Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Подростковый возраст и внешний вид. Идейно-художественные особенности литературы для подростков

Творческая работа

«Переходный возраст: образ подростка в художественной литературе».

Жизнь в нашем 6-ом классе бьет ключом. Каждый день – какое-нибудь событие, чаще очередное происшествие. Нелегко же классной руководительнице управляться с нами. А окружающие вокруг только и твердят, словно ставят диагноз: «Переходный подростковый возраст!». А ведь быть подростком – и прекрасно, и непросто! С одной стороны, это время дружбы, общения со сверстниками, девичьих секретов и мальчишеских тайн. С другой – время первых серьезных разочарований, конфликтов.

А какими были и как жили наши ровесники двадцать, тридцать, сто лет назад? О чем они мечтали, чем интересовались, как проводили свободное время? Ответ я попыталась найти в произведениях художественной литературы.

Для прочтения и дальнейшего анализа я выбрала написанные в прошлом веке произведения и произведения современных авторов. Каждая из книг чему-то меня научила, в них я нашла ответы на многие вопросы.

Итак, тема моей работы: Переходный возраст: образ подростка в литературе 20-21-го веков.

Цель работы: выяснить, как изменился образ героя – подростка в литературе этого периода.

Задачи:

    Проанализировать образы героев, моих ровесников, их поступки, мечты, интересы.

    Сделать выводы.

Первой я прочитала повесть Анатолия Рыбаков «Кортик».

Действие происходит в начале 30-х годов 20 века. В центре внимания – обыкновенные московские ребята, друзья, которые с удовольствием читают книги, играют в шахматы, ходят в походы. Наравне со взрослыми они хотят строить новую жизнь – справедливую, светлую.

Они мечтают о том, как, когда вырастут, с винтовкой, гранатами, пулеметными лентами будут мчаться на вороном коне, будут бороться с белогвардейцами и станут настоящими героями.

А идеалом настоящего бойца для главного героя повести Миши Полякова и его друзей стал красный комиссар Сергей Иванович Полевой. Его слова о смысле жизни мальчуган запомнил навсегда. «Только помни, Мишка, – сказал Полевой, – жизнь как море. Для себя жить захочешь – будешь как одинокий рыбак в негодной лодчонке: к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть да затыкать пробоины рваными штанами. А будешь для народа жить – на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь. Никакие бури не страшны, весь мир перед тобой!» .

Именно эти беспокойные мальчишки становятся участниками таинственной истории, связанной с офицерским кортиком.

Но их объединяет не только это общее загадочное дело, но и настоящая верная дружба. Одним из показательных эпизодов является сюжет про Генкин день рожденья. Ребята, знавшие о заветной мечте своего друга – коньках - «норвежках» – продают дорогие им самим вещи: Миша – коллекцию марок, а Слава – костяные шахматы, и покупают подарок .

Полной противоположностью этим ребятам являются образы Борьки-Жилы и Юрки Скаута. Для Борьки, сына завскладом Филина, на первом месте были деньги. Он перепродавал папиросы и ириски, придумывал всякие проказы, лишь бы выманить деньги у сверстников

В «Кортике» есть и замечательный образ учителя. Это директор школы Алексей Иванович. Именно Алексей Иванович произносит замечательную речь об учителе. «Великий художник, великий ученый, великий писатель – это звучит очень гордо. Но есть в культуре и незаметная, будничная, но главная работа, и во многом её делает учитель. Он несет её в самую гущу народа. Он бросает первое зерно на ниву таланта, чтобы потом на ней выросли чудесные, прекрасные цветы. И если кто-нибудь из вас станет большим и знаменитым человеком, пусть он, увидя скромного сельского учителя, с почтением снимет перед ним шляпу, помня, что этот маленький и незаметный труженик воспитывает самое лучшее, самое прекрасное творение природы – Человека».

В это же непростое для страны время – тридцатые-сороковые годы прошлого века – живут и герои повести Гайдара «Тимур и его команда».

Они тоже мечтают о новом обществе, новых отношениях между людьми, о бескорыстной помощи, о дружбе и любви .

В этом произведении, так же, как и в «Кортике», есть приключенческая линия, некая тайна, но она наполнена не опасностями, а добротой и светлым юмором. Так, в дачном поселке на чердаке старого сарая находится загадочная организация. Её цель – помощь пожилым жителям и семьям красноармейцев. Лидер организации – 13-летний Тимур Гараев. Ребята придумали себе добрую игру, они заняты делом, добрым делом, поэтому и на дурные поступки времени у них просто не было.

Но у них, как и в «Кортике» есть недруги. Это шайка хулиганов под предводительством Мишки Квакина, которые обворовывают сады, обижают слабых. И тимуровцы стараются бороться с ними не силой, не кулаками, а мирно: пишут ультиматум, и только потом запирают в пустой будке, так, чтобы все жители поселка могли увидеть, кто обдирал их яблоки.

Слова Полевого из повести «Кортик» о смысле человеческой жизни перекликаются со словами в произведении Гайдара. Главное – быть полезным людям, своему народу.

«– Будь спокоен! – отряхиваясь от раздумья, сказала Тимуру Ольга. – Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же .

Тимур поднял голову. Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:

Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже !».

Следующая книга – повесть Ирины Пивоваровой «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А».

Это весёлое произведение о школьной жизни. Время действия – 80-е годы прошлого века. Поэтому в отличие от повестей Рыбакова и Гайдара, где герои-подростки мечтают о подвиге ради Родины, в повести Пивоваровой ребята живут по-детски счастливо. Но на первом месте и у тех, и у других остаются взаимоотношения со сверстниками. 5 «А» – это обычный класс, в котором учатся самые разные ребята – отличники и двоечники, шумные и тихие, модницы и скромницы. Оттого и в классе этом всегда было интересно. Вот как весело описывает автор начало урока: «Зазвонил звонок. Открылась дверь. В класс вошла Нина Петровна…Класс встал, приветствуя учительницу… Стулья в 5 «А» отодвигались с таким грохотом, что даже у привычных ко всему учителей делалось испуганное и даже как бы слегка оглушенное лицо. А уж что касается осанки!..В такую торжественную минуту…добрая половина 5 «А», можно было подумать, страдала ревматизмом. Одни еле-еле поднимались на полусогнутых ногах, другие повисали над столом наподобие вопросительного знака…Ну, а был даже такой ученик, который, видно, настолько был плох, что вообще не мог подняться со стула, хотя минуту назад он, как смерч, пронесся по коридору». Читаешь и удивляешься, будто с нас списано!

