Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Основные характеристики подвижного интеллекта в пожилом возрасте. анализ зарубежных исследований. Старение и уровень интеллекта

2.2.4. интеллект в пожилом возрасте

А. Шварц, цитируя Боринга (Boring), приводит следующее определение интеллекта: «Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта». Что есть интеллект и какие виды тестов более подходят для измерения интеллекта? Остается ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Какие методики, техники и исследовательские методы удовлетворяют требованиям развития в поздней жизни? Несогласованность ответов многих авторов на эти вопросы сопровождает изучение интеллектуального функционирования в старости.

Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена, в первую очередь, тем обстоятельством, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. Хотя до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго - начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее - в пожилом.

Этому мнению способствовала сама история становления экспериментальной психологии, изучавшей интеллект. Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, старый человек - «отброс естественного отбора».

Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.

Доказательства, на основе которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод срезов. Делать однозначные выводы из подобных исследований не представляется возможным, так как сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорты). Как уже отмечалось выше, если не знать, на что были способны, скажем, 60-летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.

Лонгитюдные исследования дали результаты, опровергающие данные, полученные методом срезов. Они показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Тем не менее следует признать, что имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.

Другой причиной распространенного среди психологов мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Таким образом, снижение некоторых психологических функций у пожилых объяснялось в основном процессами биологической деградации. Это постепенно привело к тому, что в психологии стало формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей позднего периода жизни различны, т. е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллектуальной компетентности, лишь пониженная мотивация препятствует нормальному проявлению интеллекта у старых людей. Другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в постпенсионном возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в поздней старости возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.

Как правило, при исследовании интеллекта используются тестовые психодиагностические методики; среди них наиболее известной и широко применяемой является шкала Векслера для измерения интеллекта (WAIS), которая в нашей стране была адаптирована в психоневрологическом интституте им. В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург). Методика Векслера, созданная на основе требований традиционного психометрического подхода, связана с понятием интеллекта как некоторого достигнутого уровня психического развития субъекта, проявляющегося в степени усвоенности определенных функций (оперативной памяти, способности к категориальному обобщению, пространственным преобразованиям и т.д.). В конечном счете данная методика оказывается ориентированной на выявление уровневых характеристик интеллекта за счет фиксации показателей успешности (результативности) выполнения конкретных тестовых заданий.

Исследование Л. Н. Борисовой , которое было направлено на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18-50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения. На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, т. е. развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов.

Диагностическая ценность итоговых уровневых оценок индивидуального интеллекта и анализ лишь уровневых характеристик интеллектуальной деятельности, на что изначально направлены психометрические тесты интеллекта, в частности тест Векслера, явно недостаточны для диагностики своеобразия интеллектуальной активности человека [Манъковский, Холодная, 1990]. Например, недостаточно корректным является разделение набора тестовых заданий на «вербальные» и «невербальные» по таким формальным критериям, как характер стимульного материала (вербально-знаковый либо предметно-практический) и тип ответов (в виде словесного отчета или практических манипулятивных действий). Соответственно, термины «вербальный» и «невербальный» интеллект оказываются весьма условными в силу психологической неоднородности презентирующих их познавательных функций.

Это привело исследователей к необходимости поиска новых методических процедур, позволяющих более глубоко и полно описать специфику интеллектуальной деятельности. Особый интерес в этом плане представляют исследования когнитивных стилей - индивидуальных различий в познавательных процессах, характеризующих типичные для конкретной личности способы переработки информации в условиях построения образа действительности. Изучение когнитивных стилей в пожилом возрасте, по мнению ряда авторов, позволит получить существенные дополнительные сведения о динамике интеллектуального развития на последних этапах онтогенеза.

Полученные данные подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. С одной стороны, существует органическое единство инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения, с другой стороны, формируются мощные компенсаторные механизмы, обеспечивающие такую перестройку интеллекта, которая в состоянии обеспечивать необходимые приспособительные эффекты. Например, интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается главным образом за счет работы механизмов понятийного мышления, которые компенсируют снижение эффективности работы механизмов, обеспечивающих пространственные преобразования и оперативные формы переработки информации.

Кроме того, своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только изменением качественного состава интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарастанием дезинтегрированности отдельных познавательных функций).

На поздних этапах онтогенеза остаются без каких-либо существенных изменений те вербальные познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы значимо превосходят, например, группу студентов по субтесту теста Векслера «Понятливость», что, по-видимому, обусловлено влиянием накопленного социального опыта (сформированность оценок происходящего, реалистичность суждений и т.п.). В другом исследовании возрастных изменений интеллекта были продемонстрированы преимущества пожилых людей в области опыта и словарного запаса, однако им требовалось больше времени при тестировании.

