Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Вальдорфский детский сад: что это такое. Вальдорфская система

Вы сразу сможете, как говорят в народе, найти 10 отличий обычного детского сада от вальдорфского.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного даже внешне. Он очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани, практически нет ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комнаты освещаются более ярко (это часть «ритма жизни»). Уже при входе заметно, что здесь не совсем привычная для детского сада обстановка: на окнах зимой — рождественские витражи, осенью — словно случайно залетевшие разноцветные листья, весной — пробивающиеся к солнцу зеленые ростки. Не висят на стенах плакаты с буквами и цифрами, призванные стимулировать ранее интеллектуальное развитие ребенка. Часто в спальне под цветным пологом летят- кружатся или маленькие ангелы, или эльфы, принося малышам самые чудесные сны.

Вальдорфская группа — разновозрастная, в ней есть дети от трех до семи лет. Вы совершенно обоснованно можете задать вопрос: «Почему вальдорфский детский сад дети могут посещать только с трех лет?» А потому что приверженцы вальдорфской педагогики утверждают, что в первые три года жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить и для этого самая благоприятная обстановка — домашняя. После того как около трех лет ребенок начинает говорить о себе «я», то есть появляется и укрепляется осознание «я», наступают изменения в его поведении и он овладевает навыками ролевой игры, малыша можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте, согласно вальдорфской педагогике, отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

В детском саду маленькие дети легко и естественно учатся одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить, как в семье, по-дражая старшим. Всем детям, вне зависимости от возраста и длительности пребывания в садике, уделяется особое внимание индивидуально, к ним не обращаются по фамилии, а только по имени. Это же практикуется и в отношении воспитателей.

Воспитатели никогда не кричат на детей, и это тоже часть вальдорфской философии. К каждому ребенку прислушиваются, его мнение ценят, а самых маленьких даже носят на руках. В буквальном смысле слова.

С каждым ребенком, пришедшим в группу, воспитатель здоровается за руку, а потом все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Вот так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.

Как правило, дети любят такой садик и ходят в него с огромным удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики — отсутствие любого принуждения. Личность ребенка здесь — главная ценность. Поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организовывает общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле. Но, как правило, все с радостью присоединяются к воспитательнице.

Главное ощущение в вальдорфском саду — нет того самого, въевшегося в душу «совка», когда детям все нужно делать строем: есть, спать, гулять, заниматься. В то же время здесь принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет бо-лее «активное») — чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием.

Воспитатели описывают эту систему с помощью понятий «выдох» и «вдох ». Самостоятельные формы детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя, — это выдох. Занятия с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое, — вдох.

Гостям не позволено сидеть в садике сложа руки и смотреть на детей — это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым или играют в разные ролевые игры.

Психологи уже давно доказали, что поведение и деятельность взрослых глубоко воздействуют на волю детей, закладывают в них привычку трудиться. Творчески подражая взрослым, дети учатся таким повседневным делам, как приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещения, работа в саду и т. п. Поэтому очень важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребятишек.

В вальдорфском детском саду не обычные воспитатели. Воспитательница исполняет роль мамы, которая занимается по-вседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду и игрушки, шьет и т. п., а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Для этого в игровой комнате у воспитателя есть стол, за которым он выполняет разные работы на глазах у детей. Любой ребе-нок может присоединиться к воспитателю, а может остаться в детской компании.

Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек: кукол Барби, покемонов, пластиковых игрушек, пистолетов и т. п. Здесь под запретом даже обычные классические куклы, машинки и конструкторы. Зато много забавных самодельных игрушек — соломенные мобили, куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева, глины и т. д. Все они хранят тепло человеческих рук.

Часто в группе стоит «домик» под легким пологом — в этом кукольном царстве обитают самодельные куклы, у них есть де-ревянная мебель и почти настоящая (только очень крохотная!) фарфоровая посуда. А еще многочисленный гардероб.

Рядышком с кукольным домом — магазин. В нем найдутся деревянные весы и множество «сокровищ» — шишки, желуди, ракушки (каждое — в своей особой корзинке). При необходимости они могут превратиться во все, что угодно, — овощи, фрукты, конфеты (да мало ли что может продаваться в магазине!).

