Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Игры на знание частей тела. Упражнение "Наши руки". Игра в стаканчики - игра на развитие внимания для детей

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

Игра «Этот пальчик хочет спать...»

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

«У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол - синие и коричневые (карие).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз - синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета - оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:

Мама доченьку качала

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Мамины глаза

Словно василечки,

Глазоньки у дочки.

Глазоньки большие,

Синие такие!»

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки - (хлопайте в ладоши)

Где же, где же

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.

«Покажи у куклы...»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Это-я, а это-мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица: нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая), вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры: встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это - я,

А это - мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Маленькие ладошки!

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно - она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос - он большой, а вот твой носик - он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года - 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица: нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев - 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение: проведите игру с плоскостным изображением двух кукол - большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т.д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев - 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая - пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить...» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).

«Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке...»

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

«Прячем ручки, ножки»

Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами сопровождающего текста; использовать в речи названия частей тела; понимать указательное местоимение «вот»; произносить слово «вот».

Ход игры:

Где же, где же наши ручки? (дети прячут ручки за спину)

Где же наши ручки? Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут ваши ручки. (дети используют вращательные движения кистями рук - ручки «пляшут»)

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? (дети приседают, закрывают ладошками ступни ног)

Пляшут наши ножки.

Вот, вот наши ножки,

Вот где наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки (дети встают, выполняют притоп правой и левой ногой попеременно)

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки? (дети закрывают лицо ладонями)

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки.

Пляшут, пляшут наши детки, (открывают лицо, хлопают в ладоши, делают «пружинки»)

«Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Ай!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Оснащение: стулья.

Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали.

Ай! (прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Ай!»

«Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внимание; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножками»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки… (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой)

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

«Моя рука»

Задачи: Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы: Листы бумаги, картон, кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Совсем маленьким детям мама обрисовывает ручку сама, попросив ребенка плотно приложить ладошку с раскрытыми пальчиками к листу. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Дома мама может предложить ребенку обводить по контуру кубики, кольца от пирамидки, любые вырезанные из картона или фанеры геометрические фигуры.

«Курочка»

Задачи: Закреплять навыки печатания ладошками. Учить детей дорисовывать недостающие детали. Узнавать в изображении знакомый объект. Воспитывать аккуратность.

Материалы: Плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской.

Воспитатель раскладывает перед детьми плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской. Затем он предлагает детям аккуратно окунуть ладошку в краску(мамы помогают), приложить ее к листу бумаги и немного подождать, не двигая рукой. Затем ребенок осторожно убирает руку с бумаги и на ней остается отпечаток. Педагог (мама) пририсовывает к отпечатку большого пальца хохолок и глазки, к основанию ладошки- ножки, - получается курочка. Если какому-то малышу понравится такое занятие, он может сам попробовать сделать еще один или несколько отпечатков ладошки и дополнить до изображения курочки. Ребенок может придумать свои варианты дополнения отпечатка деталями и по своему усмотрению назвать получившееся изображение

«Полюбуйтесь, это я»

Чему учится ребенок: продолжает развивать мелкую моторику пальцев, активизировать работу большого и указательного пальцев; продолжает развивать творческие способности, воображение,видеть в скомканной салфетке реальный объемный предмет; активизировать словарь за счет слов, обозначающих части тела (голова, туловище, ноги, руки); части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, рот); глаголов (комкать, втыкать, соединять); продолжать развивать ориентировку в пространстве, понимать и употреблять в активной речи предлоги «на», «под»; понимать значение уменьшительно-ласкательного суффикса -чк-.

Оснащение: розовые салфетки, зубочистки, бусины.

Ход игры: положите перед ребенком картинку с изображением ребенка. Рассмотрите ее. Показывая на каждую часть тела, просите ребенка называть ее. Если ребенок затрудняется назвать какую-то часть тела, то помогите ему:

Подойдите с ним к зеркалу;

Покажите пальцем на данную часть тела (или лица) на себе, затем на ребенке;

Назовите ее;

Повторите название данной части тела вместе с ребенком. Предложите сделать человечков из салфеток, зубочисток и бусин. Скажите, что вы будете делать большого человека (взрослого), а ребенок - маленького человечка (ребенка). Алгоритм выполнения человечков из салфеток смотрите в приложении. Этапы работы:

Скомкайте большую салфетку; покрутите ее между ладонями - получится туловище;

Возьмите салфетку меньшего размера, скомкайте, покрутите ее так же между ладонями - получится голова.

Соедините туловище с головой - воткните зубочистку в туловище сверху и наденьте на нее второй шарик из салфетки - голову;

Воткните с каждой стороны туловища по руке-зубочистке;

Затем из зубочисток сделайте ножки;

Глазки можно сделать из бусин (воткнуть или приклеить); нос, рот, брови, ресницы нарисуйте фломастером. Предложите ребенку сделать маленького человечка. Если ребенок не смог проанализировать все этапы работы, выполните ее еще раз, выполняя каждое действие с ребенком синхронно.

Усложнение: увеличьте количество человечков из салфеток; смените материал, бумагу, технические приемы.

