Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Почему я плохо читаю. Ребёнок плохо читает

Главная трудность, с которой сталкиваются дети в начальной школе — обучение чтению и письму. Надо читать быстро и понимать прочитанное, писать — не только аккуратно и разборчиво, но и грамотно. Когда успешный в остальном ребенок не всегда воспринимает объяснение учителя и с трудом делает письменные работы, часто говорят о дислексии. Что это такое? И как помочь детям с дислексией все-таки освоить школьную программу?

Дислексия: что это такое?

  • Дислексия — это не задержка развития.
  • Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чтения, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия — это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
  • Дислексия — это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои преимущества и таланты. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны.
  • Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость. Это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности.

Вот несколько определений дислексии, взятых из разных источников, в том числе с сайта Британской ассоциации дислексии.

  • Дислексики способны влиять на чувственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.
  • Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.
  • Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у среднестатистического человека.
  • Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.
  • Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.
  • Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и воспринимают мир многомерно.
  • Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.

Вот почему так важно, чтобы ни родители, ни учителя, ни кто-либо еще в «обычной» системе школьного образования не подавил, не загубил и не обесценил эти уникальные способности.

Среди дислексиков немало тех, кто, преодолев трудности своего состояния, вырос в блестящую личность, нередко меняющую мир к лучшему. Стивен Спилберг, Уолт Дисней, Стив Джобс, Пабло Пикассо — все эти гении страдали дислексией. Разве такое придет в голову кому-то из ваших учеников?

Есть ли у ребенка дислексия?

Давайте договоримся, что дислексия — это специфическая особенность обучения. Дети-дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников — пока не нужно ничего записывать. Среди типичных затруднений, с которыми сталкиваются дислексики в обычных школах, — скорость обработки информации, проблемы с оперативной памятью, последовательности любого рода.

Подумайте, не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений:

  • Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребенка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи.
  • Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка , живопись, — и часто хорошо отвечает устно.
  • Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
  • Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом — все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге, и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость.
  • Выставляет себя шутом — нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости (особенно часто этим страдают мальчики).
  • Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все сразу.
  • Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедленнее!
  • К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество усилий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» — как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии работать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.

Около 10% населения Великобритании страдают дислексией, из них 4% — в серьезной форме. И это только цифры по зарегистрированным случаям, а сколько людей живет себе, не подозревая, что у них дислексия! Многие, в том числе преподаватели, толком не понимают, что такое дислексия, и не знают, как с ней работать. К тому же довольно часто эту особенность сразу не разглядеть, а скрыть ее не составляет труда.

Ниже перечислены признаки дислексии, характерные для дошкольников, учеников начальной и средней школы.

Признаки дислексии у дошкольника

  • Бывает рассеян.
  • Затрудняется ударить по мячу, поймать или бросить мяч, скакать на одной ноге, перепрыгивать через препятствия.
  • Задержка в развитии речи.
  • Не всегда вовремя хлопает в ладоши.
  • С трудом запоминает детские песенки или названия простых предметов, таких как стол, стул и пр.
  • Любит, чтобы ему читали, но не проявляет интереса к буквам и словам.
  • Плохо воспринимает фонетический метод обучения чтению.
  • Часто надевает обувь не на ту ногу и в целом медленно одевается.

Как узнать ребенка с дислексией в начальной школе

  • Вечно возится со шнурками (попробуйте обувь на липучках!).
  • Не дружит с оперативной памятью.
  • Письменные работы бывают очень неаккуратны, и если с этим не разобраться на начальных стадиях, может развиться .
  • Путает некоторые буквы (например, «З» и «Э», «Р» и «Ь»), что приводит к необычному написанию и произнесению слов.
  • Плохо читает (хотя это свойственно не всем дислексикам). Наиболее характерно — читает сбивчиво, вымученно, пропускает строки или повторяет одну и ту же фразу, мучается с многосложными словами и не понимает, что прочитал.

Средняя школа и признаки дислексии

Дислексиков в средней школе преследуют те же трудности, что и в начальной, но вдобавок они часто путают даты, время и место. Среди новых специфических признаков следующие.

  • С трудом подбирает слова, не в срок сдает письменные работы, особенно сочинения.
  • Низкая самооценка.
  • Страшно нервничает и переживает на контрольных и экзаменах — потому что сложно излагать свои мысли в письменной форме.
  • Регулярно забывает дома учебники, путает расписание и очень из-за этого переживает.

Дислексикам очень нужна эмоциональная поддержка. Но этого недостаточно. Нужно помочь им выработать индивидуальные механизмы работы с нарушением. Только тогда они откроют свои сильные стороны, в которых и будут добиваться успехов.

Как объяснять новый материал детям с дислексией

Попробуйте применить в работе следующие принципы.