Следует отметить, что в сюжете этого произведения тоже есть загадочная детективная линия – в 5 «А» пропал классный журнал! В финале выясняется, что спрятала журнал круглая отличница Аня Залетаева, потому что ей было ужасно стыдно и страшно видеть среди привычных пятерок тройку с минусом за контрольную по математике. Но зато какие душевные волнения и переживания этому предшествовали! Ведь девочка получила первое в жизни письмо от мальчика со словами: «Давай дружить!».

Очень правдиво, по-доброму показана в этой повести история первых подростковых чувств. Лирический герой – шестиклассник Боря Дубов увидел в журнале «Пионер» портрет девочки, влюбился в неё и решил написать девочке письмо. «Здравствуйте, Аня! …Извините, пожалуйста, что я Вам пишу письмо, хотя мы с Вами совсем не знакомы. Мне вообще ужасно стыдно Вам писать письмо… Аня, две недели назад я впервые увидел Вашу фотографию в журнале «Пионер»… Когда я на неё смотрю, мне кажется, что Вы очень хороший человек! У Вас лицо очень серьезное и такое умное! Я теперь часто про Вас думаю. Мне кажется, что Вы должны здорово играть в шахматы. И, наверное, Вы книжки читаете самые интересные и самые важные на свете. И, наверное, Вы лучше всех катаетесь на коньках! Я все думаю, как было бы хорошо с Вами подружиться!....Желаю Вам всего хорошего. Уважающий Вас Борис Дубов».

В повести есть и еще один влюбленный мальчишка. Это двоечник и хулиган Сергей Агафонов. Но свои чувства он проявляет не как Боря Дубов. Агафонов дергает девочку за волосы, толкается. Такие «знаки внимания», наверное, ни одной девочке не понравятся. Но именно этот хулиган совершает благородный поступок.

В этой повести есть замечательный образ учителя – это классная руководительница 5 «А» Нина Петровна. Когда в классе случилась пропажа, все – и взрослые, и дети – первым делом подумали на двоечника Агафонова. И только Нина Петровна верила в этого мальчишку. «Ну как же так? Ведь он же дал мне твердое обещание исправиться… Она вспоминала все педсоветы, на которых обсуждалось его поведение, и как горячо она боролась за него, и как она взяла у него слово исправиться, и как он дал ей наконец, это слово, и как он вот уже две недели стал даже лучше учиться…Оставалась последняя надежда, что кто-то из её пятиклассников странно пошутил…».

Кстати, полезно было бы прочитать эту книгу не только подросткам, чтобы посмотреть со стороны на себя, но и родителям. Так, мама Ани Залетаевой очень гордится тем, что её дочка отличница и что её фотография появилась в журнале «Пионер». Она, бесспорно, очень любит свою девочку, но, кажется, что успехи девочки – самое главное в жизни. Именно поэтому Аня очень боится рассказать маме о четверке, а уж про тройку и говорить нечего.

С прихода в класс новой девочки начинается и повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело». Но если в «Тройке с минусом» рыжеволосую, веснушчатую Тосю Одуванчикову ребята принимают доброжелательно, то в «Чучеле» такую же нескладную, смешную, угловатую Лену Бессольцеву подростки встречают насмешливо и даже издевательски. Именно эта повесть «Чучело» стала литературным примером того, как жестоки и бесчувственны бывают подростки по отношению к своим сверстникам.

Сюжет этой повести знаком многим благодаря, во многом, одноименному фильму, снятому по этому произведению.

Новенькая Лена Бессольцева всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, еще не понимая, что в этом детском коллективе свои, порой, жестокие правила.

То, что пережила Лена, не каждый способен выдержать . «Всего-то несколько дней продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула». Она поняла, что «что есть люди – лисы, медведи, волки» , что в жизни есть место предательству. Но при этом девочка не озлобилась, не стала такой, как её сверстники. Она сохранила в себе великое умение прощать, любить и верить.

В конце повести показано, как ребята называют себя «детками из клетки», а Рыжий пишет крупными буквами на доске: «Чучело, прости нас!». Но, несмотря на проснувшуюся в подростках совесть, автор не снимает с них всей ответственности. Но еще большей ответственности он требует от взрослых. Пример – учительница Маргарита Ивановна. Она с самого начала не пытается разобраться в ситуации с прогулом. Ей достаточно узнать, куда убежали ученики и всё. Она пропускает главные ступени в их воспитании, потому что главным для неё стала она сама. И только в конце повести Магарита Ивановна осознает, какую недопустимую ошибку она, как педагог, допустила. Она «вдруг поняла, что произошла чудовищная история, что Лена Бессольцева рассчитывала на её помощь. А она все-все забыла…».

В противоположность родителям, учительнице стоит образ дедушки Лены – Николая Николаевича Бессольцева, которого ребятня грубо обзывает «заплаточником». Он учит внучку доброте, милосердию: «Надо быть милосердным…Знаешь, что такое «милосердный?»… Это человек, у которого «милое» сердце. Доброе, значит».

Другая серия книг – уже про моих современников.

Одно время я была очень увлечена серией «Детский детектив» и прочитала из неё несколько книг Валерия Гусева: «Привет от тёти Моти», «Ворюга в клеточку», «Привет от верблюда». Герои этих произведений – два брата Дима и Алеша, которые ведут расследование самых настоящих преступлений и порой бывают умнее и находчивее полицейских. Но это не значит, что родители не знают, чем занимаются их дети. Можно сказать, что мальчишкам позволяют играть в сыщиков. Дело в том, что их отец – полковник полиции – всякий раз, как сыновья принимаются за расследование, тайно закрепляет за ними полицейского, который в случае опасности всегда поможет ребятам. Да, играть в детективов подростки любят во все времена. А в целом, в этих небольших повестях много смешных сцен и читаются они легко. В общем, книги для отдыха.

Больше меня впечатлила повесть Юлии Вознесенской «Юлианна, или Игра в киднеппинг».

Я открыла для себя новый жанр – православное фэнтези.

В содержании «Юлианны» две сюжетные линии: первая – история двух-девочек близняшек Ани и Юли. Вторая – описание противостояния Ангелов-хранителей, которые охраняют людей, предупреждают об опасности и наставляют на верный путь, и темных сил – домового Михрютки, бесёнка Прыгуна и всякой нечисти, которые, наоборот, подталкивают людей к греховным поступкам.

Девочки оказались разлучены с детства: после развода родителей Юля осталась жить с папой, преуспевающим предпринимателем, а Аня с мамой и бабушкой. После смерти жены Дмитрий Мишин принимает решение взять еще одну свою дочь к себе. Со встречи сестренок и начинаются их приключения.

