Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Какую роль в становлении личности может играть семья? Роль воспитания в формировании личности человека

Введение

Основная часть

2 Понятие и сущность процесса социализации, её этапы

3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону

Заключение

Список литературы


Введение


Проблема формирования и развития личности не теряет своей актуальности на протяжении вот уже многих поколений людей. Ведь никому не секрет, что уровень социального, материального, а самое главное духовно-нравственного развития общества напрямую зависит от его самой главной составляющей - личности. Вот почему первоочередной задачей любого социума является обеспечение нормальных условий формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Проблема становления личности волнует умы человечества, начиная с древних времен, ведь основополагающей силой развития общества, движения вперед на пути прогресса всегда являлись, в первую очередь, люди, а в частности личности. Именно поэтому исследования человеческой натуры мы можем прослеживать ещё в трудах древнейших ученых, таких как Сократ, Платон, Аристотель, и они продолжаются и в наши дни с помощью современных технологий и новый методов изучения факторов и механизмов развития человека. Это и обуславливает степень разработанности данной проблемы в литературе.

Целью моей работы стало узнать, что собой представляет человеческая личность, её структура, факторы формирования и дальнейшего развития. Что оказывает наиболее сильное влияние в различные периоды жизненного пути человека. Природа создавала каждого человека индивидуальностью, чей внутренний мир и внешний облик неповторимы, но в то же время мы являемся представителями одного вида, сталкиваемся с одними и теми проблемами и задачами на своем о жизненном пути. Недаром говорят, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности. Этим и сложна и интересна задача моей работы: познать глубинные процессы и особенности становления, формирования, развития, приобщения к социуму личности.

1. Основная часть


1 Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития


Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.


2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы


В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности - э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь - это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

·Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

·Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию. Основные этапы социализации личности:

·Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

·Вторичная социализация - на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

·Детство - социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70%. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

·Подростковый возраст - не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

·Молодость (ранняя зрелость) - возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

·В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Психологические механизмы социализации личности

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т. д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации личности: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования),другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации личности действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их "удельный" вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.


1.3 Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие. Стадии развития личности по Э. Эриксону


Возрастные периоды становления человека

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

) пренатальный (внутриутробный);

) детство;

) отрочество;

) зрелость (взрослое состояние);

) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

Предзародышевую;

Зародышевую (эмбриональную);

Стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком. Период детства включает стадии:

Рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

Раннее детство (или "первое детство" - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;

Дошкольный возраст (или "второе детство" - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

Младший школьный возраст (или "третье детство" - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

Подростковый (или пубертатный);

Юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период "становления", самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Нравственное и социальное развитие

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой.

Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Теория психосоциального развития, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Каждой из них соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все его детство от рождения до юности рассматривается ученым как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Это длительный процесс, он включает в себя ряд стадий развития личности. В младенчестве главную роль для ребенка играет мать - она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего формируется базовое доверие к миру.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение позволяет ребенку посмотреть на себя как бы изнутри, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце этой стадии должно сложиться равновесие "автономии" и "стыда". Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не станут подавлять его желания, не будут наказывать за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Последняя очень важна, так как благодаря ей возникают инициативность, творчество, усваиваются отношения между людьми, развиваются психические возможности ребенка: воля, память, мышление и пр. Но если родители сильно его подавляют, не уделяют внимания играм, то это отрицательно влияет на развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Когда в школе его преследуют неудачи, появляется, а потом и закрепляется чувство неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, теряется интерес к учебе. В этом случае он как бы снова возвращается в семью, она оказывается для него убежищем, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. Когда родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма "эгоидентичности". Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит в глазах других, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот проблемы, которые встают перед подростком. И это уже есть требования общества к нему, связанные с его самоопределением. На этой стадии снова возникают все критические моменты прошлого. Если раньше у ребенка оказались сформированными автономность, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое Я, свое признание со стороны окружающих. В противном случае идентичность размывается, подросток не может отыскать свое "Я". Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На шестой стадии (молодость) актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, смешения с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимного единения с определенными людьми. Однако если и в этом возрасте происходит диффузия идентичности, то человек замыкается, изоляция и одиночество становятся еще сильнее.