Уровень вербальных познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитую оперативную память и способность к концентрации внимания, с возрастом явно снижается. Успешность выполнения невербальных заданий также обнаруживает отчетливое постепенное снижение по мере приближения к пожилому возрасту, а по фактору «вербальное понимание» различия между возрастными группами практически отсутствуют, что подтверждают данные рассмотренного выше исследования Л.Н.Борисовой.

Итак, можно говорить о неоднородности изменений познавательной психической деятельности в различных возрастных группах, что, по-видимому, является результатом сложной перестройки мозговой организации, характеризующейся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом возрастные изменения предполагают формирование приспособительных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации. Важно «разглядеть» разницу между возрастными изменениями и возрастными различиями в старости.

Является ли интеллект стабильным на протяжении жизни или изменяется с возрастом? Этот вопрос также рассматривается в рамках когнитивной психологии старения. Он тесно связан с другим:

какие методики отбора субъектов исследований и какие исследовательские методы лучше подходят для изучения развития в позднем возрасте?

Таким образом, с развитием когнитивной психологии стали развиваться исследования умственных функций пожилых людей, что упрочило связь теоретической и практической психологии.

Сведения об интеллекте стариков довольно противоречивы. Одни исследователи указывают на снижение интеллектуальных способностей. Другие - подчеркивают умение стариков находить больше вариантов решения задач как преимущество их интеллекта. Российские ученые Б. А. Греков, 3. М. Истомина и другие43 показывают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:
1) ослабление механической памяти, возможности непосредственного запечатления;
2) относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти, запоминания на основе внутренних смысловых связей;
3) ослабление оперативной, кратковременной памяти;
4) резко выраженная профессиональная избирательность запоминания;
5) усиление яркости памяти на очень давние события.

Понятно, что с длительным пребыванием «не у дел» профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности. Старики становятся любителями воспоминаний, странными, говорящими невпопад.

Лонгитюдные исследования интеллекта П. Балтеса и У. Шайя показывают, что у пожилых людей снижаются показатели по тесту «беглость речи» - способность быстро подбирать слова по заданным критериям. Снижается умение оценивать пространственные отношения, строить индуктивные рассуждения. Однако показатели снижаются достаточно медленно. До 60 % участников исследования СЛИ давали устойчивые результаты по тестам даже после 70 лет. У. Шай приходит к выводу, что у людей, удовлетворенных своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. В этом случае только после 80 лет заметно снижение интеллекта.

Интересные выводы получены Б. Скиннером. Пользуясь свободным временем пенсионного периода, люди в пожилом возрасте способны продуктивно разрабатывать идеи, но это идеи прежних лет, которые к ним возвращаются. Новые идеи практически не возникают.

Г. Крайг и Томэ считают, что утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга или болезнью Альцгеймера - прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга. Этой болезнью страдают, по их данным, 10 % людей старше 65 лет и почти половина людей старше 85 лет.

Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп ее усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений. Старики еще пишут статьи и мемуары, но надежда на то, что кто-то сочтет это нужным, убывает с каждым днем. Исключение составляют выдающиеся деятели науки, художники слова и кисти, чья востребованность завоевана мировым признанием их творчества. Известно, что Тициан написал одну из лучших своих картин «Оплакивание Христа» в 95 лет, Д. Верди создал оперу «Фальстаф» в 80 лет, И. П. Павлов закончил труд «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет. Л. Н. Толстой в 71 год написал «Воскресенье», в 72 года - «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат».

И все же - это счастливые исключения сохранения интеллекта и работоспособности. Чаще наблюдается ситуация, о которой говорят «все могу и ничего уже не могу». Физическая слабость, сужение притока значимой информации и социальная невостребованность убивают интеллект стариков.