Юлька решает избавиься от сестры с помощью киднеппинга – похищения детей с целью выкупа. Однако детская игра-шалость превращается в настоящее похищение. Все, конечно, заканчивается благополучно. Девочки освобождены, преступники схвачены. Но эти опасные приключения не только по-настоящему сблизили сестренок, но и помогли Юле многое понять: «Ангел, ты меня прости, пожалуйста, что я в тебя раньше не верила… Но я верю, что добрый и помогал мне…».

В этом году я прочитала еще одну необычную книгу, написанную также в жанре православной фантастики. Это – «Димон. Сказка для детей от 14 до 114 лет». Её автор – протоиерей Александр Торик. С первых страниц возникает какое-то не совсем комфортное чувство: язык – сплошной слэнг:. Но именно так общаются персонажи произведения – ученики 11-го класса. Главный герой – Димка. Только Димкой его никто не называет. Для друзей он – Димон. Отца у него не было, мама с отчимом уехали на заработки, оставив его на попечение неродной бабушки. «В определенном смысле, по понятиям сверстников, Димон жил «в шоколаде» – его никто не «пас», не лез в его учебные и прочие дела, у него была отдельная комната, классный навороченный «комп» со всеми мыслимыми девайсами, гаджетами и прибамбасами, пусть небольшие, но стабильные наличные и полная независимость от «предков»…..Но, иногда заходя к друзьям домой и слыша получаемые ими «нагоняи» от матерей…, грустно вздыхал, принюхиваясь к запахам домашней стряпни».

В день, когда с ним случилась фантастическая история, он собирался подбросить однокласснице Маринке, в которую бы влюблен, мягкую игрушку-брелок. Но, придя в класс, Дима узнает, что Марина попала в аварию и находится в коме. Он тут же рванул в больницу, тайно пробрался в реанимацию, чтобы увидеть «свою Принцессу». Возвращаясь обратно, он попадает в окружение шпаны, которые пытаются отнять у него телефон. Но ведь в телефоне единственная фотография Марины, и мальчишка сопротивляется, за что его сильно избивают. Избитого, промокшего под дождем его укрывает в скромной сторожке необычный старик: в фуфайке, валенках, с густой бородой. Там Димка засыпает и во сне он словно прожил еще одну жизнь, круто изменившую жизнь реальную. Там, далеко-далеко, он попадает в мир Вечности, где и страдания, и счастье – вечны. Он там, чтобы спасти свою Маринку.

Этот внеземной мир сложно устроен. Первый этап – Переходный Терминал. На фасаде много рекламных щитов: «Добро пожаловать в Мечту!», «Ты ждал этого всю свою жизнь!», «Выбирай своё наслаждение!». Вокруг греми музыка, все сверкает. На полу – стрелки-направления. Куда пойти – самостоятельный выбор каждого: Зал коммуникации, Страна неисчерпаемых богатств, Страна развлечений др. Выбрав свой путь, человек делает Главный Выбор и подписывает Акт Решения. Но потом его заветная мечта превращается в ужас. Вот, к примеру, что случилось с теми, кто выбрал зал презентаций «Гурмания»: «Вместо весело переговаривающихся, восхищенно ахающих…посетителей, теперь между рядами с наркотой бродили дергающиеся, дрожащие, стонущие и ругающиеся полутени-полулюди…Раньше, в той жизни, ломало тело…а здесь – не тела. Здесь ломает душу!».

Свою Маринку Дима увидел во время конкурса красоты, где она была признана Королевой Терминала. Как кричал ей Димка: «Нет! Не делай этого! Это обман!» , но она не услышала и подписала страшный Акт. «Димон словно оглох и ослеп. .. Мысль о том, что его Маринка сейчас находится во власти мерзких тварей, которые причиняют ей страдания, разрывала его душу на части. Он представил, как несчастная девчонка, бывшая, по её мнению, на пике своей мечты, купающаяся в славе и грезящая о шикарной жизни, вдруг оказалась лицом к лицу с изнаночной стороной Терминала и вместо фальшивого Рая обрела настоящий Ад».

И все-таки Димон спасет свою Принцессу, вытаскивая её из котлована Долины ужаса, ведь на этом непростом пути рядом с ним всегда был Вестник – Ангел Хранитель.

Какие же они – литературные подростки? Такие разные и такие похожие. Но главное, что все они – дети своего времени. И только не подвластными времени остаются школьная дружба, взаимовыручка и надежное плечо верящего в тебя взрослого.

И в завершение. Однажды в Интернете я наткнулась на памятку: «Подросток: сообщение для взрослого»:

Не опекайте меня, не ходите за мной, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия.

Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку.

Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни, Я вижу её, думаю о ней, но взойти на эту вершину я хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем более широкий горизонт мне открывается, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их. Но от величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно.

Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека.

Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины.

Если бы раздать это сообщение всем родителям, учителям, то, наверное, они поняли бы нас, подростков, лучше.


