Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Елизавета Шевченко
Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ :

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ »

Умственное воспитание дошкольников является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду,

Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях и важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания .

В детском возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное воспитание .

Важнейшим средством умственного воспитания является окружающая нас природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания и восприятия.

Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активность самих детей – одно из важных условий обучения.

Работая на старшей группе, придаю огромное внимание активизации умственной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Планируя занятие, определяю его содержание, свою деятельность. обязательно стараюсь предусмотреть активную деятельность детей .

Любое занятие : по развитию речи , изо – деятельности, по формированию элементарных математических представлений, стараюсь продумать его основательно, всегда продумаю новый материал, стараюсь внести что-то интересное, забавное, чтобы повысить активность у детей :

Например загадки – шутки : «На какое ведро садится ворона во время дождя?»

«Пять пальцев и не одного ногтя.» .

В работе с детьми использую разные методы и приемы; готовлю наглядный материал, чтобы дети смогли постичь сущность литературного произведения, идейный замысел автора. Тщательно готовлюсь к чтению сказки; сначала стараюсь вызвать интерес к содержанию произведения, чтобы удержать их внимание. С этой целью применяю приемы : рассматривание картин или предмета о котором будет идти речь, загадываю загадки, читаю четверостишие или знакомлю детей с портретом писателя, чьё произведение будет прочитано.

Учу активно. Внимательно слушать, вдумываться в текст в процессе слушания. После чтения провожу беседу по содержанию произведения с помощью вопросов. Вопросы продумываю так, чтобы сохранить ту нравственную атмосферу, которая присуща произведению.

В старшей группе дети уже хорошо размышляют, обдумывают свои ответы.

На занятиях по ознакомлению с природой, на прогулках наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения очень продуктивно проводить с подгруппой (5-6 человек) . Внимание у детей устойчивое , вижу глаза каждого ребенка. Для активизации внимания читаю отрывки из произведений А. С. Пушкина, Бунина.

У нас на участке растут деревья различных пород : хвойные, лиственные, плодовые, всего 19 видов, поэтому каждый день планирую наблюдения за деревьями. Обращаю внимание на крону дерева, ищем сходство, различие (тополь – ель, (липа – рябина, (ива – береза) – прием сравнения вызываем потребность в активной мыслительной деятельности.

Осенью провожу занятия по ознакомлению с характерными особенностями овощей, фруктов, используя прием сравнения (яблоко – картофель, помидор, (морковь – свекла, таким образом используя сравнения противопоставления, аналогии, классификацию а также умение делать выводы – способствовало развитию логического мышления дошкольника .

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только расширяют представления детей о каком- то определенном предмете, но и развивают наблюдательность , учат думать отвлеченно, мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию . Например :

Четыре крыла, а не бабочка.

Крыльями машет, а не места.

Когда собаке исполнится пять лет,

На занятиях по формированию у дошкольников элементарных математических представлений стараюсь сочетать известное с новым, а именно с занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.

Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций , как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

Дети учатся догадываться, доказывать – а это путь к развитию умственных способностей у детей .

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Наступила пора задуматься о готовности детей к школе, возраст которых уже подошел к отметке в семь лет.

Наиболее важным критерием многие родители считают уровень развития интеллектуальных способностей.

Предлагаем вам интересные тесты на постоянство свойств вещей, разработанные известным Швейцарским психологом и философом Жаном Пиаже. Данная способность тесно связана с характеристикой общего развития интеллекта дошкольника.

Успешность выполнения данных заданий поможет задуматься о готовности вашего ребенка к школьному обучению и о его способностях к математике.

Важно! Не подсказывайте ребенку, тогда не будет частоты эксперимента. Не разъясняйте задания пока их не выполните все. И в то же время помните, что простое объяснение заданий. Читайте инструкцию так, как написано и смотрите результат.

Поставьте рядом с ребенком два одинаковых прозрачных стакана, в которых налито одинаковое количество воды и спросите:

Одинаковое количество жидкости в стаканах (воды должно быть действительно одинаковое количество)?

После получения утвердительного ответа. Возьмите третий стакан повыше или по шире и на глазах у ребенка перелейте в него жидкость из одного предыдущего стакана. После этого повторите вопрос:

Одинаковое количество жидкости в стаканах?

Очень часто такие казалось бы простые задания вызывают у ребенка затруднения. Если ваш справился - поздравляем!!!

Предложите ему ещё несколько:

Скатайте два совершенно одинаковых шарика из пластилина и спросите ребенка:

Одинаковое количество пластилина в шариках?

А теперь на глазах у него расплюсните один пластилиновый шарик и снова спросите:

А теперь одинаковое количество пластилина в шариках?

Если ребенок скажет нет, спросите где больше. Обычно дети показывают на тот кусок, который мы расплющили, который стал шире (но не с большим количеством пластилина).

Положите перед ребенком два одинаковых ряда шашек (или пуговиц), одну под другой, чтобы шашки одного ряда соответствовали шашкам ряда ниже. Спросите у ребенка:

В каком ряду шашек больше?

