Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Эссе педагогика в моей жизни

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука , педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

    формируется под влиянием потребностей общества;

    любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

    обогащение, систематизация научных знаний;

    обобщение опыта практики;

    выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

    повышение качества воспитания;

    создание новых педагогических технологий;

    внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

Задачи педагогики:

    Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

    Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

    Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

    Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и теперь существуют три подхода (концепции).

Одни считают, что педагогика – междисциплинарная область знания.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины , функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии и др.) и адаптированных к решению задач в сфере образования или воспитания.

Фактически сторонники и первой, и второй концепций отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной, по мнению В.В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика – это самостоятельная дисциплина , имеющая свой объект и предмет изучения.

Наука - это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Принято выделять следующие признаки науки: 1) она возникает из потребностей общества; 2) каждая наука имеет свой предмет исследования; 3) для науки характерно наличие собственного категориальногоаппарата ; 4) у каждой науки имеются свои методыисследования ; 5) всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Охарактеризуем по этим признакам педагогическую науку

1. Потребность в педагогическом знании появилась вместе с зарождением человеческого общества, когда стали обнаруживаться эффективные способы воспитания подрастающих поколений. В качестве самостоятельной науки педагогика выделилась из системы философского знания в XVII в. За последующие почти четыре столетия проблематика педагогики существенно расширилась и усложнилась. Педагогика стала, по сути, системой наук.

Все разделы педагогической науки объединены общим объектом. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука.

Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе.

2. Предметом педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. Предмет педагогической науки еще определяется как закономерности педагогической деятельности



3. Категориальный аппарат педагогики (система педагогических понятий) включает в себя общеупотребительные слова естественного языка. Но, попадая в систему научного знания, они приобретают такое качество, как однозначность, которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы

Наличие системы специальных терминов - признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.

К числу важнейших в педагогике относятся термины «образование», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социализация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «образовательный (педагогический) процесс».

4. Методы исследования в педагогике - это система приемов и процедур деятельности, направленных на разрешение определенной научной задачи.

Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта: метод педагогических наблюдений, диагностический эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), метод диагностирующих контрольных работ и тд.

Теоретические методы педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование): анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и тд.

Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями.



5. Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоретического знания.

Педагогическая наука предназначена для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности. Понимание педагогических закономерностей позволяет оптимизировать деятельность учителя, воспитателя, руководителя школы.

Непосредственные задачи всякой науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей.

Функции педагогической науки:

Объяснительная - описание и объяснение педагогических фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции);

Преобразовательная, прикладная, практическая - усовершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики (результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания);

Прогностическая - обоснованное предвидение развития педагогической реальности и рекомендации по целесообразной деятельности.

Связь педагогики с философией - наиболее длительная и органичная. Первоначально педагогика, как и другие науки, существовала в рамках философии. Также педагогика тесно связана с психологией, филологией, физиологией, социологией, использует данные медицины, связана с экономическими науками, теорией управления, правоведением и другими.

Связь педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики с другими науками: термины, закономерности, концепции, эмпирические данные, метода.

Система терминов, понятий и категорий составляет категориальный аппарат педагогической науки (он именуется также понятийным или терминологическим).

- Общенаучные понятия , отличающиеся от философских категорий: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «модель», «гипотеза», «уровень»;

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:

1. Активное заимствование понятий из философии и других отраслей;

3. Новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего фундаментальных категорий;

4. Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.

История педагогики уходит своими корнями в далекое прошлое. Вместе с первыми людьми появилось и воспитание, однако наука об этом была сформирована гораздо позже. Первопричиной возникновения любой научной отрасли называют жизненные потребности. При появлении необходимости обобщить опыт воспитания и создать особые учебно-воспитательные учреждения для подготовки подрастающего поколения начала формироваться как отдельное направление педагогика. Это означало активизацию процесса вычленения теоретических начал подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме. Максимальное значение воспитанию детей поначалу придавали только в наиболее развитых государствах - Китае, Греции, Египте и Индии.

Вскоре также удалось обнаружить, что социум развивается медленнее или быстрее в зависимости от того, на каком уровне в нем находится воспитание подрастающего поколения.

