Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Патриотизм как нравственная ценность. Наука и образование против террора

Д.ю.н. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А.

В последние годы наблюдается возврат к традиционным базовым ценностям государства и общества, к проблемам формирования у российской молодежи гражданской позиции, внутренней потребности в духовно-нравственном совершенствовании, воспитании уважения к историко-культурному наследию народов, населяющих Россию. Приоритетным направлением реализации данных задач, на наш взгляд, являются образовательные технологии, направленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня уже порядком подзабытое слово «патриотизм» снова звучит с самых высоких трибун. Так, в послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к исто-рии, традициям, культуре своей страны».
Согласно справочной и научной литературе, понятие «патриотизм» не имеет однозначного определения. В разные исторические и у разных народов идея патриотизма понималась соответственно уровню развития государства и общества. Неслучайно Н.Г. Чернышевский отметил, что «… употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним» .
Слово «патриотизм» греческого происхождения. В широком смысле означает любовь к Отечеству. Но есть и другие трактовки этого термина:
- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);
- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, за-боту о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);
- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967) .
Практически все указанные выше определения подчеркивают направленность патриотизма на государство, территорию, народы, ее населяющие. Эту особенность отметил Г.Гегель, утверждавший, что «патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно и чем больше доверия испытывает он к государству» .
При этом любое государство не может обходиться без ценностей как генераторов, вырабатывающих цели своего развития. Вопрос в ценностном выборе, механизмах трансляции ценностей обществу, открытом или скрытом их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления. Под высшими ценностями государства, как правило, понимаются желаемые со-стояния наиболее важных для его устойчивого существования и развития факторов.
Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед Родиной означала для них не только ее военную защиту, но и активное участие в государственном управлении. Подобный подход отнюдь не случаен, ибо любое государственное управление не может обходиться без активного использования базовых ценностей в качестве генератора целей своего развития. Проблема заключается в их выборе, механизмах трансляции обществу, открытом или завуалированном их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления, алгоритме обратной связи общества и государства. Базовые ценности весьма сложно сформировать искусственно и насильно навязать обществу, как это пытались сделать и в 1917 г., и в начале 90-х гг. прошлого века. Как показало время, нежизнеспособные элементы через короткий исторический период были отторгнуты обществом, ибо базовые ценности объективно формируются независимо от желания индивидов в процессе функционирования конкретного государства в конкретной политической обстановке.
При этом в мировой практике имели место случаи, когда базовые ценности закреплялись и транслировались обществу в форме нормативных правовых актов. Так, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. Президент США Дж. Буш подписал «Патриотический акт» (Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему), единогласно поддержанный Конгрессом США .
Данный акт значительно расширил права и возможности специальных служб в контроле за на-селением, что вызвало поток протестов со стороны либералов и поборников гражданских свобод. Но сферы конституционно охраняемых прав и свобод американцев закон не коснулся, так как предусматривал расширение спектра действий разведки и контрразведки по обеспечению национальной безопасности. Поэтому закон нашел понимание у большинства населения страны. Следует отметить, что национальная безопасность, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства – один из центральных вопросов политологии и права. Таким образом, в современном научном дискурсе концепт национальной безопасности соотносится с безопасностью личности, бизнеса, государства и общества в целом. При этом национальная безопасность обеспечивается не только с помощью специальных служб. В числе существенных факторов национальной безопасности, как отмечено выше, особо выделяется патриотизм. Анализ современной политической ситуации в Российской Федерации со всей очевидностью диктует задачу активизации патриотического компонента, необходимость отражения ценностного позиционирования в официальных документах высшего государственного уровня. В этой связи значительно возрастает роль и значение культуры, так как именно в сфере культуры общество выявляет и закрепляет базовые ценности, а на государство ложится обязанность их поддержки и защиты. Негативные социокультурные процессы, имевшие место в последние десятилетия, стали одним из опасных источников угроз безопасности Российской Федерации, так как они ведут к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации базовых ценностей. Фактически речь идет о кризисе культуры, который при непринятии должных мер в конечном счете неминуемо приведет к падению демократической власти, как это имело место на Украине.
Как известно, культура (от латинского cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях . Основная миссия культуры – формирование личности, деятельной сущности человека. Таким образом, кризис культуры может повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с формированием личности и, как следствие, с обеспечением существования общества и государства. Большинство проблем, порожденных кризисом культуры, разрешить силовым путем невозможно. Эффективность их решения будет во многом зависеть от того, как государство и общество сумеют восстановить уважение к базовым ценностям.
Каждое общество исторически вырабатывало свой набор базовых ценностей. Однако до на-стоящего времени ценностные ориентиры наших соотечественников постигались в основном интуитивно или в философском ключе аксиологии, что породило идейную разноголосицу, а также дискуссию о патриотизме с преобладанием публицистической риторики. Как следствие, перед научным политологическим сообществом возникает задача анализа патриотического ценностного основания государственной политики Российской Федерации как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере.
