Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Сценарий детского праздника белорусские колядки. Сценарий праздника "рождественские колядки"

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий новогоднего развлечения «Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!

Действующие лица

Колядовщики (от четырех до пятнадцати человек)

Звучит фонограмма боя часов. Они бьют одиннадцать раз. На сцене стол, покрытый скатертью с народной вышивкой, на нем самовар, за столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок, Дед что-то мастерит.

За окном завывает метель, слышно тиканье часов-ходиков.

Баба. Какие зимние вечера долгие, длинные... Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал!

Дед. А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот уж и Святки.

Баба. Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости-то по эту пору колядовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь?

Дед . Да, была потеха!

Баба. Интересно, а нынче-то детвора колядует под Рождество?

Дед . Да где уж им нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво-наперво собирались где-нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили...

Баба . Да, да... (смеется). Кто во что горазд!

Дед. Потом брали мешки побольше, звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями...

Баба . Да так звонко пели, что хозяева нас в дом- то приглашали...

Дед. Вот тут мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку...

Баба . И все, все подавали, готовили для нас угощение!

Дед. А как же! Ведь коли нам, колядовщикам, понравится угощение, мы этому дому нажелаем всего самого что ни на есть хорошего: благополучия да достатка...

Баба. А если жадные попадались, помнишь, дед, желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала... Да что там, грех вспоминать (крестится).

Дед. Да и не жадничали хозяева никогда! Верил народ: все, что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощение заранее да поджидали нас на святых вечерах!.. Эх, хорошее время было!

Баба. А знаешь, дед, я ведь и нынче угощение-то для колядовщиков приготовила.

Дед. Да ты че, баба, зря старалась, не ходит уж нынче детвора!

Баба (вздыхает). А вдруг все-таки придут.

Стук в дверь.

Входят Ряженые, поют колядку.

Как ходила Коляда

По Святым-то вечерам.

Припев:

Ой, Авсень!

Ой, Коляда!

Как искала Коляда

Иванова двора.

Припев.

Как в Ивановом дворе

Три терема стоят.

Припев.

Как во первом терему

Месяц-батюшка.

Припев.

Во втором-то терему

Красно солнышко.

Припев.

А во третьем терему

Часты звездочки.

Припев.

Месяц-батюшка —

Сам хозяюшка! (кланяются Деду).

Припев.

Красно солнышко —

Его женушка (кланяются Бабе).

Припев.

Часты звездочки —

Малы детушки.

(Кланяются всем детям.)

Припев.

Баба отправляет Деда за пирогами.

1-й колядовщик. Коляда-маляда! Дома ли хозяин?

Баба. Нет его дома.

2-й колядовщик . А куда ж он уехал?

Баба . В город, по прутья.

3-й колядовщик . А на что ему прутья?

Баба . Мостки мостить.

4-й колядовщик. А на что мостки мостить?

Баба . Молодых водить.

1-й колядовщик. А на что молодых водить?

Баба. Детей родить.

2-й колядовщик . А на что ж детей родить?

Баба . В лес по желудки ходить.

3-й колядовщик . А на что желудки?

Баба . Свиней кормить.

Все колядовщики . А на что свиней кормить?

Баба. Да разговляться!

1-й колядовщик . Ой, мороз, мороз, не велит долго стоять, велит скоро подавать! Дозволь, хозяюшка, коляду покликать!

Баба . Дозволяю, кликайте!

Входит Дед с подносом, на подносе угощение — пироги, конфеты и прочее.

Все колядовщики (напевка в стиле речевки).

Таусень, таусень!

Дай блин, дай кисель!

Свиняную ножку

Всем понемножку!

Неси, не тряси!

Давай, не ломай!

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском — густа,

Соломкой — пуста!

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском — пуста,

Соломкой — густа!

Баба с Дедом. Да мы нескупые, нескупые!

2-й колядовщик . Тетенька, добрынька, подай пирожка сдобненька!

3-й колядовщик. Двоим, троим, давно стоим...

4-й колядовщик . Да не выстоим! Печка-то топится, пирожка-то хочется!

1-й колядовщик . Тетка, тетка! И нам пирога!

2-й колядовщик . А не дашь пирога, мы корову за рога!

3-й колядовщик . А не дашь лепешки, вышибем окошки!