  • Всегда объясняйте материал несколькими способами, при необходимости повторяйте сказанное.
  • Старайтесь подбирать методики, воздействующие на все органы чувств, — тогда дислексики с большей вероятностью усвоят и запомнят.
  • Дайте им «переварить» услышанное — объясняйте четко и медленно, пусть информация уляжется у них в голове, а потом попросите их передать основную суть сказанного.
  • Пишите крупно, разборчиво, с хорошими интервалами между словами и буквами. Если вы ставите детям оценки за почерк, ваш тоже должен хорошо читаться.
  • Возможно, стоит разделить доску на несколько тематических секций разного цвета: дислексики будут знать, где что искать.
  • Давайте детям побольше времени, чтобы они успевали прочесть то, что написано на доске, показано на экране проектора, телевизора и пр. Или разрешите им фотографировать то, что вы показываете, ведь мы живем и учимся в цифровую эпоху.
  • Не просите дислексиков запоминать большой объем информации за короткий отрезок времени.

Как проверять знания ребенка с дислексией

  • Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные — к письменным ответам.
  • Никогда не оставляйте ребенка-дислексика на перемене переписывать или доделывать письменную работу.
  • Не ожидайте, что их письменные работы будут на том же уровне, что у других учеников.
  • Не просите дислексиков читать вслух, если только они сами не захотят.
  • По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио.
  • Большинство моделей iPad позволяют записывать устные ответы на аудио, после чего планшет выдает их в виде письменного текста (опция доступна только в тех моделях, где есть значок встроенного микрофона).
  • Не забывайте, что ребята с дислексией очень устают. Они трудятся гораздо более напряженно, чем остальные дети, и к полудню выжаты как лимон.
  • Хвалите и помогайте, где уместно. И помните, что соотношение похвалы и критики должно быть 4:1.

Какая помощь учителя нужна детям с дислексией

Вот что отвечают дети-дислексики, когда их спрашиваешь, чем помочь с учебой:

  • Говорите медленно, четко и просто.
  • Давайте нам больше времени на выполнение письменных работ.
  • Подробно объясняйте задания и потом проверяйте, всё ли мы поняли.
  • Помогайте нам с правописанием — скажем, давайте правильный вариант на полях.
  • Слушайте нас повнимательнее, когда мы отвечаем устно.
  • Давайте нам распечатки конспектов уроков или их фотографии на цифровом устройстве.
  • Аккуратно проверяйте наши работы, чтобы мы могли разобрать ваш почерк.
  • Используйте для этого темные цвета и давайте четкие полезные комментарии.
  • Пожалуйста, не кричите на нас, если мы что-то забыли.
  • Пожалуйста, будьте к нам терпеливы.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия?"

Дислексия, дисграфия. Нужен отзыв. человек онлайн. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Почитайте про коррекцию дислексии методом Дэвиса, вам станет понятней, КАК они осознают мир. Ребенок плохо пишет и читает.

дислексия, чтение. Общее развитие. Образование детей. Ребенок плохо пишет и читает. Как учить ребенка с дислексией. Не просите дислексиков читать вслух, если только они сами не захотят. расскажите мне о своем опыте коррекции дислексии. человек онлайн.

Обсуждение

Считаю, что очень важен, причём для нас это с довольно неожиданной стороны открылось. Мы начали практиковать чтение вслух сравнительно недавно, пару месяцев назад (сыну 9,5 лет - раньше никак не соглашался, хотя я многократно предлагала). Я была поражена, насколько монотонно, сбивчиво и невыразительно читает мальчик, уже год как много и разнообразно читающий (в 7,5 лет не читал вообще - два слова с трудом одолевал, в возрасте около 8 лет поставили дислексию, а потом внезапно зачитал). Проглатывая окончания слов, запинаясь, неправильно прочитывая и ставя ударения - поначалу сущей мукой было это слушать. Но через три месяца чтение стало ощутимо лучше, а главное - большой прогресс в занятиях музыкой! Сын произведения разучивает моментально, с музыкальностью тоже все отлично, но держать темп, не ускоряться ему всегда было очень сложно. И вот с этим стало объективно лучше, прямо как метроном ребёнку встроили - видимо, что-то там в его голове таким образом упорядочивается, через осмысленное выразительное чтение вслух. Не знаю, как это повлияет на грамотность, ребёнок пока не пишет ничего, но посмотреть и сделать вывод интересно будет.

По большому счету, не важен. Читать вслух и в старших классах, и во взрослой жизни приходится редко. Главное - быстро читать про себя и хорошо понимать прочитанное. Чтение вслух, КМК, помогает улучшить чувство ритма, над чтением вслух стоит работать, но по остаточному принципу. Моя дочь до сих пор (16 лет) неважно читает вслух, но это никак ей не мешает очень хорошо учиться в школе и читать много и разнообразно (про себя): и научные статьи, и романы. Я знаю феноменально успешного взрослого дислексика, который не слишком хорошо читает вслух, однако на его жизненных достижениях это не отразилось.

