Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

«Теории»: «Зеленый дом». Педагогический проект Франсуазы Дольто. Франсуаза дольто, с уважением к детям

Детский психоаналитик Франсуаза Дольто
Дольто Ф., как психоаналитик и педиатр, считала, что дети страдают в основном из-за конфликтов и нарушений в семье.
В своей работе с детьми, она всегда умела разъяснить каждому родителю - как понимать своего ребенка, как прислушиваться к нему и уважать его. Каждому родителю просто необходимо знать своеобразные коды к пониманию своего чада.

Коды к пониманию
1. Ребенок - это личность. Ребенок – это личность, даже только что появившийся на свет. Он не собственность родителей, и его желания, мнения заслуживают внимания. Новорожденный не игрушка. Это полноценный человек, занявший место рядом со своими родителями. Необходимо уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери. Если взрослый проявляет физическую агрессию по отношению к ребенку, то это потому, что он не имеет с ребенком связи через язык: он не видит в нём человеческое существо.
2. Насытить ребенка речью. Человек – это прежде всего «языковое существо», даже если он младенец, ещё не умеющий произнести ни слова. Совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить своё отличие от другого человека (в первую очередь - от матери), чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.
3. Говорить честно. Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. Слушать и слышать. И прежде всего – говорить с ним честно. Ребенка не возможно обмануть, потому, что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – «совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает». Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.
4. Понимать язык тела. Языком своего тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказывать.
5. Воспитывать ребенка – это значит информировать его о том, что ему докажет опыт риска. Самый конструктивный путь – очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая.
6. Каждому своё. Очень важно научить детей сопоставлению, показать им, как в обществе распределяются роли и функции.
7. Научить ребенка самостоятельности. Дольто Ф. в своей книге "На стороне ребенка" пишет, что научить самостоятельности это не значит "автономизировать ребенка", так как если самостоятельность предоставляют, значит, её не было. Речь же идёт о предоставлении ребёнку свободы и свободы пользоваться свободой. Для этого необходимо, чтобы родители держали дистанцию по отношению к своему ребенку и доверяли ему. Это не значит проявлять к нему безразличие - совсем наоборот. Это значит надо любить в ребенке самостоятельность. Родители же скорее готовы во всем уступить, например, не позволять себе оставить ребёнка дома одного, потому что к этому их обязывает его каприз. "Если я не сделаю того, что хочет мой ребенок, говорит такая мама, - он скажет, что я противная и что я его разлюбила". Но я не соглашаюсь с матерями, которые рассказывают о подобных сценах: "Ну и что, если он вам это сказал? Вам, что больно? Пусть выскажется. Ему это во благо, а вам большого вреда не нанесёт. Когда вы оставляете ребенка одного, объясните, что вам нужно развеяться, повидаться с друзьями. Одному дома ему будет совсем неплохо. Если будет скучно, пусть сходит к соседям, позовёт приятелей...". Для того, чтобы ребенок обрел свою самостоятельность, нужно, чтобы тот взрослый, который занимается с ним, подавал ему со своей стороны пример свободы и отстаивания собственной автономности. Сколько взрослых принимает взаимоотношения с детьми лишь как дуэль: отца с дочерью, преподавателя - с учеником.
Другое общее заблуждение - это уверенность в том, что самостоятельность ребёнка должна проявляться лишь со сверстниками, в компании, в группе. Ну и стараются подобрать ребенку группу - заместителя семьи. Но так ли необходимо, то, чтобы ребёнок обязательно был в компании, если ему этого не хочется? Если он хочет быть в одиночестве - пусть будет; не препятствуйте проявлению этого желания ребенка. Напротив, приветствуйте любую его инициативу. Только узнав, что и как, он сможет понять, что именно ему надо. Но произойдёт это лишь в том случае, если он сможет реализовать свои желания и испытывать результаты их воплощения - сразу, потом и через некоторое время.
О детской сексуальности
Дольто, как психоаналитик, считает, что никакая физическая или умственная усталость не прогонит у детей фантазии, связанные с неосознанными половыми побуждениями.
Поэтому дети могут быть свободны, раскованы самостоятельно принимали решения, но при этом необходимо сексуальное просвещение и развитие зрелости с чувством ответственности за свои поступки.
Ф.Дальто замечает: "Не всё можно объяснить в терминах биологии. если имеешь дело с возрастом, когда человека буквально распирает и он непрерывно фантазирует.
В любом случае, эта информация чересчур запаздывает. Потому что сексуальность играет важнейшую роль с самого момента нашего появления на свет; ребенок без конца выражает её день за днем на языке тела. Неосознанные половые влечения влекут за собой межличностную коммуникацию, которая остается неизменно одной и той же между людьми с начала их жизни. К моменту созревания, когда появляется чувство ответственности, психика, являющаяся метафорой тела, могла бы уже оказаться достаточно зрелой для ответственности за половой акт, в котором сочетается эмоциональные, социальные и психологические отзвуки" (1, с.37).
Литература:
1. . Дольто.Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.