Напомним, что понятие интеллекта включает в себя спектр когнитивных способностей, позволяющих нам понимать и осознавать то, что с нами происходит: способность к переработке новой информации, способность к абстрактному мышлению, способность к рациональным суждениям, пространственное мышление, речевые функции и т.д. Некоторые из них являются биологически детерминированными и сравнительно независимыми от жизненного опыта – их относят к «подвижному интеллекту», другие являются отражением знаний и опыта, приобретенного человеком в течение жизни – они образуют «кристаллизованный интеллект». Тесты на интеллект позволяют выявить ряд связанных с возрастом изменений, которые чаще всего начинаются после 60 лет. Классическая «модель стареющего интеллекта» включает в себя ухудшение показателей «подвижного интеллекта» при почти полной сохранности «кристаллизованного интеллекта». В частности, об отсутствии дефицита вербальных способностей говорит тот факт, что пожилые люди демонстрируют нормативные показатели по вербальным шкалам теста ВЕКСЛЕРА. Возрастное снижение подвижного интеллекта находит свое отражение в худших по сравнению с молодыми людьми результатах выполнения тестов на пространственное мышление, кодирование символов и т.п. Еще один показатель - это выполнение заданий по матрицам РАВЕНА - результаты остаются стабильными вплоть до возраста 40 лет, а затем снижаются примерно на 10% каждые 10 лет. Следует отметить большую вариабельность интеллектуальных показателей у пожилых и старых людей и тот факт, что некоторые из них демонстрируют гораздо более высокие показатели, чем молодые испытуемые. Кроме того, интеллектуальные показатели у пожилых могут быть значительно улучшены с помощью практики и тренировки, хотя степень этого улучшения, при одинаковой интенсивности тренировок, будет все же меньше, чем у молодых людей. То, что пожилые обладают худшими показателями подвижного интеллекта, может быть следствием снижения эффективности нейрональной передачи в головном мозге, а значит, более медленной переработки информации и существенных ее потерь. Снижение этих показателей может быть и следствием некоторых не-когнитивных факторов, в частности, нарушений сенсорных и моторных функций. Так, моторная замедленность может значительно снижать способность пожилого человека к выполнению тестов, которые требуют тонких движений руки (например, поставить галочку возле правильного ответа на бланке исследования). Возрастной дефицит сенсорных функций, описанный в предыдущем разделе, может привести к возникновению ошибок в восприятии предъявляемой информации – в этом случае снизится скорость и качество ее переработки.
Другие факторы, влияющие на показатели интеллекта у пожилых испытуемых, являются отражением психологических особенностей, связанных с возрастом. Принимая решения, пожилые люди «жертвуют скоростью в пользу тщательности». Имеется в виду то, что они склонны отбрасывать быстрые, простые варианты решения задач, предпочитая действовать медленно и стараясь учесть все возможные аспекты проблемы, прежде чем принять решение. Наконец, при оценке выполнения интеллектуальных задач пожилыми людьми, не следует забывать о том, что проблемы со здоровьем, очень частые в позднем возрасте (например, болезни сердца и сосудов), могут существенно повлиять на когнитивное функционирование и на качество выполнения заданий. Более низкие показатели могут быть связаны и с меньшим количеством лет обучения, и с меньшим опытом выполнения психометрических тестов. Впрочем, не все изменения когнитивных функций в позднем возрасте представляют собой дефицитарные явления. У здоровых старых людей обнаруживается больший, чем у молодых, запас опыта и знаний. Они более тщательны и точны, более взвешены в суждениях и, если речь идет о знакомых видах деятельности, могут справляться с ней не хуже, чем молодые люди. Такое приобретенное знание (или «жизненная мудрость») может в действительности оказаться значительно более важным для способности человека справляться с большинством повседневных проблем, чем те отвлеченные задания, которые предлагаются психологами в психометрических тестах. Таблица 1.6. Изменения когнитивных функций при нормальном старении.