4-й колядовщик. А не дашь хлеба, стащим с печки деда!

Баба (все время подает Колядовщикам с подноса угощение, приговаривает). Да нате, нате, угощайтесь!

1-й колядовщик. Ну, за ваше угощение будет вам и поздравление!

2-й колядовщик . С Новым годом, дай всякому роду!

3-й колядовщик. Жито густо, зерно с ведро!

4-й колядовщик. В поле — копешки, на столе — лепешки!

1-й колядовщик. Есть у клети веселы дети!

Все колядовщики вместе . Дай-то вам, господи, всего-то на свете!

2-й колядовщик. Одна-то бы корова, да по три ведра доила!

3-й колядовщик. Одна-то бы кобыла, да по три воза возила!

4-й колядовщик . Чтобы курочки водились!

1-й колядовщик . Чтоб коровушки телились!

3-й колядовщик . А кобылки жеребились!

4-й колядовщик. Уродись пшеничка, овес, чечевичка!

1-й колядовщик . В поле копнами, на столе — пирогами!

2-й колядовщик . Чтоб здоровы были!

Все вместе. Много лет жили!

Рождественские посиделки

(Рождественская игра « Колядки»)

*Предисловие.

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а также эпизоды литературных произведений.

Форма - посиделки.

Участники:

1. Ведущий – Солоха (костюм см. в «Ночь перед Рождеством»)

2. Группа «Добры молодцы»

3.Группа «Красны девицы»

4.Ряженые(костюмы: цыганка, старик, поп, нищий, баба-яга, маски животных и др.

5. Плясуны

6.Частушечники

7.Музыкальное сопровождение – любая русская плясовая музыка

*Из истории праздника

Рождество Христово в России ставят по значению на второе место после Пасхи и называют «матерью всех праздников». Отмечается оно 7 января. В основе божьего праздника лежит легенда о рождении у Девы Марии сына Божьего, спасителя мира, Иисуса Христа. Люди на Руси всегда благоговейно относились к рождественским праздникам и праздновали их красиво и ярко. Устраивались посиделки с песнями и с колядованием. Подготовка начиналась задолго до самого праздника. Ему предшествовал сорокадневный рождественский пост. В сознании русских людей этот пост запечатлелся особым, последним накануне Рождества днем – Сочельником. День строжайшего воздержания, он заканчивался редкостным кушаньем – сочивом. Весь день этот томительно-радостный… С утра по домам беготня, хлопанье дверьми, вкусные запахи мясных, забытых за время поста блюд, которые готовятся для завтрашнего дня. А сегодня, в Сочельник, нельзя ничего есть до первой звезды. Вот и солнце заходит, медленно темнеет небо. И, наконец, в сгустившейся его синеве робко проглянула едва видная алмазная искорка. Ребятишки – первые вестники Рождественской звезды. Они же – первые едоки сочива, приготовленного в большой посуде на всех домашних, больших и маленьких.

Оголодавшим за день детям всех радостней глотать распаренные в меду сладкие пшеничные зерна, выбирать из праздничного угощения ягоды: сушеные впрок вишни, сливы, землянику, малину.

И каким далеким вспоминается лето в морозный вечер, в синеющих сумерках Сочельника, в наступающей Рождественской ночи.

Примечание : Сочиво – распаренные в меду зерна ячменя или пшеницы. (Рис с изюмом)

*Ход мероприятия « Посиделки»

1. Гости в избе у Солохи. Они поют частушки или народную песню, загадывают друг другу загадки и т.д.

Слышны звуки приближающейся праздничной толпы: веселый смех, пение, звуки народных инструментов, голос одного из гостей: «Пришла коляда, отворяй ворота!» Раздается стук.

Солоха: А вот и гости с колядками к нам пожаловали. (Входят гости, впереди мохоноша)

Колядовщики: - Здравствуйте, хозяюшка! Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Поют: Пришла Коляда

Накануне Рождества

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись,

Ты подай пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Хозяюшка в дому,

Как оладейка в меду!

Ты подашь пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Коляда, Коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим.

Печка-то топится

Пирожка-то хочется!

Колядовщики (по очереди) :

Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

Или гривеннички на прянички?

Солоха: Да, попели вы на славу,

На потеху, на забаву.

Мехоноша, где мешок?

Получай-ка пирожок,

И бараночки, и конфеточки,

И гривеннички на прянички.