Я считаю, что если есть время и силы этим заниматься, то хорошо, но если вложенные усилия не оправдывают выхлоп (как у нас, например) или время нужно на что-то более срочное, то ну его. Лучше лишнюю книжку прочесть про себя.

Девушке моей официально дислексию не ставят, но когда ребенок в 6 классе пишет Ю задом наперед и не видит этого, и читает нормально У меня у двоих старших детей дислексия была установленным диагнозом. Сейчас вполне успешные мужчины, закончили колледж, работают.

Обсуждение

у нас заключение с диагнозом от частной клиники есть, а что толку.
Тяжело учимся - 3 класс. Сам не способен себя организовать. домашка только со взрослыми. Тяжело... Радует, что читает и любит читать.

у нас репетиторы по русскому и английскому. прорабатываем наперед темы, пишем сочинения. самостоятельно - получаются несвязные или вообще текст не по теме. читать заставляю. быстро устает, словарный запас маленький. имена, часть слов он просто пропускает. регулярно в разговоре слова употребляет неправильно. или по смыслу или коверкает. уже понаписал "сентЕбря". причем, в классе написал сентября, дома - сентЕбря. обе записи на одной странице. сейчас 5 класс. по истории уже проблема ответить на вопрос после параграфа. хоть там и ответы - просто предложения из текста:(((
и,думаю, тут и редкостная невнимательность - все одно за другое цепляется. :(((
проверяю математику. сделал в классе. горд собой. диктует задание наизусть. 46,47,48. смотрю: 46, 48. спрашиваю, где 47??? ребенок был в шоке:(((

Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия? Про дислексию. Дислексия: важно заметить вовремя. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор Я очень настороженно отношусь к методам, которые...

Обсуждение

У меня подрощенный дислексик - дисграфик в 9-ом классе. Мы не занимались коррекцией дислексии как таковой, а решали конкретные проблемы, по одной. Никак не могла научиться читать - учили читать. Потом учили писать. Трудности с определенными грамматическими правилами - занимались ими. Т.е. на каждом этапе выделяли проблему и занимались главным образом ей. У моей дочери с 1 по 7 класс была частная учительница по языку, по совместительству сама мама дислексика, с которой дочь занималась постоянно раз в неделю по 2 часа. Между занятиями дома мы делали только школьные уроки в обычном порядке, как все дети. Вы правильно заметили, что методики разные. Это потому, что дислексики все разные, у них на самом деле разные проблемы, выраженные в разной степени. Одним помогает одно, другим - другое. Нужно постараться найти подход, который подойдет Вашему конкретному ребенку, а потом запастись терпением. Взращивать таких детей мужно неторопливо и вдумчиво. Иногда кажется, что никаких результатов от занятий нет, но на самом деле они имеют накопительный эффект, и результат может быть заметен очень не сразу. Иногда кажется, что нет прогресса, но если посмотреть, то окажется, что ребенок худо-бедно справляется в школе, пусть пока с помощью. КМК, это уже результат, поскольку фактически ребенок решает все время усложняющуюся задачу.

А так у нас в общем-то обычная жизнь. В школе у моей дочери индив. учебный план, с 4 класса все письменные работы она может делать на компе. На экзамены ей отводят в 2 раза больше времени, чем обычным детям. С такой адаптацией она прекрасно успевает в школе, сейчас уже без репетитора, правда, я по-прежнему помогаю ей с письменными уроками, т.е. проверку ошибок мы делаем вместе.

Мой основной совет - рассчитывать силы. Если Вы замучаете ребенка ударными дозами занятий и сами выбьетесь из сил уже на этапе начальной школы, вы никому этим не сделаете одолжения. К некоторым вещам легче адаптировать в раннем возрасте, но в целом у дислексиков адаптация идет постоянно. Моя дочь продолжает прогрессировать с каждым годом, хотя по спец. методикам мы уже три года как не занимаемся. Как мне кажется, она уже сама научилась обходить новые трудности, которые ей встречаются, т.е. дислексия у нее как была, так и есть, но она больше особо не мешает.

Специальной программы не нашла.
Есть Территория речи. Есть Центр лечебной педагогики. Там, по крайней, мере специалисты в контакте и могут работать сообща.
Мы еще и в области, так что все еще сложнее.
Мои попытки кончились отдельным логопедом, который специализируется скорее на дисграфии, чем на дислексии и недолгих занятиях с нейропсихологом. + много чело сама.

Еще я в какой-то момнет, прочитав книгу Домана, вдохновилась занятиями по его методу. Мой пыл сильно охладила цена. Ну и прочитав много отзывов, поняла, что это не панацея.