Седьмая, центральная, стадия - взрослый этап развития личности. Формирование идентичности продолжается всю жизнь; воздействие ощущается со стороны других людей, особенно детей, - они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии таковы: личность реализует себя в хорошем, любимом труде и заботе о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого обратить свое Я (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой, косность, психологический и физиологический регресс.

После 50 лет (восьмая стадия) создается завершенная форма эгоидентичности как результат всего развития личности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах. Ему нужно понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не следует переделывать. Человек "принимает" себя и свою жизнь, им осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Таким образом, на каждом возрастном этапе между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия; каждый раз складывается та или иная ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в развитии личности и способностей человека. Появление новых качеств на определенном возрастном этапе (на другом ведущая деятельность окажется иной, как и социальная ситуация, в которой протекает развитие) порождает специфические проблемы, которые могут быть решены человеком с позитивным или негативным исходом. Результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов - от воздействия окружающих, поведения и воспитания родителей, норм общества и этнической группы и т. п.

Например, в младенчестве, если нет тесного эмоционального контакта, любви, внимания и заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем - различные проблемы, касающиеся взаимоотношений с другими людьми. То есть эмоциональное общение младенца с взрослыми является ведущей деятельностью на этом этапе, влияющей на развитие его психики и обусловливающей положительный или негативный исход. Позитивный результат на этом этапе - у младенца формируется доверие к миру, людям, оптимизм; негативный - недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.


4 Устойчивость личности и психическое здоровье, понятие психопатологии. Психотерапевтическое воздействие на личность


По определению ученых "Психическое здоровье - это такое относительно устойчивое состояние организма и личности, что позволяет человеку осознанно, учитывая свои физические и психические возможности, а также окружающие природные и социальные условия, осуществлять и обеспечивать свои индивидуальные и общественные (коллективные) биологические и социальные нужды на основе нормального функционирования психофизических систем, здоровых психосоматических отношений в организме ". Особого внимания среди этих признаков психического здоровья считается критерий психического равновесия. От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В.Н. Мясищев).

Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешнее воздействие имеют большое значение для разграничения нормы и патологии, ведь только у психически здорового человека, т.е. уравновешенного, мы наблюдаем проявления: - Относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям; - Высокую индивидуальную приспособляемость организма к привычным колебаниям внешней среды; - Способность поддерживать привычное комфортное самочувствие, морфофункциональное сохранения органов и систем. Психическое здоровье человека тесно связано с наличием и сохранностью психологической устойчивости. Проблемы психологической устойчивости личности имеют большое практическое значение, поскольку устойчивость предохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для внутренней гармонии, обеспечивает реализацию физических и духовных потенций человека. Составляющие психологической устойчивости: - Способность к личностному росту с адекватным решением внутренне личностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых) - Относительную (не абсолютно) стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения; - Развитое волевое регулирование. Устойчивость к преодолению трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психического саморегулирования, постоянный достаточно высокий уровень настроения - это неотъемлемые составляющие психического здоровья. Аномалии в психике личности наиболее четко выражаются в проявлениях дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации. Этот критерий органически связан с двумя другими: органичностью организации психики и ее адаптивными возможностями.

Психопатология - раздел психиатрии <#"justify">Разделы:

·Общая психопатология - изучает основные, свойственные многим психическим болезням, закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения.

·Частная психопатология - изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. Речь <#"justify">·К позитивным синдромам относятся, например, астенический, аффективный, неврозоподобный (возникают при неглубоком поражении психики), галлюцинаторный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный (свидетельствуют о более глубоком поражении), кататонический и различные виды помрачения сознания (наиболее тяжёлые психопатологические синдромы).

·Негативные синдромы проявляются истощением психической деятельности, изменением личности (деградация <#"justify">Изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия

Проблема личностных изменений - одна из важнейших проблем психологической науки, имеющая методологическое значение. Большинство отечественных и зарубежных исследователей небезосновательно полагают, что изменения личности происходят только в период ее активного формирования, не позднее 30 лет. В ходе решения проблемы изменчивости личности были предложены ее различные теоретические модели. К наиболее популярным относится модель П. Косты и Р. Мак-Крэя, американских психологов, известных своими работами в области измерения базисных факторов личности. Они ввели понятия основных тенденций и адаптационных характеристик.Первые после 30 лет остаются стабильными (к ним в первую очередь относится "большая пятерка" личностных факторов), а вторые, включающие привычки, аттитюды, отношения, интересы и т. п., могут меняться в течение всей жизни.