(Солоха и гости посиделок одаривают ряженых, все это собирает мехоноша)

Колядовщики: - Будете нас дарить - будем вас хвалить!

А не будете нас дарить – будем вас корить!

Примите нас на посиделки!

(Гости посиделок устраивают ряженым заслон, взявшись за руки)

Выкуп платите или прочь уходите!

Один из ряженых: - Денег немаем, сами занимаем,

Пряники, орешки взяли сладкоежки,

Но нам неча горевать – можем загадки отгадать.

Гости кричат: - Загадать им загадки!

Солоха (к ряженым) : - Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте же загадки.

(Гости загадывают ряженым загадки)

Загадки.

1.Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки)

2.Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Лыжи)

3.Одной – зимой отдых, другим – летом, а третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)

4.Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду- упадет:

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

5.Каруселью ходит ветер.

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет,

По щелям пух белый прячет. (Метель)

6.Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рожает. (Лед и вода)

7.Стоял он за окошком днем,

А ночью влез тихонько в дом.

Покрыл узорами стекло,

Но солнце встало - все стекло. (Мороз)

8.Днем разбита, ночью заставлена. (Прорубь)

9.Выросло, повыросло, из бороды повылезло.

Солнышко встало - ничего не стало. (Сосулька)

10. С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег)

Солоха: - ну, догадливы ребятки, отгадали все загадки. Проходите, садитесь, будьте гостями. А теперь, гости дорогие, вам новое задание: подумать и правильно ответить, кто автор и какое название имеет художественное произведение. (Группам предлагаются по три отрывка из книг В. Жуковского, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Гоголя, Х.Андерсена, М.Зощенко)

1.Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Снег пололи, под окном

Слушали: кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили… (В.Жуковский «Людмила»)

2. Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит,

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою,

И выгнулось колечко ей

Под песенку старинных дней… (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

3.Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще не одна толпа парубков не показывалась под окнами хаты, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выезжать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле… (Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

4….Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу, лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем сливающемся, смутном квадрате. (Л.Толстой

5. Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной Рождественской елкой. Эта елка была выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но спичка погасла. (Х.Андерсен)

6………………………………………………………………………..

Солоха (после выполнения задания)

Ну что за гости у меня сегодня – один другого смекалистее. А кто из вас знает, как в старину гадали, судьбу пытали? (Солоха объясняет, как гадали в старину в деревне)

См. Приложение «Гадания в Рождество. Виды гаданий»

На перекрестке, у проруби, у колодца (очертив круг, слушали)

Снег «пололи» (Набирали снег в передник и сеяли, приговаривая: «Снег, снежок, скажи, где мой миленький дружок? Там, где он,– собачкой залай» - и слушали)

Бросали лаптем в дом,

Из ворот башмак.

Слушали у окон.

Гадающиеся выходили из избы, хозяйка клала под горшки различные предметы. Девушки выбирали горшок (гребень – жених щеголь; ремень – хозяин суровый; конфета – сладкая жизнь; рюмка – муж пьяница и т.д.)

Давай и мы будем гадать!

Моток ниток бросали…

Бутылочкой…

Гадание книгой…

Вода в стакане… и т.д. (Использовать книгу Н.Д.Конакова «От святок до сочельника, Коми книгиздат.1993)

После гадания выходят двое ряженых:

Предлагаем представленье, людям всем на удивленье!

Брат, здорово!

Брат, здорово!

Ты откуда?

Из Тамбова.

Дык он цел? А говорили - погорел!

Да было дело, чуть вода не сгорела.

Да как же так было?

Шли два господина, сошлись на плотине, взяли закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна!

Что ты? А правда ли это?

Живут же люди неправдой, дык и нам не лопнуть стать!

А с чем в город ездил?

Ездил, брат, с овсом. Мешок-то на беду завязал плохо: овес мой сыпался, да сыпался - мешок пуст оказался.

Худо твое дело!

Худо, да не совсем: Фомка и на болоте рыбу удит, овес потерял - пшенички набрал!

Хорошо же твое дело!

Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я воров нагнал, все деньги отобрал.

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: денег-то оказалось одна копейка и та ребром!

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке!

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: правил копейку, полез на шубетейку, били меня, били, больно колотили…

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я теперь дороже стал - ведь за битого двух небитых дают!

