Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Социализация ребенка в обществе

Людмила Чебанова
Роль семьи в воспитании и социализации детей

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья , невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье , а передать их – только через детей .

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее зависит от того, какое воспитание , образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Многие родители при негативном поведении ребенка используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей . Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи , что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье .

Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение . “Нет времени” - эти слова не должны звучать из уст родителей. Воспитывает все , каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. “Умел дитя родить, умей и научить”, - гласит народная пословица.

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Сколько раз в день вы обнимаете своего малыша?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Если вы заняты и в данный момент не можете пообщаться с ребенком, как следует поступать?

Лучше всего доброжелательно сказать ребенку : “Извини, я сейчас очень занята и не могу это сделать, я стираю” и т. д.

Следует внимательно относиться к детским вопросам, просьбам и жалобам, не отмахиваться от них, уметь успокоить, помочь ребенку решить его проблему.

Важно помнить, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его не любят.

Если ребенок совершил плохой поступок, как следует поговорить с ним? (Ты поступил плохо. Но мы тебя любим и надеемся, что ты сам поймешь, что это плохо, и не будешь больше так поступать.)

Однако нельзя накапливать в ребенке отрицательные эмоции. Мы должны быть терпеливыми к действиям и поступкам малышей, при этом следует помнить, что дети имеют право на ошибку. Наша задача – отмечать и поддерживать любые успехи ребенка, уважать его интересы, предоставлять ему право выбора. Нельзя выдавать детские тайны, не следует подшучивать над ребенком, когда ему плохо, а также в присутствии взрослых и детей обсуждать его поведение.

Часто во многих капризах и шалостях мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать – в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.

Для себя мы должны определиться : каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким?

Не следует покупать, давать в игру и приносить в детский сад всевозможные чудовища, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. Лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши мультфильмы, добрые детские книги и игрушки.

Часто взрослые недооценивают роль игры , увлекаясь различными формами обучения, тем самым осуществляя недопустимую искусственную акселерацию развития ребенка, его “взросление”.

Однако значение игры в жизни ребенка велико. Игра – основная деятельность дошкольника. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

Период дошкольного детства – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно, обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.

Родители должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке.

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно :

Слушайте его;

Проводите с ним как можно больше времени;

Делитесь с ним своим опытом;

Рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

Принимайте ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;

Внушайте ребенку, что он все может, если поверит в себя;

Не пытайтесь “лепить” своего ребенка под вымышленный идеал, не ломайте его, а живите с ним общей жизнью, цените в нем личность, а не только объект воспитания .

Ваш малыш – самая большая ценность, самое большое счастье, определяющее вашу полную человеческую востребованность и смысл бытия. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем ребенке, в то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранить оптимизм во всех своих педагогических делах.

Публикации по теме:

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Соломникова А. С. инструктор по физической культуре первой квалификационной.

Роль семьи в нравственном воспитании детей Цель: формирование у родителей знаний о роли семьи в нравственном воспитании детей. Добрый вечер уважаемые родители. В начале собрания.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит,.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников». Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его.

Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть "чистый лист"). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.

Терминология

Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка - это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Если говорить в общем, то социализация - это процесс усвоения ребенком ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.

Структурные компоненты

Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
  2. Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
  3. Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
  4. Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум - к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.

Этапы социализации

Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:

  1. малыша до первого года жизни).
  2. Раннее детство, когда крохе от 1 до 3-х лет.
  3. (от 3 до 6 лет).
  4. Младший школьный (6-10 лет) возраст.
  5. Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
  6. Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
  7. Ранний юношеский возраст (15-18 лет).

Факторы социализации

Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои. Подразделяются факторы на четыре огромных группы:

  1. Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
  2. Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
  3. Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
  4. Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека - это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.

Агенты социализации

Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие? Так, агенты социализации - это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.

  1. Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
  2. Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.

Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию. Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться.

  1. Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
  2. С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
  3. В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.

Ранняя социализация детей

Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.

Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.

Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.

Несколько слов о неблагополучных семьях

Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.

Средства

Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.

Механизмы

Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них - социально-педагогический. К данному механизму относят:

  1. Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
  2. Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
  3. Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
  4. Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
  5. Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.

Еще один важнейший механизм социализации ребенка - социально-психологический. В науке он подразделяется на следующие элементы:

  1. Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
  2. Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
  3. Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
  4. Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
  5. Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
  6. Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
  7. Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
  8. Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.

«Сложные» дети

Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства. Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:

  • Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
  • Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
  • Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.

Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.

Дети, которые остались без родителей

Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение - дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений - школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.

Социализация малыша в садике

Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:

  • Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
  • Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
  • Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.

Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ - это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.

Детская и взрослая социализация: особенности

Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей. В чем же есть отличия?

  1. Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
  2. Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
  3. Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
  4. Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.

Если социализация не удается…

Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?

  1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
  2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
  3. Одна из причин неудачной социализации - госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
  4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.

К вопросу о ресоциализации

Рассмотрев различные социальные факторы - движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.

Так, ресоциализация - это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия - наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.