Дольто, Франсуаза
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Франсуа;за Дольто (фр. Fran;oise Dolto; 6 ноября 1908, Париж - 25 августа 1988, Париж) - французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности. Она зарекомендовала себя как исключительно тонкий и одаренный клиницист, стала известной благодаря введению и концептуализации понятия «бессознательного образа тела», а также общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей». Радиопередачи, книги, многочисленные выступления и семинары, создание «Зелёного Дома», курирование экспериментальной школы Новилля, участие в подготовке Конвенции Прав Ребёнка и многое другое стали важной частью её наследия, её вклада в то, чтобы голос ребёнка мог быть услышан взрослыми.
Биография
Франсуаза Дольто родилась 6 ноября 1908 года в Париже, в состоятельной буржуазной семье военного инженера Анри Маретт и Сюзанн Деммлер, правнучки крупного металлопромышленника Августа Деммлера, известного своей меценатской деятельностью и прогрессивными, социалистическими идеями. Она была четвёртой из семерых детей (две дочери и пять сыновей).
Франсуаза с детства отличается живым и цепким умом, она много наблюдает и много спрашивает - зачастую ставя взрослых в тупик своими вопросами по поводу их слов, их действий и тех объяснений, которые они ей дают. С восьми лет маленькая Франсуаза мечтает стать «врачом-воспитателем», дабы сделать так, чтобы дети не страдали от «непонимания взрослых». Семья Маретт, будучи вполне счастливой и открытой миру, внезапно переживает смерть старшей дочери, Жаклин, которая в 18 лет умирает от рака. Эта смерть оборачивается настоящей трагедией для матери Франсуазы, которая впадает в «патологический траур», жизнь их семьи больше никогда не будет прежней. Большая часть упреков и разочарований от этой смерти выпадет на долю маленькой Франсуазы. Впоследствии мать будет категорически противостоять идее дочери стать врачом и всеми силами будет стремиться, чтобы Франсуаза сложила свою жизнь, повинуясь идеалам своего круга и своего времени, став образцовой супругой, матерью, хранительницей очага.
Путь к обучению и обретению независимости будет долог для Франсуазы (только в 25 лет она сможет поступить в школу медсестер, а потом, после её окончания на медицинский факультет) и превратится в путь становления её характера, прояснения существа её устремлений, выверения её этики – этики желания. На этом пути наиболее значительную роль для неё сыграет встреча с психоанализом (собственный анализ, который она пройдет у Рене Лафорга в 1934-37гг.) и встреча с её будущим мужем Борисом Дольто, без которого, по её словам, она никогда бы не стала тем, кем стала.
Борис Иванович Дольто, выходец из России (уроженец Симферополя), эмигрировавший в1918 году в Турцию, а затем в Париж, получит образование врача-ревматолога, и станет создателем новой медицинской дисциплины – кинезитерапии (двигательной терапии) - и основателем Французской Школы Массажа и Ортопедии. Их удивительный творческий союз обогатит мысль и дело каждого, которое выльется в то, чтобы показать тонкое, сложное и многообразное взаимодействие тела и психики. В семье Дольто родится три ребёнка: Жан-Кризостом (певец, выступавший под псевдонимом «Карлос», Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (врач-гаптономист (фр.)).
Франсуаза Дольто оставит после себя более десятка книг, подавляющее большинство из которых она напишет после смерти мужа в1981 году. Смерть настигнет её на 79 году жизни, 25 августа 1988 года. Франсуаза Дольто завещает выгравировать на надгробной плите рядом с датами её жизни даты жизни Бориса Дольто и слова из Евангелия: «N’ayez pas peur, je suis le chemin, la v;rit; et la vie» St.Jean (14, 6).
Путь аналитика
По окончании учёбы и защиты медицинской диссертации («Психоанализ и педиатрия») в 1939 году Франсуаза Дольто посвящает себя психоаналитической работе, которую будет вести вплоть до самой смерти в 1988 году. Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым».
С 1938 года Франсуаза Дольто станет членом Парижского Психоаналитического Общества (SPP). Но ей, как и Жаку Лакану, Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA) в 1963 году запретит принимать участие в подготовке и обучении молодых психоаналитиков - преподавать и проводить дидактические анализы. Этому решению будет предшествовать десятилетие конфликтов, переговоров и противостояний с IPA, которые начнутся с момента, когда Франсуаза Дольто, Даниель Лагаш и Жюльетт Фавез-Бутонье, несогласные с авторитарным стилем правления Саши Нахта, сконцентрировавшего в своих руках управление Институтом Психоанализа и Парижским Психоаналитическим Обществом, выйдут из членов Парижского Психоаналитического Общества (SPP) и создадут новую психоаналитическую организацию - Французское Психоаналитическое Общество (SFP). К ним присоединится Жак Лакан. Но акт ухода повлечет за собой автоматическое приостановление их членства в Международной Психоаналитической Ассоциации, за чье признание и разгорится борьба, которая выльется в череду комиссий, призванных оценить работу нового сообщества и возможность его аккредитации. Эта работа будет увенчана окончательным решением комиссии под председательством Тюрке об исключении Дольто и Лакана из листа дидактиков, что подвигнет Лакана выйти из SFP и основать в 1964 году новую аналитическую организацию, которую он назовет Парижской Школой Фрейдизма (EFP), к которой тотчас присоединится Франсуаза Дольто. На протяжении всей жизни она сохранит дружеские и рабочие отношения с Жаком Лаканом, с которым их будет связывать взаимное уважение и долгий институциональный путь. В 1980 году после роспуска Школы Лаканом Дольто, подозреваемая в намерениях занять место лидера французского психоанализа, будет подвергнута резким нападкам со стороны коллег по Школе. Основное острие критики, похожей больше на травлю, будет направлено против её «популяризации» психоанализа - цикла передач «Когда появляется ребёнок», которые она вела на радио Франс-Интер в 1976-1977 годах - и на её никогда не отрицаемое религиозное чувство (в 1977 году вышла книга «Евангелие сквозь призму психоанализа»).
В силу предпочтения «клинического свидетельствования» теоретическим штудиям и благодаря неустанной устной передаче, она заслужила репутацию скорее гениального практика, чем теоретика. В то время как для самой Дольто теория навсегда останется лишь концептуальной попыткой понять её собственную практику. При всем разнообразии техники - рисунок, лепка, символическая плата за сеанс, «кукла-цветок»… - основным «рабочим инструментом» Дольто будет слово, и её практика будет преследовать цель «по ту сторону языка, заимствованного из мира взрослых, дать [ребенку] язык, который соответствует возрасту его реального развития». Её способность точно отыскивать момент «сбоя» в самых архаических пластах психики и проговаривать на понятном ребёнку языке те связи, которые он выстроил с этим миром, был даром Дольто, поражающим окружающих. Для самой же Дольто за всеми её вмешательствами и словами стояла ясная логика и концептуальное прояснение, которое она будет стремиться передать молодым аналитикам на своих семинарах по детскому психоанализу. В этой работе по передаче аналитического опыта, Дольто изобретет новую форму обучения - будущие практики будут принимать непосредственное участие в самом ведении аналитического сеанса с детьми. Она обучит не одно поколение аналитиков, её труды и её подход повлияют на качественное, принципиальное изменение работы с детьми в детских садах, в больницах, в роддомах, в интернатах[. Целое поколение французских детей будет воспитано на «идеях Дольто», что во многом сведет тонкую и сложную - как сама психика и жизнь - мысль Дольто к набору легко воспроизводимых рецептов и карикатурных упрощений.
Её работы и мысли сейчас заново открываются, в 2008 году в честь столетнего юбилея Дольто прошёл целый ряд научных и культурных мероприятий во Франции (фр.). В 1990 году был создан «Документальный Архив Франсуазы Дольто», открытый для исследователей и для всех, кто интересуется творчеством Дольто.
Бессознательный образ тела и символообразующие кастрации
В ходе своей многолетней аналитической практики, а также благодаря детским консультациям в клинике Трюссо (1940-1978) и в центре Этьен Марсель (1962-1985), Дольто создаст собственный метод работы с детьми, уделяя особое внимание самому раннему, «архаическому» периоду жизни ребёнка, рассматривая все его жизненные проявления - соматику, коммуникацию и аффекты - как сообщения, которые необходимо расшифровать и перевести в язык. Её теория «бессознательного образа тела» станет теоретической попыткой осмыслить все то «неречевое» богатство телесного опыта, которое закладывается с самого момента рождения ребёнка. Соответственно, этот образ тела является живым и подвижным синтезом всех эмоциональных и физических переживаний ребёнка, своего рода бессознательной символической инкарнацией желающего субъекта, который существует и структурируется благодаря и в отношениях с другими. Рассматривая человеческое существо как несущее в себе присущее только ему желание жить, расти и развиваться, она отстаивает право на уважение желания каждого, даже самого маленького ребёнка, не подразумевая под этим удовлетворение всех его просьб и чаяний. Ответственное отношение к себе и к окружающим, по мнению Дольто, закладывается лишь благодаря языку, открытым ко всякому вопросу общением, смысл которого в том, чтобы объяснить каждому новорождённому, пришедшему в этот мир, его устройство, его правила и его законы. Выдвигая тезис о символообразующих кастрациях, Дольто постулирует, что на каждом этапе психического и физического взросления ребёнка есть моменты, когда он вынужден столкнуться с ограничением своего желания и с невозможностью его реализации. Этот момент труден и мучителен для ребёнка, но именно тогда он открывает, что культура и цивилизация накладывает запрет не на желание, а на неприемлемый человеческим сообществом - в перспективе коллективного сосуществования - способа его реализации и предлагает наработанные веками иные, сублимирующие способы его реализации.
Зелёный Дом
Приняв самое активное участие в создании Зеленого Дома в 1979 году– вместе с Пьером Бенуа, Колетт Лонжиньон, Мари-Элен Маландран, Мари-Ноэль Ребуа и Бернаром Тисом – Франсуаза Дольто до самой смерти работала принимающей, принося свой аналитический опыт и знания в открытое социальное пространство, куда может прийти каждый, кто только готовится или уже стал родителем. Задуманный как место отдыха, общения и встречи с другими детьми и другими взрослыми, Зеленый Дом открыт для детей от 0 до 4 лет в сопровождении взрослых или же для будущих родителей, только ожидающих появление ребёнка на свет. Зеленый Дом - это пространство слова, слова о повседневных заботах и о буднях воспитания, это место, где можно общаться, завязывая свои отношения с миром, с первых моментов жизни. Это «пространство в партнёрстве с родителями, с гарантией анонимности, которая ни имеет ничего общего с анонимным, безличным приемом, но скорее с идеей того, что никто не оценивает и не сравнивает детей»[. Модель работы Зеленого Дома получила широкое признание у детей, родителей и профессионалов и за 30 лет существования значительно распространилась как во Франции, так и за рубежом.