Игры на знание частей тела и лица (консультация для родителей)

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

Родители часто бывают необъективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.

Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно заняться исправлением звукопроизношения.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Игра "Сказочка-указочка"

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.

А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"

Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Игра "Весёлые фигуры"

Детям даются поручения. Например:
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

Упражнение "Наши руки"

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка - правая (мячик на ладошке),
Это ручка - левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

Упражнение "Зарядка"

Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Упражнение "Фокусник"

Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук

Занятие 1

Задачи: закрепление умения сличать предметы; уточнение названий частей тела; формирование понимания пространственных отношений; развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

Оборудование: парные картинки для сличения (красное яблоко и зеленое яблоко, желтая груша и зеленая груша, легковая машина и грузовик и т.п.), куклы (по числу детей).

Ход занятия

1.Организационный момент.
Дидактическая игра «Найди похожую картинку»
Логопед раздает детям по одной из парных картинок, остальные картинки лежат на сто¬ле. Подойдя к столу, ребенок должен найти картинку, парную той, которая была ему дана.

2.Дидактическая игра «Покажи у себя»
Логопед показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:
-У куклы есть голова. А у вас? (Дети показывают.)
-У куклы есть руки (ноги, живот, шея, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот).

3.Игра с куклами с речевым сопровождением

Логопед раздает детям куклы, а сам, держа в руках одну из кукол, демонстрирует действия в соответствии с произносимым текстом: Водичка, водичка, Умой куколке личико. Водичка, водичка,
Умой куколке ручки (ушки, носик, ротик).
Дети повторяют за логопедом.

4.Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

5.Выполнение словесных инструкций детьми

Логопед предлагает детям выполнять инструкции сначала по образцу, показывая все движения, затем по слуховому восприятию: «поднять руки», «опустить руки», «положить руки на пояс», «руки - за спину», «руки - за голову», «закрыть руками уши (глаза, нос)», «похлопать в ладоши впереди (над головой, за спиной)», «потопать ногами», «постоять на одной ножке».

Занятие 2

Задачи: активизация словаря; практическое усвоение понимания категории числа существительных; закрепление понятия «желтый цвет»; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: кукла, кружок желтого цвета (диаметром 8-10 см, из картона), счетные палочки основных цветов (в наборе обязательно должно быть 10-15 палочек каждого цвета).

Ход занятия

1.Организационный момент.
Дидактическая игра «Назови, что покажу»
Логопед показывает части тела у куклы, дети называют указанное логопедом.

2. Различение единственного и множественного числа существительных

Логопед демонстрирует различные части тела у куклы («Вот рука, а вот руки»). Дети повторяют слова за логопедом. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы логопеда:
-Где твои руки, покажи. (- Вот руки.)
-Где твой глаз? (- Вот глаз.) И т.п.

3. Пальчиковая гимнастика

Пальчики схватились, Пальцы рук сцеплены в замок.
Крепко подружились. Сжать сцепленные в замок пальцы.
Тара-рам, тара-рам, Поднимание-опускание сцепленных пальцев.
Разбежались по домам. Пальцы расцепить, спрятать руки за спину.

4. Коллективное конструирование модели «Солнышко»

На столе у логопеда коробка со счетными палочками основных цветов. Логопед предлагает детям подойти к столу и выбрать палочки желтого цвета. Далее логопед проверяет, правильно ли дети выбрали палочки по цвету.
На одну из парт (детских столов) выкладывается картонный кружок желтого цвета «солнышко». Дети размещают свои палочки вокруг кружка в виде лучей.

5. Итог занятия

Занятие 3

Задачи: развитие зрительного внимания, восприятия и памяти; закрепление названий основных цветов; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки к игре «Что забыл нарисовать художник?», счетные палочки (по шесть штук на каждого ребенка), листы картона основных цветов (четыре штуки).

Ход занятия

1.Организационный момент.
Упражнение «Покажи, что назову»
Логопед дает образец. Показывает руку и называет ее: «Рука» и т.д. Затем дети показывают называемые логопедом части своего тела.

2.Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед показывает детям схематичные изображения лица, на которых отсутствуют либо нос, либо рот, либо уши, волосы, глаза. Детям нужно определить, какая часть лица отсутствует на картинке, и назвать ее. Сначала дети выполняют задание вместе с логопедом, затем каждый ребенок самостоятельно.

3.Выполнение словесных инструкций детьми
Логопед не показывает движений.

4.Конструирование модели «Дорожка» (из счетных палочек)

5. Пальчиковая гимнастика

По нашей дорожке Указательный и средний пальцы руки «бегут» по дорожке,
Побежали ножки. построенной ребенком из палочек.

6. Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

Логопед выставляет на мольберте (доске) в ряд четыре листа цветного картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета). Дети должны внимательно посмотреть на мольберт, затем закрыть глаза. Логопед убирает один из листов и просит детей открыть глаза и назвать цвет пропавшего листа картона. Сначала дети отвечают вместе, затем логопед дает это задание индивидуально каждому ребенку.