Исследование значимости базовых ценностей для государства осуществляется в пространстве исторического времени. В качестве критериев оценки следует принять устойчивость и воспроизводство базовых ценностей по истечении определенного исторического периода. Самовоспроизведение базовых ценностей означает их родовую связь с существованием общества. Субъективная воля индивида может стать фактором изменения общественного сознания, ведущего к социальной дезорганизации, к появлению модели, которую Л. Гумилев определил понятием «химеры» . Так, в период предшествующий Первой мировой войне и последовавшими за ней революциями, патриотизм перестал быть базовой ценностью прежде всего для российской элиты того времени. Как отмечала современница указанной эпохи А. Тыркова-Вильямс, «это слово произносилось не иначе как с улыбочкой. Прослыть патриотом было просто смешно. И очень невыгодно. Патриотизм считался монополией монархистов, а все, что было близко самодержавию, полагалось отвергать, поносить ».
Рассуждая о проблемах, приведших к революции 1917 г., А.Солженицын писал, что «ее причины нельзя объяснить единой глупостью или единым низменным движением, природной склонностью к измене, задуманным предательством. Это могло быть только чертою общей моральной расшатанности власти… померкло национальное сознание («примитивный патриотизм») и образованный слой переставал усматривать интересы национального бытия. Национальное сознание было отброшено интеллигенцией – но и обронено верхами. Так мы шли к своей национальной катастрофе» .
Интересная черта истории – способность повторяться для тех, кто не делает должных выводов из трагического прошлого. Так, отсутствие патриотизма, предательство «верхами» национальных интересов своей страны привело к катастрофическим последствиям для постсоветской Украины.
В период строительства советского государства произошел возврат к базовым ценностям. Патриотизм стал основой национального единения, который помог стране выстоять в Великой Отечественной войне. Однако в 90-е годы, когда происходило разрушение советской идеологической парадигмы, обществом вновь овладела «химера» космополитизма. Сторонники глобализационных процессов стали считать путь унификации культур через разрушение национальных государств и цивилизаций объективным вектором развития миросистемы. Проповедуется коллаборационистский подход, суть которого заключается в бессмысленности сопротивления Российского государства и общества внешнему влиянию господствующих мировых сил.
Следует объективно признать наличие противоречий в формулировках идеологических постулатов по вопросу базовых ценностей в современной российской политике. Поиск путей их разрешения является в современной обстановке весьма актуальным. Сегодня патриотизм проявляется не в той степени, как это было в советское время. Однако возможность гордиться своей страной является та-кой же потребностью граждан России, как это было в прежние времена. Если в 90-е годы оценки молодым поколением собственной страны резко упали, то к 2010 г. число молодых людей, гордящихся Родиной, возросло: согласно опросу Фонда общественного мнения с 2006 г. по 2014 г. число россиян, считающих себя патриотами, выросло с 57 до 75 % . Заслуживает внимания тот факт, что в дейст-виях политических лидеров население желает видеть приверженность не только закону, правопорядку, справедливости, но и приверженность патриотическим ценностям (свыше 45 %).
Уровень патриотизма россиян с особой силой проявился в вопросе о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. Президент России В. Путин в своем обращении к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества подчеркнул, что «в сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бес-сильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века. Твёрдость внешнеполитической позиции России основывалась на воле миллионов людей, на общенациональном единении, на поддержке ведущих политических и общественных сил. Я хочу поблагодарить всех за этот патриотический настрой. Всех без исключения. Но нам важно и впредь сохранять такую же консолидацию, чтобы решать задачи, которые стоят перед Россией» .
Результаты социологических исследований показывают, что сегодня большинство россиян считают себя патриотами России, уважают традиции и культуру своей страны, сохраняют память о своих предках, гордятся необъятными размерами своей страны и запасами полезных ископаемых. Мечтают видеть Россию ведущей мировой державой, богатой и процветающей страной .
Важным условием укрепления российской государственности является сохранение целостности страны и единства ее народов. Необходимым условием успешного решения этой задачи является формирование общероссийского и регионального патриотизма. По существу следует выработать исторически новый тип патриотизма, в котором традиционные культурные смыслы должны сочетаться с новыми аспектами, отражающими видоизмененную миросистему. Глобализация не отменяет национальные государства, но изменяет форматы коммуникаций между ними. Появление качественно нового типа мировой культуры ставит перед Российским государством задачу переформулирования содержательного понятия патриотизма от теоретического и общеизвестного «патриотизм – это лю-бовь к Родине» к действенному «патриотизм – это также служение Родине». Ведущую роль в решении данной задачи должно взять на себя политологическое сообщество.
Литература
1. Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 05.12.2014. Доступ: http://skuky.net/96248 Дата обращения: 20.04.2015.
2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. М., 1947.
3. Кудря А.Д. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. Доступ: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3284 Дата обращения: 25.05.2015.
4. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2.
5. USA PATRIOT Act of 2001 Доступ: http://itlaw.wikia.com/wiki/USA_PATRIOT_Act_of_2001 Дата обра-щения: 20.04.2015.
6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2003. 600 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез в биосфере земли. М.: Мысль, 1993.
8. Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. Том первый 1799-1824. // Доступ: http: lib.rus.ec/b/139691/read Дата обращения: 20.04.2015.
9. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4303. 2007. 27 февраля.
10. О патриотизме. Сколько патриотов среди россиян? И кого можно считать патриотом? 23.04.2014. Доступ: fom.ru/TSennosti/11471 Дата обращения: 20.04.2015.
11. Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. Доступ:

