Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Деятельность медиатора в семейной медиации. Особенности применения процедуры медиации при разрешении семейных споров

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Особенности применения процедуры медиации при разрешении семейных споров

семейный спор развод медиация

На сегодняшний день согласно российскому законодательству юридические дела, возникающие из семейных отношений, относятся к компетенции следующих органов:

1) органов опеки и попечительства;

2) комиссий по делам несовершеннолетних;

3) органов записи актов гражданского состояния;

4) органов нотариата;

5) судов общей юрисдикции.

При этом разрешение семейных споров осуществляется только судами. Иные органы относятся к органам бесспорной юрисдикции.

Следует отметить, что семейная медиация является одним из первых и наиболее распространенных видов медиации за рубежом. Как правило, семейная медиация применяется для урегулирования разногласий, которые возникают при разводе супругов и касаются вопросов проживания родителей и детей, воспитания и общения с ребенком, уплаты алиментов, раздела имущества и распределения долгов, а также споров, возникающих между членами семьи относительно материальной поддержки и помощи. В некоторых странах, например в Германии, к семейной медиации отнесены наследственные дела, когда спорят наследники-члены одной семьи*(223). Несмотря на различия в национальных правовых системах и культурных традициях, в зарубежных странах наблюдается явная тенденция институциализации семейной медиации и интегрирования данной примирительной процедуры в деятельность различных юрисдикционных органов. Зачастую семейная медиация регламентируется отдельно (от иных видов медиации) в отраслевом или специальном законодательстве и рассматривается в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений.

В частности, в Англии и Уэльсе в соответствии с Законом о семье 1996 года солиситор обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и в то же время обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору, имеющему государственную аккредитацию, для проведения информационной сессии. Основными целями такой предварительной встречи являются разъяснение стороне сути примирительной процедуры, ее преимуществ, а также проведение оценки медиабельности спора. Если спор может быть урегулирован в процедуре медиации и обратившаяся сторона дает согласие на проведение примирительной процедуры, медиатор направляет уведомление другому участнику спора. Если в течение 14 дней ответ не поступает либо вторая сторона отказывается принять участие в информационной сессии и (или) медиации, медиатор оформляет письменное заключение, которое является основанием предоставления бесплатной юридической помощи при рассмотрении дела в суде. При наличии согласия обеих сторон проводится процедура медиации. Как правило, лица, материальное положение которых соответствует установленным критериям, пользуются услугами медиации бесплатно.

В Республике Ирландия в конце 1980 гг. при Департаменте семьи и социальных вопросов была учреждена Служба семейной медиации, под руководством которой функционируют 16 региональных центров, обеспечивающих проведение бесплатных примирительных процедур. Государство активно поддерживает развитие медиации в качестве одного из мероприятий в рамках реализации политики, направленной на поддержание и укрепление семьи.

В США в большинстве штатов приняты законы, регулирующие семейную медиацию, при этом в некоторых из них предусмотрено проведение обязательной медиации по делам, связанным с опекой и воспитанием детей после развода родителей. Многие службы семейной медиации создаются и функционируют при судах.

В Австралии система разрешения семейных споров, установленная Законом о семье 1975 года, включает процедуру медиации и процедуру примирения (conciliation), которые проводятся лицами, аккредитованными в соответствии с Системой практикующих специалистов в области разрешения семейных споров. В целях уменьшения нагрузки на семейные суды и суды магистратов, а также для снижения судебных издержек и предоставления бывшим супругам возможности выбора способа разрешения их конфликта в Австралии создана сеть Центров семейных отношений (Family Relationship Centers, FMCs), финансируемых за счет федерального бюджета страны. С 2007 года обращение к аккредитованным практикующим специалистам в области семейных споров по делам о воспитании детей после развода родителей стало обязательным (исключение составляют случаи, если спор связан с насилием в семье, жестоким обращением с детьми и (или) похищением детей).

В Европейском Союзе проблемам семейной медиации уделяется значительное внимание. В 1998 году была принята Рекомендация Rec N (98)1 в которой раскрыты основные принципы и правила семейной медиации. Медиатору по семейным спорам рекомендуется уделять особое внимание интересам ребенка и напоминать родителям об их основной обязанности заботиться о благополучии общих детей. Согласно Рекомендации Rec N (98)1 медиатор вправе предоставлять сторонам правовую информацию, однако должен воздерживаться от предложения конкретных решений по спору и юридических советов. Государствам-членам ЕС рекомендуется предпринять меры по распространению информации о семейной медиации, а также создать правовые механизмы применения судебной семейной медиации и приведения в исполнение достигнутых в ходе примирительной процедуры соглашений. Следует отметить, что цель принятия Рекомендации заключалась в стимулировании внедрения, распространения и унификации института семейной медиации в европейских странах, однако, несмотря на всеобщее одобрение и поддержку, она не получила широкой практической реализации. В большинстве государств континентальной Европы развитие медиации в сфере семейных правоотношений осуществлялось поступательно в контексте национальной правовой системы и сложившихся культурных традиций.

В Германии семейная медиация стала одним из первых востребованных видов примирительных процедур. На сегодняшний день семейные медиации проводятся как частнопрактикующими медиаторами, так и государственными служащими управлений по делам молодежи, которые в соответствии с Кодексом социального права Германии наделены полномочиями по организации проведения медиаций по спорам, связанным с воспитанием детей.