Занятие 4

Задачи: закрепление в активной речи уменьшительно-ласкательной формы существительных; развитие слухового внимания и понимания обращенной речи; развитие мелкой и общей моторики,

Оборудование: листы картона основных цветов (четыре штуки), картинки с изображением мы и малыша, счетные палочки (по шесть штук на каждого ребенка).

Ход занятия

1.Организационный момент
Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

2.Дидактическая игра «Мама и сынок»
Логопед показывает детям изображения мамы и малыша, называет части тела и лица, употребляя также уменьшительно-ласкательную форму этих существительных. Затем дети по очереди договаривают фразы, начатые логопедом:
- У мамы большая голова, а у сыночка маленькая... (головка). И т.п.

3.Игра «Слушай и выполняй»

На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся,
Ноги вместе, ноги врозь,
Ноги прямо, ноги вкось.

4.Конструирование модели «Дорожка»

5.Пальчиковая гимнастика

Маленькие ножки Указательный и средний пальцы руки «бегут» по
Бегут по дорожке: топ-топ-топ. дорожке, построенной из палочек.
Большие ноги Попеременное постукивание кулачками рук по
Идут по дороге: топ-топ-топ. крышке стола.

6.Динамическая пауза

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И бегаем кругом

Мы на четвертой неделе изучаем части тела человека. Этот комплект у нас не обычный, а в виде книги. С ней я участвовала в конкурсе. Про создание книги, маленькие хитрости и наши игры с ней .

Игры рассчитаны на малышей от 1,5 года до 3 лет. Для занятий с маленьким ребенком (от 1,5 года), Вы можете распечатать не полный комплект, а только те игры, которые больше подходят и нравятся. Некоторые задания комплекта мы используем единоразово (раскрашиваем, режем и т.д.), а другие прячем в файл, чтобы поверх рисовать сухостирающим маркером и стирать.

Комплект игр направлен на: развитие речи, мелкой моторики, логики, памяти, внимания, координации движений, подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Части тела человека”

В комплект входят такие рабочие листы для малышей:

  1. Лист-обложка для раскрашивания и аппликации. Можно вместе с ребенком наклеить волосы из ниток, украсить одежду и т.д.
  2. Раскраска с подписанными частями тела . Необходимо раскрасить мальчика и назвать части тела. Мама может провести пальцем по надписям, читая их, чтобы ребенок видел, что мама читает.
  3. Раскраска с и стих про него. Прочитать, раскрасить, назвать части тела, показать крылья и нимб.
  4. Что куда надеть? Задание: провести линии от предмета к месту, на которое его надевают. Например, бант надевают на голову.
  5. Вылепи черты лица человека из теста и пластилина. Мама может давать ребенку заготовки, которые она вылепит своими руками, а малыш их просто наклеит: глаза, рот, брови. Волосы малыш может наклеить сам из маленьких кусочков или одним большим куском.
  6. Соедини лицо и его форму. Это задание для деток возрастом ближе к 3-м, которые хорошо знают простые геометрические формы. Малыши могут выполнить его по маминым указаниям или рукой в руке мамы.
  7. Пальчиковая гимнастика “Пальчик, пальчик, где твой домик?” Можно почитать стишок, поиграть с ладошкой малыша, нарисовать на ней домик. Задавая вопрос пальчику, мы за него легонько тянем, а когда пальчик отвечает, загибаем его к центру ладошки в домик. Показываем пальчики на рисунке, называем их.
  8. Раскрась платье . Окунаем палец в краску и стараемся раскрашивать только платье.
  9. Проведи линию. Задание на развитие речи и подготовку руки к письму. Пусть малыш проведет маркером линию, а мама расскажет, чем мы видим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус и на ощупь. Возможно, старшие малыши смогут самостоятельно ответить на эти вопросы.
  10. Книжка-игра “Подбери тело к голове” . Веселая игра для подбора соответствующих головы и тела.

П.С. Как всегда, низкий поклон и огромное спасибо за репосты и сарафанное радио!

Картотека

Человек.

Части тела человека

Загадки о носе

1) Между двух светил посреди один.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

2) Он бывает очень разным,

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

Игра «Узнай по запаху»

Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи.

Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, пихтовое масло (хвойный запах), жевательную резинку, соления (запах маринада), цветы.

Стихотворения о носе

  1. Мой замечательный нос.

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то и у кого-то,

Что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И во-о-он туда положил.

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем!

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь,

Пахнет уже весной

Э. Мошковская

2) Есть прямые носики,

Есть носики-курносики,

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

3) Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Григорий Остер

Зачем нам нос? (беседа-рассуждение)

И зачем носы нам нужны? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос разобьешь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да не так. Нос наш важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Показать рисунок – нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.

Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в легкие уже теплым и очищенным от микробов.

Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем. И нос очищается.

А еще нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе.

А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос.

«Как найти дорожку» (отрывок)

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем.

«Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку:

– Зайка, зайка, расскажи.

Зайка, зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку.

– В сторожку? – переспросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой? Так? Обскачите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит».

– Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?

В. Берестов

Нельзя ковырять пальцем в носу и тем более острым предметом. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы. При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха. Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

Дыхательная гимнастика

1. «Часики». Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». (6 р.)

2. «Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать выдох с произношением звука «п-ф-ф-ф-ф». (11 р.)

