Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Методы работы в развивающей предметно пространственной среде. Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду

Консультация старшего воспитателя

для педагогов МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

на тему: «Моделирование развивающей

предметно-пространственной среды

дошкольной образовательной организации

в условиях введения ФГОС дошкольного

образования»

Подготовил: Ст.воспитатель

Гончарова Л.А.

Дата: 20.10.2016г.

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то

есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных

формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается

специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой

среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки,

накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и

явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и

сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной

организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности дляего

всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство,

организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным

стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие

способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность,

нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической

гармонии).

Дошкольные образовательные организации (или группы для детей старшего

дошкольного возраста при других культурно-образовательных учреждениях) располагают

разными возможностями для организации предметно-пространственной среды. Это и

характер самих помещений (разные типовые здания детских садов или приспособленные

помещения), их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Группы различаются

и по составу детей: их количеству, уровню развития, преобладания мальчиков или

девочек, интересы которых должны быть учтены.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная

программа дошкольной организации строится с учетом принципа интеграции

образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и

индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных

образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности

взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении

режимных моментов.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна

строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность

каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо

обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную,

двигательную активность детей.

Нельзя сказать, что требования к предметно-пространственной среде ДОО не

разрабатывались ранее. Напротив, эти требования есть, но проблемная ситуация как раз и

заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти

требования принадлежать разным позиционерам, представления которых о предметно-

пространственной среде образовательных организаций значительно расходятся.

Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги-практики.

На сегодняшний день существуют три группы таких требований.

Первая группа – требования управленческих структур к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Они исходят из сложившейся

педагогической традиции, определенной многодесятилетним существованием единой

образовательной программы, как для школьной, так и для дошкольной ступени

образования. Эти требования зачастую идут вразрез с изменившимися представлениями

об оптимальной организации образовательного процесса.

Требования управленцев сводятся, в основном, к художественному оформлению

среды (интерьера). Что касается самой организации предметно-пространственной среды,

то здесь, по умолчанию, используется традиционное зонирование пространства. Множество методических рекомендаций направлено на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается (видимо, считается, что она известна и понятна всем).

Вторая группа требований – психологические концептуальные требования

ученых-исследователей к организации развивающей предметно-пространственной

среды, исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и

учитывающие современной движение к гуманизации образовательного процесса. Эти

требования не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных организаций, то

есть предполагают материальную базу (здания и оборудование), которая еще не

существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными

(невозможно реализовать их в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие

десятилетия).

Работы, в которых выдвигаются такого рода принципиальные принципы, очень

абстрактны и не выступают руководством для конкретного проектирования среды (не

могут быть переведены в сферу непосредственного применения).

Педагоги-практики обычно ориентируются на устоявшуюся традицию в

организации предметно-пространственной среды, которую задают им администраторы и

управленцы. Предметно-пространственную среду педагоги воспринимают как готовую,

проектированную до них. Работа с пространством представляется как бы вне компетенции

воспитателя. Он может позволить себе заниматься лишь мелкими усовершенствованиями

и не посягает на большее, или ему не позволяет большего администрация детского сада.

Для воспитателей открыт лишь очень узкий аспект изменения предметной среды з-

художественно-оформительский. Абстрактные же психологические принципы,

предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов-практиков с

реальным пространством образовательной организации, где царят другие «законы».

Эти «Законы» связаны с третьей группой требований к предметно-

пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя

«Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений

представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.

Дело в том, что притязания СанПиН выходят далеко за рамки санитарно-

гигиенических требований и совершенно необоснованно вторгаются в сферу организации

самого образовательного процесса, диктуя, какую подбирать мебель, как ее расставлять,

как и какие занятия проводить с детьми и т.п. СанПиН претендует на то, чтобы выступать

единым «законным» проектировщиком предметно-пространственной среды, требуя ее

жесткой унификации и образовательных организациях в соответствии с нормативами.

педагогической жизни, по крайней мере, лет на двадцать. Их представления об

образовательном процессе весьма архаичны: это единая образовательная программа и

образовательная среда для всех. Так как вся мировая педагогики (и отечественная в том

числе) в последние двадцать лет движется в сторону вариативности форм и содержания

образовательного процесса на всех ступенях развития образования.

Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования

восприятия предметно-пространственной среды (К.Левин, Дж.Гибсон, Р.Арнхейм,

С.Л.Новоселова, В.А.Петровский и др.) можно выделить несколько принципов

конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном

образовании.

Основным условием или принципом в иерархии требований должен быть принцип

соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию

образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается

специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности.

Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.

Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среды

должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с

детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие

образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.Принциптрансформируемости среды связан с ее полифункциональностьюь – это

возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или

иную функцию пространства (в отличие от многофункционального зонирования, жестко

закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип вариативности – сообразно характеру современного образовательного

процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-

пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных

вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Эстетический аспект среды должен присутствовать не как статичное внешнее

оформление (единый стилевой интерьер, а как момент «красоты», открывающийся

субъекту, в основном при изменении, трансформации привычной среды или в ансамбле

разностильных вещей).

В связи с этим, большой практический интерес представляет предложенная

Н.А.Коротковой и Т.Н.Дороновой рамочная конструкция среды группового

образовательного пространства, которая взаимосвязана с общей моделью

образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту. Данная модель включает

две структурные составляющие:

1) развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности

взрослого с детьми;

2) свободную самостоятельную деятельность детей.

дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в

его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности

ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.

К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир

 игровая деятельность:

 продуктивная деятельность:

 познавательно-исследовательская деятельность;

 чтение художественной литературы;

 коммуникативная деятельность.

Все эти культурные практики должны иметь подкрепление в развивающей

предметно-пространственной среде ДОО.

В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала

продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в разных группах

детского сада .

Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с

отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление

пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении недостаточно

для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики

и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для

игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

три части:

1) рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол,

или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на

колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах –

изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для

продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе

песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для

познавательно-исследовательской деятельности;2) активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых

построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и

легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе

напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для

сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной

деятельности;

3) спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-

трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов,

легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими

иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного

характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и

нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской

деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской

игры – для игровой деятельности.

На подвижных границах между зонами:

 между спокойной и активной зонами – крупные универсальные, легко

перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы (до 50 см

высотой), объемные напольные модули;

 между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с легким

оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;

 между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными

играми и правилами, материалами для познавательно-исследовательской и

продуктивной деятельности.

При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач

момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или

расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона

при необходимости могла вмещать всех желающих.

Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими

(смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы

для разного рода активности.

Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо,

чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с место на место (не рассыпая по дороге,

не мешая играющим рядом детям и т.п.). Материалы следует хранить в удобных и

практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинах и т.п.) с

яркими метками – значками, облегчающими выбор.

При формировании развивающей предметно-пространственной среды очень важно

государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Он ориентирован на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное

общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе

пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая

организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять

пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование

разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого

и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и

трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды,

мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности

обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную

деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы

для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения,

экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для

изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые

комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть:

 сборно-разборная мебель;

 игрушечная мебель;

 емкости для хранения игрушек;

 игрушки;

 мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону

– это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим

разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон

(например, мягкая мебель, как часть игровой).

Следует предусмотреть:

 использование игрового спортивного оборудования;

 использование игровых столов сложной конфигурации;

 мебель-трансформер;

 использование вертикальных разделителей;

кукольный театр;

 костюмерную;

 игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься

одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр,

строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития

сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный)

позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту

уединения.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек,

проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных

игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные

материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова,

таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с

цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему:

картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников –

старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна

эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает

с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному

оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять

свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы

материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для

развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды,

украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали

военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей,

разнообразные технические игрушки.Принципэтапности и учета возрастных особенностей ребенка отражает те

образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим

возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо

создать развивающую предметно-пространственную среду, которая предполагает

 игровых зон;

 зон уединения;

 современных игрушек;

 развивающих игр;

 дидактического и демонстрационного материала;

 материала для продуктивной деятельности;

 атрибутики для творческой деятельности;

 уголков экспериментирования;

 уголка природы;

 логопедического уголка;

 фонотеки, видеотеки;

спортивного инвентаря, оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную,

многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию

основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы

дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей и

самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться

сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной,

она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою

развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому», как

ценному самому по себе.

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом

принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для

одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других

областей.