Есть и настоящие пеньки, коряги, множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков — словом, все для того, чтобы дети проявляли в играх фантазию. И это вовсе не мусор, как некоторые думают, а многофункциональные игрушки. В отличие от пластмассовых грузовиков, которые можно использовать только для перевозки кубиков, «неоформленные» деревянные игрушки годятся для чего угодно.

Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества — считают педагоги-вальдорфцы.

Нет в вальдорфском детском садике компьютеров (хотя в старших классах вальдорфской школы дети изучают компьютер), магнитофонов и телевизоров. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах.

Когда время свободной игры подходит к концу, воспитатель звонит в колокольчик и начинает убирать на рабочем столе. Заслышав колокольчик, дети заканчивают игру и подбегают к воспитателю для того, чтобы сделать «вдох»: дети помогают готовить еду (обычно натуральную, основанную на крупах), убирать.

Пища готовится прямо в группе при детях, которые ее с удовольствием едят, и их не нужно заставлять скушать ложечку «за маму», «за папу» или «за котика Мурчика», поскольку дети участвуют в самом процессе приготовления еды — режут овощи, помогают накрывать на стол. Также учитываются вкусы детей: если воспитатель знает, что ребенок не любит рисовую кашу, то накладывает ему меньше. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию. Как правило, уже после недели посещения детского садика воспитатель имеет представление об аппетите каждого ребенка и в соответствии с этим раскладывает пищу, чтобы как можно меньше продуктов шло в отходы.

Вальдорфские воспитатели придерживаются следующего принципа : любой ребенок обязательно должен знать, что за каждой вещью, за каждым блюдом стоит труд очень многих людей, и нужно учить детей ценить труд.

Любая трапеза в группе происходит за общим столом, где все видят друг друга. Чтобы дети до еды не хватали сразу ложки, их раздают только тогда, когда еда уже разложена по тарел-кам. Чтобы дети успокоились и сосредоточились на процессе принятия пищи, все поют короткую благодарственную песню, после чего дети, пожелав друг другу приятного аппетита, принимаются за еду. Момент благодарения, по вальдорфской педагогике, очень важен, потому что маленький ребенок сам еще не в состоянии сказать «спасибо», следовательно, эту привычку необходимо формировать.

Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно, не жадничая. Рядом с обеденным столом всегда стоит столик, на который дети после еды убирают за собой посуду, складывают салфетки.

Во время фазы «выдоха» главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выра-жает себя. Поведение воспитательницы и оборудование детского сада способствуют свободной игровой деятельности.

Дети вальдорфского детского сада, как уже отмечалось выше, практически не смотрят телевизор, предпочитая ему подвижные игры на свежем воздухе или простые ролевые игры, которым уделяется большое внимание. Также не проводятся специальные учебные занятия, только развивающие игры. В вальдорфском детском саду еще огромное внимание уделяют ручному труду: все дети — и мальчики и девочки — учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке. Малышей не учат считать и писать, зато они вышивают и шьют, мастерят что-то своими руками. В канун праздника они мастерят подарки мамам и папам.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей.

Основными занятиями по вальдорфской методике считаются занятия по изобразительному искусству и музыке, театрализованные представления: драматические и кукольные спектакли. Эти занятия совсем не похожи на обычные детсадовские занятия с набором дидактических материалов.

❧ Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных. Дети никогда не рисуют и не лепят по заданному сюжету, они творят то, что в данный момент им подсказывают сердце и интуиция.

❧ Специальных «музыкальных занятий» в детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рас-сказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, устраивают огород, где каждый может попробовать вырастить не только картофель, свеклу или редис, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

❧ Еще в садике приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери - Земле. И это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.

Даже на прогулке всегда можно отличить группу из «обыкновенного» детского садика и вальдорфского. Дело в том, что в вальдорфском детском саду воспитатели на прогулке не собираются стайками и не щебечут о чем-то своем, время от времени покрикивая на детей командным тоном. Они постоянно находятся возле детей, «проживают» прогулку с детьми: осенью открывая для них красоту рябиновой веточки, зимой вылепливая вместе снеговика, весной сажая цветы на собственной клумбе. Когда позволяет погода, вся группа отправляется в лес, если он недалеко.

После прогулки все возвращаются в группу, раздеваются (старшие при этом с удовольствием помогают раздеться млад-шим) и садятся обедать. А после обеда, как водится, сон. Под разноцветными лоскутными одеялами, под тихую песенку, которую напевает воспитатель, присаживаясь ненадолго на каждую кроватку. Полдник, снова игры, а там и родители уже на подходе.

