Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Патриотическое воспитание молодежи направления воспитания. Патриотическое воспитание современной молодежи. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: , школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.

Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о .

Основные проблемы патриотического воспитания :

  1. Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  2. Слабые познания в области культуры, истории.
  3. Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.

Нравственные проблемы общества

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны , разрушают личность, семью, государство.

Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.

Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – . Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Истоки патриотизма, задачи воспитателей

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина». В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален. На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.

Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Воспитание морали, нравственности

Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций. Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное. Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

Задачей воспитателя становится вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.

Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей. Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке. Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.

Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное. Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

Встречи с ветеранами ВОВ , просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества. Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.

1

В настоящей работе предпринята попытка комплексно проанализировать роль и воспитательную функцию истории в формировании молодежи с активной гражданской и патриотической позиций. Актуальность темы определяется перспективными задачами педагогической науки, исходящими из необходимости всестороннего научного проникновения в проблему профессионального образования и требует своего научного решения в исследовании педагогических условий для профессионального воспитания. Необходимо совершенствовать формы и методы обучения, активнее приобщать обучаемых к работе с различными источниками знаний, вырабатывать самостоятельность мышления, проявлять творческую активность. В реализации этих задач важная роль принадлежит предметам общественно-гуманитарного цикла. Одним из необходимых условий прочных и глубоких знаний, развития мышления обучаемых является установление межпредметных связей, включение вновь изучаемых фактов и понятий в имеющуюся у студентов систему знаний, посредством таких нравственных категорий, как патриотизм.

личность

культура

воспитание

нравственность

патриотизм

1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель АСТ, 2006. - 983 с.

2. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - 384 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: A TEMП, 2004. - 944 с..

4. Политология. Энциклопедический словарь. - М.,1993. - 431с.

5. Симонов К. М. Живые и мертвые. - М., 1989. - 350 с.

Возрождение утраченных традиций, осознание самобытности культуры каждого этноса - приоритетные задачи современности. Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение. Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности, и одним из них является чувство патриотизма. Именно патриотизм, любовь к своей Родине, является нравственной чертой, которая связывет всех людей в единое общество. Только общество, объедененное любовью к своей Родине, способно сделать государство целостным и процветающим.

Патриотизм - это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Владимир Даль трактовал патриотизм как «любовь к отчизне» . Без глубокого чувства любви к своей стране, подлинного патриотизма нет настоящего гражданина, настоящего человека.

Существуют различные определения понятию патриотизма. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова понятию патриотизм дает следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» . В энциклопедическом словаре по политологии, под редакцией Аверьянова Ю. И.: «Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать от врагов» . Словарь иностранных слов в русском языке даёт следующее определение этому понятию: «Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тыся-челетиями» .

Патриотическое воспитание проходит несколько этапов: от любви к своей семье до любви к Отчизне. Любовь к Родине является наивысшим уровнем патриотизма.

Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания молодежи в духе толерантности и согласия. Неотъемлемой частью формирования патриотизма у современной молодежи является воспитание на примерах героев Великой Отечественной Войны.

С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех страшных дней. Очень мало осталось ветеранов, вынесших на своих плечах непомерную тяжесть фронтовых будней, нечеловеческое напряжение сил в обескровленных деревнях, на заводах и железных дорогах. Cвященный долг современников перед героями Великой Отечественной войны - не забывать о подвигах, которые они совершили, иметь полное представление о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны. Война с фашистской Германией показала всему миру невиданную стойкость и мужество советского воина.

«В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», - писал К. Симонов .

Годы Великой Отечественной Войны - годы мужества, героизма, стойкости духа советского народа. Знание исторических событий создает основу для формирования патриотических чувств у современной молодежи. Тема Великой Отечественной войны не утратит своей актуальности, ведь это событие затронуло каждую семью. Ежегодно День Победы широко празднуется в странах, воевавших против фашистких захватчиков.

Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали, ради того, чтобы наша молодежь, государство сейчас процветало. Каждый человек должен призадуматься над этим и быть благодарен этим людям за то, что имеет возможность дышать полной грудью в свободной стране.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. При этом главную роль играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Большое влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Способности или физические качества накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. Существуют определенные условия, в которых формируются нравственные качества человека. Личность человека формируется на основе того, что дала человеку природа (наследственность), окружающая среда и что человек сам из себя сделал.

В решении проблем патриотического воспитания современного поколения участие должна принимать сама молодежь, осознавая всю важность своей деятельности в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание молодежи - это процесс воздействия на нее с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам своей Родины.

В нашем обществе становятся актуальными вопросы нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов, чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга.

Современное образование нуждается в создании принципиально нового подхода в развитии современной коммуникабельной разносторонней личности, способной к активной деятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Главной целью нравственного воспитания молодежи в вузе является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей. Одной из задач высшей школы является привитие студентам навыков научно-исследовательской работы. Занятие наукой формирует уважение к научной истине, объективности. Процесс научного поиска обогащает эмоциональную сферу личности (вера в свои идеалы, переживание успеха, преодоление препятствий, ощущение собственного роста). Всё это способствует нравственному совершенствованию личности, формирует гражданское самосознание человека, воспитывает принципиальность и последовательность, укрепляет и развивает волевые качества. Вместе с тем научно-исследовательская деятельность неотделима от кропотливой будничной работы, требующей трудолюбия и мобилизации сил.

Духовный человек - это человек, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться на благо Родины, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Вместе с тем духовность заключается в приобщении человека к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения. Духовный человек - это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения - это лицо нации, уважение к себе и другим. Духовный человек не растрачивает понапрасну свои возвышенные человеческие чувства.

Нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Тандем семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу образования и воспитания в вузе. Нравственное воспитание студенчества как главной движущей силы общества должно осуществляться на основе современного опыта интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.

Опыт поколений убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. В новых сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Воспитание может быть разным: интеллектуальным, эстетическим, нравственным, трудовым, физическим и т.д., но имеет общую цель - формирование и развитие целостного здорового духовного мира человека.

Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма. Совместные усилия педагогов и молодого поколения должны быть направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее человеческого общества.

Рецензенты:

Егоров Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе КарГТУ, г. Караганда.

Мирза Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Т и МД и ППП социально педагогического факультета КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Даниярова А.Е., Тлеугабылова К. С., Абдрахманова А. А. О ПАТРИОТИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8461 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Председатель правительства России В. В. Путин подчеркивает, что «единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорого всем, а это начало нового духовного подъема».

Сегодня многие считают, что молодежь не интересует историческое прошлое, нет чувства патриотизма. Это не так. У большинства молодежи оно есть, что и пытался доказать автор в своей работе.

Анализируя ответы на вопросы, автор утверждает, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена. И это показали исследования: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Эта тема актуальна еще и потому, что в современной ситуации развития России, сегодня как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству.

За россиянами - великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. И без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.

Что же считает ценным сегодня молодой человек?

Социологический опрос, который проводился среди учащихся 8-10 классов, показал:

Что считаешь ценным сегодня? % опрошенных

Хорошая одежда 56

Тусовки по выходным, общение 36

Патриотизм, любовь к Родине 46

Анализ показал, что материальные ценности преобладают над моральными. Для патриотизма в этом случае остается совсем немного места (46%). Но несмотря на печальные итоги, я думаю, что молодежь все же понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе.