………………………………………………………………………………………

СОЛОХА: Играли вы на удивление! Заслужили угощение. (Одаривает игравших баранками, конфетами)

А сейчас…

Конкурс частушечников и плясунов

………………………………………………………………………………………

Солоха: Мы попели, порезвились,

Хорошо повеселились.

С Рождеством вас поздравляю

И здоровья вам желаю!..

Примечание : Музыка звучит между конкурсами, играми любая – народная, задорная, игровая.

Приложение «Святочные гадания»

Вспомним известный отрывок из баллады В.Жуковского «Светлана»

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок ,

Сняв с ноги, бросали ,

Снег пололи , под окном

Слушали , кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили .

В чашку с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

Попытайтесь разобраться, чем же занимались девушки в крещенский вечерок?

1. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…» (Гадание башмаком)

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок - в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носом к собственным воротам - в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно и другую обувь, например, валенок.

2. «Снег пололи»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и, дождавшись, когда всё вокруг стихнет, все улягутся спать, шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если снег падал скоро и звучно, то быть девице замужем за молодым, если же неслышно и криво - за глухим стариком.

*Проводя гадания внутри помещения, можно взять горсть «снежинок» (мелкая серебряная стружка) и бросить под струю вентилятора. Если «снежок» упадет на блюдо, где нарисовано сердце, - любовь встретится в новом году, если на блюдо с рожицей чертика – пустые хлопоты.

3. «Под окном слушали…»

Слушать/ подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои, загадав наперед про свою судьбу. Первое услышанное под окном и составляет разгадку судьбы. Кроме того можно было подслушивать у дверей запертой церкви или часовни, выбирая для этого ясную лунную ночь. Согласно поверью, девушки могут услышать или венчальное пение, или заупокойную - кому что суждено в этом году.

4. «Кормили счетным курицу зерном…»

Куры и петухи часто и по-разному выступали в роли прорицателей. Брали, например, ночью курицу с насеста, приносили в избу и давали ей клевать рассыпанное по полу и пересчитанное зерно. Все склевала – один вариант, что-то осталось – другой, чет или нечет остатка. Задуманная цифра - все годилось для святочных выводов.

Снятого с насеста петуха приносили в ту комнату, где заранее приготовлены в трех местах уголь, вода, хлеб, золотое кольцо, серьги, крупа, щепотка золы, ножницы и т.д. Петуха пускали на пол и смотрели, какую вещь он клюнет прежде всего. Если он клюнет хлеб или крупу – быть девушке за богатым; клюнет ножницы – быть за портным (что тоже неплохо); набросится на золу – муж будет курящий; попет воды – быть мужу пьяницей. Много ест петух – будет муж обжорой. Ну а если начнет с угля – сидеть гадальщице в девках.

Хотите знать, каким будет ваш муж будущий: блондином или брюнетом, а может быть, рыжим? Опять же изловите в полночь петуха на насесте и по цвету его перьев увидите окрас будущего мужа. А пока курица зерно клевала, пели такую песенку: Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко

Серебряное.

Ладо-ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

5. «Ярый воск топили»

Ярый – значит белый, чистый. Это гадание древнейшее. «Восколей», говорят, пришел еще от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а также будто бы в старину богачи лили серебро и золото. Таинство совершают перед сном. Растапливают воск, выливают его на блюдо или в любой другой сосуд с водой и замечают, какие отлились изображения. Развалины города или дома толкуют всегда в дурную сторону. Кольцо увиделось – к бракосочетанию,… А еще, чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Нагревают ложку до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее содержимое в приготовленный таз с водой. Получится некая фигура. По ней и гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие – лицо человека: или девушки, или старика, третьи – кровать(к болезни), четвертые – поезд и т.д.

6. «Гадание с петухом»

По полу рассыпают зерно, предварительно посчитанные. Затем ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (желательно черного) и пускают в комнату. По поведению птицы оценивают будущее: если петух склевал все зёрна, то в этом году будет удача, а тот, кто кормил, женится или выйдет замуж. Если же склевал некоторое количество зёрен, то можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. (Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж или через три года, что было загадано) Если петух не притронулся к зерну, это означает неудачу в этом году.

