждать или разрешать на стадии предконфликта (предконфликтной ситуации);
  • конструктивные конфликты разрешать либо устранением одной из сторон противоречия, либо устранением условий, способствующих конфликту.

В настоящее время одной из актуальных задач психологической науки, на наш взгляд, является разработка достаточно действенных воспитательных средств и приемов профилактики и оптимального разрешения конфликтов.

Предупреждение конфликта — в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле — деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин назревающего конфликта, разрешению обостряющегося противоречия неконфликтными способами. В основе предупреждения лежит устранение или блокирование объективных, организационно-управленческих и субъективных причин конфликтов; создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению проблемных и предконфликтных ситуаций социального взаимодействия неконфликтными способами.

Александр Галицкий — художник и арт-терапевт, живущий в Израиле. Он учит пожилых людей скульптуре и рисунку, а также дает мастер-классы. Александр поделился секретами, как наладить общение с людьми в возрасте.

Не пытайтесь изменить человека

Когда мы были детьми, родители выводили нас из себя историями про мальчика по соседству, который слушает свою маму и получает оценки получше. Теперь они состарились и мы ведем себя точно так же, рассказывая про соседа, который гуляет каждый день и упрекая в сидении дома. Не пытайтесь устраивать родителям лекции. Вы не сможете их изменить, остается только принять их такими, как есть. Если человек курил до восьмидесяти лет, он уже вряд ли перестанет. Нет смысла портить себе и близким настроение бесполезной борьбой с такими старыми привычками.

Не вините себя

Вина потрит жизнь. Что бы ни случалось, всегда есть ощущение, что в чем-то была ваша вина: вы не справились, не смогли, не научились правильно общаться с родителями. Не пытайтесь обвинять себя. Виновато только время. Каждый человек должен в первую очередь заботиться о себе и научиться расслабляться. Если вы живете для пожилого человека, вас потом будут обвинять, что вы прожили жизнь неправильно: где ваша семья? Где ваши дети?

Не устраивайте конфликты

Агрессия пожилых людей появляется из-за неудовлетворенности. Когда вы хотите победить ее, просто улыбайтесь и не отвечайте на атаки пожилого человека. Агрессия исчезнет сама. Если же вы начинаете поддаваться, ситуация будет катастрофической. Учитесь менять тему, переводите обсуждение в спокойное русло. Это поможет вам избежать скандалов.

Не ждите, что общение будет приятным

Иногда пожилые люди будут выводить вас из себя, вам нужно просто стараться сохранять спокойствие. Нет смысла пытаться что-то изменить или злиться. Просто подумайте, что тоже будете себя так вести через несколько десятков лет.

Не спорьте

В жизни всегда есть много моментов, когда хочется высказать свое мнение. Но подумайте, имеет ли смысл спорить? Нередко люди в возрасте просто забывают, о чем вообще идет речь. Так зачем им что-то доказывать? Если вы будете помнить, с кем именно разговариваете, вам будет намного проще.

Проявляйте сочувствие, но не жалость

Умение сочувствовать очень важно. Тем не менее вам стоит сразу разобраться в разнице между жалостью и сочувствием. Это совершенно разные вещи! Жалость разоружает: если мы кого-то жалеем, мы не можем помочь. Сочувствие — это совершенно другая вещь, даже если вы циник, вы можете активно помогать!

Будьте тем, у кого все в порядке

Родители хотят, чтобы их дети были успешными. Если вы придете к родителям и начнете жаловаться, они не смогут вам никак помочь. Так что у вас должно быть две правды: хорошая и та, которую вы никогда не рассказываете родителям. Наше хорошее самочувствие — это ключ к спокойной жизни родителей, так что вам стоит всегда об этом помнить.

Помните о возможностях своих родителей

Вы должны всегда представлять, с кем именно разговариваете. Важно понимать, насколько меняется мир, если человек не может видеть, слышать или ходить, как прежде. Попробуйте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его ситуацию.

Контролируйте происходящее

Многие советы, в которых описывается защита пожилых от мошенников, предполагают повышение безопасности с помощью дверей и замков. На самом деле лучше просто занять пожилого человека. Пусть у него будут какие-то увлечения.

Учитесь прощать

Важно оставлять обиды в прошлом. Это как компьютер: он лучше работает, если вы его перезагружаете. Если вы не простите своего дедушку сегодня, завтра может быть уже поздно. Чтобы прощать, нужно быть сильным, но усилия стоят того.

С возрастом происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. Процесс старения определяется соотношением между рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся особенности организации хромосом и реализации заложенного генотипа, своеобразие обмена веществ, нейроэндокринной регуляции, обеспечивающей активность, прежде всего, головного мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивость иммунологического статуса. Эти внутренние факторы способствуют наиболее успешной возрастной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. К внешним факторам относится образ жизни, физическая активность, характер питания, вредные привычки, подверженность болезням, стрессы.

Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60–70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому. Умение перенести смерть близкого человека поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они должны помочь человеку пережить горечь потери. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей. Не менее стрессовым фактором является мысль пожилого человека о своей собственной смерти. Его страшит неизвестное, нежелание оставлять своих близких любимых людей. Пожилые люди чаще говорят о своей смерти, чаще, чем молодые. У них появляется больше времени для раздумий, они могут оценить свою жизнь с высоты своих лет.

Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Прекращение трудовой деятельности обуславливает повышение тревожности, ухудшение самочувствия и определенное падение социального престижа. Если пожилой человек, выйдя на пенсию, не наладит нового поприща для применения своих сил, то происходит постепенное сужение круга интересов, сосредоточение на своем внутреннем мире, снижение способности к общению; все это приводит к эмоциональному кризису. Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество.

Еще одним проявлением невостребованности пожилых людей являются постоянные жалобы на болезни, что, отчасти, через участие медицинских работников компенсирует фактор одиночества. Возрастает спрос на медицинскую помощь, особенно медикаментозную. Следствием органических заболеваний становятся ложные установки, неудовлетворенные амбиции, эмоциональные стрессы. Однако характер части заболеваний носит психологический оттенок. Некоторые пожилые люди симулируют своим состоянием, дабы привлечь внимание близких, желая быть в центре внимания.

Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении больных огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.


Жалоба на родителей, на плохие отношения с ними – одна из самых распространенных в практике любого психолога, я в данном случае, не исключение. «Хуже детей…», «надоели, лезут в жизнь…», «как мне их заставить…» - этот список можно продолжать бесконечно.

Но при этом, как вы думаете, какое самое яркое чувство испытывает абсолютное большинство взрослых людей по отношению к своим престарелым родителям ПОСЛЕ их кончины? Чувство вины – за неправильное поведение, недостаточное уделенное время, непроявленные эмоции.

Как следствие, человек после смерти родителей, долго не может примириться с потерей, тяжело переживает тяжесть утраты, и всю оставшуюся жизнь таскает на себе гирю чувства вины.

Чтобы разорвать порочный круг предлагаю вам соблюдать не хитрые правила. Конечно, это не панацея, но способ сделать вашу с родителями жизнь не мукой, а радостью от подаренного друг другу времени.

1. Ожидать худшего и приятно удивиться

Вы не ждете позитива от предстоящего общения с престарелыми родителями? И не ждите, но если вечер все-таки окажется приятным – тем лучше. Кроме того, можно получить удовольствие и от себя, от своего поведения.

К примеру, вы знаете, что предстоит тягостный разговор, к которому родители возвращаются не в первый раз. Посмотрите, ведь сколько бы раз ни обсуждалась эта тема, дальше слов дело все равно не пойдет, какой смысл злиться и раздражаться?

Настройтесь на сдержанность и, перетерпев начало неприятной беседы, ободряйте и хвалите себя мысленно за терпение и самообладание. Спокойно выслушивая точку зрения родителей, подумайте о том, каким вы станете четверть века спустя.

2. Проявлять инициативу

В детстве мама и папа воспринимаются как супер существа, все знающие, всё могущие. Мы приходили к ним не столько с радостями, сколько с проблемами, ища совета. Но со временем этот ореол угасает и приходит пора взять на себя роль лидера не только в карьере, но и в построении внутрисемейных отношений.

Создайте свои правила и ритуалы любви в общении с родителями и придерживайтесь их. Помните, родители не посвящали нас в свои рабочие проблемы, когда мы были маленькими – пришло время и нам фильтровать информацию, избавляя их от своих бед, которые они всё равно не в состоянии решить.

Наше благополучие – мерило их состоятельности в жизни, их уверенность в себе.

3. Принимать такими, какие есть, а не перевоспитывать

Кому в детстве мама не рассказывала о соседском мальчике, который хорошо кушает и слушается родителей или однокласснице, радующей отличными оценками? Когда родители стареют и начинают нуждаться в помощи, появляется желание пойти тем же путем и привести в пример старушку соседку, что много гуляет и правильно питается.

Но это бесполезно, их не исправить, а критика «в лоб» вызовет ответную волну негатива и отторжения.

Как вариант (если физические возможности родителей позволяют) – пойти на хитрость, например, подарить щенка, которого придется регулярно выгуливать, с формулировкой «внучка будет чаще заходить в гости, чтобы пообщаться с собачкой-симпатягой».

4. Держать руку на пульсе

Непременный атрибут старения – болезни. Даже если вы не возите лично родителей к врачам, следует отслеживать динамику их заболеваний и понимать, что они собой представляют, какие могут быть последствия и, как вариант, примерить на себя.

Например, если папа теряет зрение, попробуйте один день провести с завязанными глазами, чтобы понять, что он чувствует. А как вы будете себя ощущать ничего не слышащим? А если ноги передвигать так трудно, будто на каждой висит по гире?

С возрастом люди утрачивают физические возможности, с этим ничего не поделать, но можно научиться принимать данный факт и мыслить в ключе «а как бы им было комфортнее».