Министерство образования и науки РТ
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
II Всероссийской научной конференции учащихся по праву «Право как основа современного общества»
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРАХ»
Выполнили работу:
Студентки 1 курса
Хасбиуллина Далия
Трофимова Эмма
Научный руководитель:
Газизуллина А.Р., к.ф.н.,
преподаватель 1 категории
Казань, 2016
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Образ подростка в русской литературе ……………………………. 5
Обзор литературы ………………………………………………………. 5
1.2 Подростки с девиантным поведением в русской литературе …………... 6
Глава II. Образ подростка в зарубежной литературе ………………………. 8
2.1 Обзор литературных произведений о подростках ………………………. 9
2.2 Герой романа «Заводной апельсин» Э. Берджесса как пример подростка с девиантным поведением ……………………………………………………… 9
Заключение …………………………………………………………………... 11
Библиографический список ……………………………………………….. 12
Введение
Кто же такой этот подросток и каково значение данного периода в становлении личности? Данный вопрос освещается в трудах многих исследователей как в области психологии, так философии и социологии.
В словаре человечества не всегда было понятие «подросток». По замечанию Ф. Ариеса, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие «подростковый возраст» возникло лишь в 19 веке . Первым, кто предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости, был Ст. Холл.
В науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода с точки зрения его психологических особенностей. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература устанавливает разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. В нашем исследовании уместной будет опора именно на мнение сторонников социального подхода (Аверин, Дольто) при определении границ подросткового периода, где главный критерий - это социальное влияние на развитие личности .
По мнению большинства ученых, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и сегодня. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального отклика, что в дальнейшем определит жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.
Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т.е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов .
Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение .
Оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе .
Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Подросток со свойственным ему максимализмом иногда старается превзойти своего идола. Здесь важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример.
Русские и зарубежные писатели посвящают свое творчество подростку, его интересам, проблемам и особенно поступкам, которые иногда поражают своей жестокостью. Это и неудивительно: человек, вступивший в пору полового созревания, начинает мыслить по-иному и действовать согласно своим убеждениям на тот момент. Вследствие этого часто взрослые оценивают подростков неоднозначно. Как нам кажется, как раз эта особенность и отразилась в литературе.
В произведениях русских и зарубежных писателей подросток представлен по-разному. Но сходятся они все в одном - пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия взрослеющего человека. Эта проблема поднималась писателями в различные периоды и продолжает интересовать их и в XIX веке, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель нашей работы – выявить особенности становления подростков в русской и зарубежной литературах 80-90-тых годов; сделать сравнительный анализ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности образа подростка в зарубежной литературе;
- изучить особенности образа подростка в русской литературе;
- продемонстрировать непростые взаимоотношения подростков с обществом и нарушения правил последнего подростками.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: описательный, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение фактического материала.
Научная новизна заключается в том, что ранее образ подростка не рассматривался прежде в срезе русской и зарубежной литератур.
Материалом исследования послужили произведения «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, «Чучело – 2, или игра мотыльков» В. Железникова, «Класс коррекции» Е. Мурашовой.
Объектом исследования является современная отечественная и зарубежная подростковая проза.
Предмет исследования - образ подростка в современной отечественной и зарубежной прозе.
Гипотеза – подросток в обеих литературах представлен по-разному, но особенности его иногда девиантного поведения обусловлены влиянием взрослых и общества в целом.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности применения общих положений и выводов на уроках как русской литературы, так и зарубежной.
Глава I. Образ подростка в русской литературе
Обзор литературы
В нашем исследовании мы остановимся на произведениях ХХ века, ибо, как нам кажется, в современной литературе для детей XXI века мало реалистичных произведений (они есть, но рассматриваются в ином ключе и всегда с примесью фантастики), где бы анализировались взаимоотношения подростков с взрослыми, причины недопонимания ими друг друга, а также причины правонарушений среди подростков как способ заявить о себе и способ занять свою нишу в этом мире. Заметим, что на сегодняшний день современная русская подростковая проза претерпевает некоторый застой, как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный, литература о подростках терпит серьезный крах. Нет самой важной серии книг – о современных 13-16 летних наших российских подростках. Вследствие чего мы остановимся на обзоре подростковой литературы 80-е и 90-е гг., как отмечалось выше.
Образу подростка особое внимание уделялось в произведениях русского писателя Анатолия Алексина, чье творчество представляет собой воспитательную ценность, как отмечают некоторые исследователи. Он написал такие произведения, как: «В одном пионерском лагере», «О дружбе сердец», «Школа на новом пути» и т.д.
В. Крапивин начинает указывать на причины поведения подростка, на формирование его характера. Обращает внимание на родителей, их присутствие или отсутствие в жизни подростков; на общественность да и просто всю жизнь вокруг; выявляя, таким образом, причины, которые вызывают отклонения, иногда и девиантные, в жизни подростков. Он написал такие произведения, как: «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой» и т.д.
В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, О. Дзюба, Е. Липатова, Т. Михеева.
Мы, конечно же, не должны забывать и о таких повестях, написанных в 80-е и 90-е гг., как: «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» В. Железникова. В своих текстах писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
Особое место в литературе 90х-2000х гг. занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции».
Образ подростка в русской литературе разных лет меняется, меняются и способы анализа этого образа. Видно движение от примитивного представления о подростках как о добрых существах до развития образа, который являет собой агрессию по отношению к окружающим, что иногда выливается даже в совершение преступлений. В нашей работе остановимся, прежде всего, на последнем аспекте, что столь актуально в наше время.
1.2 Подростки с девиантным поведением в русской литературе
Образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХI вв. меняется, как было сказано нами выше. Это демонстрирует повесть «Чучело – 2, или игра мотыльков» В. Железникова. Главный герой этой повести - Костя. Внешне красив, выделяется на фоне окружающих, лидер, постоянно привлекающий к себе внимание окружающих, способен на протест.
Однако со временем он превращается в эгоиста, думающего лишь о себе, к чувствам и мыслям других людей относящегося с презрением. Он не считается с мнением остальных. Его мать это понимает: «И правда, мама, он все видит и слышит по-другому. Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья» . Костя показывает свое неприятие окружающих, не принимает их мыслей и чувств.
Свой поступок - угон машины - герой не воспринимает как проступок: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину» . Он противопоставляет себя старшему поколению, так как не хочет жить в соответствии с законом и моралью вслед за взрослыми. Костя пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.
Главная причина такого поведения заключена в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, пытается взять многое от жизни, думает о мужчинах, сорит деньгами. К сыну она, безусловно, относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Вследствие чего Костя был всегда уверен в том, что он – лучший, что ему всё сойдет с рук.
Другая причина - окружение Кости, философия людей. Почти все люди, представленные в повести, стараются жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, эгоистично относясь к жизни. Так, герой Куприянов заявляет: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы» . Именно поэтому Глебов, размышляя о причинах поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?» .
Костя, безусловно, как любой человек пытается сам себе доказать, что ничего противозаконного он не совершил. Однако когда наступает осознание, что понесет наказание за свой проступок, в нем появляется злоба: «…Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира» . Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело, вследствие чего герой даже не хочет отвечать за свой проступок.
Нравственная перестройка происходит в Косте уже в тюрьме, где осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, что нужно их простить и понять. Если Р.Р. Раскольникову, герою Ф.М. Достоевского, помогла понять это Сонечка Мармеладова, то Косте – его баба Аня, для которой родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, ибо сама жила по законам Бога, для нее важна человеческая душа.
В заключение заметим, что образ Кости непрост: это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Он смог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.
Следующий автор, занимающий особое место в русской литературе, - Екатерина Мурашова. Остановимся на произведении «Класс коррекции». Автор развивает опять ситуацию, когда подросток сталкивается не только со сверстниками, но и с действительностью, ему приходится проходить жизненные испытания.
Е. Мурашова поднимает вопрос: «Кто виноват в сложившей ситуации?». Ответ для нее очевиден: «Наверное, взрослые, все общество». Действие повести происходит в школе, где детей разделили на разные классы, и отношение к этим классам соответственно различается. «Ашки» покруче, чем «бэшки». Там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» нормальные – там учатся те, у кого более- менее тип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. А мы – класс «Е». Можете себе представить» .
Как видим, разделение по классам выходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы уместно (на их взгляд, конечно же), поэтому они решили поделить детей на те же группы.
Подростки из класса «А» совершают преступление – похищают девочку из класса «Е», однако взрослые стремятся оградить преступников от наказания, чему есть несколько объяснений: родители виновных – влиятельные люди, им скандал не нужен; школе невыгодны проблемы с родителями; на преступление можно закрыть глаза, ибо ученица из класса «Е» - никому не нужный ребенок.
Таким образом, в проблемах подростка виноваты, прежде всего, взрослые, которые оказывают влияние на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Е. Мурашовой совпадает здесь с точкой зрения В. Железникова. А о последствиях подобного отношения и говорить не стоит – презрение со стороны тех же самых подростков по отношению к своим «любящим» родителям.
Глава II. Образ подростка в зарубежной литературе
2.1 Обзор литературных произведений о подростках