7. «Окличка прохожих и проезжих»

Гадание состоит в том, что ночью или вечером девушки выходят из дома и стоят у калитки, спрашивают у понравившихся мужчин: «Как ваше имя?» Считается, что будущего жениха будут звать так же, как спрошенного, и он будет также красив. Кроме того, обращаются и к женщинам, спрашивая их имя. Считается, что названное имя и будет являться именем суженого или суженой.

8. «Гадание яйцом»

Берут стакан, наполненный освященной в церкви водой, в которую осторожно выпускают белок, отделенный от желтка. Зажигают свечу и, поставив перед ней стакан, смотрят на изображение, которое там возникает: что привидится, то и сбудется.

9. «Гадание на сковороде»

Девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, на которую кладут камень, и льют немного воды. После этого потихоньку начинают вынимать из кома по соломинке, и из звука, производимого камнем при колебании сковороды, воображают имя будущего жениха.

10. Исполнение желаний.

Перед тем как в Новый год начнут бить часы, надо заготовить маленькую бумажку и карандаш. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз.

11. «Гадание под окном»

В полночь девушка садится у окна и приговаривает: «Суженый-ряженый, проезжай мимо окна!» Если она услышит скрип полозьев с пением, музыкой - девушка пойдет замуж; с плачем и причитанием – год плохой: кого-то потеряет из семьи; ничего не услышит - будет этот год дома.

12. «Гадание на тени»

На ровную поверхность (поднос) кладут мятую бумагу и смотрят на тень- фигуру (дом, человек, собака, дерево…) Затем поджигают бумагу и все время наблюдают за меняющейся тенью – что в конце останется?..

13. «Гадание на нитках»

К спинкам стульев натягивают горизонтально нитку. На эту нить привязывают одинаковой длины нитки и поджигают, загадав желание (У каждой гадающей своя нитка) Чья нитка быстрее сгорит, у той скорее исполнится желание.

14. «Гадание на кольце»

В чистый стеклянный стакан налить чистой воды и положить золотое кольцо. Рядом со стаканом поставить зажженную свечу. Приговаривать три раза: «Суженый – ряженый приходи, суженый – ряженый покажись» И внимательно смотреть в середину кольца.

15. «Гадание зеркалами»

В полночь на стол ставят три зеркала (в форме трюмо) и по бокам две свечи в подсвечниках. Девушка гадает в одиночку и пристально смотрит в центр зеркала, приговаривая 3 раза: «Суженый-ряженый покажись, суженый - ряженый приходи!» Увидев фигуру, разглядев ее в зеркале, надо быстро накрыть видение покрывалом.

16. «Гадание блюдцем»

В открытую форточку вызывается дух. Блюдце ставится в центр нарисованного круга с буквами и цифрами. Кончики пальцев гадающих над блюдцем (не касаться!) Спрашиваем: «Дух, ты здесь?». Если блюдце шевельнулось, можно задавать вопросы. Закончив гадание, не забудьте поблагодарить дух за его работу, приподнять блюдце, сказать: «Дух, уходи» 3 раза и закрыть форточку.

17. «Гадание на книге»

Берут любую книгу с полки, любовно поглаживают, нашёптывают ей ласковые и хвалебные слова, затем, держа её над головой обеими ладонями, задают ей вопрос: «……?» и называют страницу и строку. Затем открывают и смотрят ответ на названной странице и строке.

18. «Гадание по сну»

Понадобится расческа и подушка. Гадающая перед сном произносит магические слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». После такого заклинания жених должен явиться к девушке во сне. Часто гадальщицы клали расческу под подушку, чтобы жених пришёл причесать невесту.

19. «Сочень»

Для гадания нужна свежая выпечка.

Первый сочень (блин), который испекли утром, девушка надевала на лицо, предварительно сделав в сочне прорези для глаз. В такой маске девушка выбегала на улицу. У первого встречного она спрашивала имя. Как зовут первого прохожего – так и жениха будут звать.

20. «Башмачок»

Для гадания понадобится ваша обувка (в деревне чаще это были валенки)

Гадальщицы выходили на улицу и кидали за спину валенок. Затем бежали смотреть, куда упал валенок носком. В какую сторону носок смотрит, оттуда и жених придет. Если же носок смотрит в сторону своего дома, то в этом году девушке, кидавшей валенок, свадьба не светит.

21. «Подблюдные гадания»

Понадобится блюдо с водой.