Если раньше, в сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания в советское время был образ героя (А. Матросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.) и т. д. И эти данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. п. Они выступали в многообразных формах ценностных ориентаций человека, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость. А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым участникам сайта http://otvet. mail. ru и учащимся 8-10 классов нашей школы был задан вопрос « Знаешь ли ты героев нашего времени?». Картина оказалась неутешительной:

Ответы Старшеклассники Участники сайта

Не знаю 36 32

Их нет вообще 24 28

Герои есть и в наше время 8 12

Называют героями участников войн в ВОВ, Афганистане, Чечне (но не 32 12

называют их имен)

Таким образом, мы видим, что 70% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 26% считают, что таковых нет вообще, 34% просто не знают их, 10% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Лишь 22% называют героями участников Великой Отечественной войны и воинов – интернационалистов. Да, результаты неутешительные. Нет у молодежи идеалов, с кого бы они могли брать пример. Но когда нет образца для поведения, старшеклассники, да и вся молодежь попросту не понимают с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищут свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать. Вот, наверное, почему такое состояние нашей молодежи - это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем».

Сегодня, в нашем современном обществе, все же главной причиной падения патриотизма в молодежной среде являются на мой взгляд отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, ненормальную обстановку в семье. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учителей нашей школы, которые подтвердили причины падения патриотизма среди молодежи:

ответы % среди учителей

Отсутствие патриотической идеи 68

Ненормальная обстановка в семье 21

Влияние сверстников 5

Влияние СМИ 6

С патриотическим воспитанием у нас проблема в целом по стране. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы». Об этом говорит и Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на конференции: ««Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной. Она должна доходить до сердца. Потому что, мы знаем, что каждую работу можно завалить, если заниматься ею без души. А вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины» .

А выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших фигуристов, девчонок-теннисисток, и за футбольную команду? Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла. А хороших новостей вроде как у нас и нет. Почему то мы говорить об этом стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки.

Да много еще чего такого мы не делаем, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем. Чтобы научиться этим гордиться. И было бы с кого брать пример.

А ведь у нас есть с кого брать пример: с ветеранов Великой Отечественной войны нашего поселка. Это ли не пример героизма и мужества, пример любви к своей Родине. А чтобы ими гордиться, надо знакомить учащихся с воспоминаниями ветеранов об участии их в войне, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы в своей школе и говорим, чтобы наши учащиеся не только с уважением относились в ветеранам Великой Отечественной войны, но и гордились ими!!! И это только один пример воспитания патриотизма в нашей школе.

Был проведен социологический опрос не только среди старшеклассников нашей школы, но и участников сайта по следующим вопросам:

1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

3. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

4. Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой Отечественной войны?

5. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

6. Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?

7. Вы за или против службы в армии?

8. Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?

Анализ ответов показал:

вопрос ответы Учащиеся Участники сайта

Считаете ли вы себя патриотом? да 83 52

сомневаюсь 5 7

Нужно ли патриотическое воспитание в школе? да 87. 9 76

Готовы ли вы совершить подвиг сегодня? да 58 52

сомневаются 21 11

не решились 9 13

Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой да 98 Вопрос не задавался на сайте

Отечественной войны?

Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественнойуважительно 95 Вопрос не задавался на сайте войны?

равнодушно 0

с сочувствием 5

Нужны ли вообще патриоты стране сегодня да 87. 9 69

Вы за или против службы в армии? за 83 46

против 27 54

Патриотами себя считают 68% опрошенных. Надо заметить, что среди учащихся нашей школы их 83%.

82% - за патриотическое воспитание в школе:

55% готовы совершить подвиг:

78, 5% считают, что патриоты стране нужны:

На вопрос «Вы за или против службы в армии?» результаты показали:

Результаты ответов учащихся 8-11 классов на вопросы «Знаешь ли ты своих ветеранов Великой отечественной воны?» и «Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?» меня порадовали, хотя и есть среди них 2%, которые не знают своих ветеранов, проживающих в родном поселке. Зато 95% относятся к ветеранам Великой Отечественной войне с уважением, а 5% с сочувствием, что видно по диаграмме:

Долгие годы история изучалась, как история государства, история войны, история народного хозяйства и прочее. Пора начать изучать историю общества, историю человека, его жизнь, деятельность и по-другому взглянуть на историю глазами людей, чьи руки детские и взрослые, мужские и женские, брали оружие и защищали свою родную землю.