В зарубежной литературной традиции XX века подросток - это герой, выходящий из детства, старающийся найти своё место в обществе. По своему характеру он - бунтарь. Причины подобного бунта представлены не только возрастными, но и социальными особенностями, так как протест у героя порождают мир взрослых и установленные там социальные порядки. Литературные исследователи определяют истоки такого бунта: европейская юношеская литература была связана со студенческими волнениями 1960–1970-х годов, американская - с движением хиппи. Именно на этом временном промежутке мы остановимся в нашем исследовании.
Так, о герое-бунтаре пишет Д.Д. Сэлинджер в повести «Над пропастью во ржи», где Холден Колфилд нетерпим ко всем проявлениям фальши и лжи в окружающих людях. Попытки самооправдания он ненавидит и в самом себе. Гарантом истины являются откровенные признания и исповеди, в которых Холден выкладывает все начистоту.
В американской литературе на первое место выходит дневниковый стиль с элементами сатиры и комической игры. Таким образцом станет повесть известной английской писательницы С. Таунсенд «Тайный дневник Андриана Моула», «Страдания Андриана Моула» и др. Пишет он их в форме дневниковых записей, которые ведёт в режиме «нон-стоп»; там и списки дел и покупок, и выписки из книг и газет, письма, расписки, квитанции и анкеты. Так воссоздается типичная картина жизни мальчика: ссоры между родителями, уход матери из дома, отсутствие у отца постоянной работы, безденежье и обилие неоплаченных счетов, придирки школьных учителей, хлопоты по хозяйству, подростковые комплексы.
Социальную действительность в своих дневниках представляют и героини. Например, в подростковой прозе Мэг Кэбот «Дневники принцессы», «Влюблённая принцесса», «Принцесса ждёт», «Принцесса на стажировке» и др. В дневнике она страдает по поводу своей внешности и недостатков, жалуется на учителей и родителей, переживает из-за ссор с подругой и бойфрендом - типичный набор подростковых переживаний, от которых не может защитить даже королевская корона. Однако, Миа толерантна, демократична, социально активна, политически грамотна.
Душевному миру подростка посвящены повести норвежского писателя К. Хагерюпа «Маркус и Диана», в которых рассказывается о чувствах и переживаниях тринадцатилетнего Маркуса. Самым душевным, интимным герой делится со своим отцом и другом Сигмундом. Причина его страданий - постоянная влюблённость, при которой эмоциональный подъём сменяется любовной опустошённостью.
Стоит заметить, что в некоторых произведениях представлен и образ иного подростка, который способен переступить даже закон. Обратимся к такому знаменитому роману, как «Заводной апельсин» Э. Берджесса.
2.2 Герой романа «Заводной апельсин» Э. Берджесса как пример подростка с девиантным поведением
Энтони Бёрджесс - английский писатель и литературовед ХХ века. Его самое известное произведение - «Заводной апельсин», которое обрело популярность главным образом после экранизации Стэнли Кубрика, затрагивает такие темы как свободная воля и мораль, зла и насилия в современном обществе. Имеет ли государство и общество право лишать человека свободы воли, пусть даже в целях наказания и исправления? Может ли человек, личность, лишённая свободы воли, ставшая похожей на заводной апельсин, символизировать собой победу современных технологий над злом? Но наряду с социальными вопросами, в фильме глубоко затронута и природа человека. Откуда исходит агрессия? Каков человек без свободы воли? Как может садизм сочетаться с тягой к прекрасному, к музыке Бетховена, например?
В романе «Заводной апельсин» видим в образе Алекса не просто подростка, но прежде всего преступника. Ему 15 лет, проживает в Англии, любит проводить время с друзьями в баре «Korova». Алекс напоминает нам некоего ёжика, который свернулся в калачик и колит всех, кто к нему прикоснется. В таком состоянии он находится все время, хотя за этим всем скрывается что-то прекрасное.
Друзья у этого героя тоже, конечно же, есть (Тём, Пит, Джорджик), но они такие же, как и он сам. Как не вспомнить тут пословицу: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Как можно догадаться, глава банды - это, безусловно, Алекс. Он и его друзья совершают ряд жестоких преступлений. Причиной убийств людей является тлетворное влияние общества, необразованность героев, самолюбие, прежде всего, именно Алекса. Он хочет показать всем, что он не такой, как все, что он особенный, он ставит себя выше других. В романе они избивают старика и разрывают книги; убивают мужчину и издеваются над его женой, над двумя девочками лет 10; пытаются ограбить пожилую женщину. Но в конечном итоге друзья предают Алекса, когда они оказываются в доме у пожилой женщины. Когда Алекс осознает, что к дому подъезжает полиция, он видит, как «друзья» оставляют его одного.
Безусловно, наказание оказывается неминуемым. Сначала его избивают в полиции за его некультурные выражения. Когда он попадает в гостюрьму 84-ф, ему дают номер - 6655321. Позже над ним проводят опыт по методу доктора Бродского. После каждого приема еды ему делают укол, через какое-то время колют витамины: «Потом пошли vestshi и вовсе необычным: один из medbrattjev пристегнул мне голову ремнем к подголовнику, напевая при этом себе под нос какой-то популярный эстрадный kal» .
Сперва он не понимает, почему его нужно привязывать, ведь он просто смотрит фильм, к примеру. Однако ему показывают не простые фильмы, а фильмы с насилием. После 6 фильма его начинает подташнивать, а на следующем же было все иначе: «Меня слегка прошиб пот, в kishkax все болело, ужасно мучила жажда, в голове стучало - бух-бух-бух, и я хотел только одного: не видеть, не видеть этого, иначе стошнит» . Это продолжается какое-то время, пока его не выпустят на свободу.
На свободе он пытается жить так же, как и раньше, но у него это не получается. Алекс уже не может наслаждаться тем, чем наслаждался ранее. Все меняется, весь мир меняется за эти 2 года. Он не может наслаждаться даже музыкой: «Это была симфония, которую я очень неплохо знал, что много лет на slushal,. Третья симфония одного датчанина по imeni Отто Скаделинг, sntuka громкая и burlivaja, особенно в первой части, которая как раз и звучала. Секунды две я slushal с интересом и удовольствием, но потом на меня накатила боль и тошнота, и я застонал, взвыл прямо всеми kishkami» .
И он решает, что он не сможет так жить и лучшее для него – это СМЕРТЬ. Он выбрасывается из окна, но не умирает. После выписки из больницы он находит новую компанию, также ходит в бар «Korova», но как-то раз он встречает своего старого «друга» Пита, он уже женат и у него все прекрасно. И тут Алекс осознает, что юность уже ушла, её больше нет. Он становится рассудительнее и взрослее. Он думает даже о том, что когда у него будет сын, он все ему объяснит, расскажет. С этого момента он решает искать себе подходящую жену, которая сможет быть матерью его сыну.
Как видим, попытка самоутверждения заставляет героя пройти через ряд непростых жизненных испытаний, благодаря которым происходит осознание неверности выбранного пути.
Заключение
В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка, его изменение.
Так, характеристика героя-подростка современной прозы имеет своеобразный характер. Как отмечает Т.И. Михалева, при сопоставлении произведений 60-х - 80-х годов и 90-х - 2000-х невольно отмечаешь снижение духовного начала, нарастание прагматизма, жестокости в средствах достижения. Герои-подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».
Писатели исследуют «усложнившийся внутренний мир современного ребенка в свойственном изначально дидактическом, нравоучительном ключе, с учетом специфики возрастного мышления и психологических особенностей подросткового периода» .
Таким образом, мы выявили, что герои произведений постепенно приходят к выводу, что стать подлинной личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике. У подростка свои идеалы, к которым он стремится к ним; он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми.
В литературе 90х гг. подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они попадают в сложные жизненные ситуации, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.
Писатели демонстрируют ярко, что преимущественно взрослые виноваты в том, что подростки попадают в такие условия: они уделяют им мало времени и внимания, не замечают тревожности детей, а иногда сами создают проблемы для них.
Наряду с этим, дети начинают подражать взрослым, беря в пример их самих. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершают поступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь – нарушают закон и оказываются в тюрьмах, где их ждет взросление и осознание неверности выбранного ими когда-то пути.
Библиографический список
Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. – Спб: изд-во Михайлова, 1998. – 379с.
Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43
Учителям и родителям о психологии подростка./ Сост. Г.Г Аракелов и др. М., Высш. шк., 1990. - 304 с.
Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся мире». – М. Просвещение, 1991. – 215 с.
Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М., 2005. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/jeleznikov-vladimir/4u4elo-2_532/1-4u4elo-2_532.html
Храпченко М.Б. «Художественное творчество, действительность, человек. М., «Советский писатель», 1982. – 416 с.
Мурашова Е. В. «Класс коррекции». - Режим доступа: http// HYPERLINK "http://www.litmir.net/" litmir.net›br/?b=116717.
Э. Берджесс. Заводной апельсин. - Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/71872.

