Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей. "Дидактические игрушки для детей раннего возраста". Дидактическая игрушка как средство развития речи ребенка раннего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Основные виды и структура дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр:
с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Виды дидактических игр
Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае - найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед - назад, справа - слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4-5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.

Классификация дидактической игрушки

В состав дидактических игрушек входят:

I Cобственно-дидактические игрушки - основанные на принципе самоконтроля (различные матрешки, пирамиды), служат дальнейшему развитию ориентировочной основы познавательной деятельности, сенсорному воспитанию, приобретению умения ориентироваться в пространстве. Содержание игрушек знакомит детей со свойствами целого и его частей, обучает целенаправленным, результативным действиям, дает представление о предмете как средстве воздействия на другие предметы.

II Дидактические игровые наборы с правилами - предназначены преимущественно для игр на столе, предъявляют определенные требования к уровню развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи ребенка и вместе с тем создают условия для дальнейшего совершенствований этих психических процессов;

III Конструкторы и строительные наборы - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты игровых строительных деталей разной формы, предназначенных для сооружения построек. Конструкторы - наборы деталей, крепежных элементов и инструментов, предназначенных для сборки различных конструкций, их своеобразие заключается в способах соединения деталей. Различают тематические и универсальные конструкторы;

IV Игрушки-головоломки (кубик Рубик или куб Б.Н. Никитина, складные картинки и др.) - эти игры предназначены для развития образного и логического мышления, координации мысли и действия в процессе достижения результата;

V Музыкальные игрушки - способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии;

VI Игрушки-репетиторы (обучающие, упражняющие игрушки с различными электронными устройствами);

VII Развивающие компьютерные игры.

Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую (развивающую) практическую задачу, условия решения которой заложены в содержании и конструкции самой игрушки или содержании игры. Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Ряд дидактических игрушек созданы для развития у ребенка ловкости, меткости, сенсомоторной координации. Они могут быть применены и для эстетического воспитания (музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, мозаика).

Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста

В раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении с взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как кукла - есть уменьшенная копия человека. Ребенок выбирает себе подобного маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, переживает и взрослеет. Кукла используется в большинстве игр дошкольников, она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой помогает закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др.

Игры - занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через дидактическую игрушку строятся на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра). Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, а так же познавательные занятия, всегда сопровождаются эмоциональными комментариями, активно используется речь: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занятия с дидактической игрушкой являются одновременно и занятиями по развитию речи. Ведь процессе занятия всегда ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста. Дидактический материал применяется при обследовании речи детей и при укреплении правильного произношения звуков. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине и т. п.). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.

Занятия с сюжетными игрушками имеют большое воспитательное значение. В процессе постепенно усложняющегося содержания различных занятий с одной и той же игрушкой ребенок не только учится производить разные действия, у него вырабатывается определенное отношение к куклам, к животным, к птицам. Влияют эти занятия и на обогащение самостоятельной игры детей, а так же на оказывают большое влияние на развитие лексики, обогащении словарного запаса. О каждом животном, воспитатель может рассказать то, что будет понятно и интересно детям. Они внимательно слушают педагога, охотно отвечают на его вопросы и сами задают их, тем самым подкрепляя свой активный запас слов.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако, чтобы малыш начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их.

Вывод

Таким образом, роль дидактических игрушек и занятий в речевом воспитании детей несомненна.

Использование дидактических игрушек как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в речевом воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать и общаться в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотрят игрушки, картинки, вместе общаются и т.д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний, происходит активизация речевого словаря. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Итак, занятия с дидактической игрушкой направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач:

1. Умственное воспитание в процессе игровой деятельности, развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.

2. В процессе действий с куклой происходит совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.

4. Пробуждение речевой активности.

5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Занятия с дидактическими игрушками, а именно с дидактическими куклами помогают:

1. Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.

4. Укреплению правильного произношения звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей, а так же на их словарный запас.

Фаина Валеева
Как играть с дидактической игрушкой

КАК ИГРАТЬ СДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКОЙ ,

Игра – это основное занятие ребенка и непременное условие для его здорового и полноценного развития. Очень важно чтобы игрушки доставляли малышу радость.

Мы взрослые, какие игрушки покупаем детям ? Обычно мы делаем выбор ориентируясь на собственный вкус, на цену. Часто покупаем ребенку игрушку , которая не подходим им по возрасту или наоборот покупаем слишком простые игрушки , которые ребенок уже перерос.

Игрушки развивающего характера – это кубики, пирамидки, вкладыши, настольно-печатные игры, матрешки, лото, кольца, втулки, такие игрушки называются дидактическими . Дидактические игрушки используются для развития и обучения детей. С помощью таких игрушек можно обратить внимание :

На различные свойства предметов

Научить выполнять задачи на подбор их по сходству

Различию (соотнесение группировка, сортировка)

Дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются :

1. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

2. Развивается мелкая моторика пальцев.