Говорят: счастлива земля, не имеющая дочери и сына, которые могут предать свою Родину. Моя работа-это работа именно о таких сыновьях и дочерях, которыми должны гордиться Россия и мы. Мое поколение живет в непростое время, мы часто слышим о нарастающей бездуховности общества, падении нравственности, разрушении вековых традиций. Я уверена, что не только меня, а многих волнует вопрос: человек в обществе, его ответственность за судьбу страны.

Через испытания, каких еще не выпадало никому, сквозь огонь и кровь прошел народ к Победе. Вклад в общую победу внесли и воины-Забайкальцы. Наши земляки принимали участие во всех крупнейших сражениях: насмерть стояли у стен родной столицы, громили врага в Сталинграде, Ленинграде, на Курской дуге, форсировали Днепр, изгоняли захватчиков из Белоруссии и Украины, Молдавии и Прибалтики, освобождали от коричневой чумы народы Европы, штурмовали Рейхстаг. Многие забайкальцы не дожили до 65-летия Победы. Однако, материал о них, их воспоминаниях о войне, бережно хранятся краеведами нашей школы. Я расскажу о некоторых из них, кто, испытывая ужасы войны, вместе со всеми ковал победу.

Михаилу Ивановичу Любушкину не было и 18 лет, когда в августе 1942 году он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Забайкальское пулеметно-минометное училище на станцию Дивизионная. А уже в феврале 1943 года большая группа курсантов выехала на фронт и влилась в состав стрелковой дивизии, в составе которой участвовал и Михаил Иванович в качестве стрелка в боях на Курско-Орловской дуге. Еще при жизни он вспоминал об одном бое, который разгорелся в июле 1943 года: «Когда после артиллерийской и авиационной подготовки немцев, двинулись развернутым фронтом танки и самоходная артиллерия, а за этой движущейся броней шли цепи немецкой пехоты, разгорелся бой. Часть танков была подбита, но остальным удалось пройти на передний край, немецкие танки утюжили наши траншеи. Нам удалось поджечь бутылками с горючей смесью несколько танков. В адском грохоте, огне, дыму не слышно было команд, но мы сами понимали и огнем старались отсекать пехоту от танков. И немцы были вынуждены отступить. Прорвавшиеся немецкие танки и самоходы были, полностью уничтожены нашей артиллерией и контратакой танков. После небольшого перерыва немцы снова бросили на нас свои самолеты, которые бомбили нас довольно долго, затем ударила артиллерия врага, заскрипели «Ванюши», пустили на нас «тигров» и «пантер», но и эту атаку нам удалось отбить. » В его рассказе я почувствовала гордость, что им удалось отстоять хоть маленький кусочек, но своей родной земли. Да, о смерти в тот момент они и не думали, думали только о спасении своей Родины.

Война оставила свой след и в истории семьи Шром. Михаил Тарасович Шром сражался под Сталинградом и Москвой, вместе со всеми форсировал Днепр. А Фрида Федоровна до войны жила в Ленинграде. Училась в школе, которая носила имя Сергея Мироновича Кирова, строила планы на будущее, им не суждено было сбыться: началась война. Вскоре город сжался в смертельном кольце блокады, занятия в школе прекратились. Тогда Фриде Федоровне исполнилось 15 лет, она вместе с другими девушками ездила копать окопы для бойцов, защищавших Ленинград. Вот уже 65 лет прошло с тех пор, но бывшая блокадница до сих пор не может без слез говорить о жизни в осажденном городе. «Работали и голодали как все ленинградцы. Вспоминать об этом очень трудно». В 1943 г. по Ладожскому озеру, по дороге жизни ее вместе с братьями вывезли из Ленинграда и эвакуировали в Сибирь. Там она и познакомилась со своим мужем.