3 248

PSYCHOLOGIES №30

Франсуаза Дольто, с уважением к детям

Среди классиков детского психоанализа Франсуаза Дольто занимает особое место. Еще в восемь лет она решила, что станет «»: девочка росла в большой семье и видела, что многие болезни на самом деле телесные реакции детей на сложности в отношениях с родителями и другими близкими людьми. Зачем брату вызвали врача, прописали диету и постельный режим, ведь живот заболел у него после того, как за обедом поругались двое взрослых домочадцев! Если бы врач разобрался в этом, то лечение, возможно, и не понадобилось бы. Таким понимающим врачом она и решила стать, и дальнейшие события лишь укрепили ее стремление.

Когда Франсуазе было 12 лет, умерла от рака ее старшая сестра Жаклин. Семья долгие годы жила под давлением этой страшной утраты; мать, как казалось Франсуазе, не могла простить ей, что она осталась жить, а Жаклин нет. Возможно, именно поэтому призванием Франсуазы стала помощь детям, которые страдают из-за нарушенных отношений в семье.

В последние годы жизни главным делом Франсуазы Дольто стал «Зеленый дом» (Maison verte) – семейный клуб, куда взрослые могли приходить с маленькими детьми. Получив здесь первый опыт общения вне семейного круга, ребенок не боялся расстаться с матерью и без слез начинал ходить в детский сад. В журнальных статьях, в радиопередачах, которые слушала вся Франция, в своих книгах Франсуаза Дольто сделала психоаналитические знания живыми и доступными, дав возможность многим родителям самим учиться понимать своего ребенка, прислушиваться к нему и уважать его.

Ее даты

  • 6 ноября 1908: Франсуаза Маретт (четвертый ребенок в семье) родилась в Париже.
  • 1931: поступает на медицинский факультет университета.
  • 1934-1937: в течение трех лет проходит личный психоанализ.
  • 1938: знакомится с крупнейшим французским психоаналитиком Жаком Лаканом.
  • 1939: защищает диссертацию «Психоанализ и педиатрия»; начинает прием как детский психоаналитик.
  • 1942: выходит замуж за врача и мануального терапевта Бориса Дольто, эмигранта из России (позже у них родятся трое детей).
  • 1976-1978: впервые в Европе выступает в радиопередаче, отвечая на письма слушателей с позиций психоаналитика.
  • 1979: под руководством Франсуазы Дольто в Париже открывается «Зеленый дом».
  • 25 августа 1988: Франсуаза Дольто скончалась в Париже.

Ключи к пониманию:

Ребенок – это личность

В детстве Франсуаза Дольто дала себе обещание постараться никогда не забыть, каково это – быть маленькой. Став детским психоаналитиком, она утверждала, что ребенок, даже только что появившийся на свет, является личностью. Он не собственность родителей, и его желания, мнение заслуживают внимания. Уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери, – таково было нравственное кредо Дольто.

Насытить его речью

Для Франсуазы Дольто человек – это прежде всего «говорящее существо», даже если он младенец, еще не умеющий произнести ни слова. Она утверждала, что совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить свое отличие от другого человека (в первую очередь – от матери), чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.

