Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Ознакомление с окружающим миром в средней группе. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе « Мамины помощники – бытовые электроприборы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74»

План – программа по ознакомлению с окружающим миром

средняя группа

на 2017-2018 учебный год.

Воспитатели: Грачева Н.В.

г. Березники

2017г.

СЕНТЯБРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема: Целевая прогулка « Что такое улица».

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Литература:

1. Целевая прогулка к пешеходному переходу.

2.Отгадывание загадок о транспорте.

1. Рассматривание фотографий с видами города.

2. Рассматривание альбома «Березники».

1. Фотографии с видами города.

2. Альбом «Березники».

3 неделя

Тема: «Что нам осень принесла?»

Программное содержание

1.Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП», с.28

1. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

2.Рисование и лепка овощей и фруктов.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

2. Игры с муляжами овощей и фруктов.

1. Иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

2. Муляжи овощей и фруктов.

СЕНТЯБРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. « Д/с наш так хорош – лучше саде не найдешь».

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литер. О.В.

Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1. Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

2.Экскурсии в кабинеты работников детского сада.

1.Рассматривание картинок с изображением жизни детского сада.

2.Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

1. Картинки с изображением жизни детского сада.

2. Фотографии сотрудников детского сада на рабочих местах.

3.Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

ОКТЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Дом для Кисточки».

Программное содержание: дать детям представление о лесе как экосистеме, показать взаимосвязь животных организмов в природе.

Литер. См. разработки.

1. Беседа «Где живут белки?».

2.Д/и «Чьи вы детки?»

3.Д/и «Дикие животные»

1. Д/и «Угадай, кто это?»

2.Рассматривание альбома «Дома диких животных».

1. Д/и «Чьи вы детки?»

2.Д/и «Дикие животные»

3. Д/и «Угадай, кто это?»

4. Альбом «Дома диких животных».

3 неделя

Тема. «Путешествие в прошлое кресла».

Программное содержание: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Беседа «История кресла»

2.Чтение сказки «Три медведя».

3. Отгадывание загадок про мебель.

1.Рассматривание альбома «Мебель»

2. Д/и «Что лишнее?»

1. Альбом «Мебель»

2. Д/и «Что лишнее?»

ОКТЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. « Поможем Незнайке вылепить посуду».

Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умение лепить из глины.

Литер. О.А.

1.Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

2. Опыты с сырым и сухим песком.

1.Рассматривание альбома «Посуда»

2. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек.

1.Альбом «Посуда»

2.Пластилин

НОЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 неделя

Тема. «Чудесный мешочек» - рассматривание фруктов и овощей.

Программное содержание: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, развивать логическое мышление, развивать потребность создавать что – то своими руками; закреплять знания цветов; воспитывать самостоятельность, желание доставить радость персонажу.

Литер. См. разработки.

1. Чтение стихотворений об овощах и фруктах.

2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

3. Д/и «В саду, в поле, в огороде»

3.Д/и «Назови одним словом»

1.Рассматривание натуральных овощей.

2.Рассматривание альбомов «Овощи», «Фрукты».

1. Д/и «В саду, в поле, в огороде»

2. Д/и «Назови одним словом»

3. Альбома «Овощи»

4.Внести натуральные фрукты.

4 неделя

Тема. «Расскажи о любимых предметах».

Программное содержание: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Д/и «Опиши предмет»

2.Отгадывание загадок об игрушках.

3.Чтение стихотворений А.Барто «Игрушки»

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание альбома «Игрушки»

1. Внести альбом «Игрушки»

2.Поместить в уголок книги иллюстрированную книги стихов А. Барто «Игрушки»

НОЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

5 неделя

Тема. «Моя мама - замечательный врач».

Программное содержание: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательноеотношение к ним.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1. Индивидуальные и групповые беседы с детьми о профессии их родителей.

2.Чтение стихотворений о различных профессиях.

3.Отгадывание загадок о профессиях.