Функция

Изменения
Память
    оперативная краткосрочная долговременная процедурная семантическая
умеренное снижение снижение на 15-20% почти не изменяется почти не изменяется не изменяется
Внимание
    активное разделенное
ухудшается; повышена чувствительность к «шуму» значительно ухудшается
Интеллект
    кристаллизованный подвижный
не изменяется снижается на 10% каждые 10 лет
Речь
    сенсорная моторная
понимание чужой речи замедлено не изменяется
Даже когда физические или когнитивные способности затронуты процессом старения, пожилые люди часто способны к выработке стратегий, позволяющих частично или полностью компенсировать возникший дефект. Например, при обследовании группы пожилых машинисток оказалось, что они могут печатать текст так же быстро и безошибочно, как их молодые коллеги. Несмотря на то, что движения их пальцев были более медленными, у них была лучше развита способность «предугадывать» следующее слово и заранее необходимым образом располагать пальцы на клавиатуре. В целом, старые люди могут преуспевать почти не хуже молодых в тех видах деятельности, которые не предъявляют жестких требований к скорости протекания моторных и когнитивных процессов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Психологические изменения, связанные со старением, являются предметом дискуссий с самого момента зарождения современной психологии. Так, З. Фрейд полагал, что психическое развитие человека по большей части завершается уже к подростковому возрасту и что после 40 лет вряд ли возможны значительные изменения. Напротив, К.Г. Юнг возражал ему, говоря о том, что том, что личность продолжает развиваться в течение всей жизни, приспосабливаясь к ее изменениям. Близкой к этому мнению является точка зрения Э. Эриксона и его последователей, которые рассматривают весь период взрослой жизни как процесс развития. Стабильность личностных черт. Лонгитюдные исследования личностных черт позволили выявить тот факт, что основные свойства личности остаются сравнительно неизменными на протяжении всей взрослой жизни, включая ее поздний период. Так, очень крупное Балтиморское исследование (1990) выявило стабильность в течение каждого 10-летнего периода (30-40, 50-60, 60-70 лет и т.д.) таких кластеров личностных черт как невротизм, экстраверсия и открытость опыту. Не менее репрезентативное Миннесотское исследование (1994) получило сходные результаты уже в отношении 30-летнего периода жизни испытуемых. Кроме того, в личных интервью с пожилыми людьми выяснилось, что их «самоописание» по мере старения меняется крайне мало. На основании этого, возникло утверждение о том, что «самость не имеет возраста». Изменения личностных черт . В то время как основные черты личности остаются относительно стабильными в течение всего периода взрослости, в других аспектах личности могут предсказуемо произойти изменения. Одной из доказанных разновидностей таких изменений является свойственная старым людям повышенная поглощенность своей внутренней жизнью. Они уделяют больше внимания своим чувствам, переживаниям и воспоминаниям, предпочитая их внешним впечатлениям. Эта повышенная интравертированность часто сопровождается тенденцией к меньшей импульсивности и большей осмотрительности в словах и поступках. В ряде случаев это сочетается с чрезмерной осторожностью и снижением интереса к окружающему миру. Другая сфера, в которой обнаружены возрастные изменения, касается полоролевой идентичности. По мере старения, мужчины и женщины обнаруживают меньше различий в отношении жизненных ценностей и личностных стилей. Исследования, проведенные в различных культурах, пришли к сходным выводам о том, что мужчины с возрастом становятся более экспрессивными и ищущими принятия и одобрения, а также склонными к домашним видам деятельности. В свою очередь, женщины становятся в большей степени ориентированными на достижения и инструментальные виды деятельности. Неясно, отражают ли эти изменения действительные личностные сдвиги или просто являются результатом различных возможностей ролевого поведения в течение жизни. Имеется в виду то, что выход на пенсию дает мужчине возможность проявить свои способности «домохозяйки», которые не способствовали бы его успешной адаптации в молодости, в то время как прекращение деятельности по взращиванию детей может дать женщине возможность проявить свои, до сих пор не востребованные, «мужские» качества.

Старение и образ жизни.

Психическое старение оказывает влияние на все основные сферы человеческой деятельности: работа, социальная активность, проведение свободного времени и обеспечение своей жизнедеятельности.
    Старение и работа.
При исследовании влияния старения на трудовую деятельность человека чаще всего используется такой критерий как продуктивность. В работах Lehman et al. (1953) установлено, что в отношении профессиональной деятельности, литературы, искусства и музыки, наиболее продуктивным является возраст 30-40 лет. После этого намечается тенденция к снижению уровня продуктивности. Хотя авторы в качестве причин данного явления называли уменьшение количества психической энергии, ухудшение состояния здоровья, большую частоту болезней и снижение уровня мотивации, можно добавить сюда также когнитивные изменения, нарастающее в позднем возрасте (см. выше). Однако, несмотря на эти данные, нужно иметь в виду, что характер деятельности в различных профессиях может значительно отличаться, так что причины изменений продуктивности не во всех случаях связаны с возрастом. В некоторых видах деятельности пожилые люди так же успешны, как и молодые (например, там, где требуется длительная концентрация внимания). Но в работе, требующей скорости реакции или физической силы, пожилые люди с большей вероятностью будут испытывать трудности. Проблема межвозрастного сравнения осложняется тем, что пожилые люди не работают в областях, которые они находят слишком трудными для себя (спортсмены, авиадиспетчеры). В других видах деятельности пожилые могут вполне преуспевать. Например, в торговой сфере, где опыт и развитость социальных навыков могут сыграть важную роль. Тем не менее, в целом уровень работоспособности пожилых людей, как в квалифицированных, так и в неквалифицированных видах деятельности снижается с возрастом.
    Социальное поведение.
Влияние старения на социальное поведение характеризуется падением активности, при этом число контактов с другими людьми уменьшается. Следует, однако, помнить о том, что сам факт выхода на пенсию снижает уровень социальной активности. Вдобавок, имеются культуральные стереотипы, которые ведут к сужению круга социального взаимодействия по мере потери (умирания) друзей и знакомых.
    Старение и проведение свободного времени.
Многие виды активности не подвержены влиянию возраста, в особенности те, что не предъявляют высоких требований к сенсорной или моторной координации, способности к концентрации внимания, памяти и скорости мышления. Можно упомянуть такие виды хобби, как садоводство, кулинария, коллекционирование, чтение и т.п. Другие разновидности деятельности, такие как вождение автомобиля или некоторые виды спорта, труднее даются пожилым, хотя также успешно осуществляются многими из них. Считается, что тренировка позволяет отсрочить и уменьшить проявление возрастных влияний на деятельность человека. Многие проблемы в повседневной деятельности, которые мы наблюдаем у пожилых людей, являются следствием нарушений памяти – забывание имен, телефонных номеров, рассеянность, ошибки в выполнении последовательных действий и отвлекаемость при разговоре. Тем не менее, считается общепризнанным, что здоровый пожилой человек должен сохранять способность к разрешению проблем, возникающих в повседневной жизни. Когда эта способность к самостоятельной жизни снижается и для поддержания функционирования человека требуется помощь извне, это свидетельствует о ненормальном протекании процесса старения. Одним из наиболее частых вариантов патологического старения является болезнь Альцгеймера, которой посвящена одна из глав данной книги. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что длительно существующий стереотип о старении как о периоде неизбежного снижения и ограничения способностей постепенно теряет свою убедительность по мере того, как растет число людей, сохраняющих активность и бодрость вплоть до глубокой старости. Более того, многие люди старше 90 лет остаются не только интеллектуально, но и творчески активными.