Развитием модели Косты и Мак-Крэя явилась модель Д. Мак-Адамса, который выделил три параллельных и не взаимодействующих друг с другом уровня личности. Содержание первого из них соответствует содержанию понятия "основные тенденции" в концепции Косты и Мак-Крэя, этот уровень относительно устойчив в течение периода взрослости. Он состоит из качеств, которыми индивид обладает независимо от воздействий среды. Второй уровень может быть соотнесен с адаптационными характеристиками. На этом уровне личность испытывает влияние контекстуальных и мотивационных воздействий. Если первый уровень может быть попят как уровень наблюдателя (внешнее описание личности), то второй уровень характеризует внутреннее, непосредственное содержание личности, существующее в данный момент. Изменения как функция развития личности ожидаются именно на этом уровне. Третий уровень - экзистенциальная личность. На этом уровне человек конструирует представление о себе, смысле и значении своей активности в окружающем его мире. Мак-Адамс полагает, что этот уровень личности напрямую связан с борьбой за создание жизнеспособной идентичности личности, или так называемого мифа жизни. На этом уровне изменения происходят непрерывно.

Таким образом, изменений личности в плане формирования каких-либо новых или исчезновения уже имеющихся качеств под влиянием психотерапии не происходит.

Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие, собственно, и делает личность личностью. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое "приведение в соответствие" и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений. Подтверждением этой мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях глубокого невроза или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее выраженная деструкция личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. Сторонники психоанализа считают, что он является наиболее эффективным методом терапии при серьезных формах патологии. В известной мере эта эффективность обеспечивается длительностью психоаналитического процесса, нередко длящегося годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.


Заключение


При ближайшем рассмотрении, мне удалось выяснить, что показателем устойчивого развития и социального благополучия общества является гармоничная и полноценная личность. Процесс формирования и развития личности продолжается на протяжении всей жизни человека, с помощью институтов и механизмов, которые являются факторами формирования и становления личности. Основными факторами формирования личности человека на первых порах его жизни является семья и его воспитание в ней, там закладывается фундамент, на котором строится дальнейшая жизнь ребенка, его отношение с другими людьми, общая оценка мира и своего места в нем. Также немаловажным фактором выступает само общество, его социальный и политический строй, менталитет, обычаи, традиции, нравственные устои принятые в нем.

Очень важную роль в становлении личности играет социализация, то есть процесс усвоения индивидом определенных образцов поведения и социальных норм, потому как человек существо биосоциальное, а это значит вне общества ему не выжить.

На каждом этапе развития человек сталкивается с определенным видом трудностей, преодоление которых является его восходом на новую ступень становления личности. В зависимости от успеха выхода из кризиса, человек приобретает некоторые навыки и делает выводы, которые помогают ему на следующем жизненном пути.

Формирование личности складывается из нескольких факторов, каждый из них оказывает различное влияние. Это непрерывный, сложный и абсолютно индивидуальный процесс. Безусловно на протяжении всей истории человечества люди пытались выяснить почему происходит дисгармония личности, что именно стало причиной сбоя. Иногда ответ лежит на поверхности: достаточно лишь обратить внимание на ближайшее окружение человека, общественный строй в котором он вырос, социальные, природно-климатические условия и т.д. Но иногда причина скрывается глубоко внутри самой личности. Недаром ведь говорят: "Чужая душа - потёмки". От этого еще сложнее помочь человеку восстановиться и снова встать на путь развития и благополучия. В наше время, когда ритм жизни настолько велик, прогресс движется вперед с неумолимой скоростью, дорога каждая секунда времени и мы постоянно куда-то спешим, бежим и опаздываем любой стресс может спровоцировать дисбаланс развития личности, ведь мы порой забываем, что душа иногда нуждается в простом созидании, уединении и покое. Это и приводит к различным психопатологиям, сначала в безобидных, но потом прогрессирующих формах. Поэтому так важно уделять внимание не только физическим, но и духовным потребностям, прислушиваться к себе и четко понимать, чего вы действительно хотите, а что навязано извне.