Испытания, выпавшие на долю Фриды Федоровны и Михаила Тарасовича в молодые годы, оставили свои отметки на всю их дальнейшую жизнь – тяжелые воспоминания, болезни, незаживающие фронтовые раны. Большой осколок от фашистского снаряда, оставшийся в ноге и сильно мучивший фронтовика удалось извлечь только спустя 43 года после ранения. А два осколка, попавшие ему в грудь, так и остались там до конца жизни. Как у всех ленинградцев, переживших те страшные дни, у Фриды Федоровны есть знак «Житель блокадного Ленинграда».

Война, жестокость и кровь Но дети и война – это что-то несовместимое, как жизнь и смерть. На фронте – смерть, кровь, а в тылу – голод, холод и нечеловеческий труд. «Война всех нас лишила детства. Как мы бедствовали, как голодали, но учились, а больше работали!» - вот так начала свой рассказ Мария Георгиевна Журавлева, ветеран педагогического труда. Улыбчивая, доброжелательная, можно подумать, что жизнь ее была всегда безоблачной. Но военного лихолетья она глотнула сполна. Было ей 9 лет, когда началась злая, никого не щадящая война. Жили они тогда в Мордовии, в деревне Старорусские Поматы. Отец погиб в первый же год войны, мать умерла в 1942 году от воспаления легких, осенью 1942 г. умер дед. И остались три девочки, осиротели. Председатель колхоза требовал, чтобы старшие шли работать в колхоз, иначе не будет сена корове, и ее не разрешат пасти на колхозных полях. Бросив школу, старшие девчонки пошли работать в колхоз. На хозяйстве остались 10-летняя девочка Мария. Школу она не оставила. До обеда училась, после обеда работала в колхозе. Уроки и домашняя работа выполнялись вечером при свете коптилки. А летом, конечно, целый день – в поле. Какая же сила была в её еще по-детски тонких ручонках? Но война не спрашивала. Тяжело было девочке: «волокуши» тянуть, не разгибая спины, копать картошку, делать любую взрослую крестьянскую работу. Но не сломила ее судьба. После 10 класса Мария Георгиевна поступает в институт, который закончила в трудные послевоенные годы. А в 1952 году из далекой Мордовии приехала в Забайкалье по направлению.

45 лет Мария Георгиевна преподавала географию, живя в Забайкалье. Она очень сильный человек, ведь не смотря на войну, она сумела получить образование.

Много трудностей пришлось пережить нашим ветеранам в свое время, но, глядя на них и слушая их рассказы, можно гордиться, что у нас в России есть такие люди!

Собирая материал об участниках войны, я поняла, что жизнь, особенно война, формирует взгляды, убеждения. Как важно иметь знания и, конечно, свою точку зрения, чтобы не ошибиться. Надо искать свое место в жизни. Пишешь об этих людях, и хочется хоть в чем-то подражать им. Ведь они прошли огненными дорогами путь от Москвы до Сталинграда до логова фашистского зверя, развязавшего кровавую бойню, в которую были втянуты народы всей Европы. Мы склоняем головы перед ними, выстоявшими и победившими! И подвиг их будет жить в наших сердцах.

Ведь история – самый справедливый судья и, в конечном счете, воздаст по заслугам всем, кто не думал о своей жизни, шел в бой против смерти, чтобы спасти Родину от врагов!

В заключение хочется подчеркнуть, что конкретные события и факты из жизни шерловогорцев в период Великой Отечественной войны доказывают, что творческий и нравственный потенциал нашего народа, вышедшего на защиту своего Отечества, огромен. Наш народ способен преодолеть любые трудности и невзгоды во имя общего дела, во имя своей Родины!

Сегодня хочется отметить, что проблема потери патриотизма среди молодёжи пока не глобальна, но над ней стоит задуматься каждому. Все мы без исключения, какого бы возраста ни были, должны уважать и помнить тех, кому обязаны своей жизнью и свободой. И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас развивал дух патриотизма не только в себе, но и в окружающих.

