Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Социальная адаптация дошкольников. Социальная адаптация детей. Детская дружба

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Википедия

А если «по-русски» - это умение человека приспосабливаться к новым условиям и взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов.

Как ребенку адаптироваться в мире? Постепенно.

Раньше не было таких вопросов – КАК? С раннего возраста детей отдавали в ясли, потом садик, за ним школа, секции, кружки… Вот и вырос наш малыш. Как адаптировался, так и живет. Какие проблемы у него возникают при общении – неизвестно. Рассмотрим процесс подробнее.

Адаптация в мире с рождения до года

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» - необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

Улавливаете суть? Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.


СОЦИАЛЬНАЯ адаптация

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.

Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.

А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?

Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок ?

Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!

Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?

Предвижу сотни вопросов и возмущений – мол, не пойдет в садик – будет изгоем, не сумеет влиться в коллектив, вырастет «маменькиным», бесхребетным и прочее.

Тогда возьмем в пример другую крайность (а ребенок не умеет жить в полутонах, для него любая обида, неприязнь – огромное событие, где он чувствует себя нелюбимым).

Отдали в садик, а ему там не нравится. Хочет быть рядом с мамой. С ней тепло и безопасно. А воспитательница страшная. Хоть и имеет 8 высших образований и 90 похвальных грамот. Он страдает. Мир – страшный. Меня не слышат в нем. Я – неважный. Я ДОЛЖЕН быть рядом с теми, кто мне не нравится, чтобы выжить. Чтобы мама меня любила (а не расстраивалась, что я не хожу в садик), мне нужно дружить с нелюбимой воспитательницей. Так закладывается сценарий поведения по жизни. Став взрослым – человек (страдая и жалуясь) устраивается на нелюбимую работу, живет с нелюбимым человеком, просто потому… что по-другому не умеет. Он НЕ ЗНАЕТ, что у него есть выбор.

Поэтому, психологи рекомендуют ориентироваться на ребенка индивидуально . Пусть соседская девочка с удовольствием и дальше ходит в ясли-садики. Если ваш малыш протестует (и заметных причин, по которым садик ему не нравится – нет) – подумайте, стоит ли программировать ребенка на выбор без выбора? Для социальной адаптации ему ДОСТАТОЧНО будет того окружения, что у него есть . Ведь мы все гуляем во дворах, ходим и приглашаем в гости – общения с детьми будет полным-полно.

Всегда так было

Да, раньше молодых мам ставили в жесткие рамки. Декретный отпуск длился всего год – за это время нужно было успеть закончить ГВ и устроить ребенка в садик, чтобы выйти на работу. Не вышла? Потеряла стаж, считаешься тунеядкой, живешь на иждивении общества!

А еще раньше – декретный отпуск составлял всего… 2 месяца. Это послевоенное время. Когда необходимость в рабочей силе была особенно высока. Политика была не на стороне детей. То есть – демография, конечно, была важна. Но и терять ценного работника в лице женщины не хотелось. Были лозунги и плакаты, активно шла пропаганда, что специальные заведения (ясли, садики) воспитают вашего ребенка лучше, чем родная мать! Женщинам внушали, что своими силами они не справятся – малыш будет недоразвит, не воспитан, неспособен ни к чему. Только власть сможет вырастить достойного человека.

Давление было сильное – выбора у наших бабушек-прабабушек не было.

Моя бабушка рассказывала, что они с сестрой ходили в ясли-сад, он же был интернатом, куда детей отдавали в понедельник, а забирали в субботу. Такой же была и их школа, с разницей, что в школу и из нее – ездили уже самостоятельно.

Обид и непонимания у детей по отношению к родителям, конечно, не было. Ведь это устойчивое общественное мнение – ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И разбирать детское состояние, ощущение недолюбленности и прочее – не более, чем блажь, ведь есть цели поважнее.

Сейчас нет таких жестких норм. Кроме того, что в 3 года нужно либо выходить на работу, либо с нее увольняться. Мы можем – как отдавать ребенка в садик, так и воспитывать самостоятельно. Все мифы по поводу того, что нужна команда профессионалов, которые научат ребенка читать/писать/лепить/рисовать и прочее – развенчаны. С этим может справиться любая мама, у которой есть желание. Тоже самое касается социальной адаптации. И без садика она «войдет» в малыша.

К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.

Когда проблемы с позвоночником – трудно ходить, лежать, стоять, двигаться. И далеко не уйдешь – все будет ныть и просить облегчения. Семья – наша опора, наш хребет. И дать ребенку почувствовать, что он всегда может получить помощь, поддержку и тепло – значит дать ему возможность легко преодолевать любые трудности и испытания в жизни. Что и будет его приспособленностью и выживаемостью.

Слушайте своих детей и не насилуйте тем, что им не нравится. Приглядитесь – может то, что рекомендуют, не более, чем внушение? Которое не имеет ничего общего с гармоничным развитием ребенка.

Как вы считаете – нужно ли что-то делать специально, чтобы ребенок адаптировался в обществе?

Детская дружба очень важна для ребенка, прежде всего тем, что ребенок сам выбирает себе друга. Слова известной детской песенки «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!», раскрывают основные чувства ребенка к своим сверстникам и ощущение своей личности в их кругу.

В процессе взаимодействия у людей возникают разнообразные взаимоотношения, которые можно определить как общественные отношения. Они могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения — это те, которые в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же — возникают в неформальных структурах, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. Различают еще деловые и личные (межличностные) отношения. Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это неформальное общение, которое «навязывает» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай спортивную секцию, музыкальную школу! Личные отношения на то и личные, что они близки лично ребенку.

В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Общение связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.