Подводя итог, хотелось бы выделить, что для правильного развития личности необходимо учитывать все факторы ее формирования и уделять вниманию каждому, но не забывать, что каждый человек индивидуален, и у каждого свой путь, который он должен пройти.


Список используемой литературы

личность социализация эриксон психопатология

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С.Л. - СПб: Издательство "Питер", 2009. - С. 592.

Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. / Гуревич П.С. - М.:2011. - С. 560

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. - М.: 2009. - С. 576.

Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология / Батюта М.Б., Князева Т.Н. - М.:2011. - С. 306


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


Играет общество?" Но по каким причинам люди начали задумывать над данной темой чаще, чем прежде? Мир меняется, его влияние на человека в целом - тоже. Так что давайте посмотрим, какую роль в становлении личности играет общество. Кратко постараемся изложить все точки зрения, которые могут встречаться.

"Старая мысля"

Итак, давайте посмотрим, каким образом дети и уже взрослые люди поддаются влиянию окружающих. Раньше считалось, что атмосфера, в которой находится маленький человек, в совокупности влияет на его развитие. То есть если малыш изначально был оторван от общества, то он будет слегка "диковатым". К тому же он не сможет сформироваться как индивидуум. Но какую роль в становлении личности играет общество, согласно данной точке зрения? Ответ прост - основную.

Без окружения людей человек никогда не сможет стать разумным и понимающим своих сородичей. В отличие от тех, кто рос в обществе, такие личности будут казаться, как уже говорилось, дикими. Ведь с самого детства люди окружены кем-то. И они впитывают из своего окружения информацию как губки. Да, во время общения происходит социализация и адаптация человека к жизни. Но существует и еще одна, немного нестандартная версия по этому вопросу.

А так ли хорошо?

Так какую роль в становлении личности играет общество, согласно другой теории по данному вопросу? Давайте попробуем разобраться.

Дело все в том, что с развитием человека окружение его постоянно менялось, меняется и будет меняться. Правда, в современном мире "окружающая среда" все больше и больше катится по наклонной. Большинство моральных ценностей попросту уже стерто. Так, многие забывают о том, какие знания и представления о духовном и моральном должен получать ребенок. Так что если малыш с детства находится в аморальном обществе, то и его взгляды на жизнь будут искажены. Они также сформируются вопреки всеобщим - нормальным - принципам жизни.

Так что не всегда общество хорошо влияет на развитие. Порой оно способно превратить людей в серую массу, в самое настоящее стадо. Таким образом, не стоит отдавать еще не сформировавшегося человека на "растерзание" его окружению. Для правильного развития стоит держать его в "правильном" коллективе. В таком, где все еще есть понятия морали и принципов. Теперь давайте поговорим с вами о том, когда человек получает базовые знания для того, чтобы сформировать в себе личность.

Детство

Итак, какова роль детства в становлении личности человека? Как нетрудно догадаться, в этом процессе как раз-таки детский возраст и играет ключевую роль. Все дело в том, что, рождаясь, малыш еще не имеет никаких представлений о жизни. Их он получает от родителей и тех, кто его окружает. Так что все взгляды на жизнь у ребенка формируются именно в детском возрасте. В этот же период формируется характер, крепнет психика. Если что-то пойдет не так в ходе воспитания, то это может оставить неизгладимый след на дальнейшей жизни малыша.

Так, следует особе внимание уделять коллективу и сотрудникам образовательных учреждений, отправляя ребенка в школу или детский сад. Плохая компания или нехорошее отношение могут попросту загубить личность в маленьком человеке.

Заключение

Итак, сегодня мы узнали, какую роль в становлении личности играет общество. Как видите, точек зрения тут несколько, но следует найти золотую середину, чтобы можно было должным образом оказать внимание воспитанию человека.

Не стоит слишком плотно окружать вниманием малыша или, наоборот, заставлять его замыкаться в себе. Если вы хорошенько присмотритесь к людям, то вскоре сами сможете понять, для Старайтесь как можно больше внимания уделять духовным и моральным ценностям, а также воспитанию, и тогда даже самое "грязное" общество будет не страшно.