Вопросы для контроля знаний.

Вопрос 1. В процесс старения вносят свой вклад:а) генетические факторыб) повреждения клеток в течение жизни человекав) нейроэндокринные влиянияг) верно все перечисленноеВопрос 2 . Для патологического старения характерны:а) высокие показатели смертностиб) быстро развивающиеся атрофические изменения нейронов коры головного мозгав) нарастание нарушений памятиг) наследственная отягощенностьд) верно все перечисленноеВопрос 3. Структурные изменения в коре головного мозга при нормальном старении представлены:а) умеренно выраженной атрофией нейронов коры больших полушарийб) повышением содержания межклеточной жидкостив) увеличением боковых желудочков мозгаг) верны варианты а и вд) верно все перечисленноеВопрос 4. Изменения памяти при старении характеризуются:а) ухудшением кратковременной и долговременной памятиб) развитием амнестической афазиив) умеренным снижением оперативной и кратковременной памяти при сохранности долговременной памятиг) снижением слуховой памяти при сохранности зрительнойд) отсутствием единого стереотипа нарушенийВопрос 5. Изменения интеллекта при старении характеризуются:а) дефицитом понятийного мышления и снижением словарного запасаб) сохранностью «кристаллизованного» интеллекта при некотором ухудшении «подвижного»в) равномерным снижением всех компонентов интеллектаг) снижением способности к выработке стратегий компенсации когнитивного дефицитад) верны варианты б и гВопрос 6. Личностные изменения при старении включают:а) сужение круга интересов и эгоцентризмб) изменения полоролевой идентичностив) склонность к интраверсииг) повышенную тревожность и снижение самооценкид) верны варианты а и ве) верны варианты б и вВопрос 7. Социальное и трудовое функционирование при нормальном старении характеризуется:а) снижением творческой продуктивностиб) повышением социальной активностив) снижением способности к самостоятельному существованиюг) снижением уровня мотивации при сохранной физической работоспособностид) верны варианты а и г

Глава 2. СИНДРОМЫ ДЕМЕНЦИИ.

