Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Особенности развития интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Курсовая работа: Развитие умственых способностей детей. Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?; лес – деревья, поле - ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» - называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» - исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

  • Способность придумывать максимальное количество нестандартных идей за короткое время;
  • Умение применять знания, полученные в результате выполнения одних задач, при решении других;
  • Умение воспринимать окружающую реальность целиком;
  • Способность памяти воспроизводить необходимую информацию в нужный момент;
  • Тяга к экспериментам.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» — «кислый», «сухой» — «мокрый».

Заинтересуйте ребенка различными игровыми программами с использование дидактического материала: карточек, лото, детского домино, мозаики.

  • Покажите малышу картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка, необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность. И пусть из него не выйдет великого художника или музыканта, зато со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

Дети в возрасте до шести лет уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, которая и по содержанию, и по интонации соответствует взятой роли. Речь для сопровождения реальных отношений детей отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Распределение ролей может сопровождаться конфликтами, касающимися субординации ролевого поведения. Можно заметить организацию игрового пространства, в котором возможно выделение смыслового «центра» и «периферии». (Например, в игре «Больница» такой центр представлен кабинетом врача, в игре «Парикмахерская» -- залом стрижки, а зал ожидания является периферией игрового пространства.) Действия детей в играх характеризуются разнообразием .

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст, когда дети наиболее активно рисуют. В течение года дети могут создать до двух тысяч рисунков. Содержание рисунков может быть самым разным: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки детей этого возраста представлены схематичными изображениями различных объектов, но могут иметь и оригинальное композиционное решение, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки обладают сюжетным характером; довольно часто можно заметить многократно повторяющиеся сюжеты, в которые вносятся небольшие или, наоборот, существенные изменения. Изображение человека теперь более детализированное и пропорциональное. На рисунке видны половая принадлежность и эмоциональное состояние изображенного человека.

При конструировании заметно умение анализировать условия, в которых проходит эта деятельность . Дети пользуются различными деталями деревянных конструкторов, могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети осуществляют выделение основных частей предполагаемой постройки. Конструктивную деятельность могут осуществлять, основываясь на схеме, по замыслу либо по условиям. Возникает конструирование в процессе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования, по мнению М.А. Холодной :

Продолжается совершенствование восприятия цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей подвергаются систематизации. Они разбираются не только в основных цветах и их оттенках, но и в промежуточных цветовых оттенках; в формах прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают размеры объектов, легко выстраивают в ряд -- по возрастанию или убыванию -- до 10 предметов.

Однако дети могут лишь с трудом анализировать пространственное положение объектов, если формы и их пространственное расположение не соответствуют. Это говорит о том, что в определенных ситуациях восприятие затруднено для дошкольников, особенно если им приходится одновременно учитывать несколько разных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие образного мышления. Дети могут не только решить задачу наглядно, но и преобразовать объект, указать, в какой последовательности объекты взаимодействуют и т.д. Однако такие решения верны лишь в том случае, если дети будут пользоваться адекватными мыслительными средствами. Они представлены схематизированными представлениями, которые появляются в процессе наглядного моделирования; комплексными представлениями, отражающими представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представлениями, отражающими стадии преобразования различных объектов и явлений (представлениями о цикличности изменений): представлениями о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов при различных воздействиях, представлениями о развитии и т.д. К тому же продолжается совершенствование обобщения, что представляет собой основу словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще нет представлений о классах объектов. Дети группируют объекты, исходя из признаков, которые могут изменяться, однако отмечается начало формирования операций логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут исходить из двух признаков: цвета и формы (материала) и т.д.

Как видно из исследований, проведенных отечественными психологами, дети старшего дошкольного возраста могут рассуждать и приводить адекватные примерные объяснения, если рассматриваемые отношения не находятся за пределами наглядного опыта, как говорит Л.С. Выготский . Благодаря развитому воображению в этом возрасте дети могут сочинять довольно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Развитие воображение будет идти активно, если проводить специальную работу по его активизации.

Идет дальнейшее развитие устойчивости, распределения, переключаемости внимания. Возможны переходы от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжается совершенствование речи, в том числе ее звуковой стороны. Детям доступно правильное воспроизведение шипящих, свистящих и сонорных звуков. Отмечается развитие фонематического слуха, интонационной выразительности речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре, а также в повседневной жизни.

Наблюдается совершенствование грамматического строя речи. Дети пользуются практически всеми частями речи, активно употребляют синонимы и антонимы.

Достижения этого возраста подразумевают распределение ролей в игровой деятельности; структурирование игрового пространства; дальнейшее развитие изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применение в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоение обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Для восприятия в этом возрасте характерен анализ сложных форм объектов; развитие мышления предполагает освоение мыслительных средств (схематизированных представлений, комплексных представлений, представлений о цикличности изменений); продолжается развитие умения обобщать, причинного мышления, воображения, произвольного внимания, речи, образа Я .

У детей старшего дошкольного возраста увеличиваются возможности памяти, появляется намеренное запоминание для последующего воспроизведения материала, внимание обретает большую устойчивость. Все познавательные психические процессы развиваются. Продолжается совершенствование речи (связной, монологической) .

Также для этого возраста характерно развитие продуктивного воображения, способности воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, к примеру, космос, волшебников и т.п. эти достижения воплощаются в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - это актуальная проблема современного дошкольного образования. На сегодняшний день особенно остро встает потребность общества в воспитании творческих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих работать с людьми, потоками информации, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям.