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средстра распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.
Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть ведущую, определяющую и решающую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях той социальной среды, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, где это является основной целью воспитания подрастающих поколений. В условиях социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое обществом и его учреждениями, подкрепляется и всем социалистическим укладом, советским образом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни общества. Наблюдается все большее совпадение интересов общества и каждого советского человека, что облегчает ему принятие и усвоение требований, предъявляемых к нему обществом.
В последнее время все чаще и больше в педагогике говорят о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии «советский образ жизни», который представляет собой особую среду развития и формирования личности советского человека.
Однако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным ни было влияние социалистического общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Если в отношении учета влияния и воздействия социальной среды главной задачей воспитания является правильное отражение в целях и конкретных задачах учебно-воспитательной работы требований, предъявляемых обществом к человеку, то в отношении влияния семьи роль воспитания может быть и несколько иной. Воспитатель, конечно, всегда изучает условия домашнего окружения ребенка, чтобы учитывать их в организации работы с ним в школе. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения, выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье. Вместе с тем в случае обнаружения неблагоприятных влияний, отражающихся на развитии, поведении и успеваемости ребенка, воспитатель может и должен активно вмешаться в условия семейного воспитания, стремясь оказать активное воздействие на родителей, семью, осуществляя индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагоприятных домашних условиях, оказывая ему больше внимания, организуя необходимую помощь в занятиях, ставя вопрос о помещении его в школу-интернат или детский дом, если не удается изменить в лучшую сторону домашнюю обстановку.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой во дворе, на улице различные группировки оказывают отрицательное влияние на неустойчивую молодежь, особенно подростков. Поэтому сейчас и придается такое большое значение совместной работе школы и общественности по месту жительства учащихся, активизируется воспитательная работа через жэки, обращается особое внимание на воспитательную работу с подростками во внеурочное время, более широкое вовлечение их в спортивную и разнообразную кружковую творческую работу. Усиливается вся работа по организации культурного досуга учащихся.
Все это показывает, что воспитание находится в очень тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя при этом ведущую роль в использовании благоприятных социальных условий, а также в устранении или ослаблении неблагоприятных влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Школа должна по-настоящему стать центром воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности района, и в этом одно из проявлений воздействия общественного воспитания на микросреду, в которой находится учащийся за пределами школы.
Свои особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.
Признавая за воспитанием ведущую и определяющую роль в благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков. Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного пси хического качества, свойственного человеку (исследования Н. И. Ладыгиной-Котс).
Что касается процесса физического развития, то воспитание охватывает, естественно, не весь этот процесс, а лишь те стороны развития детей, которые вовлекаются в специально организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают слух, голосовые связки; занятия физической культурой содействуют укреплению организма, развитию мышц и подвижности суставов. Однако определяющими здесь все же остаются естественные биологические процессы, на которые сильное воздействие оказывает социальная среда, условия жизни, быта, питания, играющие существенную роль в обеспечении правильного физического развития человека.
Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе, нацеленного на «зону ближайшего развития» ребенка и строящегося по принципу опережающего развития психических процессов, развитие которых ускоряется именно благодаря такой ориентации обучения.
В развитии человека, его психических черт и качеств и в том числе в формировании его познавательных процессов, большую роль играют особенности его нервной системы. Советская психология и педагогика утверждают, что врожденный тип высшей нервной деятельности не остается абсолютно неизменным: под влиянием условий жизни, а особенно воспитания и самовоспитания у человека могут развиться и укрепиться тормозные процессы, повыситься сила и подвижность нервных процессов. Это в свою очередь может в какой-то мере замаскировать врожденный темперамент, сгладить видимые формы его проявления. Так что и в этом отношении воспитание может оказать определенное воздействие на развитие человека. Самое же главное и основное проявление воздействия воспитания - это формирование общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое определяется социальным строем и всем общественным укладом жизни. Воспитание призвано и усилить эффект этого социального воздействия среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и задачам строительства коммунизма.
В концепции воспитания, развиваемой советской педагогической наукой, немалая роль отводится и собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом наблюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосовершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, сам активно формирует свою личность.