Дислексики и дисграфики все очень разные. Одним помогает одно, другим - другое. Возьму смелость сказать, что нет универсального метода, который помогает всем. Если заявленная цена для вас очень существенна, то я бы не стала швыряться деньгами, а выбрала бы более экономичный вариант. Очень часто дислексикам требуется помощь на много лет, ИМХО, нужно рассчитывать ресурсы. Я очень настороженно отношусь к методам, которые обещают коррекцию дислексии И дисграфии в сравнительно короткий срок. ИМХО, в этом деле главное - время. У дислексиков происходит очень много внутренней коррекции, на первый взгляд незаметной, за счет естественных компенсаторных возможностей.

У него дислексия вторичная, спровоцирована тем, что один глаз фактически не видит и Учительница посоветовалась с секретарем школы (я вообще не понимаю, почему секретарь это ДИСЛЕКСИЯ - это НЕ причина по которой ваш ребёнок с трудом овладевает техникой...

Обсуждение

Ищите другую школу. Мой сын полгода после такого "педагога" в себя приходил. А я, дура, держалась за "сильную школу" . Которой нужна была только статистика.

Я только поддержать, поскольку мы не в российской школе, но как счастливой обладательнице собственного дислексика мне кажется, что это к лучшему. Дислексики нагоняют, особенно с легкой формой, и поначалу очень важно их не мурыжить и не прессовать, чтобы ребенок не потерял уверенность в себе. Я не устаю повторять, какое огромное значение это имеет. Так что ситуация, КМК, вам даже на руку, если есть возможность учиться дома. А попозже можно и в школу вернуться. Но вообще отношение, конечно, жесть:(

Обсуждение

сходили мы к логопеду и к психологу.

с фонематическим слухом у нас всё прекрасно, присутствует оптическая дислексия и небольшая дисграфия на этой почве, не критично, жить можно (мы буквы некоторые не в ту сторону разворачиваем иногда и пишем их не так, как нужно, поэтому они у нас плохо с другими буквами соединяются). По мнению специалистов полушария ребёнкиного мозга равноразвиты и не могут определиться, которое их них главное. (Самое интересное, что на вступительных испытаниях в школу графический диктант она написала без единой ошибки, лично я этого в свои детские годы сделать не могла). От психолога получили телефон опытного нейропсихолога, который работает с этой проблемой, будем заниматься отличать лево-право.
Порекомендовали нам книжку, по которой заниматься, так что будем работать. Может по ходу я и сама научусь лево и право отличать и перестану путаться:))
Огромное спасибо все, кто принял участие в обсуждении темы, узнала много полезного, постараюсь использовать.

Вообще в первом классе трудно с уверенностью диагностировать дислексию и дисграфию, разве что они очень ярко выражены. Обычно наблюдают ребенка в динамике года 2 как минимум. Американские методы - это всего лишь методы, не хуже и не лучше российских, поскольку дислексик дислексику рознь, одному помогает одно, другому - другое. Моя дочь, например, занимается по методу Ортона-Гиллингама (как раз вся эта лепка, мультисенсорное обучение и т.п.). Я считаю, довольно успешно, но ИМХО, это не значит, что метод О-Г лучше метода Дейвиса. Просто моей подошел + подвернулась учительница, которая могла так заниматься. Я бы сказала, не столько важна конкретная методика, сколько контакт с занимающимся, регулярность занятий и мотивация ребенка. Мотивация, я бы даже сказала, на первом месте. Наша репетиторша говорит, у дочери такой замечательный прогресс главным образом потому, что она очень хочет научиться и очень старается, пять лет подряд.

Если у вас действительно дислексия и дисграфия, я бы сказала, настраивайтесь на долгий забег. Занятия и поддержка таким детям будут необходимы долго. Лично я против ежесекундных занятий и многократных повторений по дороге, в машине, в ванной. Мне не нравится идея превращать жизнь в коррекцию, а жить когда? Дислексикам (и их родителям) тоже нужна нормальная жизнь, как обычным детям. Заниматься спокойно и систематически, но без фанатизма.

Дислексия. Врачи, поликлиники, болезни. Ребенок от 7 до 10. Дислексия. У кого детям удалось избавиться от этой проблемы или достичь заметных результатов. Дочка тоже читает изредка наоборот слоги, не дочитывает, а пытается угадывать окончания + путает буквы...