Неоценимый вклад. Античность

Философию древних греков называют колыбелью всех европейских систем воспитания. Ее ярчайший представитель - это Демокрит. Он указывал на схожесть воспитания и природы, утверждая, что воспитание перестраивает индивида, тем самым преобразовывая мир вокруг.

Наука педагогика получила дальнейшее развитие благодаря трудам Сократа, Аристотеля и Платона. Они занимались разработкой важнейших идей и положений, связанных с формированием личности.

Плодом греко-римской педагогической мысли стал труд «Образование оратора». Его автор - Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский философ.

Средневековье

В этот период Церковь занималась монополизацией духовной жизни общества и направлением воспитания в исключительно религиозное русло. Развитие педагогики происходило далеко не такими темпами, как в Античности. Наблюдалось многовековое закрепление незыблемых принципов догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать столетий. практически не развивалась, даже несмотря на старания таких просвещенных философов, как Августин, Тертуллиан, Аквинат.

Эпоха Возрождения

Это время характеризуется как намного более благоприятное для развития педагогики, нежели Средневековье. Оно ознаменовано деятельностью целого ряда педагогов-гуманистов - Франсуа Рабле, Витторино да Фельтрэ, Мишеля Монтеня и других.

Наука педагогика отделилась от философии благодаря трудам Яна Амоса Коменского (Чехия). Результат его работы - «Великая дидактика» - одно из первых научно-педагогических произведений. Неоценимый вклад в развитие этой науки внес и Джон Локк. В «Мыслях о воспитании» он высказал свое мнение о взращивании настоящего джентльмена - человека, который уверен в себе и способен сочетать отличную образованность с деловыми качествами, твердостью убеждений и изяществом манер.

Новое время

История педагогики не была бы полной без имен таких известнейших западных просветителей, как Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Адольф Дистервег, Иоганн Фридрих Гербарт и Иоганн Генрих Песталоцци.

Русская педагогика обрела мировую славу благодаря Константину Дмитриевичу Ушинскому. Благодаря ему произошел настоящий переворот в теории и практике рассматриваемой науки. Он отмечал, что целью воспитания является подготовка к труду жизни, а не к счастью.

Немаловажное влияние на развитие педагогики оказали Эдвард Торндайк и Джон Дьюи, Мария Монтессори и Крупская и Вентцель, Макаренко и Сухомлинский, а также Данилов.

Современное положение дел

В последние десятилетия удалось достичь существенных успехов в ряде областей педагогики, и в первую очередь в работе над новыми технологиями дошкольного и начального школьного обучения. Качественные специализированные компьютерные программы помогают управлять учебным процессом и, следовательно, достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени.

Современная педагогика ознаменована активной работой над созданием авторских школ, научно-производственных комплексов и экспериментальных площадок. строится на гуманистических личностно-ориентированных принципах. Тем не менее, педагогика - это наука, которая пока что не обладает единым общим взглядом на то, как именно следует работать с подрастающим поколением. Не одно столетие сосуществуют два абсолютно разных подхода. Согласно первому, воспитывать детей нужно в повиновении и страхе. Согласно второму - с лаской и добротой. При этом если бы самой жизнью один из подходов был категорически отвергнут, то он просто перестал бы существовать. В данной ситуации проявляются основные проблемы педагогики, и точного ответа на вопрос о том, как поступать, пока не найдено. Иногда максимальную пользу социуму приносят люди, воспитанные по жестким правилам, а иногда - интеллигентные, мягкие и добрые. При этом у авторитарного метода работы с детьми имеется четкое научное обоснование. Согласно И.Ф. Гербарту, детям с рождения присуща «дикая резвость», вот почему воспитание только в строгости может привести к реальным результатам. Основными приемами он называл угрозы, наказания, запреты и надзор.

Протестом против такого рода воздействия на личность стала теория свободного воспитания. Ее автор - Ж.Ж. Руссо. Сам Жан Жак и его последователи выступали за уважение детей и стимуляцию процесса их естественного развития. Таким образом, сформировалось новое направление - гуманистическая педагогика. Это система Она отводит воспитанникам роль равноправных, сознательных и активных участников учебно-воспитательного процесса.