4.Развивающее лото «Кем быть»

1.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

2.Рассматривание альбома «Профессии»

1. Развивающее лото «Кем быть»

2. Альбом «Профессии»

3.Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»

ДЕКАБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Путешествие в прошлое одежды».

Программное содержание: Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды)

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Беседа «История одежды»

2.Д/и «Расскажи, какая одежда».

3. Отгадывание загадок про одежду.

1.Рассматривание альбома «Одежда»

2. Д/и «Что лишнее?»

1. Альбом «Одежда»

2. Д/и «Что лишнее?»

3 неделя

Тема: « Стайка снегирей на ветках рябин»

Программное содержание

1.Расширять представления детей о многообразии птиц.

2.Учить выделять характерные особенности снегиря.

3.Развивать любознательность.

4.Воспитывать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с48

1. Наблюдение за птицами.

2. Кормление птиц.

3.П/и «Воробушки и автомобиль»

1. Рассматривание альбома «Птицы».

2.Рисование и лепка птичек.

1. Альбом «Птицы».

ЯНВАРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

3 неделя

Тема. «Петрушка идет трудиться».

Программное содержание: Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Рассказ воспитателя о том, какие есть орудия труда и для чего они нужны.

1.Рассматривание альбома «Орудия труда»

1. Альбома «Орудия труда»

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Для чего нужны эти вещи»

Программное содержание: Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей; научить правильно произносить названия инструментов, их частей, действий с ними; осуществлять классификацию инструментов. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и бережное отношение к вещам.

Литер. См. разработки.

1.Загадывание загадок об инструментах.

2. Беседа о профессии плотника.

1.Рассматривание инструментов с объяснением их назначения.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением различных инструментов.

1.Внести различные инструменты.

2.Иллюстрации с изображением различных инструментов.

3 неделя

Тема. «Секреты здоровья»

Программное содержание: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Литер. См. разработки.

1. Беседы о здоровье.

2.Чтение стихотворений о видах спорта и спортивном инвентаре.

3. Д/и «Полезно – вредно».

1.Рассматривание спортивного инвентаря.

2.Рассматривание альбомов «Зимние виды спорта».

1. Внести спортивный инвентарь.

2. Альбомы «Зимние виды спорта».

4 неделя

Тема. «Защитники Отечества».

Программное содержание: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества ; обогащать словарный запас с помощью новых существительных и прилагательных: парашютист, танкист, лётчик; воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, любовь к Родине, к родным людям, воспитывать доброту, умение дружить.

Литер. См.разработки

1.Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

2 Отгадывание загадок о военной технике.

3.С/р игра «Пограничники»

1.Рассматривание альбома с представителями различных родов войск.

2.Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

1.Альбом с представителями различных родов войск.

2.Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

5 неделя

Тема. «Мои друзья».

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Разучивание пословиц, поговорок о дружбе,

2.Чтение сказок и рассказов о дружбе, друге.

3.Игра «Комплименты»

1. Рисование на тему «Мой любимый друг».

1. Аудио запись песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

МАРТ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Наша Масленица».

Программное содержание: Знакомить детей с историей, традициями русского народа, с русскими народными играми.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Продолжать обогащать словарный запас (Масленица, скоморох, забавы и т.д.).

Литер. См. разработки.

1.Чтение русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички).

2. Народные игра «Воротца».

3. Прослушивание русских народных песен.

1.Рассматривание иллюстрации Масленицы.

2.Рассматривание альбома «Русские народные костюмы».

1. Иллюстрация Масленицы

2. Альбом «Русские народные костюмы».

3 неделя

Тема. «Мой город».

Программное содержание: Продолжить закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок)

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

1.Закрепить название родного города, знание домашнего адреса.

2.Развивать внимание, память.

3.воспитывать у детей чувство любви к своему городу.

1. Альбом «Березники, мои Березники…»

2. Открытки с видами города Березники.