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к следующим выводам, что патриотизм, уважение к ветеранам, память о годах Великой Отечественной войны всегда очень важны в патриотическом воспитании старшеклассников. Проанализировав ответы социологического опроса, выяснилось:

Старшеклассники нашей школы считают себя патриотами - 86%;

Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95%;

У 89% ребят родные воевали на фронтах Великой Отечественной войны и, к сожалению, 11% не знают своего прошлого;

Сегодня подвиг готовы совершить за Родину – 58%, сомневаются – 21% и 12% не согласны совершать подвиг, 9% - не решились бы;

Старшеклассники нашей школы хотели бы служить в армии - 83 %.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать воспитывать чувство патриотизма. Это еще раз доказывают ответы на вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?», старшеклассники дружно ответили ДА (87,90%), а участники сайта с ними согласились – 69%. Старшеклассники нашей школы считают необходимым продолжить работу по патриотическому воспитанию (65,32%). Патриотизм можно охарактеризовать как ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы (46%). Но лед тронулся. И это самое главное.

Исследования показали, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Таким образом, проанализировав ответы старшеклассников и участников сайта, можно сделать вывод, что сегодня необходимо больше обращать внимания на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к старшему поколению. Мы можем и должны создавать среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма! Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у молодого поколения можно обеспечить стране будущее!

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны) может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и любви к своей Родине!

Патриотическое воспитание молодежи – как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Тиллаев Бобомурод Абдувахобович,

преподаватель кафедры философии Наманганского государственного университета, Узбекистан.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания

сделались хорошими – это в нашей власти.

Плутарх

Построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике Узбекистан невозможно без использования творческого и духовно-нравственного потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Оно предъявляет самые высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма. Вместе с тем, Узбекистан стремится построить гуманное общество, где каждый подвиг, самоотверженный труд, героический поступок будут достойно оценены, высокие достижения, добрые дела не пройдут бесследно. «Мы строим справедливое гуманное общество, - говорит Президент И.А.Каримов, - в котором основой нашей политики, прежде всего, должны стать уважительное отношение к труду наших людей, достойная оценка дел. Если человек живёт в этом мире, сознавая в нём собственную роль и значимость, если верит в то, что его добрые дела не пройдут бесследно и принесут пользу Родине, людям – это, несомненно, даст результат в выполнении трудящимися своего долга перед страной, обществом».

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом .

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечело­веческими ценностями выделены и такие, как: почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране.
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж..-Ж. Руссо, И.Г. Фихте. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитание верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Их значимость регистрируют исторические личности и хроники, но и народная память – «добрая молва», с её помощью люди славят героев: общечеловеческих, национальных, местных. Масштабы их свершения различны. Роднит всех героев их беззаветная самоотдача во имя общего дела, интересов народа, на блага простых людей». Героические поступки людей нельзя отделить от социально–исторического процесса; героизм – это осознанная, целенаправленная социально – нравственная деятельность человека. Самоотдача, мужество, мобилизация физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск, – эти качества присущи героям.

Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия. Патриотическое сознание это субъективное явление, оно не всегда конкретно проявляется, иногда оно может привести к ложному убеждению и патриотизму. Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Родины и на основе демократических принципов развития гражданского общества. Общая цель патриотического воспитания по мнению Г.К Селевко , - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, готовность способствовать ее процветанию и защищать ее в случае необходимости. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм Сохибкирана Амира Темура может служить идеалом самоотверженного служения отчизне, образцом патриотического воспитания молодежи. Необходимость формирования национальной идеи в сознании и образе жизни людей требуется целенаправленная работа по патриотическому воспитанию молодежи. В этих условиях особенно необходимо умение патриотически решать возникающие проблемы в сфере воспитания молодежи, работать творчески, демократично и целеустремленно и вести за собой молодежь. Успех здесь неразрывно связан с упрочнением политического сознания молодежи, с активным вовлечением ее в общественную и государственную жизнь, воспитанием у нее непримиримости к проявлениям несправедливости, стяжательства, коррупции и всему тому, что мешает строить гражданское общество и правовое государство. Глубокая идейная убежденность, высочайшая гражданская ответственность за судьбу и будущее страны, моральная чистота, – эти требования сегодня с особой остротой предъявляются к каждому человеку, особенно к молодежи.