Как определить степень гуманизации воспитательного процесса? Она находится в зависимости от того, насколько полно обеспечены предпосылки для самореализации индивида.

Основы педагогики. Выделение объекта, предмета, задач и функции науки

Объект педагогики - индивид, который развивается в ходе воспитательных отношений. Исследователи не пришли к единому мнению о том, что является предметом рассматриваемой науки. Приведем мнения разных авторов: предмет педагогики - это воспитание личности как особая функция социума (Харламов); система объективных законов конкретного исторического процесса воспитания (Лихачев); воспитание, обучение, образование, творческое развитие и социализация индивида (Андреев).

Источники развития науки

Опыт, основанный на многовековой практике воспитания, закрепляемый образом жизни, традициями, обычаями.

Труды философов, обществоведов, психологов и педагогов.

Принципы текущей практики воспитания.

Данные, полученные благодаря специально организованным исследованиям.

Опыт педагогов-новаторов, разрабатывающих оригинальные системы и идеи воспитания.

Задачи

Рассматриваемая наука призвана способствовать проведению исследований с целью увеличения запаса разработок, открытий и конструирования моделей образовательно-воспитательных систем. Это научные задачи. Что касается практических, то среди них выделяют образование и воспитание школьников. Кроме того, задачи подразделяют на временные и постоянные. К первым относится организация библиотек электронных учебных пособий, работа над стандартами педагогического профессионализма, выделение основных стрессовых факторов в деятельности учителя, разработка дидактической базы обучения лиц с ослабленным здоровьем, развитие инновационных технологий подготовки будущих педагогов и т.д. Среди постоянных задач выделяют следующие: выявление закономерностей в сфере обучения, воспитания, образования, управления воспитательными и образовательными системами; изучение опыта педагогической деятельности; работа над новыми методами, формами, средствами, системами воспитания и обучения; прогнозирование трансформаций в образовательном процессе в ближайшем и отдаленном будущем; внедрение результатов, полученных в ходе исследований, в практику.

Функции

Педагогика - это наука, благодаря которой обеспечивается реализация всех воспитательных и образовательных функций на технологическом и теоретическом уровнях. Рассмотрим функции теоретического уровня:

Объяснительная. Заключается в описании педагогических фактов, явлений, процессов, а также в объяснении того, при каких условиях и почему процессы воспитания протекают так, а не иначе.

Диагностическая. Состоит в установлении состояния определенных педагогических явлений, эффективности деятельности учителя и учащихся, а также в определении причин, обеспечивающих успех.

Прогностическая. Заключается в доказательственном предвидении развития обучающей и воспитательной деятельности, включающем как теоретические, так и практические элементы.

Что касается технологического уровня, он предполагает реализацию следующих функций:

Проективной, связанной с разработкой методической базы (пособий, рекомендаций, планов, программ).

Преобразовательной, направленной на внедрение достижений педагогики в воспитательную и образовательную практику с целью ее улучшения и трансформации.

Рефлексивной и корректировочной, предполагающих оценку воздействия проведенных исследований на педагогическую практику.

Воспитательно-образовательную, реализуемую через воспитание, обучение и развитие личности.

Базовые правила и принципы педагогики

Наука может называться зрелой лишь в том случае, когда она максимально раскрывает сущность рассматриваемых ею явлений и способна спрогнозировать трансформации в сфере и явлений, и сущности.

Под явлениями подразумевают конкретные события, процессы или свойства, которые выражают внешние стороны реальности и представляют собой форму проявления некой сущности. Последняя, в свою очередь, состоит в совокупности отношений, глубинных связей и внутренних законов, устанавливающих характерные черты и направления развития материальных систем.

Без теоретического анализа принципов, правил и закономерностей педагогики не представляется возможным организовать эффективную образовательную и воспитательную практику. В настоящее время выделяют следующие законы рассматриваемой науки:

Единства и целостности педагогического процесса.

Взаимосвязи теоретических и практических компонентов.

Развивающего и воспитывающего обучения.

Социальной направленности целей.