Говорить честно

Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. И прежде всего – говорить с ним честно. Дольто утверждала, что ребенка невозможно обмануть, потому что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – «совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает». Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.

Понимать язык тела

Важнейшая теоретическая идея Франсуазы Дольто родилась благодаря рисункам ее маленьких пациентов. Она пришла к выводу, что детский спонтанный рисунок отражает бессознательное представление ребенка о собственном теле. Дольто считала, что его образ – это первый опыт самоощущения человека. С помощью рисунка, через символическое отражение языка тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказать.

Книги Франсуазы Дольто

  • Когда рождается ребенок. Юнипринт, 2004.
  • На стороне ребенка. У-Фактория, 2004
  • На стороне подростка. У-Фактория, 2006
  • Бессознательный образ тела. Ergo, 2007

Текст: Дарья Михеева

Источник фотографий: Инга Аксенова

Краткие биографические данные

Ф. Дольто родилась в 1908 году в Париже в многодетной семье, где кроме девочки воспитывались ещё шесть детей – одна сестра и пятеро братьев. Жизнь многодетной семьи была счастливой до момента смерти старшей дочери от рака, именно данный случай стал переломным в судьбе Франсуазы. Мать, потерявшая старшего ребёнка, упрекает младшую дочь, противостоит желанию стать врачом. Именно по этой причине Ф. Дольто долго обретает независимость, достигнув 25-летнего возраста начинает учиться в школе медсестёр, после окончания которой поступает на медицинский факультет института.

Дальнейший профессиональный путь был определён встречей в 1934 году с Рене Лафоргом на сеансах психоанализа и знакомством с будущим мужем (Борис Дольто, врач-ревматолог по образованию, создатель кинезитерапии, основатель школы массажа и ортопедии во Франции).

Замечание 1

На протяжении всей жизни занималась разработкой психоаналитической теории, большинство трудов было издано после 1981 года (после смерти мужа).

Умерла в 1988 году в Париже.

Вклад в науку

Окончание в 1939 году медицинского института сопровождается защитой диссертации на тему «Психоанализ и педиатрия». В дальнейшем на протяжении всей жизни осуществляет психоаналитическую работу с пациентами. В работе придерживалась идей С. Моргенштерн (первый французский детский психоаналитик).

С 1938 года является членом в Парижском психоаналитическом обществе, в 1963 году Международной Психоаналитической Ассоциацией Ф. Дольто было запрещено готовить и обучать специалистов по психоанализу, кроме того, было запрещено проводить дидактические анализы с пациентами.

В 1964 году Ф. Дольто присоединяется к новой аналитической организации, созданной Леканом, которая называлась «Парижская Школа Фрейдизма». Вплоть до 1980 года (до момента роспуска Школы) Ф. Дольто работает там, попутно являясь ведущей в радио-передаче «Когда появляется ребёнок».

В кругах психоаналитиков Ф. Дальтл считается больше практиком, чем теоретиком. На сеансах психоанализа Ф. Дальт использует разнообразные техники – рисунки, лепку, технику «куклы-цветка», в качестве основного метода работы с пациентами используется слово. Весь этот арсенал средств помогает отыскиванию моментов «сбоев» и проговариванию на понятном для детей языке тех связей, которые выстраиваются между ребёнком и окружающим миром.

В качестве основной формы передачи опыта молодым психоаналитикам, Ф. Дольто использует непосредственное их участие в проводимых аналитических сеансах с детьми.

Идеи Ф. Дольто освоило не одно поколение аналитиков, психоаналитическая деятельность способствовал качественному и принципиальному изменению в работе с детьми, находящихся в разных условиях (в детском саду, в больнице, в роддоме, в интернате).

Ф. Дольто работала не только с детьми, но и со взрослыми людьми, готовящимися стать родителями. Работа проводилась в условиях созданного в 1979 году учреждения «Зелёный дом». Данное учреждение было создано в целях организации отдыха, общения, встреч детей и взрослых. В качестве посетителей «Зелёного дома» выступали дети от 0до 4 лет, сопровождаемые взрослыми, либо будущие родители, ожидающие малыша.

На встречах рассматривались повседневные заботы, будни воспитания, дети и взрослые общались, завязывали отношения с миром. На встречах приветствовалось партнёрство с родителями, гарантировалась анонимность, кроме того, отсутствовали оценка и сравнение детей.

Замечание 2

Идеи, реализованные Ф. Дольто при проведении сеансов психоанализа с детьми, в современной теории и практике психоанализа приобретают важное значение, специалистами изучаются методы работы, анализируются труды.

Основные труды

Ф. Дальто в психологической науке известна как автор достаточно большого количества работ по психоанализу. Наиболее значимыми трудами, переведёнными на русский язык, являются:

  • Приобщение к психоанализу (2008),
  • На строне ребёнка (2010),
  • На стороне подростка (2010),
  • Бессознательный образ тела (2006),
  • Психоанализ и педиатрия (2008),
  • Психоанализ и воспитание (2011).

Мальчик казался подавленным и безвольным. Мама, напротив, источала энергию.

Доктор, это наш единственный наследник. Денег мы не пожалеем. Я готова сменить машину. Контраст между угрюмостью подростка и воодушевлением матери рождал ощущение неестественности происходящего. Мама между тем излагает печальную историю. Ребенок катался на мотоцикле. Подарили по случаю окончания первой четверти. Обошлось без двоек. Он еще неопытный. Упал, ушибся. Чего только ни пробовали. Обследовали. Был под наблюдением. Непроизвольное мочеиспускание.

Мальчик отворачивается к окну. Мама демонстрирует медицинские познания. Я делаю попытку подняться с кресла. Посетительница величественно взмахивает рукой.

Ребенок плохо спит. Стал нервным. Ушел в себя. Психотропные окончательно понизили жизненный тонус.

В моем сознании рождается неожиданная догадка. Я подхожу к мальчику. Он смотрит в окно отрешенно. Однако глаза не пустые. Подросток явно видит перед собой какую-то неотвязную картину. Кладу ему руку на плечо. Он вздрагивает.

  • - Расскажи, пожалуйста, как ты упал с мотоцикла... Мама поспешно сует мне рентгеновский снимок. Мальчик явно поражен вопросом. Бормочет что-то про коробку передач. Обреченно замолкает.
  • - Упал, и все...

Похоже, обстоятельства падения никого из специалистов не волновали.