В Австрии в середине 1990 гг. на базе федеральных органов государственной власти был проведен правовой эксперимент, в рамках которого осуществлялось информирование и консультирование граждан по вопросам примирительных процедур, проводились медиации по семейным спорам, а также была реализована программа помощи детям при разводе их родителей. По окончании эксперимента в Вене был создан Консультативный совет, объединяющий специалистов-медиаторов, деятельность которого в основном финансируется государством. Интересно, что в Австрии распространена практика проведения семейной медиации двумя медиаторами (сомедиация), один из которых является специалистом в области психологии (психолог, психотерапевт или лицо, имеющее соответствующее образование в области семейных конфликтов), а второй - в области юриспруденции (юрист, адвокат, нотариус). Данный подход представляется оправданным, так как медиация по семейным спорам включает в себя одновременно правовые, социально-психологические и специфические личностные аспекты.

Семейная медиация широко распространена в странах Северной Европы.

Например, в Финляндии принят Закон о браке, в котором содержится глава, посвященная вопросам медиации (глава V "Семейная "). Согласно части 1 статьи 20 Закона приоритетным способом разрешения конфликтов, в том числе правового характера, являются переговоры между членами семьи и заключение соглашения. При возникновении семейного спора стороны вправе обратиться за содействием и поддержкой к медиатору (части 2 статьи 20), основной задачей которого является обеспечение конфиденциального и доверительного диалога между членами семьи в целях урегулирования разногласий с учетом интересов всех участников. При этом медиатор обязан уделять особое внимание интересам несовершеннолетних детей. Проведение семейной медиации осуществляется специализированными организациями, ассоциациями и учреждениями, а также частнопрактикующими специалистами на основании разрешения, выданного уполномоченными государственными органами провинций. Мониторинг и контроль деятельности организаций и частнопрактикующих семейных медиаторов осуществляется также уполномоченными государственными органами провинций под руководством Министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии.

Таблица 1 « Виды альтернативных способов урегулирования правовых споров»

Виды альтернативных способов урегулирования правовых споров

Краткое описание вида

Переговоры

представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц;

Медиация

урегулирование спора с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения;

Третейское разбирательство

разрешение спора с помощью независимого, нейтрального лица - арбитра (или группы арбитров), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение

широко применяемый способ для урегулирования коммерческих споров, получивший название от внешнего сходства с судебной процедурой и представляющий собой урегулирование спора с участием руководителей корпораций, юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела;

Независимая экспертиза по установлению фактических обстоятельств дела

процедура достижения сторонами соглашения на основе заключения квалифицированного специалиста, изучившего дело с точки зрения фактического состава;

Омбудсмен

урегулирование споров, связанных с недостатками в деятельности правительственных агентств и частных организаций официально уполномоченным лицом, расследующим обстоятельства дела по жалобам заинтересованных лиц

Частная судебная система

обеспечивающая разрешение споров с помощью судей, ушедших в отставку, за достаточно высокую плату, которые имеют полномочия не только примирить стороны, но и вынести обязательное для них решение

2. Проект медиативного соглашения

МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

г. ___________________ «__» ___________ 20__г.

(полное наименование или Ф.И.О. лица)

в лице _____, действующего на основании __________________________________________, именуемое в дальнейшем "Сторона 1", с одной стороны, и _ (полное наименование или Ф.И.О. лица) в лице _____, действующего на основании_______________________, именуемое в дальнейшем "Сторона 2", с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

Предмет Соглашения

1. Стороны провели процедуру медиации в отношении спора(ов) по вопросу (предмет спора или споров) при привлечении в качестве медиатора (или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации) (наименование обеспечивающей организации или Ф.И.О., адреса, телефоны, электронная почта лиц, осуществляющих медиацию)

2. Настоящее Соглашение утверждается судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством (или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже)

3. Медиация проводилась в следующем порядке: утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, или определение порядка с указанием прав и обязанностей Сторон при проведении процедуры медиации, особенностей проведения процедуры медиации при урегулировании данного спора, иных условий проведения процедуры медиации)

4. Сроки проведения процедуры медиации: (не более шестидесяти дней)

Вариант для исключительных случаев: Сроки проведения процедуры медиации: (не более ста восьмидесяти дней)

5. Деятельность по проведению процедуры медиации медиатором(ами) (или: организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации) оплачивалась Сторонами в равных долях

6. В результате медиации Стороны договорились:

6.1. Сторона ___ обязуется _______________ Стороне ___ в срок ___________ в размере (количестве) __________ (либо указать иные условия обязательства Стороны), а Сторона ____ обязуется _______________ Стороне ___ в срок _________ в размере (количестве) _________ (либо указать иные условия обязательства Стороны).

6.2. Сторона ____ вправе __________ от Стороны ____ в срок ________ в размере (количестве) ___________ (либо указать иное).

Сторона ____ вправе __________ от Стороны ____ в срок ________ в размере (количестве) ___________ (либо указать иное).

7. Наличие настоящего Соглашения не является препятствием для обращения в суд или третейский суд.

8. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон или по требованию одной из Сторон. Также Соглашение досрочно прекращается в случаях:

Ликвидации (или: смерти) Стороны 1 или Стороны 2;

Прекращения действия Соглашения по решению суда.

9. В случае возникновения споров между Сторонами в связи с исполнением настоящего Соглашения Стороны примут все меры к разрешению их путем переговоров.

10. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров спор будет рассмотрен в __________. (наименование суда, рассматривающего спор)

11. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, связанную с настоящим Соглашением или с его исполнением, без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, когда предоставление информации обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Во всем, что не предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

13. Все письменные уведомления направляются:

Стороне 1 по адресу:

Стороне 2 по адресу:

14. При изменении данных, указанных в п. 17 настоящего Соглашения, Стороны информируют друг друга в письменной форме в течение _________ дней.