Деменция является одним из наиболее частых психических расстройств позднего возраста, представляя собой либо основное проявление заболевания, либо сопутствует другим психическим нарушениям, например депрессиям, бредовым расстройствам, поэтому изучение психопатологических особенностей слабоумия имеет существенное значение при исследовании психозов позднего возраста. Термин деменция - от латинского dements, что означает без ума (dementia – de-- без, ment – ум и ia --патологическое состояние) - в европейские разговорные языки был введен в XVII-XVIII столетии. К концу XVIII столетия его стали употреблять в медицине, а в 1726 году он включен в «Физический словарь» Blancard. С тех пор у термина началась интересная история с неоднократной сменой его значения и сфер использования. В современной литературе до сих пор существуют расхождения относительно определения синдрома деменции. Согласно мнению, традиционно принятому в отечественной психиатрии, деменция определяется как стойкое мало обратимое снижение уровня психической деятельности, ее упрощение и распад. По опре-делению Американской психиатрической ассоциации, деменция -- это синдром, проявляющийся множественным дефицитом когнитивных функций, одна из которых почти всегда память, а среди прочих чаще всего выявляются нарушения абстрактного мышления, снижение уровня суждений, расстройства таких высших корковых функций, как речь, праксис, гнозис, пространственно-конструктивная деятельность, наконец, самосознание. К концу XIX столетия общепринятым, определяющим признаком деменции считалось нарушение когнитивной деятельности. В это время в основном обсуждались два механизма развития деменции - сосудистый и паренхиматозный. По поводу этиологии деменции высказывалось множество мнений. В начале 20 столетия была зафиксирована связь с поздним возрастом и поэтому широко применялось понятие сенильная деменция. Сенильную и пресинильную деменции до 1960-1970-х годов рассматривали как отдельные заболевания, пока исчерпывающие патологоанатомические исследования нервной системы не показали, что изменения в головном мозге, описанные А. Альцгеймером (A. Alzheimer, 1907), были общей причиной снижения когнитивных функций у индивидов пожилого возраста. Хотя гетерогенность понятия деменция не вызывала сомнений, в других трудах, появившихся в конце 19 начале 20 столетия, этот факт продолжал освещаться. Сюда можно привести описание Пиком (Pick A., 1892) долевой атрофии, хореи Гентингтона (Huntington G.S., 1872), сообщение Крейцфельда и Якоба (Creutzfeldt-Jacob A.) о губчатом псевдосклерозе и другие подобные исследования, которые расширили отдельные категории, обозначаемые термином деменция. Описание специфических болезней под рубрикой деменция продолжалось и в конце 20 столетия. Безусловным установленным прогностическим фактором возникновения деменции является пожилой и старческий возраст. Причина высокого преобладания органических мозговых расстройств в старшей возрастной группе не вполне установлена, однако известно, что старческое слабоумие не является нормальным феноменом. Имеется по крайней мере 50 установленных соматических, неврологических и психиатрических причин деменции. Таблица 2.1. Причины деменции. Классификация по патогенезу и излечимости (Р. Б. Тейлор, 1995).
Причины деменции, потенциально излечимые при специфической терапии Причины деменции, мало поддающиеся лечению
Метаболические Гипотиреоз и другие эндокринопатии Болезнь Вильсона Гипогликемия и (или) аноксия
Травматические Субдуральная гематома Гидроцефалия с нормальным ликворным давлением Повреждение мозга
Опухолевые Внутричерепная опухоль, первичная или метастатическая Мозговые осложнения системных опухолевых заболеваний
Дефицитные Злокачественная анемия Дефицит фолатов Пеллагра Последствия синдрома Вернике-Корсакова
Инфекционные Абсцесс мозга Третичный мозговой сифилис Гидроцефалия с нормальным ликворным давлением Менингит и энцефалит Подострый бактериальный эндокардит Болезнь Крейтцфельдта-Якоба Последствия менингита и энцефалита (например, герпетического энцефалита)
Сосудистые Деменция на почве инфарктов мозга (множественные повторные нарушения мозгового кровообращения, например, на почве частых эмболий)
Токсические Хронический алкоголизм Отравление солями металлов
Дегенеративные Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика
Врожденные Болезнь Гентингтона
Клинические проявления деменции зависят от этиологии, течения, интенсивности расстройства, и преморбидных черт личности. Для этих заболеваний характерно наличие рядя общих черт: эндогенная природа заболевания, особая динамика развития: медленное, ползучее начало и прогредиентное течение от мягкой деменции к тотальному слабоумию; наличие той или иной степени выраженности неврологических нарушений; нередкий семейный характер заболевания; продуктивные проявления психоза играют вторичную роль. Наиболее яркими и постоянными в структуре синдрома деменции являются нарушения памяти (рис 2.1.). Их диапазон весьма широк. В начальных стадиях заболевания трудности возникают прежде всего при усвоении новой информации. Клинически это проявляется забывчивостью, неполным или неточным воспроизведением событий недавнего прошлого. Подобный уровень расстройств принято обозначать как мягкую дисмнезию. Она хотя и препятствует полноценной социальной адапта-ции, но в то же время не обуславливает невозможности самостоятельного сущест-вования и зависимости от других. При умеренно выраженных расстройствах памяти усвоение новой информации практически невозможно, она удерживается лишь на короткий период времени. Текущие события практически не воспроизво-дятся, кроме того, начинает страдать и воспроизведение событий прошлого. В целом опустошение запасов памяти подчиняется закону Рибо (Ribot Th.,1881)  Наконец, при тяжелой дисмнезии воспоминания становятся фрагментарными, теряется их временная последовательность. Пациент не узнает близких людей, предметы хорошо знакомой прежде обстановки. Р
ис 2.1. Структура синдрома деменции. Помимо мнестических расстройств, обязательным критерием для диагностики синдрома деменции является снижение уровня интеллектуальной деятельности. Мышление становится замедленным, в нем преобладает конкретно-ситуационный компонент, снижается уровень абстрагирования. Это проявляется в затруднении формирования понятий -- сначала отвлеченных, а позднее и более простых. Снижается уровень суждений -- они становятся слабыми, поверхностными, непоследова-тельными или не соответствующими ситуации. При выраженной деменции мыш-ление фрагментарно, больной не может справиться с элементарными бытовыми проблемами. Что касается патологии внимания, то принято считать, что при деменции, как правило, имеется сочетание повышенной истощаемости внимания с его тугоподвижностью. В сфере целенаправленной произвольной деятельности одновременно удерживается лишь очень небольшое количество объектов. Симптомы деменции широко варьируют как от одного случая к другому, так и у одного и того же пациента в разный период. В связи с постарением населения отмечается широкое распространение болезни Альцгеймера – заболевания из группы пресенильных деменций, обусловленное долевой атрофией головного мозга, которое считают классической формой дементного синдрома, что и отражено в большинстве обычно используемых определений (DSM-IV R, МКБ-10). Из всех диагностических критериев деменции основное значение придается нарушению памяти наряду с нарушением других когнитивных функций. Важнейшая задача этих определений - разграничить деменцию, состояние измененного сознания (делирий) и ограниченные когнитивные нарушения, например афазию, и амнестический синдром. Клиника в многом определяется топографией пораженных мозговых структур и, в частности, их отношением к доминантному полушарию. Нередко делается акцент на нарушения памяти как критерий деменции. Но нарушение памяти имеет ограниченное значение в случаях сосудистой деменции или при лобновисочной локализации. Нарушение памяти имеет первостепенное значение в ранней стадии сосудистой деменции, поскольку сосудистое мозговое заболевание может вызывать нарушения в нескольких сферах когнитивной деятельности, лишь слегка ухудшая память или совсем не влияя на нее. Это же относится к лобно-височной деменции при которой расстройство исполнительных функций и речи, вызванное поражением лобных отделов могут быть заметными в ранней стадии течения болезни. Применение критериев деменции приводит к тому, что сосудистая деменция диагностируется у пациентов тогда, когда заболевание достигло относительно поздней стадии своего развития, что препятствует раннему вмешательству. Преимущественное вовлечение лобных отделов мозга характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, расстройством моторики. А в случаях нарушений в верхних отделах лобной доли, доминируют апато-депрессивные проявления. При большей пораженности орбитальных отделов, на первый план выступает импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение. Нарушения в височных отделах сопровождаются нарушениями памяти, аффективными расстройствами, изменениями личности. В МКБ-10 провидится общее описание деменции для того, чтобы обозначить минимальные требования для диагностики деменций любого типа (рис.2.2.).