❧ Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действен-ным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Поэтому в вальдорфском детском саду безоговорочно действует негласный закон, что следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

Если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

Если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Казалось бы, такой детский сад — идеальная среда для раз-вития ребенка. Но не все так просто:

Антропософия — учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерикой, и все равно исподволь влияет на формирование личности ребенка;

Запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение: в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире, то есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играя, мог бы научиться и читать, и писать, и считать;

В вальдорфских детских садах не приветствуется, если их воспитанники дополнительно посещают занятия в музыкальной или спортивной школе, в изостудии;

При огромном внимании к чтению круг чтения в вальдорфском детском саду очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, отрывки из Библии; к литературной сказке, рассказам о жизни детей и т. д. вальдорфские педагоги относятся негативно;

Малыш может выпасть из детского (несадовского) социума, так как дворовые приятели с сомнением отнесутся к идее, что самодельные игрушки из чурочек и тряпочек лучше радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым;

Запрет на всякую оценку ребенка может сформировать очень завышенную самооценку.

➨ Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, вам, уважаемые родители, стоит взвесить все «за» и «против». И если вы склонны к тому, чтобы сказать «нет», не стоит бездумно отвергать уникальные положительные возможности вальдорфской педагогики:

❀ совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки; ❀ научиться вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски;

❀ устраивать для ребенка и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе;

Прочитав все вышесказанное, вы убедились, что из имеющихся нынче вариантов детских садиков вальдорфский сад — одно из самых мягких и демократичных мест для малыша - дошкольника. Но теперь перед вами встал второй вопрос: «А что потом?»

Вальдорфская система образования базируется на принципах внимания, уважения и бережного отношения к детству ребенка. Данная система стремится развить творческий потенциал всех учащихся и укрепить их самооценку . В стенах детских учреждениях с вальдорфской системой обучения всегда царит атмосфера тепла, доброжелательности и спокойствия. Дети с большим желанием посещают вальдорфские школы и детские сады. В настоящее время по всему миру насчитывается около 2500 действующих дошкольных и школьных учреждений, выполняющие основные задачи вальдорфской системы образования.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская система образования была создана в начале ХХ века на юге Германии . Толчком для ее возникновения стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были обеспокоены тем, что их дети, посещая учебные учреждения, не получали должного педагогического внимания. Весь обучающий процесс был направлен только на постоянное заучивание материала. В результате такого обучения у учащихся не могли развиваться творческие способности и познавательная активность. О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу - Эмилю Мольта, который не боялся перемен и всегда стремился найти рациональный выход из сложившихся социальных трудностей. Эмиль Мольта мечтал создать новый тип школы , программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру. Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным. Рудольф Штайнер вел активную педагогическую деятельность и имел богатый опыт частного преподавания.

Следует отметить, что Рудольф Штайнер давал частые уроки сыну одного венского коммерсанта, который страдал мигренями, нарушением поведенческих реакций и перенес гидроцефалию. Многие педагоги и врачи были уверены, что мальчик является полностью безнадежным, и не сможет нормально развиваться. Но Штайнер разработал специальную программу для мальчика и занимался с ним систематически на протяжении двух лет. В итоге его ученик «догнал» сверстников и вскоре получил высшее медицинское образование.

Рудольф Штайнер принял предложение Эмиля Мольта и разработал первую программу вальдорфской школы , которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры. Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года. Первого сентября педагоги вальдорфской школы приняли 256 учащихся и открыли 8 классов. В данном учреждении у 191 ученика родители трудились на табачной фабрике. Через некоторое время школа стала принимать детей из различных слоев общества.

Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских . В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка . Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре.

Основные принципы и направления работы вальдорфской педагогики

Сторонники вальдорфской педагогики уверены, что детство является уникальным и неповторимым периодом в жизни человека, который требует выполнение особых задач и целей. При этом важно не ускорять развитие ребенка, а раскрывать и воспитывать способности малыша, характерные именно для данного возраста. В связи с этим, приверженцы вальдорфской системы обучения не спешат сразу обучать малышей письму и чтению, а также отрицательно относятся к использованию различных программ по интеллектуальному тренингу . Вальдорфская педагогика предполагает естественное развитие личности малыша и заложенных природой его способностей.