15. Настоящее Соглашение действует с момента заключения.

Настоящее Соглашение действует до момента надлежащего исполнения Сторонами своих обязательств.

16. Настоящее Соглашение составлено в 3 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу,

По одному для каждой

Стороны и один для медиатора (организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации).

17. Место нахождения и банковские реквизиты (паспортные данные) Сторон:

Сторона 1

Сторона 2

Подписи Сторон

Сторона 1 Сторона 2

3. Комплект тестовых заданий

1. Медиативное соглашение - это:

б) соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме;

2. Какое существенное условие не относятся к медиативному соглашению:

в) проведение изъятия имущества должника;

3. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии:

б) заключенного между сторонами соглашения;

4. Самозащита гражданских прав - это:

б) совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, соответствующих закону, и направленных на охрану материальных и нематериальных благ;

5. Процедура медиации может быть применена:

Г) к спорам, возникающим из гражданских правоотношений;

6. При рассмотрении спора в суде:

В) может быть применена в любой момент до принятия решения по спору в суде.

7. Можно ли при наличии соглашения о проведении процедуры медиации для разрешения спора обратиться в суд:

Б) Лишь после заключения медиативного соглашения.

8. Срок проведения медиации не должен превышать:

А) 60 дней;

В) 180 дней.

9. Деятельность медиатора на профессиональной основе могут осуществлять:

Б) лица, достигшие 25-летнего возраста;

Г) лица, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации;

Г) организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

10.Медиатр не вправе:

А) быть представителем какой-либо стороны;

Б) быть государственным служащим;

В) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исторические аспекты применения примирительных методов в урегулировании споров. Понятие, принципы и условия применения медиации. Общая характеристика Закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

    курсовая работа , добавлен 27.04.2014

    Общественные отношения сторон, целью которых является альтернативное разрешение споров. Анализ правового регулирования медиации как одного из способов разрешения правовых споров. Юридическое оформление процедуры медиации, соглашение о ее проведении.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2015

    Причины возникновения конфликтов по поводу установления и изменения условий труда. Правовая природа индивидуальных трудовых споров. Их рассмотрение комиссией по трудовым спорам и в судебном порядке. Проблемы применения медиации при их разрешении.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Понятие и виды третейских судов как альтернативы государственной юстиции. Особенности процедуры третейского разбирательства, специфика исполнения его решений. Понятие и основные способы медиации. Нормы, регламентирующие порядок применения этой процедуры.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2013

    Ознакомление с правилами разрешения трансграничных споров, описанными в Директиве Европейского парламента. Рассмотрение способов альтернативного урегулирования гражданских, трудовых и иных частных споров с участием третьей нейтральной стороны - медиатора.

    тезисы , добавлен 01.11.2011

    Анализ сущности гражданско-правовых споров, вытекающих из семейных правоотношений. Дела о расторжении брака, о разделе совместно нажитого имущества, о взыскании алиментов - основные виды гражданско-правовых споров, вытекающих из семейных правоотношений.

    реферат , добавлен 29.12.2010

    История развития, понятие и содержание института медиации. Особенности проведения процедуры при урегулировании отдельных категорий споров и иные альтернативные способы разрешения конфликта. Сравнительный анализ медиации и судебного разбирательства.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    презентация , добавлен 04.09.2016

    Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

Правовое регулирование семейных отношений в Российской Федерации осуществляется семейным законодательством, которое основывается на нормах Конституции РФ. Так, Конституция РФ (ч. 3 ст. 19) устанавливает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. (ч. 1 ст. 38) Конституции РФ содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Семейное законодательство Российской Федерации состоит из СК РФ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации (по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации СК РФ, и по вопросам, не урегулированным непосредственно СК РФ).

К предмету правового регулирования семейного законодательства относятся, в частности, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами.

Раздел общего имущества супругов является одной из самых распространенных, а одновременно одной из самых сложных категорий споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Супруги как участники совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом по обоюдному согласию супругов (п. 1 ст. 35 СК РФ).

Совместно нажитое имущество принадлежит одновременно обоим супругам, и каждый из супругов имеет равные права на имущество в целом. Но тем не менее ни один из супругов не вправе самостоятельно без согласия другого супруга произвести отчуждение совместно нажитого имущества. Так, п. 2 ст. 35 СК РФ определяет, что при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга, только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

С наступлением экономических преобразований в России стало меняться и российское законодательство. При этом зачастую законодательство заимствовало институты, успешно зарекомендовавшие себя за рубежом. В большинстве развитых стран возможность заключения супругами или лицами, готовящимися ими стать, соглашения относительно имущества семьи закреплена законодательно.

Принято считать, что брачный контракт впервые появился в современной Европе или Америке. Однако еще тысячелетия назад аналог брачного договора существовал в Древней Греции и Риме. Прежде чем создать семью, мужчина и женщина обязаны были специальным соглашением урегулировать имущественные отношения, а именно: составить полный перечень имеющегося у них имущества, определить вопросы наследования совместно нажитого имущества и другие вопросы. Такое соглашение заключали все вступающие в брак лица, независимо от имущественного положения.

В Семейном кодексе РФ брачному договору посвящена глава 8, состоящая из пяти статей. Они определяют понятие брачного договора (ст. 40 СК РФ), определяют условия его заключения (ст. 41 СК РФ), его содержание (ст. 42 СК РФ), условия его изменения и расторжения (ст. 43 СК РФ) и условия, при которых брачный договор может быть признан недействительным. Кроме того, статьей 46 СК РФ устанавливаются гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора.