На уровень общения влияет наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. Дети страстно защищают друга от нападок взрослого, даже если эти нападки обусловлены плохим поведением детей. Нередко приходится наблюдать, как различными « гримасами » дети пытаются помочь друг другу в разрешении каких-либо жизненных задач. Общаясь с другом или друзьями, ребенок проявляет чудеса изобретательности. С возрастом им становится интереснее все делать вместе. Конечно, нельзя еще сказать, что ребенок готов взять всю ответственность за совместные с другом проступки, но уже есть первые всходы «жертвенной дружбы». От меры этой жертвенности во многом зависит отношение детей друг к другу во время общения. В свою очередь, «качество» и длительность общения зависит от развития познавательных процессов и участников общения (мышление, память, внимание, воображение и пр.).

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких людей. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив широко и красиво общающийся. В любом случае, межличностное общение для ребенка очень важно и взрослым, интересующимся его жизнью, тоже должно быть небезразлично, как использует их ребенок те механизмы, которое позволяют ему «спрятаться» в общении от своих детских невзгод.

Межличностное общение функционально. Оно имеет характеристики, позволяющие судить о роли общения в жизни ребенка. Если мотивом межличностного общения является одиночество, то, как правило, ребенок будет тянуться к более самостоятельным, «смелым» в его понимании, наделенным житейским опытом, сверстникам или более старшему ребенку. Это как раз и приводит к дружбе с детьми из «группы риска». Ребенок, выросший на улице или в неблагополучной семье, знает жизнь и понимает, чего именно не хватает ищущему дружеских отношений вне дома, семьи ребенку. Вот это опасно! Тогда родителям необходимо задуматься, почему ребенку одиноко дома, чего не хватает ему в семейной лодке. Скорее всего, понимания, участия в его детских, но таких важных, делах. Пока не поздно, следует изменить свои взгляды на личность ребенка. Вспомнить, что он такой же полноправный член семьи. Уделять ему больше времени для общения. Мобилизовать усилия всех членов семьи для участия в жизни ребенка. В этом случае можно изменить ситуацию. Если потребности в общении будут удовлетворены в стенах дома, то теряется смысл в поиске друга на стороне. Ребенок будет общаться со сверстниками, но такое общение уже не будет носить «болезненный» оттенок.

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника и младшего школьника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и также легко расхо-дятся. У них еще не выработаны привязанности и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В это период особенно важно, какой круг общения формируется вокруг ребенка.

➠ Поэтому внимание родителей должно сосредотачиваться не только на учебных достижениях ребенка, но и на том, какого рода друзья его интересуют. И не паниковать, если ребенок вдруг задружит с «хулиганом». Помните, что его связи еще не крепки. Главное, не запрещать, а действовать педагогическими методами, позволяющими вовремя правильно реагировать на изменение пристрастий ребенка. Выбор объектов общения в дошкольном и младшем школьном возрасте может определить нравственный потенциал его дальнейшей жизни.

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод о том, что потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка к жизни во взрослом мире. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка, и вы не пропустите появляющиеся проблемы. Следует всегда помнить о том, что ребенок строит свои отношения по-разному в раннем детстве, дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте.

Основная задача родителей — бережно и уважительно относиться к выбору друзей своим ребенком. А если выбор неудачен с их точки зрения, избегать авторитарных, запретительных методов «разрушения» дружбы. Но это действует в том случае, если ребенок общителен, экстравертен. Если же он замкнут и не общителен, интравертен — то ему необходимо помочь в преодолении робости в отношении взаимодействия со сверстниками. Этому во многом способствуют специальные упражнения на формирование коммуникативных навыков.

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Цель данной работы – изучить социальную адаптацию ребенка.

Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

1. Дать понятие социальной адаптации.

2. Проанализировать особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.

3. Рассмотреть особенности социальной адаптации ребенка к школе.

Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическим списком, что соответствует поставленным цели и задачам.

1 Понятие социальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания - рыбы живут в воде, птицы - в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями - отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием.

Проведенные исследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога. При аналогичных стрессовых ситуациях - переход из яслей в детский сад, поступление в школу - дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. В случаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу.

Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Социальная адаптация детей дошкольного возраста .

Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях , сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии , а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами , приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом .

Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников , хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом .

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу , принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация » .

Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта . В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников . Как известно дошкольный возраст делится на два периода : младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст . Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.

Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся :

* поведенческие реакции;

* уровень нервно - психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) .

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников :

1. Легкая адаптация :

Временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

Аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

Функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации , как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации :

эмоциональное состояние ребенка;

социальные контакты ребенка ;

послеполуденный сон;

аппетит ребенка.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ :

хороший аппетит;

спокойный сон;

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду .

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста :

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон : такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации .

4. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации : нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра , т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников . Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , - самостоятельные игры :

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры :

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые,

Режиссерские,

Театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной

и воспитательной целями :

игры обучающие :

Дидактические,

Сюжетно-дидактические,

Подвижные;

досуговые игры :

Игры-забавы,

Игры-развлечения,

Интеллектуальные,

Празднично-карнавальные,

Театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей .

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

"Жизнь в лесу"

"Добрые эльфы"

"Театр теней"

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста .

"Назови себя"

"Позови ласково"

"Волшебный стул"

"Подарок другу"

"Скульптор"

"Пирамида любви"

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Учим контролировать движения и работать по инструкции

"Холодно - горячо, право - лево"

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

"Поводырь"

Развиваем умение активно слушать :

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

"Пантомимические этюды"

"Сказки наизнанку"

Развиваем слуховое восприятие

"Телефон"

"Сундучок"

"Пум - пум - пум"

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

"Зеркало движений"

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

"Магазин игрушек"

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

"Я бросаю тебе мяч"

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

"Изобрази животное"

"Уходи, злость, уходи"

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...