Но тут негаданно улетучивается мамина респектабельность. Она приближается к нам и властно произносит:

Доктор, история с мотоциклом не по вашей части. Это травма, ушиб... Мы из-за нервов. Я советовалась со знакомыми. Мальчик невменяем. Ходила к Махариши, просила мантру. Но сын отказывается произносить молитву. Он борется со своим недугом и старается быть начеку. Не спасать... В этом изюминка...

Прошу мальчика сесть в кресло. Нарочито долго делаю записи.

Хотите знать мое мнение? Мотоцикл тут не главное. Мальчик живет в напряженном ожидании. Это страх. Патология вызвана парализующим воздействием испуга. Но не от падения.

Мальчик смотрит на меня с немым вопросом.

Скажите, не было ли в жизни ребенка серьезных потрясений? Смерть близкого человека? Неожиданное насилие? Что-нибудь в этом роде?

Дама смотрит на меня с немым превосходством. На нее накатывает параксизм смеха.

Серьезные потрясения? Насилие? Вы хоть представляете себе наш быт? Когда хоронили бабушку, мальчика нарочно отправили в деревню. У ребенка репетиторы, гувернер... Небольшое физиологическое отклонение от ушиба. Вот и все... Это нервы... Нужны нетрадиционные средства... О вас говорили...

Теперь мальчик смотрит на меня с иронией. Я придвигаю кресло к столу.

Насколько я понимаю, вы относите себя к людям, которых называют "новые русские"? Расскажите подробнее о своей жизни. Как протекает ваш день? Часто ли ребенок бывает с вами?

Женщина обнимает ребенка, успокаивается.

  • - По утрам мы все вместе... Перед уходом на работу папа любит выпить кофе. Мы обмениваемся новостями. Собираем сына в гимназию. Наш гувернер умеет водить машину.
  • - Ну, и о чем обычно идет речь?
  • - Ни о чем особенном. Отец рассказывает о делах фирмы, о денежном курсе, всяких разборках, о знакомых. Мальчик вздрагивает. Я успеваю заметить его испуг.
  • - У вас хорошие друзья? Что вы знаете о партнерах фирмы?
  • - Что вам сказать? Обычные деловые люди.

Подросток съеживается в кресле. Я с недоумением наблюдаю за ним.

  • - Дружите семьями?
  • - Пожалуй, нет. Вот когда был жив дядя Леша... Он работал на смежной фирме.
  • - Умер?
  • - Его убили! Разве вы не читали об этом в газетах? Наемник сделал шесть выстрелов. Дядя Леша скончался прямо на месте. Мальчик поднимает на меня глаза. Его сотрясают рыдания. Я смущен, возможно, мальчик дружил с покойным. Однако разговор поворачивается в другое русло.
  • - Эдик совсем не знал дядю Лешу. Когда его убили, мальчик был в деревне.

Подросток смотрит на меня со знакомым отрешением. Он уже успокоился. Я спрашиваю его:

  • - Отчего ты думаешь о дяде Леше? Что ты знаешь о нем?
  • - Так, вообще... Папа часто говорит: преданных людей мало и их убивают. Скоро убьют всех...
  • - Неужели?
  • - Это ясно. Отец всегда рассказывает, кого подкараулили, выследили и пристрелили...
  • - Тебя это пугает?

Эдик подавленно молчит. Он явно хочет открыться. Однако что-то мешает ему. Мама, похоже, шокирована. Я закрываю дневник. Уславливаюсь о новой встрече. Потом подхожу и притягиваю мальчика к себе. Неожиданно для меня мальчик произносит:

  • - Они и папу убьют... Мама в шоке.
  • - С чего ты взял?
  • - Я видел сон. У меня выхватили чемодан, в котором лежал дядя Леша. Я долго бежал за ним. Хотел догнать. Чемодан раскрылся, и оттуда вывалился мертвый папа...

После ухода посетителей я долго не могу успокоиться. Да, время рождает новые ситуации. У благоденствия - свои кошмары...

Образование

Продолжая разговор о педагогических идеях и концепциях ХХ века, сложно пройти мимо имени Франсуазы Дольто. Детский психоаналитик, тонкий клиницист и педиатр, чей авторитет был столь высок, что ее пригласили к работе над Конвенцией прав ребенка. Concepture анализирует ее идеи, воплотившиеся в проекте под названием «Зеленый дом».

Лечение детей, страдающих от «непонимания взрослых»

Психоанализ Фрейда, а затем работы по детскому психоанализу Анны Фрейд и Мелани Кляйн, без сомнения, оказали влияние на представления о ребенке и педагогику в ХХ веке. Не остался в стороне от этих вопросов и французский психоанализ, несмотря на репутацию высокоинтеллектуальной теории. Уже одна из первых женщин во французском психоанализе - Софи Моргенштерн - разработает формы работы с детьми посредством рисунка. Именно ее будет считать своим учителем Франсуаза Дольто.

Франсуаза Дольто (1908-1988) довольно поздно становится врачом, а затем психоаналитиком во многом из-за противостояния семьи. По ее собственному признанию большое влияние на поиск собственного пути в жизни Франсуазы оказал муж - Борис Иванович Дольто. Создатель кинезиотерапии и основатель Французской школы массажа и ортопедии, он своими руками творил чудеса, ставя на ноги безнадежных пациентов.

В каком-то смысле нечто похожее только на уровне слова, а не тела, делала и Франсуаза. Примечательно и то, что трое их детей стали известными людьми, причем в разных областях: Жан-Хризостом (певец, актер, художник-фантаст), Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (психотерапевт-гаптономист ).

Еще будучи ребенком, Франсуаза четко знала, что хочет стать «врачом-воспитателем» и лечить детей, страдающих от «непонимания взрослых». Именно «умение слушать» стало главным ее инструментом в работе, благодаря которому ей удалось обнаружить связь некоторых детских заболеваний с психической динамикой бессознательного. Она утверждала, что уже младенцы понимают речь взрослого, поэтому в этом возрасте детей можно многому научить.

«О ребенке много говорят, но с ним не говорят». Франсуаза Дольто

В ходе своей многолетней аналитической практики и консультаций в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. С ее точки зрения ребенок имеет полное право на собственное желание, что отнюдь не значит стремления удовлетворить все его просьбы и капризы.

Даже маленький ребенок уже в какой-то степени - самостоятельный субъект, доказавший это тем, что родился. Поддерживая эту самостоятельность, она создаст несколько замечательных изобретений, например, будет брать плату за анализ с детей так же как со взрослых, только в форме «детских ценностей» - необычных камешков, конфет, цветов, ракушек и т. п.