В дошкольном возрасте начинают формироваться задатки, способности к определенной деятельности. Как отмечает В. Серебряков, «Задатки -- это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».

Работая с маленькими детьми, особенно важно уделять внимание не только способностям, которые уже проявились, но и тем, которые могут проявиться. Как правило, одаренные дети преуспевают сразу в нескольких видах деятельности.

В детском возрасте формируются способности, личность в целом, психика ребенка сталкивается с бурными интегративными процессами. В этом возрасте есть определенные благоприятные периоды, чтобы развивать способности ребенка. Нейрофизиологами, психологами, педагогами выделяются сенситивные периоды для развития, то есть в это время происходит качественный скачок в развитии ребенка.

По мнению психологов, для сенситивного периода характерна скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем для обычных периодов. На это влияет развитие функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем в течение года у ребенка бывают 5-15 небольших сенситивных периодов развития, средние возникают приблизительно один раз в 4 - 5 месяцев, а большие возникают один раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода происходит формирование новых свойств и качеств, которые не были характерны для предыдущего возраста, однако каждый ребенок развивается в своем темпе.

Отсюда исходит, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в жизни человека, чтобы раскрывать существующие способности и формировать новые, это дает право отмечать «возрастную одаренность». Одаренные дети, как правило, имеют высокую любознательность.

Доминирование у ребенка познавательной мотивации находит выражение в такой деятельности, как исследования, поисковая активность, и предполагает более низкие пороги к новизне стимула и необычности ситуации. У одаренных детей обычно отличная память, в основе которой лежит раннее овладение речью. У них есть способность к классификации и категоризации информации и опыта, умение активно использовать накопленные знания.

Творческое мышление, которое присуще одаренному ребенку, обладает следующими характерными свойствами: беглостью (способностью за короткое время продуцировать много идей), гибкостью (способностью пользоваться различными подходами и стратегиями), оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения), деятельностью разработки (способностью детально разрабатывать концепции и сюжеты). Такие дети также отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в сфере, интересной для них. Раннее развитие способностей значительно влияет на весь стиль поведения. Из-за сравнительной легкости овладения учебным материалом возникает уверенность в своих силах, независимость от мнения окружающих в принятии решений.

Как свидетельствуют данные проведенных психолого-педагогических исследований, для некоторых детей с высоким уровнем развития способностей характерно снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о том, что есть трудности в отношениях со сверстниками. В такое случае дети подразделяются на популярных и не популярных. Первые могут вызывать симпатию у сверстников и довольно свободно общаться, вторые -- стараются чаще быть в уединении, попадают в категорию отверженных. Именно по этой причине в воспитании и обучении детей с опережающим развитием должны активно участвовать специалисты, разбирающиеся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности.

Таким образом, в результате проведения исследования нами выяснено, что интеллектуальное развитие в старшем дошкольном возрасте находится на стадии окончательного развития - в этом возрасте формируются все виды интеллектуальной деятельности личности. При этом интеллектуальное развитие во многом связано с психологическим развитием личности.

Выводы по главе 1

В процессе проведения исследования нами было выяснено, что нравственная сфера - это интегральное психологическое образование, которое включает в себя совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основании свободного выбора. Также мы рассмотрели три компонента нравственной сферы: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

В старшем дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование личности ребенка. В этом возрасте формируются мотивы и социальные потребности детей, возникают новые типы мотивации и социальные ценности личности.

Основные особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста - это:

  • - формирование у детей первых моральных суждений и оценок; первоначальное осознание общественного смысла нормы нравственности;
  • - возрастание действенности нравственных представлений;
  • - возникновение сознательной нравственности, то есть в поведении ребенка начинает появляться опосредованность нравственной нормой.

Интеллектуальное развитие в старшем дошкольном возрасте находится на стадии окончательного развития - в этом возрасте формируются все виды интеллектуальной деятельности личности. При этом интеллектуальное развитие во многом связано с психологическим развитием личности. На основании этого мы предполагаем, что возможно наличие связи между интеллектуальным и нравственным развитием старшего дошкольника. Мы предполагаем, что дети с более высоким уровнем интеллекта имеют более высокий уровень развития когнитивного и поведенческого компонента нравственной сферы, при этом мы предполагаем, что эмоциональный компонент не имеет связи с интеллектом. Подобный вывод сделан нами на основании того, что по результатам теоретического анализа выяснено, что интеллект связан со знаниями и поведением ребенка, но, при этом, связь с эмоциональной сферой менее значима. Именно это обусловило принятие такой гипотезы. Этому и будет посвящено наше эмпирическое исследование.

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.

Под интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

  • лепите;
  • рисуйте;
  • займитесь оригами;
  • плетите орнаменты из бисера;
  • создавайте простые и сложные аппликации;
  • пойте дуэтом или организуйте семейный ансамбль;
  • делайте оригинальные фигурки из воздушных шариков.

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

  • воспитание сопереживания;
  • обогащение словарного запаса;
  • повышение уровня общей эрудиции;
  • поощрение здоровой любознательности;
  • стимулирование мыслительного процесса.


Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

  • пазлы;
  • домино;
  • пятнашки;
  • кубик Рубика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шахматы;
  • шашки.

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

  • спокойствие, комфорт;
  • уверенность в своих силах;
  • заинтересованность в занятиях;
  • ощущение себя любимым и желанным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок - потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал - задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект - это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...