Дошкольные учреждения, использующие основы вальдорфской педагогики , в процессе работы применяют следующие принципы :

  • создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;
  • по средствам личного примера и подражания;
  • использование многофункциональных игр;
  • создание атмосферы, которая способствует развитию игровой деятельности;
  • организация правильного ритма группы;
  • использование многообразных видов трудовой деятельности и основных навыков искусства.

Все вышеперечисленные положения в дошкольном учреждении вальдорфского типа не могут существовать отдельно друг от друга. Они органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи, а не обычную работу традиционного дошкольного заведения. Рассмотрим некоторые принципы вальдорфской педагогики более детально.

Создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития

Р. Штайнер еще в 1907 году высказал предположение, что основным движущим фактором для развития малыша является материнская любовь и внимание к нему окружающих. При этом любовь должна быть обязательно искренней, так как дети очень восприимчивые и на интуитивном уровне чувствуют любовь по условию. Таким образом, создание атмосферы любви является главным условием для правильно физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка . Вальдорфские дошкольные учреждения стремятся создать благоприятную атмосферу, которая приближена к домашней обстановке. Особое внимание уделяется личности педагога, который должен обязательно любить детей, быть творческой и яркой личностью, а также уметь устанавливать доверительные взаимоотношения со своими воспитанниками и их родителями.

Для создания необходимой среды, способствующей активному развитию ребенка, важное значения имеет художественное оформление и правильная организация пространства.

Воспитание по средствам личного примера и подражания

Малыши до 4 лет способны усваивать большое количество разнообразной информации. Но делают они это не через учебники или уроки, а благодаря постоянному взаимодействию с окружающими его взрослыми, постоянному общению со сверстниками, играя с различными предметами, слушая интересные истории и т.д. Следовательно, процесс обучения малыша взаимосвязан с его активной жизненной позицией . При этом существует два основных способа познания мира - подражание и пример. В вальдорфских учреждениях детям предлагают участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них креативное мышление, логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки. Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д. Малыши принимают активное участие в выпечке изделий из теста, ухаживают за растениями, делают различные поделки из природного материала, наводят порядок в группе и т.д.

При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Педагог начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс , благодаря познавательной активности и естественному любопытству. Каждый ребенок принимает участие в общей деятельности, исходя из индивидуальных особенностей и собственных возможностей.

Правильный ритм деятельности - источник гармонии

Деятельность в детских учреждениях вальдорфского типа разнообразна и отличается ритмичностью . Например, в понедельник планируется организация занятий по лепке, а во вторник - рисование акварельными красками. Малыши привыкают к последовательности и уже знают, что их будет ожидать в тот или другой день.

Использование многофункциональных игр.

Ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, вальдорфские детские учреждения побуждают малышей к активной игровой деятельности. При этом игра носит свободный характер , и кроха выбирает вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Педагоги не используют игр по заранее запланированной программе, так как смысл и функции игровой деятельности теряются.

Следует отметить, что дети в вальдорфских учебных заведениях играют простыми игрушками, изготовленными из натуральных материалов . Часто дидактический материал для занятий мастерится руками воспитателей и их подопечных. Для этого применяются шишки, каштаны, поленья, желуди, сено и другой природный материал. Педагоги избегают игрушек правильной геометрической формы или с полностью сформированным образом. Ребенок должен научиться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа. Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не навязывается внешний облик куклы. Он включает собственную фантазию и придумывает свою куклу , которая не похожа на другие. Также дидактический материал отличается многофункциональностью. Например, лоскуток синей ткани может превратиться в море, звездное небо или нарядное платье для куклы.

Кроме , воспитанники детских учреждений вальдорфского направления с удовольствием используют различные пальчиковые игры , подвижные и музыкальные занятия. Также дети любят лепить, рисовать, изучать народные забавы, организовывать театральные постановки и т.д. Следует отметить, что пластилин не используется для лепки . В данном процессе применяется специально подготовленный воск .

Как проходят будни и праздники в вальдорфском дошкольном учреждении

Если вы впервые посетили детский сад с вальдорфским направлением, то вас приятно удивит теплая и творческая атмосфера в нем. Педагоги всегда с радостью и нетерпением ждут своих воспитанников. Когда малыш заходит в группу, то звучит колокольчик, подвешенный над дверью. Воспитатель лично встречает каждого ребенка. При этом обязательно здоровается с ним за руку и приветливо улыбается, что означает: «Заходи, кроха, тебя все ждут и рады твоему приходу!».