3. Формируется ручная умелость.

Все это дает возможности побуждать малыша к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия; запоминать и воспроизводить способы действия с предметами, которые были показаны взрослым.

Существует несколько видов дидактических игрушек , различных по характеру

1. Игрушки для нанизывания- втулки, шары. кубы имеющие сквозные отверстия. Группы этих предметов можно предлагать детям для составления различных пирамид.

2. Игрушки предназначенные для прокатывания и выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине, форме : кубы, призмы, кирпичики-параллепипиды.

3. Игрушки состоящие из геометрических тел-вкладышей, предназначенных для вкладывания и накладывания, подбору по цвету, форме, величине. это разноцветные кубы, конусы. Цилиндры.

4. Игрушки сборно-разборные народные : матрешки, яйца, бочата. Они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам.

Занятия с дидактическими игрушками направлены не только на развитие сенсорных задач, но и на развитие зрения, слуха, осязания. Они стимулируют у малыша умственную активность.

На третьем году жизни малыши могут самостоятельно действовать с двухместными дидактическими игрушками : необходимо научить их собирать предметы по убывающей величине, понимать не только слово «поменьше» но и «побольше» .

Наибольшее затруднение у детей вызывает задания на составление пирамидок из последовательно уменьшающихся колец. Для этого нужно показать детям, как следует подбирать кольца по принципу уменьшения : выбирать каждый раз самое большое кольцо из всех оставшихся, выкладывая их цепочкой. Малыши 3 года жизни имеют навыки работы с дидактическими игрушками и любят сними играть . Можно предлагать собирать в усложненных вариантах, если ребенок уже справляется с простыми заданиями. Обращать внимание на выполнение мелких точных действий. Например надо не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешке.

Игры с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка :

Воспитывают умственно и эстетически

Стимулируют работоспособность центральной нервной системы

Приучают к усидчивости

Формируют способность действовать в коллективе сверстников

К сожалению сейчас дидактические игрушки стоят дорого , а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто . Такие игрушки можно сделать своими руками из подручных материалов.

МАТРЕШКА ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ БУТЫЛОК

Потребуется : бутылки 2, 5 л., 1,5л., 0,5 л. ,0,25л, нож, ножницы, цветная бумага и изоляционной лента, клей.

Разрежьте каждую бутылку на две равные части. Возьмите верхнюю часть бутылки (с крышкой, края бутылки обклейте цветной изоляционной лентой. Наклейте на них цветную бумагу так, чтобы у вас получилась матрешка (сарафан, лицо, платок) .

Среди разнообразия игр значительное место занимают дидактические игры. Они особенны тем, что создаются взрослыми и предлагаются детям, наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами. Это - учебные игры, и педагоги широко пользуются ими как средством воспитания и обучения для расширения представлений детей, закрепления приобретенных знаний и формирования умения использовать их на практике, для облегчения и оживления процесса учебы. Ведь, когда умственная задача решается в ходе доступной для детей деятельности, которая сохраняет признаки игры, это дарит детям большую радость.

Проработав педагогические источники, мы приводим наиболее удачное, на наш взгляд, толкование этого понятия: дидактическая игра - индивидуальная, групповая и коллективная учебная деятельность детей, включающая в себя элемент соперничества и самодеятельность в усвоении знаний, умений и навыков, приобретение опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения.

Дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия учащимися учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства.

Проведя исследование литературных источников, мы выделили важнейшие задачи учебных игр.

  • 1. Дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, обеспечивает развитие восприятия. Развитие сенсорных способностей в дидактической игре происходит вместе с развитием логического мышления и умения выражать мысли словами, ведь для решения игровой задачи ребенку приходится находить характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, группировать, классифицировать их, делать выводы, обобщения. Выполнение интересных игровых действий и правил способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, быстрого и прочного запоминания.
  • 2. Решение дидактического задания формирует также и волю. Добросовестное выполнение правил требует выдержки, дисциплинированности, приучает к честности, справедливости, влияет на развитие произвольного поведения, организованности. Содержание и правила дидактических игр помогают формированию у детей нравственных представлений и понятий (о бережном отношении к предметам как продуктам труда, о нормах поведения, отношениях со сверстниками и взрослыми и т. д.).
  • 3. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками способствуют эстетическому развитию. Интересная дидактическая игра вызывает положительные эмоции, улучшает самочувствие.