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны. Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует. В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Презентация опыта работы

«Формирование чувства патриотизма

как духовно-нравственной ценности личности младшего школьника"

Российский патриотизм во все времена был и остается тем качественным показателем, который отражает уровень развития нашего общества. От того как будет дальше развиваться это сложное многогранное явление зависит во многом дальнейшая судьба нашей страны. Патриотизм имеет множество граней – сначала он проявляется в детском возрасте в любви к родителям, за тем – к родному дому, окружающей природе, в более взрослом возрасте – любви к Родине, своему народу, к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из главных задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – это важная черта всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Как пробудить в ребёнке любовь к Родине? Именно «пробудить» потому, что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Из чего же складывается великое чувство патриотизма? Из прочных кирпичиков: любви к Родине, тяги ко всему русскому, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом.

Действительно, патриотизм – это фундамент, на котором держится нация и государство. Сегодня в свете особой ситуации, сложившейся вокруг нашей страны, мы понимаем это особенно остро. Одним из составляющих патриотизма является готовность защищать свою родину. Она формируется рассказами о защитниках Отечества, о героизме и мужестве нашего народа в дни тяжёлых испытаний. Но я убеждена, что одних бесед недостаточно, необходимо дать ребёнку прочувствовать, испытать те ощущения, которые и станут основой для формирования патриотических чувств.

Тема Великой Отечественной войны является одной из важнейших в воспитании школьников. На формирование военно-патриотического, гражданского воспитания оказывает влияние систематически проводимые мною занятия и внеклассные мероприятия, уроки мужества, посещения зала боевой славы. Дети много узнают нового о героическом прошлом нашего народа, о героях Великой Отечественной войны, о героизме наших земляков, ставшими Героями Советского Союза, о пионерах-героях. На примере их судеб школьники начинают понимать, что любовь к Отечеству должна быть действительной.

Каждый год 9 Мая учащиеся становятся участниками акции "Бессмертный полк", отдавая дань уважения своим прадедам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны и отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом.