По мнению Дольто, задача родителя и педагога - объяснять малышу, пришедшему в этот мир, правила и закономерности жизни. Всякий в детстве вынужденно сталкивается с невозможностью реализовать все свои желания. Так ребенок узнает слово «нельзя», но запрет накладывается не на желания, а на способы их реализации. И при правильном объяснении, ребенок искренне заинтересуется окружающим социальным миром, ведь помимо запретов, он также предлагает какие-то альтернативные способы самореализации.

«Детство - не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок - не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны».

Ее публичная активность, в том числе очень популярные выступления на радио «Франс-Интер» (в которых она отвечала на письма родителей, озабоченных теми или иными вопросами воспитания и общения с детьми) оказали огромное влияние на французскую культуру.

Целый ряд социальных институций трансформировались или возникли, благодаря осознанию того, что ребенок имеет право на собственную речь. И именно с ее подачи среди французов стал почти всеобщим ритуал, согласно которому при выписке младенца из роддома с ним говорят и проводят небольшую экскурсию по новому дому.

«Я в домике»

Как психоаналитик Дольто прекрасно понимала, что нельзя переоценивать взрослых, ведь каждый из них в определенной степени остается ребенком со всеми его травмами, фиксациями и фантазиями. Поэтому в вопросе детского развития она занимает необычную позицию: если есть учреждения, где воспитывают детей, то должны быть и такие, которые воспитывают родителей. А еще лучше делать это совместно.

Быть родителем - это не менее сложно, чем быть ребенком, а ответственность еще выше. Мало какой нормальный человек может похвастаться тем, что он прекрасно знает, как решать любые жизненные задачи. Со скепсисом психоаналитика она однажды заметит: «Мы готовим детей к жизни, о которой ничего не знаем» , ведь мы опираемся на опыт прожитой жизни, которая ни с кем больше не повторится. Поэтому родители слишком часто маскируют это незнание: например, заменяя поиск понимания словами любви или умилением.

Франсуаза Дольто с детьми

Помимо детских садов нужно еще какое-то место, где возможен рост и развитие, включающие более широкое социальное пространство. Место, в котором дают возможность мамам и папам, бабушкам и дедушкам увидеть, как даже самые маленькие нуждаются в том, чтобы быть услышанными.

У детей до трех лет всякое проявление становится языком (плач, мимика, выбранная игрушка и игра с ней, даже синяки и шишки, рвота и другие «слова», сказанные телом). Дольто отмечала, что, оберегая детей в первые годы жизни от контактов с другими людьми и предметами окружающего мира, ребенка лишают возможности накапливать опыт ощущений и воображения. Защита через лишение автономии - нонсенс, ведь психика, как и тело, вырабатывает иммунитет только через опыт риска.

Проект, получивший название «Зеленый дом», стал для Франсуазы Дольто итогом ее теоретизации и наблюдений.

«Зеленый дом» - принципиально не образовательное, не корректирующее и не развлекательное заведение. Здесь не дают консультаций и советов, специалисты могут лишь помочь понять своих детей и свои проблемы. Ответы и решения родители должны искать самостоятельно. Возможность говорить о том, что беспокоит открыто и безопасно, позволяет всем участникам процесса учиться с большим доверием относиться к себе, друг другу и к миру (этому способствует и анонимность участия).

«Зеленый дом» становится пространством жизни, где все сплетено живым общением людей, где каждая ипостась человеческой жизни влияет на другие. Именно поэтому программу работы «Зеленого дома» нельзя заранее четко определить и описать. Это в какой-то степени модель общества, в котором каждый зависит от качества коммуникации с другими людьми.

Франсуаза Дольто с коллегой

Особую роль в этом проекте играют «принимающие» (фр. un accueillant) - специалисты, которые поддерживают словом речь и детей, и взрослых (в т. ч. невербальную речь), создают атмосферу принятия. В качестве таких специалистов выступают педагоги, психоаналитики, психотерапевты, социальные работники.

Любопытно, что Дольто выбирает именно глагол «accueillir», а не более универсальный «accepter» - оба означают «принимать», но первый также может быть переведен как «встречать», «одобрять». Принимающие работают тройками, но каждый день меняются - это позволяет избежать ощущения, что другой человек навязывает свое мнение. Также это позволяет детям увидеть разных по возрасту, полу, характеру людей.

Первый центр La Maison Verte («Зеленый дом») открылся в Париже в 1979 году, а в последующие 40 лет подобные центры откроются в сотнях крупных городов (в основном в которых есть детские психоаналитики). Традиционно организации такого типа выбирают какое-то свое название, оставляя цвет: например, в России существуют/существовали «Зеленый Остров», «Зеленая дверца», «Зеленый ключ» и другие.

В качестве основных целей «Зеленый дом» признает три.

Первая и ключевая - это ранняя социализация детей. Встреча с другими детьми и взрослыми в располагающей атмосфере помогает ребенку подготовиться к яслям или детскому саду. С одной стороны, это помогает ему развивать коммуникативные способности (отнюдь не всегда развивающиеся в семье), а с другой стороны, помогает в подходящем ритме отделиться ребенку от родителей. Стоит заметить, что во Франции довольно часто уже через 2-3 месяца после родов матери выходят на работу, а детей отдают няне или в ясли.

Психоанализ не забывает и о том, что для взрослых опыт родительства - это тревожно и порой трудно, в т. ч. из-за актуализации собственных проблем, идущих из детства. Поэтому вторая задача - социальная адаптация родителей. В «Зеленом доме» родители могут разделить этот поначалу непривычный груз с принимающими. И когда тревога отступает, появляется возможность наблюдать, думать, делать выводы. Кроме того, молодые матери иногда оказываются в специфической изоляции (порой травматичной), особенно в тех случаях, когда у них появляется ребенок-инвалид.

В качестве третьей цели может быть названа профилактика психосоматических заболеваний. Необходимость отделиться от родителей и адаптироваться к новым условиям (детский сад, отъезд к бабушке, школа и т. д.), увы, часто порождает неврозы. Задача «Зеленого дома» в создании такой психологической среды, которая позволит стимулировать развитие ребенка - как нормального, так и сталкивающегося с определёнными нарушениями. Важно помочь и самим родителям поверить в силы ребенка, в его способность справиться.