Основные принципы патриотического воспитания, является важной составляющей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Родину мы называем либо Отечество, либо Родина-Мать, эти высокие слова вырастают из тех чувств, с которыми мы произносим в детстве такие простые слова, как «папа» и «мама». От того, как ребенок научится любить своих родителей, защищать их честь, заботиться о них зависит то, как он будет способен в будущем любить свою Родину. Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме патриотического и гражданского: семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Патриотическое воспитание молодежи и детей осуществляется в процессе собственной деятельности, характеризующейся определенной направленностью, формами и методами реализации. Для реализации своих патриотических чувств важны не только собственные желания, стремления, но и практика освоения социальной действительности. Содержательная и процессуальная сторона патриотизма и героизма детерминирована общественной потребностью, интересам и развития социума, задачами укрепления независимости и обеспечения благосостояния общества. Но нельзя игнорировать то, что патриотизм и героизм есть проявление индивидуальной самоотверженности, индивидуального подвига, то есть активного включения индивида в решение сверхзадачи.

Нравственность является внутренним миром человека, вобравше­го в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданско-патриотических, соци­альных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с религией народа. Нравствен­ность человека выражается в свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и проявляется в его поведении и по­ступках.

Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, благоговейное отношение к при­роде и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения граждан и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в государстве. Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамический процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации и другие.

С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриоти­ческого поведения).

Духовно-нравственное воспитание – содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Литература

1. Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. Т: Узбекистан, 1997. – С. 214.

2. Виц Б. Демокрит. М., 1979. – С. 74.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. –С.74-75.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – С. 56.

5. Волкогонов Д. А. Феномен героизма (О героях и героическом). – М., 1985. – С. 166.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. – С. 816.

Сегодня современная ситуация в России характеризуется девальвацией духовных ценностей среди молодежи, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Основная цель патриотического воспитания - создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности. Становление молодёжи, обладающей, способной проявить свои позитивные ценности и качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его устойчивого развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • привить уважения к национальным традициям и обычаям, наследию и культуре России;
  • изучать Конституцию Российской Федерации, создающей условия для достойного развития личности;
  • воспитать уважения к вооруженным силам России;
  • формировать у школьников морально-психологическую и физическую готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
  • привить молодежи чувства гордости и глубокого уважения к символам России (Герба, Флага, Гимна) и другой символики;
  • формировать толерантность и развитие дружеских отношений между народами;
  • развивать уважительного отношения к природе, формировать стойкую потребности в защите окружающей природной среды.

Таким образом, принципами патриотического воспитания являются:

  • принцип системного и организованного подхода, который предполагает постоянную, целенаправленную, скоординированную работу всех государственных и об-щественных структур по патриотическому воспитанию молодёжи в России;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастной, социальной и других групп населения;
  • принцип универсальности, основанный на использовании социально-ценного опыта прошлых поколений и гордости за своих предков, национальных традициях в быту и внутри- семейных отношениях;
  • принцип учёта региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, коллективу и т.п.

Основными группами, выступающими объектами патриотического воспитания являются:

1. Семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладывается фундамент нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Работе с родителями в Центре творчества «Радуга» уделяется особое внимание. Проведение совместных с детьми и родителями различных мероприятий, тематических походов и прогулок позволяет с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к истории страны и края.

2. Патриотическое воспитание в условиях дополнительного образования детей. В Центре творчества «Радуга» патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности.