Провожу встречи с детьми войны, участниками локальных войн. Воспитывая детей на ярких примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, наполненных патриотизмом, - вот к такому воспитанию стремлюсь я. Чтобы такие мероприятия приносили должный результат, необходимо, чтобы сами дети стали активными участниками в их подготовке и проведении. При подготовке к встречам учащиеся с радостью принимают участие в оформлении кабинета плакатами и рисунками, изготовлении самодельных подарков, пишут письма, учат стихи и песни. Оформляли с родителями альбомы с фотографиями, наградами родственников, имеющих отношение к Великой Отечественной войне – «Я горжусь своими прабабушкой и прадедушкой».

В каждом ребенке живет тяга к героическому и удовлетворить эту потребность в определенной мере ему помогут книги о нашей Родине, о нашей армии, о трудовых подвигах народа. В этих книгах ребята находят отклик на свою мечту о профессии летчика, танкиста. Они стремятся стать такими же храбрыми, настойчивыми и умелыми воинами, как герои.

Вспоминая свои уже далёкие детские забавы во дворе, я как-то выделила одну из них, наиболее запомнившуюся. Мы называли эту игру «Борьба за знамя». Играли в неё просто на каком-нибудь поле, пустом пространстве одна команда против другой. Задача играющих проста – прорваться через разделительную полосу, через «границу», на половину площадки соперников, захватить охраняемый ими флаг и не поражённым вернуться на свою часть площадки. Перебежки, преследования, захват знамени, споры до хрипоты, столкновением и даже слёзы – всё это незабываемо. И я подумала, а наши дети, чем хуже, почему они не могут целенаправленно что-то кого-то охранять, испытать чувство ответственности за других, чувство взаимовыручки и чувство победы, радости.

Однажды, я рассказала своим ученикам об этой игре, кратко изложила правила. За какие-то 30 минут дети испытали такое чувство сплочённости, что увести команды с площадки опять на уроки было просто невозможно. Мощнейший выброс энергии детей, сильнейшая эмоциональная разрядка – при этом ни признаков усталости, подавленности проигрышем.

Отмечу, что в этой игре формируется особое отношение к знамени. Знамя приобретает иное качество, заставляющее участников игры в той или иной мере переживать за него, отстаивать его в испытаниях. Знамя имеет функции представительские, демонстрационные, символические. Приходит осознание того, что знамя нельзя сдавать соперникам.

В канун празднования Дня Победы в рамках акции «Знамя Победы» учениками класса совместно с волонтерами была изготовлена копия знамени. С ним гордо ходим на митинги, посвящённые Дню Великой Победы. Эта акция- мероприятие, которое заставляет громче биться сердца, побуждает задуматься о значимости Великой Победы для каждого жителя нашей страны, способствует формированию патриотизма, что очень важно во все времена и особенно в нынешнее непростое время.

Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества – это тот день, который вновь помогает детям окунуться в атмосферу любви к своей стране, нашим защитникам, испытать гордость за наш народ через спортивные мероприятия и игры, которые ежегодно проходят в стенах нашей школы под разными названиями, "Будем в армии служить" ,«Аты – баты, шли солдаты», « А ну-ка, мальчики!»«Один день в армии».

Самое главное в формировании патриотической личности в начальной школе необходимо понимать, что в одиночку школа, педагог не сможет справиться, обязательно должна присутствовать и ощущаться здесь помощь и роль родителей. Роль семьи чрезвычайно важна, так как именно родители оказывают сильное положительное влияние на становление личности, именно они формируют жизненные принципы и привычки, в семье ребенок получает самые первые жизненные уроки гражданственности и патриотизма. В связи с этим работа с родителями выстраиваться именно таким образом, что они включены во все сферы деятельности образовательного учреждения, в частности и в патриотическое воспитание своих детей. Не так давно была организована встреча с папой ученицы, который служил в Псковской дивизии.

С первого класса я знакомлю детей с дорогими для всех нас понятиями –семья, Родина. Вовлекаю детей в посильную для них поисковую деятельность, раскрываю перед ними страницы жизни их бабушек и дедушек, историю возникновения наших государственных праздников: День защитника Отечества, День Победы, День Конституции и другие праздники. Знакомятся с государственной символикой нашей страны: государственным флагом, гербом и гимном, страны, края, района, с правами и обязанностями российского гражданина.

Я глубоко убеждена в том, что подобные мероприятия прививают чувство ответственности за святыни нашей Родины, флаги, знамёна под которыми наши предки шли на битвы и которые никогда не сдавались без боя. Они создают основу для развития нравственно-патриотических качеств школьников, вызывают познавательный интерес к профессиям военнослужащих, формируют чувство уверенности в своих силах, укрепляют душевное и физическое здоровье.