«Дайте жалобную книгу»

На основе идей институциональной педагогики и методов Франсуазы Дольто в 1973 году была открыта Школа в Ла Новилль-дю-Боск в Нормандии. Позже школа переехала в Шато-де-Таки недалеко от Парижа, так что Дольто смогла отправлять туда детей, которые проходили у нее терапию.

Образовательная программа школы была нацелена на создание новой этики взаимоотношения, которая позволит здоровое развитие ребенка. Поэтому в ней помимо учителей должны быть также люди, которые интересуются психологическим становлением учеников - скорее тьюторы, чем школьные психологи.

Создатели Школы Д’Ортоли, Эмрам и Леметр ориентировались не только на лакановский психоанализ, но и на идеи Фернана и Жана Ори. Первый проповедовал «антидидактическую педагогику» и специализировался на работе с трудными подростками, второй был психиатром и разработал «институциональную психотерапию» (а также основал легендарную клинику «La Borde»). Одним из самых известных учеников обоих братьев был философ и психиатр Феликс Гваттари.

В целом подход Фернана Ори (на фото) может быть упрощен до идеи о том, что любая школа в своей работе должна учитывать два тезиса. Первый гласит о том, что каждый ученик привносит с собой свое «бессознательное» (невербализованные - социальные, культурные, экономические - элементы), которое влияет на любые взаимодействия внутри класса. Второй отмечает, что любая организация школы влияет на работу психики и характер знания.

Дольто добавила к этому критический взгляд на социализацию и смысл обучения. Во Франции ключевой функцией школы считают формирование нации и передачу культуры (что довольно верно). Однако Дольто задается вопросом «что такое культура?» По ее мнению, от чистой формальности культуру отличает то, что это «встречи с людьми, которые переживают то, чему учат ». Когда же преподаватели не переживают то, чему они учат, то это просто присутствие нескольких людей в определенном месте, неспособное стать уроком:

«Школа должна была бы стать местом, где взрослый предлагает ребенку завоевывать то, что ребенку хочется, а не заставлять его заниматься, когда у того нет никакого желания. И тогда взрослый, а не ребенок будет «записываться» на занятия: «Я приду во столько-то и на столько-то ».

Вслед за представлениями Штайнера, Дьюи и др., создатели Школы Новилля считали, что не стоит торопиться с интеллектуальным развитием. Школа должна сперва развить физические способности и умение общаться. Обязательными уроками в школе остались чтение, счет и письмо. Все остальное - на выбор, в т. ч. возможность создать свои кружки и исследовательские семинары.

При этом упор в предметах делается не на «что я должен знать» (обязательный материал), а на «как сделать» (правила и техники). Опыт должен быть свой, его не нужно передавать. Такой тип школы предполагает отсутствие строгих границ и уровней: ребенок может осваивать любую программу в любом возрасте. Нет нужны ждать, когда есть организующее обучение желание.

В одном видеофильме о работе Дольто как раз приводится пример девочки лет 9-10, которая с первого года обучения заинтересовалась химией и теперь уже проходит программу старших классов (это не вундеркинд, т. к. в остальных предметах ее интерес и способности на уровне одногодков).

В Школе, как и в «Зеленом доме», важное место уделяется запретам, а если быть точным - отношению взрослых к запретам. Запрет должен быть объяснен ребенку доступными словами и касаться того, что запрещено и взрослым.

Создатели Школы в Ла Новилль-дю-Боск: Паскаль Леметр, Фабьенн Д’Ортоли и Мишель Эмрам

Причины запрета должны исходить из самой природы вещей, когда нечто опасно само по себе или в силу обстоятельств (например, отсутствия навыка обращения), но никогда потому, что просто кто-то запретил. В противном случае психология ребенка приравняет опасность к наказанию, а это крайне искажает отношения с другими, особенно родителями и педагогами.

В качестве одной из главных задач педагога в этой школе стало принятие самого себя. До тех пор, пока это не произойдет, сложно ожидать честности в отношении к другим и миру. И по этому поводу Дольто отмечала, что только честное слово, обращенное к ребенку - способ избежать невротизации. Любая ложь (даже во спасение) - это форма исключения ребенка из ситуации или знания, но поскольку дети чувствуют происходящее, то это порождает только тревогу.

Опыт «Зеленого дома» и Школы в Новилле показывает, что дети способны справляться со сложностями, которые порой обрушиваются на них слишком рано. Поэтому ключевой выбор педагогики по Дольто - честный и уважительный разговор с субъектом (независимо какого возраста).

Эталонный взрослый, чья жизнь представляется образцом для подражания, не претендует на то, чтобы научить методу, единственно верному методу, - что было бы антипедагогично, - но он проявляет интерес к собственному труду, которым занимается ежедневно. <…> Точно так же преподаватель, который интересуется определенной отраслью знания, не будет донимать детей, которые этим предметом не интересуются. <...> К сожалению, большинство педагогов вместо того, чтобы спросить себя: «Способен ли я заинтересовать, увлечь?» - изгоняют из класса или ругают невнимательных и рассеянных: «Ты мне мешаешь, ты мне возражаешь… Тебе не интересно… Ты заслуживаешь только презрения».

Проницательность Дольто позволила ей очень точно определить, что многие педагогические и психологические новшества под маской заботы о ребенке скрывают желание контроля. Как, например, попытка с помощью тестов и бесед с психологом обнаружить (как можно раньше) таланты и проблемы ребенка.

В таком взаимодействии дети чаще приспосабливаются, сознательно или бессознательно читают желания взрослого. И именно взрослый из своих критериев декодирует эту речь. Эта поспешная попытка найти место юному субъекту в обществе и контролировать его развитие по (за него) выбранному пути - увы, не всегда ведет к индивидуальному или общему благу. Дольто провоцирует дискуссию и интеллектуальный поиск, говоря:

«Может быть, ребенок - наш посредник в отношениях с реальностью. Он напрямую связан с самой главной реальностью, которую мы, взрослые, воспринимаем лишь в искаженном виде через метафоры и символы с помощью системы условностей ».

Как минимум в одном ребенок часто более способен, чем взрослый - в способности изменить свое отношение. Там, где у взрослого уже сформировавшийся невроз, у ребенка - возможность. Ведь в конечном счете для нашей психики многое определяют не события, а отношение.