Как утверждал В.И. Андреев, педагогический принцип представляет собой одну из научных категорий, выступающую базовым нормативным положением, базирующимся на установленной закономерности и характеризующим методику решения педагогических задач определенного класса. Согласно П.И. Пидкасистому, педагогический принцип - это основное руководящее положение, которое подразумевает последовательность действий в значении постоянства, а не очередности.

Индивида в процессе обучения базируется на осознании того, что процесс обучения будет эффективным при активном участии школьников в познавательной деятельности.

Принцип систематичности обучения базируется на определенной системе преподавания и усвоения знаний, которая структурирует материалы, основываясь на причинно-следственных и родовых связях с позиции выделения частного и общего.

Придерживаясь принципа последовательности, педагоги обеспечивают динамику продвижения мыслей учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному и т.п.

Согласно обучения, отбор дидактических материалов проводится на основе оптимального соотношения занимательности и сложности, а также информации о возрасте учащихся и уровню их практических и мыслительных действий.

По принципу научности содержание изучаемых материалов должно знакомить с теориями, объективными фактами, законами.

Правила педагогики - руководящие положения, касающиеся отдельных вопросов обучения и воспитания. Следование им обеспечивает формирование наиболее оптимальной тактики действий и стимулирует эффективность решения разного рода педагогических задач.

Отдельное педагогическое правило можно назвать ценным в том случае, если оно должным образом сочетается с другими, подчиняющимися тому или иному принципу. К примеру, в целях реализации принципа активности и сознательности учителю рекомендуется придерживаться следующих правил:

Уделять внимание разъяснению целей и задач предстоящей деятельности;

Заниматься формированием мотивов учащихся и опираться на их интересы;

Обращаться к интуиции и жизненному опыту школьников;

Использовать наглядные примеры для иллюстрации нового материала;

Следить за тем, чтобы было понято каждое слово.

Педагогические ценности - это нормы, регулирующие деятельность учителя и выступающие в виде познавательной системы как опосредующего и связующего звена между установленным мировоззрением общества в сфере образования и трудом педагога. Они формируются исторически и закрепляются как формы социального сознания.

Отрасли и разделы

В процессе развития любая наука расширяет свою теоретическую базу, получает новое содержание и осуществляет внутреннюю дифференциацию важнейших направлений исследований. И сегодня понятие «педагогика» подразумевает целую систему наук:

Общая педагогика. Эта дисциплина является базовой. Она занимается исследованием основных закономерностей воспитания, разрабатывает основы процессов обучения в образовательных учреждениях всех типов. Указанная дисциплина состоит из введения в педагогическую деятельность, общих основ, дидактики, теории управления образовательными системами, методологии педагогики, философии и истории образования.

Возрастная педагогика направлена на изучение особенностей воспитания индивида на разных возрастных этапах. В зависимости от этой характеристики различают перинатальную, ясельную, дошкольную педагогику, а также средней школы, профессионально-технического и среднего образования, педагогику высшей школы, андрогогику и педагогику третьего возраста.

Специальная педагогика занимается разработкой теоретических основ, принципов, методов, форм и средств образования и воспитания индивидов с нарушениями физического и психического развития. В ее состав включают такие разделы, как сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика и логопедия.

Благодаря профессиональной педагогике производится теоретическое обоснование и разработка принципов образования и воспитания человека, занятого в конкретной сфере трудовой деятельности. В зависимости от определенной области выделяют производственную, военную, инженерную, медицинскую, спортивную и военную педагогику.

Социальная педагогика. Данная дисциплина занимается изучением закономерностей общественного воспитания и обучения детей. Социальная педагогика включает практические и теоретические разработки в сфере как внешкольного воспитания, так и образования детей и взрослых.

Задача лечебной педагогики - разработка системы образовательно-воспитательного процесса занятий с ослабленными или больными учащимися.

Гендерная педагогика рассматривает способы создания комфортной для детей обстановки в школе и пути решения проблем социализации.

Этнопедагогика выявляет закономерности и характерные черты народного и этнического воспитания на базе археологических, этнографических, этнолингвистических и социологических методов.

Благодаря семейной педагогике разрабатывается система принципов образования и воспитания детей в семье.