Обсуждение

Очень многое зависит от ребенка, поскольку дислексия проявляется по-разному и компенсаторные возможности у всех разные. Кому-то удается скомпенсировать полностью, кому-то нет. От дислексии не избавиться, но можно хорошо адаптировать ребенка. Моя дочь занимается со специалистом второй год. Результаты заметны в смысле, что удалось решить имеющиеся проблемы, но по мере прохождения нового материала появляются новые сложности. Плюс приходится возвращаться к пройденному и постоянно повторять, чтобы довести до автоматизма. Занимается раз в неделю по 2 часа + дома в процессе подготовки уроков. Я предполагаю, что специалист моей дочери понадобится еще долго, класса до шестого, но обьединенные усилия позволяют ей очень хорошо учиться в школе. В первом классе моя зеркалила буквы, читала наоборот слоги, часто не дочитывала, а догадывала слова, в результате чего многое непонимала, путала + и -, многие математические действия делала наоборот или кверху ногами, не различала право-лево, писала фонетически без заглавных букв, промежутков между словами и знаков препинания, ну и специфические проблемы связанные с тем, что она учится на французском языке. Сейчас к третьему классу дочь читает уже очень хорошо и, главное, любит читать, с математикой очень прилично, хотя иногда решает примеры в зеркальном отображении, право-лево отличает еще с трудом, пишет довольно прилично, особенно если как следует сосредоточится, хотя, конечно, еще много проблем, поскольку все время появляются новые ситуации, к которым приходится ее приспосабливать. У меня такое ощущение, что мою дочь многому приходится учить специально, немного по-другому, чем обычных детей.

SOS Дислексия!! Что делать?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Что такое дислексия? Домашние нас почему -то не интересуют:) Но мне уже все равно, пусть делает что хочет, лишь бы Ребёнок с дислексией читать НЕ УМЕЕТ. Ребенок плохо пишет и читает.

Обсуждение

У нас дислексия, дисграфия. Диагностированные. Из-за этого учимся индивидуально с учительницей, в классе не тянет, хотя не тупой. Просто есть проблемы, и мы их решаем. Во-первых,занимаемся с логопедами, психологами и нейропсихологами. Дисграфию корректируют логопеды. Мой мальчик во втором классе, пишем с идиотскими ошибками (пропускает гласные, иногда согласные, может задуматься и одну и ту же букву несоклько раз написать в слове, недописывает или пропускает слоги). При этом хорошо знает теорию - разбирает слова по составу (приставка, корень, суффикс, окончание), подчеркивает подлежащее и сказуемое в предложении, легко определяет части речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) НО письмо - это кошмар. Почерк страшный, да еще устает очень быстро. Нейропсихолог выснил, что мой ребенок по своему образу жизни и всем тестам - левша, но пишет правой рукой (выбрал руку сам, и никому не дает ее сменить), отсюда и лезут проблемы.

С чтением - та же песня. Читаем до сих пор по слогам, боится до истерик больших текстов.

ПО математике - на класс обгоняет, хотя в первом классе пытались "навесить" еще и дискалькулию. Не удалось. :)

Попробуйте поискать в своих краях хороших логопедов, которые занимаются дислексией и дисграфией. Если это действительно они, то нам, простым родителям без соответствующего образования, вряд ли удастся справиться с такими напастями в одиочку. Тут нужны хорошие специалисты. ИМХО.

У нас похожая ситуация: 8 лет, 2 языка, чтение-мучение на обоих. Читал с 3 лет, с заставляниями. Сам книгу в руки только-только начинает брать, и то чтоб картинки смотреть, а не читать. Через неделю идем обследоваться на дислексию. Это при том, что по математике - в 5 классе. Пишите на е-mail, будем помогать друг другу.

Почему ребёнок плохо читает?

Иногда посмотришь на второклассника - читает трудно, вплоть лицо покраснело, - видно, ещё не лениться. А результат... Спешит, сбивается, глотает окончания, путает буквы. Если же читает по слогам, то дело движется легче. Но ребёнок переживает и поэтому читает чуть слышно, сложные слова пытается пропустить или произносит невнятно.

Конечно, есть дети, которые не могут научиться нормально читать из-за отставания в умственном развитии. Но есть и такие, которые не могут овладеть чтения, хотя развиваются нормально. Сейчас институты всего мира занимаются дислексией - проблемой расстройства чтения.

О ней можно говорить, когда трудности возникают при нормальном зрении, слухе, умственному развитию и адекватных условиях обучения. Частота этого явления достигает 20 процентов среди младших школьников. Кроме того, дислексия может вызвать нарушения в письме, потому что оно тесно связано с чтением.

Дислексия возможна вследствие двух причин: наследственности и незначительных мозговых нарушений при неблагоприятном течении беременности матери.

Однако исследования дают основания утверждать: обработка информации в процессе чтения нарушается главным образом потому, что связи между правым и левым полушариями мозга созревают позже, чем другие мозговые структуры, и дети долго не могут запомнить, путают понятия «вправо-влево», плохо ориентируются в тетради при письме, легко теряют и трудно находят место на странице, где остановились, если на мгновение отвлечь. Им сложно сосредоточиться, запоминать, они быстро утомляются.

Во многих дислексия проявляется в неправильном чтении слов: «кот» могут прочитать как «ток» или ребёнок пишет слово так, будто видит его в зеркале: «рот» превращается в «тор» и другие. Некоторые пытаются избежать трудностей, «угадывая» слово за началом или сходством звучания с другим, а не по контексту. Такие нарушения проявляются во втором классе, редко - позже.