5. Не конфликтуйте

Пожилые люди очень часто бывают агрессивными даже без видимых причин, причем смена настроения с «благодушный» на «раздраженный» происходит в мгновение ока. Это – следствие неудовлетворенности собой, неспособности совладать с нарастающей усталостью тела и разума.

Не стоит поддаваться на провокации, ответите на агрессию – и пропадете. Грязью грязь не отмоешь. Улыбайтесь, игнорируйте выпады престарелого родственника и при малейшей возможности меняйте вектор, тему разговора. Отвлеките его – и он забудет про то, как только что злился.

6. Не жалость, а сострадание

Между этими двумя чувствами – огромная пропасть. Жалость делает человека слабым, жалким, сострадание может быть созидательным, даже циничным, но способным придать сил и уверенности в себе.

Сострадать – очень важно, это дружеское плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Жалеть – значит брать на себя решение проблем, лишая человека последних остатков самоуважения.

7. Не нужно спорить и доказывать правоту или вину

Типичная ситуация: бабушка-пенсионерка жалуется, что взрослые дети нагружают её какими-то обязанностями, например, выгуливать собаку, и она устает. А вы-то помните, как складывалась ситуация, и душа горит сказать: но ты же сама предложила, потому что мы допоздна на работе!

Спорить тут бесполезно, потому что у неё своя версия событий. Более того, освобождение от «почетной обязанности» станет поводом для новой волны недовольства – не доверяют! Вечное недовольство – способ привлечь к себе внимание.

Старикам не хватает ощущения собственной значимости, ведь они уже не могут создавать в жизни значимые результаты самостоятельно. Это новая особенность характера, обусловленная возрастными изменениями.

Вы же понимаете, что бабушка не сможет пешком подняться на десятый этаж? Вот и такую новую черту примите как данность и научитесь перерабатывать отдаваемую стариком отрицательную энергию и возвращать положительную. Больше говорите слов любви и благодарности.

8. Больше впечатлений

Маленьких детей восхищает все вокруг, с возрастом это, увы, проходит, эмоции и чувства теряют остроту. Очень многие проблемы престарелых людей – от скуки. Бабушки на лавочке перемывают косточки соседям именно из-за нехватки других тем, ярких впечатлений, но это ещё не беда – куда хуже, если общение ограничивается экраном телевизора.

Пожилых людей просто необходимо чем-то занимать. Мошенники, впаривающие старикам грошовые товары за баснословные суммы, ищут не просто одиноких, но социально ограниченных стариков, и лучший способ борьбы с данным явлением – не железные двери и кодовые замки, а интересное дело.

Причем, в принципе, любое – кто-то собирается компанией, национальные костюмы шьет да песни поет («Бурановские бабушки»), а кто-то за компьютером в игры «режется» и просит внуков не просто так в гости заглядывать, а установить новую игрушку.

Если ваша мама вдохновенно пересказывает вам очередную серию сериала или долго и нудно рассказывает что и где у неё болит, выслушайте терпеливо. Это её событийный ряд.

К сожалению, информационное пространство поставляет не только положительные эмоции. Конечно мы, как заботливые дети, стараемся ограничить родителей от негатива, но это не всегда удается. Что так же следует принимать как данность, так как это – жизнь.

9. Не обвинять, и себя в том числе тоже

Когда мы думаем про общение с близкими людьми, чувство вины возникает очень часто. Нам кажется, что за каждодневными делами мы преступно мало времени уделяем детям, супругу и, конечно же, родителям.

И в последнем случае ситуация усугубляется пониманием, что время пребывания в этом мире пожилых родственников неумолимо заканчивается, что они уйдут, а мы останемся, так и не успев, не сказав, не додав чего-то важного.

Но тут надо знать следующее: люди на границе жизни и смерти все больше погружаются в себя, пытаются привести в порядок мысли о прошлом, часто просто выпадая из настоящего. Это – особенности мышления, особенности памяти. События недавних дней развеиваются, словно туман, оставляя основное – маму и папу.

В наших силах дать им как можно больше, но это не означает, что следует собственную жизнь подменить жизнью родителей. Это не приведет ни к чему хорошему, наоборот, вызовет разумное недовольство – почему любимое чадо так и не построило карьеру, не создало семью? И объяснения, что вы хотели быть рядом, не будут иметь никакого веса.

10. Простить и прощать

Пожалуй, соме главное – научиться прощать. Оставлять обиды во вчерашнем дне и начинать каждую новую встречу так, словно никаких обид и не было, потому что есть более важные вещи, чем пытаться заставить родителей понять вашу жизненную позицию. Кроме того, если вы не простите родителей сегодня – завтра их, быть может, уже не будет…

Прощать нелегко, для этого нужны силы. Существует много практик для сохранения способности сострадать – не стоит ими пренебрегать. Хотя самое действенное, наверное, суметь рассмешить. Совместный смех смывает негатив и позволяет перешагнуть неприятную тему и жить дальше.

Надеюсь, что это поможет вам сделать ваши отношения с родителями теплее и радушнее.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....