Одно из важных мест в развитии нашего государства — формировании гражданского общества, которое принадлежит образованию. Именно на него возложена задача, обеспечить должный уровень обучения и воспитания молодого поколения, которое бы отвечало мировым стандартам. Поэтому в основу формирования личности нужно положить идеи гуманистической парадигмы, заложить механизм самореализации личности. Особенно актуальным этот вопрос становится в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений. Ведь воспитание детей, а особенно «тяжелых» — сложное дело.

К сожалению, реформы общества привели к глубоким и не всегда позитивным изменениям в жизнедеятельности семьи. Речь, прежде всего, о ее социально-педагогических и демографических основаниях. Многие семьи, лишенные надлежащей государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым реалиям. Углубляется дезорганизация семейной жизни, растет нестабильность брака, разрушаются сложившиеся морально-этические нормы, традиции. Усиливается конфликтность в отношениях между родителями и детьми. Постоянно растет сиротство, беспризорность, педагогическая запущенность, криминализация, алкоголизм и наркомания, преступность среди подростков. Именно из проблемных семей выходят в свет десятки тысяч «трудных» детей и подростков, которые впоследствии оказываются на скамье подсудимых. У них нет ощущения родительского дома, психологической защищенности в семье, надежды быть поддержанными в трудную минуту. Им на помощь должны прийти педагоги.

Как показывает опыт, педагогически запущенные учащиеся отличаются негативным отношением к чтению, бессистемностью прочитанных книг и низкой культурой читательских интересов. И негатив заключается не только в том, что литературные произведения отечественной и мировой классики, лучшие образцы разнообразных литературных жанров проходят мимо подростка. Читая художественную литературу, подросток учится оценивать жизненные явления и на этой основе воспринимает красоту окружающего мира, красоту человеческих чувств и взаимоотношений, осмысливает действительность с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Объективным и не за ангажированным критерием качества работы в этом направлении является состояние посещение подростками библиотеки. Сегодняшний мир дает нам новые и новые способы получения информации. Меняются приоритеты, подходы, оценки общественной жизни. Появляются новые и исчезают устаревшие средства коммуникаций. Но книга была и продолжает оставаться вечным источником знаний человека.

Во многих молодежных американских фильмах можно увидеть подростков, носящих брекеты, обычно их используют для исправления неправильного прикуса, теперь эта возможность доступна для всех желающих.

Премия «Книгуру» - самая крупная и влиятельная российская награда, присуждаемая в области подростковой литературы. В этом году она будет вручена в 6-й раз. В финал вышли 15 книг современных российских писателей. Это истории из школьной жизни, сюжеты о конфликте взрослеющего ребенка с семьей и близкими, фэнтези, исторические тексты, сказки и псевдоучебники. Обозреватель «Ленты.ру» Наталья Кочеткова прочла тексты шорт-листа.