Согласно ст. 40 СК РФ, брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Законодатель не связывает заключение брачного договора с моментом вступления супругов в брак. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Однако семейное законодательство четко разграничивает брачный договор от любого другого договора, регламентирующего определение порядка раздела совместного имущества. Так, субъектами брачного договора могут быть только супруги или лица, подавшие заявление о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Это означает, что несоблюдение нотариальной формы брачного договора влечет его ничтожность (п. 1 ст. 165 ГК РФ).

Статья 38 СК РФ предусматривает два основных порядка раздела общего имущества супругов: добровольный (внесудебный) порядок и судебный порядок раздела.

Сам процесс раздела имущества законодатель не связывает с фактом расторжения брака. В частности, добровольный раздел имущества возможен как в период брака, так и после его расторжения. При этом судебная практика неоднозначно определяет срок после расторжения брака, в течение которого бывший супруг может требовать раздела имущества. Гражданским кодексом РФ устанавливается общий 3-летний срок исковой давности. То есть предполагается, что супруг имеет право инициировать раздел имущества до истечения установленного трехлетнего срока. Однако суд должен принимать во внимание начало течения этого срока - момент, когда сторона узнала о нарушении своего права. Для предотвращения возникновения спорных ситуаций в будущем не стоит затягивать процедуру раздела имущества.

Семейное законодательство, как и в целом современная цивилистика, исходит из принципа диспозитивности, то есть законодательство предоставляет сторонам определенную свободу действия. Поэтому, если супруги решили прийти к соглашению о разделе совместного имущества, Семейный кодекс допускает лишь рекомендательные нормы, но в целом само решение зависит от воли сторон.

В этой связи необходимо учитывать, что воля каждого из супругов не может быть навязана какими-либо обстоятельствами.

Соглашение о разделе общего имущества супругов подчинено общим правилам, относящимся к любой гражданско-правовой сделке, а именно сделка - это правомерное действие, соответствующее требованиям законодательства, совершенное субъектами гражданско-правовых отношений, определяемое волей этих субъектов и направленное на достижение определенного правового результата.

Применительно к соглашению о разделе совместно нажитого имущества рассматриваемое соглашение можно определить как волевой акт супругов (бывших супругов), соответствующий требованиям законодательства и направленный на определение права собственности на часть имущества, являющегося совместно нажитым.

Рассматривая данный вид соглашения, приходим к необходимости внедрения примирительной процедуры урегулирования споров между супругами, поскольку конфликты невозможно исключить из семейной, общественной жизни. Как подчеркивал Иммануил Кант, задатки антагонизма заложены в самой человеческой природе . В целях предотвращения или уменьшения отрицательных последствий споров государство и различные общественные институты создают действенные механизмы управления конфликтами, в том числе в виде примирения сторон.

Категория примирения рассматривается в гуманитарных науках с разных точек зрения, но все существующие позиции отражают безусловный положительный потенциал корректного цивилизованного согласования разнородных притязаний, погашения конфликтов и нахождения взаимоприемлемых способов разрешения спорных ситуаций.

Г. Гегель, например, призывал стороны обратиться к «суду совести», который бы «в вынесенном им решении по данному отдельному случаю не придерживался формальности судопроизводства и особенно объективных доказательств, удовлетворяющих требованиям закона, а основывался на интересе, присутствующем в отдельном случае... не руководствуясь необходимостью вынести всеобщее законное решение», поскольку «такие формальности могут быть обращены им во вред и даже превращены в неправовое орудие» .

Процедура медиации, является альтернативным судебному разбирательству средством разрешения спора. Досудебное посредничество как обязательная процедура может быть предусмотрено соглашением сторон. В этом случае в договоре указывается на обязательность урегулирования спора с помощью медиатора (посредника), закрепляются основные подходы для исполнения такого соглашения.

Однако важно понимание того, что совершенствование российской модели медиации не должно осуществляться в противопоставлении судебному порядку рассмотрения и разрешения споров. От альтернативы «медиация или суд» надо переходить к взаимодействию медиации и судебного разбирательства, сохраняя при этом самостоятельность посреднической процедуры. Такое взаимодействие позволит решать не только материально-правовые, но и процессуально-правовые вопросы, обеспечить процессуальные гарантии защиты права, повлиять на доступность и эффективность правосудия по гражданским делам.

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а также изучен вопрос о создании в субъектах Российской Федерации центров медиации.

Проведенный мониторинг показал, что в 2011 году в 27 субъектах Российской Федерации были созданы организации (центры, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и т.п.), осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В двух регионах - Нижегородской области и Республике Марий Эл созданы постоянно действующие органы по внесудебному урегулированию споров с участием посредника (медиатора) (коллегии посредников (медиаторов) при торгово-промышленных палатах).

Кроме того, организации, обеспечивающие проведение процедур медиации созданы еще в 25 регионах : Свердловская область (пять организаций), Пермский край (наряду с Ассоциацией медиаторов на территории Прикамья созданы муниципальные службы примирения), Иркутская область (три организации), а также Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Алтайский край, Белгородская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Краснодарский край, Красноярский край, Липецкая область, г. Москва, Московская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Саратовская область, Ульяновская область (не более одной-двух таких организаций).

Тульская область в данный список не входит, что говорит о необходимости внедрения данного института в правовую систему нашего региона.