4 неделя

Тема. «Перелетные птицы».

Программное содержание: Расширить представление детей о птицах, их образе жизни и внешнем виде, продолжать дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы.

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Расширять и активизировать словарь по теме.

Литер. См. разработки.

1. Наблюдение за птицами.

2.Отгадывание загадок о птицах.

1. Рассматривание альбома «Птицы»

2. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.

1. Альбом «Птицы».

2. Иллюстраций с изображением перелетных птиц.

АПРЕЛЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Космос».

Программное содержание: Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт.

Литер. См. разработки.

1.Беседа о космосе.

2.Отгадывание загадок о космосе.

3.Подвижная игра «Космонавты»

1.Рассматривание планет солнечной системы.

2.Рисование звездного неба.

1.Игрушки планеты солнечной системы.

3 неделя

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание

1.Расширять представления детей о разнообразии насекомых.

2.Закреплять знания о строении насекомых.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

4.Развивать умение отгадывать загадки о насекомых.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с.59

1. Рассматривание альбома «Насекомые», «Безопасность в природе».

1. Альбом «Насекомые», «Безопасность в природе».

4 неделя

Тема. «Экологическая тропа весной».

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литер. О.А.

Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с»,

1. Отгадывание загадок о временах года.

2.Повторенте стихотворений о весне.

3. Работа с календарём природы.

1.Рассматривание альбомов «Весна», «Деревья».

1.Альбом «Весна», «Деревья».

2. Д/и «Времена года»

МАЙ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 неделя

Тема. «Животные жарких стран».

Программное содержание: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях, названий детенышей.

Повторение схемы составления рассказа-описания животного.

Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.

Развитие связной речи, мелкой моторики, внимания.

Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.

Литер. См. разработки.

1. Беседа о животных жарких стран.

2.Д/и «Чьи вы детки?»

3.Д/и «Животные жарких стран»

1. Д/и «Угадай, кто это?»

2.Рассматривание альбома «Животные жарких стран».

1. Д/и «Чьи вы детки?»

2.Д/и «Животные жарких стран»

3. Д/и «Угадай, кто это?»

4. Альбом «Животные жарких стран».

3 неделя

Тема. «В стране насекомых».

Программное содержание: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развитие внимания. Действовать по алгоритму с опорой на схему. Действовать по словесной инструкции;
воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Литер. См. разработки.

1. Отгадывание загадок о насекомых.

2.Рассматривание насекомых на прогулке.

1. Рассматривание альбома «Насекомые».

2.Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

1. Альбом «Насекомые».

2. Иллюстраций с изображением насекомых.

МАЙ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. «Путешествие в лес».

Программное содержание: расширять представления детей о лесе; воспитывать любовь к родному краю, животным леса; обогащать и активизировать словарный запас детей; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого; формировать привычку здорового образа жизни;

Литер. См. разработки.

1. Беседа о диких животных.

2.Отгадывание загадок о диких животных, о здоровом образе жизни.

3.П/и «Зайцы и волк».

1. Д/и «Узнай, кто это?»

2.Д/и «Где чей домик?»

3.Рассматривание альбома «Дикие животные».

1. Д/и «Узнай, кто это?»

2.Д/и «Где чей домик?»

3. Альбом «Дикие животные».

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика-Синтез, 2006.

2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». (Средняя группа). М.: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.

3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 80 с.

Конспект занятия в средней группе "Противоречия в природе"

Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания о явлениях природы.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.
- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
- Расширять понятия детей о противоречиях.
- Стимулировать желание исследовать и проводить опыты для познания объекта, вызвать радость открытия полученного опыта.
- Учить детей сравнивать, выявляя общие различительные признаки веществ через использование ММЧ-ТРИЗ.
- Упражнять в освоении графических изображений в нетрадиционной технике работы, формировать художественные творческие способности.