Между потерей игрушки и потерей родителей разница лишь в силе эффекта и последствий. Как справится с этим ребенок? Это во многом зависит от него, но и помощь (в открытии разных способов справляться с этим) не помешает. Поэтому столь важную роль играют окружающие, взрослые, реагирующие и учащие воспринимать вещи тем или иным образом.

«Претендовать на то, что школу возможно «сделать более гуманной», пожалуй, так же утопично, как хотеть сделать «гуманной» войну ».

Одним из ключевых нововведений Школы в Новилле стала «книга ворчаний» - некий аналог книги жалоб и предложений. Если и искать что-то естественное для человеческой цивилизации, то это путь общения, который включает не только красивые и умные речи, но и более привычные модусы - жалоба, похвала, сплетня, уговор, флирт и т. д. и т. п. Чтение и обсуждение этой книги стало своеобразным «очистительным фильтром», улучшающим атмосферу в учебном заведении.

Создатели Школы вместе с Дольто обнаружили две любопытных вещи.

Во-первых, временной зазор между проблемной ситуацией и ее описанием работает как первый этап психотерапии. Вовлеченный в ситуацию ребенок может солгать, растеряться, но когда он начнет писать в «книгу ворчаний», он попытается найти собственный взгляд, свое желание. Конечно, это работает в тех случаях, когда всякий такой текст воспринимается серьезно и с безусловным принятием.

Выражение себя избавляет от вытеснения, а также приучает смотреть на себя со стороны - то, что артикулировано в тексте уже можно дистанцировать и диалектизировать (что важно, если речь идет о страдании). И наличие такого механизма - это еще и признание социальной реальности, в которой случаются конфликты, недовольства и т. п. И это нормально, по крайней мере, более нормально, чем попытка создать стерильный социум.

Во-вторых, эта возможность быть услышанным и понятым оказывается одним из мощнейших стимулов к овладению речью и письмом (особенно у тех детей, которые не склонны говорить), а это в значительной степени упрощает обучение в ранних классах. И даже если ребенку не на что жаловаться, опыт других его учит тому, что с фрустрацией и травмами можно справиться, в т. ч. обращаясь к другим.

Здесь стоит заметить, что в Школе Новилля было реализовано инклюзивное обучение еще задолго до того, как это стало популярным трендом. Дети, вместе с учебой в этой школе проходившие психотерапию (сироты, брошенные родителями, испытавшие травматический опыт), оказались тоже в каком-то смысле «учителями» для других учеников.

Фото из архива Школы Ла Новилль

Франсуаза Дольто также обращала внимание, что сегодня дети все меньше знают о мире взрослых, многим родителям запрещено приводить детей на работу. Но это неверная перспектива, которая лишает их ценного опыта. Пока же взгляды на обучение не изменились, Дольто точно подмечает, что нет смысла недоумевать «почему дети не учатся». В ту пору многие дети находили себе прибежище в научной фантастике, сегодня - в интернете.

Опыт работы с детьми подтолкнул Дольто провести необычное разделение: она предлагает отличать креативность от непосредственности. И та, и другая выглядят как творческие находки, создание личной продукции, но по своим механизмам они отличаются.

Креативность - это сублимация в области искусства, науки и т. п., которая более характерна детям старше 10 лет и подросткам, сталкивающимся с кризисами. Дети же первых 10-12 лет непосредственны, главным образом в коммуникации и в быту. Если ребенок здоров, то его изобретательность бьет ключом, но она скорее знак свободы, а не таланта. И эта свобода дана всем детям, если взрослые преждевременно не вовлекают их в соперничество.

«Деда Мороза не существует, но он - настоящий»

Подход Дольто к педагогике весьма интересен, т. к. она переносит главный акцент с методик и техник на этику. Причем это этика, ориентированная на желание. Увы, когда многочисленные педагогические технологии себя не оправдали, есть смысл вернуться к ее идеям. В каком-то смысле этика желания подчеркивает, что для таких вещей как развитие, обучение, усвоение культуры нет серьезных преград, за исключением самого настроя конкретного человека.

Как известно, никакие лекарства и операции не помогут больному, который не хочет жить. В этом случае хоть какой-то шанс имеет только слово. Искусное слово, обращенное к субъекту, а не то, что обычно звучит в классах и аудиториях.

Фасад Школы Ла Новилль

Важность этики несложно увидеть и на примере постсоветской школы. Те, кто учился в 90-00-е годы могли испытать на личном опыте, что бывает, когда педагоги, привыкшие к авторитарным методам, вдруг «прозревают» и начинают увлекаться «диалогом», «сотрудничеством», «творческим подходом к преподаванию».

Получается не очень. В лучшем случае. В худшем - давление становится еще большим, т. к. с «дружелюбным учителем» психологически сложнее враждовать. Другая этика отношения не имитируется дидактическими приемами, ее нужно взращивать в себе, в т. ч. пересматривая свои идеи и ценности (что болезненно для многих взрослых).

«Зеленый дом» и структура Школы в Новилле не дают готовых решений. И, пожалуй, самое сложное в их организации - это поиск подходящих кадров. Кроме этого, подобный подход не избавляет и от частных проблем. Например, должен ли учитель быть агентом социума, или более конкретно: «Как преподавать историю? Насколько она должна быть идеологизированной?»

Однако поддержка желания и самостоятельности в юных субъектах - это нечто намного большее, чем количественно измеримые результаты. Это то, что позволяет смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Ведь по большому счету социализацию и школы нельзя сделать совсем безобидными (особенно если социальная ситуация сложна).

Мечтать о подобном - значит, продолжать наивно верить в то, чего не существует. Но если каждый, кто проходит этот путь, получит внутреннюю точку опоры, то «хорошие воспоминания от школы» станут вполне реальны для многих.

Возможно вы не знали:

Кинезиотерапия направление в медицине, ориентированное на лечение и профилактику болезней через рациональное движение, а также восстановление оптимальной работы мышц, сосудов и внутренних органов.

Гаптономия терапия посредством прикосновения, разработанная Францем Вельдманом. Одним из ключевых направлений гаптономии является пренатальная гаптономия, призванная создать гармоничный психотактильный контакт ребенка с родителями во время его внутриутробного развития.

Институциональная педагогика движение в педагогике, обращающее внимание на социально-институциональный контекст обучения. К его представителям относят Фернана Ори, Антона Семеновича Макаренко, Александера Сазерленда Нилла, Селестена Френе и других.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....