Патриотическое воспитание осуществляется как в процессе обучения в рамках образовательной программы каждого творческого коллектива, так и через систему мероприятий: конкурсов, поисковой и проектной деятельности и др. Так, образовательная программа «Исток» - История, Традиции, Обычаи, Культура - призвана содействовать развитию творческих способностей обучающихся, стимулировать их познавательную активность, формировать стремление к самосовершенствованию, тем самым воспитывать нравственную и духовную личность на основе ознакомления с историей страны, обычаями и культурой народов Северокавказского региона.

3. Молодые граждане (волонтёры), детские и молодёжные общественные организации, объединения. Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания. Любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации).

В Центре открыто новое объединение «Школа лидера».

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реа-лизовываться как через содержание программ их деятельности, так и организа-цию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гра-жданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважи-тельное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократиче-ской, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли.

В Центре творчества «Радуга» работает детское объединение «Пионерия новой России» - Лермонтовская городская пионерская организация, основная цель которой - создание условий для социального становления и самореализации ребёнка. Девиз ЛГПО «За Родину, Добро, Честь и Справедливость». Организация насчитывает более 250 пионеров из всех школ города. Основные направления работы: учебная, поисковая, тимуровская, трудовая.

Создан орган ученического самоуправления «Совета умелых», цель, которого заключается в обеспечении управления детским коллективом Центра творчества педагогами и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Сегодня молодежные организации Центра творчества «Радуга», одни из главных инициаторов многих мероприятий, проводимых не только в Центре, но и в городе Лермонтове: «Парад песни и строя пионерских отрядов», «Вахта памяти» у мемориала «Огонь вечной славы», «Живой коридор» - для поздравления ветеранов ВОВ, акции «Хрустальное сердце», «Ветеран живёт рядом», «Моё поколение за мир на Кавказе», «Мы против курения», акция «Чистый город» и многие другие.

4. Творческая, педагогическая интеллигенция и представители средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие со средствами массовой информации способствует росту социальной активности подрастающего поколения, мотивации их к участию в делах города. Благодаря СМИ в городе сформировалась система информирования горожан о проблемах в детской и молодёжной среде. Актуальным стало создание групп в социальных сетях, позволяющих молодежи быть всегда в курсе последних событий, рассказывать сверстникам о своей деятельности и принимать участие в обсуждении любых вопросов.

5. Представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Будучи включёнными в систему патриотического воспитания, перечисленные социальные группы, в тоже время могут выступать и как субъекты патриотического воспитания.

Регулярно в Центре творчества «Радуга» проходят профилактические мероприятия по созданию благоприятных условий в подростковой и молодежной среде для воспитания здорового общества, в котором нет места наркомании, алкоголизму и другим пагубным привычкам.

Молодёжь обсуждает важные вопросы, касающиеся экстремизма, правил дорожного движения, внимание уделяется профилактике здорового образа жизни. Ребята открыто обсуждают вред наркотических веществ, вызывающих зависимость и оказывающих пагубное влияние на здоровье подростка и намечают новые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Большую популярность среди молодежи приобрели экскурсии по краю, организованные совместно с Русским географическим обществом.

В августе 2014 года лидеры наших молодежных организаций приняли участие в работе Школы актива Лидеров ученического самоуправления и общественных объединений края, проходившего на базе многофункционального центра «Машук» в Пятигорске. Они успешно проявляют себя и обретают новый опыт. Ежегодно победители городского конкурса «Лидер» принимают участие в краевом конкурсе "Лидер". Здесь наши ребята доказывают всем, что именно они достойны нести почетное звание - ЛИДЕР!

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся - это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом на личность молодого человека с целью развития у него разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических, общественно-культурных ценностей.

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающих поколений должно рассматриваться как составная часть, как одно из полноправных направлений в школьном воспитательном процессе.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...