3. «Петушок». Стать прямо, ноги расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем со словом «ку-ка-ре-ку» сделать выдох. (4 р.)

4. «Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». (20 сек.)

5. «Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох – поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у-у». (1 р.)

6. «Веселый мячик». Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком «у-х-х-х» сделать выдох, догнать мяч. (4–5 р.)

Закаливающее носовое дыхание

1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

2. Открыть рот, кончик языка прижать к небу. (При этом включается ротовое дыхание.)

3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

(Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.)

Загадки о глазах

1. Два Егорки

Живут возле горки,

Живут дружно, в лад,

Друг на друга не глядят.

Игра «Что ты видишь?»

Предложить детям закрыть глаза ладошками (сопровождая словами «не видно», «темно»).

– А теперь откройте глазки. Что это?

(Воспитатель показывает игрушку.)

Дети радуются и называют игрушку.

(Воспитатель обращает еще раз внимание на значимость глаз для человека.)

Каждый раз, проводя данную игру, надо стараться найти новую необычную игрушку, которая радовала бы каждого малыша.

Стихотворение о глазах

1) Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

2) Это очень интересно –

В барабан ли бьет гроза?

Это, это же чудесно,

Что у всех, у всех детей

И у всех, у всех людей

На лице живут глаза!

Юнна Мориц

Зачем нам глаза? (беседа-рассуждение)

Глаз – орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки.

Не зря говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Посмотри на свои глаза в зеркало, ты увидишь посредине круглое цветное пятнышко. У одних оно коричневое, серое, зеленое, голубое. Это радужная оболочка. Посредине видна яркая точка (отверстие). Она называется зрачком. Через неё лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на сетчатке уменьшенное изображение. А еще внутри есть глазное яблоко, которое покрыто твердой оболочкой (склерой), как яйцо скорлупой.

Природа заботливо оберегает глаза.

Пот течет со лба – его остановит густая изгородь бровей.

Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат ресницы.

А если несколько пылинок и попадут в глаз, их тотчас слизнет мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники» – стеклоочистители на стекле автомобиля.

Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами раньше, чем ты об этом подумаешь.

Есть люди, которые не видят. Это слепые люди. Их жизнь намного тяжелее, чем у нас. Они не видят окружающий нас мир, новую игрушку, маму и т. д. Без глаз нет радости в жизни. Не зря говорят: «Глаза – это зеркало души».

Сказка (или рассказ)

Жила-была девочка Катя. Послала ее мама в магазин за бубликами. Купила Катя бублики и пошла обратно домой. Встретила Катя старушку. Бабушка попросила бублик, девочка ее угостила.

– Вот тебе за твою доброту волшебная палочка. Загадаешь одно любое желание, и оно исполнится, – сказала старушка.

Поблагодарила Катя бабушку и побежала. Стала девочка думать, какое желание ей загадать. Сначала она захотела много игрушек, но передумала. Потом увидела собаку у соседа, но собака громко залаяла и зарычала, Катя испугалась. Встретив продавца мороженого, девочка решила наесться много мороженого, но тут она увидела мальчика, сидящего на скамейке. Мальчик сидел тихо, в руке у него была палочка.

– Мальчик, как тебя зовут?

– Сережа.

– А меня Катя. Давай играть в догонялки.

– Я не могу бегать, я слепой, мои глаза не видят.

– Ничего страшного, – сказала девочка. – Сейчас я тебя вылечу.

Взмахнула волшебной палочкой, и мальчик сразу выздоровел. И стали ребята играть в догонялки: бегать, играть, скакать и смеяться.

Вот как важны для человека ГЛАЗА!

Правила гигиены и безопасности

1. Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

2. Нельзя сыпать в глаза песок и тереть глаза грязными руками.

3. Нельзя близко смотреть телевизор.

4. Каждое утро надо умывать глаза теплой водой.

Упражнение для глаз

1. «Вращение глазами». (Упражнение выполняется стоя или сидя.)

Посмотри одними глазами сперва вверх и задержи взгляд на одну секунду. Теперь смотри вправо. (Воспитатель заставляет детей глазами следить за движением игрушки.) Затем вниз (1 сек.), а потом влево (1 сек.).

2. «Жмурки». И. п. то же. Закрой глаза. Посильнее зажмурь их. Теперь открой глаза пошире. (5–8 р.)

3. «Моргание». И. п. то же. Моргай глазами несколько секунд.

4. «Темнота». И. п. то же. Ладони лежат на веках закрытых глаз. Полюбуйся темнотой, дай своим глазам отдохнуть от света.

5. «Массаж век». И. п. то же. Глаза закрыты. Кончиками пальцев слегка погладь прикрытые веки.

Загадки

1) Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят

У дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Губы и зубы.)

К. Чуковский

2) В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери,

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

(Рот.)

3) 3а красными жердочками

Сидят белые курочки.

(Рот, губы, зубы.)

4) Михаил залез на дуб,

Чтобы врач не вырвал...

(зуб)

1) Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать два продукта: апельсин, соленый огурец (1-е занятие).

«Апельсин какой?» – сладкий.