Дождитесь утвердительного ответа, что их действительно одинаково. А потом соберите один ряд в кучу или просто уменьшите расстояние между ними, сдвинув поплотнее друг к другу и опять спросите:

А теперь, где шашек больше?

Ещё задание – положите один под другим два одинаковых по длине карандаша и спросите:

Какой карандаш длиннее?

После утвердительного ответа, что оба одинаковые, передвиньте один в сторону и опять задайте вопрос:

А теперь какой карандаш длиннее?

Пусть ваш любознательный ребенок нарисует улитку, которая переползла на другую сторону шарика. Конечно в идеале он должен изобразить её вверх ногами. Но посмотрите, что получиться?!

Для следующего эксперимента. Сделайте бумажный цилиндр и соедините верёвочкой разного цвета шарики или различные предметы, которые должны проходить в отверстие данной трубки. На глазах у ребенка вы протягиваете предметы сквозь цилиндр и когда они все скроются спросите:

Какой шарик (с противоположной стороны) выйдет первым?

Возьмите набор кубиков. Постройте башню определенной высоты на полу. После этого предложите ребенку построить ТОЧНО ТАКУЮ ЖЕ БАШНЮ, но только на невысокой опоре рядом.

Понятно что вы просите построить именно ТОЧНО ТАКУЮ ДЖЕ БАШНЮ, но не по горизонтальной отметке высоты (это ребенку в инструкции объяснять не нужно, способность к сохранению свойств должна быть воспринята адекватно)

В следующем задании нарисованы две веревочки. Здесь может быть два варианта заданий: Спросите у ребенка:

Какая из веревочек длиннее?

А можно нарисовать рядом ящик и спросить:

Какая веревочка подходит для того, чтобы перевязать данный ящик?

Достигая зрелого возраста, дошкольники со способностью к обучению легко справляются с подобными заданиями.

Родители не тешьте себя иллюзиями, что ваш дошкольник просто не понял заданий!! Если ваш ребенок не выполнил задачу в той инструкции, которая была предложена и вы ему помогли в подсказках или изменили объяснения… Лучше посмотрите правде в глаза и задумайтесь сейчас, чем потом грешить на неподходящего учителя или систему образования, в которой будет сложно вашему ребенку воспринимать учебный материал.

Тесты не берутся с потолка. Многочисленные исследования ученых и многолетние наблюдения создают диагностические методы, которые конечно лучше проверять с высококвалифицированным специалистом!

Другой важной характеристикой незрелого ребенка является так называемый эгоцентризм. Это, проще говоря, неспособность видеть мир чужими глазами.

Проведите следующий эксперимент: Расположите три различных предмета, или по классической схеме Пиаже – три горки разной величины на столе. Попросите ребенка посмотреть их с разных сторон, а затем посадите напротив него куклу и попросите выбрать тот рисунок (рисунки вы заранее готовите, изображая на них разное расположение представленных предметов), соответствующий ракурсу, который видит кукла.

Обычно дети, свободно рисующие карты пути (возможно где зарыты сокровища или спрятан подарок), легко справляются с подобными заданиями. Поэтому играйте с ними в подобные игры, так как социальное и культурное окружение напрямую влияет на развитие ребенка, ускоряя или замедляя данный процесс.

Обогащайте окружающее пространство дошкольника. Предоставляйте ему подходящий материал для занятий и досуга.

Обсуждайте, спорьте, играйте. Пробуйте сами быть детьми. Представляйте себя ребенком, которому интересно рядом со своим ребенком. И тогда ваш любимый сын (дочь) всегда будут активными, любознательными и способными к обучению.

Удачи вам в развитии детских способностей!

Как развить данные способности (а не просто их вдолбить ребенку, что не даёт развития, а только его тормозит) читайте в материалах следующих статей...

Как подготовить ребенка к школе после каникул и настроить его на новый режим

Разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на современном этапе существенно изменились подходы к проблеме воспитания и обучения дошкольников. Активно ведется поиск эффективных средств, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, средств развития детей. Акцентируется внимание на развитие познавательных особенностей, познавательной деятельности в единстве с формированием системы знаний, средств и способов умственного развития дошкольников. Одним из средств умственного развития, является игра. Играми нового типа, являются развивающие игры.

  1. Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Поэтапное освоение игр детьми.
  3. Проверка результатов (диагностика) .

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ работа по развитию умственных способностей детей

Строится на:

  1. Уважении личности ребенка.
  2. Реализации программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
  3. Так же необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:
  4. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  5. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  7. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  8. Сотрудничество детского сада с семьей.

Содержание программы - познавательное развитие. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных особенностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Одним из средств умственного развития детей является игра. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре проявляются все стороны личности: познавательные, социальные и другие; формируются психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление. Обучение через игру для самых маленьких способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает не умственно, не физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к математике с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.