Рис 2.2. Алгоритм диагностики деменции.

. Плохой слух может корректироваться путем использования слуховых аппаратов, однако их неудобство заключается в том, что происходит усиление не только речь других людей, но и всех внешних шумов

. Эта болезнь лечится хирургическим путем

Старение влияет и на работу нервной системы пожилых людей, которая снижает свою чувствительность, а вследствие этого замедляется реакция организма на действие внешних раздражителей. Сенсорная чувствительность несколько ухудшается, что особенно имеет место в работе слуховых ощущений. Плохой слух пожилого человека может вызвать ее кажущуюся невнимательность, защитную самоуглубленность. В отдельных личностей позднего доро слого возраста на фоне глухоты могут усилиться такие черты, как замкнутость и подозрительностьсть.

Период поздней взрослости характерен также ухудшением зрения у многих его представителей. Так, уменьшается способность фокусировать взгляд на предметах, что обусловлено потерей эластичности хрусталика, а е ого помутнение вызывает катаракту. Ухудшение остроты зрения затрудняет восприятие мелких деталей и требует использования коррекционных очков. Вкусовые ощущения практически не поддаются возрастным изменениям, в то время как обонятельная чувствительность ухудшается. Важно, что степень ухудшения существенно зависит от индивидуальных особенностей человекдини.

Хотя принято считать, что разум стариков слабеет, однако количество экспериментальных данных показали тенденцию сохранения многих когнитивных функций в поздней взрослости. Выявлено, что под влиянием м органических преобразований мозга, связанных со старением, происходят изменения в работе интеллекта пожилого возраста. Наиболее типичные из них - это снижение скорости умственных операций, в частности обработки пер цептивнои информации, механического запоминания и времени реакцииії.

Исследования мнемической деятельности пожилых людей показали несущественное снижение работы кратковременной памяти, практически без

. Старики лучше фиксируют и удерживают в памяти то, что для них важно или может потребоваться в жизни

изменений остаются темпы оперативной памяти и снижается производительность долговременной памяти, особенно такого процесса, как запоминание. Хотя на работу памяти в пожилом возрасте влияет состояние сосудов лю. Иудейские однако существенную роль играет психологический фактор - вовлеченность интеллекта. Логическая память сохраняет высокую производительность и в старости, в отличие от механической. Логическая память опирается на робот в мышление, которое у пожилых людей обычно сохраняет свои активные функцииції.