«Огурец какой?» – соленый.

(В рот мы кладем пищу, с помощью языка различаем вкус, зубами – мы жуем.)

На 2-м занятии дали лук и лимон (горький и кислый).

(Еще раз обращается внимание на значение каждого органа.)

  1. Игра «Что ты съел?»

У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-нибудь продукта (конфета, сахар, хлеб, яблоко, морковь и др.) и ответить на вопрос: «Что ты съел?»

Стихотворение

1. Чисти зубы,

Чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

2. – Кто съел пирог?

– Мы не ели.

То есть мы съели, но не хотели.

Это все птицы. Они прилетели,

И, если б не мы, они бы все съели.

Олег Григорьев

Беседа-рассуждение

– Зачем нужен язык? А зубы?

– Как ты уже понял, язык помогает различать вкус пищи (кислая, сладкая, горькая, соленая), а также состояние пищи (горячая, холодная; мягкая, твердая).

А еще наш язычок сообщает о состоянии твоего организма. Если ты заболел, язык закутывается в плотное белое покрывало. Он, как говорит мама, «обложен». Все кажется ему теперь невкусным, и у тебя пропадает аппетит. Приходит доктор, прописывает лекарства, и тебе приходится исправно глотать горькие порошки и таблетки.

– Ты знаешь, сколько у тебя зубов? (32.)

– А все ли твои зубы одинаковые? (Нет.)

– Есть резцы (ими грызешь морковку), клыки (помогают кусать твердую пищу), коренные зубы (перетирают пищу).

Зубы – самые твердые части твоего организма. Раз в жизни каждый человек меняет все свои зубы на новые. Но, как ни тверды зубы, они так же боятся зловредных микробов, как и другие части тела.

После каждой еды между зубами остаются крошки. А в пище, воде и воздухе всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно. Избавиться от них можно только при помощи зубной щетки. Вот почему надо обязательно чистить зубы порошком или пастой утром и вечером. Жесткие волоски зубной щетки «выметут» микробов, а порошок и паста снимут следы пищи. Зубы снова станут белыми.

Про язык и нос

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

«Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала».

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Ясно?

Е. Пермяк

Правила гигиены и безопасности

1. Нельзя брать в рот мелкие предметы (пуговицы, бусинки и т. д.).

2. Нельзя брать в рот грязные пальцы или другие предметы.

3. Нельзя есть слишком горячую или слишком холодную пищу.

4. Нельзя ковыряться в зубах острыми предметами (спичкой, иголкой).

5. Надо утром и вечером чистить зубы специальной зубной щеткой.

6. Надо 2 раза в год показываться зубному врачу.

7. Нельзя есть немытые овощи или фрукты.

Миогимнастика

1. «Лошадки». Цоканье языком в течение (30 сек.).

2. Заводим машину». Длительное произнесение звука «д-д-д-д». (З0 сек.).

3. «Поцелуй». Вытянуть губы вперед хоботком и чмокнуть.

4. «Погладим зубки». Кончиком языка сначала упереться в небо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов вправо-влево.

5. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.

Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации.

Загадки об ушах

У зверушки на макушке,

А у нас – ниже глаз.

1. И г р а «Назови мое слово».

Воспитатель предлагает закрыть уши ладошками крепко-крепко и попробовать услышать слово, которое назовет воспитатель (воспитатель говорит шепотом «мяч»).

– Какое слово я назвала? (Дети не услышали.)

Воспитатель предлагает теперь не закрывать уши называет шепотом слово «мяч».

– Какое слово я назвала? (Мяч.)

(Обращается внимание детей на значимость данного органа для человека.)

2. И г р а «Какой инструмент звучит».

Воспитатель предлагает закрыть глаза (дети сидят на стульчиках) и поочередно звучит определенный инструмент (погремушка, бубен, дудочка и др.).

– Как называется данный инструмент?

– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши.)

(Можно провести данное исследование, если дети закроют уши.)

3. И г р а «Кто так разговаривает?»

Воспитатель поочередно издает звуки разных животных (кошка, собака, корова, коза, гусь, петух и др.).

(Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами, воспитатель у них за спиной.)

Затем, наоборот, воспитатель предлагает открыть глаза, закрыть уши.

– А теперь назовите, какое животное так разговаривает.

Дети не могут назвать. Воспитатель еще раз подчеркивает значимость органа слуха.

Стихотворение об ушах

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

– Еже!

Отвечает доктор гневно:

–Еже-

– Еже-

– Ежедневно!!!

Э. Мошковская

2. К нам по утрам приходит гном.

Приходит прямо в дом

И говорит все об одном:

Почаще мойте уши!

И. Токмакова

3. Ушки, ушки,

У зверей на макушке.

А у вас, ребята, покажите,

Где ушки?

Зачем нам уши? (беседа-рассуждение)

Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши.

– Сколько у вас ушей? (Два.)

На самом деле у нас с вами по 6 ушей: по два наружных (ушных раковин), по два средних уха, по два внутренних уха.

Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представьте такую ситуацию: вы сидите в сквере на скамейке и рассматриваете картинки в книге, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. А мозг «разбудит» вас и прикажет бежать от этой опасности.

Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может.

Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат дельфины, летучие мыши, ежи, собаки и другие животные.

Маша и гномик «А-у» (рассказ)

Жила-была маленькая девочка, звали ее Маша. Как-то раз отправилась Маша в лес, за грибами и ягодами. Деревце за деревце, кустик за кустик, ушла Маша в самую чашу и заблудилась. Испугалась девочка и заплакала.

Услышал плач Маши маленький гномик «А-у», который жил недалеко, в дупле большого дерева. Жалко ему стало девочку и решил он ей помочь.

Выбежал гномик вперед и стал кричать: «А-у, А-у!». Услышав эти звуки, Маша побежала в нужную сторону. Так и бежали они друг за другом по лесу. Гном впереди (чтобы его не увидели), а девочка, слушая звуки, бежала за ним. А через некоторое время, выйдя из леса, Маша увидала свою деревню. Обрадовалась девочка и засмеялась. Улыбался и маленький гномик «А-у».

(Беседа по данному рассказу.)

Правила гигиены и безопасности

1. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами (карандаш, пальцы, палка).

2. Нельзя слушать слишком громкую музыку.

3. Надо защищать уши от сильного ветра.

4. Надо каждое утро мыть уши водой с мылом или чистить специальной палочкой.

5. После купания надо очень тщательно вытирать уши.

Упражнение на развитие равновесия

1. «Канатоходец» . Положи на пол веревку. Пройди по ней, разведя руки в стороны, как канатоходец. Следи за осанкой. (3–5 раз.)

2. «По мостику». Положи на пол 2 веревочки на расстоянии 15–20 см друг от друга. Пройди между ними. Спина прямая, руки развести в стороны (можно попробовать сделать это с закрытыми глазами).

3. «Кошка». Исходное положение – стоя на четвереньках. Подними вверх правую руку и посмотри на нее. Сделай то же самое левой рукой. (3 раза).

4. «Стрелка». Исходное положение – стоя, спина прямая, руки, согнутые в локтях, над головой, ладони касаются друг друга. Встань на носки и очень медленно приседай. Вернись в и. п. (3–5 раз).

(Проверим свой вестибулярный аппарат, который находится в ухе.)

Загадки

Пять мальчиков, пять чуланчиков,

Разошлись мальчики в тесные чуланчики.

(Пальцы в перчатках.)

1. «Чудесный мешочек». (Ребенку завязывают глаза.)

Малыш достает из мешочка предмет и с помощью рук определяет, что он достал (шарик, карандаш, кубик и др.).

2. И г р а - и с с л е д о в а н и е «Определи состояние предмета».

3. И г р а - ф и з м и н у т к а.

Мы капусту рубим.

Мы капусту жмем, жмем, жмем,

Мы капусту солим,

Мы капусту трем, трем, трем.

4. И г р а - ф и з м и н у т к а.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

5. Подвижная игра «Где погремушка?». На громкую музыку дети гремят погремушками, на тихую – прячут погремушки за спину или, если сидят на стульчиках, на колени.

6. И г р а «А где наши ручки» – (дети сидят на стульчиках, воспитатель напротив.)

Воспитатель и дети прячут руки за спинку стула. Воспитатель поет: «Где наши ручки? Где наши ручки?» Дети отвечают: «Нет ручек». Воспитатель опять поет: «Где наши ручки? Где наши ручки?» Дети смеются и отвечают: «Вот наши ручки» (показывают руки воспитателю). Игра проводится 2–3 раза.

Стихотворения

Руки золотые!

Погляжу внимательно,

Погляжу поближе,

Маме руки глажу –

Золота не вижу.

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает.

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

С. Капутикян

3. Где мой пальчик.

Маша варежку надела.

– Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла –

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик! Как живешь?

И. Саконская

Физкультминутка

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем.

Рисовать опять начнем.

Рисовать опять начнем

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Замарашка

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин.

Мы на шее лук посадим.

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет –

Будет целый огород!

И. Демьянов

Зачем нужны руки? (беседа-рассуждение)

Руки (или верхние конечности) нужны для того, чтобы: брать различные предметы, рисовать, играть (мячи, машины), держать ложку и хлеб, надевать свои ботинки, гладить друг друга по головке.

Рук у человека – две. На каждой руке по 5 пальцев. Самая подвижная часть руки – это кисть. У человека очень хорошо развиты пальцы. Только он может противопоставить большой палец остальным.

При прикосновении к чему-либо мы испытываем определенные ощущения. Кожа рук чувствует тепло чашки, холод льда, боль от укола, нежность ласкового помахивания. Нервные окончания кожи посылают информацию о прикосновении в мозг. Слепые люди с помощью рук могут читать и писать.

Оказывается, без рук человеку никак нельзя.

Проведем опыт: связать за спиной ребенка руки и предложить определенные действия – принеси мяч, дай ложку и т. д.

1. Умелые руки (рассказ).

«Поспорили как-то между собой карандаш, ручка и мячик: кто из них лучше.

– Я лучше всех! – сказал карандаш. – Я рисовать умею.

– Нет, я лучше всех! Я писать умею! – сказала ручка.