Обобщение практики показало, что в большинстве судов указанные примирительные процедуры в настоящее время пока не нашли широкого применения. Однако был сделан вывод, что развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения дел в судах, что, в свою очередь, позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

С таким выводом Верховного суда РФ нельзя не согласиться, эффективность медиации, несомненно, высока. Расширение сферы применения процедур альтернативного разрешения споров, возникающих из семейных правоотношений, совершенствование основ их правового регулирования создадут дополнительные гарантии обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан.

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации
Все семьи разные, но все они одинаковы тем, что в каждой случаются конфликты.
В одних семьях с конфликтами справляются самостоятельно. К примеру, когда мама и папа способны все обсудить и выяснить. Когда они могут не повышая голоса, сказать друг другу о том, что они чувствуют. А потом, они имеют возможности для принятия совместного решения и для его выполнения.

В других семьях в конфликтных ситуациях, члены семьи обращаются к кому-то более мудрому, к кому-то - кому они доверяют, к кому-то кто способен им подсказать как быть и как действовать. Это может быть прабабушка или соседка, а может быть - друг семьи. Главное, что этому человеку обе стороны доверяют и они способны придерживаться совета, который он дал.
Но есть семьи, в которых конфликты копятся годами. Взаимное непонимание, неуступчивость, негативные эмоции - все это в конце концов приводит к крайне тяжелым последствиям как для членов семьи (когда прежде всего страдают дети), так и для близких - окружающих эту семью.
Есть семьи, где конфликты - обыденность и повседневность, стиль жизни... Но от него точно также страдают и стороны конфликта, и другие члены семьи.
Жить в семье, где постоянно происходят конфликты очень сложно.
Конфликты ухудшают эмоциональное состояние членов семьи. И вот уже мама находится в постоянном подавленном состоянии, папа - злится и ворчит. И даже если бабушка сама не является стороной конфликта, она испытывает не чуть не меньше негативных эмоций, чем ругающиеся мама с папой.
Конфликты разрушают отношения между людьми. И вот уже мама с папой подтверждают печально известное выражение - "от любви до ненависти - один шаг"... Папа с сыном не могут найти общий язык, несмотря на то, что совсем недавно вместе играли в футбол и жарили шашлыки... Друзья стараются не приходить в дом, родственники находят повод не придти в гости...
Конфликты "забирают" у семьи ресурсы - вдруг папа стал хуже себя чувствовать и "провалил"важное задание на работе... Вдруг маме совсем не хочется готовить для всех ужин... А пришедший из школы сын, не способен выполнять уроки... Конфликты "забирают" энергию - ту, которая могла быть потрачена на что-то позитивное на развитие и успешность семьи.
Конфликты разрушают семью в целом.
Можно ли справиться с конфликтом? Конечно!
И если члены семьи понимают, что конфликтная ситуация достигла апогея, никто не хочет уступать, а все использованные средства ни к чему не привели, нужно обратиться к профессионалу - человеку, который профессионально занимается урегулированием конфликтов. Этот человек -медиатор. А для урегулирования внутрисемейных конфликтов может быть применена процедура медиации.
Совсем недавно о медиации не было известно ни специалистам, ни простому обывателю.
Принятый в 2010 году Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» устранил эту несправедливость.
Медиация (mediare (лат.) – посредничать) – это одна из технологий урегулирования споров во внесудебном порядке, с участием третьей стороны – медиатора. Медиатор помогает сторонам выработать определенное соглашение в конфликтной ситуации, при этом, стороны сами для себя определяют условия урегулирования спора и сами контролируют процесс проведения процедуры.
Семейная медиация – процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта (в частности, родителям на грани расставания или развода) улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым и иным вопросам.
Конечно, для урегулирования конфликтов, можно обратиться к психологу или к специалисту по социальной работе.
Роль медиатора отличается от роли советника или консультанта (психолога) .
Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы. Консультант больше нацелен на то, чтобы стороны конфликта лучше осознали свое поведение.
Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий. Консультант может счесть необходимым исследовать прошлое, подробно выявить происхождение и закономерности убеждений и поведения человека.
Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат. Советник часто имеет некоторое намерение повлиять на стороны в принятии решений или рассмотрении части вопросов.
Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу и лично присутствует при этом. Советнику не обязательно видеть обе стороны одновременно.
Медиация требует от обеих сторон готовности к переговорам. Консультанты могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого.
Итак, медиатор - посредник, внешний третий, который не заинтересован в конфликте и в исходе процедуры медиации. Медиатор способствует тому, чтобы стороны могли договориться, чтобы они могли слышать и слушать друг друга. Он следит за тем, чтобы стороны не "перешли в атаку". он помогает сторонам увидеть эмоции друг друга и найти те общие интересы (у членов семьи они всегда есть), которые позволяют сторонам принять верное для них решение.
В основе процедуры медиации лежит положение о том, что конфликт, выполняя негативные и позитивные функции, остается нормальным явлением. В семье важно понимание того, что конфликты - это нормальное явление для семьи, где как в маленьком государстве решаются самые разные вопросы, встречаются самые разные проблемы. Конфликты есть и будут, но важно понимать, что отношение к ним, поведение в них и их последствия - могут быть различными. Важно понимание того, что для того, чтобы семья сохранялась... не выживала, а полноценно жила, нужно уметь вовремя увидеть конфликт, а не скрывать его или затягивать его решение... Нужно конструктивно вести себя в конфликте, и стремится к его разрешению, а не завершению.
Процедура семейной медиации является конфиденциальной. Стороны не могут распространять или где-то использовать сведения, которые им стали известны в ходе процедуры медиации, если они не договорятся о том, что могут использовать и распространять эти сведения.
Процедура медиации обязательно требует присутствия всех сторон конфликта. Конечно, в семейных конфликтах, затрагиваются интересы всех членов семьи. Процедура медиации ориентирована на разрешение спора между конкретными его сторонами. Но зачастую разрешение одного конфликта, требует и разрешения других конфликтов, возникших между членами семьи. К примеру, конфликт между родителями привел к тому, что один из супругов находится не в ладу с родителями своего супруга. Разрешение конфликта между супругами - это одна процедура медиации. размещение конфликта между супругом и родителями другого супруга - это другая процедура медиации.
Процедура медиации может проводиться только тогда, когда стороны присутствуют добровольно, когда на них никто не оказывает давление, когда их не принуждают к этому. Добровольный характер процедуры медиации способствует тому, чтобы стороны приняли действительно то решение, которому будут следовать.
Процедура медиации ориентирована на выработку решения, которое бы устраивало и одну и другую сторону. В семейных конфликтах, зачастую стороны приходят в состоянии "войны", как противники - они говорят на разных языках... и только медиатор видит и слышит, что говорят они чаще всего об одном и том же.
Конечно, конфликты в семье всегда отражаются на детях - они страдают больше всех, и именно их зачастую не замечают в пылу спора конфликтующие родители. Разрешенные конфликты между родителями, в то же время не всегда приводят к разрешению конфликта между родителями или одним из родителей и ребенком. Чаще всего требуется процедура медиации и для разрешения конфликта между ребенком и родителями. И, как показывает практика, для родителей зачастую становится неожиданностью все то, что говорит ребенок - о своих переживаниях, о своем видении происходящего в семье. Урегулирование такого конфликта - становится отправной точке к истинному изменению отношений в семье.