Задача сравнительной педагогики - исследование закономерностей развития и функционирования воспитательных и образовательных систем разных стран.

Исправительно-трудовая педагогика на теоретическом уровне обосновывает варианты перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Тесная взаимосвязь

Психология в педагогике применяется для описания, толкования и упорядочивания фактов. Кроме того, рассматриваемая наука неразрывно связана с физиологией, поскольку для выявления механизмов управления психическим и физическим развитием учеников важно учитывать закономерности жизнедеятельности организмов. Наиболее сложные отношения установились между педагогикой и экономикой. Последняя способна влиять на развитие образованности социума. При этом системой экономических мер можно оказать активизирующее или тормозящее воздействие на востребованность получения новых знаний, и этот момент тоже учитывает педагогика. Образование как система постоянно нуждается в экономическом стимулировании.

Стабильное положение

В настоящее время никто не стремится подвергнуть сомнению научный статус педагогики. Общепризнано, что ее целью является познание законов воспитания обучения и образования человека, чтобы на этой основе определить наилучшие способы достижения целей педагогической практики. По мнению большинства исследователей, данная наука стандартным образом состоит из теоретической части (аксиомы, принципы, закономерности, темы по педагогике) и практической (технологии, приемы, методы).

НИИ

В России развитию педагогики уже давно уделяется повышенное внимание. С целью совершенствования данной науки еще в СССР было открыто два научно-исследовательских института. Первый просуществовал с 1924-го по 1939-й год. Это Государственный институт научной педагогики. Он располагался на набережной Фонтанки.

Научно-исследовательский институт педагогики, образованный в 1948 году, занимался рассмотрением истории и теории, а также методов обучения. В 1969 г. он преобразовался в Институт общего образования взрослых.

Напутствие учителям

Гуманистические параметры образовательной деятельности - то, на чем основывается современная педагогика. Темы научных исследований, проводимых в этой области, призваны помочь учителям фиксировать расхождения между сущным и должным, реальностью и идеалом. Современный педагог должен стремиться преодолевать эти разрывы и совершенствоваться, формировать четкое мировоззренческое самоопределение в целях эффективной передачи знаний учащимся и успешной воспитательной работы.

Во времена Ушинского находились ученые, заявлявшие, что педагогику нельзя считать наукой, потому что педагоги будто не делают принципиально новых открытий, что педагогика не пользуется экспериментом и опытом, а следовательно, ее выводы не могут быть проверены экспериментальным путем и стать достоянием теории. Подобные заявления свидетельствовали о том, что их авторы не учитывали особенностей педагогики и но знали истории этой науки. Ушинский показал, что, как и всякая другая паука, педагогика не может развиваться без опыта и что се открытия являются необходимой предпосылкой совершенствования обучения и воспитания.

Выясняя специфику педагогической науки, К. Д. Ушинский указывал, что педагогический опыт по необходимости связан с очень многими условиями и причинами. «Большей частью педагогические опыты очень сложны, и каждый имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче, как ошибиться в этом отношении и назвать причиной данного результата то, что вовсе не было его причиной, а может быть даже задерживающим обстоятельством. В деле воспитания опыт имеет значение лишь в том случае, если мы можем показать психическую связь между данной мерой и теми результатами, которые мы ей приписываем».

Учитывая достижения смежных с педагогикой наук, исследуя практический опыт учебно-воспитательной работы, педагоги приходят к открытию новых, ранее неизвестных методов обучения и воспитания. В качестве примера такого открытия Ушинский называл теорию элементарного обучения знаменитого швейцарского педагога конца XVIII – начала XIX в. И. –Г. Песталоцци. Ушинский считал, что созданная Песталоцци теория элементарного обучения самым прямым и непосредственным образом служит росту образовательного уровня, накоплению духовного богатства народа и поэтому она принесла и продолжает приносить человечеству огромную пользу, «во всяком случае не меньшую, чем открытие Америки».

Разрабатывая основы отечественной педагогической пауки и предсказывая ей большое будущее, Ушинский называл педагогику еще и искусством. Говоря о педагогике как об искусстве, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающих поколений. Педагогика призвана не только изучать человека во всех отношениях, но и активно влиять на развитие человека в желаемом направлении. Сравнивая искусство с наукой, Ушинский обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. В этом смысле педагогика является «высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек».