Мячик ничего не сказал, но подумал, что он лучше всех. Долго они спорили.

Пришла девочка Катя. Она взяла карандаш и нарисовала картинку.

– Смотрите, какой я молодец! – закричал карандаш. – Как хорошо я рисую!

А Катя взяла ручку и красиво написала: «Милая мама, я тебя люблю».

Обрадовалась ручка.

– Смотрите, как я красиво написала. Я лучше всех! – сказала она. А девочка взяла мячик и пошла на улицу.

– Вот как я умею! Вот как! Вот как!

Пришла мама. Она увидела картинку, прочитала записку и посмотрела в окно. На улице Катя играла в мяч.

– Умелые руки у моей дочки. Все она умеет делать, – сказала мама».

По В. Сутееву

Правила гигиены и безопасности

1. Надо несколько раз в день мыть руки водой с мылом.

2. Надо ухаживать за ногтями.

3. Зимой надо носит варежки.

4. Нельзя возиться в холодной, ледяной воде.

5. Нельзя трогать горячий утюг.

6. Нельзя лезть пальцами и другими предметами в розетку.

7. Нельзя брать в руки острые опасные предметы (иголки, ножницы, кнопки и др.).

8. Если повреждена рука, надо ее обработать или обратиться к врачу.

Упражнения для сильных рук

1. «Ура». И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулак и прижаты к плечам. По очереди разгибать руки, то левую, то правую, поднимая кулаки вверх (3–5 раз каждой рукой).

2. «Ножницы». И. п. – стоя, прямые руки вытянуты перед грудью. Скрещивать руки, отводя в стороны и сближая друг с другом.

3. «Круговые движения». И. п., как для упражнения «Ура». Описывать круги согнутыми руками (вперед, а затем назад). Повторить упражнение, сделав 3–5 движений вперед и столько же назад.

4. «Бокс». И. п. – стоя, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки. По­очередно разгибать руки, выпрямляя их вперед, будто боксер на ринге (5 раз каждой рукой).

Упражнения для ловких пальцев

1. «Кулачки». Сжимать пальцы обеих рук в кулак и разжимать их (5–10 раз).

2. «Счет». Сгибать пальцы по очереди, как будто считаешь, а затем, так же по очереди, разгибать их (5–8раз).

3. «Массаж». Обхватывать по очереди каждый палец правой руки левой рукой и слегка поглаживать в направлении к его кончику (поменять руки).

4. «Умывание». Делать такие движения, как будто моешь руки.

5. «Встряхивание». Встряхивать кистями рук.

6. «Пальчики здороваются».

Соприкосновение подушечек пальцев с большим паль­цем (правой руки, левой руки, двух одновременно).

7. «Стой». Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускает­ся ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

8. «Разминка». Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.

Загадки

1. Два одинаковых столба

Идут по дороге.

Мне никак без них нельзя,

Ведь это мои…

(ноги).

Игры

Игры с ходьбой и бегом

1. «Принеси игрушку»

Воспитатель просит кого-нибудь из детей принести игрушку, положенную заранее на стул в противоположном конце комнаты. Когда ребенок принесет игрушку, воспитатель благодарит его, предлагает рассмотреть и назвать игрушку, а затем просит отнести ее на место.

2. «Догони мяч».

Дети играют в комнате или на площадке. Воспитатель подзывает к себе нескольких детей и предлагает им побегать за мячом, поиграть с ним. Он раскатывает мячи в разных направлениях, а каждый ребенок бежит за мячом, ловит его и приносит воспитателю, который снова бросает мячи, но уже в другом направлении.

3. «По тропинке».

На полу или на земле на 25–30 см друг от друга проводят две параллельные линии (в помещении это могут быть две веревки) длиной 2,5–3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.

4. «Через ручеек» (по мостику).

Воспитатель чертит на земле две линии (в помещении используют шнур) – это река. Затем кладет через нее доску (длиной 2–3 м, шириной 25–30 см) – это мостик. Дети должны по мостику перейти на другой берег реки.

5. «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз-два, надо лапочки погреть. (Дети показывают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и сбежал. (Дети прыгают на 2 ногах вперед до определенного места, а обратно бегут).

Стихотворения

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они – сапожки.

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта – с правой ножки,

Эта – с левой ножки.

Вот как хорошо!

Е. Благинина

Плясовая песенка

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Эх, и тили-тилишок,

Попляши-ка, мой дружок!

Чок, чок, топочок!

Попляши-ка, казачок!

У ворот хоровод!

Выходи плясать, народ!

Зачем нужны ноги? (беседа)

Ноги нужны для того, чтобы передвигаться. Еще это «подпорки», на которые опирается все тело человека. Они соединяются с та­зовыми костями с помощью тазобедренных суставов. Движения в них позволяют садиться и вставать, поднимать и опускать ноги. А еще есть на ноге коленный сустав – та самая коленка, которую мы часто разбиваем. В него входит специальная косточка – надколенник. Она, как щит, предохраняет его от возможных повреждений.