Утро в вальдорфском детском саду начинается с нестандартной зарядки. Дети под различные ритмы активно двигаются , поют песни , читают веселые стихи.

Далее ребята принимают участие в свободной игре . Они занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.

В это время воспитатели также не сидят без дела. Они занимаются различными «домашними» делами, а дети, заинтересовавшись их видом деятельности, начинают присоединяться к ним. Начинается процесс естественного подражания, который так важен для развития способностей малыша . Педагоги с ребятами шьют кукол, плетут корзины, составляют композиции из сухих листьев, делают различные поделки из шишек, разрисовывают камушки и т.д.

При этом воспитатели не говорят слова «нет» своим воспитанникам и поддерживают любую инициативу малыша. Существует всего три ситуации, по которым педагог может отказать:

  • если действия ребенка могут быть для его здоровья и жизни;
  • если действия малыша причиняют вред другим детям;
  • если в процессе активной деятельности может быть нанесен ущерб вещам (например, нельзя рисовать на мебели или стенах).

Когда период свободной игры завершается, выполняется совместная уборка игрушек и дети приступают к завтраку. Для трапезы используется глиняная посуда, самотканые скатерти и салфетки из натуральных тканей. Дети садятся за большой общий стол.

Затем дети переключаются на музыкально-ритмичные игры , организованные в интенсивном темпе. Далее малыши направляются на прогулку, где играют в подвижные игры, кормят птиц, строят замки из песка, ухаживают за цветами, занимаются огородничеством и т.д.

После прогулки на свежем воздухе , педагог рассказывает малышам интересную сказку или демонстрирует ее сюжет с помощью изготовленных кукол. Воспитатель одно произведение «проигрывает» в течение одной недели. Благодаря этому, дети знают в ней каждое слово и полностью «вживаются» в ее сюжет.

После обеда наступает тихий час . Детки отдыхают в уютных кроватях из натурального дерева и укрываются лоскутными одеялами ручной работы.

После сна проводится полдник и активные занятия с малышами: пальчиковые игры , игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и т.д. Затем педагоги предлагают малышам подвижные игры или игры-ожидания .

Каждый день в вальдорфском дошкольном учреждении насыщен интересными играми и делами, которые способствуют естественному развитию таланта ребенка . В данных учреждениях не существует серых и скучных будней.

Следует отметить, что обучающий материал педагогами подается блоками . Одному блоку посвящается целый день. При этом выделяют креативно-практичное направление, душевное и духовное. Ритм дня задает блок, находящийся на данный момент в изучении. Основной акцент вальдорфская система делает на эстетико-художественном направлении занятий.

Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные . Малыши тесно взаимодействуют не только со сверстниками, но и с более старшими товарищами. Они активно подражают им в процессе выполнения различных , а также быстрее учатся самостоятельно одеваться и убирать за собой.

Праздники в данных детских учреждениях являются неотъемлемой частью общей жизни детей и их педагогов. Это мероприятия где дети, воспитатели и родители являются одновременно как хозяевами, так и гостями торжества. Они совместно украшают зал, пекут в группе угощения, разучивают песни, танцевальные движения и стихи. У педагогов нет заранее написанного сценария праздника, и детей не заставляют действовать по заготовленному плану. На праздниках всегда присутствует атмосфера домашнего тепла и любви.

Кроме традиционных календарных и народных праздников в вальдорфских учреждениях существуют особые мероприятия : день Урожая, праздник Мужества или праздник Фонариков. Особенно ярко проходит праздник - День Рождения . Ребенок с родителями приходит в группу, где рассказывает самые интересные и веселые события из жизни. Затем малыши и воспитатели поздравляют именинника небольшим концертом, играют в подвижные игры, водят хороводы и конечно угощаются домашней выпечкой.

Плюсы и минусы вальдорфского детского сада

Данные учебные учреждения отличаются от других дошкольных заведений некоторыми специфическими запретами:

  1. Запрет на раннее обучение до 7 лет . Ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами. Он должен постигать окружающий его мир только опытным путем и как можно дольше оставаться в собственном образно-абстрактном мире.
  2. Запрет на СМИ . Кинофильмы и различные программы, транслируемые по телевидению, для маленького ребенка являются источником негативной информации. Она разрушает внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
  3. Запрет на оценивание действий ребенка . Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы только получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.