Об окружающем мире

Станислав Востоков «Криволапыч» (для читателей от 10 лет)

Станислав Востоков - наш Константин Паустовский и Джеральд Даррелл в одном лице. Потому что сейчас только он умеет так писать о деревне, что интересно даже скучающим подросткам, и так рассказывать о животных, что даже когда звери о чем-то «подумали» и что-то «решили», то все равно сделали это как животные, а не как люди. Что неудивительно - Востоков работал в разных зоопарках мира, а это бесценный опыт (он был сотрудником Московского зоопарка, работал в Международном обучающем центре сохранения природы на острове Джерси, в реабилитационном центре для гиббонов, спасенных от браконьеров, в Камбодже). В финал «Книгуру» вышла его повесть про енота Криволапыча, в которой точные сведения о жизни животных иронично соседствуют с рассуждениями о философии и современном мироустройстве.

Олег Бундур «Царское море» (для читателей от 10 лет)

«Ледокол носом рассекает огромные волны, брызги, подхваченные ветром, долетают даже до иллюминаторов мостика и замерзают на стеклах. Приходится включать горячий обмыв стекол. За бортом 10 градусов мороза, потому и замерзают капли. Ну, а само Баренцево море зимой не замерзает от теплого течения Гольфстрим - это вы знаете. На мостике тепло, уютно, и кажутся совсем не страшными ни студеные волны, ни ледяной ветер, ни брызги. Я представил себя сейчас на открытой палубе и поежился - бр-р-р!» Вот так спокойно и детально автор рассказывает обо всем, что видит и фиксирует во время своего плавания на ледоколе «Таймыр»: о чайках, китах и акулах, о ключе, который открывает любую дверь, о том, как добывают пресную воду, как шуршат и грохают льдины о борт судна. Немного в духе «Что я видел» Бориса Житкова, только опыт у рассказчика гораздо более экстремальный.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

Неучебные учебники

Александр Киселев «Литра» (для читателей от 12 лет)

«Литра» - сленговое школьное словечко для обозначения предмета, который традиционно называется «литературой» или «словесностью». Под девизом, что «с каждым нужно говорить на понятном ему языке», Александр Киселев решил побеседовать с подростками об истории и теории русской литературы в понятных им терминах: рассказать об «sms на бересте» (берестяных грамотах), «PR по-древнерусски» (летописях) и о «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как о бестселлере. Стихотворение же Пушкина «Пророк», в котором все церковнославянские слова заменены на русские, стало в переложении автора учебника звучать так: «Я пить хотел и по степи однажды ночью волочился, И вот совсем я затупил, И Змей Горыныч мне явился…» Попытка, что называется, засчитана, и читать этот текст в общем довольно весело. Хотя временами все же приходит на ум строка из стихотворения другого автора, тоже хулигана и постмодерниста, но с безупречным вкусом: «Фильтруй базар, фильтруй базар, малыш».

Артем Ляхович «Битва при Наци-Туци» (для читателей от 14 лет)

Краткое пособие по выживанию в виртуальном мире - так Артем Ляхович определил жанр своего опуса. И действительно - книга больше всего похожа на длинный платоновский диалог, из которого выбросили все вопросы ученика, поэтому он превратился в пространный учительский монолог, в котором, с одной стороны, вроде на пальцах объясняется, как по-разному можно конструировать реальность, определенным образом преподнося информацию ее потребителю, с другой - автор не забывает вставить в текст «симулякр» и Бодрийяра. Идея растолковать подросткам, что такое манипуляция при помощи медиа и подтасовка фактов, сама по себе достойна всяких похвал. Но вот у многих ли 14-летних хватит интеллектуальных сил и терпения внимательно дочитать до конца и обдумать прочитанное - предсказать заранее трудно. Слишком непривычен сам жанр для подростковой литературы.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

О взрослении

Нина Дашевская «Я не тормоз» (для читателей от 10 лет)

Очень живая и динамичная (не только по сюжету, но и по языку) повесть Нины Дашевской о мальчике, который торопится жить и чувствовать. Игната Волкова даже прозвали «Зайцем», потому что абсолютно все в этой жизни он делает быстрее других людей: ходит, ест, перемещается по городу на роликах и самокате, думает. Но эта скорость не мешает ему замечать главного: эмоциональных перемен в близких, например, или постороннего, которому нужна помощь.

Лариса Романовская «Самая младшая» (для читателей от 13 лет)

Конфликт прописан уже в названии: самой младшей в семье девочке Полине восемь лет, она учится во втором классе, у нее богатая фантазия и ей скучно, потому что все заняты. У всех членов ее большой семьи - бабушки, дедушки, мамы, папы, старших сестры и брата - находятся дела поважнее, чем маленькая Полина. Но у Полины есть друг, который всегда с ней, - Толик. Толик - это ее дедушка в детстве. Он такой, каким Полина его себе придумала. В повести показан мир взрослых, увиденный глазами маленького ребенка. Прием сам по себе, конечно, не нов, но своего обаяния текст от этого не теряет.

Денис Мартынов «Смотри, что принесли наши сети» (для читателей от 13 лет)

История мятежного 14-летнего подростка, на фоне перемен в семье (а именно так в 14 лет часто и бывает) решающего убежать из родительского дома и уехать в другой город, рассказана таким ровным, блеклым и невыразительным языком, что приходится долго себя убеждать, что речь и правда идет о колючих подростках, а не о воспитанницах пансиона благородных девиц, увиденных глазами их наставниц. Родителям и библиотекарям старого образца текст, безусловно, понравится, подросткам - вряд ли.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

О школе

Илга Понорницкая «Подросток Ашим» (для читателей от 13 лет)

Двое новеньких приходят в гимназический класс. Один - скорее гуманитарий из бедной и неполной семьи. Второй - «ботаник» с ярко выраженными математическими способностями из семьи многодетной (и тоже небогатой). Они оказываются среди незнакомых, чужих, враждебных и, главное, гораздо более материально обеспеченных одноклассников. Для автора вот эта «социальная» составляющая, деление на «бедный/богатый» в повести и есть самое важное. Психологическая линия адаптации двух подростков к непривычным для них условиям школьной жизни едва различима на фоне конфликта «как живется бедным среди мажоров».

Светлана Волкова «Подсказок больше нет» (для читателей от 14 лет)

Гораздо более выигрышно на фоне повести «Подросток Ашим» выглядит текст Светланы Волковой «Подсказок больше нет». На первый взгляд, он на ту же тему: новенький приходит в класс. Но если в «Ашиме» движущей силой сюжетного механизма оказываются представления подростков о родительском кошельке, то Волкова сосредоточилась именно на психологических аспектах вживания подростка в непривычную среду. Главный герой постоянно обдумывает, что и как он должен сделать, чтобы отстоять свой авторитет в глазах одноклассников. Как минимум в качестве практического руководства для всех новеньких в классе книга необычайно полезна.