Экспериментально доказано, что несмотря лучшую работу памяти у молодых людей, они проигрывают представителям поздней взрослости в таком мышления аспекте как мудрость

. Мудрость - экспертная система знаний человека, является ориентированной на практическую сторону жизни и обеспечивает выработку взвешенных суждений и принятие умеренных решений

Начав активно формироваться еще в предыдущем возрастном периоде, в поздний взрослости мудрость достигает своего пика. По мнению американского психолога. ПБалтеса, экспертные знания распределяются на 5 категорию. Орийй:

o фактуально знания о практической стороне жизни

o процедурные знания о практической стороне жизни

o знания контекста общественных изменений

o знания о неопределенности жизни

o знания о относительности жизненных ценностей

В основу жизненной мудрости положен культурно обусловлен кристаллизованный интеллект, который в поздний взрослости достигает наибольшей насыщенности. Мудрость трудно приобретается, однако легко распознается людьми ьмы по ряду типичных признаков:

. Рис 377. Признаки мудрости за. Балтесом

. Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик, старый - мистик

. Г. Гете

Хотя опыт играет важную роль в выработке мудрости стариками, однако ее развитие далеко не является прямым отражением накопления жизненного опыта. Следует учитывать, какие уроки человек нап працьовуе до старости и в течение неї.

Принято считать, что воображение как познавательный процесс наиболее активно работает в детстве, подростковом и юношеском периодах, тогда как поздняя взрослость предусматривает вовлеченность памяти и мышления. Однако человек а пожилого возраста в связи с анализом собственного жизненного пути направляет имажинативни процессы на трансцендентальные аспекты действительности, а перспективы умирания склоняют к религиозности есть воображение в поздние и взрослости приобретает несколько мистического характерру.

Дискуссионным в геронтопсихологии остается вопрос обязательности спада умственной активности и угасание интеллекта стариков. Большинство ученых настаивает, что спад умственной активности не является об бовьязковим, так как обусловлен преимущественно установками человека. Механизм этого явления означает, что в подавлении умственной активности пожилого человека виноваты не старческие инволюционные процессы, а внушение ожидания и интеллектуальная бездействие самой личноститі.

. Человек, ведет продуктивную жизнь, не становится немощным старцем, наоборот, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила ослабевает

. ВФранкл

. Рис 378. Механизм снижения умственной активности в пожилом возрасте

Спад интеллекта в пожилом возрасте обусловлено прямыми и опосредованными факторами. К прямым относятся старческие болезни мозга:

o сосудистые поражения мозга (инсульт, инфаркт мозга, атеросклероз)

o старческая деменция (приобретенная слабоумнисть, проявляющийся в дефектах познания, прогрессирующей амнезии и личностных нарушениях)

o болезнь. Альцгеймера (прогрессирующее отмирание клеток головного мозга, что сопровождается постепенным ослаблением памяти и дезориентацией человека)

К типичным опосредованных факторов старческого спада интеллекта относят: неблагополучное физическое и психическое здоровье, пищевую недостаточность (авитаминоз), злоупотребление алкоголем и лекарствами, интеллектуально на бездействие.

Исследованиями доказано, что вербально-логические функции прогрессируют даже тогда, когда инволюция старости уже поразила невербальный интеллект и сенсомоторике человека. При высоком уровне задействованной интеллекта развитых познавательных интересах и системной самообразовательной деятельности спад вербальных функций не происходит до глубокой старости. Довольно часто люди сохраняют свою умственную работоспособность и по дос. Гненный 70-летнего рубежа. Более того, много талантливых людей именно в возрасте создают настоящие шедевры, получает мировое признаниення.

. Примерами поэтому есть следующие деятели:. ПЛамарк,. ИКант,. ИПавлов,. ВГюго,. ЛТолстой,. ЗФройд,. БСкиннер,. ЕЕриксон,. МАмосов и др.

Снижение интеллекта в старости, старческие деменции происходят не у всех людей. Многочисленными исследованиями психологов, врачей, социологов было доказано, что у психически здоровых пожилых людей до 80 лет практически не наблюдается значительного снижения интеллекта, их интеллектуальные способности остаются такими же, как раньше.

Психическое состояние, интеллектуальные способности в старости зависят от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости.

Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте.

Они на протяжении всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой.

Следовательно, становясь старше они сохраняют интеллектуальные способности, высокий жизненный тонус.

Факты

В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп.

Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса.

Другая группа состояла из людей такого же возраста, но живущих в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности.

Очевидно, окружающая среда, требующая самостоятельности, независимости, позволяет сохранить высокий уровень интеллекта. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения - все это требует постоянной работы мозга.

Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит от условий существования.

Снижение слуха с возрастом

Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...