Применение вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:

  • уважение к личности малыша и его выбору;
  • отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
  • воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
  • обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
  • создание свободного пространства для творческого развития малыша;
  • организация особого ритма в группах;
  • в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
  • формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
  • в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.

К минусам вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:

  • педагоги вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;
  • тематика произведений, которую предлагают вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;
  • рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;
  • в основе вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • сложный процесс адаптации ребенка со сверстниками, посещающие детский сад классического типа.

Особенности вальдорфской школы

После окончания вальдорфского детского учреждения малыши переходят в школу, в которых также используются принципы вальдорфской педагогики.

Начинают обучение в вальдорфской школе дети с семи лет . Процесс обучения длится в течение одиннадцати лет. Основным педагогам на протяжении восьми лет обучения является классный руководитель, который для детей выступает в роли наставника и друга.

Начальная вальдорфская уделяет мало времени изучению академических предметов . В течение двух лет детей знакомят с буквами и учат основам чтения. Также изучаются в игровой форме правила написания букв и счет.

Особое внимание вальдорфская система обучения в начальных классах уделяет изучению иностранных языков , игре на флейте, эвритмии и основам рукоделия. Занятия проходят в игровой форме. Для лучшего восприятия материала детьми используются стихи, песни, загадки и т.д.

Для работы на уроках и дома в начальной школе не применяются традиционные учебники . Старшеклассники могут использовать учебную литературу в качестве дополнения к изучению основных предметов.

В вальдорфских школах часто организовываются праздники , посвященные торжественным датам, религиозным событиям или природным явлениям. В данных мероприятиях принимают активное участие педагоги, дети и их родители. Школьники разучивают различные песни, стихотворения, играют на музыкальных инструментах, занимаются постановкой спектаклей и танцев, собственными руками создаются сценические костюмы и подарки.

В конце каждого семестра дети с классным учителем подводят итоги учебной деятельности. Организовывается выставка достижений учащихся вальдорфской школы, на которой демонстрируются сшитые на уроках рукоделия куклы, вылепленная из глины посуда, изготовленные из природного материала поделки и т.д.

Процесс обучения в вальдорфских школах не предполагает выставление оценок и не носит состязательный характер. После завершения учебного года педагог для каждого учащегося по итогам его деятельности и активности составляет подробный отчет-характеристику . Если ребенок переходит продолжать обучение в другое учебное заведение, то учитель выставляет итоговые оценки.

Вальдорфские школы отличаются от классических образовательных школ следующими особенностями:

  • учебный план составляется с учетом возрастных особенностей;
  • классный учитель ведет детей с первого до седьмого класса;
  • утверждение основной темы года для каждого из учебных классов;
  • художественно-эстетическая направленность обучения детей с 1 по 11 класс;
  • отмена системы оценок до 7 класса;
  • достижения в обучении одного ребенка не сравнивают с успехами другого учащегося;
  • художественно организованное школьное пространство;
  • для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план развития и обучения, учитывающий его индивидуальные особенности;
  • дети получают знания благодаря групповым диалогам, исследовательской деятельности и практическим занятиям;
  • преподаются по методу погружения в языковую среду;
  • на уроках происходит постоянная смена действий, ориентированная на ритмы;
  • постоянно работает школьный театр, позволяющий детям проявлять творческий потенциал и лучше развивать коммуникативные способности;
  • родители принимают активное участие в жизни школы и детей;

Вальдорфская школа признана гуманной школой , в которой уважают мнение и интересы ребенка, а также не применяют в обучающем процессе контроля, оценок и постоянного сравнения. Выпускники данных учебных заведений являются полноценными, свободными и самостоятельными личностями.

Вальдорфская педагогика - чрезвычайно интересное и оригинальное направление педагогической теории и практики, существующее уже около 100 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике «Вальдорф-Астория» (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Теоретической основой вальдорфской педагогики является антропософия Р. Штайнера, один из постулатов которой - врожденная позитивная природа ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания - помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Всякое вмешательство в жизнь ребенка искажает его природу и принуждает к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого- либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, и от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных запретов, существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от работы других дошкольных учреждений.