Об истории

Мария Пономаренко «Тайны глобуса Блау» (для читателей от 10 лет)

Книга, где все вертится вокруг одного медного шара, - подзаголовок текста Марии Пономаренко. Она рассказывает историю знаменитого глобуса Блау, который был изготовлен в начале 1690-х годов наследниками известного амстердамского картографа Виллема Блау для шведского короля Карла XI. Карл XII отказался выкупить глобус в связи с расходами на ведение Северной войны. В итоге в начале XVIII века глобус купил Петр I. Он побывал в Лефортовском дворце, в Сухаревой башне, в Кунсткамере, в Румянцевском музее, пока наконец в 1912 году не остановился в Историческим музее, где и пребывает по сей день. Глобус примечателен много чем. Австралия на нем обозначена как Новая Голландия. Камчатки, Аляски и Сахалина нет вовсе, а Корея и Калифорния отмечены как острова. Но книга - не только история глобуса. Это история путешествий и картографии, изобретений и открытий. Такой настоящий нон-фикшн в духе Питера Акройда для совсем юного читателя.

Станислав Росовецкий «У друкарей и скоморохов» (для читателей от 12 лет)

Историческая повесть из жизни московского подростка XVII века по имени Васка, который после пожара остался сиротой и был взят в помощники дядькой Гаврилой, государева Печатного двора резчиком. Правда, от дядьки он скоро сбежал со скоморохами мир посмотреть и себя показать. Патриотический мотив противостояния православных «панам-ляхам» не на последнем месте в этом тексте.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

Сказки/фэнтези

Анастасия Строкина «Кит плывет на север» (для читателей от 10 лет)

Молодая Анастасия Строкина уже успела много где побывать и пожить. А родилась она на Крайнем Севере, и для нее это место связано с детством и со сказкой. Вероятно, поэтому действие истории «Кит плывет на север» происходит именно там. В холодных океанских водах рассыпаны острова. У каждого острова должен быть свой хранитель - зверек мамору. Каждого мамору готовят к тому, чтобы он распознал свой остров, поселился на нем и стал о нем заботиться. И вот юный мамору плывет на спине кита и думает о том, как найти свой остров, готов ли он стать хранителем, что пропустил в школе и как ему теперь быть. Волшебная сказка, красивая и прозрачная, как тонкая льдинка, решает сразу несколько задач: автору она дала возможность погрузиться в изучение (и придумывание) алеутского фольклора, читателю - задуматься над тем, что бы ему хотелось делать в жизни и насколько он к этому готов.

Майя Тобоева «Дева гор» (для читателей от 13 лет)

То ли сказка, то ли притча, то ли эпос о древнем приморском народе, родовом проклятии и девочке, которую родители хотели сберечь от уготованной ей судьбы. Как показал пример девочки Эйки (а до нее корпус текстов античных авторов), бороться с роком - бестолковое занятие. А вот понять и принять свое предназначение - единственный способ остаться человеком.

Владимир Аренев «Порох из драконьих костей» (для читателей от 14 лет)

Мир после апокалипсиса. В нем все не так, как прежде. Человек может внезапно погибнуть. Или заболеть. Или заснуть, а проснуться спустя большой отрезок времени. Или поменять внешность. У главной героини Марты выдающийся дар: она умеет обезвреживать найденные в земле древние драконьи кости. Заговаривает их, лишает злой магии. Это дорогого стоит не только в переносном, но и в прямом смысле. Девушка хочет заработать денег на образование. А там, где большие деньги, - там просто не бывает. И вскоре становится понятно, что Марта втянута в довольно опасную и запутанную историю.

Эдуард Веркин «Пролог» (для читателей от 14 лет)

Снова постапокалиптический текст о том, какой стала жизнь после страшной войны. Война длилась всего 17 минут, зато последствия ее оказались ужасными и разрушительными. Даже спустя несколько десятилетий люди продолжают жить как дикари. Ничего не осталось от цивилизации, погибли все книги. И только после того, как нашелся человек, способный написать книгу, жизнь начала возвращаться в прежнее русло.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Реферат

по литературе

на тему: «Проблемы подростков и их отражение

в русской литературе»

Выполнила:

ученица 10а класса

Гурова А. А.

Преподаватель:

Гурова А.В.

Нефтекамск 2011

1. Введение. Проблемы подростков. Результаты опроса 3 – 5

2. Анализ повести В. Железникова «Чучело» 6 - 8

3. Повесть Анатолия Алексина « Безумная Евдокия» 9 - 10

4. В. Распутин «Женский разговор» 11 -14

5. Заключение 15

6. Литература 16

7. Тезисы 17-18

8. Отзыв 19

Введение

Слайд 1 Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был ласковым и послушным, а теперь стал просто невыносимым: грубит на каждом шагу, огрызается, на замечания отвечает резкостью, а то и дверью хлопнет так, что стекла дрожат. Что с ним происходит? Ничего особенного, просто он взрослеет.

Слайд 2. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями. Повышенная активность и возбудимость нередко делают юношу неразборчивым в выборе знакомых, побуждают ввязываться в рискованные и сомнительные дела. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость - все это отравляет психику современного молодого человека. В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности -эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Подтвердил это опрос среди учащихся 9 и 10 классов (80 человек). Было задано два вопроса: 1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить? 2) Как решить эти проблемы?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся выделили следующие проблемы: Слайд 3.

1) непонимание со стороны взрослых (67 человек);

2) предвзятое отношение друг к другу (32 человека);

3) агрессивность по отношению к окружающим (18 человек)

4) неумение реализовать себя (40 человек)

5) неумение отстаивать свое мнение (21 человек).

Слайд 4. Отвечая на второй вопрос, подростки выделили следующие способы решения проблем: больше общаться со взрослыми, советоваться с родителями, научиться прощать обиды, учиться быть терпимее, смотреть на мир с оптимизмом.

В. Железников «Чучело»

Русская литература не могла не обратить внимания на проблемы подросткового возраста.

Слайд 5. Я несколько раз перечитывала повесть В. Железникова «Чучело». . Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Слайд 6. Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

Дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова, по прозвищу Железная Кнопка - неформальный лидер и идеолог класса; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина; откровенный садист и воинствующий Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров. Проблема жестокости в отношениях друг к другу актуальна и на сегодняшний день.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Слайд 7. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене. Так решается проблема агрессивности.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...