Нечетное количество собираются в доме. В блюдо с водой каждая кладет свой предмет: кольцо, ожерелье, серьгу и т.д. Все это накрывается платком. И под специальные подблюдные песни одна из девушек вынимает по одной вещи. Песни-предсказания были разными: на свадьбу, на смерть, на солдатство, на богатство или бедность и т.д.

Как вариант: к краю блюда прицепляли бумажки с предсказаниями. В воду пускали свечку: к какой бумажке свечка пристанет, то предсказание и сбудется.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если вы собрались погадать, важно помнить следующее:

Гадать принято в период с 14 по 19 января (в народе это время зовется «страшными вечерами») Вообще, зимние святки продолжаются с 7 по 19 января(от Рождества до Крещения), но первая неделя называется « святой» - и в это время не гадают, а колядуют;

Количество гадающих в комнате должно быть нечетным (магия числа чет-нечет связано с противопоставлением смерть-жизнь);

Гадальщики должны снять с себя нательные крестики, развязать пояса, распустить косы;

Самыми верными издавна считались гадания в ночь на старый новый год(на 14 января) и в крещенский сочельник(на 19 января).

Литература.

1. Н.Д.Конаков « От святок до сочельника», Коми книжное издательство, 1993.

2. Газета «Комсомольская правда Коми» от декабря 2007.

Праздник «Святочные колядки»

Сценарий для детей подготовительной группы

Цель:
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование:
Спортивные фишки, 2 метёлочки, 2 плоскостные лошадки, гимнастические палки 5-6 штук.
Ход мероприятия:

Дети входят в зал под музыку «Встретим новый год». Встают в круг.
Ведущий-хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! Зимой очень много праздников. Один из них – Рождество, рождественские Колядки и рождественские Святки.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!
ЧИТАЕТ УКАЗ (НАПЕЧАТАТЬ)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!

Матушка – Зима»

Ведущий - хозяйка:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!

Танец «Ёлка, шарики, хлопушки»


Ведущий - хозяйка
:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Ребенок:
Приходили на веселые Святки,
На песни всем миром да загадки!

Ребенок:
А что такое Святки?
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Песня - танец «Рождество и святки» Всопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки) входят колядовщики в масках и в костюмах.

Ведущий - хозяйка:
Колядовщики не обошли и наш детский сад. Встречайте!
Колядовщики стучат в дверь
Входьте, гости дорогие!
Колядовщики хором: (Коза, медведь, дети 4 человека)
Здравствуйте, хозяюшка! Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Коза :
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
(Коза кланяется, выходит вперёд и все кланяются хозяйке)
Колядовщики хором: (коза и медведь)
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Хозяюшка, можно ли колядки спеть?
Колядовщики хором: дети
1.Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
2.Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Хозяйка:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Коза:
Мы вам споём шуточные частушки – колядки Коза: Коляда, коляда
На столе стоит еда,
Каша овсяная,
Голова свиная
Медведь: Коляда, коляда
Покатилася звезда,
К нам сюда на святки,
Подпалила пятки

Коза:
Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок!
Медведь:
Коляда, коляда,
Подавай еду сюда
Конфет коробок
Аккурат под Новый Год!

Коза:
Кто дал пирога
Тому рожь густа,
Из полу зерна пирог.
С голенища широк!

Колядовщики хором:
3.С Новым Годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
4.Уродись у Вас пшеничка,
На столе всегда пирог,
Лёгких Вам всегда дорог!
Приветствуют по очереди:
Коза:
Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь: Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза: Пускай почитают родителей дети
Медведь:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Ведущий - Хозяюшка:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали нам добра!
Вот вам угощенье -
Вкусное печенье
Сладкие конфетки,
Кушайте, детки!

Спасибо, хозяюшка,
С праздником вас,
С рублём и полтинником
Вам на потешки, нам на орешки!
Ведущий - хозяйка:
Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.

К козе встают девочки, к медведю – мальчики

1.ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ «ВЕДЬМИНА МЕТЕЛКА»
Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.

Ведущий - хозяюшка:
Колядки, колядки вот наши детки.
По станице пошли,
Да коляду нашли.
Коляда, коляда,
Всех детей позвала,
Не сидеть,не скучать,
А всем весело играть!

Игра «Золотые ворота»
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
По принципу ручеёк, хозяйка ведет детей по окончании слов ворота с ряженными закрываются и детей не пропускают Ведущая –хозяйка:
Пошла коляда,
Да по улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!