Семейное воспитание

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми (традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская).
Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Исторически сложилось , что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания.
Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н.Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, мы рассматриваем семью, как важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка.
Мы видим, что человек чувствителен к семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам на протяжении всей свое жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания.
Таким образом , окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.
Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Используемая литература:
Дружинин В.Н. Психология семьи.– 3-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Социальная педагогика:Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под общ. Ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гум.изд.центр Владос, 2003.
Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004

Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи

С точки зрения американского социолога Н. Смелзера1, социализация это «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский2 понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В Российской социологической энциклопедии3 находим: «Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни».

В энциклопедии «Социология»4 предлагается следующее определение: «Социализация (от лат. socialis общественный) совокупность взаимосвязанных процессов и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретноисторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества».

В различных словарях5 социализация определяется как:

«процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;

«процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

«сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю6. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относил: подтверждение исключение, запрещение, замещение (подстановку), имитацию и идентификацию. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Ж. Пиаже сделал акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой. При этом он указывал на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. Точка зрения Ж. Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду, «Я» состоит из двух компонентов «Я» (индивид, активное существо) и «меня» (представление индивида о себе). Единство «Я» обеспечивает «генерализованный другой» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества и ролей, как других индивидов, так и генерализованного другого, основа процесса социализации. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его социализации и значение отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют, например, имитацию как процесс, с помощью которого вследствие взаимодействия с социальным объектом усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития; способы влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений (переходов). Они указывают на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому, в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости.

В отечественной науке наибольший вклад в исследование проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социальнопсихологические, этнографические и педагогические аспекты проблемы. С точки зрения И.С. Кона7, «объем понятия “социализация” несколько шире, чем “воспитание”. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В социальной педагогике проблему социализации активно разрабатывает А.В. Мудрик. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. 8

Важнейшим институтом социализации является семья. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В свою очередь, семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи9.

Семья важнейший фактор социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются нравственно-психологическая атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития человека роль семьи незаменима в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

А.В. Мудрик10 определяет следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека. Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей. Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства семьи, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса еще более усугубляются социальные проблемы современной семьи.

С.В. Дармодехин11 различает две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи.

С целью изучения социальных проблем современной семьи нами в 2007-2008 гг. было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 1800 жителей Челябинской области, а именно: 600 человек в городе Магнитогорске, 600 в других городах области, 600 в сельских районах. Город Магнитогорск расположен на юге Челябинской области, население его составляет около 410 тысяч человек (что служит основанием для отнесения его к крупным городам), имеет градообразующее предприятие ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», т. е. является моноспециализированным городом. Другие города, жители которых участвовали в нашем социологическом исследовании, можно отнести к категории средних (г. Троицк, г. Миасс) и малых (г. Карталы, г. Верхне-Уральск). Сельские респонденты представляли такие районы, как Агаповский, Верхне-Уральский, Нагайбакский, Троицкий, Кизильский и др.

На социализацию детей и в городских, и в сельских семьях значительное влияние оказывают социальные проблемы, характерные для современной семьи. В таблице представлены мнения наших респондентов по вопросу о социальных проблемах семьи.

Социальные проблемы современной семьи (в % от числа ответивших)

Варианты ответов

г. Магнитогорск

Другие города области

Сельские поселения

Высокие цены на продукты, товары, услуги

Низкие заработки, неблагополучное материальное положение семьи

Постоянный рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги

Ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества

Состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения

Плохие жилищно-бытовые условия

Ограниченные возможности дать детям хорошее образование

Проблемы в воспитании детей

Сочетание работы с уходом за детьми

Проблемы на работе

Отношения в семье

Другие проблемы

социализация ребенок фрейд семья

Анализ результатов таблицы свидетельствует о том, что на первых местах в рейтинге проблем современной семьи (независимо от того, где она живет) стоят проблемы, которые образно можно назвать материально-финансовыми. Материальное положение семьи прежде всего сказывается на детях, их социализации. Если семья сталкивается с высокими ценами на продукты и товары, их постоянным ростом, у родителей низкие заработки и зачастую не хватает денег на самое необходимое, к тому же постоянно растут тарифы на коммунальные и транспортные услуги, то все это не может не сказаться на детях, их развитии: родители вынуждены экономить на своих детях, «обделять» их в пище, одежде, детских платных развлечениях и т. д. Во многих семьях, особенно сельских, у детей нет компьютеров. Бедственное положение семьи формирует у детей комплексы, зависть по отношению к тем сверстникам, которым родители могут позволить дорогостоящие вещи, игрушки, видеофильмы и пр., «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что, как любой ребенок нуждается в родительской заботе, так и каждая семья вправе рассчитывать на государственную и социальную поддержку. Ощущение бессилия родителей в решении их проблем передается детям, формирует у них чувство беспомощности и стремление переложить на кого-то свои проблемы.