Дидактическая игра, как метод обучения имеет свою структуру. Так, В.В. Волина определяет 4 этапа в структуре учебного процесса, который предусматривает дидактическую игру:

  • 1. Ориентация. Педагог характеризует тему, которая изучается, основные правила игры и ее общий ход.
  • 2. Подготовка к проведению. Распределение ролей, изучение игровых заданий, процедурные вопросы.
  • 3. Проведение игры. Педагог следит за игрой, фиксирует последствия (подсчеты баллов, принятия решений), разъясняет то, что непонятно.
  • 4. Обсуждение игры. Педагог руководит дискуссионным обсуждением игры. Внимание уделяется сопоставлению имитации с реальным миром, установлению связи игры с содержанием учебной темы.

Дидактические (учебные) игрушки особенно способствуют умственному воспитанию детей. Используя их, дети учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разнообразные игрушки (конусные башенки, цветные миски, шарики, разнообразные мозаики и тому подобное) призваны помогать сенсорному развитию ребенка. Разборные игрушки, конструкторы формируют у детей способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представление ребенка об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас. Использование технической игрушки развивает ее конструкционные способности, формирует интерес к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя в играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, размере, направлении, положении, протяженности и тому подобное. Игрушки помогают усваивать через игровые ситуации правила и нормы поведения и взаимодействия людей.

Поэтому дидактическая игра - "одна из форм учебного влияния педагога на ребенка". Она пригодится во время усвоения детьми любого материала, предвиденного программой, и может проводиться на занятиях; может входить в музыкальное занятие, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию.

Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение детьми определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время занятий у ребенка формируются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к наследованию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. "Развитие сосредоточенности и способности к наследованию - необходимые условия усвоения детьми сведений и умений. Это - одна из важных задач, которая должна решаться во время занятий, тем более, что не все дети одинаково овладевают этими качествами".

Посредством развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

  • - широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
  • - постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
  • - адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей,
  • - выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
  • - повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

Игра и игрушка для ребенка - средство познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, изучает растений и животных. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающую среду, ищет выхода из положения. Такие игры воспитывают детей-организаторов, которые умеют настойчиво идти к цели и вести за собой других, организовывать их.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова и представляет стержень игровой деятельности, является средством отображения действительности.

Классификация дидактических игр позволяет проследить их сущностные особенности, использование которых обеспечивает соответствующий учебно-воспитательный эффект. В дошкольной педагогике дидактические игры различают по учебному содержанию, игровым действиям и правилам, организации и отношениям детей, роли воспитателя.

Распространенной является классификация дидактических игр по характеру материала, согласно которой выделяют:

1. Игры с предметами.

Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т.п.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.

Использование сюжетных дидактических игрушек имеет много общего с сюжетно-ролевыми играми. Бессюжетные игрушки используют для закрепления знаний о свойствах и качестве предметов (размер, количество, цвет, форму). В народных дидактических игрушках заложен принцип самоконтроля. Это означает, что матрешка, пирамидка, грибок не закроются, если их части подобраны неправильно. В процессе игровых действий (разъединение, соединение, снятие, нанизывание и др..)

По определенным правилам ребенок осваивает способ решения дидактической задачи. Во время игр с предметами и игрушками дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В этом процессе дошкольники обогащают знания о материале, из которого изготавливают игрушки, предметы. Игры с природным материалом организуют во время прогулок. Они способствуют закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов.

2. Настольные игры.

Классификация игр по материалу отмечает их направленности на обучение, познавательную деятельность, но она лишь поверхностно раскрывает основы дидактической игры. Этой цели подчинена классификация дидактических игр, предложенная специалистами, по которой выделяют:

1) игры-путешествия

Они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Это может быть путешествие в намеченное место, преодоления пространства и времени;

2) игры-поручения

Игровое задание что-нибудь сделать: «Собери в корзину все игрушки такого-то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» и др..; 3) игры-предположения. их игровое задание выраженное в названиях: «Что было бы …?», «Что бы я сделал, если бы …?» и др.. Они побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения;

4) игры-загадки

Развивают способность к анализу;

5) игры-беседы

Основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность.

В соответствии с характером игровых действий дидактические игры делятся на:

  • Игры-поручения. Основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать т.п.;
  • Игры по отысканию предметов, их особенностью является неожиданное появление и исчезновение предметов;
  • Игры с «угадыванием загадок». Выстраиваются они на выяснении неизвестного: «Узнай», «Отгадай», «Что изменилось? »;
  • . Игровые действия, предусмотренные в них, заключаются в отражении различных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др..) Функционально все виды дидактических игр сориентированы на то, чтобы обучать и развивать детей через игровой замысел. Это их автодидактическое свойство обусловливает особенности работы педагога по использованию игровых приемов в развитии ребенка.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...