Первый из них - это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Маленький ребенок (до 7 лет) постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая у него желания к различным действиям. Преждевременную интеллектуальность ребенок может использовать для критики других, для оправдания своих поступков, для демонстрации своих достоинств и предъявления излишних требований.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает значительное ограничение (а иногда и запрет) на использование кино-, теле- и, естественно, компьютерных средств. Современные средства массовой информации (СМИ) являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие. Они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять собственный мир и попадает в зависимость от технических средств. Они могут лишить его собственной активности, подавляют его фантазию, многие дети перестают играть, поэтому до определенного возраста необходимо предельно сократить (а лучше вовсе исключить) контакт ребенка со средствами массовой информации.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики - запрет на всякую оценку ребенка. Оценка как отрицательная, так и положительная, считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, чтобы получить похвалу или избежать порицания. Поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом - не только на его недостатках, но и на его успехах. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает безразличие к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви - главный принцип вальдорфской педагогики.

Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.

Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики - это подражание воспитателю. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром.

Воспитание через подражание предъявляет взрослому - воспитателю - значительно более строгие требования, чем воспитание авторитетом. Во всех мыслях и действиях воспитатель должен быть примером для детей.

Поскольку в вальдорфской педагогике нет определенной программы или методики (одно это уже требует высокого мастерства и непрерывного творчества), можно с уверенностью сказать, что воспитатель вальдорф- ского детского сада - это высокий профессионал, непрерывно работающий над собой, мастер своего дела.

Вместе с тем вальдорфская педагогика имеет совершенно четкие методические ориентиры, определяющие стратегию и содержание педагогической работы воспитателя.

Самая важная и главная деятельность детей - это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды (рис. 1.2). Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой - палочка с условной головой; кубиками - брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и т.п. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

Рис. 1.2.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться па ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Помимо свободной сюжетно-ролевой или режиссерской игры в детском саду используются особые игры, характерные только для вальдорфской педагогики. Следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, которые называются немецким словом «райгены». Райген (круг) - это ежедневная общая ритмическая игра-действие, когда дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет. Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание сюжета и демонстрирующие в движениях соответствующие образы: перевоплощаются во всевозможные существа и движениями показывают, как растет и распускается цветок, как качаются деревья на ветру, как двигаются разные животные, как работают люди разных профессий и т.д. В таких действиях сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение, благодаря чему, как считают валь- дорфские педагоги, достигается гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение духа, души и тела.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого, культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилом, игры-ожидания и др.

Особое внимание на каждом этапе жизни в детском саду уделяется организации детских взаимоотношений. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать самоценность и уникальность каждого ребенка, проявляет бережное и уважительное отношение к нему. Детские группы в вальдорф- ских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет). Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их. В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают. Все это, безусловно, способствует гуманным отношениям между детьми.

Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, па формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности, главной из которых является игра.

Естественно, что вальдорфская педагогика может быть востребованной только в демократических обществах с выраженными гуманистическими ценностями. Она остается достаточно узким, элитарным направлением педагогики и вряд ли вальдорфские детские сады смогут приобрести массовый характер, поскольку они предъявляют чрезвычайно высокие требования к педагогическому составу. Воспитатель такого детского сада должен пройти длительную специальную подготовку и стажировку под руководством опытных специалистов, что, естественно, не дает возможности расширять это направление. Кроме того, такой детский сад предполагает активное участие и сотрудничество родителей, к чему готовы далеко нс все. Взрослые должны принимать и разделять основные педагогические принципы и ценности вальдорфской педагогики, которые во многом не соответствуют установкам современных родителей. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения снижает привлекательность вальдорфских детских садов. Требования быть ближе к природе и ограничить влияние СМИ также расходятся с представлениями родителей и трудно реализуемы в современных городских условиях. Настораживают и замкнутость данного направления, его оторванность от современных условий жизни, искусственный романтизм, пронизывающий жизнь детей (игры в гномов, принцесс, небесные светила и др.). Все это препятствует широкому распространению вальдорфской педагогики.

Можно видеть, ч то во всех классических системах дошкольной педагогики игра занимает ключевое место, в то же время сама игра понимается и реализуется совершенно по-разному. Различия в определении игры и в понимании ее значения существуют и в настоящее время. Эти различия особенно ярко проявляются при сравнении подхода к игре в западной и в отечественной науке.

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения ругает за устаревшие а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Считается основателем антропософии - науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Основные принципы

Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них - каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский - это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад - и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении - это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки - даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Вальдорфская педагогика в деталях

Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад - это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия - лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва - это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое - на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад - «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....