Состояние здоровья человека мощный фактор в его жизни, влияющий на настроение, самочувствие, работоспособность. На социализации личности ребенка сказывается как его физическое самочувствие, так и здоровье родителей, других членов семьи. То, что состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения в большей степени волнует магнитогорскую семью (34,4 %), чем семьи других городов (25,8 %) и сельские семьи (25,0 %), вполне оправдано состоянием экологически неблагоприятной обстановки в городе с металлургической промышленностью. А экологическая ситуация, как известно, очень сильно влияет на социализацию личности.

Жилищно-бытовые условия семьи важный фактор социализации личности. Имеет ли семья отдельное жилье или проживает с родителями, снимает жилье или «ютится» в и у городских, и у сельских жителей стоит комнатке в общежитии, а отсюда: имеет ли ребенок отдельную комнату или не имеет даже своего угла все это влияет на развитие и формирование личности ребенка (подростка). Как видим из таблицы, проблема жилищно-бытовых условий в большей степени злободневна для магнитогорских семей (16,0%), чем для семей других городов Челябинской области (13,4 %) и сельских семей (11,6 %). Это объясняется тем, что жилье в крупном городе намного дороже, чем в средних и малых городах. Реализуемая в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» жилищно-инвестиционная программа «Ключ» распространяется только на работников комбината, и у горожан, не работающих на комбинате, соответственно, больше проблем с приобретением жилья.

Большинство современных родителей понимает, что детям необходимо дать образование, что без диплома о высшем образовании устроиться на работу практически невозможно. В этом смысле больше преимуществ у жителей крупного города: 15,2 % магнитогорских респондентов видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование, тогда как в малых и средних городах, в сельских поселениях эта проблема является более актуальной (соответственно, 23?1 % и 20,3 %).

Процессы социализации личности и воспитания ребенка настолько взаимосвязаны, что порой их трудно развести. На становление личности ребенка решающее влияние оказывают, конечно, родители, их педагогическая компетентность, умение понять своих детей, принять их такими, какие они есть, желание стать друзьями и помощниками для своих детей. Однако практически во всех семьях возникают проблемы в воспитании детей. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что чаще такие проблемы встречаются в магнитогорских семьях (15,0 %), чем в семьях средних и малых городов (13,4 %) и особенно в сельских семьях (4,7 %). Чем больше город, тем сильнее разобщены родители и дети, шире круг общения детей и подростков со своими сверстниками, больше «соблазнов» и мест проведения досуга. В сельских семьях, наоборот, крепче семейные и родственные узы, большая информированность родителей о своих детях со стороны учителей, соседей и других жителей поселения. Кстати, представляет интерес в рамках нашего исследования и вопрос о том, к кому могут обратиться за помощью родители. Когда у них возникают проблемы с детьми, они, казалось бы, вправе рассчитывать на помощь со стороны воспитателей, учителей, социальных педагогов, психологов. Посмотрим на результаты нашего исследования на примере г. Магнитогорска: когда у наших респондентов возникают проблемы в воспитании детей, лишь 9,5 % из них обращаются за помощью к педагогам, 4,7 % к психологу. Как всегда, в российских семьях больше рассчитывают на себя (69,7 %), а также своих родителей или родителей супруга (14,4 %), других родственников (3,7 %).

На социализацию личности ребенка влияет количество времени, уделяемое родителями своим детям, занятость родителей на работе. Выяснилось, что сочетание работы с уходом за детьми более проблематично для городских семей (почти совпадают данные в г. Магнитогорске 13,9 % и средних, малых городах 13,6 %), чем для сельских (7,5 %). Это объясняется большей загруженностью городских женщин на работе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома. Менее проблематичными для сельских жителей, по сравнению с городскими, являются также отношения на работе и отношения в семье, что также объясняется, на наш взгляд, особенностями сельского уклада жизни. Отметим, вместе с тем, что взаимоотношения в семье (детско-родительские, между супругами, между поколениями) также являются существенным фактором социализации личности ребенка в семье.

Несомненно, на современную семью, на социализацию личности ребенка в семье влияет переживаемый нашим обществом финансово-экономический кризис.

Таким образом, социализация личности была и всегда будет ключевой категорией социологии. На социализации детей и подростков сказываются те социальные процессы, которые характерны для современного общества: социально-экономическое расслоение общества, падение производства и рост безработицы, постоянное повышение цен на продукты и товары первой необходимости, криминализация и люмпенизация значительной части общества, ухудшение благосостояния значительной части российских семей и т. д., то есть, по большому счету, все общесоциальные и специфические проблемы семьи.

Доклад на педсовете: Роль семьи в социализации личности ребёнка

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».
Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья.Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.
Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге детипредоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.
Авторитарный стиль , подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально – попустительский стиль , подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.
Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именнов семье человекполучаетпервыйопытсоциальноговзаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003
2. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.,2003
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003
6. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005
7. Сухомлинский В. А. «О воспитании» М„ 1984
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987
10. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983
11. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. - №1, 2001
12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981
13. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....