Почему эта проблема так важна? Дело в том, что овладение техникой чтения не допускает так называемой ориентации на неуспех, которая сказывается на процессе обучения. Ребёнка надо заинтересовать и убедить, что трудностей не стоит стесняться. Учиться «с нуля» могут только способные. A школьная программа просчитана на детей, которые уже умеют читать.

Ну а родителям, перед которыми стоит эта проблема, следует запомнить несколько советов. Забудьте о наказании или словах «Я в твоём возрасте...» Не отчаивайтесь, если «проигравшие» ошибки появятся снова. Поощряйте ребёнка, а потом, когда проблема будет решена, поощрением станет удовольствие от прочитанного.

Если ребёнок трёт глаза, отвлекается, - значит, устал. Избегайте переутомления, потому что в этом случае результаты не улучшатся, а ухудшатся.

Основные этапы планирования техники чтения такие: запоминание букв; слияние их в слоги (если чтение по слогам не автоматизировать, переход к чтению слов и к письму усложнится). Ребенок будет готов к чтению целыми словами только после того, как усвоит чтение по слогам. А до тех пор школьник читает целыми короткие простые слова, сложные же новые ещё долго будет читать по слогам. Ваша задача - не подгонять ребёнка, а помочь спокойно, по слогам прочитать слово, в котором он делает ошибки. Объясните, что главное - не скорость, а правильность. Попробуйте выполнить такое упражнение: пусть ребёнок самостоятельно прочтёт небольшой текст, расставляя ударения, а затем прочтёт его вам, выделяя их интонационно. Это поможет перейти к чтению целыми словами, но ребёнок ещё не раз будет возвращаться к слогам, когда будет трудно или если устанет либо не сразу поймёт прочитанное. Без упрёков, потому что усложните или нарушите формирование навыка.

Предотвратить «глотанию» окончаний поможет другое упражнение: пусть ребёнок прочитает про себя лёгкий текст и подчеркнёт карандашом окончания слов, а затем прочтёт вслух. Кому-то хватит 3-4 дней, а некоторым - месяца-двух, чтобы «увидеть» окончание.

Ребёнок увлекается книгой, если она интересна. Пока не читает легко, подбирайте книги с большим шрифтом, яркими рисунками, короткими предложениями. Если ребёнку нравится, когда ему читают вслух, предложите: «Я буду читать левую страницу, ты - правую». Или остановите чтение на самом интересном месте «до следующего раза», чтобы ребёнок имел возможность заглянуть в книгу и узнать, чем закончился эпизод.

  • читать целыми словами и словосочетаниями со скоростью до 60 единиц в минуту,
  • владеть начальными знаниями о синтагматическом членении текста,
  • передавать интонацию в соответствии со знаками препинания,
  • осознавать смысл прочитанного текста.

Что делать, если ваш ребенок читает плохо? Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дислексия и как можно ее скорректировать.

Дислексия – это нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте. Ребенок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым.

Как правило, дислексию можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок читает очень медленно – по слогам или даже по буквам;
  • читает наугад, пропускает и переставляет буквы, заменяет их на похожие по звучанию;
  • пропускает слова и целые строчки;
  • не понимает смысл текста, не может его пересказать;
  • быстро утомляется при чтении, может жаловаться на головную боль;
  • поворачивает текст так, чтобы читать одним глазом, держит учебник близко к лицу.

Дети с дислексией плохо различают геометрические фигуры, не всегда уверенно ориентируются в пространстве, путают понятия лево и право, верх и низ, имеют проблемы с мелкой моторикой.

Почему у ребенка развивается дислексия?

Данное нарушение чаще всего диагностируется у младших школьников, когда происходит активное овладение письменной речью. Оно обусловлено неправильным функционированием некоторых участков головного мозга.

Логопеды центра развития «Каркуша» выделяют следующие причины возникновения дислексии:

  • тяжелая беременность, сложные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • наследственность;
  • поражения ЦНС;
  • перенесенные травмы и инфекции головного мозга;
  • общее недоразвитие речи, задержка психического развития.

В первом классе определить дислексию невозможно, поскольку ребенок только начинает овладевать чтением и письмом, и ошибки на данном этапе совершенно естественны.

Виды дислексии

Нарушение овладения чтением проявляется по-разному, и от этого зависит выбор способа коррекции. Логопеды различают следующие виды дислексии:

  • фонематическая, когда ребенок с трудом различает звуки. Головной мозг не может воспринимать и анализировать фонемы, поэтому ребенок читает по буквам и взаимозаменяет звуки, близкие по месту и способу образования;
  • семантическая – при этой форме ребенок не может понять, о чем текст, не узнает даже хорошо знакомые слова, так как читает их по слогам и не может соединить отдельные части в одно целое. Серьезную проблему для ребенка представляет соединение слов в предложение;
  • аграмматическая форма проявляется в ошибочных окончаниях числа и падежа, неправильном согласовании разных частей речи, образовании глагольных форм (время, спряжение, число), образования местоимений и т. д. Эта форма наблюдается у детей с системным недоразвитием речи;
  • мнестическая форма возникает из-за нарушения речевой памяти и звукобуквенных связей. Дети смешивают графически похожие буквы, пропускают слоги, которые не могут «опознать»;
  • оптическая форма возникает из-за нарушения зрительно-пространственного восприятия. Таким детям сложно создавать даже очень простые рисунки. Они могут не дописывать буквы, с трудом различают буквы, которые похожи по написанию, например, О и С.