Педагогика является, в сущности, и наукой, и искусством. Без науки немыслимо искусство воспитания. Ушинский был убежден, что в будущем, разумно организованном обществе педагогика займет одно из первых мест среди других наук и станет основой искусства воспитания. «Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его».

только что из под пера, сегодня идет на сдачу. хочу получить зачёт....

Для чего я изучаю педагогику?

А для чего собственно? Именно для чего я изучаю педагогику? Этот вопрос сле-дует скорее задавать тому, кто изучает её уже продолжительное время и использует полу-ченные знания повсеместно в жизни. Согласитесь, странно задавать вышеуказанный воп-рос студенту математического факультета, у которого курс педагогики составляет чуть меньше 10 часов в общем. Но вопрос поставлен, посему на него следует ответить или хотя бы постараться ответить, потому как академическую задолжность никому иметь не хо-чется. Вот для этого уже мне потребуется заполнить нижеуказанные строчки осмыслен-ным текстом, который и должен представлять собой ответ на вопрос: «Для чего Я изучаю педагогику?»
Прежде, видимо и самый простой способ, следует обратиться к определению науки. Итак, педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образова-ния, обучения, социализации и творческого развития человека. Уже туман чуть рассеян и можно приступать к обдумыванию главного вопроса. Но опять же, сразу же стоит обра-тить внимание на то, что определение, которое указано выше, подходит только для об-щего случая, считай для общества, а мне нужно ответить за себя, а не за общество.
Для меня самое привлекательное в определении педагогики, конечно, то, что касается творческого развития человека. Остальные сферы этой науки мне пока не близки, потому как воспитанием я не занимаюсь, только пытаюсь воспитывать себя; образование и обучение у меня уже почти закончились; социализация – соответственно, что и предыдущий пункт. Вернемся к творческому развитию. Почти каждый человек в мире участвует в творческом развитии какого-то человека, чаще всего это его ребенок(дети). Получается, с рождением ребенка и с достижением его примерно 3хлетнего возраста мы становимся педагогами – согласен, звучит страшно, но это вытекает из определения. Но не все же родители кидаются сразу к книгам и проводят мониторинг всех доселе известных педагогических систем, и уже после прочтения многих книг они могут выбрать ту или иную систему, для (как уже было обговорено, я касаюсь только одной сферы педагогики) воспитания своего ребенка. Этих людей мы назовем традиционными занудами, и они не представляют для настоящего изложения никакого интереса. Что же делают остальные? Более смышленые вспоминают кое-какие сведения из прошлого насчет воспитания, остальные придумывают способы сами, не называя при этом это занятие и исследование тех или иных вопросов, связанных с воспитанием, педагогикой. Последние более ближе к современным молодым людям, но здесь их упоминание будет лишним. Остаются, те, которые вспомнили что-то о педагогике из прошлого, другими словами, я могу оказаться в числе оных, потому как я все таки чуть затронул в своей жизни педагогику.
За прошедший курс мы изучили несколько педагогических систем, их название и их авторов уже помнить не обязательно, главное улавливать главные принципы оных. После этого постараться посмотреть «сверху» на все эти принципы и вычеркнуть их них ненужные. Каждый человек вычеркнет свои ненужные принципы. В результате мы имеем личный набор нужных принципов, коии были сформулированы известными педагогиками и успешно ими освоены. Их мы каким-то образом запоминаем, ну или потом придем к ним снова в ближайшем будущем – кому как повезет. Но, главное теперь у нас есть малый, но нужный запас из этой, непонятной студенту математического факультета, науки. Потом эти знания можно использовать, как я уже сказал, при воспитании своего ребенка, ну или при воспитании других взрослых людей – да-да, это иной раз приходится делать в нашей жизни, правда в большинстве случаев, взрослые уже не поддаются практически воспитанию.
Ответ был изложен почти в одном абзаце. Можно было, конечно, привлечь к ответу такой интересный предмет, как психология, но вопрос стоял ясно – для чего я изучаю педагогику, а не для чего я изучаю все интересные гуманитарные науки.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...