2.ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Частушки»

Частушки (нечетные поют девочки, четные – мальчики)

1.Начинаю петь частушку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную!

2.Раздайся, народ,

Сейчас пляска пойдёт!

Пойду, попляшу,

На народ погляжу!

3.Наши девки маленьки,

Чуть побольше валенка,

Всех в округе удивят!

4.Оханьки да аханьки,

Какие парни махоньки,

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней!

5. А я валенки надену.

Выпью простокваши,

Вся душа истосковалась

По любимой Маше

6. Моя милка маленька

Обувает валенки,

А когда обуется,

Как пузырь надуется!

7. Ой, пол провались,

Потолок обвались,

На доске остануся,

С частушкой не расстануся!

8. Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы –

Не возьмём ни рублика!

Ведущая –хозяйка:
Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»

Дети садятся

Колядовщики (Коза, Медведь)

Бросают в разные стороны зерно приговаривая.
Сеем, веем посеваем,
С новым годом поздравляем!
По гадать сейчас желаем!

Ведущая –хозяйка:
В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать.

Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны. Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:

«Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется!»

Вызывает детей по очереди, они достают один предмет.

Лента – к обновкам, купят вам много

новых вещей, нарядов.

Морковь, капуста – к здоровью, весь год

болеть не будете.

Пуговица – появится у вас в этом году

братик или сестричка.

Карандаш – к успехам в учёбе.

Звоночек – весь год вас ждут только

хорошие новости.

Расчёска – весь год будете ходить

опрятными и красивыми.

Гвоздь – часто будет у вас гость,

или вы в гости будете ходить часто.

Две сцепленные скрепки – появятся у вас

в этом году новые друзья.

Бусы – получите в этом году

много подарков.

Конфета – весь год сладости есть будете.

Нитки – будете в этом году много

путешествовать.

Свечка – работящими будете.

Ножницы детские – парикмахер

Сантиметр – портной

Книжка – писатель, учёный

Муз.инструмент – музыкант

Краски – художник

Градусник – врач

Машина - водитель

Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

Хозяйка:
Приходила Коляда накануне Рождества,
А на святки всё бывает,
Любая сказка оживает!
К нам на праздник не спеша, из далёка -далека
Идет гость желанный!
Дед Мороз:
Здравствуйте, а вот и я,

С Новым годом вас друзья!
Решил я в святочные дни
Ещё раз в гости к вам зайти
Поиграть пошалить
А то после крещения
Пора мне в лес идти,
Мороза добавлять
Ледяные мосты на реках ковать
Снегу побольше наметать на поля
Чтобы Земля матушка побольше
Урожаю дала.
Хозяйка:
Возле ёлочки зелёной
Танцевать зову я вас
Пусть на празднике весёлом
Зазвучит чудесный пляс.

Песня «Горячая пора» Дед Мороз:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Силу ловкость покажите
Меня старика удивите.
Ну-ка, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».
3.ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ПЕРЕВЕЗИ ДЕВИЦУ»

Дед Мороз:
А сейчас я предлагаю Вам игру,
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю я ребят,
Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.
4.ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ « ПЕРЕТЯНИ ПАЛКУ» Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
Будем дальше встречать новый год.
Танец «Потанцуй со мной дружок»
Колядовщики хором: (Коза, Медведь)
Мы ходили, мы ходили,
По святой Руси.
Поздравляли, величали
Добра, счастья всем желали.
Ведущий - Хозяйка:
Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.

Хозяйка, медведь, коза раздают угощение на подносах

Колядовщики хором: (Коза, Медведь)
С Новым годом поздравляем!
Чтоб здоровеньки были, много лет жили!
Счастья будет вам горой, урожая воз большой.
Уродись у вас овес, чтобы на два метра в рост.
Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
Чтоб гостей невпроворот, было в доме целый год!
На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!
Кланяются и под веселую музыку выходят из зала. Дед Мороз:
Ну и чудо - угощенье!
До свидания, хозяюшка
Прощайте ребята до следующего года.

Под музыку уходит

Ведущий – хозяйка:

Наш праздник подошёл к концу,
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!

Под веселую музыку дети уходят из зала

Ирина Степанова
Сценарий праздника «Рождественские колядки»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

Рождественские колядки

Разработали и провели :

Муз. руководитель - И. И. Степанова

Воспитатель - Букшина И. Н

Учитель- логопед : Устинская Н. Н.