Для коррекции данных видов дислексии используются следующие методы:

  • развитие артикуляции и формирование представлений о звукобуквенном составе – при фонематической форме;
  • развитие навыка соединения слогов и обучение основам грамматики языка – при семантической форме;
  • создание и отработка постоянных грамматических схем-шаблонов – при аграмматической форме;
  • развитие речевой, слуховой и зрительной памяти – при мнестической форме;
  • развитие зрительно-пространственного восприятия – при оптической дислексии.

Коррекция дислексии должна проходить строго по индивидуальной программе под контролем опытного логопеда.

Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?

Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».

1. Развивайте мелкую моторику

Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.

2. Диктанты

Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.

3. Работайте над произношением

Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании. Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.

4. Изучайте грамматику, играя

Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.

5. Найди слово

Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.

Оксана Евгеньевна
Консультация «Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает?»

Уверенное овладение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.

Психологами и педагогами выявлена закономерность : если ребёнок к концу первого класса бегло читает , то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и , как правило, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала.

В последние годы отмечается значительный рост количества учащихся

с трудностями овладения навыков чтения, что вызывает серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.

Среди отечественных авторов, посвятивщих свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена : Р. А. Ткачёва,С. С. Мухина, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев и другие.

В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия . Существуют разные определения понятия «дислексия » .

Целесообразно определять дислексию следующим образом : дислексия-

это частичное расстройство процесса овладением чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера,обусловлен-

ных несформированностью психических функций, участвующих в процессе

овладения чтением.

В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями : по данным Б. Хальгрена - до 10%, по данным А. Н. Корнева -4,8%. По данным Р. Бенкер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы.

при дислексиях . М. Захалкова и соавторы отмечают наследственную отяго-

щённость у 45% детей с дислексией .

Большинство же авторов рассматривают дислексию как нарушение , обусловленное внешним воздействием патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

В анамнезе многих детей с дислексиями отмечаются вредности натального и перинатального периодов. При этом наиболее существенную отрицательную роль играют патологические факторы, действующие в более поздние периоды развития плода и в постнатальный период.

Симптоматика (проявления) дислексий определяется по-разному в за-

висимости от понимания сущности этих нарушений.

Представляется более правильным определять симптоматику дислексии

лишь как проявление непосредственно нарушений чтения, не включая тех

расстройств (несформированности пространственной ориентировки, наруше-

ния моторики и др., которые хоть часто и сопровождают дислексию , но

представляют собой факторы патогенетического характера, т. е. механизм это-

го нарушения.

Как распознать дислексию ?

Необходимо иметь в виду следующее : все ошибки, которые можно отнести к дислексии , специфичны, типичны и носят стойкий характер.

Если у ребёнка при чтении встречаются ошибки, которые можно отнести к

специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то

это скорее всего результат переутомления, невнимательности. Здесь необхо-

димо дальнейшее наблюдение.

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а

также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии) . При дислексии

у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих

детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномер-

ные, скачкообразные.

Существует несколько видов нарушений чтения.

Каждому виду соответствуют и свои ошибки.

Каковы же ошибки, которые должны насторожить?

I. 1) Неусвоение букв (возникают из-за неточных представлений об образах букв) . При чтении слогов с этими буквами ребёнок делает паузу . В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

2) Когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки, то появляются :

замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА) ; по сходству звучания или произношения :

Ч-ТЬ-Щ; Ж-З; Ш-С; Ч-Щ; Р-Л; С-Ц; (например, ОДУВАНТИК) ;

3) В результате трудности усвоения оптического образа букв возникают замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)

II. Побуквенное чтение (вместо послогового) . При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно («бухштабируются» , нанизываются одна на другую (Р,А,М,А) .

III. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках гласных, согласных при их стечении, в добавлениях и перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.

Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью.

Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.

На этом этапе наиболее распространённой является фонематическая дислексия , обусловленная недоразвитием функции фонематической системы

(фонематического восприятия и фонематического анализа) .

IY. Нарушение понимания прочитанного , которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно

является следствием неправильного чтения.

Y. Аграмматизмы при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно

воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико –синтетической и синтетической ступени обучения. На этом этапе обучения чаще всего наблюдается аграмматическая дислексия , обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка , этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого

речевого материала (слогов, слов, предложений, текста) .