Предварительная работа:
- Наблюдения за признаками весны: таяние снега, ручьи, капель, набухание почек на деревьях, солнечная и пасмурная погода, появление цветов, прилет перелетных птиц и др.
- Рассматривание иллюстраций о весне, репродукций картин русских художников.
- Чтение книг и разучивание стихотворений о весне, дожде, солнце.

Материал к занятию: грамзапись мелодии на весеннюю тему, букет весенних цветов, зонт, игрушка «солнышко», кипятильник, две стеклянные банки с водой, маски с изображением моделей «маленьких человечков» (твердого, жидкого, газообразного вещества), 1/2 ватмана, гуашь (красного, желтого, зеленого, синего цвета), тарелки для краски, кисточка, губки, таз с водой, салфетки, ваза.

Ход занятия:
Дети заходят в группу с помощником воспитателя. Ищут воспитателя, но его нет. Воспитатель входит в группу с букетом весенних цветов (дети обращают внимание на него, спрашивают, интересуются: «Почему вы пришли с букетом?» и др.)
Воспитатель: Меня сегодня пригласила на день рождения моя самая лучшая подруга. Я купила ей этот букет цветов. Вам нравятся эти цветы?.. (дети подходят к воспитателю, рассматривают цветы, вдыхают аромат).
- А вы знаете, что это за цветы?
- А когда они расцветают?
- Подскажите мне какое сейчас время года…
- А как вы определили, что сейчас весна?

Дети называют признаки весны:
- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
- Появляются насекомые.
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
- Появляются проталины…

Воспитатель:
- Ребята, а весной какая погода вам нравится больше, когда идет дождь или светит солнце? (ответы детей…)

Проводится игра «Солнышко и дождик»:
Правила игры: Когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают. Если произносится слово «дождь», дети прячутся под зонт. Воспитатель может усложнить игру, добавив слова «теплый дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонт, чтобы не обгореть)

Обсуждение противоречий в природе:
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь хорошо или плохо?..
- Что хорошего в дожде?.. («Хорошо» - тогда, когда все растет, дождь мочит землю, можно ходить по лужам, гулять под зонтом и т.д.)
- Что плохого в дожде?.. («Плохо» - грязь, сыро, холодно, лужи, можно вымазаться, промокнуть, простудиться и т.д.)
- А что хорошего в солнце?.. («Хорошо» - когда оно теплое, ласковое, греет землю, ладошки, личико и т.д.)
- А что плохого в солнце?.. (Когда от него жарко, хочется пить; можно получить солнечный удар; болит голова; трава, деревья, цветы вянут и т.д.)
- А как избежать жары?.. (Установить кондиционер, включить вентилятор, искупаться в речке, съесть мороженое, выпить прохладной воды и т.д.)

Воспитатель: Ребята, что можно сделать приятное для моей подруги, когда я пойду к ней в гости?.. (Купить цветы, конфеты, торт, подарок и т.д.)
- А чем можно запить сладости?.. (Чай, кофе и т.д.)
- Как воду сделать чаем?.. (За кипятить воду в чайнике, залить кипятком чайные листья…)

Опыт (закипания воды):
Воспитатель наливает воду в прозрачную банку, включает кипятильник.
- Ребята, подскажите мне, какие бывают вещества?.. (Твердые, жидкие, газообразные)
- Из чего они состоят?.. (Частичек или маленьких человечков МЧ)
- К каким веществам относится банка?.. (К твердым)
- Какие вы еще знаете твердые вещества?.. (Кирпич, стол, стена и т.д.)
- К каким веществам относится вода в банке?.. (Жидким)
- Какие вы еще знаете жидкие вещества?.. (Молоко, вода, чай и т.д.)
- Где можно встретить газообразные вещества?.. (Мама варит суп и он кипит, дым, пар в мультиварке и т.д.)
- Ребята, посмотрите, вода превращается в «молоко». Почему она стала белой и шипит?.. (Это в ней от тепла накопилось много пара, он хочет из банки выпрыгнуть)
- Почему вода бурлит?.. (Закипела)
- Что это над банкой такое белое летает?.. (Пар)
- К каким веществам относится пар?.. (К газообразным)
- Почему больно, когда дотрагиваешься до банки?..
- Как определить какая вода холодная, а какая горячая?.. (В горячей воде есть пар, в холодной нет)
- Какого цвета пар?..
- Нашу закипающую воду мы можем изобразить. Мы поиграем с вами в волшебную игру и превратимся в маленьких человечков воды, пара и банки (чайника).