леева школьные учителя считали бездарными. Талант фран­ цузского художника П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова - в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформи­ ровались как личности.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и гениальность - биологически врожденные качества, данные человеку от природы. Великим же он становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкла­ ду в развитие человеческой культуры.

Гениальным человека делает природа, а великим -

общество.

ЛИЧНОСТЬ - результат социального становления индивида пу­ тем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творче­ ски одаренными индивидами, но не личностями.

На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировав­ шееся еще до рождения. Личностные черты индивида долгое

время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX века накопилось такое количество но­ вых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгля­ ды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключа­ ют возможность стать полноценным членом общества, возмож­ ность принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет та социальная среда и атмосфера, в которую попадает че­ ловек после рождения.

Слово «личность» употребляется по отношению к челове­ ку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Она - относи­ тельно поздний продукт социального развития.

Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак ра­ венства между понятиями «личность» и «человек», «лич­ ность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть госпо­ дином самому себе» благодаря добровольно выбранным твер­ дым принципам. Самостоятельность проявляется в инициатив­ ности, ответственности, предприимчивости, способности строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жиз­ ненной стратегии.

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характе­ ризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая осо­ бенность, как вывих тазобедренного сустава, обрека­ ющий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности ог­ ромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноцен­ ности. Но одни могут преодолеть неловкость, свя­ занную с природным недостатком, а другие погружа­ ются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формируют такие отношения, которых

нет, никогда не было и в принципе не может сущест­ вовать в природе, а именно общественные. Ни мура­ вьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

А.Н. Леонтьев (1903- 1979), психолог

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, а у других - в меньшей. Социальное окру­ жение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но сре­ да может заглушить врожденное качество. И тогда человек

способна нести ответст­

продукт социализации

венность и решать проблемы

человека

ЛИЧНОСТЬ

контролирует поведение,

отличается самостоятель­

обладает силой воли

ностью в поступках

имеет свои желания и

обладает правилами

биосоциальное

и обязанностями

стремления

существо

человека

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

отличается творчеством и

обладает неповторимыми

оригинальностью в деятельности

особенностями

становится безвольным существом, опускается на дно общест­ ва, иногда спивается или становится наркоманом.

Потребность индивида проявить себя как личность осуще­ ствляется чаще всего неосознанно в его поступках, склонности к риску и других неординарных действиях.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее. Историки за­ метили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно,между развитием личности и общества существует прямая зависимость. В странах с развитыми демократическими ин­ ститутами естественные и гражданские права личности защищены столь же надежно, как раньше защищала рыцаря прочная кольчуга.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное осво­ бождение бессознательных инстинктов - разнузданности, не­ сдержанности и др. Поддаваться чувствам, страстям или стра­ хам, вырвавшимся изнутри, из подсознания, значит вести себя неразумно. Проявлять рассудительность, здравомыслие и целеустремленность означает ощущать в себе более высокое индивидуальное начало. Однако стать личностью можно толь­ ко в том случае, если развить в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противопо­ ложные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент че­ ловеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.

Личность - высшее достижение человеческих усилий,

результат кропотливой работы над своим духовным ми­ ром. На трудном пути становления личности одним помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы и разум, в на­ учную истину; другим - вера в Бога. Каждый из вас может встать на этот путь, совершая даже небольшие нравственные поступки.

Примером вам послужат великие люди прошлого и совре­ менности. Это древнегреческие ученые и философы Архимед, Аристотель, Сократ; итальянский художник, ученый, изобре­ татель Леонардо да Винчи, польский астроном Н. Коперник; русский монах преподобный Сергий Радонежский, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А среди наших современни­ ков - индийский духовный лидер Махатма Ганди; монахиня

мать Тереза (албанка по происхождению) - основательница и настоятельница международного католического «Ордена милосердия», помогающего больным и страждущим во всех странах; наши соотечественники - академики В.И. Вернад­ ский, Н.И. Вавилов, Д.С. Лихачев. Этот список можно про­ должать бесконечно.

Понятия: личность, индивид, человек.

Вопросы и задания

1. Чем различаются между собой понятия «человек», «индиви­ дуальность» и «личность»?

2. В чем сходство и различие между талантливым, гениальным

и великим человеком?

3. Кто, по-вашему, является личностью, индивидуальностью, вы­ дающимся человеком (есть ли такой среди вашего окружения)?