Эту проблему исследовали Б.П. Никитин, З.М. Богуславская, З.А. Михайлова, В.В. Воскобович, и другие. В их работах подтверждено мнение, что развитие способностей надо развивать как можно раньше, и главное, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком. Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и создающий свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими являются развивающие игры. Развивающие игры стали популярны в связи с реорганизации всей системы образования, когда игра стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, результативным, абстрактным. Они характеризуются большой умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства обучения детей. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающим и доступной ребенку-дошкольнику деятельности исследователи относят обычно следующее:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, деталей из конструктора.
  2. Задачи даются в разной форме в виде модели, плоского рисунка в изометрии чертежа, письменной или устной инструкции.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей от доступных 2-3летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
  6. Ребенку не объясняется способ и порядок решения задач. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам и реальной деятельности.
  7. Не требуется, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
  9. Развивающие игры позволяют составлять новые варианты заданий, придумывать новые игры.
  10. Главная особенность развивающих игр – в них удалось объединить принцип от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Благодаря таким универсальным качествам развивающих игр на современном этапе возрос интерес к их использованию. З.А. Михайлова предложила следующую классификацию:

  1. Логико-математические игры и упражнения, целью которых является моделирование математического содержания в наглядной форме и развитие логических операций («Блоки Дьенеша» ) .
  2. Развивающие игры, целью которых является умственных и творческих способностей (игры Б.П. Никитина: «Кирпичики» , «План и карта» , «Сложи узор» и другие) .
  3. Игры на моделирование, цель которых – обработка пространственного ориентирования. Игры В.В. Воскобовича «Геоконт» , «Прозрачная цифра» и другие.
  4. Математические развлечения, цель которых – развитие интереса к умственной деятельности, создание пробных ситуаций (кроссворды, головоломки, игры на передвижение «4 по 4» ) , на преобразование: «Колумбово яйцо» , «Танграмм»

Обобщенный анализ исследований и разработок позволил выделить педагогические условия развивающих игр:

  1. Совместная деятельность детей и взрослых: взрослые рядом с ребенком как товарищи.
  2. Система постоянно усложняющихся развивающих заданий в каждой игре.
  3. Создание благоприятной атмосферы.
  4. Организация предметно – развивающей среды.
  5. Вариативность игровых упражнений с развивающим материалом.

В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематического рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур и т.д. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата. Развивающая игра способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

Технологическая часть.

Из огромного многообразия игр в своей работе я использовала небольшое их количество. Одна из них «Логические блоки Дьенеша» :

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или» . Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т.к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Все игры можно разделить на 3группы:

  1. Цель: развивать умения выявлять и абстрагировать свойства от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.
  2. Цель: умение оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и сравнивать) .
  3. Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям.

Начинать работу следует с установления на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. После этого необходимо организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Важно не передерживать ребенка на определенной ступени, а также не давать преждевременно очень сложные игры и упражнения, иначе интерес к занятиям исчезает.

Предыдущий выпуск показал, что использование данных игр позитивно повлияло на развитие логического мышления детей из диагностических данных виден хороший уровень подготовки детей к школе. Игры использовались в совместной, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе. Хочется отметить, что интерес к играм у детей не угасал, были попытки придумать свои игры и упражнения. Кроме «Блоков Дьенеша» использовались: палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина, В.В. Воскобовича, А.А. Столяра и др.

Т.е. систематически используя весь этот материал можно превратить знакомство с математическими представлениями в увлекательное интеллектуальное путешествие.

Итоги освоения содержания образовательной области познание.

Достижения ребенка:

  1. Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания (в ситуациях, играх, экспериментировании) .
  2. Способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
  3. Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.
  4. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах математической деятельности.
  5. Овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия.
  6. Интересуется развивающими играми на преобразование (трансформацию, трансфигурацию) , занимательными и логическими задачами, видоизменением геометрических фигур, например, созданием витражей из разных форм на основе какой-либо закономерности.
  7. Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.
  8. Самостоятелен в выборе игр и материалов, поиске способов решения познавательных задач.
  9. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности: придумывает новые варианты игр, сюжеты, силуэты, простые логических задачи, выдвигает гипотезы.

Вызывает озабоченность:

  1. У ребенка снижена активность в познавательной деятельности математического содержания.
  2. В ходе решения познавательных задач в поисковой деятельности пассивен, высказывает неадекватные предположения, отказывается от дальнейшего поиска решения.
  3. В действиях по образцу и правилу допускает ошибки, требуется помощь педагога.
  4. Часто допускает неточности в сравнении, упорядочивании и группировке по признакам, результата не получает.
  5. Интересуется только простыми развивающими играми, играет в основном один, нет интереса к общению со сверстниками по поводу познавательной деятельности.

Анализ результатов проводится по следующим показаниям:

  1. Овладение практическими действиями свойств отношений по форме, величине, количеству, массе, на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях) .
  2. Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать.
  3. Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать) : измерения, деление целого на части, увеличение и уменьшение по размеру чисел и т.д.
  4. Проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, экспериментирования, творчества.

Приложение.

Результаты диагностики развития детей по математике.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....