Процедура семейной медиации может проводиться и в случае возникновения конфликта между ребенком и его родителем, когда стороны не в силах урегулировать его самостоятельно. Такие ситуации чаще всего возникают тогда, когда ребенок достиг подросткового возраста и отношения между родителям и детьми становятся более напряженными, родители и дети не всегда понимают друг друга, не всегда способны договориться... В таких ситуациях важно понимать, что речи не идет о неспособности родителя быть таковым. Наоборот, только по настоящему ответственный родитель способен во время увидеть то, что его отношениям с ребенком требуется помощь, способен обратиться за нею, например, к семейному медиатору, чтобы урегулировать конфликт и следовать договоренностям.
Особенностью процедуры урегулирования семейного конфликта является то, что непосредственные участники конфликта при выработке вариантов его урегулирования должны учитывать интересы всех заинтересованных лиц, прежде всего детей. Медиация как процесс, ориентированный на будущее, позволяет семье выстроить стратегии своего дальнейшего развития. Активное участие членов семьи в урегулировании конфликта позволяет им брать на себя ответственность за принимаемое решение, открывает возможности нахождения внутренних ресурсов семьи.
Вместе с тем, государственные органы, наблюдая за становлением института семейной медиации и отмечая ее социально значимые функции, стали устанавливать ее в качестве обязательной процедуры для урегулирования отдельных категорий споров, в некоторых случаях финансируемых за счет государственного бюджета.
Так, в Великобритании медиация является рекомендуемой государством процедурой для урегулирования семейных споров. В Англии и Уэльсе государственное финансирование семейной медиации осуществляется с марта 1997 года. Администрирует финансирование Комиссия по оказанию правовых услуг (Legal Services Commission – LSC). Семьи с низким доходом могут воспользоваться медиацией бесплатно.
В Шотландии услуги медиации для малоимущих семей оплачивает другой исполнительный орган – Scottish Executive. Минюст Англии, проводя активную кампанию, призванную стимулировать использование медиации в бракоразводных делах, считает: «Медиация – альтернатива затяжным и дорогостоящим судебным разбирательствам, когда речь идет о семейном праве. Медиация – более быстрая, дешевая и мягкая альтернатива судебному процессу, особенно когда речь идет о детях, поскольку это дает родителям возможность самостоятельно подумать об интересах ребенка не только в краткосрочной перспективе, но и в отдаленном будущем».
В Нидерландах введение процедур медиации призвано способствовать обеспечению эффективной, доступной, дешевой или бесплатной для части населения и быстрой защиты прав частных лиц, защите прав потребителей, услуг публичного сектора, обеспечению прав несовершеннолетних и иных уязвимых социальных слоев (материал с сайта http://mosmediator.narod.ru/status_mediatora/osnovi_mediatsii_posrednichestva).
В России также обсуждается возможность введения обязательной и финансируемой за счет государства семейной медиации по тем спорам, когда затрагиваются интересы ребенка.
Внедрение семейной медиации, проводимой бесплатно для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении – инновационное направление, которое в настоящее время осуществляется только в Иркутской области.
Трехлетний опыт внедрения семейной медиации в Иркутской области позволяет сделать общие выводы.
За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» было проведено 220 процедур медиации, что составило 305 сессий для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Необходимо отметить так же проблему, связанные с тем, что большинство клиентов, пришедших на процедуру медиации, не были осведомлены о том, что это за процедура и с какой целью она проводится, поэтому чаще всего родители стремились оставить специалисту своего ребенка и придти за ним позже. Далеко не каждый родитель чувствовал себя комфортно в ситуации совместного разрешения конфликта, что еще раз подтверждает наличие у обратившихся в большинстве ситуаций затянувшихся конфликтных взаимоотношений.
Из всех рассмотренных конфликтных ситуаций:
- касались проблем общения с другим родителем в ситуации раздельного проживания (при наличии вступившего в силу судебного акта) – 27 ситуаций;
- по вопросу определения порядка общения с другим родителем (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде) – 18 ситуаций;
- по вопросу определения места жительства ребенка (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде) – 22 ситуации;
- по спорам в связи с оказанием материальной помощи ребенку – 31 ситуация;
- отношения между родителями ребенка (либо отцом/матерью) и бабушками (ни одной ситуации с дедушками не было) – 30 ситуаций;
- из-за развода родителей и конфликтом с одним из родителей (с которым проживает ребенок либо наоборот, с которым не проживает ребенок), либо с конфликтом с бабушкой в связи с разводом родителей, либо с протестными поведенческими реакциями ребенка – 31 ситуация;
- по вопросам отношений с отчимом – 18 ситуаций;
- из-за разногласий между членами семьи (родители между собой, родители и бабушки) по поводу выбора средств воспитания ребенка (в большинстве ситуаций – выбор между физическим наказанием и иным; между стратегией запретов и дозволением) – 32 ситуации;
- из-за конфликтов в школе (однако, данные ситуации не относятся к школьной медиации в связи с отсутствием второй стороны из образовательного учреждения) – 52 ситуации;
- из-за недобросовестного отношения ребенка к учебе (прогулы в школе, отставание по программе, неудовлетворительные оценки, нежелание учиться и др.) – 67 ситуаций;
- в связи с совершением попытки суицида – 13 ситуаций;
- из-за побегов ребенка из дома – 43 ситуации;
- в связи с лживостью, по мнению родителя, ребенка – 24 ситуации;
- из-за негативных привычек ребенка (употребление алкоголя, курение) – 12 ситуаций;
- из-за воровства ребенка – 23 ситуации;
- из-за агрессивного поведения ребенка – 16 ситуаций;
- из-за гиперактивности ребенка – 9 ситуаций;
- по поводу выбора ребенком друзей – 21 ситуация;
- иные ситуации.
Несоответствие количества проведенных процедур медиации, сессий медиации и рассмотренных конфликтных ситуаций вызвано тем, что одна конфликтная ситуация может быть предметом рассмотрения на нескольких сессиях медиации, либо наоборот на одной сессии могут быть рассмотрены более одной конфликтной ситуации.
Проведение процедур семейной медиации с участием семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении позволило определить круг основных проблем, из-за которых возникают конфликты между родителями и детьми:
- из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и дающего определенный эффект в доподростковом возрасте и дальнейшем нежелании родителей принять и попробовать понять повзрослевшего ребенка;
- из-за негативного эмоционального настроя родителей, когда родители свои отрицательные эмоции, полученные на работе, в других сферах (материальные, бытовые проблемы), «несут» домой и перекладывают на своих детей;
- из-за проблем в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя (начиная с младших классов), что в итоге приводит к нежеланию подростка учиться;
- из-за нарушения эмоционального контакта между родителями и детьми, что в итоге приводит к компьютерной зависимости ребенка, уходам из дома, постоянным пребыванием в компании друзей, на улице;
- из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);
- манипуляции детьми в бракоразводных процессах, при разделе имущества, что в итоге приводит к манипулятивному поведению со стороны ребенка;
- создание родителем «новой» семьи, в которой не находится места ребенку;
- перекладывание «родительских» обязанностей на бабушек и дедушек, что создает условия комфортности и для родителей, и для детей, и для бабушек, дедушек до тех пор, пока ребенок не становится подростком, в подростковом возрасте ребенок не принимает такую позицию родителя, и начинает выражать протесты и в отношении родителей, и в отношении бабушек, дедушек.
Проведение процедур медиации показало их востребованность и необходимость для несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей. В процессе и по окончанию процедуры семьи поддерживают связь с медиатором по телефону, обсуждая наиболее острые вопросы, делясь успехами в самостоятельном разрешении спорных вопросов. Часто разрешив ситуацию в своей семье, родители и дети обращаются в центр повторно для разрешения конфликтов с учителями, другими родственниками; рекомендуют медиацию своим родственникам, друзьям и знакомым.