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого слова . Вместе с тем именно этот этап является важнейшим,

поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.

Ошибки чтения не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушения чтения.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс

обучения. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их

патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.

Как можно эффективно помочь детям с дислексией ? Кто способен научить ребёнка читать ? В данном случае нужна помощь специалиста-квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определённой системе.

На этапе освоения механизма чтения отрабатываются звуко-буквенные связи (игры с буквами : зрительные образы букв, разрезные буквы, рисование букв в воздухе, на спине, запоминание ряда букв, диктант букв).

При работе со словами отрабатываем слоговую структуру по таблицам и используем звуко-буквенные схемы слогов. Искусство обучения чтения сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Большое

место занимает работа с разрезной азбукой и карточками-слогами. Показываем ребёнку как из слогов получается слово. Отрабатывается звуко-слоговой анализ слова. На этапе совершенствования техники чтения предлагается чтение слов по таблицам :

Чтение слов, отличающихся 1-2 буквами; чтение слов с одинаковыми гласными; чтение слов с разными гласными; чтение слов с одинаковым началом, чтение слова в слове; отними слог; добавь звук; прочитай наоборот , чтение сверху вниз; чтение предложений из слов, напечатанных на отдельных карточках и т. д.

Детям с дислексией вполне по силам овладеть чтением, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, а кому-то месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения во избежание развития у них невроза. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования.

Литература :

1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Нарушение чтения и письма у младших

школьников» Ростов-на Дону, «Феникс» , СПб, «Союз» , 2004г.

2. «Нарушения письменной речи» под ред. Волковой Л. С., М. «Владос» , 2003г.

3. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших

школьников», СПб «Союз» , 1998г.

4. Русецкая М. Н. «Нарушения чтения у младших школьников» , Изд-во

«Каро» , СПб, 2007г.

5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей» , Спб,1997г.

ошибок чтения и письма у детей», СПб,1995г.

7. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и

его коррекция»,Т. Ц. Учитель,2001г.

8. Оморокова М. И. «Совершенствование чтения младших школьников» ,

«Аркти» ,М, 1997г.

9. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» ,М., «Владос» , 1997г.

10. Лисенкова Л. Н. «Развитие и коррекция навыков чтения» М., Школьная

Что делать , если ребёнок не укладывается в норму, а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Автоматизация навыка не произойдёт сама собой. Это сложный процесс.

Педагогами выделено много причин, тормозящих скорость чтения, рассмотрим основные из них.

При чтении ребёнка по слогам ошибки и остановки чтения могут возникать из-за неуверенного знания образа буквы . Это легко обнаружить. При чтении ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

Часто при чтении по слогам можно заметить, что ребёнок переставляет слоги местами или вовсе пропускает их. Такие перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного и последовательного движения глаз . Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.

Также самой распространённой ошибкой называют регрессии – возвратные движения глаз, повторное чтение уже прочитанного . Определить регрессии в чтении ребёнка не сложно. Для этого достаточно предложить прочитать незнакомый текст и следить за движениями его глаз и речью. Причины регрессий могут быть в следующем: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания (возможно ребёнок устал). Сила привычки – явление достаточно устойчивое, и для преодоления необходимы регулярные занятия (попробуйте использовать лист бумаги, который будет накладываться на строку и передвигаться).

Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата . Артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией можно использовать скороговорки и чистоговорки.

Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу , ему будет необходимо дочитывать каждое слово и каждую фразу до конца. Для развития смысловой догадки можно использовать тексты с пропущенными окончаниями и буквами. Также можно накладывать решётку на печатный текст (лист белой бумаги с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. и отверстиями шириной 1-2 см.). При работе с решёткой нельзя торопить ребёнка.

Природный темп деятельности ребёнка также определяет, насколько быстро он читает. Если ребёнок медлителен, немножко «копуша», это говорит о том, что природный темп деятельности имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Поможет многократное чтение рассказа вслух в течение 1 минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место остановки. После повторного чтения, как правило, количество прочитанных слов увеличивается. Можно повторить чтение несколько раз. Пока количество слов не перестанет увеличиваться. Упражнение «Буксир». Взрослый читает текст со скоростью от 80 слов в минуту. Ребёнок читает тот же текст про себя или вслух, стараясь догнать Вас.

Это далеко не все причины, которые оказывают влияние на скорость чтения ребёнка. Но каждая из перечисленных выше причин может оказывать существенное влияние на темп чтения. Определите, какая именно причина мешает читать вашему ребёнку. Помогите ему и организуйте дополнительные совместные и регулярные занятия по чтению дома. Ведь школьная программа построена так, что на формирование навыка чтения каждого ребенка в классе уделяется не больше 1 минуты, а это очень мало! Уделите особое внимание домашнему заданию по чтению.

Желаем успехов!

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...