Игра «Закипающий чайник» (с использованием метода маленьких человечков ММЧ-ТРИЗ): дети выбирают маски на которых изображены модели "маленьких человечков", изображают закипающий чайник.

Воспитатель: Ребята, вы мне еще сказали, что для того чтобы пойти в гости нужен подарок, но так как я работаю до самого вечера, то не смогу его купить. Что можно еще подарить?.. (Рисунок, поделку и т.д.)
- А вы не смогли бы мне помочь нарисовать рисунок?.. (дети соглашаются, подходят к столу)
- Ой, ребята, а у меня всего лишь одна кисточка. Можно ли нарисовать рисунок чем-нибудь другим?.. (Пальцем, ладошкой, губкой…)
Воспитатель: Один пальчик обмакнем в желтую краску, другой в красную, на другой руке заиграет зеленая. Получается веселая, необычная волшебная палитра.
Дети выполняют работу, моют руки. Воспитатель благодарит детей за оказанную помощь во всем.

МАДОУ "Детский сад № 14 "Сказка" общеразвивающего вида" г.Нурлат РТ

Воспитатель: Хамидова Галия Зубаировна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Программное содержание:

Закреплять умение группировать предметы по происхождению (рукотворный и природный мир), по назначению.

Упражнять детей в умении различать предметы по материалу и группировать их, выделяя данный признак.

Побуждать детей группировать предметы по способу использования; упражнять в употреблении обобщающих слов (посуда, одежда, мебель, игрушки, обувь).

Уточнять представления детей о труде взрослых; закреплять умение группировать предметы по способу использования.

Материал:

Муляжи овощей и фруктов, кукольная посуда; мебель и одежда. Мяч.

Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.

Предметные картинки, вырезанные в виде цветов(мебель, посуда, одежда, обувь). «Серединки» цветов с наклеенной картинкой: щкаф, кастрюля, туфля, куртка.

Сюжетные картинки с изображением людей разных профессий, игрушки-орудия труда.

Ход ООД:

Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? А чтобы было еще лучше поздороваемся со всем миром и улыбнемся друг другу:

Здравствуй, небо голубое! (Одна рука вверх и вправо)

Здравствуй, солнце золотое! (Другая рука вверх и влево)

Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивание рук вверху).

Здравствуй, маленький дубок! (Присесть и показать росточек).

Мы живем в одном краю! (Встать и развести руки в стороны).

Всех я вас приветствую! (Рукопожатие двумя руками над головой).

Мы за руки возьмемся, (дети берутся за руки и качают ими)

Друг другу улыбнемся (наклоняются вправо, влево, улыбаются)

Мы не будем ссориться (грозят указательным пальцем)

Будем мы дружить, (Жмут две руки у себя над головой).

Ручками своими (крутят кистями перед лицом «фонарики»).

Тепло души дарить. (гладят друг друга по рукам, по спине и голове).

Мы с вами сейчас поиграем в разные интересные игры.

Первая игра называется «Назови предмет». Ребята, вокруг нас много предметов. Есть мир предметов, которые человек создал своими руками. Как мы называем этот мир? (Рукотворный). И есть предметы, которые создала природа. Как мы называем этот мир? (Природный). Я предлагаю вам взять по одному предмету и назвать, кто сделал этот предмет и отнести в нужную корзину. Например: «Платье - это одежда, ее делает человек, относится к рукотворному миру» «Яблоко - это фрукт, растет на дереве, относится к природному миру».