Садовникова М.Н.. к.ю.н.,
директор Иркутского центра медиации,
член экспертного совета при
Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области,
Архипкина А.С., к.э.н., директор Первой Иркутской служба медиации,
член экспертного совета при
Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области

Медиация как форма решения семейных конфликтов

Основной причиной распада семей является внутрисемейный конфликт, в основе которого могут лежать следующие факторы: супружеская неверность; неудовлетворенность друг другом; психологическая несовместимость, несовместимость характеров, взглядов и жизненных ценностей; неумение строить семейные отношения и предотвращать конфликтные ситуации; разочарование в супруге; алкоголизм или зависимость от наркотиков у одного из супругов; безответственное отношение одного из супругов к семейной жизни; конфликты с детьми.

Одним из способов решения семейных конфликтов и улучшения взаимодействия в семье является семейная медиация.

При изучении медиации (1) как формы решения конфликтов необходимо сначала рассмотреть само понятие. Поэтому мы проанализируем подходы разных направлений к пониманию понятия «медиация», рассмотрим их особенности.

«Термин «медиация» происходит от латинского « mediare » (посредничать, выступать в роли лица, при участии которого ведутся переговоры) и активно используется в зарубежных странах .» «Существует два подхода к определению понятия «медиация»: концептуальный и описательный .»