Цель : Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существуют на Руси.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки , с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением : гадания, народные гуляния, колядование , украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие :

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественныйвкус.

Воспитательные :

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям .

Предварительная работа : беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок ; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки , игры, поговорки) .

Материалы и оборудование : диск с аудиозаписями, плоскостной театр (вертеп, звёзды для сюрпризного момента, маски, костюмы (для ряженых, предметы быта для «избы» ,мультимидийный проэктор, материал для гадания.

Ведущая : Дети, наши новогодние встречи продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество . А вы знаете, что это за праздник ? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее за стол и слушайте.

Ведущая : Кругом Рождественская мгла

Во мгле звучат колокола

А с ними в лад слова звучат

Мир на земле и счастье всем.

Мы рады нашей встрече

Зажжем сегодня свечи

Пусть горят меж нами

Волшебными огнями.

Ведущая : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том , что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Дети поют песню «Рождество » .

Ведущая : Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришли к младенцу три дерева- пальма, маслина и маленькая елочка. Послушайте о том, что из этого вышло.

Воспитатель

Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная елка печально стояла : она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал :

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена» .

Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

Ребенок ли, взрослый - все празднику рады , и в каждой семье торжество!

Ведущая : Повеселимся и мы у рождественской елочки .

Песня «Вот какая елочка»

Ведущая : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово . Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками . Послушайте песенку-колядку .

Коляда , коляда , подавай пирога, дай блин, дай кишку,

Свиную ножку, всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай!

Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.

Слышится веселая песенка колядовщиков .

Ведущая : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Входят ряженые и поют :

Пришла коляда ,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда , Коляда !

Никому не спится! Расступись, чесной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух :

Душегрейка на меху –

Знай кричит : “Кукареку!”

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима, то ли весна?

А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

А вы хлопайте дружнее.

«Было у матушки 12 дочерей» -хоровод.

А давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(посередине зала на лавке стоят шесть горшочков. Из зала по очереди выходят желающие погадать)

Дети (водят хоровод и поют)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшочка вынимают полотенце)

Хозяюшка Полотенце! Далеко расстилается… Ждет тебя дорога, путешествие.

(Хоровод продолжает кружиться. Выбирают второй горшок-с булкой)

Хозяюшка

Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоем доме достаток будет, благополучие!

(В третьем горшке – кольцо)

Хозяюшка

Сейте муку, пеките пироги!

К тебе гости будут, ко мне – женихи!

(В четвертом горшке лента)

Хозяюшка

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком переплетаючи,

Златом перевиваючи!

Лента – к богатству, прибыли.

(В пятом горшке пуговица)

Хозяюшка

Пуговица!

Ой, ходил жучок по завалинке,

Выбросил добро по мочалинке.

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью.

Проводятся игры подвижные.

Игра- хоровод «Пошел козел» .

Вед. Пришла пора нам поиграть

Всех, всех, всех позабавлять.

Игра «Плетень»

Игра «Катится клубок»

Хоровод «У оленя дом большой» .

РЯЖЕНЫЕ :

Не пора ли вам, друзья, колядовщиков – то одарить !

Щедро всем распорядитесь!

Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

Колядовщики :

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(раздают угощение, приговаривают) .

Чтобы колос – с бревно,

А зерно с ведро!

Кому песни поём,

Тому будет добро,

Тому сбудется,

Не минуется.

(колядующие , пританцовывая, уходят с пением) .

Уродись, коляда ,

Накануне Рождества !

Коляда , коляда ,

Отворяй ворота!

Ведущий : Снегу маленько я растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится.

(Из ведерочка брызгает на ребят и гостей)

Новогодний хоровод «Зимушка» .

А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… И желание загадаешь… То оно непременно исполнится.

(под потолком на тарелочках лежат звездочки из фольги. Тарелочки висят на леске. Хозяюшка берет в руки леску и дергает).

Ребята ловите!

(Дети ловят звездочки)

Только берегите звездочку, а то вы забудете – и ничего не сбудется.

Ведущий :

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами.

Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

Ведущий :

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

(Преподносит пирог со свечами и говорит, что дети должны задуть свечи, загадав желание, идут в группу пить чай)

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....