При наполнении развивающей предметно-пространственной среды крайне важно

определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу

может помочь Письмо Министерства образования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О

психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»,

согласно которому, наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки,

обладающие следующими качествами:

 полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом

ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует

развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и

 возможность применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна

быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого

как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные

постройки, совместные игры и т.п.;

 дидактические качества – игрушки помогают обучить ребенка конструированию,

дать представления о цвете, форме и пр., могут содержать механизмы

программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и

электронные игры и игрушки; принадлежность к изделиям художественных промыслов - эти игрушки являются

средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру

искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут

оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности.

Это игрушки, которые:

 провоцируют ребенка на агрессивные действия;

 вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и

животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

 вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве

которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и пр.);

 провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

 вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за

компетенцию детского возраста.

Рынок игрушек, игрового оборудования, дидактических материалов и т.п.

достаточно большой, чем обусловлена острая проблема их выбора, соотнесения

педагогически целесообразных игрушек с содержанием образовательных областей.

Обобщая вышесказанное, можно дать педагогам дошкольных образовательных

развивающей предметно-пространственной среды группового помещения в

соответствии с современными требованиями.

1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.

1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

 для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах

деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.),

которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы для

развивающих игр и занятий;

 для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных

интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве

групповых помещений должно:

 быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку,

литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с

уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел,

диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама

обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

 отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные

признаки. Например, для детей 2-3 лет это требует освобожденное, достаточно

большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в

активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями. В группе

для детей 3-4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр,

причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных

атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в

большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами,

коронами, плащами, сумками, щитами, веерами, т.к. дети этого возраста стремятся

быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такими же

«большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется

потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир

игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим

удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы,военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и

рассчитанные на игру 2-3 детей;

 включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное

игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством

отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут

сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски

ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие

детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного

возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду,

обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям –

возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного

города шутов, мастеров, цирка и пр.);

 расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде

должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального

комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

 отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее

оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться

световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.);

физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы

самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение

тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя

у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными

конструкторами, материалами, макетами и т.п.,);

 оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям

эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше

оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми

можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или

других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут

предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике»,

«плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».

4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где

бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце,

открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей,

друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

II. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды.

1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим

 программным требованиям, задачами воспитания и обучения;

 возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим

развитием ребенка. Воспитатель поступит педагогически грамотно, если,

например, в центре конструктивной деятельности ручного труда 3-4 лет в большей

мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только

будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому

достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные

формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и

прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д.,

различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек,

домиков; интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они

проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного

возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен,

если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники

(межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости,

занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др., .а

девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с

гардеробом вещей, предметов быта и пр.

2. В предметно-пространственной среде должны быть созданы условия,

способствующие формированию психологических новообразований, которые

проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у

ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти,

внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно

предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические

процессы.

обогащаться с ориентацией на:

 поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на

пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще

раз выполню и порадуюсь успеху»;

 на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили

мне эту возможность, спасибо»;

 на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но

очень хочется разобраться, я попробую»;

 На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем

всегда ждет что-нибудь интересное».

Основные принципы построения общения взрослого с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь

иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим

ребенком.

2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия,

затем - признаки и свойства предметов, объясните окружающий мир и

формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои

суждения.

3. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4. Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте

над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите любопытные вещи, книги, истории.делитесь этим с

ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда не

много общение «на вырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте

ребенка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребенком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.

Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для

реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды

для детей 2-3 лет.

В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет

богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:

 игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по

фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным

материалам и объектам;

большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок

имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;

 различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа

богородской игрушки);

 игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по

возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;

 игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

 самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы

(желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в

их изготовлении.

Это могут быть:

 банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками,

щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

 шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и

 погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и

металлических бусин, колокольчиков и т.п.;

 ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек,

ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;

 шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие

морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;

 сосуды с водой разного объема («ксилофон»);

 перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);

 свистки и дудочки из глины и дерева;

 нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

 конструкторы и мозаики;

 разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и

цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;

 игрушки контрастных размеров;

 игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;

 емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить -

вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность

возраста - тяга к многократному повторению этих действий.

 вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками,

кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;

 книги с большими предметными картинками;

 ящики, контейнеры с крышками;

 подушки, ковер;

для детей 3-4 лет.

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

 разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;

 парные картинки;

 трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы -

вкладыши;

 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);

 разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;

 игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара,

дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;

 оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе

пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;

 банки разного размера;

 пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;

 предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные

часы, фотоаппараты;

 емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки

 машинки крупные и средние,

 куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды;

 наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);

 игрушечные животные (натуральной окраски);

 большие и мягкие игрушки и напольные подушки;

 тканевые мячики;

 аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских

песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;

 моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального

окружения ребенка;

 книги сказок о животных;

 детская мебель: стол, стульчик.

для детей 4-5 лет.

В развивающую предметно-пространственную среду для детей среднего возраста

должны входить:

 различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;

 игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);

 костюмы для ряжения;

 познавательные книги и альбомы, журналы о природе;

 журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка

(например, автомашины, мода, интерьеры);

 книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и

 книги с волшебными сказками; коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п.,

 тематические наборы открыток, марок, значков;

 цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;

 наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);

 дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото

«Зоологическое», «Цветы»;

 игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;

 игровые и учебные телевизионные программы;

 различные орудия труда;

 стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол

и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования,

для детей 5-7 лет.

В развивающую среду должны входить:

 глобус (желательно с подсветкой);

 физическая карта мира и России, политическая карта мира;

 разнообразные коллекции;

 измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные

стаканы, линейки, сантиметры;

 познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть

нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или

хорошими фотографиями;

 азбуки картинные, книги для первого чтения;

 былины, мифы, легенды;

 познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы

для их показа;

 детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;

 детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

 часы настенные и календарь;

 настольно-печатные игры - лото, пазлы;

 настольные игры - домино, шашки, шахматы;

 чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши,

восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку,

клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

 оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Литература.

1. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с

образовательными областями// Справочник старшего воспитателя. -2014. - №8. –

2. Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. Предметно-пространственная

среда детского сада. – М.: Линка-пресс, 2010. – С.5-22.

3. Материалы и оборудование для детского сада/ Под ред. Т.Н.Дороновой,

Н.А.Коротковой. – М.: Элти-Кудиц, 2003. – 206 с., ил.

4. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

    Конституция Российской̆ Федерации;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде ­миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

    Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

    Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

    Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03­-51-­46ин/14-­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения 8 .

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)....

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены 9 ....

Изменение

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей…

Обеспечение

Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.

Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. 10

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

    сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

    провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

    чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

    формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

    снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

    тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

    культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

    Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    физические риски,

    психологические риски,

    нравственные риски.

Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

Принцип соответствия

  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

    индивидуальным особенностям,

    специальным особенностям ребенка…

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.



Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.

Ирина Березина

В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе ориентирована на принципы содержательно-насыщенная, доступная, полифункциональная и трансфомируемая.

При размещении оборудования учитывалось пространство помещения, характер и стиль его оформления, индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) детей. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности. При построении РППС соблюдался принцип зонирования.

ЦЕНТР «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ»

Цель : Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. В нём находятся : мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера,бубен, скакалки, кегли, кубики, флажки, «косички» ,кольцеброс,дидактический материал «Спорт» , ворота, для перекидывания мяча,мешочки с песком, «Дартц» , обручи, массажные дорожки и коврик, Флажки, по гремушки, ленты.

ЦЕНТР «НАША ЛАБОРАТОРИЯ»

Цель : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента .

Стеллаж для пособий и оборудования, фартуки, нарукавники, бумажные полотенца, природный материал : песок, вода, глина, камешки. ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п. ,сыпучие продукты : желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, лупы,песочные часы, безмен. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля) . Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов. Календарь природы. Ведерки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.

ЦЕНТР «МЫ ИГРАЕМ»

Цель : Воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться, распределять роли , обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные и нравственные способности, учить играть группами , развивать речь .

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин» , "Авто", "Парикмахерская", "Больница", "Магазин", "Дом"




УГОЛОК "УЕДИНЕНИЯ"

Цель которого создать условия для отдыха , уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

ЦЕНТР «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

Задачи : Приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, правильно воспринимать содержание, сопереживать его героям. Обогащать представления детей о мире . Знакомить с произведениями и мудростью писателей других народов.

Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение , фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость. Знакомить детей с музыкальными инструментами их звучанием, воспитывать интерес к музыке.

«НАША БИБЛИОТЕКА»

В него входят : стеллаж для книг. Детский диван. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных областях. Альбом с фото и биографиями детских писателей. Книги, знакомящие с культурой русского народа : сказки, загадки, потешки, игры. Книжки-раскраски,книжки-самоделки. Библиотечный каталог и карточки читателей – (сюжетно-ролевая игра «Библиотека» ).Набор «Книжкина больница» . Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.


«ИГРАЕМ В ТЕАТР»

Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4-5 сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр. Дидактические игры «Найди пару» , «Сказочное лото» , «Собери сказку» , «Найди волшебный предмет » , и т. п. Кубики «герои русских былин» , пазлы.



«МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, маракасы, «поющие» игрушки). Звучащие предметы-заместители . Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок. нотная лесенка (большая, малая) . Музыкально-дидактические игры «Угадай-ка» , «Музыкальное лото» . Пособие «Нотный стан» . Пазлы (музыкальные инструменты». Музыкальные ребусы загадки, игры с движениями. Альбом с фото и биографиями музыкантов.


«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Восковые и акварельные мелки. Цветной мел. Гуашевые, акварельные краски. Фломастеры, цветные карандаши. Пластилин. Цветная и белая бумага, картон. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам. Книжки-раскраски. Дидактическая игра «Городецкая игрушка» , «Хохломская игрушка» , «Жостовская роспись» .


ЦЕНТР «РАЗВИВАЮЩИЙ »

Задачи : Формировать знания и интерес к изменениям в природе, учить отличать времена года по их характерным признакам;

развивать зрительную и слуховую память, воображение;

учить логически мыслить, проявлять фантазию;

развивать мелкую моторику рук .

Формировать у детей навыки основ безопасности жизнедеятельности.

Обогащать словарный запас, развивать разговорную речь , память, внимание, расширять кругозор.

«ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ»

Дидактические игры «Ребятам о зверятах» , «Расти, малыш» , «Весёлый огород» , «Животный мир» и т. п. «Во саду ли, в огороде» . Вкладыши «Весёлая ферма» . Экологические знаки. Географическая карта.


«БУДЬ ОСТОРОЖЕН»

Информационные -папки «Соблюдай правила» , «Пожарная мозаика» . «Лабиринты» . Дидактические игры «Как избежать неприятности» , «Первая помощь» , «Основы безопасности» , «Как правильно себя вести» и т. п.


«ЮНЫЕ ОРЧАНЕ»

Папка-передвижка с информацией «Наша Россия» (Президент, гимн, герб - российская атрибутика) . Карта Оренбургской области. Альбомы и наборы открыток с видами г. Орск. Дидактические игры по направлению «Наша Родина» («Мы живём в России» , «Народы России и ближнего зарубежья» , т. п.). Лото, пазлы, кубики с изображением г. Орск



Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы , предметные картинки ). Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа. Занимательный и познавательный математический материал. Набор объемных геометрических фигур. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели. Счеты, счетные палочки. Схемы «Рисуем по клеточкам» . идактические игры «Весёлая арифметика» и т. п. Умное лото «Сложение» , «Вычитание»



«УЧИМСЯ КОНСТРУИРОВАТЬ»

Мозаики (средняя и мелкая ) и схемы выкладывания узоров из них. Конструкторы типа «Lego» с блоками маленького и среднего размеров . Игра «Танграм» . Разрезные картинки (8-12 частей, все виды разрезов, пазлы. Различные сборные игрушки и схемы их сборки. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки. Кубики с изображениями. Блоки Дьенеша. Лабиринты. Дидактические игры «Логические цепочки» , «Цветные кармашки» и т. п.



«БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри» , надувные игрушки, пособия из природного материала). Картотека предметных и сюжетных картинок . «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах . Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.) . Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?» , «Кто за забором?» «Собери семейку» и др.). Лото и домино. Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.


Публикации по теме:

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ясельной группе Видео Развивающая предметно-пространственная среда ДОО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

Безопасность и психологическая комфортность детей в группе. Комфортная предметно-пространственная среда: У ребенка дошкольного возраста.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...