Концептуальный подход определяет понятие «медиация» – как добровольную конфиденциальную процедуру примирения, в которой медиатор (нейтральное лицо) способствует участникам во взаимодействии с целью заключения договоренности. Данная модель определения медиации в переносе на образовательную практику может подразумевать под «переговорами» и «взаимоприемлемым соглашением» решение конфликта и подписание примирительного соглашения.

Описательный подход определяет понятие медиация как «процедуру «урегулирования конфликта, при которой спорящие стороны встречаются с медиатором и разговаривают, после чего делают попытку разрешить противоречие». Такое определение позволяет «раскрыть содержание медиации определенного вида или модели».

В отечественной литературе при определении понятия исследователи опираются на содержательный аспект процедуры, то есть на «содействие нейтрального лица переговорам сторон с целью мирного завершения конфликта» (Решетников И. В. Давыденко Д. Л. .

Исходя из вышесказанного, в своей работе мы будем опираться на следующее понятие: « Медиация " - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора». Данное определение дается в « Концепции
развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв.
Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)»

В нем также говорится, что целью медиации является примирение сторон и добровольное участие в ее проведении. Следовательно, можно говорить о принципах реализации данного подхода. Калашник С. И. приводит классификацию принципов медиации в зависимости от их функционального значения:

    Организационные принципы – характеризующие проведение медиации и статус ее участников. К ним относится добровольность и нейтральность медиатора. К ним относят конфеденциальность, самостоятельность, сотрудничество и равноправие сторон.

    Процедурные принципы – характеризующие порядок проведения медиации. .

Современная концепция медиации основывается на «Гарвардском методе» разработанным Р. Фишером и У. Ури, в 1981 году, суть которого заключается в «совместных действиях» по выявлению интересов. Основой деятельности медиатора становится помощь участникам конфликта в решении их противоречия путем вынесения на первый план интересов, компетентностного выстраивания переговоров, применяя технологию ведения примирительных процедур в целях управления ими.

Преимущества медиации.

    Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

    Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

    Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

    Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

    Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

    Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения. .

Любой вид деятельности, применяемый в обществе, подчиняется определенным нормам и правилам. На сегодняшний день принято несколько нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность в данном направлении. . Рассматривая медиацию как процесс применимый в практике, необходимо в первую очередь, сослаться на нормативно правовые документы, регламентирующие данный вид деятельности. Без правового регулирования этот процесс был бы невозможен. Итак, занимаясь рассмотрением данного направления мы ориентируемся на:

    Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

  • .

  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р

    Европейский кодекс поведения медиаторов;

    Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. 17 марта 2009 г.

    Федеральный закон № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010.

    Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

Рассматривая вопрос о тех случаях, когда программы медиации могут применяться, а когда они запрещены Калашник С. И. вводит понятие «медиабельность» - это показатель возможности рассмотрения дела службами примирения или медиаторами. .

Программа примирения в семье применяется при работе с семьей. «В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 193-ФЗ споры, возникающие в семейных правоотношениях, могут разрешаться в примирительной процедуре по общим правилам частной медиации».

Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической), либо на разрешение криминальной ситуации – например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения жертвы и нарушителя), а так же могут решаться проблемы воспитания и общения с ребенком. Процедура медиации в данном случае направлена на сохранение дружеских отношений, формирование нормальной коммуникации, осознанию общих интересов, благополучие детей.

Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы, таких, например, как семейная психотерапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

Наиболее приемлемой моделью семейной медиации специалисты считают терапевтическую модель или сомедиация. При этом медиатору требуется психологическая подготовка.

«Круг заботы»

Еще одной техникой медиации является «круг заботы». Одна из самых сложных программ. Эта процедура проводится в случае семейного конфликта; если семья признана находящейся в трудной жизненной ситуации («ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» Федеральный закон № 195-ФЗ); в случае непонимания в семье, ухода подростков из семьи; когда физически нарушена или отсутствует семья.

В данной процедуре участвует социальный педагог, который обследуя семью, выявляет круг лиц, способных заботиться о ребенке и оказать влияние на семью и воспитание в ней. К участию в «круге заботы» могут быть приглашены, родственники, социальный педагог, психолог, учителя, одноклассники, коллеги родителей по работе и т. д. При этом эти люди могут сообщить те сведения, которые конфликтующие стороны сознательно или подсознательно стараются скрыть, но которые являются основанием истинного конфликта. Родители вместе с социальным педагогом обговаривают круг лиц участвующих в программе, время и продолжительность встречи.

Можно говорить о том, что «круг заботы» это серия взаимосвязанных мероприятий. Присутствие социального работника (социального педагога) обязательно. Такой круг это начало большой работы со стороны всех участников и таких кругов может быть несколько, пока ситуация полностью не исправится.

Отметим еще один аспект такой медиации – это понимающий аспект. То есть данная форма помогает людям озвучить, ситуацию с их точки зрения. Здесь происходит осознание произошедшего со сторонами. Причем за видимой стороной конфликта, могут быть скрытые, очень глубинные причины и в процессе медиации их необходимо выяснить.

Важно заметить, что медиатор не ставит «диагноза», соответственно не подбирает «способа лечения». Такой способ исправления ситуации вырабатывают стороны.

Список литературы

    Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10

    С. И. Калашник «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.

    Решетников И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. – 2007. № 2(4). – с. 53.

    Давыденко Д. Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес конфликтах. – М.: Секрет фирмы, 2006. – с. 42

    Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
    (утв. Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)

    Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2005.

    Литвинов А. В. Введение в медиацию. samlib . ru . 22.05.2011

    Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.

    Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа , 2014. – 152 с.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...