4. Какую роль в становлении личности играет общество?

*5. Как вы поняли выражение «потребность быть личностью»?

*6. Какую роль в формировании человеческой личности играет

нравственное начало? Аргументируйте свое мнение.

■ Проблема. Почему человек ценится как личность больше обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?

Практикум. Завершите фразы:

Талант и гениальность - это...

Личность подразумевает способность человека...

При формировании личности оказывает влияние...

Личностью нельзя назвать...

§ 6. Потребности человека

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный - в пище.Потребность -состояние живого существа, вы­ ражающее его зависимость от того, что составляет усло­ вия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызываетдискомфорт, психоло­ гическое ощущениенеудовлетворенности. Это напряжение за­ ставляет человека проявлять активность, что-то предприни­

мать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребно­ сти - процесс возвращения организма в состояние равнове­ сия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим орга­ низм в состояние баланса и комфорта.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908- 1970). Его учение называется иерархической тео­ рией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

1. Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, от­ дыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

2. Потребности в безопасности выражают стремление со­ хранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта.Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн

и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в га­ рантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы

Духовные потребности

Престижные потребности

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Иерархия потребностей А. Маслоу

жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организа­ циях, заботы о другом и помощи близких. Социальные по­ требности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обго­ нять других, быть неравным им, обращать на себя особое вни­ мание и искать преимуществ. Стремление выделиться дви­ жет карьерой, желанием получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют ещеэгоистиче­ скими, илипотребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя.

5. Духовные потребности - это стремление выразить че­ рез творческую активность все, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их

основными, или базисными, потребностями,а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивацион­ ными переменными(но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других -вторичными (приобретенны­ ми). Взрослея, человек все большее значение придает вто­ рым. Таким образом,процесс духовного взросления - этопроцесс возвышения потребностей, т.е. замещения первич­ ных вторичными.

Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ ность - самореализация - это по существу потребность инди­ вида стать личностью.

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ ности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуаль­ ными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Побудительной силой обладают только неудовлетво­ ренные потребности.

Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребно-

сти, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении. Сколько вы можете про­ быть без еды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие - в неодинаковой. Образованные и необ­ разованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творче­ стве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности.

И еще одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где на­ чинаются высшие потребности, там -начинается личность.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и ее поведение: человек с подавленными потребно­ стями неполноценен.

Неудовлетворенные потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Многочисленные факты невыплаты зарплаты шахтерам, учителям, врачам по­ казывают, что правительство не заботится об удовлетворении потребностей первого уровня. Когда игнорирование жизнен­ ных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонст­ раций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций.

Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине (см. схему на стр. 46). Кажется, что до них де­ ло доходит после того, как удовлетворены все иные потребно­ сти. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отли­ чала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. На­ шей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее, народное творчество не иссякало-, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители,раз­ витие духовной сферы общества происходит в целом неза­ висимо от экономического благополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идет об общей тен­ денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­ мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обес­ печенных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Как вы думаете, в чем причины? Утрачена теплота человеческих от­ ношений, потерян смысл жизни.

Поясняющий пример Для изучения альтруистической любви американский со­

циолог русского происхождения П.Сорокин проанализи­ ровал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американ­ цев - современных носителей энергии любви. Он собирал

исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень по­ средством творческой любви.

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их - значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь - бесчестью и т.п. Но как труден и не скор нравствен­ ный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов прихо­ дится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Если за точку отсчета брать всю историю человечества, мо­ жем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных лю­ дей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Мо­ жет статься, что подвижников духа не убавилось, не прибави­ лось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идет непрерывно, оно с каждым ша­ гом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Посто­ янно расширяется объем духовной информации (научные зна­ ния, культурные и религиозные ценности и произведения).

Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархи­ ческая теория потребностей.

Вопросы и задания

1. Что такое человеческие потребности? *Составьте список сво­ их потребностей, включая в него все желания, которые появи­ лись, скажем, в течение последней недели. А теперь проанали­ зируйте его, используя материал, изложенный в параграфе.

2. Чем различаются низшие и высшие потребности? *Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе? Присмотритесь к себе: какие потребности преобладают у вас?

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...