Предметы, которые нас окружают, делятся не только на природный и рукотворный миры, но еще сделаны из разных материалов. Вспомним, какие материалы мы знаем? (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса).

Ребята, сядем за столы. На столах карточки, на которых изображены разные предметы. Поднимите карточки, на которых нарисованы предметы из стекла, (из дерева, пластмассы, резины, металла).

Игра «Измени цвет». А сейчас мы изменим цвет у предметов. Ребенок выбирает себе карточки с предметом и цветов. Например, синий мяч и т.д.

Вы хорошо знаете, из каких материалов сделаны предметы. Мы поиграем в игру с мячом. Встанем в круг. Я называю материал, а вы мне предмет из которого он сделан. Например, «Стекло - стакан». И наоборот, я предмет назову, а вы материал. (Вос-ль на русском называет предмет, ребенок на татарском и наоборот. Мяч (большой и маленький), кукла (красивая, чистая), хлеб, молоко, яблоко).

А сейчас, мы отправляемся на полянку, где растут необычные цветы. Подул очень сильный ветер и разбросал лепестки цветов по всей полянке. Помогите соединить лепестки с серединками цветов. (Мебель, посуда, одежда, транспорт).

Люди разных профессий создают своими руками такие нужные для нас вещи.

Для каждой профессии нужны разные орудия труда. Перед вами разные предметы, я предлагаю вам выбрать любой предмет и рассказать, человеку какой профессии нужно это орудие труда и показать на картинке.

Татьяна Громова
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Перспективное планирование

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе .

Воспитатель : Громова Т. В.

№ Тема занятия Программные задачи

Сентябрь

1 Целевая прогулка «Мы по улице идем» Формировать представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой стоит детский сад; поощрять детей, которые знают названия своей улицы. Объяснить, как важно знать свой адрес.

2 «Собираем урожай» Расширять представления детей об овощах, ягодах и фруктах.

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

3 «Когда мои друзья со мной» Формировать понятия «друг» , «дружба» . Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

4 «Добрый доктор Айболит» Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нудны для здоровья.

1 «Осень золото роняет» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

2 «Не мешайте нам трудиться» Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

3 «У медведя во бору грибы, ягоды беру» . Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса : грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

4 «Путешествие в прошлое одежды» Знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

1 «Осенние посиделки» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

2 «Моя семья» Ввести понятие (семья) . Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.

3 «Гости из леса» Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе . Воспитывать заботливое отношение к животным.

4 «Наше село» Продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свое село.

1 «Вот зима, кругом бело» Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

2 «Почему растаяла Снегурочка?» Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи.

3 «Стайка снегирей на ветках рябины» Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их.

4 «Добрый праздник Новый год» Познакомить с традициями праздника; учить описывать елочные игрушки; развивать внимание и мышление.

1 «Зимний лес» Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения.

2 «Красота России» . Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.

3 «В мире комнатных растений» Расширять представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

1 «Мы едем, едем, едем…» Познакомить детей с обобщающим понятием «транспорт» . Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

2 «На холодном Севере» Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран. Воспитывать любовь к родной природе.

3 «День защитника Отечества» Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину, уточнить понятие «защитники Отечества» , у каждого народа, в каждой стране есть армия. Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) . Воспитывать гордость за наших воинов.

4 «На бабушкином дворе» Познакомить детей с коровой , свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том , чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

1 «Моя мама лучше всех» Помочь детям понять как много сил и времени отнимает у матерей работа по дому. Воспитывать у них доброе, внимательное отношение к своей маме, стремление помогать ей.

2 «Весна в лесу» Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

3 «Предметы, которые нас окружают » Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке ; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

4 «Жить нельзя нам без воды» Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

1 «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Дать детям представление о космосе. Познакомить с первым космонавтом – Ю. А. Гагариным. Расширять словарь за счёт имён существительных (космос, планета , звезда, космический корабль, ракета, космонавт, имён прилагательных (звёздное, солнечная, космическая) ; глаголов (лететь, приземляться, стартовать) .