Уважаемые коллеги! Это мы с вами формируем будущих патриотов нашей родины. Сегодняшние школьники – это наши будущие защитники.

Ладошка детская в твоей руке –
Как маленькое семечко доверия большого.
Кто трепета в сей миг не испытал
Не пережил признания такого,
Тот не поймёт, так в чём же жизни смысл
И в чём национальная идея…?
Они – в ребёнке! Это мой девиз! Я это знаю! И я в это – верю!

Итыгина Татьяна Михайловна воспитатель детский сад №204 ОАО «РЖД»

Патриотизм как социально-нравственная ценность российского народа.

Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека

и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,

личными, семейными и родовыми наклонностями.

К.Д.Ушинский

Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Патриотизм всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа. Патриотизм в современной России предполагает активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе. Каждый конкретный человек хочет собственного благополучия через востребованность в обществе, коллектив стремится к стабильности, общество заинтересовано в здоровье, социальной успешности населения, государство заинтересовано в прочном, устойчивом обществе, целостности и национальной безопасности . Все это является главным условием формирования новой основы патриотизма народной жизни.

Базой для патриотического воспитания подрастающего поколения должно быть с одной стороны укрепление демократических ценностей, а с другой – опора на конкретные исторические традиции патриотизма в России (державность, духовность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию). История России должна служить главным отправным пунктом и важнейшим источником информации и вдохновения в процессе воспитания. .

Особая роль должна принадлежать не только школе, но и дошкольным образовательным учреждениям. От того какими глазами ребенок увидит окружающую действительность, от того, что поразит его воображение, какие уроки извлечет для себя из рассказов о прошлом страны и современных событий, зависит, каким он вырастет гражданином. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников это не только воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, селу, родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям, праздникам. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано множество литературы, так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому наши дети должны знать и изучать культуру своих предков.

В настоящее время выходит большое количество печатных изданий, методических рекомендаций по вопросу патриотического воспитания. Но часто в них освещаются лишь отдельные стороны. Да это и не удивительно, ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранить богатство своей страны. Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает эмоциональный отклик в его душе . Патриотическое воспитание ребенка это основа формирования будущего гражданина. Дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все и инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. В нашем дошкольном учреждении организованы мини-музеи «Русская изба» (рисунок 1), «Моя Хакасия» (рисунок 2). В них собраны коллекции старинных вещей, которые характеризуют быт, образцы народного творчества.

Рисунок 1. Мини-музей "Русская изба"

Рисунок 2. Мини-музей "Моя Хакасия"

Регулярно проводятся экскурсии, посещение достопримечательностей. В общеобразовательную деятельность детей включены беседы по патриотическому воспитанию на соответствующие темы «Наша Родина Россия», «Хакасия мой край родной», «Символика России», «Герои нашего города». Дети узнают о своем крае, о природных особенностях края, об истории возникновения и развитии своего родного города, узнают о знаменитых земляках и чем они знамениты. В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно в этот период жизни человека образы очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь. А это очень важно в воспитании патриотизма.

Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеют традиции. Наиболее важные это непримиримость к врагам Отечества, верность воинскому долгу, преданность народу. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Мы празднуем «День защитника Отечества» в форме спортивных мероприятий. Папы и дети участвуют в эстафетах. Такие игры приобщают к традициям большого спорта, воспитывают чувство коллективизма и патриотизма. Природа, родители, Родина, народ, родственники – не случайно однокоренные слова. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и боевых подвигах) необходимо прививать детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне».

Формирование патриотических качеств личности это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотическое воспитание формируется с детского возраста и направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотизм – это любовь всего народа к Родине. И не просто нужно любить, но и вносить какой-то вклад. Для человека Родина – не просто земля, на которой он живет, но и его окружение – семья, близкие. Патриотическое воспитание должно быть системным, плановым, постоянным и одним из основных направлений в области воспитательной деятельности – ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине и своему народу.

Список литературы.

    Адаменко И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002.

    Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005.

    Москвиченко В.М. Патриотизм как источник могущества российского государства и армии // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Санкт-Петербург. 2002

    О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....