Самая главная опора – стопа. Она, будто пружина, сглаживает толчки и сотрясения тела, которые возникают при ходьбе, беге, прыжках. Чтобы хорошо выполнять свое дело, она не должна быть плоской. Чтобы проверить, какая у тебя стопа, поставь ее на бумагу и обрисуй карандашом.

Барабанщик (рассказ)

Дедушка подарил Боре барабан. Барабан был очень красивый. Боря ходил по саду, бил в барабан: бум-бум-бум! Он учился маршировать, а дедушка командовал: «Раз, два, раз, два! Левой, правой, левой, правой!» А Боря слушал дедушку и ступал то правой, то левой ногой.

Н. Теплоухова

Правила гигиены и безопасности

1. Нельзя ходить босиком по острым опасным предметам (стекла, колючки и др.)

2. Нельзя носить обувь без каблука.

3. Надо держать зимой ноги в тепле.

4. Летом надо закалять ножки, бегая по песочку или земле.

5. Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.

6. При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу – ортопеду.

Упражнения для предупреждения плоскостопия

1. «Ходьба на носках». Походи на носках несколько минут по комнате.

2. «Ходьба по палке». Ходи по палке, как канатоходец (палка небольшого диаметра и длиною 50 см).

3. «Мячик». Сними носки и перекатывай стопой теннисный мячик. Делай это по очереди то левой, то правой ногой в течение 2–3 минут.

4. «Дорожка». Ходьба босиком по специальной дорожке, на которой может быть рассыпан горох, или разложены пуговицы, карандаши.

Общеразвивающие упражнения для ног

1. «Лошадки». И. п. – стать, ступни параллельны, руки на поясе. Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнутые в коленках, опускать их.

2. И. п. то же. Хлопнуть в ладоши перед собой, затем внизу. Встать, выпрямиться.

3. «Велосипед». Лежа на спине, подтянуть согнутые в коленях ноги к животу. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, как будто едешь на велосипеде и крутишь педали (2 мин.)

4. «Да и нет». Сидя на полу с выпрямленной спиной, делать движения стопами – сгибание и разгибание («да»), отведение в стороны («нет»), круговые движения (по 10 раз).

5. «Клещи». Лежа на спине, согнуть ноги в коленях. Разводить и сводить колени в течение 2 минут.

Пантомима

Плечи говорят?

Спина говорит?

Палец говорит?

Голова говорит?

Что делает ухо?

Что делает нос?

Как рот говорит?

Я горжусь

Я очень старый.

Иди сюда

Да! Нет!

Я слышу птичку.

Нюхает цветочек.

М-м-м, я люблю это варенье.

Песенка об органах человека

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, носик!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ротик!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Носик дышит,

Ушки слушают,

Ротик кушает,

Ручки хлопают,

Ножки топают.

Мы проснулись!!!

(Слегка дотрагиваются до глаз.)

(Дотрагиваются до носа.)

(Трогают руками уши.)

(Трогают ротик.)

(Вытягивают ручки вперед.)

(Трогают ножки.)

(Сделать вдох.)

(Ам, ам, ам.)

(Хлоп…)

(Топ…)

Песенка для умывания

(Повороты в стороны.)

Потешка

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели;

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

1. Дидактическая игра «Собери человека».

Цель: учить детей по готовому образцу создавать своего человека, закрепить знания о том, что у него есть: туловище, голова, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги); закре­пить сенсорные знания детей; развивать моторику рук, внима­ние, воспитывать доброе отношение друг к другу.

Ход игры

Вокруг стола садится несколько детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной детальке определенного цвета. Затем предлагает разобрать по своему цвету остальные детали. Выложив образец на середину стола, воспитатель просит ребят собрать своего человека, начиная с туловища. Когда дети соберут, можно сравнить человечков, вместе найти и исправить ошибки.

(В начале года, если детям трудно, можно раздать им готовые детали, и они только собирают человека, а в конце года дети смогут все уже самостоятельно, без помощи воспитателя.)

2. Дидактическая игра «Одень куклу»

Цель: учить детей различать пол человека (мальчик или девочка), находить сходства и отличия между ними; в зависимости от пола человека правильно подбирать одежду; закреплять название одежды и ее назначение; учить вместе обыгрывать своих кукол.

Ход игры

В игре участвуют двое детей. Каждый из детей выбирает свою куклу, называет ее пол и придумывает имя. Воспитатель говорит: «Куклы хотят гулять, одевайте их (одежду можно подобрать для каждого времени года)». Дети наряжают кукол и начинают игру.

Можно эту дидактическую игру превратить в и г р у - з а н я т и е. Повесить в группе на стене макет человека (из картона). А с помощью специальной одежды (из картона или ткани) превращать его в девочку или мальчика. Одежда крепится к макету с помощью липучки. Так можно наглядно изображать изученные органы человека (уши, рот, нос, глаза).

На месте лица у человека приклеить фланель. На нее и крепятся органы зрения, обоняния, осязания, слуха.

Можно использовать данную игрушку и для изучения чувств и эмоций человека. На место лица с помощью липучки прикреп­ляются заранее нарисованные овалы лица с эмоциями (грустные, веселые, сердитые и другие).

Игра с такой куклой наиболее эффективна для закрепления знаний о самом себе у детей раннего возраста.


Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...