2 «Экскурсия по зоопарку» Формировать представления о диких экзотических животных : льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу.

3 «Наши друзья - книги» Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

4 «Расскажи нам деревце» Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2-3 вида) . Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло – желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

1 «Славный день Победы» . Дать представление о празднике - день Победы; воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.

2 «Мы на луг ходили» Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Учить отгадывать загадки о насекомых.

3 «Детский сад у нас хорош – лучше сада не найдешь»

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп , есть зал, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывают помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

4 «Как выращивают овощи на огороде» . Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей.

Цель: Формировать представления о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах) , учить находить предложения - небылицы.

Закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: модуль с бабочками, предметные картинки по теме, мелкие игрушки изображающие насекомых.

Раздаточный материал: кусочки пластилина, лист-раскраска, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание насекомых на территории детского сада, знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» , А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» , «Паучок – пилот» , Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики» , С. Михалков «Академия наук» , Г. Скребицкий «Счастливый жучок» , В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка» , «Кузнечик» , «Майский жук» ) , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» , К. Чуковский «Муха-Цокотуха» ;

прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» , А. Чайковского «Вальс цветов» ; просмотр мультфильмов «Лунтик» , «Пчёлка Майя» , «Винни-Пух» , «Под грибом» .

Продуктивная художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка с использованием природного материала насекомых) в вечернее время.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона

Воспитатель приглашает детей,
Встали, встали дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.

Воспитатель: Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Воспитатель: Правильно. Выполняйте упражнение.

2. Отгадывание загадок и рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых.

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.

На ромашку у ворот
Опустился самолёт.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)

А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника. (Муравей.)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса) .

Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы.)

Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,

На лугу порхаю. (Бабочка)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки

Наш зелёненький … (кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

(жук)

Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, (2, 3)
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (4, 5)
Приходили муравьи и травинку принесли, (6)

И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7)
О скольких насекомых говорится в стихотворении?

Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых.

Воспитатель: Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук - не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные. (Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья) . Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.

1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.

2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.

3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.

Предлагаю вам разминку для пальчиков. (дети делятся на 3группы)

(Дети выбирают лист-раскраску с насекомым и любое задание из 3-хпредложенных 1.раскрасить. 2.скатать из пластилина шарики для божьей коровки и прикрепить, 3.скатать жгутики-лапки для паука и выложить на шаблон.)

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

3. Игра «Найди насекомое»

Воспитатель: Вот опять мы на полянке.

Как можно определить, что вокруг нас есть живой мир?, (звучит аудиозапись шума леса) слышится пение птиц, шум листьев деревьев.

Дети: можно услышать и увидеть птиц.

Воспитатель: А как можно обнаружить насекомых?

Дети: В лесу нужно внимательно смотреть под ноги и ходить аккуратно.

Воспитатель: Предлагаю вам побыть исследователями и на полянке обнаружить насекомых.. Кто кого найдёт сразу называйте. (на коврике разложены мелкие игрушки-насекомые)

Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала?

Воспитатель: Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Воспитатель: А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)

Воспитатель: А от кого они прячутся? (ответ)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка» . Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

Воспитатель:. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

4. Презентация: «Насекомые»

5. Игра " Назови ласково". (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе) . Л. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы!

6. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения- небылицы.)

Воспитатель: Показывает картинку с насекомым.

Воспитатель: Бабушка летает около цветка?

Реб. Нет. Это бабочка

Воспитатель:. Пила летит и жужжит.

Реб. Это Пчела.

Воспитатель: Лук ползет по веточке.

Реб. Это жук.

Воспитатель: Мура села на сыр.

Реб. Нет. Это муха села на сыр.

7. Итог деятельности. (оценка работы детей) .

Воспитатель: Предлагает вспомнить о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...